На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые и корпоративные нормы проблемы взаимодействия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Международный юридический институт 
при Министерстве юстиции РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине
« Теория государства и права ».
Тема: Правовые и корпоративные нормы:
проблемы  взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Студент:
                                Курылев Иван. 
                                Курс: Второй. 
                                                                      Специальность: право и организация 
                                                                                        социального обеспечения. 
                                                                  Приняла: Лебедева Нина Иванова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Нижний Новгород. 
2009 год.
 
 
 

Оглавление.
      Введение..……………………………………………………стр. 3. 
1. Понятие, признаки права…………………………………….стр. 6. 
2. Корпоративные нормы: понятие и признаки……………….стр.10. 
3. Проблемы взаимодействия правовых и корпоративных

норм в России……………………………………………………стр.21. 
      Заключение…………………………………………………..стр.27. 
Библиография……………………………………………………стр.29. 
Приложения……………………………………………………...стр. 30.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения. Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.
     Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами. Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.
    Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы. 

     Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.
     Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты(см.приложение 1). Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило, письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время  как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения. В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, признаки права. 

     Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.
Признаки права:
    Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.
     Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.
      Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.
     Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.
     Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию. Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.
     Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.
      Формализованность для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты.
      Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение. Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
     Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому. Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды "иным способом". Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной. Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.
     Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, они взаимодействуют, взаимообуслоивают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.
       Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции. Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.
    Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции. Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношения, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.
     Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью. 

Глава 2. Корпоративные нормы: понятие и признаки. 

За прошедший постсоветский период, знаменовавшийся для России широкомасштабными реформами политического устройства, экономики и права, общественная жизнь нашей страны обогатилась множеством качественно новых форм выражения социальных связей. К таковым, безусловно, следует отнести корпоративные нормы – правила поведения участников некоторых социальных групп, возникновение и увеличение числа которых произошло в результате демократических преобразований в нашей стране.  
     Конституция любого демократического государства в числе многих прав и свобод, предоставляемых гражданам, предусматривает возможность создания ими общественных объединений и право на свободное применение своих способностей и капиталов для защиты собственных интересов. Конституция Российской Федерации, декларируя эти гражданские права в ст.ст. 30 и 34, устанавливает свободу их осуществления, предоставляя, широчайшие возможности саморегулирования организациям, создаваемым для достижения общественно значимых, коммерческих либо иных, не противоречащих закону целей. Именно свобода саморегулирования лежит в основе права организаций, создаваемых в любых организационно-правовых формах, на упорядочение своей деятельности путем разработки и установления специальных социальных регуляторов, именуемых в теории права корпоративными нормами.  
Вопрос о природе корпоративных норм, на наш взгляд, представляет собой одну из актуальнейших проблем общей теории права. Это обусловлено прежде всего тем, что, как верно отмечается в литературе, «правильная трактовка сущности норм касается практических действий огромного числа организаций, и граждан .

       Конец ХХ века явился для России периодом интенсивного развития организационно-правовых форм хозяйствования, что послужило объективной причиной для укрепления понятия корпоративной нормы в числе юридических понятий, составляющих основу языка юриспруденции. Различные трактовки этого понятия неизбежно приведут на практике к правотворческим и правоприменительным ошибкам, поэтому, весьма полезно было бы его идентичное толкование. Однако пока, к сожалению, единства в понимании данного термина как между юристами-учеными, так и между юристами-практикамине  наблюдается.
     По мнению М.Н. Марченко1, корпоративные нормы - это установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах.. Другие ученые дают дефиницию корпоративных норм перечислением документов в которых они содержатся или определяют категории обществ, использующих эти нормы в процессе осуществления своей деятельности, указывая при этом на предмет их регулирования.  
     Корпоративные нормы, как и нормы права относятся к числу социальных норм, т.е. таких правил поведения, которые образуют «повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции» .

     Являясь разновидностью социальных норм, корпоративные нормы содержат в себе соответствующие родовые признаки(см.приложение 2).Каковы же особенности корпоративных норм, признаки, отличающие их от других социальных норм, в том числе и правовых? Ответив на этот вопрос, мы сможем определить понятие корпоративных норм, выделяющее их из всего массива нормативной базы и выявляющее конкретную область общественных отношений, на которую распространяется действие этих норм.          Именно такими качествами, по мнению О.С.Йоффе2, должно обладать определение какой-либо научно-правовой категории .
      Одним из видовых признаков корпоративных норм является то, что деятельность по их созданию осуществляется для удовлетворения частных (внутренних) интересов организации. Понимая интерес как общественное отношение, содержанием которого является потребность, имеющая социальный характер , необходимо учитывать, что стремление к удовлетворению потребностей этого субъекта, составляет его цель – предмет на который в то же время направлен и интерес. Интерес организаций, состоящий, в достижении различных социально-экономических целей удовлетворяется путем осуществления деятельности, обеспечиваемой как правовыми, так и корпоративными нормами.
      Аристотель в «Риторике» отметил, что действия, имеющие юридическую значимость, по отношению к лицам можно разделить на два вида: действия, касающиеся всего общества, и действия, затрагивающие определенное лицо . Деятельность государства в лице его органов направлена на достижение публичных интересов в границах которых находится правовое регулирование социально-экономической деятельности субъектов. Это регулирование осуществляется не столько прямыми нормативными предписаниями, но в большей степени с помощью формирования определенных условий (экономических, правовых) деятельности субъектов общественных отношений, что способствовует возникновению и закреплению у них таких интересов, которые соответствуют интересам всего общества .
     Издавая правовую норму, законодатель всегда имеет в виду охрану определенных интересов, причем правовая охрана частных интересов попадает в сферу публичных интересов. Действительно, правом охраняются объективные интересы именно в тех пределах, в которых законодатель признал их общественно значимыми. Если удовлетворение некоторых частных интересов осуществляется посредством правовых норм, следовательно их можно признать общественно значимыми и соотнести с государственными, т.е. публичными интересами.
      Являясь основным регулятором общественных отношений, право выполняет функции средства удовлетворения интересов субъектов этих отношений постольку, поскольку данные субъекты находят необходимым и возможным использование таких правовых средств для реализации своих социально-экономических интересов.
      С другой стороны, корпоративные нормы принимаются и используются корпоративными субъектами с единственной целью, состоящей в реализации своих частных интересов. В этой связи, корпоративные нормы следует рассматривать как единственное средство, направленное на удовлетворение лишь частных интересов организации.
      В деятельность организации может быть вовлечено довольно большое количество людей, имеющих различные полномочия, выполняющие определенные задачи в корпорации, объединенных одной целью (в широком смысле - действовать в интересах организации) и именно на них распространяется действие корпоративных норм. Своеобразие действия корпоративных норм по кругу лиц является одним из характерных отличительных признаков их феномена. Корпоративные нормы отличаются от других социальных регуляторов тем, что имеют субъективную направленность. Так же как нормы права, корпоративные нормы не предназначены для персонального воздействия на субъектов регулируемых отношений, однако правовые нормы распространяются на лиц, не определенных ни количественно, ни поименно. Что касается корпоративных норм, то под их юрисдикцию в силу ротации наемных работников, изменения штатного расписания, появления новых акционеров и членов организаций может подпадать различная, но всегда доступная для определения по численности и персоналиям группа лиц.
     Как справедливо было отмечено в литературе, одно из самых важных открытий в корпоративной доктрине связано с введением понятия «членство» . Для идентификации отношения членства следует выделить пять характерных для этих отношений признаков:
- в основе членства должно лежать волеизъявление лица, желающего получить статус члена организации;
 - необходимо встречное согласие на членство данного лица со стороны самой организации в лице ее органов управления, либо других ее участников (акционеров, пайщиков и т.д.);
- отношениями членства устанавливаются взаимные права и обязанности между организацией и ее членом;
 - отношения членства предполагают возможность численного и персонального определения лиц, состоящих в таких отношениях с обществом;  
- отношения членства могут быть прекращены в любой момент по инициативе члена организации, а в некоторых случаях и по инициативе самой организации.  
     Исходя из вышесказанного, членство является по сути основой корпоративных отношений и выступает предпосылкой возникновения прав и обязанностей участников корпорации. Здесь необходимо отметить, что понятия члена и участника организации в целом отождествляются в российском законодательстве и научных исследованиях. В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» эти термины используются через скобки: «участники (члены) общественных…организаций» , что стирает понятийные разграничения. Рассматривая понятие обязанностей участников, Е.В.Пестерева проводит неразрывную связь между ними и отношениями членства в товариществах и обществах.

       Помимо членов организации под действие корпоративных норм попадают учредители организации. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, учредители могут являться или не являться участниками (членами) организации. Так, говоря об участниках хозяйственных товариществ и обществ, мы рассматриваем их как членов этих организаций, поскольку членство изначально предполагает двусторонние отношения между организацией и участвующими в ее деятельности людьми. Количество и персональный состав участников (владельцев долей) хозяйственных обществ определяется путем анализа внутренних документов общества. Эта особенность приближает корпоративные нормы к договорным, где состав участников просматривается и по количеству и поименно . Однако, в отличие от договорных норм, которые принято использовать для установления определенного правоотношения действующего в течении определенного срока, корпоративные нормы регулируют типичные правоотношения, возникающие в организации и рассчитанные на многократное повторение.  
     Органы управления организации, как лица обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений, также находятся в сфере действия корпоративных норм, а кроме того, участвуют в их разработке и принятии. В состав органов управления организации могут входить как учредители так и ее члены, кроме того, в акционерных обществах по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному управляющему ; последний субъект может осуществлять полномочия исполнительного органа и в обществах с ограниченной ответственностью .

    Самую многочисленную группу лиц, вовлеченных в сферу действия корпоративных норм, составляют члены трудового коллектива организации – работники, осуществляющие свои трудовые обязанности по должности соответствующей штатному расписанию. Трудовая деятельность этих лиц во многом регулируется локальными нормами – разновидностью корпоративных норм, действующими в сфере трудовых отношений.  
     То обстоятельство, что среди правовых норм выделяют, так называемые, специальные нормы регулирующие отношения, в которые вовлечен ограниченный круг лиц, конкретная категория людей (Президент, пенсионеры, военнослужащие, врачи и т.д.) не отождествляет их с корпоративными нормами. Во-первых специальные правовые нормы адресованы тем, кто на практике окажется в обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой , что подчеркивает их объективность и общеобязательность. С другой стороны, корпоративные нормы обладают качеством субъективного регулирования: любое лицо, вступившее в определенные правоотношения с корпоративной организацией, добровольно принимает на себя обязательства подчиняться этим нормам и по собственной воле может отказаться от этого подчинения, прекратив правоотношения с этой организацией. Во-вторых, условия реализации специальных правовых норм подчинены правилу, известному еще римскому праву: специальный закон отменяет действие общего закона. Таким образом, специальные нормы имеют приоритет над общими нормами, что недопустимо для корпоративных норм, которые детализируют и уточняют положения правовых норм и не могут иметь над ними приоритета.  
Сущностным качеством корпоративных норм является их официальное установление (создание) уполномоченными на то органами организации и охрана этих норм мерами корпоративного воздействия. Корпоративная норма создается по воле органов управления корпоративного образования и действует до ее официальной отмены этими органами или до прекращения деятельности самой организации. В отличие от корпоративных норм, государственно-волевой характер правовых норм выражает государственную волю общества. Однако, если право всегда можно отождествлять с проявлением воли, то воля реализуется в правовую норму только когда она «выражена как закон, установленный властью».Установление и обеспечение исполнения корпоративных норм следует рассматривать в качестве единого признака, квалифицирующего их как самостоятельный социальный регулятор. Необходимость объединения в одном критерии обстоятельств возникновения и порядка обеспечения исполнения корпоративных норм вызвана тождеством данных критериев по лицам, вовлеченным в механизм корпоративного регулирования. Очевидность данного утверждения строится на оценке интереса субъекта нормотворческой инициативы. Не может вызывать сомнений тот факт, что возникновение и действие корпоративных норм, а также охрана их от нарушений входят в сферу интересов одних и тех же лиц. К таковым лицам следует отнести, прежде всего, само корпоративное образование, от лица которого учреждение и охрану корпоративных регуляторов осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции. Помимо этого, подобным интересам может следовать совершенно самостоятельный субъект правоотношений, действующий, на основании договора, в качестве органа управления нормотворческой организации (как было отмечено выше, такой вариант управления вполне допустим в некоторых хозяйственных обществах). Кроме того, интересу направленному на материальное удовлетворение органов корпорации в данном случае корреспондирует интерес возникающий из норм закона: в ст.53 ГК РФ, Акционерном законе (ст.71), Законе об ООО (ст.44) содержатся требования к органам управления хозяйственных обществ «осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно».В область интересов учредителей корпоративных норм входит и обеспечение исполнения этих норм, их защита от посягательств, которая по должна обеспечиваться механизмом корпоративного принуждения. Некоторые исследователи корпоративного нормотворчества склоняются к мысли об отсутствии в элементах корпоративных норм санкций . Ставя под сомнение категоричность такого суждения, необходимо заметить, что корпоративные нормы обладают несколько иным, отличным от правового, механизмом принуждения. К специфическим качествам данного механизма следует отнести, во-первых, осуществление корпоративного принуждения силами органов управления  организации и, во-вторых, регулирование корпоративного принуждения нормами внутреннего распорядка и административной властью органа управления организацией.  
     В то же время, с одной стороны, развитие корпоративных образований в нашей стране вызывает формирование корпоративных санкций имеющих стимулирующий характер: лишение членства в организации, перевод на более сложный график работы и т.д., а с другой, основным стимулом к соблюдению корпоративных норм предлагается сделать не принуждение, а экономическую целесообразность. Компания, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, может быть наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций.

    Установление санкций за нарушение правил поведения является довольно универсальным методом социального регулирования. Принуждение, - отметил С.Н.Братусь,- как необходимый компонент социальной нормы может быть различным – государственным (при нарушении юридической нормы), моральным (общественное осуждение при нарушении моральных норм), общественно-бытовым (при нарушении норм приличия, правил общежития и т.д.). Общественные отношения разрушаются, когда обязанности, установленные в правовой, моральной или иной, подпадающей под социальное регулирование сфере, нарушаются и за этим нарушением не следует реагирование в виде юридической, моральной или иной социальной ответственности .
     Вышесказанное позволяет выделить корпоративные нормы из системы социальных норм как регулятор поведения людей, возникающий по инициативе корпоративного образования и охраняемый уполномоченными органами этой организации при помощи корпоративных санкций.  
Таким образом, что проведенный анализ позволяет принять такое понятие корпоративных норм, которое исчерпывающим образом характеризует, его феномен и позволяют нам определить данный социальный регулятор, как правила поведения, устанавливаемые и охраняемые органами управления корпоративного образования, распространяющиеся на известный круг лиц и направленные на реализацию частных интересов этой организации.  
      Данное определение представляется наиболее сбалансированным в части квалифицирующих исследуемое понятие качеств. Однако, кроме упомянутых в этой диффиниции свойств, исключительно присущих корпоративным нормам и идентифицирующих эти нормы среди остальных социальных регуляторов, в научной литературе иногда упоминаются и другие свойственные этим нормам признаки.  
      Так, Т.В.Кашанина выделяет в качестве такого признака специфический предмет регулирования корпоративных норм, под которыми понимаются отношения, складывающиеся внутри корпорации . Полностью соглашаясь с определением сферы применения данного социального регулятора, представляется сомнительным эксклюзивность данной характеристики и возможность использования ее в качестве классифицирующего признака корпоративных норм. Дело в том, что для нормирования корпоративных отношений используются не только корпоративные регуляторы, а в некоторых случаях не столько они, сколько правовые нормы (как например в акционерном обществе) или религиозные нормы (в религиозных объединениях). Данное обстоятельство делает, на наш взгляд, непригодным объект корпоративного регулирования для использования в качестве квалифицирующего признака.  
     Рассматривая вопросы правового регулирования внутрифирменной деятельности, Н.Ю.Круглова, непременным качеством корпоративных норм видит участие в их разработке тех, кто в дальнейшем ими руководствуется, то есть когда рациональность той или иной нормы ясна и понятна . Спорность данной позиции состоит, прежде всего, в том, что далеко не все корпоративные нормы являются результатом нормотворческой деятельности трудовых коллективов корпоративных образований. Например, в хозяйственных обществах организация труда строится преимущественно на нормативных документах, разработанных менеджментом компаний (правлением) или другими органами управления (советом директоров), собранием участников (акционеров).  
      Использование в определении корпоративных норм подобных характеристик, непременно приведет к размыванию самого понятия и существенно затруднит демаркационные работы по обособлению корпоративных норм от других социальных регуляторов. То, что достаточно гибкие понятийные рамки несут в себе ряд преимуществ совершенно очевидно, так как без них праву будет не хватать последовательности и согласованности. Кроме того, если название достигло такого состояния, когда придавая его какому-либо предмету, мы не утверждаем о последнем буквально ничего, оно стало непригодно для целей как мышления, так и сообщения мыслей. Его можно сделать пригодным, только отняв у него часть его многоразличных значений и ограничивая его применение предметами, обладающими некоторыми общими свойствами, созначение которых можно ему придать .  
     Не смотря на свою сугубо социальную природу, корпоративные нормы занимают особое место в системе правового регулирования деятельности корпоративных организаций. Действующее законодательство предусматривает обязательное регулирование именно этими нормами таких важных положений, как цели и задачи юридического лица, территории его деятельности, порядок вступления и выбытия членов (учредителей), их права и обязанности, структура организации, срок и полномочия руководящих органов. Только корпоративными нормами определяются все процедурные вопросы деятельности юридических лиц. Корпоративные нормы имеют двойное значение: с одной стороны, они, восполняя нормы права, упорядочивают внутреннюю жизнь организации, с другой стороны, принятые без вмешательства извне, воздействуют на само принявшее их объединение, поскольку государственные и иные органы основываются на указанных нормах для определения правосубъектности данной организации в конкретных правоотношениях.  
     Близость и сопоставимость корпоративных норм с правовыми регуляторами не позволяет уклоняться от рассмотрения вопроса о правовом содержании корпоративных норм. Формирующаяся в настоящее время концепция корпоративных норм интерпретирует их как явление не отождествляемое с нормами права. Именно с этих позиций корпоративные нормы рассматриваются большинством специалистов в области теории права. Данную точку зрения можно встретить в работах В.М.Сырых, С.А.Комарова, О.Ф.Скакуна и многих других ученых. Вместе с тем, учитывая новизну данного предмета исследования, вопрос о правовом характере корпоративных норм требует глубокого изучения, что обязывает нас вернуться к нему в следующих публикациях.
 
 

Глава 3. Проблемы взаимодействия правовых и корпоративных норм в России. 

    Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они "принадлежат" структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.
    В связи со сказанным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.