На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Одиночество пожилых людей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  « Сыктывкарский государственный  университет»
Факультет психологии и социальной работы
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 

Допустить к защите
Зав. Кафедрой к.ф.н; доцент
_________________И.А.Козырева
                «____»__________________2009 
                 

               КУРСОВАЯ РАБОТА
Маргинализация  пожилых людей  в условиях социокультурной  трансформации 

                                                                                            Научный руководитель:
Доцент, к.и.н. А.В. Соколова
____________________________
«______»_________________2009 

                                                                                Исполнитель: 
Студентка 721 группы
                                                                                  Е.С. Мусанова
____________________________
«______»_________________2009 
 
 

Сыктывкар, 2009 

     СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                    Стр.                            Введение………………………………………………………………3-8 

    Глава I. Пожилой человек в условиях социокультурной трансформации……………………………………………………….9-21
    1.1Характеристика социокультурной трансформации в России……………………………………………………….………....9-13
    1.2Маргинализация  как следствие социально- экономического  положения пожилого человека  в трансформированном обществе……………………………………………………….……14-21 
     
     

    Глава II. Государственная политика по профилактике маргинализации пожилых людей ……………..………………………………………22-42
    2.1. Нормативно- правовая основа как защита  пожилых граждан, в том числе  находящихся в ситуации маргинализации……………….….22-30
    2.2. Деятельность  социальных служб по решению проблем маргинализации пожилых людей……………………………………30-42 
     
     

     Заключение…………………………………………………………….43-44 

     Литература……………………………………………………………..45-50 
 
 

     Введение
     В современном мире процесс старения, понимаемый как увеличение доли людей старшего возраста в демографической структуре общества, не имеет аналогов в истории человечества. В мировом масштабе он развивается с такой стремительностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого государства.
     Старение населения приобретает сегодня глобальный характер, затрагивая в первую очередь развитие страны. Процесс старения населения имеет место и в России, несмотря на значительное сокращение  средней продолжительности жизни мужчин, прежде всего из-за значительного числа преждевременной смерти среди них. Схема демографического развития России, как и большинства европейских стран, сочетает низкий уровень рождаемости, характерный для высокоразвитых стран, с более низкой средней продолжительностью жизни, которая наблюдалась в период восстановления послевоенной Европы в конце 40-х – начала 50-х гг. прошлого века.
     И хотя в нашей стране старение населения выражено не столь явно, как в других индустриально развитых странах, однако имеет место тенденции к опережающему росту. В России сейчас около 30 млн. пожилых людей. Ожидается, что к 2015 г. доля лиц 60 лет и старше достигнет 20%.1
     Смена социально-экономического строя, которую Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела к разрушению существовавшей социальной структуры общества, способствовала увеличению доли индивидуумов, попадающих в маргинальную ситуацию. Особенно это наблюдается в среде социально незащищённой категории пожилых людей в момент выхода на пенсию.
  В настоящее время страна переживает экономический кризис.  В этот период именно у пожилых людей ухудшается материальное положение, и они пополняют армию маргиналов.
     Вследствие  проводимых в стране экономических  и политических преобразований, пожилые  люди практически полностью потеряли свои сбережения и в большинстве случаев вынуждены использовать как основной источник дохода только пенсию. В то же время, пенсионная реформа, которая осуществляется в течение ряда лет в России, так и не дала сколько-нибудь значимого для этих людей и общества в целом позитивного результата по улучшению материального положения пожилых граждан. По широко распространенному общественному мнению пожилые люди относятся к наименее обеспеченным слоям и нуждаются в активной социальной защите.
     Изменение социального статуса сказывается не только на материальном положении этих людей, но и на моральном состоянии, а как следствие –  ухудшается психологическое состояние, снижается способность к адаптации. В итоге пожилой человек постепенно приобретает качества маргинальной личности.2
     Статус  пенсионера, переход на послетрудовую  стадию процесса вторичной социализации, ослабление физических возможностей неизбежно  связаны с деинтенсификацией  межличностных взаимодействий с  представителями других возрастных групп, с сужением поля активных социальных контактов с миром. Это в свою очередь порождает «выключенность» стареющего человека из обновляющего потока общественной жизни. 3
     Коммерциализация  доступа к культурным ресурсам является особенно острой проблемой именно для лиц старшего поколения. Низкий уровень доходов резко ограничивает возможности получения социально-культурной информации. Все это способствует постепенному устранению значительной части пожилых людей из системы социальных и культурных связей. Культ независимости и самостоятельности, характерный теперь и для российской культуры, сформировавшейся в условиях рыночной экономики, все больше разделяет поколения. Между поколениями возникает ряд противоречий, крайней степенью которых может стать разрыв межпоколенных связей и отношений.
     Современная социокультурная ситуация, порожденная переходом к информационному обществу, также не благоприятствует людям старшего возраста, т.к. ценность человеческой жизни на данном этапе развития общества определяется умением быстро и эффективно переобучаться, легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Пожилые же люди в силу массы обстоятельств не способны к такой стремительной социальной мимикрии. Пожилой возраст отличает особая, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: старость призвана обеспечивать связь времён и поколений. В условиях наступающей префигуративной культуры, когда процесс обучения больше не связан с передачей опыта старших поколений, пожилой человек перестаёт выполнять данную социальную роль, но при этом данное российское общество не предлагает иных альтернативных ролей.
     Людей старшего поколения отличает наличие  устойчивых убеждений и оценок, поэтому  для них пересмотр или отказ  от уже привычных установок, которые  были сформированы в прошлые годы, протекает весьма болезненно. В итоге социальная группа пожилых людей с их ценностными ориентациями вытесняется на границу социокультурной жизни общества.4
     Пожилым людям значительно труднее адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социокультурных условиях, чем молодым людям. Для этого им требуется квалифицированная помощь, базирующаяся на государственной поддержке  лиц пожилого возраста, учитывающей многообразие и неоднородность их проблем и запросов. Необходимо признать, что положение пожилых людей связано со значительным социальным риском. Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к передвижению и самообслуживанию, «предпенсионная безработица» и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса, одиночество.  Проблема одиночества достаточно остро выражены у пожилых женщин, которые в три раза чаще, чем мужчины, испытывают  это чувство.
      Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником повышенного социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения маргинализации пожилых людей и оказание им помощи.5
     Данные  обстоятельства с объективной необходимостью выдвигают  научную проблему изучения социального статуса пожилых, их материального положения, поиска путей  для использования опыта, навыков и умений пожилых людей в условиях трансформации российского общества, что и будет способствовать их активному включению в жизнь социума.6
     Процессы  трансформации и связанные с  ними явления маргинальности в российском  обществе освещались в работах Забелиной Н.В., Ковалёвой Н.Г.7, Заславской Т.И.8, Римашевская Н.М.9, Миннигалёва М.Р.10 и многих других авторов. Деятельность социальных служб по решению проблем маргинализации раскрывают такие авторы как Минигалёва М.Н.11 , Краснова О.В.12, Климина Н.А.13, Касаткина М.И.14 Работы данных авторов послужили источником для исследования.
     Нормативно- правовую базу исследования составили  законодательные акты, направленные на разрешение первоочередных проблем  пожилых людей, в том числе  и маргиналов. Среди них можно выделить: Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Конституция РФ, федеральные законы « Об основах социального обслуживания населения», О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах» и многие другие законы и акты.
     Процессы маргинальности пожилых людей в то же время освещены недостаточно, мало изучены и детерминанты маргинализации пожилых людей.
      Актуальность  проблемы и её недостаточная изученность  определяют выбор объекта, предмета, цели и задач курсовой работы.
     Объектом курсовой работы является  маргинализация пожилых людей и их связь с социокультурной средой.
     Предметом курсовой работы является государственная  политика по профилактике маргинализации пожилых людей.
     Цель  курсовой работы – выявить маргинальность пожилых людей в условиях социокультурной трансформации и организовать  социальную работу по её профилактике.
     Для достижения поставленной цели требуется  решить следующие задачи:
    Охарактеризовать социокультурную трансформацию в России.
    Показать маргинализацию как следствие социального положения пожилого человека.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу как защиту пожилых людей, в том числе находящихся в ситуации маргинализации.
4. Раскрыть деятельность социальных служб по решению проблем маргинализации пожилых людей.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Пожилой человек в условиях социокультурной трансформации
1.1 Характеристика социокультурной  трансформации в  России
     В XX век наша страна вступила демократическим государством с рыночной экономикой. Приоритетными целями социальной политики в этот период были: рост инвестиций в человеческий капитал, повышение образовательного и культурного потенциала российского общества, структурные преобразования в социальной сфере, создание условий для более высокого уровня социального потребления. Изменились социально-экономические условия, изменилось и общество.
       Прежние инструменты социальной  поддержки оказались неработоспособными  в силу иных идеологических подходов, иной ресурсной базы, изменившихся социальных условий. Вследствие этих процессов резко возросло значение деятельности государства в области социальной защиты населения. Как следствие, значительно возросли расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, призванных обеспечить предоставление населению социальных выплат в денежной и натуральной форме. В результате, объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности, что, в сочетании с непродуманными преобразованиями структуры управления системой социальной защиты населения, привело, по крайней мере, к проявлению негативных последствий в различных сферах:
- политической, связанной с дискредитацией конституционной  нормы «социального государства», проявляющейся в массовом протестном поведении граждан в открытой или латентной формах в связи с невыполнением государством гарантий социальной защиты, не способствующим социальной стабилизации общества;
- финансовой, связанной с отвлечением значительных денежных ресурсов государства, осложняющим создание предпосылок экономического роста, и их крайне неэффективным использованием;
- социально-психологической,  связанной со стимулированием  социального иждивенчества, социальной  апатии, маргинализации общества;  
- социально-экономической,  обусловленной отсутствием реально  ощутимого влияния результатов  деятельности системы социальной  защиты на уровень жизни нуждающегося  населения. 15
  Изменения в России охватили все сферы общественной и экономической жизни, в том числе социальную структуру, материальную и духовную культуру, общество в целом. Радикальным образом трансформируется экономическая подсистема и вся сфера труда. Возникает новая система профессиональной дифференциации, новые профессии, новые навыки и знания, изменяется система организации труда и управления. В этих переменах все больше проявляются взаимосвязи многообразных социальных и экономических процессов, зачастую их спонтанное негативное влияние на общество. Следствием социально- экономических реформ является маргинализация.16
     При этом в современном социуме продолжает оставаться проблематика отсутствия общепринятого  представления о рациональном устройстве будущего российского общества. В  социологической науке, по мнению, Н.В. Забелиной существуют, две точки зрения: одна из них строится на утверждении, что процесс преобразований носит целенаправленный переход общества из исходного в более продвинутое состояние. Другая точка зрения заключается в том, что этот процесс носит спонтанный характер, в силу чего его правильнее называть трансформацией. 17
     Трансформационный процесс является результатом взаимодействия множества социальных субъектов, индивидов, организаций, групп, совокупность которых  можно рассматривать в качестве макросубъекта преобразований общества.
     Спонтанный  характер трансформационного процесса, его зависимость от множества  факторов обуславливает непредсказуемость  результатов. На первый план, исходя из этого, выдвигается задача сохранения политической и социальной стабильности. Социальная адаптация, таким образом, становится важным условием перехода общества от трансформационного состояния к целенаправленным действиям по достижению предсказуемого и развивающегося социума.
     Другим  не менее значимым стимулом интереса изучения различных проявлений социальной адаптации является потребность человеческой общности в социальном, культурном и экономическом развитии. Происходящая в последние годы, трансформация региональных институтов непосредственным образом влияет на социальные структуры, что влечет за собой изменение социальной стратификации, образование новых социальных групп.
     Соответственно  меняется система групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействий, как отражения разных сторон трансформации  общества.18
     Изучение  этого многоаспектного процесса приводит, в конечном счете, к научному осмыслению и выработке эффективных  управленческих механизмов, регулирующих процессы социальной адаптации. Вопросы, касающиеся приспособления различных  групп и слоев общества в условиях трансформации социальных процессов, структур и институтов имеет свою научно-исследовательскую базу и проблематику в социологической литературе. При этом социальная адаптация населения в условиях меняющегося рынка труда в теоретическом плане рассматривается как проявление социальных изменений в реальном многофакторном социальном пространстве. 19
     Адаптационные процессы находятся в самом центре социальных взаимодействий в современном  российском обществе, что находит  отражение в научных публикациях.
Широкий круг исследователей придерживаются взгляда, согласно которому социальные процессы, протекающие в настоящее время  в российском обществе, характеризуются  рядом признаков. К этим признакам  следует отнести:
1. Изменения  носят тотальный характер, процессы модификации и трансформации затронули все сферы общества;
2. Изменения  связаны с отсутствием «зон  покоя», усилением социальной гетерогенности, которая часто приводит к развитию  тенденции дестабилизации социального  целого, к несогласованности этих  изменений;
3. Изменения  неравномерно протекают в различных  регионах.
     Все это приводит к высокому динамизму  безработицы (часто скрытой), и «взрывоопасности»  данных процессов. В результате реформ появились новые социальные группы, новый субъект отношений. Одновременно обозначилась резкая поляризация населения по доходам, значительная часть населения оказалась на периферии общественной жизни, бедность приобрела национальные масштабы. 20
     В тоже время нельзя сказать, что столь  же значительно изменилось сознание людей. Наблюдается высокая социокультурная устойчивость, которая, по всей видимости, и будет определять дальнейшее развитие трансформационных процессов. В этой связи с неизбежностью возникают проблемы выявления бифуркационного фактора, т.е. нахождения в точке, когда по многим направлениям возможны различные варианты дальнейшего развития общества. При этом неустойчивость перспективы достаточно велика, и траектория развития в значительной мере определяется принимаемыми решениями. Именно практика решения конкретных проблем сегодня определяет то, каким общество будет завтра. 21
     Лишь  с начала 1990-х годов под воздействием радикальных социально-экономических  реформ, далеко не сразу, медленно, но все  же происходит существенное изменение  основных акцентов социальной политики. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространение социального риска. В ситуации резкого падения уровня жизни населения, роста безработицы, преступности, бедности, отставания заработной платы от цен потребительского рынка правительство России было вынуждено идти на постоянное повышение зарплаты, пенсий и пособий, несмотря на требования Международного валютного фонда о снижении социальных расходов. Дальнейшее углубление экономического кризиса потребовало радикально реформировать существующие социальные обязательства государства, приведя их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. 22
     Таким образом, трансформация сопровождается углублением социального неравенства  и маргинализации значительной части  населения. Трансформация российского  общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в  социальной структуре, но остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции, дезинтеграции, месте в социальной иерархии, системе ценностей. 

   1.2.Маргинализация  как следствие  изменения социального статуса пожилого человека в трансформированном обществе
     Смена социально-экономического строя, которую  Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела  к разрушению существовавшей социальной структуры общества, способствовала увеличению доли индивидуумов, попадающих в маргинальную ситуацию. Особенно это наблюдается в среде социально незащищенной категории пожилых людей в момент выхода на пенсию. С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникает целый ряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально-вещной среды к снижающимся физическим возможностям, возникновением некоторых бытовых трудностей. Потеря или неопределенность социального статуса способствует утрате социокультурной идентичности человека. Ограничения, обусловленные как социально- психологическими особенностями возраста, так и их депривированным  социальным статусом, не позволяют пожилым оставаться полноправными участниками преобразований. Кроме того, происходящие трансформационные процессы не всегда понятны пожилым людям. Изменение социального статуса сказывается не только на материальном положении этих людей, но и на моральном состоянии, снижается способность к адаптации. В итоге пожилой человек постепенно приобретает качества маргинальной личности.23
     Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией - динамичным увеличением доли лиц  старше трудоспособного возраста, что  соответствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, пожилые люди (по нормам законодательства - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения.
       Пожилые люди - одна из самых представительных социальных групп населения, социальное положение которых за последние годы претерпело существенное изменение. Вследствие проводимых в стране экономических и политических преобразований, пожилые люди практически полностью потеряли свои сбережения и в большинстве случаев вынуждены использовать как основной источник дохода только пенсию. В то же время, пенсионная реформа, которая осуществляется в течение ряда лет в России, так и не дала сколько-нибудь значимого для этих людей и общества в целом позитивного результата по улучшению материального положения пожилых граждан. По широко распространенному общественному мнению пожилые люди относятся к наименее обеспеченным слоям и нуждаются в активной социальной защите. 24
     Пожилым людям свойственна ограниченная «инновационная пластичность», идеи и инновации, не соответствующие собственному опыту, ожиданиям и установкам, могут вызвать у них чувство тревоги, неуверенности в своих силах. Поэтому им значительно труднее адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социокультурных условиях, чем молодым людям. Необходимо признать, что положение пожилых людей связано со значительным социальным риском.
     Пожилой человек имеет много проблем, которые появились вместе с возрастом. Особенная острота проблем, стоящих перед пожилыми людьми, обусловлена одновременным воздействием на них целого комплекса факторов, существенным образом ограничивающих их социальные возможности. В России наиболее общими проблемами пожилых граждан являются неудовлетворительное состояние здоровья и связанное с ним ограничение жизнедеятельности, материальные трудности, одиночество и дефицит общения. Эти проблемы характеризуются устойчивостью и долговременностью действия. Социальный статус пожилых людей в России далеко не всегда соответствует общемировым нормам и стандартам. Ограничен набор социальных ролей и форм активности, доступных пожилым людям. Сужены рамки их образа жизни, выбор социально санкционированных возможностей в сферах жизнеобеспечения, социализации, социальной коммуникации, рекреации предельно ограничен, лица третьего возраста лишены эффективных стимулов к улучшению своего положения собственными силами.25
      Главной проблемой пожилого человека можно назвать здоровье. Известно, что «уровень заболеваемости среди пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у молодых. Это хронические заболевания (суставные, сердечнососудистые и т.д.), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы. Часто заболевания пожилого человека столь серьезны, что он уже не может обслуживать себя самостоятельно и круглосуточно нуждается в медицинской помощи.26
      Здоровье пожилых граждан во многом зависит от отношения к ним в обществе (как к дряхлым или как к бодрым, активным). Образ пассивного пожилого человека, нуждающеюся в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, способствует выработке у пожилых людей чувства вины. Это негативное отношение приводит к определенной деформации нравственных категорий и морально- этических принципов у трудоспособного населения и особенно молодежи. В реальности же большинство пожилых людей организует свою жизнь самостоятельно и зависят от обстоятельств порой не больше, чем другие группы населения.27
      В жизни пожилых людей, как и в жизни людей других возрастов, уровень дохода и состояние здоровья – две наиболее значимые переменные, обуславливающие их удовлетворённость. Они являются   важнейшими  составляющими качества жизни. Поэтому для того, чтобы понять полную  картину жизни пожилых и старых   людей, необходимо понять,  что означает для них материальный достаток и здоровье, и как они взаимодействуют с другими сферами жизни. Считается, что материальное положение является наиболее важным факторов воздействующих на состояние здоровья. 28
     Наступление пенсионного возраста даёт официальное основание для отказа в продолжение трудовой деятельности. Если раньше значительная часть пенсионеров продолжала трудовую деятельность, то сегодня их рабочие места либо сокращены, либо заняты другими, более конкурентоспособными и молодыми людьми. Отстранение от участия в производстве становится для пожилых людей в современной России некой угрозой, реальной тем, что отбрасывает их на более низкую ступень материального обеспечения. С материальными трудностями сталкивается большинство пожилых людей, поскольку пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека. Подрабатывают или же получают помощь от детей далеко не все, поэтому пенсия является единственным средством к существованию.29
       Размер пенсии с 1 марта 2009 года незначительно выросли. Теперь средний размер выплат по старости – 6540 рублей, по инвалидности – 4579 рублей, социальной пенсии – 3420 рублей, участников ВОВ – 14 817 рублей.30 
     Большие финансовые затруднения серьёзным  образом ускоряют отход от активной жизни людей пожилого возраста, делая их жизнь серой и мрачной. Возможность приобретения благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионера. Отсутствие возможности даже скромно угостить родных или друзей, поехать на курорт или в гости к близким, пойти в кино, взять такси, обрекает людей на одиночество либо на общение со случайными людьми.31
         Таким образом, резкое уменьшение уровня доходов играет главную  роль в депривации пожилого человека. Ухудшение материального положения способствует приобретению пожилым человеком маргинального статуса в социокультурной системе общества. Материальная  необеспеченность составляет основу для постоянной тревоги старого человека.
     Современная демографическая ситуация в России характеризуется тем, что доля пожилых в возрасте старше 50 лет в составе всего  населения приближается к одной трети, причем более 35% из них являются одинокими.  Поэтому не мало важной  проблемой пожилых людей является одиночество, характеризующееся узостью, или даже отсутствием социальных контактов. В пожилом возрасте подобная эмоциональная невовлеченность появляется по трагическим причинам: смерть супруга, длительная болезнь, прекращение профессиональной и общественной деятельности. Для многих пожилых граждан оказывается закрытой даже традиционная сфера семейной самореализации. Пожилые люди всё чаще проживают отдельно от детей, а те, кто живут вместе с членами семьи и родственниками, чаще жалуются на ощущения одиночества, чем живущие отдельно.32
      Довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. В возрасте 55 – 65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат психологического кризиса позднего возраста. «Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается исключительно в розовый цвет. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «жить не стоит», «никогда не вернуть того, что было…….». В возрасте от 65 – 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль – уйти из жизни самому.33
     Большая часть пожилых людей поверхностно включена  в общественную и политическую жизнь, хотя именно общественная и политическая жизнь помогает пожилым людям преодолевать свой маргинальный статус через реализацию своего стремления активно участвовать в происходящих процессах. Низкая вовлечённость в общественные и политические организации в совокупности с возрастной спецификой пожилых людей не позволяет им самостоятельно в полной мере ориентироваться в сложных политических процессах.34
     Пожилые люди нередко теряют ориентацию в  современном культурном пространстве, затрудняется их восприятие и воспроизводство  культурных ценностей, что имеет  негативные последствия не только для пенсионеров, но и для общества в целом. Пожилые люди начинают хуже ориентироваться в культурной жизни, реже посещают театры, выставки, кинотеатры. Ухудшение ориентации в культурной жизни способствует выбыванию пожилых людей из системы  воспроизводства культуры.35
     В социальной сфере в современном  обществе снижается уважение к старости, к заслугам пожилых людей. Прошлый  жизненный опыт, приобретенный в  условиях иной социальной системы, в  новой социально-экономической и  политической реальности остается невостребованным. Такая оценка современных пожилых людей со стороны общества часто приводит к кризису адаптации, может породить чувство неполноценности и мысли о напрасно прожитой жизни.36
     Общество  не способно сегодня воспринимать пожилых  граждан в качестве своего полноценного члена, поэтому нечувствительно  к проблемам, которые их беспокоят. Оно не принимает на себя обязанностей, связанных с формированием социальных условий для реализации их человеческого потенциала. 37
     Ущемление интересов, злоупотребления по отношению  к пожилым людям – распространенное, глубоко укоренившееся явление, характерное для большинства  стран. Низкая самооценка пожилых, их относительная  бедность, отсутствие высоких требований к уровню услуг – все это является фоном для традиционно негативного отношения к пожилому возрасту. Вследствие необратимых процессов старения в человеческом организме, физиологических, психологических изменений слабеют жизненные силы, способность самообслуживания, появляется беспомощность. Определенная часть пожилых вынуждена находится на обслуживании родных, близких, друзей, дальних родственников, представителей социальных организаций. Для многих « опекунов» уход, забота о старших становится обузой, нежелательной нагрузкой, что приводит нередко к возникновению конфликтных ситуаций, сопровождающихся насильственными актами по отношению к подопечным. Такой вид насилия, по мнению некоторых исследователей, обусловлен экономическими переменами в нашей стране. Бедность, безработица, экономическая нестабильность, немотивированная агрессивность некоторой части молодёжи порождает жестокость, различные формы физического и психологического ущемления интересов и прав пожилых людей.38
     Геронтологическое насилие –  жестокое обращение с лицами пожилого возраста, связанное с нанесением психологического, физического, экономического вреда, оскорблений и действий дурного обращений, проявляемых людьми, имеющими с данной группой населения близкие отношения. Геронтологическое насилие – реальное явление встречается среди всех социальных групп, не зависимо от уровня доходов, образования, положения в обществе, наблюдается и в домашней среде, и в условиях проживания пожилых людей в медицинских и социально медика - лечебных учреждениях. В домашних условиях оно проявляется в ущемлении интересов пожилых людей со стороны членов семьи или основного опекуна, а нередко исходит от людей, близко контактирующих с ними (соседи, социальные и медицинские работники, обслуживающие на дому, работники органов власти). В институциональных условиях это явление, бытующее в различных формах, ассоциируется с долгосрочным нахождением пожилых людей в специальных учреждениях, ситуация в которых весьма далека от благоприятной, отягощена низкой квалификацией и чрезмерной рабочей нагрузкой обслуживающего персонала, низким профессионализмом администрации, избыточной регламентацией или навязчивой опекой, а также с низким техническим состоянием жилого фонда, что зачастую осложняет взаимоотношения между персоналом и жильцами, влечёт ущемление прав подопечных, пренебрежительное отношение к ним и попытки использовать уязвимое положение пожилых в корыстных целях.39
     Следствием  изменения положения пожилого человека является рост суицида. Наклонность  к самоубийству приходит к своей кульминационной точке только в самом преклонном возрасте. Причины, по которым пожилые люди стремятся уйти из жизни, в общем-то, сводимы к их возрастным, психологическим, социальным и материальным проблемам. 40
     Таким образом, в трансформированном обществе у пожилого человека возникает ряд проблем, в результате которых они приобретают маргинальный статус. Наиболее общими проблемам пожилых граждан являются: материальные трудности, которые определяют качество жизни; состояние здоровья и связанное с ним ограничение жизнедеятельности; одиночество; дефицит общения. Также ограничен набор социальных ролей и форм активности, которые доступны для пожилых людей.  Рамки образа жизни сужены, а в сфере жизнеобеспечения пожилые граждане лишены улучшения своего положения собственными силами.    
 
 
 
 

Глава II  Государственная политика по профилактике маргинализации пожилых людей
2.1.Нормативно- правовая основа  как защита пожилых  людей, в том  числе находящихся  в ситуации маргинализации
     В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.
     Лица  пожилого возраста относятся к социально  не защищенной категории населения, которой присуща своеобразная триада проблем: неудовлетворительное состояние  здоровья и связанное с ним  ограничение жизнедеятельности; материальные трудности; проблема одиночества и дефицита общения. Эти проблемы характеризуются устойчивостью и длительностью действия, в результате чего пожилой человек  приобретает маргинальный статус. Отсюда вытекают соответствующие потребности пожилых людей в сохранении и улучшении здоровья (физического и психического), материального положения, общении и налаживании социальных контактов, психологической поддержке и социальном обслуживании.41
     Государственная социальная политика в отношении  граждан пожилого возраста является неотъемлемой частью государственной социальной политики и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решения.
    Главным законом страны является  Конституция Российской Федерации.  В ней содержатся нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, а также нормы особо, касающиеся  пожилых людей. К ним относятся ст. 7 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и другие гарантии социальной защиты. Особое значение для положения пожилых людей имеет конституционные нормы о праве на жилище, частной собственности и праве на получение квалифицированной юридической помощи.42 Однако в Конституции РФ отсутствует норма о приоритетной защите прав пожилых людей.
     Законодательство  Российской Федерации, регламентирующее конституционные гарантии прав пожилых  людей, условно включает следующие  нормы: во-первых, нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; во-вторых, нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; в-третьих, нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста). С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов («О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») существенно обогатилось социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит целый ряд норм и положений, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом.43
     Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в  дополнительных источниках средств  к существованию. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста». За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения; на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой. Конституция Российской Федерации признает социально значимыми права на социальные услуги, призванные удовлетворять особые потребности граждан в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту.
     Важное  значение для социальной поддержки людей старшего возраста имеет пенсионное законодательство. Для многих основным источником существования пожилых людей является пенсия по старости. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется как ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».44
    Одним из основных направлений государства в области поддержки пожилых людей является социальное обслуживание граждан пожилого возраста. На сегодняшний день сложились группы пожилых людей с особыми потребностями (инвалиды пожилого возраста, длительно болеющие одинокие пожилые люди, долгожители, одинокие пожилые женщины, лица пожилого возраста с ограниченными возможностями передвижения и самообслуживания, пожилые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). В связи с этим растет спрос на социальные услуги в большей степени специализированного характера. По проведенным оценкам, в России около 5 млн. одиноких и одиноко проживающих граждан старших возрастов нуждаются в различной помощи 1, 5 млн. – из их числа – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Около 300 тыс. человек необходимы социально-медицинские услуги на дому. Организация социального обслуживания пожилых людей рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в России комплекса правовых, экономических, социальных мер по социальной защите пожилых.45 
 
 
 
 
 
 

      Федеральные законы «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации», «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов» и «О  ветеранах» устанавливают  определенный объем гарантий. Большое значение в системе правового регулирования защиты прав и интересов пожилых людей имеет законодательство по социальной защите ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» №5-Ф3 был принят 12 января 1995 года в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне. В нем впервые были систематизированы нормативно-правовые акты о льготах ветеранам и сформулирован правовой статус ветерана. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда. 46
    Государственная политика в отношении ветеранов  предусматривает создание соответствующих  структур по делам ветеранов в  органах государственной власти; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в законе; пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности. Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. 47
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.