На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Теория интегральной индивиудвльности

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание:
    Введение
    Теоретические принципы исследования интегральной индивидуальности
    Биохимическая индивидуальность и свойства нервной системы
    Свойства нервной системы и свойства темперамента (псизодинамические)
    Свойства темперамента (психодинамические) и свойства личности
    Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность
    Об онтогенезе интегральной индивидуальности
    Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция
    Индивидуальный стиль общения
    Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности
    Заключение
    Список использованной литературы
 

     ВВЕДЕНИЕ
    В предлагаемой работе рассматривается  система свойств человека (со стороны  ее индивидуального своеобразия), начиная  от биохимических особенностей организма  и кончая социальным статусом личности в обществе. Каждое отдельное свойство и этой системе в одних своих проявлениях и в зависимости от одних условий типично, т. е. присуще какой-то группе людей, в других проявлениях и в зависимости от других условий оно индивидуально-своеобразно, единственно и неповторимо. Поэтому интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.
    В описании экспериментально-методическом подходе я опирался на общюю теориею  живых саморегулируемых и самоактуализирующихся  систем. Этот подход следует отличать, с одной стороны, от общей теории систем Л. Берталанфи (L. Bertalanfy, 1968) в ее первоначальном понимании как всеобщей теории. С другой стороны, его надо отличать и от кибернетического понимания большой системы с позиции У. Эшби (1959).
    В создании работы, я в большой степени опирался на реинтерпретацию фактического материала, имеющегося в литературе и полученного в рамках других теоретических концепций и задач. Поэтому многие положения реферата представляют собой гипотезы, правомерность которых экспериментально обоснована, но проверка их истинности не завершена. Некоторые теоретические понятия, отраженные в реферате, претерпели изменения за последнее время, из-за недостатка свежей литературы, посвещенной данной проблеме. 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
    Человеку  присуши свойства всех ступеней развития материи, начиная от химических и  кончая социально-историческими. Одно и то же свойство  может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать  его в определенном отношении. Например, потребность в достижениях социально типична, если судить о ней по частоте соответствующих высказываний испытуемого о картинке ТАТ, изображающей ситуацию соревнования. Но если судить о потребности в достижениях по уровню притязаний, то она индивидуально своеобразна, так как закономерно связана с индивидуальными особенностями психодинамики человека (D. McClelland, 1976; Н. j. Eysenck. Н. Т. Himmelwelt, 1946). Каждое отдельное свойство человека индивидуально также количественно, по степени его выражения. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности и т. д.
    Целостную характеристику индивидуальных свойств человека мы будем обозначать как интегральную индивидуальность. Интегральная индивидуальность человека есть объект междисциплинарного исследования, объект исследования всех наук о природе и обществе. В настоящее время специализация и дифференциация наук привели к тому, что исследования индивидуальных свойств, относящихся к разным уровням развития материи, в большой степени обособились. Индивидуальные различия в электрической активности мозга изучаются вне связи с биохимическими и конституционально-соматическими свойствами организма. Нейродинамические и психодинамические свойства в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына изучались вне связи с направленностью личности и свойствами характера. Направленность личности и мотивы изучались в школе А. Н. Леонтьева вне связи с нейрофизиологическими свойствами и свойствами темперамента. Социальная активность личности в социальной психологии точно так же исследуется вне связи со свойствами темперамента и свойствами нервной системы (А. В. Петровский, 1978). В результате интегральная индивидуальность не стала объектом научного изучения, а была в какой-то степени лишь предметом художественного изображения.
    Что такое индивидуальность человека как  объект интегрального исследования? Каков объем этого понятия?
    Человеку  присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специального изучения. Для того чтобы исследование индивидуальности было интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. При этом под разными иерархическими уровнями надо понимать такие, которые предположительно определяются разными закономерностями. Например, интегральным является изучение связей свойств нервной системы и свойств темперамента или связей свойств, личности и взаимоотношений в социальной группе. В ходе самого исследования разноуровневость изучаемых свойств должна быть проверена на основе объективных критериев и таким путем подтверждена правомерность их выбора. В качестве представителей разных уровней необходимо выбирать не любые изолированные свойства, а лишь такие комплексы, которые определяют закономерную, относительно замкнутую систему. Например, для нейродинамического уровня такими образцами могут быть показатели силы и лабильности, потому что их сочетание характеризует тип нервной системы. Для психодинамического — эмоциональность и экстраверсия — интроверсия, потому что их сочетание характеризует тип темперамента.
    Изучение  связи между всеми иерархическими уровнями индивидуальности в настоящее время  невозможно по двум причинам: 1)  неизвестен исчерпывающий состав этих уровней; 2)  часто мы не в состоянии заранее знать, какие свойства относятся к одному и тому же, а какие — к разным иерархическим уровням. Так, отнюдь не очевидно, что свойства темперамента и отношения личности или отношения личности и социальный статус относятся к разным иерархическим уровням и определяются разными закономерностями. Это может быть установлено лишь в ходе самого исследования. В конечном счете исследование индивидуальности будет интегральным даже тогда, когда его объектом окажутся лишь некоторые свойства нескольких (двух-трех) иерархических уровней. Но необходимо, чтобы связь этих уровней не рассматривалась с редукционистских позиций. Психофизиологическое исследование также может быть интегральным, если оно осуществляется на основе принципа системности и системного подхода. 

    БИОХИМИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
    Биохимические и нейрофизиологические индивидуальные свойства характеризуют два центральных механизма регулирующих жизнедеятельность организма. Один из этих механизмов — биохимический — генетически более древнего происхождения и присущ уже простейшим одноклеточным. Другой — нейрофизнологический — более позднего происхождения и возникает лишь при наличии нейрофибрилл у одноклеточных. И среди биохимических, и среди нейрофизиологических свойств имеются такие, которые характеризуют генетически обусловленный биохимический тип и тип нервной системы. Функции обоих типов различны. Изменении жизнедеятельности, регулируемые биохимическими свойствами, более глобальны и значительно менее дифференцированы, чем регулируемые нейрофизиологическими. Реакции различных органов, тканей и клеток, регулируемые нервной системой, бесконечно многообразны. Изменения жизнедеятельности, регулируемые биохимически, значительно медленнее возникают и медленнее прекращаются, чем регулируемые нейрофизнологичсски. Порог интенсивности биохимических изменений, при котором они становятся необратимыми, значительно ниже, чем для изменений, регулируемых нейрофизиологически.
    Благодаря существенным различиям в функции  обоих регулирующих механизмов вопрос о их роли и взаимоотношении имеет  решающее значение для понимания  общих принципов детерминации жизнедеятельности организма. Со времен Гиппократа и Демокрита и вплоть до наших дней решение этого вопроса было альтернативным и определялось борьбой двух противоположных концепций — гуморальной и церебральной.
    Современные гуморальные концепции утверждают, что конституция организма определяется индивидуальными особенностями системы желез внутренней секреции (Е. Kretchmer, 1951). Согласно церебральной концепции, индивидуальные свойства эндокринной системы, так же как и основные биохимические реакции, определяются типом нервной системы, которая является основным регулирующим механизмом всей жизнедеятельности организма. В отчетливой форме такой взгляд развивали некоторые ученики и последователи И. П. Павлова (Р. Е. Кавецкий и др., 1961; А. М. Монаенков, 1970). 

    СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА (ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ)
    До  сих пор в литературе при рассмотрении этой проблемы задачу видели в том, чтобы выяснить, от каких именно нейрофизиологических свойств зависят свойства темперамента и является ли эта связь основной или физиологические свойства — лишь одно из условий, определяющих свойства темперамента. В первом случае утверждалось, что тип нервной системы — это то же самое, что темперамент (И. П. Павлов, 1951). Во втором случае утверждалось, что, наряду с зависимостью от свойств нервной системы, проявление свойств темперамента обусловлено также отношениями личности и ситуационными мотивами (В. Н. Мясищев, 1954).
    При такой постановке вопроса психофизиологические закономерности понимаются как всегда одинаковое функциональное отношение между независимой переменной (физиологическим свойством) и зависимой переменной (психическим свойством).
    В свете теории систем возможна иная гипотеза. Психика есть особое свойство материи, подчиняющееся иным закономерностям, чем физиологические закономерности свойств нервной системы. Поэтому правомерно предположить, что психические свойства темперамента представляют собой открытую подсистему в системе. более высокого иерархического уровня, чем подсистема свойств нервной системы, и относительно независимой от нее системе интегральной индивидуальности. Чтобы проверить это предположение, надо выяснить, отличается ли тип математических связей между свойствами темперамента и свойствами нервной системы от типа связей между свойствами нервной системы. Если отличия не существует, то можно предположить, что оба класса свойств подчиняются одним и тем же закономерностям. Если указанное отличие существует, то те и другие свойства относятся к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности. Такой подход к решению этой вековой проблемы стал осуществим лишь в наше время, так как благодаря (преимущественно) исследованиям школы Б. М. Теплова и В. Д. Небы-лицына мы можем выражать свойства нервной системы в количественно измеряемых показателях глубокого физиологического уровня, вплоть до нейронного. Количественное измерение свойств темперамента вошло в экспериментальную практику значительно раньше, еще в начале нашего столетия.
    Применяя  такой подход, мы обнаруживаем, что  существует несколько различных типов математических отношений между свойствами темперамента и свойствами нервной системы. Каждый тип математических отношений соответствует специфической форме психофизиологической зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы. Таким образом, вместо глобального вопроса — зависят ли свойства темперамента от свойств нервной системы и от каких именно — можно поставить вопрос более дифференцированно: каковы различные типы зависимостей свойств темперамента от свойств нервной системы? Чтобы такая задача была разрешима, необходим правильный отбор сопоставляемых показателей. Одни и те же внешние проявления могут служить показателями и психических, и физиологических свойств. Так, абсолютный порог раздражений может быть показателем сенсорной чувствительности, но вместе с тем он свидетельствует о силе возбудительного процесса.
    Различие  между показателями свойств темперамента и свойств нервной системы  не в том, какими внешними проявлениями мы пользуемся, а в том, с чем  мы их сопоставляем. Внешние проявления свойств темперамента сопоставляются с ситуацией какой-либо психической деятельности. Те же проявления, отражающие свойства нервной системы, сопоставляются с качеством раздражителя и функциональным состоянием нервной системы. Например, кожно-гальваническая реакция является психологическим показателем, если она сопоставляется с эмоциональным значением слова, и она же служит физиологическим показателем, если сопоставляется с физической интенсивностью раздражителя, или с сочетанием раздражителей разной модальности, или с временными интервалами между ними. Естественно, что сопоставляемые показатели должны быть достаточно референтны для соответствующих свойств. Наконец, для математической обработки чрезвычайно важно, чтобы количество показателей и свойств темперамента и свойств нервной системы было приблизительно равно и достаточно велико.
    Как известно, разные типы нервной системы, по И.П.Павлову, отличаются друг от друга  полярными свойствами. Если эти типы действительно существуют, то такие  же противоположные свойства содержатся и в различных типах темперамента!
    Линейная  корреляционная связь наблюдается  не только между показателями свойств  темперамента и свойств нервной  системы, но и внутри каждого из этих классов свойств. Корреляции между  физиологическими показателями широко изучались в лабораториях Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. М. Русалова. Таким образом, существует некоторый общий тип математических связей (линейные корреляции), характерный и для психофизиологических, и для физиологических зависимостей. Возникает ряд вопросов: являются ли зависимости свойств темперамента и свойств нервной системы изоморфными связями? Можно ли по связям между свойствами темперамента судить о связях между свойствами нервной системы и наоборот?
    Представление об изоморфности психофизиологических и нейрофизиологических связей широко распространено. Оно лежит в основе различных опросников («инвентарей») по изучению типа нервной системы и темперамента (А. И. Ильина, И. М. Палей, 1958; J. Strelau, 1965). В этих опросниках содержатся вперемежку и психологические, и физиологические показатели. Такое же представление об изоморфности лежит в основе утверждения, что свойства темперамента представляют собой проявления свойств нервной системы (В. Д. Небылицын, 1966).
    В действительности, однако, существует принципиальное отличие между корреляциями свойств темперамента и свойств нервной системы и корреляциями внутри свойств нервной системы.
    Помимо  линейных связей свойств темперамента и нервной системы, существуют связи  другого типа — связи нелинейные. Нелинейная зависимость может проявляться в форме криволинейной корреляции. В исследовании И. М. Палея (1966) нейротизм не коррелирует прямолинейно ни с одним показателем силы возбудительного процесса. Но тетрахорическая корреляция между этими показателями, в большой степени отражающая криволинейность, является статистически значимой. И. М. Палей (1969) обнаружил и еще более сложный тип криволинейной зависимости — когда при прямолинейном изменении силы возбудительного процесса психологические показатели изменяются дважды: сначала возрастают, затем уменьшаются, снова возрастают и, наконец, вновь уменьшаются. Однако по отношению к психофизиологическим зависимостям свойств темперамента этот тип связей не исследовался. 

    СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА (ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ) И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
    Вопрос  о взаимоотношении свойств темперамента и свойств личности возникает  лишь при определенном понимании  последней. Весьма распространено понимание  личности как системы психических, а иногда даже соматических и физиологических свойств, характеризующих индивидуальность и социальную типичность человека (К. К. Платонов, 1972; Общая психология, 1976; R. В. Cattell, 1957). При таком понимании свойства темперамента — это тоже свойства личности, и поэтому вопрос о их взаимосвязи бессмыслен. Правомерен лишь вопрос о том, как связан темперамент с другими областями личностных свойств — характером, мотивами, способностями и т. д.
    Проблема  связи свойств темперамента и  личности может быть поставлена только тогда, когда предполагается фундаментальное отличие свойств личности и свойств темперамента.
    Психологическое содержание понятия отношения личности разные авторы раскрывают различно. Мы будем исходить из понимания, очень близкого к взглядам В. Н. Мясищева (1969), хотя и не тождественного ему. Отношения личности имеют два аспекта. В них выражается то, как человек переживает и осознает определенные стороны действительности — общество, труд, коллектив; и с этой стороны отношения характеризуют эмоционально-когнитивную сферу сознания. В то же время отношения личности представляют собой активные побуждения к соответствующим действиям и поступкам и с этой стороны характеризуют мотивационно-волевую {эмоционально-конативную, как иной раз говорят) сторону сознания.
    От  мотивов потребностного происхождения и ситуационных мотивов отношения личности отличаются обобщенностью. Каждое отношение личности — это высоко обобщенное активное отношение к действительности.
    Темперамент, в соответствии с учением И.П.Павлова, понимается как обусловленный свойствами общего типа нервной системы. Это порождает проблему взаимосвязи физиологически и социально обусловленного в личности. Социальная детерминация понимается как обусловленность общественными отношениями. Поэтому вопрос соотношения физиологически и социально обусловленного имеет совершенно иной смысл, чем вопрос о соотношении организма и среды в мире животных, к которому сводится эта проблема у Г.Айзенка или Г.Олпорта.
    Так как сущность личности характеризуется  ее направленностью, то свойства темперамента некоторые советские психологи оценивают как менее существенные для характеристики личности. На основе этих предпосылок возникают, однако, очень различные решения. А.Н.Леонтьев, исходя из принципа социальной детерминации личности, правильно утверждает, что свойства индивида (в том числе и темперамента), взятые сами по себе, не порождают свойств личности (1975, с. 176—177). Но при этом подразумевается, что тем самым свойства темперамента вообще безразличны для характеристики личности. Поэтому в школе Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева исследования личности ведутся вне всякой связи с изучением темперамента (Л. И. Божович, 1968). Хотя утверждается, что свойства нервной системы и темперамента — необходимая предпосылка развития личности, но вопрос о роли и значении этой преддосылки не ставится и не решается.
    В школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, исходя из той же правильной предпосылки  о различной детерминации направленности личности и свойств темперамента, утверждают, что свойства темперамента, в отличие от направленности личности, безразличны к ее социальной ценности. Но на основе этого правильного утверждения свойства темперамента рассматриваются сами по себе, вне всякой связи со свойствами личности.
    Таким образом, хотя объект исследования в  концепциях А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова различен, общая методологическая позиция — признание безразличия темперамента по отношению к личности — остается одной и. той же.
    С. Л. Рубинштейн (1946) и В. Н. Мясищев (1954), опираясь на те же предпосылки о  социальной детерминации личности, решают проблему противоположным образом. Свойства темперамента они относят к свойствам личности, характеризующим ее динамическую сторону. Исходя из этого, они утверждают, однако, что свойства темперамента обусловлены не только свойствами общего типа нервной системы, но и содержательной характеристикой личности. Поэтому при одном и том же свойстве нервной системы можно наблюдать различные проявления темперамента в зависимости от отношений личности. Каким образом, на основе каких механизмов становится возможной такая двойная детерминация свойств темперамента, неизвестно.
    Наиболее  распространенная точка зрения: рассматривать  свойства темперамента одновременно и  как одну из областей свойств личности, и как ее природную основу (Б. Г. Ананьев, 1968; А. Г. Ковалев, 1970; К. К. Платонов, 1972; Общая психология, 1976). В этом случае соотношение физиологического и социально обусловленного в личности понимается как соотношение степени влияния и степени социальной значимости того и другого. Социальные отношения имеют решающее, определяющее влияние на развитие наиболее общественно значимых свойств личности, других ее отношений и направленности. Свойства темперамента могут лишь в большей или меньшей степени ослаблять или усиливать развитие тех или иных свойств личности, но не предопределять их. При таком подходе социально и физиологически детерминированные свойства внешне противопоставлены друг другу. Внутреннее единство свойств темперамента и отношений личности не раскрывается. Поэтому не рассматривается качественное своеобразие сочетания одного и того же отношения личности с разными свойствами темперамента и, наоборот, одного и того же свойства темперамента с разными свойствами личности. Личность превращается в простое перечисление различных мотивов и отношений, свойств темперамента, характера и т. п. 

    МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  И ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    Биохимические, соматические, нейродинамические, психодинамические  и личностные свойства, которые мы рассматривали до сих пор,— это  свойства человека как субъекта жизнедеятельности и деятельности, свойства, присущие его организму, психике, сознанию, самосознанию, хотя, разумеется, проявляются они внешне в реакциях, движениях, действиях. Индивидуальность выражается также в той неповторимой психологической атмосфере, которая создается вокруг каждого человека в контактной социальной группе и проявляется в субъективном отклике группы на индивидуальность, в том влиянии, которое индивидуальность оказывает на сознание и деятельность окружающих людей.
    Индивидуальный  вклад человека в жизнь коллектива и, следовательно, общества в очень большой степени зависит от этого человека, его влияния на окружающих и той психологической атмосферы, которая создается этим влиянием. Психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности мы обозначаем как метаиндивидуальность. Наиболее доступные для наблюдения свойства метаиндивидуальности — разного рода индивидуально-личностные статусы, проявляющиеся в оценках индивидуальности членами контактной социальной группы, в каком-либо отношении: эмоционально-личностный статус, выражающийся в симпатии—антипатии, послушании — властвовании; ценностно-ориентационный статус, проявляющийся в оценке социально-нравственных свойств индивидуальности; референтно-метрический статус, проявляющийся в оценке авторитетности мнений и суждений данного человека. К проявлениям метаиндивидуальности относятся также и разные показатели социальной перцепции данной конкретной индивидуальности, например опросники, шкалы оценок, независимые характеристики. Перечисленные проявления не исчерпывают характеристики метаиндивидуальности. Отнюдь не менее существенную ее сторону составляют реальные изменения в поведении членов контактной группы под влиянием данной конкретной индивидуальности. В педагогической, производственной и общественной практике эти изменения хорошо известны.
    Названные показатели применялись в исследованиях  по общей и социальной психологии личности, например в работах по когнитивному диссонансу, когда эксперимент  по одной и той же методике и с той же инструкцией проводится разными экспериментаторами. Но в этих исследованиях такие изменения в поведении испытуемого ставятся в зависимость от пола экспериментатора, его служебного и социального положения, а не от его конкретной индивидуальности. Исследования интересующих нас проявлений как показателей метаиндивидуальности отсутствуют. А между тем по сравнению с личностными статусами и социальной концепцией они, быть может, составляют подводную часть айсберга.
    В настоящее время личностные статусы и социальная перцепция рассматриваются только социальной психологией, и притом для совершенно других целей — изучении интериндивидуальных, межличностных отношений в группе. И изучаются они совершенно в других связях и зависимостях. Исследуется вся система личностных статусов в данной социальной группе, например количество «звезд», «принятых», «отверженных», или количество учеников с высоким и низким ценностно-ориентационным статусом, или зависимость социальной перцепции от содержания деятельности группы. В этом случае действительно характеризуются интериндивидуальные, межличностные, отношения в группе. Но те же показатели характеризуют метаиндивидуальность, если они ставятся в связь именно с данной конкретной индивидуальностью.
    Если  речь идет о личности, то интраиндивидуальность — предмет общей и дифференциальной психологии, а метаиндивидуальность — социальной. Вопрос о соотношении мета- и интраиндивидуальности — вместе с тем вопрос о соотношении этих двух психологических дисциплин.
    Интраиндивидуальность человека определяется всей историей его личности, в частности и наследственными предпосылками. Метаиндивидуальность детерминирована не только интраиндивидуальными свойствами, но и специфическими особенностями контактной социальной группы и конкретной социальной ситуации. Интраиндивидуальность более устойчива, метаиндивидуальность более пластична и динамична. От понимания особенностей их связей зависит решение основных вопросов психологической теории о соотношении таких реальностей, как общая и социальная психология личности, меры ее устойчивости и изменчивости, социально-историческая и индивидуально-биографическая «укорененность» или си-туативность, а также вопросов о роли и значении наследственных предпосылок личности. 

    ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
    Установление  двух типов статистических связей между  различными группами индивидуальных свойств  служит основанием для гипотезы о  двух типах детерминации разноуровневых и одноуровневых свойств. Воспитательные эксперименты, в которых при помощи усвоения индивидуального стиля деятельности изменяется характер связи разноуровневых свойств, показывают, что разноуровневые связи детерминированы опосредующей ролью индивидуального стиля деятельности. Тем самым подтверждается, что в основе специфического типа статистических связей лежит специфический тип детерминации. Однако для должного обоснования различных типов детерминации связей между индивидуальными свойствами необходимо рассмотреть их в развитии. Структура индивидуальности, рассматриваемая вне развития, выступает перед нами прежде всего как описательная. Только в процессе развития обнаруживаются закономерность и необходимость этой структуры и движущие силы, ее порождающие.
    Простейший  компонент индивидуальности — отдельное  ее проявление большей или меньшей  сложности. В качестве таких проявлений можно рассматривать индивидуальные особенности нейронных, электроэнцефалографических реакций, вегетативных, моторных, речевых реакций и т. п. В диагностических испытаниях  обнаруживается, что некоторые индивидуальные проявления статистически связаны. Предполагается, что в основе статистических связей лежит какое-то общее индивидуальное свойство. Поэтому систему статистически связанных индивидуальных проявлений рассматривают как симптомокомплекс какого-либо индивидуального свойства. Изучение онтогенеза должно показать, насколько правомерно это предположение. Существуют ли изначально такие устойчивые и постоянные симптомокомплексы индивидуальных проявлений или они образуются в процессе развития? Существуют ли закономерные стадии развития этих симп-томокомплексов?
    Первый  основной факт заключается в том, что те показатели одного и того же индивидуального свойства, которые  коррелируют между собой в  подростковом возрасте, не коррелируют  в возрасте 6—7 и 10—11 лет (Э. И. Маствилискер, 1973). Например, в этих возрастах не коррелируют друг с другом два показателя тревожности (по В. С. Мерлину и по ТАТ), два показателя ригидности при изучении гаптической и зрительной установок, два показателя интроверсии — экстраверсии. Среди свойств личности в дошкольном возрасте не коррелируют друг с другом показатели тревожности ожиданий в общении со сверстниками, старшими и взрослыми (В. Р. Кисловская, 1970). Не коррелируют друг с другом в этом возрасте также показатели социометрического статуса по методике Я.Л. Коломинского и по методике одномоментных срезов (А.А.Рояк, 1974). Эти факты позволяют предполагать, что на ранних ступенях развития вообще отсутствуют какие-либо устойчивые сим-птомокомплексы индивидуальных проявлений, характеризующие индивидуальное свойство (начиная с психодинамического уровня). Естественно, что там, где нет еще выраженных свойств, отсутствуют и их связи. Индивидуальность ребенка вначале представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений, которые лишь в более поздних возрастах мы относим к разным иерархическим уровням.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.