На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Стратегические и тактические планы в менеджменте

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Саратовский государственный технический университет»
имени Гагарина Ю.А. 

Институт развития бизнеса и стратегий 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Психология менеджмента» 
 

на тему:
«Стратегические и тактические планы в менеджменте» 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил  студент  ЭУМ-66
                                          Костыряченко А. А.
                                          Проверил (а): _______________
                                          ФИО 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов – 2012
Содержание
Введение  …………………………………………………………………………..3
Основы  стратегического планирования организации     .………..…………..5

1.1. Сущность и функции стратегического планирования………………5

1.2. Миссия и цели организации…….……………………………………..7

1.3. Факторы внешней среды, сильные и слабые стороны организации..8
Основы  тактического планирования организации…………..…..…………...13

2.1. Сущность тактического планирования………………..……………....13

2.2. Особенности тактического (оперативного) планирования………...15
Вывод ..………………….……………………………………………………...17
Список  литературы…………………………………………………………….19
 

Введение

     Одна  из важнейших предпосылок оптимального управления – это планирование. Планирование необходимо для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов деятельности.
     Планирование  – одна из функций менеджмента  В ходе планирования разрабатываются  планы.
     План  – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
     Планирование - одна из функций менеджмента, которая  представляет собой процесс определения  целей и путей их достижения, заключается  в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании  последствий этих действий в заданных условиях.
     Планирование  предполагает принятие конкретных  решений, касающихся функционирования  и развития организации  в целом  и ее отдельных частей,  их  увязку  и интегрирование в интересах  наиболее полного использования  потенциала и оптимизации конечного результата.1
     Актуальность темы данной работы очевидна, поскольку насущная потребность в планировании вытекает из специализации и кооперирования производства в рамках обширных хозяйственных комплексов современных фирм,  наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники.
     Изменения условий хозяйствования обусловливают  необходимость формирования системы  планирования на основе синтеза российской практики и достижений мировой экономической  мысли.2
     Практика  экономической жизни подтверждает, что чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью внешней среды, тем значительнее  роль планирования в процессе осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности.
     Планирование  необходимо для каждой современной компании, стремящейся подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
     Окружающая  среда различным образом воздействует на функционирование фирмы, требуя определенных долговременных, текущих, принципиальных, оперативных решений.
     Предметом исследования является связь тактического и стратегического планирования в менеджменте.
     Целью работы является изучение основ стратегического  и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами контрольной работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента.
     На  сегодняшний день существует множество  публикаций, посвященных исследуемой проблеме, как зарубежных, так и российских авторов. 
 
 

 

Основы стратегического  планирования организации

1.1.Сущность  и функции стратегического  планирования

     Усиление  неопределенности  хозяйственной  жизни продемонстрировало  низкую эффективность  традиционного подхода  к планированию, и способом ослабления или преодоления влияния  внешних факторов  является переход к стратегическому планированию, особенностью которого является привязка  не к конкретному временному горизонту,  а к перспективным направлениям развития.3 Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей корпорации.
     Стратегический  план должен обосновываться исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса, фирма должна постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
 


 

Рис. 1.1. Процесс стратегического планирования
     Стратегический  план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет  ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
     Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
     При этом имеется четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
    Распределение ресурсов.
     Данный  процесс включает в себя распределение  ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
          Адаптация к внешней среде.
       Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом.
       Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
     Осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

1.2. Миссия и цели организации

     Основная  общая цель организации — четко  выраженная причина ее существования  — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии и служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.
       
 
 

 
 
 

Рис.1.2. Формулирование миссии и целей
     Миссия  детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий  на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
   1. Задача фирмы с точки зрения  ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий.
   2. Внешняя среда по отношению  к фирме, которая определяет  рабочие принципы фирмы.
   3. Культура организации. 
     Общефирменные цели формулируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик, таких, как конкретность и измеримость, правильная ориентация во времени,  достижимость, взаимная поддерживаемость (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

1.3. Факторы внешней среды, сильные и слабые стороны организации

     После установления своей миссии и целей  руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
   1. Оценить изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии. 
   2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.
   3. Определить, какие факторы представляют  больше возможностей для достижения  общефирменных целей путем корректировки плана.
     Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение (рис. 1.3.).
     
     
       

       

Рис.1.3. Факторы внешней среды
     Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В  большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния  состояния макроокружения  на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организации.4
     При помощи анализа внешней среды  организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Перечень включает как взвешивание факторов (для измерения значимости каждого фактора для данной организации), так и оценку воздействия фактора на организацию. После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций — маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, а также культура и образ компании.
     При обследовании функции маркетинга заслуживают внимания семь общих областей для анализа и исследования.
   1. Доля рынка и конкурентоспособность.
   2. Разнообразие и качество ассортимента  изделий
   3. Рыночная демографическая статистика.
   4. Рыночные исследования и разработки.
   5. Предпродажное и послепродажное  обслуживание клиентов.
   6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.
   7. Прибыли. 
     Анализ  финансового состояния может  принести пользу организации и содействовать  повышению эффективности процесса стратегического планирования. Важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления производством. Важно также исследование человеческих ресурсов, т.к. в них могут быть в конечном итоге обнаружены истоки большинства проблем в организациях. Имеется ряд вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации. В табл. 1.1. рассматривается ряд проблем, связанных с человеческими ресурсами, с которыми сталкиваются сегодня организации.
Таблица 1.1. Некоторые проблемы, связанные с человеческими ресурсами
  1. Как бы вы охарактеризовали тип сотрудников, работающих в настоящее время в области бизнеса, и что от них потребуется в будущем?   2. Какова компетентность и подготовка высшего руководства?
  3. Имеем ли мы эффективную и  конкурентоспособную систему вознаграждения?
  4. Спланировали ли мы порядок  преемственности руководящих должностей?
  5. Эффективно ли мы используем  подготовку и повышение квалификации  руководящих работников?
  6. Имелись ли у нас потери  ведущих специалистов в последнее  время? Если так, то почему?
  7. Когда мы в последний раз проводили тщательный анализ нашей системы оценки деятельности персонала?
  8. Можем ли мы улучшить качество  изделия и работу сотрудников  путем использования кружков  качества или участия работников  в управлении?
     Рассмотрения каждого из этих вопросов руководство может выявить потенциальные слабые зоны и предпринять соответствующие корректирующие меры. После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
   Считается, что переход к стратегическим планам неизбежен, если фирма  хочет  выжить в нестабильных условиях. Но он должен быть  постепенным и  не разрушать  традиционную  систему планирования.5
   Стратегическое  планирование представляет собой процесс  выбора целей для организации  и решения о том, что следует  сделать для их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Стратегические планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций. Существует устойчивая положительная корреляция между формальным планированием и успехом организации. Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования. Первым и, вероятно, самым решающим плановым решением является выбор целей для организации — ее миссии и конкретных целей» обеспечивающих ее выполнение. Первостепенной целью организации является осуществление ее миссии, т. е. смысла ее существования. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Выбор слишком узкой цели может сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации. Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени. долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и перекрестно поддерживающимися. Важное значение имеет связь между ценностями, которых придерживается высшее руководство, и общефирменными целями. Ценности руководства проявляются в целях организации. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей организации. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации. В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы — ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основы  тактического планирования

2.1.Сущность тактического  планирования

     Текущее (тактическое) планирование  представлено краткосрочными оперативными планами, охватывающими период до года. В  них  предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей в рамках данного срока, и ответственные за это лица.6
     Тактический план неразрывно связано со стратегическим планом, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании. Тактический план означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планом понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.
     Тактический план — это детальное определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией. Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
     Если  стратегическое планирование рассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, производственную программу и оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.
     В результате составляется план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную и производственную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период. Разработке плана экономического и социального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов и неиспользованных возможностей.
     Тактическое планирование позволяет реализовать  резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение  в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда.
     Выполнение  тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку  такие решения касаются в основном внутренних проблем; результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особой упаковке при приобретении новых мощностей); для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных.
     Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это - планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.
     Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы и включает следующие основные моменты:
1. Процесс  составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
2. Деятельность  по осуществлению плановых решений.  Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
3. Контроль  результатов. На этом этапе  происходит сравнение реальных  результатов с плановыми показателями, а также определяются пути  для корректировки действий организации  в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.

2.2.Особенности  тактического планирования

     Тактическое планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
     Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые  представляют собой детальную конкретизацию  целей и задач, поставленных перспективным  и среднесрочным планами. Календарные  планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа.
     В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
     Реализация  оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.
     Бюджет  фирмы представляет собой выражение  оперативного плана в денежных единицах; он как бы увязывает оперативный  и финансовый планы, давая возможность  предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы. 

Вывод.
     Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.
     Тактический план означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планом понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей.
     Оперативное планирование означает практически  то же самое, что и тактическое  планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это - планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.
     Тактическое  планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
     Реализация  оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы.
      Основной вывод, который можно сделать по результатам проведенного в работе исследования, состоит в  том, что в настоящее время стратегическое и тактическое планирование являются важнейшими факторами успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие четко поставленной стратегии, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.
     Совершенно очевидно, что проблема стратегического и тактического планирования, поднятая в данной контрольной работе, представляет большой интерес по причине ее высокой практической значимости, и стало понятно что процесс планирования сопряжен с большими трудностями.
     Подробно остановившись на каждом из вопросов, удалось рассмотреть три задачи: рассмотрев точки зрения ведущих специалистов в этой области, проанализировать понятия «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнить процедуры осуществления стратегического и тактического планирования, раскрыть практический аспект указанных видов планирования и обозначить современные тенденции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.