На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ организации финансов в ОАО «Алтайгазавтосервис»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Организация финансов предприятий
1.1 Принципы организации предприятий, их развитие в рыночных условиях
1.2 Финансовые ресурсы предприятия, их состав и структура
1.3 Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии
2. Анализ организации финансов в ОАО «Алтайгазавтосервис»
2.1 Краткая характеристика  деятельности
2.2 Анализ организации  финансов на предприятии
Заключение
Список используемой литературы 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития.
     Идет  коренная перестройка прежнего механизма  управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.
     Рыночная  экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
     Огромную  роль, как в самой структуре  рыночных отношений, так и в механизме  их регулирования со стороны государства играют финансы.
     Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
     Также рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.
     В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Проводимые экономические реформы повлекли за собой глобальное изменение в структуре финансовых и производственных отношений.
     Объект  исследования – финансы ОАО «Алтайгазавтосервис»
     Предмет исследования – процесс организации  финансов на предприятии.
     Целью курсовой работы станет рассмотрение организации финансов коммерческих предприятий.
     Для достижения цели были поставлены и  решены следующие задачи:
     - теоретическая характеристика принципов  организации финансов, структуры  финансовых ресурсов коммерческих  предприятий, организацию финансовой работы на предприятии.
     - рассчитать практическую часть  курсовой работы и составить  пояснительную записку.
     В работе использованы научные труды  ведущих российских и зарубежных ученых по вопросам управления финансами, в частности организации финансов. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих специалистов, решающие задачи в области организации финансовой деятельности.
     Использовались  данные учета ОАО «Алтайкрайгазавтосервис». 

 

      1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 

     1.1 Принципы организации финансов предприятий, их развитие в
     рыночных условиях 

     Финансы предприятий являются основой финансовой системы России, так как именно они непосредственно участвуют  в процессе материального производства.
     При участии финансов предприятий создается  и первично распределяется валовой  внутренний продукт. Поэтому, прежде всего  от состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных в рамках государства денежных фондов финансовыми ресурсами, а также активность банковской и страховой деятельности [11; с. 24].
     Финансовые  отношения коммерческих предприятий  строятся на определенных принципах, связанных  с основами хозяйственной деятельности [11; с. 24].
     Традиционно к основным принципам организации финансовых отношений относят:
     -самостоятельность хозяйственной деятельности;
     -самоокупаемость и самофинансирование;
     -заинтересованность в результатах деятельности;
     -принцип материальной ответственности;
     -принцип обеспечения финансовых резервов.
     Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно принимает решение по поводу целей, видов, перспектив и методов своей производственно-хозяйственной деятельности.
     Однако  о полной хозяйственной самостоятельности  говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 года, проходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ [5; c.280].
     Следующим принципом организации финансов является принцип самофинансирования и самоокупаемости.
     Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
     В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.[10; с.82].
     Самофинансирование  в деятельности ОАО «Алтайкрайгазсервис» имеет следующие преимущества:
    исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);
    предприятие становится более независимым от внешнего капитала;
    за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;
    облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.
     Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности  предприятия, его собственников и работников за ведение и результаты хозяйственной деятельности.
     Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными  ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий.
     При этом:
    вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;
    суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;
    руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;
    ограничения по ресурсам носят достаточно общий характер, т.е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организации производственно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта т.п.
     Смысл выделения центров ответственности - в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.
     В зависимости от того, какой критерий - затраты, доходы, прибыль, инвестиции- определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.
     Затратообразующий центр(cost center)- подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
     Доходообразующий  центр (revenue center)- подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов: примеры- отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость; главная его задача- организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т.п. безусловно. В этом случае возникают затраты, но не они являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства.
     Прибылеобразующий центр (profit center)- подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, дивизиональные подразделения с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности.
     Инвестиционно-развивающий  центр (investment center)- подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений. Центр ответственности данного типа – наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь больше и число субкритериев - затраты, доходы, прибыль, объем разрешенных инвестиций, показатели рентабельности
     [6; c.20].
     Очевидно, что в настоящее время имеются  слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
     Принцип обеспечения финансовых резервов указывает на целесообразность формирования денежных резервов предприятия для уменьшения риска возникновения финансовых проблем при возможных колебаниях рыночной конъюнктуры. В акционерных обществах, в частности в деятельности ОАО «Алтайкрагазавтосервис» финансовые резервы формируются в законодательном порядке из чистой прибыли.
     Предприятия других организационно-правовых форм создают резервы в соответствии с самостоятельно разработанными учредительными документами. Необходимо отметить, что денежные средства, направляемые в финансовый резерв, не изымаются из оборота, но должны храниться в ликвидной форме [12; с. 69].
     Важным  принципом организации финансов предприятий является сочетание  финансового планирования и коммерческого  расчета. Имеются точки зрения о  том, что коммерческий расчет несовместим  с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.[8; c.360].
     В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев  оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако, основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
     Индивидуальная  материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери. Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций [6; c.23].
     В соответствии с российским законодательством  предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную  дисциплину, допускающих несвоевременный  возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов случаях нарушения предприятием налогового законодательства.
     Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности  определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.
     Деятельность  предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторский проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита [6; c.20]. 

    1.2 Финансовые ресурсы предприятия, их состав и структура 

     Финансовые  ресурсы организаций - денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, для осуществления затрат по расширению производства и экономическому стимулированию работающих.
     Формирование  финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, за счет мобилизации ресурсов на финансовом рынке, за счет поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
     Основным  источником финансовых ресурсов выступает  стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части  которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают:
    выручка от реализации выбывшего имущества;
    устойчивые пассивы;
    различные целевые поступления (например, плата за содержание детей в детских садах);
    мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.
     Процессы  приватизации государственной собственности  привели к тому, что появился еще один источник финансовых ресурсов - паевые и иные взносы трудовых коллективов.
     Кроме того, значительные финансовые ресурсы  могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием.
     Внутренние  источники финансовых ресурсов: доходы, поступления и накопления ; прибыль от основной деятельности, вспомогательных работ, финансовых операций, строительно-монтажных работ, реализации основных фондов; внереализационные доходы, амортизационные отчисления, выручка от реализации, устойчивые пассивы, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, целевые взнос, резервный фонд, паевые и иные взносы трудового коллектива.
     Внешние источники финансовых ресурсов: средства, мобилизуемые на финансовом рынке, поступления в порядке перераспределении: кредиты и займы; средства от продажи ценных бумаг; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды, проценты от ценных бумаг других эмитентов; страховые возмещения по наступившим случаям реализация страховых полисов, залоговых свидетельств; финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций и отраслевых структур; бюджетные ассигнования, субсидии.
     Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
     1.Платежи  органам финансово-банковской системы,  налоговые платежи в бюджет, уплата  процентов банкам за пользование  кредитами, погашение взятых ранее  ссуд, страховые платежи.
     2.Инвестирование  собственных средств и капитальных  затрат, которое связано с расширением  производства, его техническим обновлением,  переходом на новые прогрессивные  технологии.
     3.Инвестирование  финансовых ресурсов в ценные  бумаги, приобретаемые на рынке акции, облигации других фирм, государственные займы и т.д.
     4.Направление  финансовых ресурсов на образование  денежных фондов поощрительного  и социального характера.
     5.Использование  финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство [11; с. 121].
     Таким образом, финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия.
     Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и  во времени. Углубление этих процессов приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.
     Первоначальное  формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда  образуется уставный фонд.
     Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.
     Величина  уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных, — которые инвестированы в процесс производства.
     Основным  источником финансовых ресурсов на действующих  предприятиях выступает стоимость  реализованной продукции (оказанных  услуг), различные части которой  в процессе распределения выручки  принимают форму денежных доходов и накоплений.
     Финансовые  ресурсы формируются главным  образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и  амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях) [13; с. 49].
     Процессы  приватизации государственной собственности  привели к тому, что появился и  играет важную роль еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.
     До  перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия  получали на основе внутриотраслевого  перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования.
     Однако  принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в  деятельность предприятий потребовали  принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований.
     В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно играют выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники.
     Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые  они входят, — лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих  денежных фондов; от вышестоящих организаций  — при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления — в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат [13; с. 49]. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.
     Значительные  финансовые ресурсы, особенно по вновь  создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.
     С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики.
     Суть  финансового менеджмента заключается  в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.
     Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений.
     При осуществлении крупных капитальных  вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться  выпуском ценных бумаг, однако подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее, уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.
     Подготовка  к выпуску и первичное размещение ценных бумаг — дело очень тонкое, кропотливое, требующее глубокого  знания конъюнктуры финансового  рынка и психологии потенциальных  инвесторов. В странах с развитой рыночной экономикой этот весьма важный этап жизненного цикла ценных бумаг осуществляется при помощи специализированных инвестиционных институтов, которые в нашей стране только начинают создаваться, и брокерских фирм-посредников. Законодательство Российской Федерации допускает возможность первичного размещения ценных бумаг посредством публичного объявления о подписке на них, путем продажи ценных бумаг с аукциона на основе конкурса заявок инвесторов или через фондовые биржи.
     Выбрав  в качестве формы привлечения дополнительных финансовых ресурсов выпуск и продажу ценных бумаг, администрация предприятия должна решить вопрос о том, какой именно вид ценной бумаги — акция или облигация — и на каких условиях обеспечит наибольшую результативность.
     Выпуск  облигаций целесообразен в том случае, если собственник не хочет отдавать право владения и распоряжения частью своего имущества другим собственникам; при этом он надеется на получение стабильного дохода от дополнительно инвестированных средств, который позволит в течение всего срока действия займа регулярно выплачивать по облигациям, а в конце — погасить основной долг.
     Если  же собственник увидит, что реконструкция  предприятия и расширение сферы (видов) его деятельности невозможны без привлечения и постоянного  использования в обороте капитала других инвесторов, то он примет решение о выпуске акций. Но и в этом случае очень важным представляется выбор, между обыкновенными и привилегированными акциями, именными акциями и акциями на предъявителя.
     Решая вопрос о выпуске разных видов акций, эмитент должен руководствоваться условиями их функционирования, возможностями быстрого размещения. По обыкновенным акциям уровень выплачиваемого в виде дивиденда дохода колеблется по годам в зависимости от получаемой предприятиями прибыли и направлений ее использования. Поскольку владельцы обыкновенных акций несут наибольший риск неполучения объявленных дивидендов, им предоставляется право избирать членов правления акционерного общества и решать другие вопросы (например, о размере годовой прибыли, направлениях ее использования) на общем собрании акционеров.
     Привилегированная акция отличается тем, что ее владелец, во-первых, имеет право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного процента на вложенный капитал; во-вторых, обладает кумулятивным правом на получение дивидендов, означающим, что недополучение дохода по акциям в одном (неблагоприятном) году компенсируется соответствующим увеличением выплат в следующем (благоприятном по уровню доходности) году; в-третьих, при ликвидации предприятия пользуется преимуществом по сравнению с остальными кредиторами в удовлетворении своих имущественных прав; в-четвертых, как правило, не обладает правом голоса при выборе членов правления и решении других акционерных дел.
     Привилегированные акции по сравнению с обыкновенными пользуются большим спросом на рынке, но зато налагают повышенные финансовые обязательства на эмитента. Поэтому их выпуск зависит от невозможности размещения обыкновенных акций на финансовом рынке. Ситуация на рынке с размещением ценных бумаг заставляет решать и вопрос о том, какие акции — именные или на предъявителя — следует выпускать в обращение. Преимущество именных акций в том, что заранее известен покупатель (инвестор) и нет проблемы с реализацией; к тому же жестко ограничен круг совладельцев фирмы. Однако именные акции существенно снижают возможности маневрирования средствами потенциальных инвесторов. Все эти моменты должны быть тщательно учтены работниками финансовых служб, прежде чем они будут давать рекомендации руководству фирмы, а оно — принимать решение о выпуске ценных бумаг, условиях их функционирования и порядке погашения.
     Важнейшая сторона деятельности финансовой службы предприятия состоит в рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль. Прибыльное инвестирование денежных средств достижимо лишь с помощью тех работников финансовых служб, которые соединяют в себе искусство предвидения динамики экономических процессов с высокопрофессиональным владением техникой совершения финансовых операций.
     Осуществляя, в частности, сделки на финансовом рынке, работники предприятия учитывают  специфику обращения ценных бумаг.
     Выпускаемые в обращение ценные бумаги — акции, облигации и др. — имеют номинальную (нарицательную) стоимость, именно в соответствии с ней определяется, в частности, долг эмитента перед держателями облигаций, выплачиваемый в момент погашения займа.
     Стремясь  побыстрее, разместить акции (облигации), эмитент может устанавливать эмиссионную цену, по которой ценная бумага реализуется первоначально банками. Эмиссионная цена, как правило, ниже номинальной.
     Колебания спроса и предложения по ценным бумагам, обращающимся на финансовом рынке, приводят к тому, что рыночный курс акций и облигаций, т.е. цена, по которой они продаются и покупаются, не совпадает с номинальной ценой. Рыночный курс зависит, прежде всего, от двух факторов: он прямо пропорционален размеру дохода, приносимого ценной бумагой, и обратно пропорционален норме ссудного процента, действующего в народном хозяйстве. Кроме того, на рыночный курс оказывают влияние экономическая конъюнктура, состояние рынка ссудных капиталов, политическая обстановка в стране, социальные и психологические факторы и др. Определение рыночного курса ценной бумаги называется котировкой; осуществляется она на биржах специальными котировальными комиссиями. Рыночные курсы ценных бумаг публикуются в биржевых бюллетенях.
     При инвестировании денежных средств в  ценные бумаги работники финансовых служб обязаны соблюдать ряд требований, если они не хотят причинить вред своему предприятию, и наоборот, стремятся способствовать его процветанию. Эти требования таковы: покупая акции (облигации) других предприятий, необходимо инвестировать только избыточные финансовые ресурсы, причем у предприятия всегда должна быть денежная наличность на случай чрезвычайных обстоятельств.
     Денежная  наличность предприятия может быть либо в форме денежного запаса на банковском счете, либо в высоколиквидных правительственных ценных бумагах (облигациях и казначейских обязательствах). Прежде чем приобрести акции (облигации) любого предприятия, необходимо всесторонне изучить его деятельность, проанализировать динамику его финансовых результатов, ведь ценность акции определяется, прежде всего, теми доходами, которые ожидаются в будущем, а вовсе не теми, которые обещаны в указанном на акции уровне дивидендов.
     Лучше не полагаться на собственный анализ, а получить консультации у двух-трех надежных экспертов или брокеров. Чтобы обезопасить инвестора от финансового просчета, сопутствующего, как правило, нацеленности только на один объект (который как раз и может оказаться неудачным), нужно инвестировать средства в ценные бумаги нескольких предприятий, причем лучше, если они будут представлять разные отрасли экономики. Еще предпочтительнее приобрести акции ведущих и известных фирм, но, конечно, в периоды, когда цены на эти акции приемлемы; необходимо регулярно изучать финансовые отчеты тех предприятий, в акции (облигации) которых инвестированы денежные средства.
     При рассмотрении отчетных данных не следует  ограничиваться лишь показателями балансовой и чистой прибыли, ее распределением, величиной и уровнем дивидендов, нужно определять и изучать динамику таких коэффициентов, как норма прибыли на акционерный капитал, уровень рентабельности и коэффициент прибыльности, скорость оборота авансированных средств, соотношение собственных и заемных средств, коэффициент ликвидности.
     Положение дел на интересующем инвестора предприятии необходимо сравнивать с общей ситуацией в соответствующей отрасли экономики; не рекомендуется отказываться от приобретения акций (облигаций) только из-за невысоких дивидендов (процентов).
     Иногда  лучше пойти на сравнительно невысокие  дивиденды, если при этом обеспечивается их неснижаемая стабильность и долгосрочный характер получения. К примеру, на западном рынке наибольшей популярностью пользуются как раз ценные бумаги с твердым фиксированным доходом. Инвестирование средств считается целесообразным, если норма доходности от инвестиций превышает процент, выплачиваемый кредитной системой за пользование временно свободными денежными средствами.
     Соблюдению  перечисленных выше требований в  нашей стране мешает отсутствие необходимых  условий, сопутствующих обращению ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой. У нас продажа и покупка акций (облигаций) совершается пока что в нецивилизованных условиях. Причиной тому служат два обстоятельства. Во-первых, отсутствует необходимая информация, которая только и может обеспечить честность совершаемых сделок с ценными бумагами. Например, в США фирма, осуществляющая широкую подписку на акции, обязана сообщать о себе разносторонние сведения по 31 категории информации, включающей не только показатели балансов и отчетов, ликвидности и платежеспособности, прогнозов развития на ближайшую и отдаленную перспективу, но и сведения о составе руководителей фирмы (членов правления), сферах деятельности, социальных мероприятиях.  

    1.3 Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии 

     Под финансовой службой предприятия  понимается самостоятельное структурное  подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием [19; с. 35].
     Управление  финансами осуществляется с помощью  финансового механизма, который состоит из двух подсистем:
     1. Управляющая подсистема. Это субъект  управления. Управляющей подсистемой  являются финансовая служба, финансовый  отдел и финансовые менеджеры.
     2. Управляемая подсистема. Это объект управления. Управляемая подсистема включает в себя:
     -финансовые  отношения (взаимоотношения с  потребителями, поставщиками);
     - источники финансовых ресурсов;
     - финансовые ресурсы организаций;
     - денежный оборот предприятия [11; с. 12].
     Основными функциями финансовой службы являются:
     - управление ликвидностью активов  предприятия;
     - организация эффективных взаимоотношений  с банками и другими инвесторами;
     - управление заемными средствами;
     - управление финансовыми рисками;
     - формирование оптимальной структуры  капитала фирмы;
     - поиск новых источников финансирования;
     - оценка и реализация инвестиционных  проектов;
     - контроль за валютными операциями;
     - проведение операций с ценными  бумагами и формирование портфеля  ценных бумаг, способного обеспечить  финансовую устойчивость и стабильность фирмы;
     - проведение обоснованной дивидендной  политики;
     - прогнозирование финансовых ситуаций;
     - планирование финансовой деятельности;
     - регулирование денежного оборота;
     - учет затрат и результатов  производственной, инвестиционной  и финансовой деятельности;
     - анализ и оценка эффективности  использования и вложения капитала;
     - анализ финансовых результатов  и финансового состояния фирмы  и ее клиентов.
     Важнейшими  направлениями финансовой работы коммерческой организации являются:
     1. Финансовое планирование. В ходе финансового планирования каждое предприятие оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности. В этой области финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач:
     - разработка проектов финансовых  и кредитных планов со всеми  необходимыми расчетами;
     - определение потребности в собственном  оборотном капитале;
     - выявление источников финансирования  хозяйственной деятельности;
     - разработка плана капитальных  вложений с необходимыми расчетами;
     - участие в разработке бизнес-плана;
     - составление кассовых планов  в учреждения банка;
     - участие в составлении планов  реализации продукции в денежном  выражении и определение плановой  суммы балансовой прибыли на  год и по кварталам и показателей рентабельности.
     2. Оперативная работа. В этой области  финансовая служба решает задачи:
     - обеспечение в установленные  сроки платежей в бюджет, выплат  процентов по краткосрочным и  долгосрочным ссудам банков, выдачи  заработной платы работникам  и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу;
     - обеспечение финансирования затрат  плана;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.