На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по дисциплине: "Экспериментальная психология "

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Одинцовский  гуманитарный институт»
             Факультет вечернего и заочного обучения
КАФЕДРА Социальной психологии
                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  
 

по дисциплине: Экспериментальная психология 
 
 
 
 
 

Студент 3 курса; группы П - З - 1 - 31 

                                                                   Преподаватель: с. п. ст. преподаватель
 О.В.Малахова 
 
 
 
 
 
 
 

Одинцово
2009г. 

    Методы: беседа, контент-анализ, наблюдение, эксперимент, тест.
 
     Метод - это путь исследования, познания, а также способов получения данных в процессе исследования. Экспериментальный метод в широком смысле слова определяется как изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической  реальности.  В узком смысле – это термин «экспериментирования» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода. С точки зрения норматива рассуждений исследователя экспериментальных метод выступает в качестве образца гипотетико-детуктивного рассуждения.
     Беседа  – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
     К разновидностям «архивного метода» относится также техника контент-анализа. Контент - анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.
     Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т. д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.
     Наблюдение – это целенаправленное восприятие определенных явлений с фиксацией. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Социально-психологические исследования связаны с наблюдением. Наблюдение как составная часть эксперимента используется очень часто (жесты, мимика и т.п.). Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
     Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в изучаемое психологическое явление, когда заранее создаются определённые условия, в которые помещаются личность и коллектив, и изучаются их психические проявления. Эксперимент – это метод проверки гипотез путем варьирования независимой переменной и регистрацией зависимой переменной.
     Тест  (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. В этом случае экспериментатор зависим даже в вопросах интерпретации тестовых результатов, так как не волен изменять готовые интерпретации и игнорировать установленные статистические нормы, обычно входящие в состав ключей тестов. 

    Перечислите какие объекты изучаются данными методами. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?
 
     Объе?кт иссле?дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. Первостепенное значение является наблюдение за объектом исследования. Если позволяет текущий уровень развития (состояние) данной науки и если это позволяет сам объект, вторым важнейшим способом изучения объекта исследования является эксперимент. Связать же наблюдаемые, известные и экспериментальные данные помогает как научная логика в сочетании с уже известными научными данными, так и особые правила, по которым в науке выводятся гипотезы.
     В качестве объекта в психологии может выступать живая особь, человек как индивид, группа людей, общность.
     Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. Объектом беседы  является человек.
     Объектом  контент-анализа (т.е. фиксируемым содержанием) здесь выступают — содержание сообщений, их тематика и смысловые значения, а предметом (т.е. внеязыковой реальностью) — картина мира, представляемая средствами коммуникации. Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используется несколько единиц анализа и несколько единиц счета.
     Контент-анализ используется при анализе результатов  применения прожективных тестов, материалов беседы и т. д
     Объект  наблюдения определяется в контексте исследовательской программы и зависит от гипотез, эмпирических индикаторов выделенных понятий, стратегий исследования в целом. Планируя наблюдение, исследователь должен, прежде всего, выбрать группы, за которыми будет вестись наблюдение. Данные группы должны принадлежать к одной категории, т.е. они должны иметь свойства, отличающие их от тех групп, которые принадлежат к другой категории. В частности, каждая группа должна включать лиц с однородным поведением.
     Эксперимент, где объектом исследований является человек, а предметом – человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором.
     Тест  служит для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Для этого в качестве объекта диагностики выбираются не просто те или иные знания, а прежде всего умения эти знание приобретать (т.е. в качестве критерия выступает уровень «мастерства»). 

    Чем принципиально отличается эксперимент от других неэкспериментальных исследовательских методов?
 
     Вспомним  еще раз, что все методы, применяемые  для получения эмпирического  материала, можно условно разделить  на экспериментальный и неэкспериментальные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым — наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации, «архивное исследование» и т. д.
     Применяя  методы первой группы, исследователь  активно вызывает явление или  процесс, воздействуя на объект. Используя  же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т. д.). Это — второе «измерение» психологических эмпирических методов. 

     Важные  виды экспериментов: лабораторный и  естественный; диагностический и  формирующий.
     К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, материалов, документов, метод экспертных оценок.
       Особенность эксперимента проверка причинно-следственных гипотез (каузальных) и использование способов контроля причинных выводов. Гипотеза - не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.
     Психологический  эксперимент отличается от других методов  особым вниманием к формам организации  исследования, потому что связывает сбор эмпирических данных с формами контроля за выводами, т. е. с возможностями обобщений за пределами ситуации исследования.
     Экспериментальный подход от неэкспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается  самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться.
     Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов  заключается в том, что он дает возможность внутреннему явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.
     Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существующие особенности внутреннего процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных. 

    Понятия: гипотеза, выборка.
 
     Гипотеза  – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.  
Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — это гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.

     Выборка — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30.  
Выборка может рассматриваться в качестве репрезентативной или нерепрезентативной. Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.  
 

    Чем отличается причинно-следственная связь от корреляционной?

     Корреляция (от позднелат. correlatio – соотношение) – термин, применяемый в различных  областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий.

     С помощью корреляционного метода изучается отношение между двумя  переменными, не опосредованное вмешательством исследователя. Таким образом, отсутствуют  какие-либо манипуляции переменными, изучается также отношение между событиями и выражается количественным образом размах данного отношения. Этот метод является существенной альтернативой экспериментальному методу, но он не позволяет установить отношения причинности.
     При корреляционном исследовании существует сложность интерпретации, которая возникает прежде всего за счет направления интерпретации, то есть если выявляется отношение между двумя переменными, значит, эти переменные связаны между собой, однако не всегда можно понять, в каком направлении, то есть какая переменная оказывает влияние на другую.
     Кроме того, другая сложность интерпретации  наблюдается за счет того, что возможно вмешательство третьей переменной помимо двух других, которые исследуются, и изменения, которые выявляются в зависимой переменной, происходят за счет третьей переменной, а не за счет независимой переменной. Однако в некоторых случаях корреляционный метод является предпочтительнее, чем экспериментальный метод. Прежде всего для переменных, которые не годятся для экспериментальной манипуляции, таких как пол, возраст, психологическое состояние, например, депрессия, события в жизни индивидуумов, такие, как самоубийство и т. д.
     Кроме того, он является предпочтительнее экспериментального метода в случаях, в которых установление определенных величин переменных возможно только для низших уровней величин по причинам этического характера, например, причинение боли субъектам, провокация тревоги субъектов. И наконец, данный метод предпочтительнее экспериментального, потому что позволяет быстро провести исследование, то есть позволяет сэкономить время и деньги. В некоторых случаях исследования, проведенные корреляционным методом, могут рассматриваться как пилотажные. Они предназначены для получения результатов, которые анализируются, на основании которых размышляют о том, что произошло, и затем на базе всего этого проводят экспериментальное исследование. 

     Корреляционным  называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.
     «Корреляция»  в прямом переводе означает «соотношение». Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. 

    Понятия: независимая переменная, зависимая переменная, внешние переменные.
 
     Переменная  в широком смысле - реальность , изменения которой могут быть каким-то образом измерены. Переменная -
     1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).
     2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в Эте.
     Переменная, которой манипулируют, подвергают изменению, называется независимой переменной. Независимая переменная — это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменения независимой переменной, называется зависимой переменной. Иными словами, эксперимент — это метод исследования, при котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых переменных) на другой класс переменных (зависимых переменных). При этом предполагается, что зависимая переменная должна изменяться как функция изменений независимой переменной. Измеряемые изменения зависимой переменной рассматриваются как «зависимые» от манипулирования независимой переменной. Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
     Внешние ("прочие") переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (факторвремени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы уровень дополнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реальности. 

7. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий возрастающую зависимость между независимой и зависимой переменной. 
 

       
   Второй  вариант: физическое здоровье при наличии  высокого уровня интеллекта увеличивает  шанс получить более высокий статус в группе (рис. 5.2).
   В этом случае получен эффект расходящегося  взаимодействия двух независимых переменных. Вторая переменная усиливает влияние  первой на зависимую переменную.
   Третий  вариант: сходящееся взаимодействие –  физическое здоровье уменьшает шанс интеллектуала приобрести более высокий статус в группе. Переменная «здоровье» уменьшает влияние переменной «интеллект» на зависимую переменную. Есть и другие случаи этого варианта взаимодействия: переменные взаимодействуют так, что увеличение значения первой приводит к уменьшению влияния второй с изменением знака зависимости (рис. 5.3).  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   У больных детей, обладающих высоким  уровнем интеллекта, меньше шанс получить высокий статус, чем у больных  детей с низким интеллектом, а  у здоровых – связь интеллекта и статуса позитивная.
   Теоретически  возможно представить, что больные  дети будут иметь больший шанс получить высокий статус при высоком  уровне интеллекта, чем их здоровые низкоинтеллектуальные сверстники.
   Последний, четвертый, возможный вариант наблюдаемых в исследованиях отношений между независимыми переменными: случай, когда между ними существует пересекающееся взаимодействие, представленное на последнем графике (рис. 5.4).  

   
 
 

     Монотонно возрастающая зависимость наблюдается  тогда, когда увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной (см. рис.).  Монотонно-возрастающая зависимость.
     Например: возрастание уровня слуховых ощущений при усилении интенсивности звука. Ограничение – слуховой порог. (верхний порог чувствительности).
       
 
 
 
 
 
 
 
 

    Для чего необходимо планирование эксперимента? Виды планов.
 
     Планирование  эксперимента — один из важнейших  этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента. Экспериментальный план - это описание структуры и последовательности проведения эксперимента.
     Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.
     Экспериментальный план создаётся для того, чтобы  ответить на основные вопросы о:
     • количестве независимых переменных, которые используются в эксперименте (одна или несколько?);
     • количестве уровней независимой  переменной (изменяется ли независимая  переменная или остаётся постоянной?);
     • методах контроля дополнительных, или  возмущающих, переменных (какие необходимо и целесообразно применить?):
а) метод прямого контроля (прямое исключение известной дополнительной переменной);
б) метод выравнивания (учитывать известную дополнительную переменную при невозможности её исключения),
в) метод рандомизации (случайный отбор групп в случае неизвестности дополнительной переменной).
     Одним из самых важных вопросов, на которые  должен ответить экспериментальный  план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов (независимых переменных), воздействующих на зависимую переменную. Последовательность предъявления стимулов — очень важный вопрос, напрямую касающийся соблюдения валидности исследования.
     Планирование включает в себя два этапа.
1. Содержательное планирование эксперимента:
- Определение  ряда теоретических и экспериментальных  положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка  теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор  необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
1 - Определение состава выборки.
2 - Определение  объёма выборки. 
3 - Определение способа формирования выборки.
2. Формальное планирование эксперимента:
- Достижение  возможности сравнения результатов.
- Достижение  возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение  экономичного проведения исследования.
     Главной целью формального планирования считается исключение максимально  возможного числа причин искажения результатов.
     Виды  планов:
     1. Простые (однофакторные) планы – предусматривают изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной. Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов. Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.
     - Опыты с воспроизводимыми условиями. В сравнении с опытами с привлечением двух независимых групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной). Цель таких опытов — установить воздействие одного фактора на одну переменную.
     - Опыты с привлечением двух независимых групп (экспериментальной и контрольной) – опыты, в которых экспериментальному воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель — проверка действия одной независимой переменной.
     2. Комплексные планы составляются для экспериментов, в которых изучается либо воздействие нескольких независимых переменных (факторные планы), либо последовательное воздействие различных градаций одной независимой переменной (многоуровневые планы).
     - Планы для многоуровневых экспериментов. Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два её значения, считается скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований используется три или более значений независимой переменной, — такие планы часто называют однофакторными многоуровневыми. Такие планы могут использоваться как для исследования нелинейных эффектов (то есть случаев, когда независимая переменная принимает более двух значений), так и для проверки альтернативных гипотез. Преимущество — в возможности определить вид функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными. Недостаток заключается в больших временных затратах, а также в необходимости привлечь больше участников.
     - Факторные планы подразумевают использование более чем одной независимой переменной. Таких переменных, или факторов, может быть сколько угодно, но обычно ограничиваются использованием двух, трёх, реже — четырёх. Факторные планы описываются с помощью системы нумерации, показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней), принимаемых каждой переменной.
     3. Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о существовании причинно-следственной связи. Эти планы часто применяются в прикладной психологии.
     - Планы ex post facto - исследования, в которых сбор и анализ данных производится после того, как событие уже свершилось, многие относят их к квазиэкспериментальным. Суть исследования в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых: в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. При планировании исследования имитируется схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и тестированием после воздействия.
     - Планы экспериментов  с малым N также  называют «планами  с одним субъектом», так как индивидуально рассматривается поведение каждого испытуемого. Одной из главных причин использования экспериментов с малым N считается невозможность в некоторых случаях применить результаты, полученные из обобщений на больших группах людей, ни к одному из участников индивидуально (что, таким образом, приводит к нарушению индивидуальной валидности).
     4. Планы корреляционных  исследований — исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи (корреляции) между несколькими (двумя или более) переменными. От квазиэкспериментального отличается
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.