На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель доходов- расходов .

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Макроэкономическое  равновесие.
    Кейнсианская модель  доходов- расходов .
                                              
  План 

  Введение                                                                                                   
    I   Макроэкономическое равновесие
        1.1 Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия                                                                                                                      3                                                                  
        1.2 Классическая модель равновесия                                                      5                
         1.3 Кейнсианская модель экономического  роста                                  6
    II   Кейнсианская модель доходов- расходов                                             
         2.1 Идеи выдвинутые Кейнсом                                                                22
         2.2 Принципы мультипликации, акселерации                                        23
        2.3 Циркуляционный поток и равновесие.                                              29
         2.4 Государственное регулирование экономики.                                    31
          2.5 Негибкие сбережения и инвестиции                                                 33
Заключение                                                                                                           35
Список  используемой литературы 

  Введение
       Известно, что мечтой любого экономиста  является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию.  К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон,  Милтон Фридмен и др.
       Макроэкономическое равновесие  являет собой загадку, решение которой  оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты мира бьются над этой задачей и, как видно, они успели много сделать за последнее столетие.  США благодаря четкой политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост на протяжении полутора десятка лет. В Великобритании преодолели кризис середины 80-х гг. и успешно борются с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом.
  В связи с глобализацией мировой  экономики и всё более тесной интеграцией национальных хозяйств вопрос о том, как развиваться наиболее эффективно остается открытым.
       В данной курсовой  работе я  предлагаю изложение основных теорий макроэкономического равновесия, которые получили наибольшее признание в мире экономистов. Эта работа не претендует на абсолютную безгрешность,  но, основываясь на фактах прошлого мы можем предположить, что нас ожидает в будущем. Также здесь  рассматривается одна из моделей экономической теории, а именно – кейнсианскую концепцию экономического роста.
  Главная задача данной работы – осветить взгляды, положения, подходы и предложения  кейнсианской школы; показать основные идеи и принципы, доказать их необходимость и сегодня, применить и значимость как для современного общества так и для истории.(1)
    

 

   I .   Макроэкономическое равновесие 

  Макроэкономическое  равновесие — это такое состояние  национальной экономики, когда использование ограниченных экономических ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.
  Достижение  полного равновесия — это экономический  идеал, поскольку в реальной жизни  неизбежны экономические кризисы, неполное или неэффективное использование ресурсов.
  В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Несмотря на то, что на практике существуют разные нарушения требований такой модели, знание теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации наиболее оптимального состояния экономики.
  В экономической науке существует достаточно много моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:
  • классическая модель макроэкономического  равновесия;
  • модель краткосрочного экономического равновесия Дж. Кейнса. (2) 

  1.1 Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия. 

     На реальном рынке встречаются не два контрагента — продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, стремится приобрести эти товары. Цены, по которым предлагаются и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, массовых, а не единичных сделок.
       К тому же на рынке предлагаются  и покупаются не только рубашки и галстуки, но и множество других товаров. В этом случае речь идет о совокупном спросе и предложении в рамках национального рынка. Иначе говоря, конкретные товары — галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, макароны и коньяки — объединяют в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном выражении.
    Макроэкономика — сложное, противоречивое  взаимодействие спроса и предложения,  затрат и результатов, доходов  и расходов. В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции. Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие, неценовые факторы — демографические сдвиги, географическое положение, национальные и исторические традиции, уровень профессиональной подготовки. В результате возникают неустойчивость и неравновесность. Особенно они присущи переходной экономике, в которой исключительно важную роль играют неформальные институты — обычаи, традиции, кодекс экономического поведения.
      Макроэкономическая неравновесность  — это инфляция, спад производства, нарушения платежного баланса.
    В самом общем виде равновесие  в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них.
     Обычно равновесие достигается  посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.
     А. Маршалл рассматривал равновесие  на уровне отдельного хозяйства или отрасли. Это микроуровень, который характеризует особенности и условия частичного равновесия. Но общее равновесие — это согласованное развитие (соответствие) всех рынков, всех секторов и сфер, оптимальное состояние экономики в целом.(3)
    Функционирование рыночного механизма  иногда сравнивают с взаимодействием и строгим сопряжением элементов часового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воздействия внешних факторов. Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Привычные финансовые и правовые регуляторы не срабатывают. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму не сразу, а постепенно, со значительными издержками и потерями.
    В результате существует немало  различий между традиционной картиной, складывающейся на макрорынке, на котором командные высоты занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным поведением кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
      Система равновесных цен как  своего рода «идеал» существует только в теории. В реальной хозяйственной практике происходит постоянное отклонение цен от равновесных. Иногда «привычные» взаимосвязи перестают действовать; возникают противоречивые и подчас неожиданные ситуации. Некоторые из них называют «ловушками».
     В качестве примера сошлемся  на так называемую ловушку  ликвидности, при которой количество денег в обращении (в ликвидной форме) растет, а понижение процентной (учетной) ставки практически прекращается.
  «Ловушка  ликвидности» — ситуация, когда процентная ставка оказывается на крайне низком уровне. Казалось бы это хорошо: чем ниже процентная ставка, тем дешевле кредит и, следовательно, благоприятнее условия для производственных инвестиций.
    На деле подобная ситуация  оказывается близкой к тупиковой. «Подстегнуть» инвестиции с помощью процента не удается, так как расставаться с деньгами и хранить их в банках никто не хочет. Сбережения не превращаются в инвестиции. Кейнс считал, что снижение процентной ставки в целях повышения прибыльности инвестиций имеет свой предел. Ловушка ликвидности — показатель неэффективности денежно-кредитной политики.
     Иная ситуация, именуемая «ловушкой  равновесности», возникает в условиях переходной экономики вследствие резкого снижения доходов населения. Равновесность на неоправданно низком уровне доходности основных групп населения носит тупиковый характер. Из-за подрыва, платежеспособного спроса выход из создавшегося положения оказывается необычайно сложным. «Ловушка равновесности» препятствует выходу из кризиса, достижению стабильности.(4) 

  1.2  Классическая модель макроравновесия в экономике. 

    В классической (и неоклассической)  модели экономического равновесия рассматривается, прежде всего, взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций.
      Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна                                                                      ключевая переменная (цена Р, процент r, заработная плата W/P), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы.
    Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит, она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.
     Картина взаимодействия между  сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.
  В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений; то тормозится прирост валового продукта.(5)
  1.3 Кейнсианская модель
     В отличие от классиков Кейнс  обосновал положение, согласно  которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия AD и AS характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов.
     Кейнсианская модель AD—AS — базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.
      Кривая совокупного спроса AD — количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии (рис. 25.1).
  
  Рис. 25.1. Кривая совокупного спроса  

  Совокупный  спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос.
      Между размерами совокупного  спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.
    Кривая совокупного предложения  (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен (рис. 25.2). 

  
  Рис. 25.2. Кривая совокупного предложения 

    В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).
     В долгосрочном периоде при  полной загрузке мощностей и  занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии. 

  
  Рис. 25.3. Модель экономического равновесия 

    Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис. 25.3). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.
    В данной модели возможны следующие  варианты:
   1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад;
   2) совокупный спрос обгоняет совокупное  предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.
     Экономическое равновесие предполагает  такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.
    Равновесие означает, что общая  структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.
     Напомним, что согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе. Для анализа положения о равновесии при неполной занятости была предложена упрощенная модель Кейнса. Для исследования взаимосвязи процентной ставки и национального дохода на рынке товаров и рынке денег была разработана другая схема, объединившая анализ этих двух рынков.(6)
  Совокупный  спрос
  
  Совокупный  спрос — это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
             Обратная, или отрицательная, зависимость  между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке.
  Причины такого отклонения различны.
  Такой характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя факторами:
  1) эффектом процентной ставки;
  2) эффектом материальных ценностей,  или реальных кассовых остатков;
  3) эффектом импортных закупок.
  Эффект  процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
  Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным.
  Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
  Эффект  богатства. Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
  Эффект  импортных закупок. При повышении  уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.
          Мы видели, что изменения в  уровне цен приводят к таким  изменениям уровня затрат потребителей  внутри страны, предприятий, правительства,  зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Эго значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет  увеличение  объема  производства.   Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами совокупного спроса.
  Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.
  Как показано на рисунке, увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо — от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.
  
  И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево  — от AD1 к АD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.
  Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице.
  Таблица 11-1. Неценовые факторы совокупного спроса:
  рычаг, смещающие кривую совокупного спроса
  1. Изменения в потребительских  расходах
  а) Благосостояние потребителя
  б) Ожидания потребителя
  в) Задолженность потребителя 
  г) Налоги
  2. Изменения в инвестиционных расходах
  а) Процентные ставки
  б) Ожидаемые прибыли от инвестиций
  в) Налоги с предприятий
  г) Технология
  д) Избыточные мощности
  3. Изменения в государственных  расходах
  4. Изменения в расходах на чистый  объем экспорта
  а) Национальный доход в зарубежных странах
  б) Валютные курсы
  Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3, как показано на рисунке, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.
  Изменения одного или нескольких неценовых  факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
  Благосостояние  потребителя.  Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо.
  Ожидание  потребителя.  Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо, И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.
  Точно так же массовое ожидание попои, полны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цеп. И наоборот, ожидание снижения цеп в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.
  Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя. Образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить ею сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.
  Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
  Инвестиционные  расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупною спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведёт к увеличению совокупною спроса.
  Процентная  ставка. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
  Ожидаемая прибыль от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, и свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И, наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемою снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
  Налоги  с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
  Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высоко технологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
  Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть, наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые  инвестиционные товары и потому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
  Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупною спроса. Увеличение государственных закупок национальною продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупною спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новых шоссейных дорог.
  Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупною спроса являются расходы на чистый экспорт.    Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране.  Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень экспорта создает более высокий спрос на  товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
  Какие неценовые факторы изменяют объем  чистого экспорта? Это, прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.
  Национальный  доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на наши товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Почему? Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
  Валютные  курсы. Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и йены японские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму иен. А потребители в России получат меньше иен за каждый рубль. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  Совокупное  предложение
  
  Совокупное  предложение — это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая  показывает уровень наличного реального  объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.
  Три сегмента кривой совокупного предложения  определяются как 1) кейнсианский (горизонтальный), 2) промежуточный (отклоняющийся вверх) и 3) классический (вертикальный) отрезки. Исследуем эти три отрезка.
  Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рисунке Qf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. Естественный уровень безработицы возникает при этом объеме национального продукта. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
  Этот  горизонтальный отрезок называют кейнсианским — по имени известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
  Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой,  увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства, Qf. Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
  Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном  отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Одна причина состоит в том, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех секторах или отраслях промышленности. Поэтому, когда реальный объем национального производства достигает отрезка QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
              Изменения в объеме национального  производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, что необходимо отличать от смещений самой кривой совокупного предложения. Иными словами, существующая кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS2 на рисунке указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения). И наоборот, смещение кривой от AS1 к АS3 будет называться смещением влево, которое указывает на уменьшение совокупного предложения. Это значит, что теперь предприятия будут производить меньший реальный объем национального продукта, чем раньше, при данном уровне цен (или будут назначать более, высокие цены при данном объеме национального производства).
  В таблице перечисляются такие "прочие условия", при изменении которых кривая совокупного предложения смещается. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они, вместе взятые, "определяют", или устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Факторы, указанные в таблице, имеют одну общую черту:
  когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции.
  
  Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками па единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется, но направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.
           Кроме изменений в реальном  объеме национального производства  есть и другие факторы, изменяющие  издержки на единицу продукции. Эти факторы перечислены в таблице. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.
  Неценовые факторы совокупного предложения. Факторы, смещающие кривую совокупного  предложения.
  Изменения цен на ресурсы
  А) Наличие внутренних ресурсов
      1) земля
      2) трудовые ресурсы
      3) капитал
      4) предпринимательские способности 
  Б) Цены на импортные ресурсы
  В) Господство на рынке
  Изменения в производительности
  Изменения правовых норм
  А) Налоги с предприятий и субсидии
  Б)  Государственное регулирование 

  Цены  на ресурсы. Цены на ресурсы   в отличие от цен на готовую продукцию   являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен па ресурсы приводит к противоположному результату.
  Наличие внутренних ресурсов. Кривая производственных возможностей общества сдвигается при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все (фирмы будут производить, и выбрасывать па рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
  Цены  на импортные ресурсы. Так же как спрос на российские товары за рубежом способствует увеличению нашего совокупного спроса, так и импорт ресурсов из-за рубежа способствует увеличению нашего совокупного предложения. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в России. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает  наше совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение.
  Недавно возникший фактор, который периодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, — колебания валютного курса.
  Государство на рынке. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены, на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке — это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.
  Производительность. Производительность – это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность  - это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.
    Производительность= реальный объем  производства / затраты
  Увеличение  производительности означает, что при  имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства.
  При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведёт к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.
    Изменения правовых норм. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Есть две категории таких изменений: 1) изменение налогов и субсидий и 2) изменение характера регулирования.
  Налоги  и субсидии. Увеличение налогов с предприятий, таких как налог, с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, так же как и увеличение заработной платы, может увеличить издержка на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, также уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.
  Государственное регулирование. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования яростно доказывали, что, увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной и условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование  снизит издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведёт к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.(7)
  Кейнсианская  программа экономического роста.
  Кейнс написал работу теоретического характера. Однако его обоснования и выводы представляют основу для формирования важнейших принципов экономической политики. В своей «Общей теории» он в целях обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора роста и повышения уровня занятости выдвигает следующие «рецепты»:
  Денежная  политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложении, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение процентной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается. Возникает «ловушка ликвидности» (рис. 5).
  Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный  спрос, Кейнс предлагал увеличить  государственные расходы, увеличить  государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но все же главным Кейнс считал наращивание расходов. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.
  Расчет  делался на то, что государство  «будет брать на себя все большую  ответственность за прямую организацию  инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено, прежде всего, на организацию общественных работ – строительство дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 

  
  
    

  Рис. 5. «Ловушка ликвидности»
  Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
  Политика  полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.
  В качестве главного инструмента Кейнс  рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности самого государства. Косвенные методы регулирования, в частности снижение процентной ставки, считались малоэффективными. (8) 
 
 

 

  II   Кейнсианская модель доходов –расходов 

  Наиболее  видным представителем сторонников “регулируемого” капитализма”  был английский  экономист  Джон  Мейнард Кейнс (1883-1846).  Он был сыном  Джона Невилля Кейнса, автора книги “Предмет и метод политической экономии”, опубликованной  в 1853 г. Он получил  образование в Итоне и Кембридже. В 1905 г. А.Маршалл написал Кейнсу: “Ваш сын великолепно работает в области экономической науки. Я говорил ему, что был бы очень рад,  если бы он решил посвятить себя карьере профессионального экономиста”.
    В 20-х  и 30-х  годах  Кейнс выступил  с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получил его главный труд “Общая теория занятости, процента и денег (1936). В связи с выходом этой книги буржуазные экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции,  о “новой экономической науке”. Ученик   экономиста А. Маршалла  он по основным теоретическим проблемам  - стоимость, капитал, заработная плата, рента  -  разделял его взгляды. Он  исходил из примата психологических факторов,  отрицал теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости, использовал концепцию  факторов производства.
  Кейнс выдвинул вопрос о необходимости  государственного вмешательства  в экономику в целях  исправления ее недостатков, которые до Кейнса   вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями.  В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы  увеличения производства товаров, Кейс на первый план поставил вопрос об  “эффективном спросе”, т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями.
  Основное  содержание общей теории занятости  Кейнса  сводится к следующему.  Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей  усиливается стремление к сбережению. Т.е. по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного  (действительно  предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.(9)
  2.1 Идеи, выдвинутые Кейнсом
    В чем суть концепции, предложенной  Кейнсом?
    Во-первых, ее именуют теорией  эффективного спроса. Идея Кейнса  состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.
    Во-вторых, это теория, придающая  решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.
    В-третьих, это теория, согласно  которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения
  Экономического  равновесия необходимо вмешательство  извне. Сама рыночная экономика “вылечит” себя не может.(10) 

  2.2 Теория инвестиционного мультипликатора
  Важную  роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.
  Первоначально эффект мультипликации был показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса.
  Кейнс использовал мультипликатор, трансформировав  его в показатель, выражающий взаимосвязь  между приростом инвестиций и увеличением дохода. Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).
  Мультипликатор  помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению) находятся в обратной пропорциональной зависимости.
  Формула мультипликатора исходит из известного нам положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если принять, что Y=1, то C+S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации KM может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению:
  
                                                     (1)

  Другое  выражение этой зависимости:
  
                                                  (2)

  где – предельная склонность к потреблению.
  Согласно произведенным подсчетам коэффициент мультипликации в индустриально развитых странах колеблется между 2 и 3. В 80-х гг. в США прирост инвестиций вызывают прирост национального дохода примерно в 2,5 раза (KM=2,5).
  Модели  и расчеты, иллюстрирующие действие инвестиционного мультипликатора, условны. Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. (11)
  Само  проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.
  Рассматривая  эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, <это> привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего». (12)
  Стимулирующий эффект мультипликатора зависит  от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.