На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исправительной системе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
    Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности органов уголовно-исполнительной системы
    Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы
    Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список используемых источников 

 

      Введение 

     Актуальность  курсовой работы. Оперативно-розыскная  деятельность (далее ОРД) в уголовно-исполнительной системе в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
     Упорядочение  общественных отношений в сфере  оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
     Объект: исследуемые правоотношения, возникающие  в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
     Предмет: исследуемая совокупность законодательных  и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере  этой деятельности.
     Цель  курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов
     Задачи  курсовой работы:
     Раскрыть  понятия и основания осуществления  оперативно-розыскной деятельности в России
     Охарактеризовать  нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
     Описать конституционные и специальные  принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России
     Исходя  из поставленных задач, на защиту выносятся  следующие основные положения курсовой работы
     1. Оперативно-розыскная деятельность  является разновидностью государственной  правоохранительной деятельности
     2. Содержанием оперативно-розыскной  деятельности является проведение  оперативно-розыскных мероприятий.
 

    Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности органов уголовно-исполнительной системы
 
     Возникновение теории оперативно-розыскной деятельности органов уголовно-исполнительной системы, как и любой другой науки, обусловлено потребностями общественной практики, в нашем случае - практики борьбы с преступностью с использованием специальных разведывательно-поисковых возможностей.
     На  определенном этапе развития накопленный  эмпирический материал перестал устраивать практику ОРД и она потребовала  научного подхода к изучению, обнаружению  необходимых закономерностей между сложившимися в этой области борьбы с преступностью отношениями, выработке единых подходов к познанию результатов применения сил, средств и методов с использованием общего языка (знаковых форм). Общеизвестно, что теория становится необходимой там и тогда, где и когда возникают научные проблемы, решение которых невозможно без теоретического исследования.
     Генезис такого перехода от эмпирии сыска  к научному знанию о непроцессуальных возможностях ОРД в общих чертах уже был нами рассмотрен.
     Теория  любой науки как отрасли знания описывает и объясняет некую  совокупность явлений, реальных отношений, выдвигаемых концепций, сводит обнаруженные закономерности к единому началу.
     Гносеологическую  сущность основ оперативно-розыскной  деятельности органов уголовно-исполнительной системы следует представлять прежде всего через понятия и сущность теории ОРД, ее объект, предмет и методы научного познания. Специфичность этих элементов в первую очередь свидетельствует о самостоятельности науки.
     Попытки сформулировать понятие теории ОРД и определить ее предмет имеют принципиальное научное и практическое значение, ибо, как отмечает А.Г.Маркушин, эти фундаментальные методологические проблемы формируют не только основу общей теории, но и конкретные научно-прикладные исследования.
     Одно  из первых понятий теории ОРД предложил  В.А.Лукашов, обозначив ее как основанную на выявленных закономерностях систему  знаний о формах организации оперативно-розыскной  деятельности органов уголовно-исполнительной системы и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц.
     Однако  бесконечный процесс познания заставляет возвращаться к прежним, казалось бы решенным, проблемам на новом уровне развития знаний, что приводит к выводу, что подходы ко многим понятиям науки складываются по мере ее генезиса. Это касается и рассматриваемых нами понятий.
     Если  объектом исследований теории оперативно-розыскной  деятельности органов уголовно-исполнительной системы является практика борьбы с преступностью, осуществляемая специальными (непроцессуальными) средствами и методами, то предметом теории, отражающим объект, следует определить закономерности, складывающиеся в сфере ОРД. Именно это, по словам Р.С.Белкина, оправдывает существование самостоятельной науки1.
     Определение закономерностей в области ОРД  также было неоднозначным по мере их изучения. Так, авторы первого учебника по курсу ОРД (кафедра Московской высшей школы, 1966 г.), под руководством А.Г.Лекаря, относили к этим понятиям: закономерные связи между тайными способами подготовки и совершения преступления и негласными методами и средствами их предотвращения и раскрытия; особенностями действий преступников и тактическими приемами их разоблачения; эффективностью осуществления оперативно-розыскных мероприятий и результатами борьбы с преступностью и иные.
     В современном варианте эти закономерности, исследованные А.И.Алексеевым, Г.К.Синиловым, В.А.Лукашовым, А.Ф.Возным, А.Ф.Волынским, Д.В.Гребельским, В.Г.Самойловым, наиболее удачно изложили в своих работах их последователи В.М.Атмажитов и А.Г.Маркушин.
     Структурно  в составе теории оперативно-розыскной  деятельности органов уголовно-исполнительной системы они предлагают выделить закономерности:
    организационного обеспечения;
    познавательного и деятельного аспектов;
    правового и нравственно-психологического характера (отношений)2.
     Закономерности, относящиеся к организационному обеспечению, влияют на подбор, профессиональную подготовку и расстановку кадров (включая конфиденциальные источники); возникновение и формирование факторов, составляющих оперативную обстановку и всех вытекающих из ее анализа и оценки состояний; обеспечение оперативных аппаратов научно-техническими средствами; выбор организационно-управленческих направлений функционирования криминальной милиции (как в целом, так и отдельных ее подразделений) и др.
     Закономерности  познавательного аспекта содержат приемы получения на основе универсального диалектического метода, а также  общенаучных и специальных методов ОРД информации непроцессуального (оперативно-розыскного) характера о той части объективной действительности, которая отражает “криминальный мир” (преступность и преступления, со всеми их проявлениями, отношениями и связями), познание которых одними гласными мерами невозможно либо затруднительно.
     Закономерности  деятельного (прикладного) аспекта  включают направления, способы и  приемы (собственно тактику) использования  полученной оперативно-розыскной информации для достижения цели борьбы с преступностью.
     Закономерности  правового характера отражают законодательное  и ведомственное нормативное  регулирование и возникающие  при этом правовые отношения.
     Закономерности  нравственно-психологического и иного  характера содержат отношения, возникающие в ходе осуществления разведывательно-поисковых действий, мероприятий (реализация познавательного и деятельного аспектов), а также организационно-правового обеспечения такой деятельности.
     Ни  одно научное определение, естественно, не может быть признано окончательным. Однако обобщение указанных положений позволяет сделать вывод, что предмет теории ОРД составляют закономерности возникновения, функционирования информации об обстоятельствах подготовки, совершения, маскировки (сокрытия) преступлений, ее непроцессуального получения и использования в борьбе с преступностью, а также о возникающих при этом отношениях особого рода.
     Характер  отношений, возникающих и реализующихся  в данной области (носят объективный  характер, через них проявляются  свойства ОРД и ее специфические черты), еще предстоит определить в ходе тщательного научного изучения в процессе формирования новой отрасли права - уголовно-розыскного права. В дискуссии по этой проблеме участвует все большее число специалистов3.
     Очень важно определить место теории ОРД в системе наук, уяснить ее соотношение со смежными научными дисциплинами, обозначить области “пограничного” характера и возможности взаимного влияния и проникновения. Решение этих задач позволяет не только определить (подчеркнуть) специфику предмета теории ОРД (а значит и самостоятельность), но и сделать выводы о ее характере, содержании и перспективах развития.
     Не  умаляя важности связи теории ОРД  с конституционным, административным, уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом, со специальными юридическими науками - криминалистикой, криминологией, судебной медициной, а также с такими науками, как логика, психология, педагогика, остановимся на наиболее значимых из них.
     Теория  права имеет для теории ОРД  важнейшее методологическое значение. Учение о сущности и функциях государства и регулирующей роли права, такие понятия, как юридический факт, правоотношения, правопорядок, законность и др., лежат в основе теории оперативно-розыскной деятельности.
     История государства и права (и это уже отмечалось) имеет методологическое значение для исследования основных этапов становления, развития ОРД и использования исторических закономерностей.
     Научные положения уголовного права о  видах и формах преступлений, основаниях уголовной ответственности, составе преступления, стадиях его развития, видах и условиях применения наказания являются базовыми (вследствие единого объекта познания - преступления) для выявления закономерностей: возникновения и обнаружения оперативно-розыскной информации на различных стадиях развития посягательства; формирования организованных преступных группировок и др.
     Закономерности  применения норм уголовно-процессуального  права (поводы и основания возбуждения  уголовного дела, учение о доказательствах  и др.) являются весьма важными для теории ОРД. Среди них особое значение имеют закономерности поиска источников оперативной информации, определения предмета документирования, выбора приемов и средств сбора фактических данных и возможностей их легализации.
     Основы  криминологии позволяют теории ОРД использовать научные положения о причинах и состоянии преступности, личности преступника для закономерных выводов об оптимальности расстановки оперативно-розыскных сил и средств, их маневре с учетом криминологического прогноза, соответствующих профилактических мерах по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и воздействию на лиц с асоциальной направленностью.
     Общеизвестна  органическая связь криминалистики и теории ОРД. Неоспорим тот факт, что ОРД зародилось в недрах криминалистики. Их взаимообогащение, взаимопроникновение и, в то же время, отличие обнаруживаются при сравнении предметов этих наук. Даже значительное совпадение их задач не исключает существенных различий в средствах и методах их достижения.
     Важнейшее значение как для теории ОРД, так и для практического применения ее сил, средств и методов имеют следующие научные положения криминалистики: учения об идентификации, уголовной регистрации, розыскных приемах. Они могут выступать методологической основой для формирования целого ряда частных оперативно-розыскных теорий (например, об организации и использовании оперативных учетов, организации личного сыска, розыскной работы и др.).
     Теория  оперативно-розыскной деятельности, представляя собой разновидность  процесса познания объективной действительности, диалектического отражения предметов и явлений материального мира в сознании людей и других закономерностей, складывающихся в сфере борьбы с преступностью, по своей познавательной сущности не отличается от других наук. Именно поэтому теория оперативно-розыскной деятельности, как и другие отрасли знания, базируется на применении совокупности методов научного исследования, включая современные - ситуационного подхода, системно-структурного анализа, конфликтного взаимодействия и игр, информации и др. Но если вопрос о главенстве всеобщего диалектического метода, являющегося базой для формирования общенаучных и специальных методов познания, общепризнан, то в вопросе о собственных методах теории ОРД у специалистов нет единого подхода.
     Собственно  методы теории оперативно-розыскной  деятельности выделяют Д.В.Гребельский, В.А.Лукашов, В.Г.Бобров, В.Г.Самойлов, С.С.Овчинский, А.Г.Маркушин и др., относя к ним  опрос, наблюдение, обследование зданий, сооружений и других объектов, их исследование, оперативный эксперимент, а также методы информационно-аналитического характера (анализа и оценки оперативной обстановки, получения и обработки сведений личностного характера, обработки оперативно-технической информации), метод системного изучения и внедрения передового опыта, сравнительно-правовой и формально-логический методы толкования правовых норм ОРД.
     Первую  группу методов, на наш взгляд, следует  отнести к прикладным методам  оперативно-розыскной деятельности (основанным на общенаучных методах познания), с помощью которых поставляется эмпирический материал для теоретических исследований. В отношении второй группы следует присоединиться к мнению А.И.Алексеева и Г.К.Синилова о том, что ни в какой науке нет каких-то абсолютно своих методов, а в исследовании проблем оперативно-розыскной деятельности общенаучные методы и специальные методы других наук модифицируются в зависимости от объекта исследования, принимая специфические черты, обусловленные своеобразием предмета теории ОРД. Однако они, “применительно к оперативно-розыскной специфике, пока не настолько глубоко разработаны, чтобы их можно было рассматривать в качестве частных методов теории ОРД”. Тем не менее, научно обосновано, что отсутствие собственных методов (к конкретному моменту исследования) не отрицает существования науки в целом.
     Перечисленные положения позволяют сделать  вывод о том, что стратегической целью теории ОРД является обеспечение  практических мер борьбы с преступностью  научно обоснованными рекомендациями по использованию специфических непроцессуальных (прежде всего негласных) средств и методов.
     Вследствие  этого основными задачами теории ОРД становятся:
    изучение истории становления и развития ОРД;
    изучение закономерностей и общественных отношений, составляющих предмет теории ОРД; разработка понятий, категорий и принципов ОРД, определение ее места в системе научных знаний;
    исследование методологических проблем теории ОРД, системы методов других наук, используемых в теории ОРД для разработки собственных современных методов;
    исследование правовых основ ОРД и разработка мер обеспечения законности ее осуществления;
    исследование теории информационного обеспечения ОРД и разработка стратегии информационно-аналитической работы в оперативных аппаратах ОВД;
    исследование организационно-структурных и управленческих проблем с целью совершенствования комплекса организации и управления силами и средствами ОРД;
    исследование теории и практики оперативной работы правоохранительных органов зарубежных стран, творческое использование передовых организационно-тактических форм и приемов борьбы с преступностью.
     Эти задачи возникают из накопленных  знаний и опыта в науке и  практике и обусловливают необходимость  выявления новых проблем теории ОРД, стимулирующих ее развитие.
     Уже сегодня требуют научной разработки проблемы, связанные со стратегической и тактической разведкой4, и другие организационно-тактические аспекты ОРД.
     В связи с этим невозможно игнорировать значение теории ОРД для практики ее реализации.
     В системе научных знаний, обеспечивающих профессиональную деятельность сотрудников оперативных подразделений, оперативно-розыскная теория занимает особое место. Она отражает зафиксированные в научных и профессиональных категориях теоретические, правовые, организационные, тактические и технические стороны оперативно-розыскной функции органов уголовно-исполнительной системы. Творчески приспосабливая современные достижения смежных правовых наук и исследуя положительный опыт оперативно-розыскных подразделений, оперативно-розыскная теория своими научными выводами и рекомендациями непосредственно обслуживает разведывательную работу органов уголовно-исполнительной системы в области борьбы с преступностью.
     Основополагающее  значение теории проявляется в двух аспектах. С одной стороны, практика оперативных аппаратов выступает в качестве базы для теории, служит источником формирования научных знаний, с другой - теория оперативно-розыскной деятельности оказывает непосредственное влияние на практику.
     Как отрасль знания теория ОРД, описывающая  и объясняющая некоторую совокупность явлений, реальных отношений, выдвинутых положений и сводящая открытые в этой области закономерности к единому объединяющему началу, имеет в конечном итоге сугубо практическую направленность, поскольку она как раз и обосновывает роль практики в познании и преобразовании действительности, тогда как практика в свою очередь оказывается предпосылкой, основой, критерием истины, средством и целью познания.5
     Таким образом, практика борьбы с преступностью  является объектом исследования для  теории оперативно-розыскной деятельности. Познание практики происходит на эмпирическом и теоретическом уровнях. В современных условиях процесс такого познания характеризуется тем, что накопление знаний на эмпирическом уровне переходит в формирование системы знаний на теоретическом уровне. Исследователи не ограничиваются описанием фактов, а на основе их пристального изучения, сопоставления, абстрагируясь от частностей, проникают в глубь явлений и процессов, выявляют объективные связи, отношения и закономерности.
     Такой уровень развития знаний в области теории оперативно-розыскной деятельности позволяет ей оказывать обратное воздействие на практику, причем не путем представления отдельных объективных умозаключений ученых, а посредством внедрения в практику научно обоснованных и всесторонне проверенных на практике рекомендаций по совершенствованию деятельности оперативных аппаратов.
     Поскольку каждый работник органов уголовно-исполнительной системы, выполняющий функции по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в той или иной мере использует элементы разведывательной работы, состоящей в негласном выявлении и исследовании криминогенных объектов, то оперативно-розыскная теория представляет собой фундаментальное научное знание, необходимое специалисту-профессионалу, получающему юридическое образование.
     Наиболее  существенное воздействие на практику борьбы с преступностью теория оперативно-розыскной  деятельности оказывает прежде всего  путем трансформации научных  положений и выводов в правовые нормы, обязательные для исполнения всеми гражданами и органами уголовно-исполнительной системы (начиная с Конституции РФ, Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и завершая ведомственными нормативными актами МВД России).
     Одним из основных направлений внедрения  достижений теории в практику оперативных аппаратов является издание соответствующей литературы (учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и др.).
     Важным  направлением внедрения достижений теории в практику оперативно-розыскной  деятельности является обучение слушателей, курсантов, практических работников в образовательных учреждениях МВД России и других, в т.ч. гражданских, юридических вузах, что не только содействует более активному (в соответствии с требованиями закона) применению оперативно-розыскных сил, средств и методов сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов, но и способствует в целом более высокому уровню организационно-правового обеспечения, соблюдению законности. Это соответствует современной тенденции раскрытия сущности оперативно-розыскной деятельности в публичном праве. 

    Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы
 
     Основой познания природных и социальных явлений (в т.ч. негативных, каким  является преступность), критерием  истинности такого познания является практика. Она представляет собой общественную, материальную и иную целесообразную деятельность людей, направленную на достижение полезных им целей по преобразованию природы и общества.
     Одним из таких видов общественной деятельности является защита жизни, здоровья, собственности и других конституционных прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства. Указанная деятельность в соответствии с Конституцией РФ возложена на государственные правоохранительные органы, которые имеют самостоятельные задачи и наделены соответствующими полномочиями.
     Так, на органы уголовно-исполнительной системы на основе действующих законодательных и подзаконных актов возложено выполнение административно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и уголовно-исполнительной функций.
     Исследование  сложной системы правоохранительных функций органов уголовно-исполнительной системы обнаруживает, что оперативно-розыскная функция имеет возможность защищать общество от противоправных посягательств, выявление, предотвращение и раскрытие которых классическими методами расследования недостаточно эффективно. И криминалистика, и уголовный процесс, и административная деятельность, в силу своей правовой природы, лишены возможности применять негласные методы. В то же время криминально активные лица принимают меры по нейтрализации действий правоохранительных органов путем:
     - использования фактора внезапности;
     - выбора или отработки изощренных  способов подготовки, совершения  преступлений и маскировки их следов;
     - проведения контрразведывательных  мер, не позволяющих проникнуть  во внутренние структуры криминального  мира, к его организаторам и  вдохновителям, препятствующих получению  объективного представления о  процессах, протекающих в преступной  среде6.
     Таким образом, автономное положение оперативно-розыскной  деятельности позволяет сделать  вывод, что она представляет собой  самостоятельный социальный институт, обладающий определенным набором характерных  признаков. Анализ этих признаков дает возможность уяснить сущность и особенности оперативно-розыскной деятельности.
     1) К первой отличительной черте ОРД следует отнести ее правовой статус. Это означает, что она обеспечена широким кругом правовых источников, содержащих сложную совокупность норм права, согласованных между собой, а именно: законы (Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, УПК РСФСР и др.), подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью), ведомственные нормативные акты МВД России (приказы, наставления, инструкции).
     В правовых актах государства закреплена основная цель оперативно-розыскной  деятельности, ее задачи, основные направления  и операциональный “инструментарий”. ОРД ведется от имени государства  и в его интересах. Таким образом, она признана государством как государственно-правовая форма борьбы с преступностью.
     2) Вторым признаком, отличающим ОРД от других государственно-правовых функций правоохранительной деятельности, является ярко выраженный разведывательно-поисковый характер мер, направленных на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.
     Эти меры реализуются в познавательном, деятельном и организационном аспектах ОРД, их особенность проявляется  в организованном особым образом  применении некоторых специфических приемов оперативно-розыскной работы и научно-технических средств, в противопоставлении тайным действиям преступников оперативно-розыскных мероприятий, носящих разведывательно-поисковый, преимущественно негласный (конспиративный), характер.
     Первый  элемент характеристики - “разведывательный” - указывает на направленность деятельности подразделений и сотрудников, ее осуществляющих, которая заключается  в обследовании объектов с целью  получения сведений о них.
     Второй  элемент - “поисковый” - свидетельствует не только об активном, но и об инициативном характере такой работы, направленной на изыскание информации (сведений, данных) об объектах оперативного интереса и ее использование в целях обнаружения юридических фактов противоправного характера, своевременного предупреждения правонарушений.
     Главной же особенностью такой деятельности является негласность осуществления  системы специальных мер. Такой  конспиративный подход к достижению целей ОРД сложился исторически, на основе значительного опыта противодействия преступности, объективно свидетельствующего, что эффективно бороться с этим социальным явлением лишь одними гласными правовыми мерами невозможно. Современное состояние преступности, ее характеристики и тенденции не только подтверждают актуальность этой формы деятельности на сегодня, но и требуют ее дальнейшего совершенствования.
     В то же время, осуществление определенной части ОРД (например, реализация отдельных  тактических приемов ряда ОРМ  за счет административно-правовых полномочий, принятие мер профилактического характера, легализация фактических данных при возбуждении дел и др.) не только предполагает гласные действия, но и возможно только при разумном сочетании гласных и негласных форм.
     Система разведывательно-поисковых мер, а  также их характер предопределяют:
     1) особую организацию субъектов,  осуществляющих ОРД:
     - специально созданных и уполномоченных  государством на проведение ОРД  подразделений, укомплектованных  специалистами, отвечающими целому  ряду профессиональных требований;
     - лиц, оказывающих подразделениям, осуществляющим ОРД, помощь на конфиденциальной основе (также имеющих свой правовой статус);
     2) комплекс способов собирания  оперативно-розыскной информации (совокупность  приемов, действий и операций  по познанию объекта воздействия);
     3) совокупность технических, иных  средств, а также приемов их  использования в решении задач  ОРД.
     Указанные характеристики (особенности) послужили  критериями построения основной научной  классификации теории ОРД ОВД, которая  относит к упомянутому “инструментарию” комплекс оперативно-розыскных мероприятий (силы, средства, методы) и организационно-тактические формы ОРД.
     3) Третьей отличительной характеристикой ОРД выступает ее социальная направленность, определяющая основную цель этой специфической формы деятельности органов уголовно-исполнительной системы как борьбу с преступностью путем эффективной защиты жизни, здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности общества и государства от преступных посягательств.
     Поставив  перед ОРД социально полезную цель, законодатель особо выделил среди прочих объектов защиты интересы “человека и гражданина”. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство, таким образом, определяет ОРД в необходимых и допустимых случаях в качестве средства для охранения прав, свобод и других интересов человека и гражданина. С помощью оперативно-розыскных мер государство охраняет и собственность (в том числе и равным образом ее частную, государственную, муниципальную и иные формы).
     Однако, несмотря на категоричное предписание  ч.2 ст.5 Федерального закона “Об оперативно-розыскной  деятельности” о том, что ОРД  не допускается для достижения целей, не предусмотренных в законе, ОРД, так или иначе, выходит из обозначенных рамок, что не противоречит ее социально полезной направленности. В соответствии со ст.10 и 11 Закона РСФСР “О милиции” ее структуры вправе осуществлять оперативно-розыскные меры для выполнения возложенных на них обязанностей. Поскольку круг таких проблем включает сферу уголовно-процессуального и административного законодательства, а в соответствии со ст.2 Закона РФ “Об органах, исполняющих наказание” и аспекты уголовно-исполнительного права, можно сделать вывод, что ОРД фактически обеспечивает защиту общества от противоправных деяний, в числе которых и преступления, и административные правонарушения, и нарушения режима содержания в местах исполнения уголовного наказания.
     Основными же направлениями достижения обозначенной цели - задачами ОРД законодатель определил:
     - выявление, предупреждение, пресечение  и раскрытие преступлений, а также  выявление и установление лиц,  их подготавливающих, совершающих  или совершивших;
     - осуществление розыска лиц, скрывающихся  от органов дознания, следствия  и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
     Названные задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому они являются вполне самостоятельными. Необходимо учитывать  то обстоятельство, что способы решения каждой из задач могут быть самые различные:
     1) Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.
     Раскрытие преступлений с помощью оперативно-розыскных  сил и средств позволяет своевременно:
     - выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли  остаться неизвестными для органов  уголовно-исполнительной системы, условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;
     - устанавливать лиц, представляющих  оперативный интерес, и применять  к ним соответствующие меры.
     Задача  выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи  с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку профессионально проведенные ОРМ завершаются, как правило, возбуждением уголовного дела. Нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, его совершивших.
     В данном случае появляется реальная возможность  с помощью оперативно-розыскной  деятельности обеспечить соответствующей  информацией уголовно-процессуальную деятельность, т.е. оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получают фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, и передают их следователю для дальнейшего использования в ходе расследования.
     В процессе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.
     2) Задача предотвращения преступлений (включая задачу их пресечения) состоит в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.
     Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут  быть самыми различными: возбуждение  уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер  пресечения. Само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.
     3) Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, в качестве задачи ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении.
     Розыск, в отличие от задачи установления лица, подлежащего привлечению в  качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществляется в отношении  лица, установленного предварительным  следствием (дознанием) в порядке ст.2, 3, 143 и 144 УПК РСФСР, но скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, с целью определения его места нахождения. Другим объектом розыска могут быть также известные лица, уклоняющиеся от отбывания назначенного уголовного наказания.
     Перечисленные характеристики и особенности позволяют  сделать вывод о том, что оперативно-розыскная  деятельность органов уголовно-исполнительной системы есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями и должностными лицами ОВД в виде системы разведывательно-поисковых, преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.
     Оперативно-розыскной  деятельности органов уголовно-исполнительной системы, как и любой другой деятельности государственных органов, присущи определенные принципы (основополагающие начала), отражающие убеждения и взгляды общества на сущность, цели и задачи этой государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Эти принципы являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, которая ведется с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов; будучи закрепленными в нормах закона, постановлениях правительства, ведомственных актах, они должны соблюдаться руководящими и другими работниками оперативных аппаратов в своей деятельности.
     Действующим Федеральным законом “Об оперативно-розыскной  деятельности”, распространяющим свою юрисдикцию не только на органы уголовно-исполнительной системы, установлен ряд принципов, присущих и другим субъектам ОРД. Наряду с этими принципами теорией и практикой ОРД органов уголовно-исполнительной системы выработаны и вытекают из норм Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и ряда ведомственных нормативных актов “собственные” (при сохранении общих) принципы, отражающие ее специфику.
     Общими (присущими всей системе правоохранительных органов) являются следующие принципы: соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина, сочетание централизованного руководства с развитием творческой инициативы местных органов, плановость, научность, гуманизм, равенство прав человека и гражданина перед законом.
     К специальным принципам (определяемым закономерностями оперативно-розыскной работы) относятся: оптимальное сочетание гласных и негласных методов и средств, соблюдение конспирации, высокая оперативная готовность подразделений, осуществляющих ОРД, и наступательность ОРМ.
     Обратимся к содержанию лишь некоторых из этих руководящих идей.
     Принцип законности означает прежде всего безусловное  и точное исполнение законов и  других нормативных актов (в т.ч. ведомственных актов МВД России), регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов уголовно-исполнительной системы, ее осуществляющими.
     Этот  принцип, являясь действительно  основополагающим, получил закрепление  не только в ст.3 Закона об ОРД (“Принципы  оперативно-розыскной деятельности”), но и в целом ряде других. Например, ст.5 запрещает осуществлять оперативно-розыскную  деятельность для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом; ст.6 устанавливает возможность изменения и дополнения перечисленных в ней оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст.7 и 8 (соответственно) определяют основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а ст.20-21 устанавливают формы контроля и надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
     Положения принципа законности реализуются в  соблюдении принципа уважения прав и  свобод человека и гражданина.
     Принцип уважения прав и свобод человека и  гражданина проявляется в целях  оперативно-розыскной деятельности. ОРД, защищая личность от преступных посягательств, должна обеспечить условия  для полной реализации прав и свобод. Таким образом, признается их приоритетность по отношению к другим социальным ценностям. Принцип одинаково распространяется на законопослушных граждан и лиц, замышляющих, подготавливающих и совершивших преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД.
     Защита  личности при проведении ОРД может осуществляться предусмотренными Законом об ОРД путями:
     - запрещение либо ограничение  проведения оперативно-розыскных  мероприятий, нарушающих конституционные  права граждан на тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища (см. ч.2, 7 ст.8);
     - соблюдение положений о постановке  гражданина в известность о  характере сведений о нем, если  таковые имеются в распоряжении  органов, осуществляющих ОРД,  и это не противоречит требованиям конспирации и исключает возможность разглашения государственной тайны (см. ст.5);
     - запрещение сообщения кому бы  то ни было сведений о личной  жизни гражданина, касающихся его  чести, способных повредить его  законным интересам, без его  согласия (за исключением случаев, когда это необходимо для предотвращения преступления, а также производства по уголовным делам (см. ч.2 ст.7)). Это требование усиливается в отношении граждан, оказывающих содействие ОВД, в т.ч. на конфиденциальной основе - нарушение их прав путем придания гласности таким сведениям допускается только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных законодательством (см. ч.2 ст.12);
     - обжалование незаконных (с точки  зрения личности) оперативно-розыскных  действий, нарушающих ее права,  противоречащих ее законным интересам;
     - осуществление ведомственного, прокурорского  и судебного надзоров за ОРД,  которые позволяют выявлять и  устранять допущенные нарушения.
     Принцип сочетания централизованного руководства  с развитием творческой инициативы на местах предусматривает развитие демократических начал в деятельности органов уголовно-исполнительной системы в целом и при осуществлении оперативных функций. Этот принцип позволяет в условиях “вертикального” подчинения установить единую ведомственную политику на основе единоначалия при возможности коллективного обсуждения наиболее крупных актуальных проблем деятельности органов уголовно-исполнительной системы и их оперативных аппаратов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.