На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жанры радиовещания, их характеристики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Международный Университет природы, общества и  Человека «Дубна» (филиал «Угреша»)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат 

Тема:

Жанры радиовещания, их характеристики.

 
 
 
 
 
                  Выполнил  студент
                  3 курса, очного отделения 
                  факультета журналистики

                  Батов Георгий Викторович 
                   

                  Научный руководитель
                  Каспаров  Эдуард Джавадович 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Дзержинский
2010 
 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………3
Информационные жанры………………………………………………………7
Аналитические жанры………………………………………………………….11
Документально-художественные жанры………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемых ресурсов………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  

Каждый  день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие. 

Радио – временная коммуникация, поэтому  программы – естественная форма  фиксации, отражения и трансляции звукового материала. Существует много  типов программ, и все они собирают конкретный материал в определенное целое. Программа одновременно выражает концепцию вещательного канала, отношение радиоорганизации к событиям, а также ожидания, запросы, интересы аудитории. Программа – своего рода «мозаика», состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Все многообразие жизни радиожурналистика представляет с помощью разных жанров. Жанр является той структурной единицей программы, в которой воплощается конкретное произведение. 

Когда мы говорим о структуре программы, целесообразно различать «формы радиовещания» и «жанры радиожурналистики». По мнению известного исследователя радиожурналистики В.Н. Ружникова, форма радиопередачи лежит в сфере программной деятельности, а жанр относится к творческому процессу создания конкретного произведения. По сравнению с жанрами формы радиовещания более подвижны, так как чаще изменяются их функции. Жанр – более консервативен, особенно в своей структуре, жанровых признаках и способах использования выразительных средств. Жанры в этом отношении – первичны, программа – вторична; она состоит из жанровых образований. Ее можно сравнить с газетной полосой, вмещающей различные произведения. 

Изучение  жанров, их возможностей, характерных  признаков особенно важно для  журналистов, так как именно жанры определяют во многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр – своеобразный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свое выступление в эфире по законам публицистического творчества. 

Жанр  – это «мостик», с помощью которого журналист вступает в речевое  общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении. 

Некоторые профессиональные журналисты иногда пренебрегают теорией, игнорируя знание специфики  жанров, они сосредотачивают свои усилия на том, чтобы то или иное выступление было интересным. Но сделать передачу интересной возможно лишь благодаря осмыслению лучшего опыта, его обобщению, знанию основ, на которых строятся жанры. Важно овладение методикой журналистской работы, а метод всегда связан с жанром, обусловлен им, подчинен той творческой задаче, которую решает журналист в данный момент. Особенно важно знание истории, теории и практики жанров для начинающего журналиста. Начинать творческую деятельность нужно не вслепую, каждый раз «изобретая велосипед» и набивая себе шишки на неудачах, вызванных пренебрежением к теории и опыту на пути овладения ремеслом. Да, мы говорим о ремесле. В лучшем смысле этого слова. Не о ремесленничестве, а о ремесле, как подчеркивал А. Ревенко, один из мастеров радиоэфира. Начинать свой путь в радиожурналистике, одной из самобытнейших и интереснейших сфер творчества, лучше с опорой на теорию, проверенную временем. 

Жанр  – категория историческая. Он видоизменяется, эволюционирует, осваивая новое творческое пространство с изменением условий творчества, определяемых возможностями коммуникационного канала, а также общественно-политическими задачами. 

Жанр  – категория и политическая. Жанры  публицистики, а именно ими оперирует журналистика, опираются в первую очередь на опыт, традиции, поэтику литературы, как родственного вида творчества. Еще Дамон, учитель Софокла и Перикла, говоря о тесной связи словесного творчества с жизнью общества, утверждал, что «изменения в литературе всегда вызываются изменениями в государственной системе». Такая связь не только явственно просматривается в литературе и публицистике, она доминирует в их развитии, определяет их общественно-политическое значение и формы воплощения – жанры. 

И на самом  деле, если бросить беглый взгляд на историю становления и развития отечественного вещания, то можно увидеть, что весь этот сложный, многофакторный путь отмечен заметными изменениями в жизни жанров. Подчинение публицистики интересам политической жизни общества, зависимость от них намного сильнее, чем это свойственно литературе, так как оно составляет внутреннюю сущность публицистики, поскольку она непосредственно воздействует на общественную жизнь с определенными политическими, идеологическими целями. 

Жанр, коль скоро он является продуктом творческой деятельности, – категория творческая. Его обновление, самосовершенствование зависят от творческих установок журналиста, его нацеленности на поиск новых возможностей, на творческое самораскрытие через исследуемый и воплощенный в текст материал. 

Изучение  жанров радиожурналистики – это  своеобразное постижение истории нашего отечественного вещания. Более того, это звуковой срез прошлой эпохи, запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и драматизм общественного бытия. 

Надо  заметить, что радиожурналистика  изучалась и изучается до сих пор не адекватно тому месту и той роли, которую она играет в жизни общества. Это относится в первую очередь ко времени существования тоталитарного государства. 

Заметные  изменения в сфере изучения специфики, жанров радиовещания произошли в 60–80-х  годах, когда были изданы десятки книг, брошюр, посвященных теории и практике вещания. 

Работы  о жанрах радиожурналистики базировались на разных подходах. В большинстве  из них учитывалась предметная основа. За аналог брались газетные жанры. И это понятно: печать была главным инструментом идеологии, особенно в советское время, когда ее традиции, идущие еще от ленинской «Правды», от большевистской печати («боевое оружие партии»), довлели и над радио, и над телевидением. 

Предпринимались попытки учитывать и радиоспецифику – форму звучания. Издавались брошюры, статьи об информационных, аналитических жанрах. Наиболее полно жанры радиожурналистики описывались в учебниках «Основы радиожурналистики» (1984) и «Радиожурналистика» (2000), изданных в МГУ. 

Очень мало издавалось переводной литературы, особенно по методике работы и психологии общения у микрофона. С порога отметался опыт «буржуазной журналистики», пропагандирующей западный образ жизни. В то время как в Соединенных Штатах Америки и в странах Европы были изданы сотни крупных работ по психологии творчества, по изучению аудитории, учебников и учебных пособий. И до сих пор лучшие книги по радиожурналистике, изданные за рубежом, еще не переведены на русский язык. 

Жанр  – понятие общее. Никто никогда  не встречался с жанром вообще, каждый из нас читал в газете или журнале, слышал в эфире, видел на экране конкретные журналистские произведения, подготовленные в определенном жанре. «Колебания» одного и того же жанра в различных единичных проявлениях бывают довольно значительными. И они особенно заметны, как уже говорилось, на историке-политическом фоне своего существования. Поэтому, обращаясь к теории жанра, его специфике, нельзя игнорировать не только историческую среду его обитания, но и то, как проявляется время в творчестве журналиста, как оно влияет на его профессиональное поведение. Поэтому стоит сделать краткий экскурс в прошлое, чтобы показать, как исторические условия определяют методику работы журналиста, его психологию. То, что было десять лет назад, тоже уже история, и современный эфир есть продукт развития сложнейших общественных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информационные  жанры 

Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует  заметке в периодической печати. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Главная характеристика радиосообщения – оперативность. 

Информационный радиорепортаж – самый характерный жанр вещания. В нем присутствуют все сильные стороны информационного радиосообщения – оперативность, актуальность, емкость текста, а также элементы публицистики – оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. 

Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность – базируются на актуальной информации. Задача радиорепортажа – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события. 

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его  событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории (например, запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному представлению, фестивалю и т.д.). 

Радиорепортаж может быть событийным, проблемным и познавательным.  

Проблемный репортаж начинается обычно с места какого-либо действия. Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на информационных фактах. 

Познавательный  репортаж может содержать только информацию, может затрагивать проблему, но главная его цель – познакомить слушателей с тем новым, интересным, что делается в науке, в медицине, производстве и пр. Адреса таких репортажей – лаборатория, кафедра вуза и т.п. 

Радиоинтервью представляет собой коммуникативный  акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Цель этого жанра – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. В основе жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой. 

Специфика радиоинтервью  заключается в том, что корреспондент  записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. Радиоинтервью рождается во время проведения разговора. 

Интервью в  основе своей информационный жанр, но возможно интервью и с элементами анализа, в котором дается оценка ситуации, проблемы.  

Интервью-портрет  дает более полное представление  о человеке. В таком случае оно может длиться до 20 минут, содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие личности героя. В интервью-портрете журналист помогает раскрыться своему собеседнику.  

К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-диалог, анкета, пресс-конференция. 

Протокольное  интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля в аэропорту, на вокзале, интервью с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, о том или ином событии. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее. 

Интервью-диалог – встреча журналиста с одним  человеком или с группой собеседников. Это классическое интервью. 

Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос  на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос. Например: «Чем знаменателен был для вас уходящий год?» или «Что вы ждете от Нового года?» Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей. 

Пресс-конференция  проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста наиболее трудна сама ее запись. Технические возможности фиксации вопросов в зале и ответов тех, кто проводит встречу здесь, намного сложнее.  

Радиоотчет имеет  целью дать слушателям представление  о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Журналист обычно записывает весь ход того или иного события на пленку, а затем выбирает наиболее важные моменты, а часть информации пересказывает своими словами, называя самых значительных персон (по социальному статусу, авторитету, административному положению), выбирая наиболее значительные и интересные фрагменты. 

Обзор печати –  это информационный материал, который  преследует несколько целей:  

-       довести до сведения аудитории  основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция;  

-       представить многообразие точек  зрения на эти актуальные проблемы;  

-       обозначить наиболее дискуссионные  вопросы, поднятые в прессе, по  возможности сопоставляя разные  мнения с собственной позицией радиожурналиста и его редакции;  

-       проинформировать аудиторию о  наиболее сенсационных материалах, опубликованных в той или иной газете или журнале;  

-       выполнить откровенно рекламную  функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному изданию. 

Следует отметить, что обзоры бывают и чисто рекламного характера, когда в эфир идут лишь «завлекательные» заголовки и очень  короткие аннотации к материалам с открытым призывом к аудитории: «...вы узнаете об этом, если прочитаете сегодняшний номер такой-то газеты или такого-то журнала». 

Как правило, внимание обозревателя распределяется между  несколькими изданиями, и в своем материале он опирается на публикации разных авторов, иногда объединяя их по тематическому или адресному признаку, а иногда, напротив, подчеркивая многообразие проблем, которым отданы страницы прессы. 

Информационная  радиокорреспонденция. Предмет радиокорреспонденции – конкретный материал, который  составляет существо события, отношения  между людьми в определенной ситуации, коллективе, складывающиеся в результате их деятельности. 

Метод – изучение ситуации, сбор материала на месте  из разных источников, отбор наиболее важных и значительных фактов, раскрывающих суть дела, их описание, записи людей, которые находятся в поле зрения журналиста в связи с исследованием ситуации, рассказы очевидцев, монтаж всех компонентов в единый текст. 

Простейший вид  информационной радиокорреспонденции – сообщение подробностей события с элементами его комментария. Такие материалы часто звучат в выпусках новостей. Информационная программа требует лаконичности, жесткого отбора фактов, деталей. Все дополнительные сведения должны раскрывать то, что произошло, помогать слушателю получить более полное представление о случившемся. 

В информационной радиокорреспонденции роль автора заключается  в основном в отборе добытых фактов, литературном изложении произошедшего. Журналист здесь занимает наиболее активную позицию. Кроме того, что он композиционно выстраивает материал, он непосредственно высказывает свое отношение к тому, о чем рассказывает. Поэтому у микрофона, как правило, выступает сам автор. 

Информационная  радиокорреспонденция в зависимости от конкретных целей может приобретать репортажный или зарисовочный характер, но в любом случае – основу материала составляет информационное наполнение. 

Радиокорреспонденция  может включать в себя элементы репортажа, интервью, комментария, зарисовки. Целесообразность обращения к ним определяется задачей выступления журналиста, характером события и собираемого материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аналитические жанры 

Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и  к информационным, и к аналитическим жанрам, ибо она выполняет как информационную, так и публицистическую функции. Грань здесь определяется степенью обобщений и выводов, которые являются непременным элементом этого жанра и вытекают из подробного описания сущности и характера события и его оценки журналистом. Эти обобщения и выводы в корреспонденции гораздо шире, чем в информационной заметке. 

По времени  звучания в эфире (как правило, не менее полутора-двух минут) и, следовательно, по объему сообщаемого материала  корреспонденция превосходит информационную заметку. 

При освещении  важных событий корреспонденты радио  часто направляют в редакции два  варианта сообщений: информационную заметку  и корреспонденцию, которая используется не только в выпусках «Последних известий» и других новостных программах, но и во всевозможных обзорных передачах, содержащих хронику дня, недели, месяца. Переданная в редакцию по проводам или посланная в записи на пленку корреспонденция содержит более полное и более убедительное освещение события. 

Радиокорреспонденцию  у микрофона, как правило, читает сам автор. Именно авторское чтение придает фактам, о которых идет речь, личностную окраску, усиливая эмоциональное воздействие на аудиторию. Слушатели понимают, что о событии им рассказывает непосредственный очевидец, и это увеличивает их доверие к материалу. 

Близка по форме  к корреспонденции т.н. «комментированная  новость» – небольшой по размеру информационный материал, в котором не только сообщается факт, характеризующий сущность события, но и содержится его оценка. Комментированная новость состоит из двух составных элементов: информационного сообщения о факте и мнения о нем автора сообщения – обозревателя, комментатора. Вторая, комментирующая, часть вводится в текст различными способами, например с помощью слов «Наш корреспондент сообщает, что...». Эта разновидность корреспонденции также чрезвычайно ценна для информационной службы, т.к. позволяет сразу же за сообщением о факте разъяснить его значение, что помогает слушателю понять сущность факта, уяснить себе его место в цепи других фактов и событий. 

Радиокомментарий  – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, где журналист выступает как представитель группы слушателей и предлагает компетентному лицу ответить на те вопросы, которые, как он предполагает, интересуют аудиторию, в комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя.  

По способу  включения комментария в программу  вещательного дня можно выделить два его вида – краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу (например, в выпуск новостей, в обозрение, подытоживающее наиболее важные события прошедшего дня, недели, месяца) и комментарий, являющийся самостоятельной передачей (или определенной законченной структурной частью программы).  

По содержанию радиокомментарии разделяют на событийные и проблемные. 

Для событийных комментариев характерно изложение одной основной, ведущей идеи и обычно единый подход к ее анализу. Его объем, как правило, составляет 2-4 минуты. 

В проблемном комментарии  при одной основной теме возможна разноплановая аргументация. В прямой зависимости от такой более сложной структуры находится и объем проблемного комментария, который занимает 5-10 минут. 

Назначение проблемного  комментария – рассмотреть важную социальную проблему, затрагивающую интересы группы людей или всей страны в целом; исследовать широкую панораму событий, действий отдельных граждан, государственных учреждений, партий или правительства, при этом глубоко анализируя факты. 

Одна из модификаций  жанра, соединяющая качества событийного  и проблемного комментария, – реплика. Реплика посвящена животрепещущей проблеме и окрашена в откровенно сатирические тона. Она занимает в эфире максимум 1,5-2 минуты. Как правило, с репликой выступают известные, авторитетные публицисты, умело соединяющие остроту стиля и бескомпромиссный подход к проблеме. 

Радиобеседа обычно существует в сетке вещания в  качестве отдельной рубрики или в структуре комбинированной формы радиожурналистики – «канала», «блока», радиожурнала, радиогазеты и т.п. Своеобразие радиобеседы, ее эстетические и структурные признаки обусловлены тем, что в отличие от интервью, репортажа и комментария здесь используется только одно выразительное средство радиожурналистики – звучащая речь. 

Любая беседа предполагает ситуацию речевого общения – разговора, в котором принимают участие собеседники. Данный жанр радиожурналистики потому и получил название радиобеседы, что ему свойственна эта ситуация, однако не в обычном, а в трансформированном виде. Специфика разговора у микрофона состоит в том, что, во-первых, собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством; во-вторых, в процессе радиособеседования один из собеседников – автор, находящийся у микрофона, обращается с «диалогическим» монологом к радиослушателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта. Автор привлекает слушателей к участию в анализе своего материала. 

Ток-шоу представляет собой жанр, в котором один или  несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Тематика ток-шоу может быть практически любой по характеру: злободневной, касающейся острых проблем политики, экономики, культуры, спорта; развлекательной или просветительной.  

По структуре  ток-шоу могут представлять собой  как жесткое противостояние ведущего и слушателей в течение всей передачи, так и своеобразный акустический коллаж, в котором диалог со слушателями сменяется музыкальными и литературными иллюстрациями, описанием биографии и карьеры гостя студии или просто концертным номером, напрямую не связанным с проблематикой программы. 

Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места. Содержанием радиообозрения могут быть самые разные по содержанию компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и зарисовки, а также фрагменты из художественных произведений, звукозапись которых или произведена по трансляции из концертных и театральных залов, или сделана специально в радиостудии. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журналиста, как правило, специализирующегося в области данной тематики и проблематики. 

Характерная особенность  радиообозрения в том, что оно  может включать в себя материалы, на первый взгляд далекие от основной темы, но соединенные с ней логическими, ассоциативными связями. Например, в обозрение «По театрам и концертным залам столицы», рассказывающее о премьерах на московской сцене, включается информация о фестивале русской драматургии в США или репортаж о том, как выпускники Щукинского училища при Театре им.Вахтангова открыли новый молодежный передвижной культурный центр на Дальнем Востоке. 
 
 
 
 
 
 
 

Документально-художественные жанры 

Радиоочерк представляет собой жанр, в основе которого лежат  яркие случаи из жизни известных  людей, описания событий, факты, однако в центре внимания всегда остается личность. Этот жанр призван отражать богатство внутреннего мира представляемого журналистом человека. 

Текст радиоочерка  интонационно богат; для создания эмоционального фона часто используются музыкальные композиции. 

По предмету отображения, часто влияющему на сюжет, радиоочерк делят на три вида: путевой, проблемный и портретный. Путевой  очерк чаще всего передает впечатления журналиста о фактах, явлениях, событиях, человеческих судьбах, наблюдаемых и анализируемых им во время путешествия. Путевые радиоочерки широко используются в программах, предназначенных для образовательных целей, в рассказах о стране и мире. 

В проблемном очерке предметом исследования служит та или  иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. 

Портретный очерк  дает возможность представить конкретного  человека в процессе становления его как личности посредством собственно авторского рассказа. 

Следует отметить, что деление радиоочерка на три  вида условно, т.к. в чистом виде он встречается редко. Чаще рассказ о человеке сочетается в нем с изучением какой-либо проблемы, исследование проблемы – с движением, путешествием, поиском. В каждом из трех случаев может быть выделен преобладающий аспект, но это не означает, что, например, в портретном очерке полностью отсутствуют такие элементы, как проблема, путешествие, поиск.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.