На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Риторика как искусство красноречия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ 

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE 

 

Кафедра русского языка
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема: 

Риторика  как искусство  красноречия 
Выполнила студентка  гр № 102    Темникова К.Г.
Проверил                                    доктор наук, профессор кафедры русского языка
Вишнякова С.А. 

Оценка: 

«___» ___________ 2010г. 

Подпись: 
 
 
 
 
 

Санкт- Петербург
2010 

Оглавление
 

Вступление

     Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране.
     Нельзя  забывать и еще об одной стороне  риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного  слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием.
 

     
    Риторика  как наука и  искусство
     Риторика – это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.
     На  многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода  к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических  законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
     Многие  современные исследователи рассматривают ораторское искусство, или красноречие, как один из специфических видов человеческой деятельности.
     Ораторское  искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.
     На  протяжении веков на первый план выдвигались  разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика -искусство убеждать". В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство - явление историческое. Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила. 
 

«Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать позвольте мне сие выражение), каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».
     ( М. М. Сперанский )
 

1.1 Античная риторика

1.1.1 Возникновение риторики

(V в. до н. э.)
     По  словам Диогена ЛаэртскогоАристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы знаем, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату.
     У него мы находим любопытное определение: «красноречие есть работница убеждения»; он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение; он же выставил положение, что главная цель оратора — не только раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы[1].
     Труд  Коракса до нас не дошёл, но древние  писатели сообщают нам примеры его  софизмов. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.
     Из  его школы вышел славившийся  в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «о приличном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красноречие Горгий противопоставлял утверждению истины.
     Он  приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации[2], параллелизма[3] частей фразы. Из школы Горгия вышли знаменитые ораторы:  Пол АгригентскийЛикимнийФрасимахЭвенФеодор Византийский.
 

1.1.2 Эллинистическая риторика

     В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей:
    Нахождение (в латинской терминологии — инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
    Расположение (в латинской терминологии — диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
    Словесное выражение (в латинской терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.
    Запоминание (в латинской терминологии — мемория).
    Произнесение (в латинской терминологии — пронунциацио).
 
     В состав учения о словесном выражении  входило и учение о трёх стилях: о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.
     После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм[4] (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм[5] (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.

1.1.3 Древнеримская риторика

     В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э.. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (напр. «Брут»«Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в труде Квинтилиана.
     В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления  был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.
 

1.2 Позднеантичная  и средневековая риторика

     В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о  христианском ораторском искусстве, достигшем  блистательного развития в IV и веках н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.
     Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о котором может идти речь в литературном тексте? На сей счет высказывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать»).
 

1.3 Риторика Возрождения и Нового времени
     В эпоху Возрождения и классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе.
     Жёстко-нормативный  характер утверждается за европейской  риторикой особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка, лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии делла Круска, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезахритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.
     Только  в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.
     Из  Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в«Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в историиФранцузской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.
     Аналогично  и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века.
 

1.4 Риторика в XIX и XX веке

     В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века. Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.
     Слово риторика применялось для вновь  создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

1.4.1 Риторика в России Нового времени

     В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.
     Систематическое преподавание риторики начинается в  юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века.
 

    Искусство красноречия
     Искусство красноречия, или ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом или навыком, приобретённым в процессе обучения. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

2.1 Естественно красноречие

     Проявления  естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

2.2 Ораторское искусство

     Бывают  ситуации, когда человеку нужно сказать  что-то красиво и убедительно, а  нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяют такого пристального внимания риторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.


    Деловая риторика
     Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, направлением, ориентированном  на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами правильного обращения со словом, его технологического использования.
     С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно  – политическим, социально –  бытовым, судебным, выделяют деловое  красноречие. В России XIX – начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики – деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Деловая риторика – это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения.
     Деловая риторика, прежде всего, предполагает учет факторов, существенно влияющих на коммуникационное общение:  

    Учет состава  аудитории, то есть то, что, характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.
    Учет содержания и характера самого выступления. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.
    Объективная самооценка докладчиком своих личностно-деловых качеств, компетенция в тех вопросах, с которыми он выступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.
 
     Речь, умение общаться, этикет выступают  главными "орудиями" создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры – терпимое отношение к миру и к людям – неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.
     Владение  деловой риторикой не на должном  уровне – одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в  трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание.
     Красноречие – важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя.
 

     
      Деловое общение и его виды
     Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены «Генеральным регламентом» Петра 1 (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи.
     Деловой этикет включает в себя две группы правил:
     1) нормы, действующие в сфере  общения между равными по статусу,  членами одного коллектива (горизонтальные);
     2) установления, определяющие характер  контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
     Общим требованием считается приветливое  и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
     Регламентированность  делового взаимодействия выражается также  во внимании к речи. Главным средством  официального общения выступает  русский литературный язык. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
     Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
     Устные  виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические.
     К монологическим относятся:
      приветственная речь;
      торговая речь (реклама);
      информационная речь;
      доклад (на заседании, собрании).
 
 
 
 
     Жанры, основанные на диалоге, - это:
      разговор;
      беседы;
      интервью;
      переговоры;
      дискуссия;
      совещание (собрание);
      пресс-конференция.
     Письменные  виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.