Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные функции процесса управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение   ………………………………………………………………………....3
1. Общие функции управления   ……………………………………………… ..4
1.1. Функция планирования   …………………………………………………….6
1.2. Организация как функция управления    ……………………….................14
1.3. Мотивация   …………………………………………………………………19
1.4. Контроль   ………………………………………………………………….. 23
2. Анализ  системы управления мотивацией  в турфирме «Вердикт»   ………29
2.1. Характеристика  туристической фирмы   ………………………………….29
2.2. Анализ  мотивационных моделей, применяемых  в турфирме 
      «Вердикт»   …………………………………………………………………..31
2.3. Разработка  рекомендаций по совершенствованию  системы мотивации в туристической организации   ………………………………………………… .35
Заключение   ……………………………………………………………………..38
Список  использованной литературы   …………………………………… …...39 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      Изучение  процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию  содержания управленческой деятельности, позволяющий на ряду с прочим сформировать структуру и организацию системы  управления. В самом общем виде категория "функция управления" выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого воздействия, т. е. сущность управленческих отношений.
      Функции управления актуальны в любое  время. Именно изучив все функции  и детали управления, можно не бояться  руководить персоналом. Если ты занимаешь  руководящую должность, например менеджер, ты обязан учитывать все особенности управления.
      Все функции в системе управления взаимосвязаны и образуют единый целостный процесс. Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление  функции планирования и контроля, а более низкого уровня – больше заняты подбором кадров, организации их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все функции управления: планирование, организации, мотивации и контроля. 
 
 

      1. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
      Состав  общих функций управления не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. Многие авторы выделяют пять функций: планирование, организацию (или организовывание), координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, изображающей содержание любого процесса управления (рис. 1.1). 

                        Планирование                             Организация
                                                  Координация
                            Контроль                                 Мотивация
                                 Рис 1.1. Взаимосвязь общих функций  управления
      Общие функции – это такие функции, которые не связаны со спецификой объекта управления, и является общими для всех ступеней уровня развития.
      Можно выделить следующие особенности  общих функций управления:
      1. Всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные его функции могут приобретать доминирующий характер;
      2. Общие функции управления не  зависят от его объекта, так  как: во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам; во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности; в-третьих, функции управления применимы и к самому процессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реакции управленческого решения), и к системе управления.
      3. Между функциями управления нет  жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение.
      4. В структуре деятельности руководителей различных уровней, функции управления имеют различный удельный вес (определяется экспертным путем).
      Существует  четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль. Они имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация.
      Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.
      Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
      Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.
      Контроль  — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер1. 

      1.1. Функция планирования 

      Функция планирования предполагает целепологание (установление, упорядочение) целей. Планирование — это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
      В составлении стратегических планов есть смысл лишь в том случае, если они реализуются. Эффективности  плана является желание менеджмента выделить ресурсы для его выполнения.              
      Четкие  и обоснованные цели – важнейший  компонент эффективного планирования, но они не являются абсолютно полными  руководящими указаниями при  выборе решений и стиля поведения организации. Цель определяет, чего хочет достичь организация и когда. А то, как будет достигнута цель, рассматривается лишь в общем – путем указания, каким бизнесом занимается организация. Это обеспечивает большую свободу действий. Люди, отвечающие за достижение целей, даже руководствуясь наилучшими намерениями, часто выбирают образ действий или поведения, на деле не ведущий к этому. И чтобы избежать такой дезориентации и неправильной интерпретации, менеджменту необходимо разрабатывать дополнительные планы и конкретные рекомендации, подтверждающие основные цели и стимулирующие процесс их реализации2.
      Задачи  планирования:
      1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
      2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных;
      3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации.
      4. Создание объективной базы для  эффективного контроля. Наличие  планов.
      5. Стимулирование трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий — объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников;
      6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
      Чтобы при планировании учесть возможные  изменения во внешней среде, организации  пользуются методами прогнозирования. Экономическое прогнозирование — это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации.
      При планировании разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных документов — планов.
      План — основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Они различаются по целям, предмету, уровню, содержанию, периодам планирования.
      Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства.
      Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации.
      Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.
      Стратегическое планирование состоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
      Оценка  стратегического  плана. Оценка стратегии – сравнение реальных показателей эффективности с целями. Этот процесс используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Оценка будет эффективной, только если она проводиться систематично. Этот процесс должен быть направлен с верху в низ. Конечно, оценка стратегии связана с проблемами. Прежде всего, это фактор времени.
      Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации.
      Планирование  всегда ориентируется на данные прошлых лет, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлых периодов. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Эта информация обеспечивается учетом и обширной статистической базой.
      Этапы функции планирования
      Планирование, один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.
      Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа: постановку задачи планирования; разработку плана; реализацию планового решения. Этап постановки задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Этап разработки плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения. Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.
      Принципы  осуществления функции  планирования
      Принцип единства. Поскольку организация — это целостная система, то все ее составные части должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации связана с плановой деятельностью всей организации. Все планы, разрабатываемые в организации, — не просто набор документов, а их взаимосвязанная система.
      Принцип участия. Этот принцип означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами.
      Принцип непрерывности. Он означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность и изменчивость внешней среды. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.
      Принцип гибкости. Он тесно связан с принципом непрерывности. Этот принцип заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.
      Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления деятельности, а в краткосрочных планах информация прорабатывается и конкретизируется.
      Стратегическое  планирование — это набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Его процесс – это вспомогательный инструмент принятия управленческих решений, назначение которого уровня новаторства и изменений в организации3.
      Менеджеры не только формулируют краткосрочные  цели, согласующиеся с долгосрочными  и способствующие их достижению, но и разрабатывают краткосрочные  планы, согласующиеся с более  масштабными долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называют тактикой.
      Всем  тактическим планам присущ ряд характеристик:
      1.Тактика  разрабатывается в поддержку  стратегии.
      2. Если стратегия почти всегда  разрабатывается на высших уровнях  менеджмента, то тактические приемы часто вырабатываются и реализуются на среднем уровне управления.
      3. Тактика имеет меньший временной  диапазон, чем стратегия.
      4. Результаты стратегии могут полностью  проявиться только через несколько  лет, а тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и их легко соотнести с конкретными действиями.
      Существует  четыре основные стратегические альтернативы.
      1. Стратегия расширения. Организация ориентируется на крупное увеличение масштабов активности в рамках определенной миссии или пересматривает свое предназначение путем освоения новой продукции, новых рынков или новой технологии. Принятие стратегии расширения обычно требует значительных инвестиций и часто связано с большими рисками.
      2. Стратегия стабилизации. Организация нацелена на постепенное наращивание улучшений в оперативной деятельности, продолжая работать в соответствии со своей миссией. Стратегия стабилизации не означает, что организация «ничего не хочет делать», скорее она ориентируется на «тонкую отладку» уже осуществляемых операций.
      3. Стратегия экономии. Активность организации направлена на ликвидацию убыточных или маловыгодных операций в рамках действующих целевых установок или пересматривает их благодаря прекращению производства некоторых товаров, уходу с некоторых рынков или отказу от некоторых технологий. Этот вид стратегии берется организацией на вооружение как временная мера при решении специфического круга проблем.
      4. Комбинированная стратегия. Организация одновременно осуществляет какие-либо две или даже все три перечисленные стратегии.
      Сущность  силовых стратегий заключается  в стремлении организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а, следовательно, и низкой цены производимой продукции. В зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска выбирается лучшая стратегия. После принятия решения относительно той или иной стратегии перед организацией встает задача ее внедрения.
      Планирование  реализации стратегии
      Стратегическое  планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется  при управлении организацией. Осуществление стратегии предполагает реализацию ряда краткосрочных (тактических) планов и разработку механизма контроля.
      В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры — конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации. Одной из основных задач планирования реализации стратегии является эффективное распределение ресурсов. Чтобы определить, какие ресурсы имеются и лучшим образом их распределить, используют бюджет. Бюджет — метод распределения ресурсов для достижения целей.
      Первый  шаг в составлении бюджета  — количественная оценка имеющихся ресурсов и потребностей в них для достижения целей организации (обычно это делается в денежной форме, но возможна оценка и в натуральном выражении).
      Вторым  шагом является подготовка подразделениями  предложений по использованию имеющихся ресурсов (смет, бюджетов подразделений) на определенный период времени (квартал, полугодие, год).
      Третий шаг — анализ и оценка руководством предложений по бюджету, их корректировка подразделениями на основе указаний руководства.
      Четвертый шаг - подготовка итогового бюджета (распределение ресурсов).
      Контроль  реализации стратегии основывается на планировании, должен быть с ним тесно увязан, чтобы быть эффективным. Методом управления, позволяющим объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям. Кроме того, этот метод помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника.
      Выработка целей
      Подчиненные должны принимать активное участие  в выработке своих собственных  целей, основывая их на целях своих руководителей. В процессе выработки целей необходим двусторонний обмен информацией для уяснения ожидаемых результатов работы и поручения поддержки руководителей в таких областях, как информация, уточнение полномочий и ответственности, горизонтальная и вертикальная координация, финансирование, материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.
      Планирование  действий связано с определением того, что, кто, когда, где, в каком количестве требуется для достижения целей. Стадии этапа планирования действий следующие: определение основных задач и мер; установление подразделений, участвующих в их реализации, и их взаимосвязей во времени; делегирование соответствующих полномочий подразделениям; оценка затрат времени на основные операции; определение ресурсов для каждой операции; проверка сроков и корректировка планов действий.
      Корректирующие  меры
      Последний этап процесса контроля. Если цели не достигнуты, необходимо изменить факторы внутренней среды, если достигнуты — процесс управления по целям может начаться заново.  Последним этапом стратегического планирования является оценка стратегического плана. 

      1.2. Организация как функция управления
      Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи функции организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых для  достижения поставленных целей. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации являются:
      - формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных;
      - установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
      - обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).
      Этапы функции организации
      Для лучшего понимания сущности функции  организации ее следует разбить  на два этапа:
      1. Построение организационной структуры.  На этом этапе происходит деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений.
      2. Установление взаимоотношений полномочий, т.е. делегирование полномочий.
      Для более детального описания функции  организации в ней
      следует выделить три этапа:
      1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.
      2. Установление соподчиненности и  взаимосвязей. Этот этап —   предусмотрение взаимоотношений  в организации (как горизонтальных, так и вертикальных).
      3. Обеспечение этих взаимоотношений  — распорядительство, т.е. доведение  до подчиненных распорядительных  актов. Распорядительное воздействие  осуществляется посредством приказов, распоряжений, устных указаний.
      Принципы  осуществления функции организации
      Вне зависимости от типа и масштабов  деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
      1. Неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования;
      2.  Поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
      3. Координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен делить, сроки выполнения работ и кто им руководит (управляет);
      4. Единство цели — каждое подразделение и конкретный член организации должны работать на общую цель, т.е. цели и задачи разных подразделений и работников не должны противоречить общим целям организации;
      5. Использование эффективных норм управляемости. Можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), - это время и частота, т.е. сколько времени необходимо менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс4.
      Делегирование полномочий
      Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.
      Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование - акт, превращающий человека в руководителя.
      Цели  делегирования:
      - разгрузить вышестоящих руководителей,  освободить их от текущей рутинной  работы и создать наилучшие  условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
      - повысить дееспособность нижестоящих  звеньев;
      - активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.
      Существуют  две основные концепции делегирования  полномочий:
      1. Классическая - передача полномочий  сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
      2. Современная – принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными,  когда они приняты подчиненным.  Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
      Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
      - поручение работникам индивидуальных  конкретных заданий;
      - предоставление соответствующих  полномочий и ресурсов подчиненным;
      - формулирование обязательств подчиненных  выполнить порученные им задания.
      Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
      Ответственность — это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
      Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.