На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Зарождение налоговой системы в Древней Руси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЗАРОЖДЕНИЕ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ДРЕВНЕЙ  РУСИ 
 

Налогообложение  в  Древней  Руси  стало  возникать  в   период
разделения  общества  на  социальные  группы  и  появления   первых
признаков   государства.  Первые  протогосударства  Древней   Руси,
возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном  способе
ведения хозяйства, что в свою очередь  определяло натуральные  формы
налогов    и    повинностей.   Пополнение    доходов    государства
осуществлялось  за  счет сбора дани с подвластного  населения.  При
этом  размер дани регулировался обычаем  ввиду отсутствия какой-либо
нормативной  базы. Взымание осуществлялась натуральными продуктами:
мехами, медом, воском и т.п.
Наряду  с  натуральными взносами и деньгами, дань выплачивалась
челядью. Часть сборов распределялась князем среди дружины,  которая
являлась  инструментом  принуждения и служила  орудием  управления,
часть  сборов  шла на продажу в Византию и возвращались  обратно  в
виде  различных товаров - тканей, вин, драгоценностей.  Кроме  дани
население  было обязано платить в пользу князя торговые и  судебные
пошлины, выполнять определенные натуральные  повинности.
Первоначально,  по  причине нормандского происхождения,  первые
русские    князья    (конунги),   в   силу   своего    норманнского
происхождения,  вели  себя  как  завоеватели,  их  интересовало  не
укрепление   базы  собственной  власти  -  хозяйств  подданных,   а
временная  выгода.  Расходной частью князя  на  первых  порах  были
траты  на  содержание дружины, которые  покрывались военной добычей.
С   укреплением   княжеской   власти,   необходимостью   увеличения
поступлений  в  княжескую казну происходит  некоторое  упорядочение
налоговых  платежей.  Упорядочение  взимания  дани  и  оброка  было
продиктовано    также   усложнением   отношений    внутри    самого
государственного  образования.
На  первых стадиях образования Киевской Руси функции государства
сводились   к   расширению  и  обороне  границ,   его   потребности
ограничивались  расходами по содержанию княжеского двора, дружины  и
обеспечению   правосудия.   Позднее   возникла   необходимость    в
содержании  аппарата  управления, поддержании  внутреннего  порядка,
финансировании  посольств,  строительстве  общественных  зданий   и
сооружений.  Существовало  несколько форм  взимания  налогов:  дань
(устанавливалась  произвольно и собиралась любыми  ценностями),  урок
(определялся  по размеру и времени поступления), оброк (взимались  с
определенного  предмета), экстренные поборы (взимались  при  особых
обстоятельствах),  кружение и другие. С приближением  зимы  русские
"архонты   выходят  со  всеми  росами  из  Киева  и  отправляются  в
полюдье,  что  именуется  "кружением", а именно  в  земли  древлян,
дреговичей,  северян  и  прочих данников  славян.  Кормясь  там,  в
течение  зимы, они в апреле, когда лед тает на Днепре, возвращаются
в Киев".
Исследователи  ранней  стадии  формирования  налоговой  системы
справедливо   отмечают,   что  "дань   как   контрибуция,   которой
покоренные  откупали  свою жизнь и свободу  от  насилия  со  стороны
победителей, существовала и до появления орд  с Востока. Уже  первые
варяги  и хазары взимали дань с покоренных славянских племен".
Дань  постепенно  эволюционировала в  налог  в  современной  его
трактовке. Первоначально дань носила нерегулярный характер  в  виде
контрибуции  с  побежденных  народов. Со  временем  дань  выступила
систематическим  прямым  налогом,  который  уплачивался   деньгами,
продуктами  питания и изделиями ремесел. Дань взималась  "повозом",
когда она привозилась в Киев, а также "полюдьем", когда князья  или
его  дружины  сами  ездили  за  нею.  Единицей  обложения  данью  в
Киевском  государстве служил дым, определявшийся количеством  печей
и труб в каждом хозяйстве.
С  X  века  по  мере  развития княжеских  хозяйств,  вследствие
развития  внешней  торговли  Киева  и  притока  золота  и  серебра,
появляются  денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля,  как
следствие  возникновения  городов и  связанного  с  этим  процессом
углубления   общественного  разделения   труда.   В   этот   период
устанавливаются фиксированные нормы дани, время  и место  ее  сбора.
Для  взимания  сборов организуются специальные  места  ("погосты"  и
"станы").
Косвенное  налогообложение в Древней Руси существовало  в  виде
торговых  пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за
провоз  товаров  через  горные заставы  или  реки  соответственно),
"вес"  и  "мера"  (за взвешивание  и измерение товаров),  "гостиная"
(за  право иметь склады) и др.
На   ранних   этапах  государственности,  отсутствие   органов,
специально    осуществляющих   сбор   тягла,    было    обусловлено
эпизодическим  характером  такой деятельности,  которая  поручалась
отдельным  лицам  - великокняжеским слугам. С оформлением  на  Руси
"системы   кормлений",  сборами на местах  стали  заниматься  вольные
слуги  князя - кормленщики-наместники, через  приближенных им  людей
(холопов,  тиунов  и  пошлинников). Нормы  "Русской  Правды"  точно
определяли,  что  бремя  содержания  сборщиков  перекладывалось  на
податное  население: вирнику на неделю полагалось  7  ведер  солода
(пива),  кусок  или две ноги баранины, в среду и  пятницу  -  сыры,
хлеба  и  пшена  по потребности и дополнительно  по  две  курицы  на
день.  Размер сборов или "кормов" определялся  уставными  грамотами.
Таким  образом,  сборщики налогов (вирники)  в  своей  деятельности
должны  были руководствоваться своего рода инструкцией.
На  первом этапе зарождения налоговых  отношений на Руси основной
формой  налогообложения  и  источником пополнения  княжеской  казны
была  дань,  представлявшая  собой нерегулярный,  но  в  дальнейшем
более  систематический прямой налог с  покоренных племен и  народов,
взимавшийся в натуральной или денежной форме.
Правовые  основы регулирования налоговых  отношений формировались
как  внутренними  историческими факторами,  национальными  устоями,
судебной  практикой, обычаями, так и взаимоотношениями:  с  другими
государствами.  Действовали  нормативные  правовые  акты:  Договоры
Руси  с  Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция  Русской
Правды (ст. 42, Покон вирный).
На  этапе зарождения налоговых отношений  в Древней Руси (IX - XI
вв.) система взимания сборов характеризовалась:
1)   недостаточной  односторонностью  налоговых  процессов  под
воздействием  многостороннего влияния извне;
2)  существенным  отличием  степени  налоговой  организации  на
разных  территориях;
3)  отсутствием  совместимости с   налоговыми  системами  других
государств, обусловленной особенностями географического  положения,
скандинавским     и    византийским    влиянием,    неустойчивостью
международных отношений и границ;
4)   началом   интеграции  русского  налогового   пространства,
переходом  от  спонтанности  и случайности  к  периодичности  сбора
налогов  в  соответствии  с периодичностью  основных  хозяйственных
процессов.
На  этапе  становления  системы сборов  в  условиях  феодальной
раздробленности  и  иноземной зависимости  (XII-XIV  вв.)  огромное
влияние  на  развитие  хозяйственной жизни  государства  на  втором
этапе   развития   налоговых  отношений  имел  не  только   признак
самобытности  России, но и иго Золотой Орды.
После  завоевания  Руси Ордой, основной формой  налогообложения
населения   стала  иноземная  дань,  выплачиваемая  в  основном   в
денежном  эквиваленте  и  представлявшая  собой  дозволенную  форму
грабежа.  Изначально  сбором дани занимались баскаки  -  специально
уполномоченные   ханом  должностные  лица,  затем  самими   русские
князья,  которые  самостоятельно собирали дань  в  своих  уделах  и
передавали  ее  великому князю для отправления  в Орду.  Параллельно
существовала   система  откупа,  предусматривавшая  взимание   дани
посредниками,   в   качестве  которых  выступали   хорезмские   или
хивинские   купцы,  извлекавшие  прибыль  за  счет  разницы   между
предоплатой  хану  и  разорительными сборами  с  русских  княжеств.
Помимо  денежных платежей монголы требовали, чтобы  русские  князья
постоянно направляли на службу хану воинские отряды.
Единицами  налогообложения были дворы в  городах и  хозяйства  в
сельской  местности.  Известно около  14  видов  ордынских  сборов,
главными  из  которых  были: "выход" (царева  дань);  мыт  и  тамга
(торговые  сборы);  "ям" (обязанность поставлять  подводы  ордынским
чиновникам);  "корм"  (взносы на содержание монгольских  послов)  и
другие.  Ежегодно  из русских земель в  виде дани  уходило  огромное
количество  серебра.  Данные  поборы  не  только  сильно   истощали
экономику Руси, но и мешали развитию товарно-денежных отношений.
Размер  "царевой дани" определялся  соглашениями (заключавшимися
не  всегда в миролюбивой обстановке) великих князей с ханами.  Так,
известный  дореволюционный  историк СМ.  Соловьев  приводит  пример
конфликта  между  фактическим  правителем  Золотой  Орды   темником
Мамаем  и Дмитрием Донским. Переговоры начались с того, что  "Мамай
требовал  от Дмитрия Донского дани, какую  предки последнего  платили
ханам  Узбеку  и  Чанибеку, а Дмитрий  соглашался  только  на  такую
дань,  какая  последнее время была условленна  между  ним  самим  и
Мамаем;   нашествие   Тохтамыша   и   задержание   в   Орде    сына
великокняжеского   Василия  заставили  потом   Донского   заплатить
огромный  выход... брали по полтине с деревни, давали и  золотом  в
Орду.  В завещании своем Дмитрий  Донской упоминает о выходе в  1000
рублей". При Князе Василии Дмитриевиче упоминается "выход"  сначала
в  5000  руб.,  а  затем  в  7000 рублей.  Нижегородское  княжество
платило в это же время дань в 1500 рублей.
К  моменту  распада  Древнерусского  государства  на  отдельные
княжества  объектом обложения становится земля. У  князей,  "севших
на  землю"  и переставших вести  полукочевой образ жизни,  появилась
надобность  в сборах, строго определенных по времени, количеству  и
качеству.  Отличительной  особенностью податей,  существовавших  на
Руси,  было  то, что они взимались с целых хозяйств.  Такие  прямые
налоги   назывались  "тяглом"  или  "потугом"   (тоже   тягло,   но
применительно   к   нижегородским  землям).  Ставка   зависела   от
обширности  участка.  Введение в качестве  единицы  обложения  сохи
представляло   собой   попытку  на  практике  реализовать   принцип
равномерности  налогообложения. Более того, посошная  система  была
очень  удобным средством регулирования  налоговых отношений в период
феодальной  раздробленности,  поскольку  применялась  к   небольшим
территориям - уделам.
"Соха"  стала единицей податного обложения  в России  в  XIII  -
XVII  веках.  "До  середины  XVI века  она  измерялась  количеством
рабочей  силы,  к  сохе приравнивалось от двух до трех  крестьян  -
работников; при сборе податей к сохе также приравнивались и другие
хозяйственные единицы - кузницы, кожевенные чаны, невода,  лавки  и
другие".
Невозможность   взимания  прямых  налогов  в   казну   Русского
государства  обусловило  вынужденное  развитие  системы  пошлин   и
торговых  сборов.  В рассматриваемый период существовали  следующие
сборы:  с  воза пошлины - деньга, если кто  поедет без воза,  верхом
на  лошади, но для торговли - платить  деньгу же, со струга  (ладьи)
-  алтын.  Когда кто начнет торговать,  берется от рубля алтын33.  В
летописях  упоминаются  пошлины с рыбных  и  соляных  промыслов,  с
браков, с клеймения лошадей и т.д.
Сборщик   пошлин  в  XII  веке  в  Киеве  назывался  осьмеником
(осьмничее  -  сбор  за право торговли). С XIII  на  Руси  главного
сборщика  торговых  пошлин стали называть "таможенником".  Название
должности  произошло от слова "тамга", имевшего тюркско-монгольское
происхождение   и   обозначавшего   знак   собственности,   который
проставлялся  древними  скотоводами  на  шкурах  животных,  оружии,
деревьях,  а также знак денежного налога, взимавшегося с  торговли,
ремесла,  различных промыслов в некоторых  странах Востока. Помощник
таможенника именовался мытником.
Есть  основания  утверждать,  что в  рассматриваемый  период  в
Нижнем  Новгороде  как  одном  из  крупнейших  торгово-промышленных
городов  России, впервые появилась таможня. Об этом свидетельствуют
некоторые  исторические  названия. Так,  древнейший  торг  Верхнего
посада  получил  название "Мытный рынок" - от  названия  избы,  где
собиралось  мыто - деньги с купцов за провоз товаров  через  город.
Возле  нее  издревле существовал небольшой  торг съестными товарами.
Первые   же  письменные  свидетельства  о  существовании  в  Нижнем
Новгороде  мытной  избы относятся к 1621 году. В городе  с начала
XVII  века  начинает  формироваться  торговая политика,  оказывающая
влияние  на  весь  регион (Макарьевская, а  затем  и  Нижегородская
ярмарки).  В  связи  с  этим  активно  начинает  работать  таможня,
дававшая  казне значительный доход.
В   конце   XIV   века   личный  произвол  сборщиков   податей,
кормленщиков, начинает ограничиваться уставными  грамотами.
Кормленщик  начинает получать доходный список "как  ему  корм  и
всякия   пошлины  собирать",  а  населению  предоставляется   право
челобитья  на  злоупотребления наместников.  Сборы  приурочивают  к
определенному времени, производят денежную их оценку,  наместникам,
волостелям  и их людям предписывается взыскивать вместо натуральных
денежные  сборы. Появление в это время  первых должностей (казначеи,
дьяки  и  подьячие)  по заведыванию налоговыми  сборами  и  ведению
соответствующих   записей,  связано,  прежде   всего,   с   заменой
натуральных  сборов  денежным оброком. Постепенно  меняется  и  сам
характер  сборов:  из  частного  дохода,  вознаграждавшего  заслуги
служилого   человека,  они  постепенно  становятся  государственным
налогом.
Таким  образом,  на втором этапе становления  системы  сборов  в
условиях   феодальной   раздробленности  и  иноземной   зависимости
получили   дальнейшее  развитие  составляющие  налоговой   системы.
Основной  формой  обложения оставалась дань,  представлявшая  собой
налог,  в  основе которого была феодальная рента. Ввиду  отсутствия
возможности  взимания  прямых налогов в казну  Русского  государства
зарождались  косвенные формы налогообложения  в виде системы  пошлин
и торговых сборов.
Действовавшие    принципы    налогообложения     в     основном
обуславливались  террором  и насилием  со  стороны  татарского  ига
(обязательность,    принудительность,   всеобщность,    дешевизна).
Принцип  посредничества  русских князей  в  сборе  налогов  являлся
выражением   неэффективности,   слабости   хозяйственной   системы,
нарушения классических начал налогообложения.
Изменения коснулись и специфики функций налоговой системы. Так,
обязательные  платежи стали предметом обогащения элиты и  в  меньшей
степени   удовлетворяли   общественные  и  государственные   нужды.
Перераспределение результатов хозяйственной деятельности в  системе
"конфискаций"  и  "кормлений" выполнялось неэффективно.  Достижение
позитивной      социальной      направленности      налогообложения
рассматриваемого  периода в условиях жестокого  террора  и  насилия
стало невозможным.
Широкое    развитие    получили   механизмы    и    инструменты
функционирования  налоговой системы - определение  облагаемой  базы,
ставок, единиц обложения. На основе определения  податной единицы  -
сохи  взимались  прямые налоги. На рассматриваемом  этапе  делаются
первые  попытки  оптимизации  налоговой  базы,  что  выражалось   в
максимальной  загрузке  повозок при провозе  товаров  по  территории
владельца  земли.  "В период раздробленности  Руси большое  значение
приобрели пошлины за провоз по территории владельца  земли,  пошлины
взимались   за   каждую   повозку.   Начиная   с   этого   момента,
зафиксированы   первые   попытки   налоговой   оптимизации:   купцы
максимально  нагружали  товарами  свои  повозки,  причем  так,  что
иногда  товары  выпадали из повозок. В качестве  контрмеры  местные
князья ввели правило, согласно которому выпавший товар переходил в
их  собственность. Отсюда появилась в  народе поговорка "Что  упало,
то    пропало".   Своими   корнями   рассматриваемые    особенности
регулирования   налоговых  отношений  уходят   в   римское   право,
закреплявшего правило: "что находится на поверхности -  следует  за
поверхностью".
Политическая  ситуация  конца XIV века значительно  затормозила
формирование   налоговой  системы  Русского  государства.   Двойное
порабощение,  жестокость, террор и насилие в  отношении  населения,
ставшие  причинами  вооруженной борьбы  русского  народа;  а  также
неопределенность  хозяйственных перспектив произвели  экстернальный

эффект  для  создания  предпосылок  объединения  вокруг  Москвы   и

ликвидации  иноземной зависимости.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.