На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная защита безработных

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая: Социальная защита безработных 
Содержание.
 
Ведение...........................2 

§1. Безработица и  государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
    
Введение 

    
Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к  большим переменам в
использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная
регистрация безработных.
Осуществляемый в  России в настоящее время переход  к рыночным отношениям
связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических
проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с
людьми, их производственной деятельностью.
Объектом данной работы являются безработные.
Предмет исследования – социальная защита безработных.
Рынок предъявляет  и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений
на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные  механизмы
использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются  старые
проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких  слоев населения - наша
действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую
наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для
большинства людей  означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную
психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто
является предметом  политических дискуссий.
Необходима активная государственная политика в сфере  занятости и трудовых
отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в  постоянном
поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов
занятости в программах экономических преобразований.
Безработица -  не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед
теми, кто профессионально  занимается  социальной работой. Ведь безработица
широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.
Задачи написания  курсовой работы:
§        раскрыть сущность понятия «безработица»;
§        определить основные направления политики занятости и
§         социальной защиты безработных.
В основе написания  курсовой работы лежит закон «О занятости  населения», в
котором даны порядок  и условия признания граждан  безработными,
государственная политика в области содействия занятости  населения, порядок
работы федеральной  государственной службы занятости, а также приказ от 25
марта 2002 года «Об  утверждении положения о финансирование мероприятий по
содействию занятости  населения и социальной поддержке  безработных граждан за
счет средств федерального бюджета».
В данной работе были использованы статья Натальи Покровской «Мама хочет на
работу» и «У безработных  – женское лицо», в которых  рассказывается о
положении женщин на рынке труда. Также о проблемах  женской безработицы
говорится в работе Баскаковой М.Е. «Современные тенденции  положения женщин в
сфере занятости  и на рынке труда». В статье «  Занятость молодежи: проблема,
выходящая на первый план» говорится о законодательном  обеспечении занятости и
о путях сокращения численности безработных среди  молодежи. В статье Ф.
Прокопова «Эффективная организация услуг службы занятости: современный
подход» излагаются  функции службы занятости, какие  она предоставляет услуги,
также здесь рассказывается о работе бирж труда в США и  Европе. Анализ ранка
труда 2000 года приведен в работе Власовой Н. и Кулешовой  Е. «Российский
рынок труда в 2000 году». В монографии Никифоровой  А.А. «Рынок труда:
Занятость и безработица» дана сравнительная характеристика государственной
политики занятости  различных стран, рассказывается о  деятельности центров. В
статье Головочева В. «По России бродит призрак безработицы» описывается
состояния рынка  труда 2002 года, дается прогноз на ближайшее  будущее, а также
здесь говорится  о тех мерах, которые предполагает применить правительство
страны для снижения остроты данной ситуации. О генезисе биржи труда
рассказывает статья Четверниной Т. «Государственная служба занятости: архаика
или живой организм».
                  
§1.Безработица и  государственная политика занятости. 

Безработица - это  явление, органически связанное  с рынком труда. Критерии
признания человека безработным обычно устанавливаются  законом или
правительственными  документами и могут немного  различаться по странам. Но,
как правило, несколько  признаков присутствуют во всех определениях. Это :
§        трудоспособный возраст, то есть человек  должен быть старше
минимального возраста, с которого законодательство разрешает  работать по
найму, но младше возраста, по достижении которого назначается  пенсия по
старости.
§        Отсутствие у человека постоянного  источника заработка в течение
некоторого времени (например месяца).
§        Доказанное стремление человека найти  работу (например, обращение его  в
службу занятости  и посещение тех работодателей, к которым его направляют на
собеседование сотрудники этой службы)[1].
В России безработный  должен отвечать условиям: проживать  на территории РФ
более 6 месяцев, не иметь  заработка, быть зарегистрированным в  службе
занятости, быть готовым  приступить к подходящей работе.
Институту государственной  службы занятости около 100 лет. Его  предтечей были
биржи труда, получившие во многих странах широкое распространение  во второй
половине позапрошлого века. До этого трудоустройством, как  правило,
занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных
контор трудового  посредничества ограничивались довольно узкими областями
деятельности (например, наймом домашней прислуги).
В два последних  десятилетия XIX в. стали создаваться  организации, выступавшие
посредником при  подборе рабочей силы. Однако им не особенно доверяли и
профсоюзы, и работодатели: первые опасались, что биржи труда  будут
использоваться работодателями в штрейкбрехерских целях, вторые - что под
давлением профсоюзов биржи будут отдавать приоритет  в трудоустройстве членам
профсоюза, препятствуя  тем самым мобильности рабочей  силы. Обе стороны
трудовых отношений  были заинтересованы во вмешательстве  некой нейтральной
стороны, которой  и стало государство. Последнее, в свою очередь, было
заинтересовано в  предупреждении массовой безработицы  как источника социальной
напряженности, а  также в межрегиональном или  отраслевом перемещении рабочей
силы как условии  повышения эффективности национального  производства.
"Включенность" государства в политику предупреждения  безработицы стала очевидной
на рубеже XIX - ХХ вв. Наиболее интенсивно данный процесс  проходил в Германии,
где уже в начале прошлого века существовало 400 государственных  бирж труда и
3500 бирж профсоюзов. С их помощью заполнялись более  миллиона вакансий в год,
половина из которых  приходилась на государственные  структуры. В 1910-1912 гг. в
Великобритании впервые  были созданы национальная система  бирж труда и
государственная страховая  система на случай безработицы
[2].
В России биржи труда  возникли в начале XX в. Они создавались  городскими
управами в крупных  промышленных центрах, таких как  Москва, Петербург, Рига,
Одесса. Наряду с  биржами труда в России до 1917 г. получили широкое
распространение платные  частные посреднические конторы.
Причины безработицы  разнообразны:
1.     Структурные  сдвиги в экономике, выражающиеся  в том, что внедрение
новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей  силы;
2.     Экономический  спад или депрессия, которые  вынуждают работодателей
снижать потребность  во всех ресурсах, в том числе  и трудовых;
3.     Политика  правительства и профсоюзов в  области оплаты труда: повышение
минимального размера  заработной платы увеличивает издержки производства и тем
самым снижает спрос  на рабочую силу;
4.     Сезонные  изменения в уровне производства  в отдельных отраслях экономики;
5.     Изменения  в демографической структуре  населения, в частности рост
численности населения  в трудоспособном возрасте увеличивает  спрос на труд и,
возрастает вероятность  безработицы[3].
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы:
     Фрикционная  безработица - связана с перемещением  людей с одной работы на
другую, из одной  местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что
и люди, и рабочие  места неоднородны, и поэтому  требуется определённое время для
"взаимного поиска".
     Структурная  безработица - связана с изменением  в технологиях, а также с
тем, что рынок  товаров и услуг постоянно  изменяется: появляются новые товары,
которые вытесняют  старые, не пользующиеся спросом. В  этой связи предприятия
пересматривают структуру  своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как
правило, внедрение  новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы,
либо к переобучению персонала.
     Сезонная  безработица - связана с неодинаковыми  объёмами производства,
выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды  времени, то есть в одни
месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К
отраслям, для которых  характерны сезонные колебания объёмов  производства
относятся прежде всего  сельское хозяйство и строительство.
     Циклическая  безработица - связана с недостаточным  совокупным спросом на
товары и услуги, который вызывает рост безработицы  в тех отраслях, где эти
товары производятся.
     Скрытая  безработица, которая характерна  для отечественной экономики.  Суть
её в том, что  в условиях неполного использования  ресурсов предприятия,
вызванного экономическим  кризисом, предприятия не увольняют  работников, а
переводят на сокращённый  режим рабочего времени (неполная рабочая  неделя или
рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально
таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются
таковыми.[4]
На конец февраля 2003г., по оценке Госкомстата РФ, общая  численность безработных
в России сократилась  на 0,5% по сравнению с январем 2003г. и составила 6,11
млн. чел. Уровень  безработицы в стране составил в  соответствии с методологией
МОТ 8,5% всего экономически активного населения страны. При  этом число
официально зарегистрированных безработных в феврале 2003г. выросло  на 3,8% по
сравнению с январем 2003г. и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего
количества безработных). По сравнению с ситуацией на конец  февраля 2002 г.
общая численность  безработных в России за год возросла на 2,4%, в том числе
официально зарегистрированных – на 12,2%. [5]
    
     [6]
Доля мужчин в  общей численности безработных  в 2000 году превысила долю женщин
(53,3% против 46,7%), а  в численности безработных, зарегистрированных  в органах
службы занятости, составила 31% и 69% соответственно.
[7] Но, например, в  Омской области  2002 году доля  женской безработицы в
общей численности  незанятых граждан составила 71,9 процентов.
[8]
Среди безработных  больше всего молодых россиян  в возрасте от 20 до 24 лет (930
тысяч человек, или 17,8 процента). Устроиться в какую-либо фирму или на
предприятие "молодой  смене" становится все труднее. 40 процентов выпускников
образовательных учреждений не находят себе применения. Да и  в следующей
возрастной группе (25-29 лет) 670 тысяч человек - безработные. Словом, 41
процент всех "лишних" - молодежь до 30. Конечно, многие из них  нашли себе
применение в теневом  секторе, где занято более 10 миллионов  человек (по оценкам
независимых экспертов, до 20 миллионов).[9]
Но это далеко не лучший вариант для нашей экономики. Очень плохо, когда
вчерашним школьникам и студентам приходится начинать взрослую жизнь
неустроенными, идти в весьма сомнительный бизнес, привыкая "химичить", нарушать
закон.
Безработица продолжает молодеть. Если в феврале и мае 2002 года средний возраст
оказавшихся не у  дел составлял 35 лет, то в августе - 34,5. Среди безработных
каждый десятый  имеет высшее образование, каждый четвертый - среднее
профессиональное. Чтобы  найти подходящее место, требуется  в среднем более
восьми месяцев, однако каждый третий не может устроиться на работу более года.
Характерно, что 1,1 миллиона россиян оказались на улице из-за сокращения
штатов, ликвидации предприятий или собственного дела
[10].
Таким образом, можно  сказать, что бич современного общества, в том числе и
Российского – это  безработица, вызываемая как развитием  технологий, так и
экономическим спадом. И большую роль в регулирование  сокращения безработицы в
наше время отводится  государству.
Политика занятости  осуществляется государством на основе ежегодно
принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой)
«Федеральной программы  содействия занятости населения  в Российской
Федерации».  В  центре программы — защита от безработицы. Она охватывает как
работающих, но находящихся  под угрозой увольнения, так и  безработных,
зарегистрированных  в органах федеральной государственной  службы занятости.
Основная задача политики занятости заключается  не в том, чтобы
способствовать восстановлению на работе всех уволенных, вне зависимости  от
потребности в них  производства и причин увольнения. Такая политика означала
бы торможение или  остановку естественного процесса высвобождения «излишней»
рабочей силы и тем  самым противоречила бы императивам  перехода к рынку, в том
числе необходимости  повышения экономической эффективности. Политика занятости
осуществляется на основе сочетания трудоустройства  со структурной
перестройкой экономики  и улучшением показателей общественного  производства.
Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке
труда:
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением труда,
а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны,
обеспечивается необходимый  уровень жизни основной массы  населения, а с другой
– сохраняются эффективные  стимулы к труду.
Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой,
квалифицированно  – образовательной и географической мобильности трудовых
ресурсов,  что  создает предпосылки для повышения  эффективности всей рыночной
экономики.
В-третьих, необходимость  интеграции России в международную  систему разделения
труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере
производства, науки  и техники, организации управления.
Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного
воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления
работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки
современному уровню производства. Кроме того, в настоящее  время появились
новые противоречия, такие как противоречия между  достигнутым уровнем
образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их
применения в условиях экономического спада, изменение статуса  от «полностью и
всегда занятого»  до «возможно безработного», возросла конкуренция между
отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в
иерархической системе  российского общества.
Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости
заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости
путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и
переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной
(хронической) безработицы,  повышения эффективности государственной  службы
занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение  социальной
защиты граждан  на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях
управления являются федеральные, территориальные и  местные (городские,
районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском
обществе должно стать сохранение и до известных  пределов повышение уровня
занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей
силы с предприятий.
В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной
занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и
обеспечения необходимых  условий для создания и сохранения рабочих мест
Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.  утвердил
Комплексную программу  мер по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996 -
2000 гг., обязал Правительство  Российской Федерации в двухмесячный  срок
обеспечить разработку и принятие плана мероприятий  по реализации Программы,
возложить на Министерство труда Российской Федерации общее  организационно-
методическое руководство  и контроль за обеспечением реализации Программы, а
также координацию  работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых
федеральных целевых  и инвестиционных программ и рекомендовал органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  разработать и утвердить
план мероприятий  по обеспечению реализации Программы.
Комплексная программа  мер по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996-2000
гг. включает систему  мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и
Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов  Российской Федерации.
Реализация Программы  призвана обеспечить координацию долгосрочных и
среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной  перестройкой экономики, программ социально-
экономического      развития отдельных     регионов, иных программных
решений,
принимаемых органами исполнительной власти на федеральном  и региональном
уровнях, в целях  повышения эффективности расходования финансовых и
материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие
годы показывает, что способность складывающегося  рынка труда к
саморегулированию все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в
использовании элементов  государственного регулирования, которое
предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере
является формирование эффективной системы создания и  сохранения рабочих мест,
сохранения кадрового  потенциала в сочетании с опережающими мерами по
предотвращению роста  безработицы.
Целями Программы  являются повышение уровня и изменение  структуры занятости
населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных
рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются[11]:
· обеспечение правовых, экономических и организационных  условий для создания
и сохранения рабочих  мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях
экономики и регионах Российской Федерации;
· регулирование  складывающегося национального  рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
· формирование эффективной  структуры занятости населения; повышение качества
создаваемых рабочих  мест; развитие профессиональной и  территориальной
мобильности рабочей  силы; создание благоприятных условий  для повышения уровня
жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и
ответственности участников социально-трудовых отношений в  сфере занятости
населения;
· предотвращение роста  неполной занятости и массовой безработицы; развитие
системы общественных работ.
Реализацию Программы  предусматривается осуществлять в  два этапа в течение
1996-2000 гг.
В рамках первого  этапа реализации Программы, рассчитанного  на 1996-1997 гг.,
федеральным органам  исполнительной власти необходимо осуществить  следующий
комплекс мер:
1. Определение потребности  в создании рабочих мест
2. Выявление отраслевых  и региональных приоритетов в  развитии и сохранении
перспективных рабочих  мест
3. Проведение социальной  экспертизы разрабатываемых федеральных  целевых и
инвестиционных программ
4. Разработка нормативной  правовой базы, ориентированной  на формирование
общих условий для  создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма,  обеспечивающего развитие профессиональной  и
территориальной мобильности  рабочей силы
6. Повышение эффективности  использования имеющихся производственных  мощностей
7. Формирование системы  организации временных рабочих  мест на базе
общественных работ
8. Разработка механизма  развития социального партнерства  в области создания и
сохранения рабочих  мест
9. Целевая поддержка  создания и сохранения рабочих  мест для
неконкурентоспособных граждан
На втором этапе  реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным
органам исполнительной власти необходимо добиться решения  следующих задач:
1. Разработка и  реализация пакета целевых программ, направленных на создание
рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации
2. Создание условий  для повышения качества рабочих  мест
3. Стимулирование  формирования эффективной структуры  занятости населения
В “Федеральной целевой  программе содействия занятости  населения РФ на 1998-
2000 год” предусмотрена  необходимость обеспечения в  ближайшей перспективе
взвешенности в  политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить
массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению  излишней
рабочей силы в связи  со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке  труда в ближайшем периоде  будет направлена на:
·        обеспечение прогрессивных сдвигов  в отраслевой структуре занятости
населения;
·        переориентацию экономически активного  населения на новые формы
трудовых отношений;
·        достижение сбалансированности предложения  рабочей силы и числа
рабочих мест;
·        предупреждение массовой безработицы  на местных рынках труда;
·        создание новых и повышение эффективности  существующих рабочих мест;
·        развитие кадрового потенциала путём  совершенствования системы
обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
·        рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению
проблем занятости  относится:
·        преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения
сбалансированной  инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более
полное использование  имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,
направление капитальных  вложений как в перспективные  развивающиеся отрасли,
так и в отрасли  традиционной занятости;
·        экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и
среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской  деятельности, прежде
всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке  труда;
·        оптимизация масштабов занятости  в негосударственном секторе
экономики, обеспечение  государственного контроля за соблюдением  трудового
законодательства  в этой сфере;
·        разработка специальной программы  по стабилизации занятости в
регионах с напряжённой  ситуацией на рынке труда;
·        развитие гибких форм занятости;
·        последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной
социальной поддержки  населения, направленной в том числе  на снижение
потребности в работе, которая имеется у отдельных  социальных групп населения;
·        дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее
прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей  силы;
·        улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда,
зарплаты и использования  рабочего времени;
·        сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных  работников,
эффективное использование  рабочих мест;
·        проведение взвешенной миграционной политики, направленной на
позитивное территориальное  перемещение населения, обустройство мигрантов,
защиту российского  рынка труда;
·        развитие и повышение эффективности  программных услуг, реализуемых
через государственную  службу занятости населения и  направленных на
предотвращение безработицы  и возвращение лиц, не имеющих  работу, к активному
труду.
Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как
многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в
виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне  высшие органы законодательной и  исполнительной власти
призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово  – кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой целей регулирования  рынка труда. К
этой задаче относятся  вопросы принятия решений о государственных  заказах и
закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного,
экологического и  социального назначения, о государственных  инвестиционных
программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых  льготах, направленных на
поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача -
регулирование внешнеэкономических  связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и
приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят
минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных
и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев
и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном
контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. 
В число задач  данного блока входят организационное  развитие Министерства труда и
социального развития, в том числе службы занятости  и других структур. Основой
данного блока является политика Министерства труда и социального  развития
(службы занятости)  на рынке труда.
Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного
воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления
работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки
современному уровню производства.
    
§2. Социальная защита безработных. 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и
обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе
действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации
населения создана  в 1991 году  на основе закона «О занятости  населения»
Государственная служба занятости.
Помощь государственной  службы занятости осуществляется преимуще­ственно по
двум направлениям:
1. Через государственную  поддержку материальных источников  су­ществования
безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и  членам его семьи —
иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая  помощь по своей сути
пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка
должна предоставляться  в таких узких пределах, которые  не позволяют жить
безбедно и вынуждают  безработного искать работу;
2. Через трудоустройство  тех безработных, которые к  этому способ­ны и
проявляют желание  участвовать в общественном производстве. Такая поддержка,
будучи по своей  сути более конструктивной и активной, перемещает центр
тяжести на поощрение  инициативы безработного в поисках  работы, чтобы он не
уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал
усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается  в том, чтобы,
создавая благоприятные  условия, стимулировать в максимальной степени
включение безработного в трудовую деятельность.
Характерен в этом отношении пример работы Московской областной службы
занятости. Она включает в себя Московский областной центр, 18 городских и 39
районных центров, а также специализированные учебные  центры по профессиональной
переподготовке и  переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые
заняты поиском  вакантных рабочих мест, соответствующих  возможностям
зарегистрированных  безработных, выплатой пособий о  безработице, переобучением
безработных, а также  консультацией[12].
Аналогичная деятельность свойственна и другим подразделениям Федеральной
государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная  в 1993 году в
соответствии с  Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает
Государственный комитет  по занятости, Государственные комитеты по занятости
республик в составе  РФ, Центров занятости в других субъектах Феде­рации и
Центров занятости  в районах и городах. Подразделения  службы занятости в
пределах своей  компетенции разрабатывают и  осуществляют программы занятости  с
участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и
представителей трудящихся[13].
Деятельность органов  службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от
25 марта 2002 года  «Об утверждении положения о  финансировании мероприятий по
содействию занятости  населения и социальной поддержке  безработных граждан за
счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.
По положениям данного  приказа  средства направляются, в  частности, на:
— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;
— организацию общественных работ;
— выплаты пособий  по безработице, компенсацию материальных затрат безработным
в связи с их добровольным переездом в другую местность  по предложению службы
занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного,
находящимся на его  иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право
на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его
выплаты;
— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих  мест, а также
специализированных  рабочих мест для особо нуждающихся  в социальной защите
(инвалиды беженцы  и пр.), по развитию предпринимательской  деятельности
безработных  др.
Служба занятости  выполняет следующие функции:
1.                       Анализ и прогнозирование спроса  и предложения на
рабочую силу, информирование населения и работодателей о  состоянии рынка
труда;
2.                       Учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
3.                       Для эффективного осуществления  этих задач необходимо
комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. Она
позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации,
оставляет время  для разбора различных вариантов  принимаемых решений. Основным
средством автоматизации  является вычислительная техника.
4.                       Консультация обращающихся в  службу занятости
трудящихся и работодателей  о возможностях получения работы и обеспечения
рабочей силой, о  требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
5.                       Оказание помощи гражданам в  выборе подходящей
работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
6.                       Для граждан, потерявших работу  и заработок,
подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке,
учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней  специальности,
транспортную доступность  нового рабочего места. В соответствии с законом
граждане имеют  право на свободный выбор работы путем прямого обращения на
предприятия, а не обязательно через службу занятости.
7.                       Организация профессиональной подготовки,
переподготовки и  повышения квалификации граждан  в учебных центрах службы
занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и
определении содержания курсов обучения и переобучения;
8.                       В настоящее время уровень  профессиональной
подготовки занятого населения достаточно низок. При  значительном
высвобождении с  предприятий работников потребуется  организация курсов
ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной  программе. Служба
занятости и соответствующие  органы по подготовке кадров, исходя из
потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза
занятости,  определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных
заведений, а также  набор учебных программ. Центры занятости  городов,
ориентируясь на свободные учебные места,  заключают  с высвобожденными
работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по
избранной ими профессии.
9.                       Оказание услуг в профессиональной  ориентации и
трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В
связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы
профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только
учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
10.                   Регистрация безработных и оказание  им в пределах своей
компетенции помощи.
11.                   Оплата стоимости профессиональной  подготовки,
переподготовки граждан, трудоустройство которых требует  получение новой
профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
12.                   Выдача в установленном законе  порядке гражданам пособия
по безработице  и приостановление выплаты этих пособий;
13.                   Подготовка предложений и заключений  об использовании
труда иностранных  рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных
соглашений и лицензий;
14.                   Разработка республиканских и  региональных программ
занятости, включая  финансовое обеспечение и мероприятия  по социальной
защищенности различных  групп населения[14]
.
Основные услуги оказываемые службой занятости:
     а) Материальная  помощь. Материальная помощь безработным  исходит из
существования различных  источников незанятости трудоспособных: потеря работы в
результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках
нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или
повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и  др. Соответственно
материальная помощь, оказываемая различным группам  нуждающихся в работе, не во
всем одинакова. Тем  не менее она принимает преимущественно  две формы.
Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми
расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией  предприятия, «сокращением
численности или  штата» персонала. Размер выходного  пособия равняется
среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна
сохраняться средняя  заработная плата на период трудоустройства, но не свыше
двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты  выходного пособия.
Другой формой помощи безработным является собственно страхование  по
безработице. Система  основана на Законе 1991 года «О занятости  населения».
Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и
дополнении, вносимых последующими законодательными актами.
     Величина  пособия. Методика определения  общенациональной величины пособия
по безработице, как  и других видов социальных пособий, разрабатывается
государственными  ведомствами. При этом она дифференцируется по различным
группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается
на основе минимальной  заработной платы. Для уволенных  админи­страцией
предприятий по экономическим  причинам при расчете пособия  основанием служит их
средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При
этом местные органы власти наделены правом предоставлять  дополнительные пособия
для безработных  и их иждивенцев в размерах, превышающих  национальные
стандарты.
Социальное страхование  в принципе не предусматривает сохранение безработному
прежних условий  существования. Оно лишь несколько  смягчает негативные
материальные последствия  увольнения. Высвобождение с производства, как
правило, влечет за собой  снижение уровня жизни по сравнению  с тем, который
характерен для  занятых. Существование и поддержание  такого разрыва должны
стимулировать безработного к трудоустройству.
     Условия  предоставления. В основе системы  страхования по без­работице
лежит представление  о том, что «признанный» безработный  не только имеет право
на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя
имеющиеся в его  распоряжении средства. Цель выплаты  пособия по безработице —
оказание временной  материальной помощи в течение срока  таких поисков. Тем
самым страхование  по безработице принципиально отличается от некоторых других
видов социального  страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по
которым выплаты  производятся постоянно.
Условия страхования  по безработице призваны стимулировать  поиски работы. Во-
первых, пособия предоставляются  только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в
течение этого времени  величина выплачиваемого пособия не остается неизменной.
Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по
последнему месту  работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные пять —
45%. В-третьих, условием  предоставления пособия является  «способность и
желание» поступить  на имеющееся вакантное место.
Предложения о работе должны отвечать некоторым критериям  — уровню
квалификации, месту  проживания и т. п. Но при этом возможности  отказа от
предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В  случае двухкратного
отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству,
безработный может  быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на
получение пособия  по безработице.
По истечении установленного законом срока выплаты пособия  без­работные и
находящиеся на их иждивении  члены семьи не остаются полностью  без
материальной поддержки. Такие безработные в течение  еще 6 месяцев, а члены их
семей — 12 месяцев  могут получать помощь в виде ежемесячных  денежных выплат.
В них включаются, в частности, дотации за пользование  жильем, коммунальными
услугами, здравоохранением, общественным транспортом и питанием. Пределом
выплат является величина минимальной оплаты труда.
Материальная помощь безработным и членам их семей  по истечении сроков
пособий по безработице  может оказываться при соблюдении ряда условий. К ним,
в частности, относятся  следующие:
— средний совокупный доход на каждого члена семьи  не должен превышать
двухкратной величины минимального размера оплаты труда;
— безработный, утративший право на получение пособия по безра­ботице, обязан
периодически перерегистрироваться;
— по истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к
оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного
от одного предложения  «подходящей» работы выплата материальной помощи
прекращается.
Такова в общих  чертах система материальной поддержки  безработных,
существующая в  современной России, и условия  ее предоставления.
     б) Содействие  в трудоустройстве. Социальное  страхование в состоянии лишь
несколько облегчать  материальное положение безработных, негативные последствия
высвобождения рабочей  силы с производства, сделав этот процесс  менее
болезненным. Но социальное страхование не может оказывать  влияния на сам ход
его развития, на общее  состояние занятости.
Трудоустройству подлежат прежде всего те уволенные, которые  по своим
качественным характеристикам  удовлетворяют или потенциально могут
удовлетворить современные  потребности производства и в  состоянии
рассчитывать на соответствующие вакантные рабочие  места.
     Механизм  трудоустройства. В нынешних условиях  России воз­никновение
«вынужденной» безработицы  прямо связано с экономическим  кризисом и прежде
всего с его важнейшим  проявлением — спадом промышленного  производства.
Трудоустройство таких  безработных непосредственно зависит  от экономической
конъюнктуры, хозяйственной  деятельности предприятий, воздействующей на них
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.