На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 
 

      Курсовая  работа содержит 49 с., 18 источников. 
 

      Малый бизнес, безработица, прибыль, эмиссия  денег, рентабельность, общество взаимного  кредита. 
 

      Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение            4 
1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике     5
 1.1 Понятие малого бизнеса         5
 1.2 Роль малого бизнеса в экономике       8
 1.3 Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры  11
 1.4 Этапы развития малого предпринимательства в России   13  
 1.5  Роль прибыли в условиях развития предпринимательства   19
2 Правовые основы деятельности малых предприятий    21
    2.1 Создание и ликвидация малых предприятий     22
    2.2 Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе                   лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство     23
    2.3 Управление предприятием        24
    2.4 Хозяйственная и иная деятельность предприятия    25
    2.5 Фонды поддержки малого предпринимательства и  система его                             налогообложения         26
3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса     32
    3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса    32
    3.2 Проблемы становления малого бизнеса в России    35
Заключение           41
Библиографический список         42 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто  займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и так далее. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
      Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране. Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90 % от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53 % всего населения, Японию - с ее 71,7 % и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
      В пользу эффективности этих фирм говорит  тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10 % новых технологий, остальные 90 % внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9 % чистого дохода, а в Японии 56,6 % всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       1 МАЛЫЙ БИЗНЕС – СУЩНОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ  
 

      1.1 Понятие малого бизнеса
      Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период. Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей: - количество занятых работников до 50 чел.; - годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ. К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают: - количество  занятых работников от 50 до 250 чел.; - годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ. При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: 1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ; 2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ; 3. средняя численность занятых до 50 чел. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел. В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия. В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от  количества нанятых работников все предприятия в США делятся на: - наименьшие – 1 – 24 занятых; - малые – 25 – 99 занятых; - промежуточные – 100 – 499 занятых; - крупные – 500 – 999 занятых; - крупнейшие – 1000 и более занятых. Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
      1.2 Роль малого бизнеса в экономике
      Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Из приведенной таблицы абсолютно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40 %, а в Германии 49 % всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. Доля технологических нововведений в США и Германии в 80-хгодах в %  мелкие  средние  крупные фирмы  США  35 % 15 % 50 %  Германия 26 % 11 % 63 %. Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узко специализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
      В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и тому подобное) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.  
      1.3 Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры  
      Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу: возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
      Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
      Поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
      Выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.
      Небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
      Экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
      Инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом. Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. В большинстве случаев (около 90 %) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний. В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются: некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах,  поставках, производстве и управлении; незначительные объемы продаж; конкуренция; слишком большие эксплуатационные расходы. Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний, говорит: «причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления».
 

      

      2.1 Становление и  состояние малого бизнеса на Дальнем Востоке

     В регионах Дальнего Востока изначально рождение бизнеса происходило в более неблагоприятной обстановке по сравнению с западными регионами страны. Становление малого предпринимательства в крае не имело равных стартовых условий. Так, в западных регионах страны лучше развиты отрасли, привлекательные для малого бизнеса, прежде всего, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, производственная инфраструктура, сеть автомобильных дорог, более дешевые источники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию.
     Уровень развития малого предпринимательства  в мировой практике измеряется по количеству фактически действующих малых предприятий на одну тысячу жителей. В Хабаровском крае этот показатель соответствует общероссийскому (6,2 малых предприятий), что выше, чем в дальневосточном регионе в целом (5,3), но существенно уступает развитым странам (в странах-членах ЕС – не менее 30). В среднем, численность представителей малого предпринимательства приближается к среднеевропейскому или общемировому показателю.
     Отраслевая структура малого предпринимательства отражает картину, характерную для России в целом.  Малое предпринимательство  создает свои «ниши» практически во всех отраслях экономики, однако доминирующей остается сфера торговли и общественного питания.
     В то же время в значительной мере малое предпринимательство  занимает рынок, приносящий высокую добавленную  стоимость, прежде всего, рынок информационных технологий. Сегодня наиболее активна  его роль в оказании услуг на основе трансферта информационных технологий.
     Сложившаяся отраслевая структура на Дальнем  Востоке и в частности в  Хабаровском крае свидетельствует  о его развитии преимущественно  в сфере торговли и общественного  питания, в которой действует  почти каждое второе  малое предприятие.
     Субъекты  малого предпринимательства действуют на локальных рынках, постоянно ориентируются на местных потребителей, учитывают местные особенности. И главное – развитие малого предпринимательства обеспечивает рост жизненного уровня активной части населения, его занятости, смягчает социальную нагрузку на бюджет, постепенно ведет к формированию среднего класса как основы социально-политической стабильности в обществе.
      В настоящее время проводится множество  программ по развитию и поддержке малого бизнеса на Дальнем Востоке. К примеру, в 2010 году осуществлялась реализация девятой краевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2009 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства края  № 29-пр от 20 октября 2008 года. Положительная динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует об эффективности мер государственной поддержки.
      Также в Хабаровском крае продолжает осуществляться финансовая политика поддержки малого предпринимательства в соответствии с краевой программой развития и поддержки малого предпринимательства путем ее реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Развивается сеть инфраструктурных организаций, предоставляющих субъектам малого бизнеса финансовые и другие услуги. 

        Еврейская автономная область уверенно продвигает товары и услуги местных производителей и бизнесменов на региональные и российский рынки. В автономии завершился конкурс "Десять лучших товаров и услуг ЕАО", который ежегодно проводится в рамках Всероссийской программы "100 лучших товаров России". Этот конкурс проводился в пятый раз. В нем приняли участие 27 предприятий сфер производства и услуг.
     По  сведениям муниципальных образований  области на 01.12.2009 г., состоит на учете 315 малых предприятий, среднесписочная численность работающих на них составляет 5 288 человек. Количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Едином Государственном Регистре, по данным Комстата ЕАО на 01.01.2009 года составляет 8 911 человек.
     Малыми  предприятиями области за 9 месяцев текущего года выпущено товаров и произведено услуг на 15 % больше к уровню прошлого года. Все муниципальные образования области предоставляют субъектам предпринимательства гарантии на получение кредита. За 10 месяцев 2009 года по области выдано гарантийных писем на сумму 8 млн. 850 тыс. рублей.
     Кроме того, областным фондом поддержки  малого предпринимательства ЕАО  широко используется система микрокредитования, которая рассчитана, в основном, на категорию индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах услуг и торговли. В настоящее время заметно увеличились объемы кредитования из средств регионального продовольственного фонда.
     Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка в  Программе развития малого предпринимательства в ЕАО рассматривается в трех направлениях: финансирование проектов и программ по развитию инфраструктуры малого предпринимательства; льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства, занятых приоритетными видами деятельности; кредитование и страхование действующих в приоритетных направлениях субъектов малого предпринимательства.
     В январе-июне 2009 года по сравнению с  соответствующим периодом прошлого года количество малых предприятий  увеличилось в г. Биробиджане  и во всех районах области: в Облученском – на 72,0  %, в Смидовичском – на 62,0  %, в Биробиджанском – на 66,7 процентов, в г.Биробиджане – на 34,0  %, в Октябрьском – на 28,6  %, в Ленинском – на 29,6  %.  

     2.2Государственная поддержка малого предпринимательства области в настоящий период, очевидно, должна претерпеть существенное изменение. Это относится, прежде всего, к формам предоставления финансовых ресурсов. Большую роль в расшивке "узких мест" в процессе финансирования инвестиций в малое предпринимательство может сыграть содействие развитию лизинговых операций. В области имеются реальные возможности для развития лизинга, в первую очередь, в перерабатывающих отраслях пищевой промышленности. Развитие в области финансового лизинга особенно важно потому, что открываются возможности обновить оборудование, не прибегая к большим кредитам на всю его стоимость, а выплачивать частями, что позволило бы одновременно увеличить заказы на производство и оживить в некоторой степени приоритетные отрасли экономики.
     Основной  задачей формирования и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства в различных направлениях: финансовом, информационном, производственно-технологическом, научно-техническом, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Основой инфраструктуры малого предпринимательства на областном и местном уровнях должны стать государственные и общественные структуры, обеспечивающие следующие основные функции:  управление и контроль; финансирование малого предпринимательства; обратную связь государственных органов с малым предпринимательством; защиту его интересов; консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.
     Успешное  развитие малого предпринимательства  во многом зависит от уровня постановки его информационной инфраструктуры. Во-первых, это связано с самой природой малой фирмы, которая не имеет возможности своими силами систематически отслеживать ситуацию на рынке, изменения в сфере законодательства и налогообложения, развивать рекламную, межрегиональную и внешнеэкономическую деятельность - все эти виды услуг субъекты малого предпринимательства должны получать по мере необходимости от специализированных структур, в том числе государственных и общественных, которые должны представлять им такую информацию на льготных условиях.
     Во-вторых, малое предпринимательство , особенно в переходной экономике, где он еще относительно слаб и где наблюдается быстрая смена общеэкономической ситуации, требует постоянного мониторингового наблюдения, которое позволяло бы оперативно отслеживать обострение тех или иных проблем и принимать оперативные меры. Соответственно, потребности в информационном обеспечении для субъектов малого предпринимательства - это информация: о локальных поставщиках (дилерах); о совокупных издержках по приобретению сырья, материалов и тому подобное, включая транспортные расходы; о стабильности возможного поставщика; о платежеспособном спросе населения; о тенденциях спроса на локальном рынке.
     В целях реализации Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд", в котором рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять привлечение субъектов малого предпринимательства к производству и поставке продукции и товаров (услуг) для региональных нужд. В качестве одного из направлений поддержки малого предпринимательства в области необходимо предусмотреть формирование целевого Фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства на основе договоров об аренде помещений на льготных условиях в части арендной платы. Порядок предоставления льгот и использования нежилых помещений целевого Фонда будет определен Положением об этом Фонде.
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.  
      Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к  сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.