На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Участники и динамика конфликтов

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
      Участники и динамика конфликта
 

       Введение 

      Прежде, чем приступить к анализу роли и значения участников конфликтов, следует остановиться на уровнях рассмотрения самих конфликтов. Выделяют несколько уровней: психологический, социологический, политологический, геополитический.
      Психологический уровень характерен для межличностного конфликта. В этом случае имеет место:
      противоборство физических лиц (от 2-х и более); в основе конфликта лежат личностные противоречия; конфликт может разрастаться до групповых масштабов, со временем могут складываться групповые противоречия. Социологический уровень преобладает при исследовании этнических, классовых, групповых конфликтов. Здесь противоборствуют социальные группировки, а не индивидуумы;
      в основе конфликта лежат групповые противоречия; отстаиваются групповые, а не индивидуальные позиции; однако велика роль отдельных личностей (лидеров, руководителей);
      стычка 2-х и более людей может быть эпизодом конфликта. Эти социальные конфликты отличаются:
    Нетерпимостью и стремлением к максимальной личной вовлеченности всех своих членов в противоборство.
    Не всегда наблюдается четкая идентификация групп.
      На политологическом и геополитическом уровне рассматриваются государственные и межгосударственные конфликты. Субъекты этих конфликтов (личности, группы, государства) занимают весьма значительное социально-политическое положение и находятся в политической, а порой и экономической зависимости друг от друга! Интересы противоборствующих субъектов зачастую выходят за рамки определенной личности или какой-либо группы, а носят общенациональный, межнациональный характер.
      Таким образом, участниками конфликтов могут быть как физические лица, так и разнообразные по составу и количеству социальные группы и общности.
      Участники конфликта не представляют собой однородную массу, они более-менее структурированы и выполняют определенные социальные роли, в зависимости от собственных интересов и позиций. 

 

      
      Разновидности противоборствующих сторон 

      В любом конфликте обязательно присутствуют противоборствующие стороны - это те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.
      Именно противоборствующие стороны являются стержнем конфликта. Если одна из них по какой-либо причине отпадает, то конфликт прекращается или изменяется состав его участников.
      Обычно в конфликте участвует две противоборствующие стороны, но их может быть и больше. Каждая из противоборствующих сторон имеет свой интерес и свои задачи в конкретном конфликте.
      Несмотря на существование различных уровней противоборствующих сторон, в конкретном конфликте они индивидуализированы и незаменимы. Разница лишь в том, что в групповом конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе; в геополитическом - к государству (а не к должностному лицу или органу).
      Разновидности противоборствующих сторон:
      * индивид;
    группа;
    коллектив;
    этническое образование;
    социальный слой, класс;
    общество;
    государство.
      Ранг и значение конфликта не в полной мере зависят от ранга, его участников, так как социально более значима направленность и механизм конфликта.
      Противоборствующие стороны могут быть неравными, например:
    индивид - группа,
    коллектив - государство,
    индивид - церковь или государство и т.д.
      Не всегда сразу можно легко выделить противоборствующие стороны из остальных участников конфликта, но вскоре они со всей определенностью проявятся.
      Исход конфликта во многом зависит от следующих характеристик противоборствующих сторон 

        

      
      
        

        
 
 
 

      Например, масштабы социальной поддержки, опыт поведения в конфликтной, кризисной ситуации, владение человековедческими технологиями, широта социальных связей и т.п.
      Противоборствующие стороны (одна из них, или все) могут на некоторое время выходить из конфликта (например, объявить перемирие, покинуть территориальные границы конфликта и т.д.).
      Но основная роль противоборствующих сторон в течение развития конфликта остается неизменной.
      Социальные роли других участников конфликта: подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей - более эпизодические, но также оказывают исключительно важное влияние на содержание конфликта и его развитие.
      Ко второй группе участников конфликта относят тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы в конкретном конфликте не обязательно. Однако, если участники второй группы существуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны. Обычно в этой группе выделяют:
    подстрекателей;
    организаторов;
    пособников.
      Подстрекатель - это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами.
      Безусловно, подстрекатель обязательно преследует свой определенный интерес, свои цели и задачи.
      Древний принцип: «Разделяй и властвуй» извечно торжествует на практике. Общество разделено на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке третьей силы. Как правило, именно эта третья сила и получает, в конечном счете, максимальную выгоду от сложившейся ситуации.
      Сложность в выявлении подстрекателей заключается в следующем:
    его истинные мотивы могут быть скрыты не только от окружающих, но и от самого себя;
    наличие сознательных и бессознательных элементов мотивации поведения;
    попытка скрыть свою неблаговидную роль, подставить под «удар» общественного мнения третье лицо;
    невозможность предугадать все последствия своего поведения («нечаянный» подстрекатель).
      Пособник - лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами.
      Пособников разделяют на активных и пассивных. Активные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. У них есть определенные интересы, связанные с конфликтом, и их деятельность преследует определенную цель.
      Например, журналист публикует статью, которая направлена на разжигание межнационального конфликта. Возможные цели - привлечение внимания к своему имени, получение гонорара и т.д.
      Пассивные пособники - наблюдатели, которые только своим сочувствием, или даже присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта.
      Во время массовых беспорядков, сопровождающих многие социальные конфликты, множество людей фактически выступают пособниками, бросая предметы, давая советы присутствующим. В подобной ситуации основная задача по наведению порядка сводится к дифференциации участников и локализации конфликтов.
      Порой люди невольно становятся свидетелями ссоры, которая на их глазах приобретает характер конфликта. В такой ситуации все ведут себя по-разному:
    стараются помочь конфликтующим разрешить их противоречие неконфликтным способом,
    рады поразвлечься за чужой счет, наблюдая экстраординарное событие, которое не сулит личных проблем и неприятностей,
    стараются скорее покинуть место происшествия без каких-либо действий.
      Какой бы вариант поведения ни выбрал случайный свидетель конфликта, следует знать, что вмешательство в конфликтное взаимодействие противоборствующих сторон уже произошло. Несмотря на чувства участников и их желания, сам факт присутствия третьих лиц в момент противостояния вынуждает участников совершать действия «на публику», то есть рассчитанные на защиту в глазах общественного мнения своего достоинства и личностной состоятельности. Е свою очередь, действия «на публику», как правило, приводят к ужесточению противоборства.
      Организатор - это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности и др.
      Организатор может поддерживать одну из противоборствующих сторон, но может быть и самостоятельной фигурой.
      Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта, влияя своим авторитетом, статусом, или применяя иные средства.
      Для эффективного выполнения своих социальных ролей посредники и судьи должны быть нейтральными фигурами.
      Посредник, в отличие от судьи, не наделен властью принимать какое-либо решение, а лишь помогает достичь согласия. 

      Выявление и исследование интересов и целей участников конфликта 

      Какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения участников конфликта, и в первую очередь, противоборствующих сторон, в конечном счете, они обусловливают выбор позиции в конкретной ситуации. А за определенной позицией участника противоборства скрываются его потребности и интересы. Эти потребности и интересы в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными.
      Основным побудительным моментом, управляющим поведением человека, является мотив. Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков.
      Потребность, или нужда в чем-то, согласно классификации А. Маслоу подразделяются так:
    физиологические потребности;
    потребности в защите или безопасности;
    потребности в любви или причастности;
    потребности в признании, то есть в результатах и социальной идентификации;
    потребности в самовыражении.
      Существующие многообразные и даже противоречивые потребности человека складываются в определенную иерархию в зависимости от следующих факторов:
      значимости определенной потребности для субъекта; достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу; количества и качества препятствий на пути ее удовлетворения.
      Многие потребности не осознаются субъектом как побудительная сила. Интерес представляет собой осознанную потребность, удовлетворению которой мешают конкретные препятствия.
      Субъективные интересы также слагаются в определенную иерархическую систему, в которой выделяются доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).
      При анализе потребностей и интересов участников конфликта стоит учитывать тот факт, что система потребностей и интересов каждого человека слагается из следующей совокупности:
    Общие потребности и интересы, присущие всем людям; для их анализа можно воспользоваться приведенной выше классификацией А. Маслоу.
    Особенные потребности и интересы, присущие конкретному человеку, как члену определенных социальных общностей - религиозных, партийных этнических, корпоративных, культурных, демографических и других (например, юной девушке, мусульманину, жителю Севера, коммунисту, больному сахарным диабетом и так далее).
    Специфические потребности и интересы, характерные для конкретного человека, которые раскрывают его индивидуальность и неповторимость (например, потребность в инсулине, интерес к культуре Полинезии, обусловленная привычкой потребность в кубинских сигарах и др.).
      Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившейся ситуации. В этой связи известный российский конфликтолог А. Зайцев выделяет шесть групп интересов:
    Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении.
    Ценностно-ориентированный интерес, связанный с пониманием как должно быть и разногласий по поводу возможных решений.
    Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.
    Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватностью предъявляемых другим претензий
    Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании своего положения в социальном конфликте.
    Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, представляющего чужой интерес. Субъект в данном случае является объектом манипулирования.
      Помимо потребностей и интересов влияние на конфликт оказывают убеждения и ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-политические, экономические, правовые, религиозные, эстетические и прочие убеждения и ценности обычно представляют потенциальную, «свернутую» программу возможного поведения. Убеждения и ценности становятся мотивом в случае, если субъекта «загоняют в угол» прямым вопросом, затрагивающим эту деликатную сферу. Субъекту ничего не остается, как на практике демонстрировать свои убеждения и ценности, порой за счет отказа от реализации насущных потребностей и интересов.
      На развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влияние цели участников.
      В идеале цель должна быть:
    реальной;
    мотивированной;
    логически построенной.
      Каждый субъект имеет:
    стратегические, или долгосрочные, цели
    тактические, или краткосрочные цели
      Эти цели исходят не только из сложившейся конфликтной ситуации, но выходят далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противоречат его долгосрочным целям. Однако, краткосрочные цели более способствуют мобилизации усилий субъектов, поскольку ожидаемый результат выглядит вполне осязаемо и довольно легко достижимым.
      Особенность конфликтной ситуации отражается на существовании у участников декларируемых и «теневых» целей, между которыми имеется определенное расхождение. Во время конфликта под влиянием обстоятельств могут актуализироваться одни и уходить на «второй» план другие.
      Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями намерений субъектов безотносительно к ситуации.
      Взаимодействие, даже конфликтное, всегда предполагает определенное представление о допустимых и возможных интересах и целях других участников взаимодействия. Даже отчаянное желание с помощью конфликта реализовать свои планы не будет воплощено в жизнь, если потенциальный противник воспринимается как очень сильный и способный не только постоять за себя, но и выиграть противостояние.
      Таким образом, для возникновения конфликта недостаточно наличия ситуации, при которой интересы и цели сторон противоречат друг другу. Необходимым условием возникновения конфликта является наличие готовности к конфликтному способу решения сложившейся ситуации - установки.
      Установки участников взаимодействия оказывают сильное влияние на развитие ситуации и содержание взаимодействия. Поэтому следует иметь в виду следующие характеристики установок:
      1. Компоненты установок:
      а) эмоционально-образные;
      б) логико-нормативные;
      в) принципиально-волевые.
      2. Характеристики установок по его генезису:
      а) фанатичные (без учета ситуации);
      б) ситуационные (конформные);
      в) рефлексивные (сбалансированные).
      3. Характеристики установок с точки зрения морали:
      а) нравственные;
      б) безнравственные;
      в) морально-нейтральные.
      4. Характеристики установок с точки зрения права:
      а) правовые;
      б) противоправные;
      в) нейтральные.
      Ролевое поведение участников конфликта достаточно определенно и детерминировано следующими факторами:
    собственными потребностями и интересами;
    целями и задачами, стоящими перед ними;
    своими социальными функциями и ролью в конфликте;
    конкретной ситуацией;
    личностными особенностями;
    планами соперников, понуждающих к определенным действиям;
    опытом предыдущих конфликтов.
      Конфликт приводит к стремлению захватить, отвоевать некую «зону», соответствующую своему самоопределению, ущемить, ограничив интересы другой стороны, или изменить соотношение сил и позицию противника.
      Позиция - это способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации. Очень часто конфликт происходит не столько из-за несовместимых интересов, сколько из-за неприемлемого для противоположной стороны способа выражения своих интересов.
      Бывают ситуации, при которой один или несколько субъектов имитируют активность и агрессивность во взаимоотношениях, при этом субъекты как бы входят в роль непримиримой стороны, когда конфликта еще нет, либо он уже угас. Чаще всего подобное состояние обусловлено личностными амбициями, эмоциональными или характерологическими особенностями субъекта, какими-либо интересами. Следует отметить, что подобное поведение не безвредно, поскольку само по себе является конфликтогенным.
      Вывод: Наиболее типичные программы поведения в конфликте:
    Достижение цели за счет другой стороны и, тем самым, доведение конфликта до более высокой стадии.
    Подчинение другой стороне, несколько снизив уровень напряженности, но сохранив сам конфликт, переведя его в латентную стадию.
    Мирное завершение конфликта, по возможности, покинув опасную зону агрессивных взаимодействий.
    Активное сотрудничество по выработке решения, удовлетворяющего обе стороны.
 

       Восприятие конфликта 

      Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат:
    индивидуальные особенности;
    жизненный опыт;
    уровень образования;
    направленность личности и присущие ей интересы;
    коммуникативные барьеры и другие факторы.
      Искажение восприятия конфликтной ситуации еще более значительно, чем обычной. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации зависит от силы воздействия многих факторов. Наиболее существенными являются следующие:
    интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов; влияние негативных эмоций на восприятие; качественные и количественные характеристики опыта и кругозора субъектов;
    доступность объективной информации о ситуации; значимость целей субъектов в контексте ситуации; психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
    психические состояния (стресс, отклонения в здоровье, фрустрация, алкогольное или наркотическое опьянение и другие); степень недопонимания людьми друг друга;
    психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.
      Отражая реальную ситуацию, восприятие создает несколько отличные от нее субъективные образы. Эти образы восприятия, как правило, представляют собой стереотип сознания.
      Стереотип характеризуют следующие черты:
    схематичность и упрощенность образа;
    несамостоятельность производства, то есть оно скорее было воспринято от других людей, чем получено в непосредственном опыте с действительностью, устойчивость к воздействию нового опыта;
    избирательность восприятия, которое выражается в активном поиске фактов, подтверждающих сформированный образ и игнорирование или вольную интерпретацию фактов, ему не соответствующих.
      Как правило, степень стереотипности исследуется по четырем пунктам:
    схематичность;
    истинность;
    автономность производства;
    фиксированность.
      Стереотипность восприятия сужает источники получения необходимой информации о ситуации, ограничивает поиск вариантов ее решения, повышает вероятность конфронтации и закономерно ведет к неадекватной оценке собственных возможностей и потенциала противника.
      Субъективные образы оказывают сильное воздействие на эмоции и чувства участников, вызывая недоверие, страх, подозрительность и враждебность; или напротив, успокоенность и умиротворенность. Эти образы обязательно усиливают или ослабляют желания добиться своей цели в конкретной ситуации.
      Американский конфликтолог К. Боулдинг отмечал, что искаженные образы развиваются по присущим им закономерностям, так, под давлением обстоятельств они могут меняться и исчезать.
      В целом, искажение восприятия конфликтной ситуации повышает вероятность иррационального выбора модели поведения в конфликте.
      Рациональный выбор является более продуктивным и предполагает трезвый анализ и оценку всех возможных альтернатив, а также прогнозирование результатов.
        

      
      
        
 
 

      На выбор модели поведения влияет фактор времени: не во всем можно сразу разобраться объективно.
      Общие и типичные дилеммы, возникающие перед субъектом, вынужденным делать выбор:
    «Стремление - стремления» - нужно выбрать одну из двух привлекательных альтернатив. Не типична для конфликта.
    «Избегание - избегания» - выбор из двух «зол», ничего не приобретая. Цель - понести наименьшие потери, с большей вероятностью сохранить имеющийся потенциал.
    «Стремление - избегание» - одно и тоже одновременно притягивает и отталкивает. Например, применение насилия, с одной стороны, эффективно, а, с другой, может вызвать ответную реакцию.
    Двойные «Стремление - избегание» - связано с комплексом противоречивых оценок ситуации, когда не в одной, а в двух или более альтернативах усматриваются и положительные и отрицательные стороны. Более типично для конфликта.
      Закономерности разрешения внутренних противоречий в рассматриваемых случаях:
    Тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель (градиент стремления).
    Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе внушающий опасения объект (градиент избегания).
    Градиент избегания растет быстрее градиента стремления (т.е. опасность воспринимается сильнее, чем выгода от возможного противостояния).
    В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.
    Сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает вместе с количеством подкреплений (т.е. повторяемость эпизодов конфликта существенно влияет на поведение участников).
      Вывод: Перечисленные тенденции в определенной степени позволяют объяснить выбор поведения участников конфликта. Но этот выбор зависит от многих других психологических факторов (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) и совокупных внешних условий, включающих совершенно случайные, непредсказуемые. 

      Стадии развития конфликта 

      Развиваясь во времени, конфликт проходит несколько стадий:
    Латентную стадию.
    Открытую стадию.
      3. Стадию завершения.
      Латентная стадия:
      Латентная стадия конфликта - т.е. скрытая, когда присутствуют все элементы конфликта (участники, объект, предмет конфликта), за исключением внешних действий.
      Формально латентная стадия состоит из пяти последовательных этапов:
      1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
      Конфликтная ситуация - это такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между субъектами.
      Характеристика конфликтной ситуации:
    она имеет объективное содержание, которое определяется происходящими в действительности событиями.
    она имеет субъективное значение, которое зависит от интерпретации сторонами событий.
      Этапы вызревания конфликтной ситуации:
    Объективное формирование ситуации противоречия интересов, целей или позиций нескольких субъектов.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.