На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентная стратегия в зрелых отраслях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание

Приложения

 

Введение

 
      Наиболее  существенная причина кризисного состояния предприятия, заключается в том, что на большинстве из них отсутствует стратегического планирование и управления хозяйствующим субъектом.
      Руководство предприятия в любой момент должно точно знать необходимые и ожидаемые суммы на счетах фирмы в течение недели, достаточно точно в пределах месяца, квартала, года. Оно должен быть уверено, что на предприятии происходит оптимальное формирование себестоимости, обоснованное ценообразование и, как следствие, достигается максимальный финансовый результат. Причем следует отметить, что с увеличением масштабов предприятия, сложность финансового управления многократно увеличивается, но еще больше возрастает роль эффективного финансового менеджмента.
      Цель  курсовой работы выбор конкурентной стратегии в зрелых отраслях.
      Объектом  исследования являлась текущая деятельность общество с ограниченной ответственностью «Немское».
      Предметом исследования послужили экономические показатели, характеризующие текущую деятельность предприятия.
      Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
      - проведен анализ научной, учебной  и методической литературы по  исследуемому вопросу;
      - дана общая характеристика предприятия;
      - проведен анализ ресурсного потенциала  предприятия и эффективности использования ресурсов;
      - проанализированы финансовые результаты  деятельности предприятия;
      - проведен анализ внешних факторов  деятельности предприятия;
      - предложены конкурентные стратегии для предпрития.
      Для написания работы использовались учебная  и методическая литература различных авторов, исследования специалистов, официальные публикации, а также данные форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и корпоративные документы исследуемого предприятия.

      1 теоретические и методологические аспекты конкурентной стратегии в новых и зрелых отраслях

 
      Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество  между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Практически общепринято и среди экономистов и в обществе в целом, что если производители постоянно находятся под угрозой гибели из-за более высоких издержек, или слишком низкой выручки - то общество в целом выигрывает. Поскольку лишь те наказания устрашают, которые время от времени применяются, то конкуренция лишь тогда действенна, когда она разоряет и губит отстающих. А часто ли гибнут отстающие в конкурентной экономике?
      Состав  производителей любой продукции обновляется довольно значительно, и это касается не только прогрессивных отраслей, вроде программистских фирм. Разоряются и банки, и страховые компании, хотя этому бизнесу сотни лет. Масштабы этого явления даже больше, чем видно на первый взгляд -многие разорившиеся фирмы, продававшие популярную продукцию (бывает и такое) продают и торговую марку другим, поэтому потребитель не замечает этого.
      Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.
      Стратегическое  управление призвано обеспечить фирме  выживание в долгосрочной перспективе. Это означает, что фирма довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью, удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия. В первую очередь это касается покупателей, сотрудников фирмы и ее собственников.
      Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.
      В первую очередь сказанное относится  к неправильному представлению о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки - это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.
      Как показывает практика преуспевающие  и перспективные рынки имеют высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких рынках очень велика.
      Необходимо  также отметить, что для многих небольших предприятий смысл  конкуренции сводится к тому, чтобы  быть похожими на своих более крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую  цель и это не должно останавливать дальнейший поиск.
      С другой стороны, стремление быть первыми  во всех сферах конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.
      Вопрос  где конкурировать, на каком рынке  извлекать прибыль всегда является одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям. Опросы работников московских предприятий, реализующих компьютерную технику показали, что менеджеры по сбыту, решая проблему выбора целевого рынка часто упускают из вида как, с помощью каких средств возможно достижение успеха. Перенос старых, используемых для других условий, приемов и методов конкуренции на новые рынки не приносит желаемых результатов. Вопрос: как конкурировать является столь же важным и критическим и, его игнорирование означает полное отсутствие целевой ориентации в конкурентной борьбе.
      Недостаточно  внимания уделяется и определению  начала и окончания периода использования разработанной стратегии конкуренции. Общая тенденция сокращения жизненного цикла товара, увеличение количества товаров, использующих технологические решения быстро сменяющие друг друга, изменение демографических характеристик рынка, политической ситуации в стране и другие динамические факторы осложняют правильный выбор начала внедрения новой стратегии конкуренции и периода ее использования на рынке.
      К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции можно  отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована на противодействие предприятиям-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что стратегия конкуренции должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только предприятие, но и его аппарат управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется в конечном счете за бюджет потребителей. И поэтому смысл конкурентной борьбы заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов.
      Подход  М.Портера к генерированию альтернативных стратегий основывается на следующем утверждении. Устойчивость позиций предприятия на рынке определяют: издержки, с которыми производится и сбывается продукция; незаменимость продукта; сфера конкуренции (т.е. объем обработки рынка).
      Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может за счет:
      обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара. Низкие издержки означают способность предприятия разрабатывать, производить и продавать товар со сравнимыми характеристиками, но с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая свой товар на рынке со сложившейся (или даже меньшей) цене, предприятие получает дополнительную прибыль;
      обеспечения незаменимости продукта с помощью  дифференциации. Дифференциация означает способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что дает большую прибыль.
      Помимо  этого перед предприятием стоит  выбор, на каком «по ширине фронта» рынке конкурировать: на всем рынке или на какой-либо его части (сегменте). Этот выбор можно осуществить, используя зависимость между долей рынка и рентабельностью предприятия, предложенную М.Портером
      Успеха  добиваются крупные предприятия  с большей долей рынка, а также  относительно небольшие узкоспециализированные предприятия. Стремление небольших  предприятий дублировать поведение крупных предприятий, не считаясь со своими реальными возможностями, приведет в критическую область утрате конкурентных позиций.
      Для подобных предприятий, чтобы добиться успеха, следует выполнять правило: «Сегментируй рынок. Сужай производственную программу. Добивайся и сохраняй максимальную долю на минимальном рынке».
      Исходя  из этого, для укрепления позиций  предприятия М.Портер рекомендует использовать одну из трех стратегий:
      1. Лидерство за счет экономии  на издержках
      Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляет на всемерное сокращение затрат.
      Предпосылки большая доля рынка, наличие конкурентных преимуществ (доступ к дешевому сырью, низкие расходы на доставку и продажу товаров и др.), строгий контроль расходов, возможность экономии расходов на исследования, рекламу, сервис
      Преимущества cтратегии:
      предприятия рентабельны даже в условиях сильной конкурентной борьбы, когда другие конкуренты терпят убытки;
      низкие затраты создают высокие входные барьеры;
      при появлении продуктов-заменителей лидер по экономии на издержках имеет большую свободу действий, чем конкуренты;
      низкие затраты снижают влияние поставщиков
 
      Риски стратегии:    
      конкуренты могут перенять методы снижения затрат;  серьезные технологические новшества могут устранить
      имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопригодным накопленный опыт;
      концентрация на затратах затруднит своевременное обнаружение изменении требований рынка;
      непредвиденное действие факторов, увеличивающих затраты, могут привести к уменьшению разрыва в ценах в сравнении с конкурентами.
      2. Стратегия дифференцирования
      Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на создание продукта, который обладает большей пользой для потребителей по сравнению с продуктом конкурентов. При этом затраты не относятся к числу первоочередных проблем. Примером стратегии дифференцирования могут служить стратегии фирм «Мерседес», «Сони», «Браун» и др.
      Предпосылки:
      особый престиж предприятия;
      высокий потенциал для проведения НИОКР;
      совершенный дизайн;
      изготовление и использование материалов самого высокого качества;
      возможно полный учет требований потребителей;
      Преимущества стратегии:
      потребители предпочитают продукт данного предприятия;
      предпочтение потребителей и неповторимость продукта создают высокие входные барьеры;
      особенности продукта снижают влияние потребителей;
      высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками.
        Риски cтратегии:       
      цена продукта может быть настолько значительной что потребители, несмотря на верность данной марки  предпочтут продукт других фирм;
      возможны подражания других фирм, что приведет к снижению преимуществ, связанных с дифференцированием;
      изменение системы ценностей потребителей может привести к снижению или потере значения особенностей дифференцированного продукта.
      3. Стратегия концентрации на сегменте
      Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного.
      Предпосылки: предприятие должно удовлетворять требования потребителей эффективнее, чем конкуренты.
      Риски стратегии:        
      различия в ценах на продукты специализированных предприятии и предприятий, обслуживающих весь рынок, могут в глазах потребителей не соответствовать преимуществам специфических для данного сегмента товарам;
      конкуренты могут специализировать свой товар еще сильнее, выделив внутри сегмента подсегменты.
      Рекомендации М. Портера по выработке стратегии основаны на том что предприятие уже имеет определенные конкурентные преимущества, но неясно как и за счет чего они достигнуты. Модель используется в случае замедления роста и стагнации отраслей.
 

2 Общая характеристика ООО «Немское»

      2.1 Организационно-техническая  характеристика ООО  «Немское»

 
      ООО «Немское»  был  основан в п. Нема в 1933 году Постановлением №64/6 Президиума Немской поселковой администрации  как пункт по первичной обработке и входил в состав Кировского мясокомбината (тогда Вятского мясокомбината).
      ООО "Немское" создано 21 февраля 1993 года распоряжением Немской поселковой администрации № 85 в форме общества с ограниченной ответственностью.
      Учредители  общества:
      • Нешуренко Константин Борисович, гражданин РФ;
      •  Воронин Сергей Александрович, гражданин  РФ.
      Участники имеют равные доли в уставном капитале общества.
      Участники несут ответственность по обязательствам общества в пределах вклада в имущество общества (доли в Уставном фонде).
      Юридический адрес общества: Кировская область, п. Нема, ул. Ленина, 13.
      Местонахождение общества: Кировская область, п. Нема, ул. Ленина, 13.
      Общество  вправе от своего имени заключать  договоры, приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет печать, штамп и бланки, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков и другие реквизиты.
      Правовой  основой деятельности общества является Гражданский кодекс РФ, также общество руководствуется в своей деятельности Уставом и другими учредительными документами.
      Основной  вид деятельности предприятия - производство колбасных изделий, мясных продуктов, полуфабрикатов и технической продукции.
      Целями  общества являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
      Для достижения уставных целей общество, в соответствии с действующим законодательством, имеет право:
      - производить на всей территории  Российской Федерации и за  рубежом товары и услуги, разрешенные  для производства;
      - создавать дочерние предприятия, филиалы и т.п.;
      - реализовывать свою продукцию,  работы, услуги по ценам и тарифам  на договорной основе, а в случаях,  предусмотренных законодательством  – по государственным регулируемым ценам;
      - совершать любые действия и  заключать любые сделки, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
      Высшим  органом управления Общества является собрание участников Общества.
      К исключительной компетенции общего собрания участников общества относятся:
      - изменение Устава общества, изменение размера его уставного капитала;
      - образование исполнительных органов  общества и досрочное прекращение их полномочий;
      - утверждение годовых отчетов  и бухгалтерских балансов общества;
      - решение о реорганизации или  ликвидации общества;
      - избрание ревизионной комиссии общества.
      Решение общим собранием принимаются  простым большинством голосов присутствующих участников.
      Единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор Общества, осуществляющий текущее руководство деятельностью Общества.
      Генеральный директор решает все вопросы деятельности общества, кроме тех. которые входят в компетенцию собрания.
      Генеральный директор подотчетен собранию участников общества и организует выполнение его  решений.
      Генеральный директор без доверенности осуществляет действия от имени общества.
      Контроль  за деятельностью Генерального директора  Общества осуществляется ревизором.
      Проверка  деятельности Генерального директора  производится ревизором по поручению собрания участников Общества, либо по требованию одного из участников.
      Ревизор направляет результаты проведенных  им проверок собранию участников общества.
      Основной  целью Общества является извлечение прибыли.
      Основными видами деятельности Общества являются:
      переработка мяса,
      производство  колбас,
      торгово-закупочная деятельность.
      Ассортимент производимой предприятие продукции  представлен в Приложении 1.
      Производственная  структура предприятия представлена в Приложении 2.
      Анализ  производственной структуры предприятия  показал, что предприятие для осуществления уставных видов деятельности имеет: цех по производству вареных колбас; копченых колбас, мясных полуфабрикатов.
      Хозяйственную деятельность основных производственных цехов обеспечивают цеха вспомогательного производства: транспортный цех, электроцех, ремонтно-строительный цех, котельный цех.
      В состав предприятия входят подразделения  непроизводственной сферы: ЖКО, Дом культуры, объекты общепита и торговли.
      Как уже говорилось выше, основной целью  предприятия является получение прибыли от реализации продукции. В соответствии со своей спецификой, предприятие использует линейно-функциональную структуру управления.
      Организационная структура управления построена  на следующих принципах:
      - наличие четко сформулированной  цели предприятия;
      - малозвенность в управлении;
      - эффективная система связи, обеспечивающая  передачу информации и обратную  связь;
      - четкое разграничение функций  между отдельными звеньями управления.
      При такой структуре управления всю  полному власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональный подразделений.
      Функциональные  структуры подразделения находятся  в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующий руководителей служб.
      К преимуществам такой системы  можно отнести:
      - более глубокую подготовку решений и планов, связанных со специализацией работников;
      - освобождение главного линейного  менеджера от глубокого анализа  проблем;
      - возможность привлечения консультантов  и экспертов;
      Недостатками  являются:
      - отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
      - недостаточно четкая ответственность,  так как готовящий решение  как правило не участвует в  его реализации;
      - чрезмерно развитая система взаимодействия  по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.
      На  предприятии разработаны положения  о структурных подразделениях управления, определяющие их задачи, обязанности и функции; должностные инструкции, в которых четко определяются обязанности, полномочия и ответственность  работника конкретной должности; утверждено штатное расписание.
      При разработке должностных инструкций используются Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.98. № 37
      Состав и структура  товарной продукции предприятия  представлены в таблице 1. 

      Таблица 1 - Состав и структура товарной продукции ООО «Немское»
Наименование  продукции 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменение 2008 г. к 2006 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % Абсолютное Относительное, %
Вареные колбасы 36770,1 67,4 38255,9 67,7 43451,4 70,4 +6681,3 118,2
Сосиcки и сардельки 982,0  
1,8
960,6  
1,7
 
1543,5
 
2,5
+561,5 157,2
Копченые  и полукопченые колбасы 10529,1 19,3 13022,9 23,0 14138,0 22,9 +3608,9 134,3
Мясные  полуфабрикаты 927,4 1,7 1104,1 2,0 1926,1 3,1 +998,7 207,7
Субпродукты 1 категории 3000,5 5,5 1695,2 3,0 370,4 0,6 -2630,1 12,3
Прочая  продукция 2345,9 4,3 1469,2 2,6 308,7 0,5 -2037,2 13,2
Всего по предприятию 54555,0 100 56508,0 100 61738,0 100 +7183,0 113,2
 
      Как свидетельствуют данные таблицы 2, объем  товарной продукции в целом по предприятию за три года возрос на 13%. Значительно увеличились объемы производства мясных полуфабрикатов (+107,7 %) и сосисок и сарделек (+57,2%).
      В то же время специализируется ООО  «Немское», как видно из таблицы 2, на производстве колбас, в том числе удельный вес вареных в 2008 г. – 70,4; копченых и полупченых – 22,9%. Резко снизилось, более чем в 5 раз, производство субпродуктов, их удельный вес в 2008 г. составил лишь 0,6%.
      Эффективность экономической деятельности предприятия  во многом зависит от обеспеченности предприятия ресурсами и от эффективности  использования ресурсов.
      Основными ресурсами предприятия и важнейшими факторами производства являются: трудовые ресурсы, основные средства и оборотные средства.
      Рассмотрим  структуру основных фондов исследуемого предприятия (Таблица 2). 

      Таблица 2 - Состав и структура основных средств
Виды  основных средств 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Здания 55112 50,0 51777 46,4 45413 40,2
Сооружения 10472 9,5 9820 8,8 6439 5,7
Машины  и оборудование 32075 29,1 31356 28,1 38296 33,9
Итого ОПФ 97659 88,6 92953 83,3 90148 79,8
Непроизводственные  ОФ 12566 11,4 18635 16,7 22819 20,2
Итого основных средств 110225 100 111588 100 112967 100
 
      Анализ  структуры основных средств показывает, что в течение всего анализируемого периода наибольшую долю в составе  основных средств занимают здания (2006г. - 50,0%; 2007г. – 46,4%; 2008г. - 40,2%). Это объясняется наличием на балансе предприятия непроизводственных объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы. Положительным моментом является увеличение доли машин и оборудования в общей стоимости основных фондов (2006г.- 29,1%; 2007г. – 28,1%; 2008г. – 33,9%).
      Рациональное  использование персонала предприятия  – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного  процесса и успешное выполнение производственных планов.
      Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию (табл. 3). 

      Таблица 3 - Численность и структура работников ООО «Немское» на 01.01.2009г.
Категории работников Численность по штатному расписанию, чел Фактическая численность, чел Структура персонала, % Отклонение  фактической численности от плановой
Рабочие 318 381 73 63
Руководители 30 34 7 4
Специалисты 22 30 6 8
Служащие 2 3 0 1
Итого ППП 372 448 86 76
Непромышленный персонал 38 75 14 37
Всего работников 410 523 100 112
 
      Как показывает анализ таблицы 3, фактическая численность работников больше плановой (предусмотренной штатным расписанием) на 112 человек.
      Такое значительное отклонение фактической  численности персонала от плановой объясняется тем, что нормативы численности персонала давно не пересматривались и не отражают реальную потребность предприятия в трудовых ресурсах. Необходимо пересмотреть нормативную численность персонала, привести ее в соответствие с современными потребностями предприятия, а затем привести фактическую численность персонала к плановой.
      Соответствие  этих двух показателей необходимо для  планирования и распределения фонда заработной платы работников.
      На  конец исследуемого периода средняя  заработная плата на предприятии  составляла 3336 руб., что соответствует средней заработной плате по немскому району.
      Наибольший  удельный вес  (72,9 %) в общей численности  работников имеют рабочие.
      Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств (оборотного капитала). Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
      Рассмотрим  структуру оборотных средств  предприятия на основании данных баланса (Таблица 4). 

      Таблица 4 - Структура оборотных средств ООО «Немское»
 
Показатели 2006г. 2007г. 2008г.
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Запасы, тыс. руб. 2144 36,43 2734 36,89 3034 31,30
НДС по приобретенным ценностям, тыс. руб. 820 13,93 1404 18,94 2403 24,79
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 2662 45,23 3085 41,63 4185 43,18
Денежные  средства, тыс. руб. 259 4,40 188 2,53 70 0,72
Всего оборотных средств, тыс. руб. 5885 100,0 7411 100 9692 100
 
 
      Анализ  структуры оборотных средств  в табл. 4 показал, что наибольший удельный вес имеют дебиторская задолженность (43,2% - на конец периода) и производственные запасы (31,3% - на конец периода).
      Негативным  моментом является незначительный удельный вес (0,72% - на конец периода) денежных средств в общем объеме оборотных  средств.
      Улучшить  структуру оборотных средств можно путем взыскания дебиторской задолженности.
      Одним из основных условий эффективной  работы предприятия является снижение себестоимости продукции. Для оценки выполнения плана по себестоимости продукции в 2008 году  рассмотрим таблицу 5, составленную на базе данных ООО «Немское». 

      Таблица 5 - Структура себестоимости продукции  в 2008 году
Показатели Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
План Факт +/- План Факт +/-
Материальные  затраты 34196,0 37892,0 +3696,0 71,7 71,9 + 2,2
Заработная плата 5580,0 6519,0 +939,0 11,7 12,4 + 0,7
Отчисления  на соцстрахование 1920,0 2282,0 +362,0 4,0 4,3 + 1,2
Амортизация основных средств 2850,0 2899,0 +49,0 6,0 5,5 - 3,4
Прочие  расходы 3147,0 3109,0 -38,0 6,6 5,9 - 0,7
Полная  себестоимость 47693,0 52701,0 +5008,0 100 100 -
В т.ч.: переменные  расходы
39108,0 43742,0 +4634,0 82,0 83,0 + 1
постоянные  расходы 8585,0 8959,0 +374,0 18,0 17,0 - 1
 
      Как видно из таблицы 5, что в целом фактические затраты предприятия на производство продукции составили в 2008 году 52701 тыс. руб. Эта сумма выше суммы полной себестоимости, предусмотренной по плану, на 5008 тыс. руб., или на 10,5 %.
      Перерасход  произошел почти по всем видам  затрат и особенно по материальным затратам на 3696 тыс. руб. или 10,8%, затраты по заработной платы увеличились на 16,8, что связано с некоторым ростом объема производства и соответственным ростом зарплаты производственных рабочих, а также повышением уровня зарплаты в целом по предприятию.  Сумма переменных затрат увеличилась больше, чем постоянных затрат. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат в связи с инфляцией, а также вырос уровень заработной платы; доля начисленной амортизации и прочих расходов уменьшилась.
      Приведенная фактическая структура затрат, позволяет сделать вывод, что данное производство является материалоемким. Следовательно, важным направлением снижения издержек на производство является поиск резервов по сокращению материальных расходов.
      Рассмотрим  показатели эффективности использования ресурсов предприятия (таблица 6).
      Оценка  эффективности использования основных производственных фондов основана на применении общей для всех ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости. 

      Таблица 6 – Анализ эффективности использования ресурсов ООО «Немское»
Показатели 2006г. 2007г. 2008г. Отклонение (+, -) 2008г. к 2006г. Темп роста, 2008г. к 2006г., %
Фондоотдача, руб. 0,56 0,59 0,67 +0,11 119,64
Фондоемкость, руб. 1,78 1,69 1,48 -0,30 83,15
Фондовооруженность, руб. 260,92 248,84 230,03 -30,89 88,16
Производительность  труда, тыс. руб. на 1 раб., руб. 146,65 147,54 155,12 +8,47 105,78
Трудоемкость, час/ руб. 12,62 12,55 11,66 -0,96 92,39
Материалоемкость, руб. 0,10 0,12 0,14 +0,04 140,00
Материалоотдача, руб. 10,33 8,50 7,22 -3,11 69,89
 
      Показатели  отдачи характеризуют выход готовой  продукции на 1 руб. ресурсов.
      Показатели  емкости характеризуют затраты  или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска  продукции.
      В связи с тем, что темпы роста выручки от реализации продукции опережают темп роста среднегодовой стоимости основных производственных фондов, за анализируемый период фондоотдача увеличилась на 19,6 %, а фондоемкость соответственно снизилась, это конечно положительный факт, но все же фондоотдача основных производственных средств предприятия является низкой.
      Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой  продукции или амортизационной емкости.
      Рост  фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.
      Наиболее  обобщающими показателями эффективности  использования рабочей силы являются среднегодовая выработка продукции одним работающим (производительность труда) и трудоемкость (трудозатраты на 1 руб. продукции).
      Анализ  показывает повышение производительности труда (на 5,8%) и снижение трудоемкости (на 7,6%), что свидетельствуют о  повышении эффективности использования рабочей силы.
      Показателями  эффективности использования материальных ресурсов являются показатели материалоемкости и материалоотдачи продукции.
      Материалоемкость  продукции отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции.
      Материалоотдача характеризует выход продукции  с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
      Показателем эффективного использования ресурсов является снижение материалоемкости и  повышение материалоотдачи.
      Анализ  показал значительное повышение  материалоемкости и снижение материалоотдачи, что свидетельствует о неэффективном использовании оборотных средств.
      Подводя итог анализу ресурсного потенциала предприятия, можно отметить следующее: все ресурсы предприятия имеют положительную динамику; показатели эффективности использования ресурсов (кроме материалоотдачи) имеют тенденцию к росту.
      В целом можно говорить, что предприятие  в достаточной мере обеспечено ресурсами и эффективность их использования возрастает.
      Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
      Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
      Прибыль является целью и конечным результатом деятельности большинства предприятий.
      Прибыль – это показатель доходности. Он зависит от суммы полученной выручки от реализации продукции, работ, услуг, и от себестоимости этой продукции. Показатели прибыли свидетельствуют об эффективной (или неэффективной) деятельности предприятия.
      Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
      На  основании отчета о прибылях и убытках проследим динамику этих показателей.
      Обобщенные  данные о прибылях и убытках предприятия  представлены в таблице 7.
      Данные  таблицы 7 показывают, что при росте выручки от продаж на 7182 тыс. руб. (на 13 %), себестоимость выросла на 9261 тыс. руб. (на 21%),  в связи с опережающим темпом роста себестоимости валовая прибыль за анализируемый период уменьшилась на 2078 тыс. руб. (на 19 %); прибыль от продаж снизилась на 1762 тыс. руб. (на 21 %), за счет снижения в 2008 г. по сравнению с 2006 г. коммерческих расходов на 316 тыс. руб., что несомненно положительный факт при росте выручки от продаж. 

      Таблица 7 -  Динамика финансовых результатов  ООО «Немское», тыс. руб.
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отклонения 2008 к 2006
тыс. руб. %
Выручка от продаж, в т.ч. 54555 56508 61738 7183 113
Себестоимость продаж, в т.ч. 43440 46734 52701 9261 121
Валовая прибыль 11115 9774 9037 -2078 81
Коммерческие расходы 2774 2611 2458 -316 87
Прибыль (убыток) от продаж 8341 7163 6579 -1762 79
Сальдо прочих доходов и расходов -301 -1020 -7105 -6804 ---
Прибыль (убыток) до налогообложения 8040 6143 -526 -8066 ---
Налог на прибыль и другие 1716 1311 413 -1303 24
Чистая прибыль 6324 4832 -939 7263 ---
Рентабельность  продаж 0,15 0,13 0,11 -0,04 73
Рентабельность  производства 0,19 0,15 0,12 -0,07 63
 
      Значительное  превышение прочих расходов над соответствующими доходами, и рост отрицательного сальдо по данным статьям привело к тому,  что предприятие на конец анализируемого периода имеет убыток по обычным видам деятельности в сумме –939 тыс. руб.
      Больший темп снижения прибыли до налогообложения  и чистой прибыли по  сравнению с темпами снижения показателей валовой прибыли и  прибыли от продаж объясняется значительным ростом сумм  операционных и внереализационных расходов.
      Рентабельность  продукции и рентабельность основной деятельности (рентабельность производства) имеет тенденцию к снижению.
      За  анализируемый период рентабельность продукции снизилась на 27%, а рентабельность основной деятельности снизилась на 37 %. Опережающие темпы снижения рентабельности производства над темпами снижения рентабельности продукции объясняются опережающими темпами роста себестоимости над темпами роста выручки от продаж.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  в течение анализируемого периода  экономическая эффективность деятельности предприятия снизилась, это связано  в первую очередь со снижением  рентабельности производства, а также с получением предприятием убытка в 2008 г., в основном за счет убытков связанных с содержанием объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.
      Уменьшение  величины прибыли, как правило, влечет за собой потерю платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Поэтому жизненно необходимо для предприятия рассмотреть как снижение экономической эффективности деятельности предприятия повлияло на финансовую устойчивость предприятия.  

      2.2 Анализ внешних факторов и условий деятельности ООО «Немское»

      2.2.1 Анализ и оценка рыночных возможностей предприятия

 
      Рассмотрим  основные критерии характеризующие  степень развития отрасли, в которой  работает ООО «Немское»
      - темпы роста продаж растут  медленно, не опережая темпы роста ВНП;
      - ассортимент продукции расширяется не значительно;
      - число конкурентов значительно,  количество и виды конкуренции  стабильны;
      - технологии подвержены усовершенствованию, расширение ассортимента происходит за счет технического перевооружения;
      - легкость проникновения в отрасль невысокая, фирмы могут работать на узком сегменте;
      - потребители формируют предпочтения, чувствительны к ценам.
      Можно сделать заключение, что отрасль  находится в стадии развития, мясопродукты пользуются спросом как необходимый  товар. Влияние поставщиков – незначительно, они не организованы и не могут серьезно влиять на цену; влияние покупателей – значительно, т. к. как покупатели имеют возможность выбирать продукцию различного качества, цены, производителя.
      Рассмотрим  основных конкурентов ООО «Немское» и их долю в общей емкости рынка (таблица 8). 

      Таблица 8 – Основные конкуренты ООО «Немское» 
Предприятие Доля в общей  ёмкости рынка
ОАО "Кировский мясокомбинат" 25%
ЗАО «Дороничи» 15%
ЗАО «Заречье» 11%
Абсолютмяспром 11%
ОАО «Таурас» 8%
ОАО «Стратег» 7%
ОАО "Слободской мясокомбинат" 5%
ООО «Немское» 2%
Мелкие  фирмы 16%
 
      Таким образом, из таблицы 8 можно сделать вывод, что ООО «Немское» занимает небольшую часть емкости рынка мясопродуктов - 2%.
      Ассортимент продукции у предприятия меньше чем у потенциальных конкурентов, это связано с недостатком  у предприятия денежных средств, для обновления устаревшего оборудования и внедрения новых видов продукции.
      Качество  продукции у всех потенциальных  конкурентов примерно одинаковые, т.к. они применяют одни и те же типовые технологические процессы и стандарты продукции.
      Для того чтобы выдерживать жесткую конкуренцию, создавшуюся на данный момент в мясной отрасли, ООО «Немское» необходимо осваивать новые виды продукции, такие как мясные деликатесы; выпуск колбас и мясных деликатесов в вакуумной упаковке, что позволяет продлить срок хранения продукции без добавления консервантов и не сказывается отрицательно на качестве продукции. Герметические свойства современных пленок значительно увеличивают сроки хранения продуктов.
      Для этого необходимо приобретение высокотехнологического оборудования по выпуску и упаковке, нарезке продукции. Проблема заключается в отсутствии у предприятия собственных средств для приобретения оборудования, и не возможности получения банковского кредита на выгодных для предприятия условиях в связи с острой неплатежеспособностью предприятия и его кризисным финансовым состоянием.

      2.2.2 Анализ факторов макросреды

 
      Также выполним анализ влияния на фирму  макросреды:
      1) Политическая среда, благоприятна, влияние слабое (нет преимуществ);
      2) Экономическая среда
      Низкий  уровень экономического развития страны, высокий уровень безработицы, достаточно высокий уровень инфляции в стране, низкий уровень производительности труда, трудности с получением долгосрочных кредитов, отсутствие льгот по налогообложению данной отрасли, высокие цены на энергоносители. Среда неблагоприятна. Влияние среднее
      3) Социальная среда
      Снижение  численности населения, уровня рождаемости, старение население страны, падение жизненного уровня и качества жизни.
      4) Техника и технология 
      Ускорение научно-технического прогресса, появление новых технологий и оборудования, с одной стороны, и ограниченные инвестиционные возможности с другой стороны
      Все это не способствует высоким темпам роста предприятий данной отрасли.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  внешняя среда сложная и изменяемая.
      Первоочередными задачами можно считать снижение издержек, освоение новых товаров не требующих больших инвестиционных вложений.
      Предварительный стратегический выбор в пользу диверсификации синергетического типа.
 

      3 конкурентная стратегия ооо «немское»

      3.1 Мероприятия по  снижению себестоимости  вареных колбас

 
      Результаты  анализа показали, что основным источником кризисного состояния ООО «Немское»  является высокая себестоимость  продукции и темпы ее роста.
      Производство  предприятия – материалоемкое, предприятие специализируется на выпуске вареных колбас. Поэтому источниками резервов снижения себестоимости производства продукции  является экономное использования сырья и материалов в первую очередь при производстве вареных колбасных изделий является
      Рациональное  использование сырья и материалов имеет существенное значение в себестоимости колбас в связи с высоким удельным весом этого вида затрат в структуре себестоимости колбас (64,2 % по фактическим данным 2008 года). Для производства вареных колбас используется большое количество различных видов сырья и материалов.
      В качестве калорийного вкусового  продукта используется консистенция соевой муки и необходимого количества для ее растворения воды. В составе затрат на 1 тонну колбас расходы на данную консистенцию занимают 16,8 %. Применение в производстве соевой муки требует больших затрат воды, так как для растворения 1 кг муки требуется 6 л специально очищенной воды.
      В качестве внедрения новой производственной технологии рекомендуется использовать изолированный соевый белок, который обладает высоким уровнем калорийности (90 – 92 % чистого белка). Использование данного белка в производстве мясной продукции повышает экономические, потребительские и технологические показатели переработки мясопродуктов.
      Технологические особенности изолированного соевого  белка позволяют сократить норму расхода воды в 3 раза, по сравнению нормой расхода воды для растворения соевой муки. Применение соевого белка способствует сокращению нормы расхода соли, жира, яиц и молока; а также, при его использовании можно  заменить свинину полужирную на свинину тощую, что отразится на снижении  затрат на данный вид сырья, так как свинина тощая дешевле полужирной почти в 2 раза. Кроме того, концентрированный соевый белок обладает исключительно ценными вкусовыми качествами, какие не может дать растворенная соевая мука.
      Для того, чтобы убедиться в выгодном применении нового биологического фермента, можно рассмотреть сравнительную таблицу фактических материальных затрат на производство вареных колбас 2008 года и плановых материальных затрат с применением соевого белка (таблица 9).   
      В результате замены соевой муки на концентрированный  соевый белок в производстве колбасных  изделий сокращается удельная норма  расхода на 1 тонну на 20 %. Несмотря на то, что цена 1 кг белка выше цены муки на 18 %, общая сумма затрат на соевый белок составила 3283 руб., что ниже суммы затрат на муку на 193,05 руб. Кроме того, значительно сокращается норма расхода необходимой для растворения воды – на 28 %, так как для растворения нового фермента необходимо воды в 3 раза меньше, чем для растворения соевой муки.
      В результате получения от белка максимального  уровня калорийности, свинина полужирная заменяется на тощую, вследствие чего достигается значительная экономия затрат за счет низкой цены (на 6849 руб.). Также сокращается норма расхода жира на 8 кг или на 19 %.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.