Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товароведная характеристика шоколада

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение  …………………………………………………………………………..3
    Общие сведения и история шоколада…………………………….............5
      Классификация и ассортимент шоколада……………………………………6
      Пищевая ценность шоколада………………………………………………...9
      Полезные свойства шоколада……………………………………………….10
      Факторы, формирующие качество шоколада………………………………11
      Фальсификация шоколада и требования к его качеству………..................13
    Товароведная характеристика и потребительских свойств шоколада………………………………………………………………………….16
2.1 Обзор  рынка шоколада в России и потребительская оценка..…………....16
2.2 Оценка качества шоколада………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  использованной литературы…………………………………………...31
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Шоколад – это кондитерское изделие, изготовленное из какао продуктов и сахара. Для его выработки могут также использоваться растертые и измельченные ядра орехов, сухое молоко, сухие сливки, сухие фрукты и другие добавки. Шоколад является высококалорийным изделием длительного срока хранения, он отличается высокой пищевой ценностью, особым вкусом и ароматом.[3,9,10]
     Сегодня большинство врачей-диетологов считает, что шоколад  в разумных количествах  полезен, потому что входящие в состав какао соединения предохраняют сердечно-сосудистую систему от атеросклероза, повышает настроение, жизненный тонус и не дает развиться депрессии. Какао продукты бодрят и усиливают мозговую активность
     Сегмент шоколада самый крупный и наиболее динамично развивающийся на российском кондитерском рынке. Продажи шоколадных изделий, в том числе плиток, батончиков, конфет и подарочных шоколадных изделий, составляли более двух третей всех продаж на данном рынке. Потребители стали склонны платить за более качественные и эстетично упакованные продукты. Рост рынка стал возможен благодаря дорогостоящим и сложным по составу изделиям. Цена перестала оказывать влияние на решение о покупке.
     Цель  работы: товароведная характеристика и потребительских свойств шоколада.
     Данная  цель достигается путем раскрытия  следующих задач:
    Общие сведения о шоколаде;
    Классификация, состав и ассортимент шоколада;
    Пищевая ценность шоколада;
    Рассмотрение полезных свойств шоколада;
    Анализ рынка шоколада и потребительская оценка;
    Оценка качества шоколада.
     Объектом  исследования является шоколад.
 

      Основными источниками исследования послужили:
    ГОСТ 6534-89 Шоколад. Общие технические условия;
    ГОСТ Р 51074-2003. Пищевые продукты. Информация для потребителя;
    Учебные пособия;
    Журнал «Продукты питания»;
    Интернет.
 
 

     1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ИСТОИЯ ШОКОЛАДА
     История шоколада начинается в Мексике. В 1502 году, когда Христофор Колумб высадился на американскую землю, индейцы подарили  ему в знак гостеприимства целую чашу с шоколадом, однако, он отказался от этого напитка. В 1519 году на побережье Мексики вступил в Кортес. Новые «гости» нашли напиток слишком горьким и решили смягчить его путем добавки тростникового сахара. Новый напиток пришелся по вкусу при дворе испанского короля. В 1615 году, благодаря Анне Австрийской, супруге Людовика XIII , шоколад дебютировал при французском дворе.
     Долгое  время шоколад употребляли только в жидком виде. Привычная плиточная форма появилась лишь в середине XIX века. В 1828 году голландец Конрад ван Хаутен запатентовал гидравлический пресс, при помощи которого из какао-бобов можно было добывать масло. А в 1874 году на английской фирме «Фрай и Сыновья» научились смешивать это масло с какао-порошком и сахаром. Вскоре на новый шоколад  –  в виде плиток – появился огромный спрос. Затем в шоколад, благодаря нововведению Даниэля Петера, стали добавлять молоко.
     Шоколад – это кондитерское изделие, изготовленное из какао продуктов и сахара.
     Для его выработки могут также  использоваться растертые и измельченные ядра орехов, сухое молоко, сухие  сливки, сухие фрукты и другие добавки. Шоколад является высококалорийным изделием длительного срока хранения, он отличается высокой пищевой ценностью, особым вкусом и ароматом. К какао продуктам относятся какао тертое и какао масло. Их изготовляют из какао бобов. Какао бобы входят в состав плодов, созревающих на дереве какао, произрастающем в тропической зоне земного шара. [12]
     Шоколад – это высокотехнологичный продукт, создание которого невозможно без управления мощными машинами и тончайшими физико-химическими  процессами. [9]
     Шоколадная  глазурь, как полуфабрикат, широко используется при выработке других кондитерских изделий, особенно конфет, мармеладо-пастильных и мучных изделий.
     При глазировании кондитерских изделий  шоколадом значительно повышается их пищевая ценность, изделия покрываются  защитной оболочкой, предохраняющей их от быстрого высыхания, намокания, что  способствует длительному их сохранению без изменения первоначальных качеств. Кроме того, глазированные шоколадом кондитерские изделия приобретают особый вкус, красивый внешний вид. [12] 

      КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ  ШОКОЛАДА
 
     Шоколад – это изделие, приготовленное из шоколадной массы с начинкой и без нее. Шоколад является высококалорийным продуктом, энергетическая ценность которого составляет 540-560 ккал/100г. В шоколаде содержится 40-60% сахара, до 4 % жира, 6-8% белков.
     С тех пор, как шоколад получил  всемирную популярность, его начали делать в разных вариациях. Различные формы и вариации шоколада достигают путем добавления различных ингредиентов. Разнообразие вкуса достигается путем увеличения или уменьшения времени и температуры при обжаривании какао-бобов. [10]
     Ассортимент шоколада определяется рецептурными компонентами, обработкой шоколадных масс, формой, массой и другими показателями. В зависимости от рецептуры и технологии шоколада изготавливают обыкновенный, десертный и пористый, каждый из которых может быть с добавлениями и без них. Вырабатывают шоколад с начинками, диабетический, белый, шоколадные фигуры и шоколад в порошке.
     Шоколад классифицируется:
    По форме и размерам – шоколад в плитках по 100 г и менее, шоколадные батоны, фигуры массой до 250 г, шоколадные медали, шоколад узорчатый – плоские рельефные фигуры небольшого размера (обычно входят в конфеты «Шоколадный набор);
    В зависимости от его состава и способа обработки шоколадной массы – обыкновенный с добавлениями и без добавлений, с начинками, диабетический, белый. [4]
     Шоколад с добавлениями делится на:
    Шоколад молочный (с добавлением в шоколадную массу от 10 до 24 % сухого молока)
    Шоколад ореховый (с добавлением от 15 до 35% орехового ядра (цельного, дробленого или тертого)
    Шоколад с фруктами (с добавлением до 30% фруктов в виде цукатов, цедры и сухих фруктов)
    Шоколад с вафлями (с добавлением до 10% вафельной крошки)
    Шоколад с грильяжем (с добавлением до 35% жаренных с сахаром ореховых ядер)
    Шоколад со специальными добавками, такими как витаминосодержащие или медицинские препараты
     Шоколад бывает с начинками: ореховой, помадной, шоколадной, молочной, сливочной, кремовой, фруктово-желейной [1,12]
     Качество  и вкус шоколада зависит, прежде всего, от сорта какао-бобов. Так в зависимости от сорта шоколада, для его изготовления используются различные ингредиенты:
    Горький шоколад: какао тертое + какао-масло + сахар;
    Молочный шоколад: какао тертое + какао-масло + сахар + молоко сухое;
    Белый шоколад: какао-масло + сахар + молоко сухое;
     Стоит отметить, что белый шоколад стоит  особняком в этом «семействе», так как готовится из сахарной пудры, какао-масла, сухого молоко, соли и ванили. Белый шоколад совсем не содержит какао тертое и поэтому имеет эффективный кремовый цвет, который для простоты называют белым. Содержание какао-масла в таком шоколаде около 40%. [9]
     Обыкновенный  шоколад вырабатывается из любых какао-бобов (с преобладанием потребительских), без конширования1. Поэтому он обладает более низкими вкусовыми и ароматическими достоинствами, менее тонкой дисперсностью (92%). Содержание сахара в нем - не менее 63%.
     Десертный шоколад вырабатывается только из благородных  сортов какао-бобов с коншированием. Поэтому он обладает высокими вкусовыми и ароматическими достоинствами, тонкой дисперсностью (96-97%). Содержание сахара в нем – не более 55%.
     Пористый  шоколад вырабатывается, как правило, из десертной массы путем вакуумирования, обладает повышенной хрупкостью и нежностью.
     Шоколад с начинками вырабатывается, как  правило, из обыкновенной шоколадной массы  в виде плиток, батонов и фигур. Содержание  начинки для шоколада в виде батонов – не более 35%, для шоколад массой нетто более 50 г не менее 20%.
     Шоколад в порошке вырабатывается из какао  тертого, ванилина  сахарной пудры  с добавлением и без добавления молочных продуктов. Предназначается  он для приготовления напитка путем разведения горячей водой или молоком в отношении 1:1 или 1:2 (по вкусу).
     Кувертюр  – жидкий шоколад – используется для глазирования конфет, вафель, зефира. Содержание жира 34-37%.
     Белый шоколад вырабатывается, как правило, из обыкновенной шоколадной массы без какао тертого, т.е. в его состав входят какао-масло, сахарная пудра, молоко и ароматизатор.
     Диабетический шоколад предназначении для больных  сахарным диабетом. В нем сахар  земенен на сорбит или ксилит («Молочный  с ксилитом», «Северное сияние»).
     Шоколадная  паста представляет собой однородную тонкоизмельченную пластичную массу, состоящую из сахара, жира, какао-порошка (не менее 12%) с добавлением вкусовых и ароматических веществ. [4]
     В отличие от нашей страны, где категорически  запрещено производство шоколада с применением заменителей, требования зарубежных стандартов менее жесткие. Во многих европейских странах допускается добавление в шоколадную массу не более 5% заменителей или эквивалентов какао-масла. Какао-мало является основным сырьем для производства шоколадных изделий и в то же время одним из самых дорогостоящих. Поэтому во многих странах ведутся поиски более дешевых заменителей (эквивалентов) какао-масла для производства шоколадных изделий. [6] 

     1.2 ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ  ШОКОЛАДА
     Шоколад является высококалорийным продуктом, энергетическая ценность которого составляет 540-560 ккал/100г.
     Пищевая ценность шоколада обусловлена высоким  содержанием усвояемых углеводов, жиров и белков.[4]
     В шоколаде содержится 40-60% сахара, до 40% жира, 6-8% белков.
     Биологическая ценность характеризуется высоким  содержанием калия (5-35 мг, %) кальция и фосфора, полиненасыщенных жирных кислот (линолевая и др.). Благодаря химической природе какао-масла шоколад легко плавится во рту и хорошо усваивается организмом. [5]
     Физиологическая ценность обусловлена содержанием  алкалоидов – кофеина и теобромина (0,4%), а также дубильными веществами, придающими окраску десертным видам  шоколада.
     В состав какао-бобов входят жир (какао-масло), белковые вещества, крахмал, клетчатка, теобромин, вода, ароматические вещества, органические кислоты.
     Какао-масло является особо ценной составной частью бобов (51-54%). Оно относится к группе твердых жиров и содержатся, главным образом, в ядре. Какао-масло состоит в основном из жирных кислот – пальмитиновой, стеариновой, олеиновой. При температуре 25оС – масло жидкое, поэтому во рту человека масло плавится без остатка. Благодаря эти свойствам какао-масло шоколад, являясь твердям и хрупким продуктом, легко расплавляется при употреблении, не давая ощущения салистости.
     Крахмал (5-9%) и белковые вещества (11-15%) в сочетании  с какао-маслом придают какао-бобам и продуктам, приготовленными из них, высокую питательную ценность.
     Теобромин (1-3%) и кофеин, содержащийся в какао-бобах  в небольших количествах (0,1-0,5%), является химическими соединениями, обладающими тонизирующими свойствами (возбуждают деятельность нервной и сердечно-сосудистой системы).
     Дубильные вещества – сложные органические соединения, которые в процессе ферментации  какао-бобов сильно изменяются, в результате чего смягчается горько-вяжущий вкус. [4]
     1.3 ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ШОКОЛАДА
     Под словом «шоколад» подразумевается  ряд сырых и обработанных продуктов, которые делают из семян тропического дерева какао. Это довольно распространенный компонент в самых разнообразных десертах. Но шоколад – это не только «сладкая радость», большинство медиков считают, что шоколад является полезным продуктом. Шоколад хорошо усваивается организмом. В среднем взрослому человеку можно съедать не более 3-4 шоколадных плиток по 100 граммов в месяц.
     Съев  целую плитку горького шоколада, можно  получить почти 1/2 дневной нормы  жиров, 1/3 нормы железа и магния и  1/5 часть суточной потребности в фосфоре. Молоко меняет питательные свойства шоколада. В одной молочной плитке столько же жиров и углеводов, как и в горьком шоколаде, но больше белка и кальция (по 1/7 дневной нормы), а также витамина В2 (1/4 нормы). Белый шоколад полезными веществами не богат и служит источником лишь жиров (больше 1/3 нормы) и углеводов (1/6 нормы), которых и так в нашем рационе переизбыток.
     Шоколад замедляет старение клеток организма, повышает настроение, жизненный тонус  и не дает развиваться депрессии, бодрит и усиливает мозговую активность – это настоящий подарок для тех, кто любит поработать головой. Шоколад – это один из естественных афродизиаков – продуктов повышающих сексуальную энергию.
     Из  всех сладостей – шоколад наименее опасен для здоровья зубов, благодаря тому, что какао эффективно препятствует разрушению зубной эмали. Содержащееся в шоколаде масло какао обволакивает зубы защитной пленкой и хорошо предохраняет их от разрушения.[12] 

    1.4 ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КАЧЕСТВО ШОКОЛАДА
     При производстве шоколада какао-бобы очищают от пыли и грязи, отделяют примеси, сортируют по размерам и обжаривают (температура бобов до 120оС). При термической обработке удаляется влага, улучшаются вкусовые и ароматические свойства, уничтожается микрофлора, появляется характерная коричневая окраска, оболочка легко отделяется от ядра. Затем бобы охлаждают, дробят для отделения оболочки и получения крупки, которую сортируют по размерам. Крупную крупку, наиболее очищенную от оболочки, используют для приготовления начинок, конфетных масс, шоколадной глазури. На следующем этапе крупку тонко растирают (размер частиц около 30 мкм) и получают какао тертое (какао-масса) – густую сметанообразную массу (при растирании какао-масло плавится). Часть какао тертого прессуют с отделением какао-масла. В результате из какао-бобов образуется три полуфабриката – какао тертое, какао-масло и жмых (используют для производства какао-порошка).
     Какао тертое и какао-масло смешивают  с сахарной пудрой по рецептуре, растирают, при этом образуется шоколадная масса. Чем выше сорт шоколада (более выражен горький вкус, более яркий шоколадный аромат, шоколад более ценный), тем больше в смеси какао тертого и меньше сахара (таблица 1)
     Таблица 1 Содержание какао-продуктов и сахара в шоколаде [4]
Степень сладости шоколад Содержание, %
Какао-продуктов Сахара
Очень сладкий 33 57-60
Сладкий 33 45-56
Полусладкий 40 40-50
Полугорький 45 Не более 45
Горький 55 Не более 42
Очень горький 65 Не более 30
     При получении десертных сортов шоколадной массы дополнительно обрабатывают (коншируют) в открытых конш-машинах при температуре 55-70оС в течение 24-72 часов. При этом окисляются дубильные вещества, улетучивается уксусная кислота, развивается тонкий сильный аромат, достигается более равномерное распределение твердых частиц шоколадной массы в какао-масле. Частицы сахара, какао-бобов еще больше измельчаются и округляются (шлифуются). В результате развиваются те тончайший аромат и бархатистый вкус, которые присущи десертному шоколаду.
     При изготовлении пористого шоколада используют, как правило, десертные массы, обработанные в вакууме при небольшом охлаждении. В результате мельчайшие частицы пузырьки воздуха, находящиеся в шоколадной массе, расширяются, и образуется характерная пористая структура, которая фиксируется при охлаждении.
     Для получения шоколада с начинкой готовая масса заливается в формы, где частично охлаждается с поверхности. Затем формы переворачивают, при этом не застывшая часть выливается из формы, а остывшая остается в форме. В углубление заливается начинка (не полностью), а в незаполненную часть вновь заливается шоколадная масса. После полностью остывший шоколад с начинкой выбивается из форм.
     Фигурный  шоколад готовят из двух частей (полуфигур), которые затем склеиваются.[4] 

        ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ШОКОЛАДА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО КАЧЕСТВУ
     «Седина»  шоколада. Если шоколад плохо темперирован (процесс охлаждения и перемешивания  шоколадной массы), то на его поверхности  образуется белесоватый налет. Его называют жировым поседением. Это остатки какао-масла нестабильной формы, которые выходят на поверхность и образуют поседение. Такой шоколад имеет грубый вкус, то есть не соответствует органолептическим свойствам шоколада.
     Еще одна разновидность шоколадной «седины» –  сахарное поседение. Оно является следствием конденсации влаги на охлажденных шоколадных изделиях. Это является следствием неправильно подобранных температур при охлаждении. Кроме того, поседение может возникнуть и вследствие температурных перепадов, поэтому очень важно соблюдать условия хранения шоколадных изделий после выхода продукции с производства. [9]
     Потеря  аромата, несвежий лежалый запах, салистый, прогорклый привкус – следствие  нарушения режимов и сроков хранения.
     Кисловатый, вяжущий вкус – возникает при  нарушении технологии производства. [4]
     Для определения качества шоколадных изделий существуют государственные стандарты.
     В соответствии с ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия» по органолептическим  показателям шоколад должен соответствовать  требования, указанным в таблице 1.
     В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителя» и с ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия». На завернутом шоколаде  в плитках массой боле 50г, коробках и пачках с шоколадом должна быть маркировка, содержащая:
    Товарный знак (при наличии), наименование предприятия – изготовителя, его местонахождение [юридический адрес, включая страну и, при несовместимости с юридическим адресом адрес(а) производств(а)];
    Наименование продукта;
    Состав основных компонентов;
    Пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки;
    Массу нетто;
    Дату выработки;
    Срок хранения
    Информационные сведения о пищевой (белки, жиры, углеводы) и энергетическая ценности 100г продукта;
    Обозначение стандарта. [2]
    Сроки хранения шоколада (в мес.):
    шоколад без добавлений, завернутый фасованный – 6;
    без добавлений весовой нерасфасованный – 4;
    с добавлениями, с начинкой, диабетический – завернутый и фасованный – 3;
    c добавлениями весовой незавернутый – 2;
    белый – 1. [3]
 
 
 
 
 
Таблица 1 Органолептические показатели шоколада
Наименование  показателя Характеристика
Вкус  и запах Свойственный  для данного продукта, без постороннего привкуса и запаха
Внешний вид Лицевая поверхность  блестящая. Для шоколадных медалей, шоколада с тонкоизмельченными добавлениями молочных продуктов и орехов, шоколада, формуемого в фольгу и весового, допускается матовая поверхность. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых  или дробленых орехов, нарезанных цукатов, изюма, взорванных круп и т.п. и пористом допускается неровная поверхность.
Не допускается  поседение и поражение вредителями  хлебных запасов
Допускается изделия надломанные6 не более 4,0% - для  шоколада с начинками; не более 2,0% - для шоколада с крупными добавлениями.
Для весового незавернутого шоколада допускается  лм в размере 1/3 плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0%.
Форма Соответствующая рецептуре, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового
Консистенция  Твердая
Структура Однородная. Для пористого шоколада ячеистая
     Примечания:
    Незначительные дефекты, не портящие внешнего вида шоколада, такие как крошка, пузырьки, пятна, царапины, сколы, проникновение жидкой фазы начинки и фруктов на поверхность, – не являются браковочным признаком.
    Шоколад для экспорта должен быть без сколов, трещин, протекания жидкой фазы начинки и фруктов на поверхность. [1]
    2. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШОКОЛАДА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ШОКОЛАДА
    2.1 ОБЗОР РЫНКА ШОКОЛАДА  В РОССИИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА
        Несмотря на невысокие темпы увеличения розничных продаж шоколадных изделий в России, специалисты связывают с рынком шоколада большие надежды. Оптимизм этот подкрепляется ростом премиального сегмента и тягой россиян к экспериментам во вкусовых ощущениях. Приоритетным российский рынок шоколада называют и иностранные компании, которые строят оптимистичные прогнозы на ближайшее увеличение своих продаж и рост рынка в целом.
     Сегодня 73% населения России, по данным аналитической  компании Euromonitor, потребляют шоколадные кондитерские изделия. Участники рынка шоколада настроены оптимистично и прогнозируют, что эта цифра будет увеличиваться и количественно и качественно. По прогнозам Euromonitor, в период с 2006 по 2011 год российский рынок шоколада будет расти в среднем на 14% ежегодно в денежном выражении и на 5,4% – в товарном. «Такое различие в темпах роста рынка в денежном и товарном выражении объясняется важной тенденцией, которую мы можем сейчас наблюдать во многих странах, в том числе и в России, – замечает генеральный директор компании Barry Callebaut Россия Ежи Остапчук, – а именно изменение потребительских предпочтений в сторону премиального шоколада».
     По  данным компании «Nielsen Россия» за первое полугодие 2007 года, лидерами розничных продаж шоколадных изделий являются компании (в алфавитном порядке) Kraft Foods, Mars, Nestle, «Объединенные кондитеры», «СладКо». По данным аудита розничных продаж (исследование проводилось в городах России с населением свыше 10 тыс. человек), совокупная доля этих компаний в натуральном выражении составила 59,7%, в стоимостном - 56%. В первом полугодии 2007 года доля сегментов в натуральном (стоимостном) выражении составила: развесные шоколадные конфеты – 37,4% (21,1%), шоколадные плитки – 24,6% (26,7%), шоколадные конфеты в коробках – 17,5% (27,5%), фигурный шоколад – 0,8% (3,9%). Наибольшую динамику объемов розничных продаж в первом полугодии 2007 года относительно аналогичных показателей первой половины 2006 года показал фигурный шоколад – 22% в натуральном выражении. Динамика объемов продаж в других сегментах в натуральном (стоимостном) выражении была следующей: развесные шоколадные конфеты – 2% (9%), шоколадные плитки – минус 2% (7%), шоколадные конфеты в коробках – 3% (11%). Вся категория шоколадных изделий показала динамику объемов розничных продаж 3% в натуральном и 11% - в стоимостном выражении (данные компании «Nielsen Россия»).
        В последнее время российский  рынок стал очень привлекательным  для инвестиций. Растет активность  и российских и иностранных  производителей. «Россия является очень важным рынком для нас, – говорит Ежи Остапчук. – Как правило, в странах с более суровым климатом и более высоким уровнем доходов потребление шоколада выше, чем в менее богатых странах с жарким климатом. В России есть обе предпосылки для этого: и холодный климат – за исключением этого лета, и развитие среднего класса, который может позволить тратить больше денег на удовольствия и деликатесы». Потребление шоколада в России сейчас составляет 4,4 кг на душу населения в год. Для сравнения, в 2001 году – 2,9 кг. «Это даже больше, чем во Франции, которая традиционно считается страной любителей шоколада, – замечает эксперт. – По прогнозам аналитического агентства Euromonitor, к 2011 году потребление шоколада в России достигнет 5,8 кг».  [11]
     Из  диаграммы 1 видно, что в период с 2004 года по 2008 год производство шоколада росло, но уже в августе 2009 года производство упало до показателей меньших, чем в 2004 году. Так же спад производства произошел в августе 2008 года, он упал до  отметки как в 2004 году.  
 

     Диаграмма 1 Объемы производства шоколада [11]
      В ходе спонтанного  опроса выяснилось, что респондентам наиболее известна продукция отечественных производителей, существующих на рынке в течение многих лет. Так, плиточный шоколад ОАО Московская кондитерская  фабрика «Красный Октябрь» знаком 59,9% респондентов, ОАО Кондитерский концерн «Бабаевский» - 46,9%, ОАО «Рот Фронт» - 33,3% (диаграмма 2).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.