На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гендерная проблематика в философии античности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по истории и философии науки  

     «Гендерная проблематика в философии античности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        2010 год
     ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Философия - это система основополагающих учений в составе мировоззрения человека и общества. Естественно, что отношения "мужского" и "женского", т.е. гендерные отношения, не могли не найти в ней своего отражения. Вопросы взаимоотношений мужчин и женщин, их статуса в обществе волновали исследователей на протяжении многих веков, и каждая эпоха вносила свои поправки. Этой проблеме посвящали свои труды многие известные философы и ученые прошлого. Обыденное представление, что философия далека от размышлений о сути столь сомнительного явления, как пол и половые различия людей - глубоко ошибочно. В современном мире проблема сходства и различия мужского и женского становится все более актуальной. Причины повышенного интереса людей к взаимоотношениям полов являются существенные различия в статусном положении представителей разного пола в общественной жизни. Факт социального неравенства на сегодняшний день причиняет массу неудобств не только женщинам, но и мужчинам. Новая эпоха требует от человечества кардинальной ломки сложившихся стереотипов. В России до сих пор широко распространено представление о том, что философия и гендерные исследования столь же несовместны, как гений и злодейство. В значительной степени это обусловлено тем, что и термин гендер, и гендерная теория чаще всего понимаются у нас неверно или слишком узко - первый как модный синоним слова пол, вторая - как исследования отношений мужчин и женщин или как обоснование и защита прав женщин. На самом деле суть гендерной теории заключается в ином. Она утверждает, что социальные различия между мужчинами и женщинами не детерминированы их анатомическим полом, а социально сконструированы. Термин гендер обозначает совокупность культурных и социальных норм, которую общество создает в отношении мужчин и женщин. Причем представления о нормативной мужественности и нормативной женственности формируются по принципу бинарной оппозиции и соподчинения. Таким образом, гендер оказывается одним из механизмов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально -демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст, формирует сложную систему социальной иерархии. Анализ процесса конструирования гендерной системы интересен не только с точки зрения его социальных последствий. Оказывается, что немалую роль в формировании гендерных различий сыграли различные интеллектуальные теории, в том числе и философские.

     ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОСТИ

     1.1. Положение женщины в Античном мире

     Отношение к женщине в античной Греции хорошо иллюстрирует поговорка: "Колотить следует орехи, осла и женщину". В Древней Греции существовало несколько терминов в приложении к женщине  разного социального положения. Девочка (kora)жила в доме отца и считалась принадлежащей его очагу. В возрасте14 лет она становилась (parthenos)- незамужней девушкой. Ее как можно быстрее стремились сосватать и выдать замуж. Замужнюю женщину называли  «gune», что означало  «женщина». Самым важным событием в жизни женщины было рождение первого ребенка, в особенности сына. Так она приобретала статус матери – «meter». Таким образом, классификация женщин основывалась, прежде всего на их биологической роли произведения потомства. Важно было и то, к чьему очагу она принадлежала, - родословная шла по мужской линии.
     В брачных обычаях всегда сохранялась примитивная вера в женскую силу. Вклад мужчин в основном касался практической экономики, вклад женщины - таинство и красота. Мужчины писали брачные законы, женщины привносили в них религиозное влияние. Брачная церемония всегда включала символическое похищение невесты недовольными родственниками или друзьями, чтобы жених мог продемонстрировать свою непоколебимую любовь. После чего процессия в сопровождении друзей жениха и невесты направлялась с песнями, восхваляющими храбрость жениха и красоту невесты, в храм. Женщины Греции, несмотря на их законное более низкое положение, чем у мужчин, оставили свой след в истории поступком Лисистраты, жены одного из почетных горожан Афин. Вознамерившись положить конец войне, она созвала всех жен и возлюбленных, вечно враждующих греков, и Аристофан, который всегда использовал реальных людей и реальные ситуации в своих комедиях, донес до нас ее слова:
     «Давайте  подождем дома с накрашенными лицами, а потом выйдем встретить их в  одних коротких туниках... а потом, когда наши мужья станут тяжело дышать от желания, если мы ускользнем от них, вместо того, чтобы уступить, они быстренько заключат перемирие, это я вам говорю...
     А если они станут брать вас силой, вам придется подчиниться, но делайте  это с явной неохотой. Поскольку  нет никакого удовольствия в этом, когда это делается насильно... Не волнуйтесь, им скоро надоест, потому что мужчина не получает никакого удовольствия, если не имеет контактов со своей женой».
     Это была самая основательная попытка  наложить женский контроль, известная  в истории. Но голос Лисистраты был всего-навсего криком вопиющего в пустыне. Когда Фидий работал над статуей Афродиты в Элиде, посвященной брачному обряду, он изобразил ее одной ногой стоящей на черепахе, чтобы показать, что добродетельная женщина должна тихо сидеть дома.
     Заключение брака стало настолько непопулярным в Греции, что в VI веке до нашей эры великий законодатель Салон решил сделать его обязательным. Мужчины были вынуждены жениться по закону, который гласил, что только женатые мужчины могут стать ораторами или генералами.
     Писатели  и поэты изображали женщин как  неверных и развратных, пьющих, интригующих, вздорных и завистливых. Несколько веков спустя поэт Палладий суммировал все эти качества в одной из самых жестоких эпиграмм в литературе:«Брак приносит мужчине только два счастливых дня: день, когда он укладывает свою невесту в постель, и день, когда он укладывает ее в могилу».
     Как сильно не любили греческие мужчины  своих жен, так же сильно они искали новых любовных отношений с женщинами. Они жаждали любви, но думали заполучить ее подарками. Они преследовали и умоляли женщин и неизбежно разочаровывались в своих завоеваниях.
     Афиняне показывают нам в своих книгах, что греки боялись любящих  женщин, считающих любовь страстью, которая заставляет сдержанных мужчин совершать неконтролируемые поступки и получать наказание от богов за высокомерие и гордость.
     Практичные  римляне обращали свое внимание лишь на экономическую сторону брачного союза. Самая формальная церемония, которая, как предполагается, была изобретена римлянами, называлась confarreatio.
     Поскольку эта церемония была доступна только членам семейств патрициев, она эффективно предотвращала неравные браки между  представителями различных социальных групп.
     Так римская правящая верхушка обеспечивала то, чтобы собственность оставалась внутри очень ограниченного круга семейств. Амбициозной дочери из невыдающейся фамилии удача не светила, но поскольку она была женщиной, то нашлись обходные пути, хотя на их поиски ушло несколько столетий. Простолюдины считались женатыми, если пара жила вместе в течение года или прошла ритуал фиктивной продажи женщины мужчине на церемонии, называемой coemptio.
     Рабов поощряли к совместному проживанию, потому что их дети тоже становились  рабами. Некая церемония, подтверждающая брачный союз между рабом и  рабыней, была названа contubernium. Это слово означало всего-навсего беспорядочную связь, которую можно разорвать по собственному желанию или приказу рабовладельца.
     Все эти церемонии Римской империи  в годы ее расцвета были лишь признанием узаконенных факторов собственности. Изначально они были предназначены подтвердить, что женщина находится в полном подчинении у мужчины.
     Они не имели никакого отношения к  действительной связи между двумя  людьми, а поскольку она могла  быть удостоверена, любая сторона  могла эту связь разорвать без всякой судебной процедуры при условии, что собственности и состоянию, полученному при браке, не будет нанесен ущерб.
     Подобные  брачные церемонии принижали  человеческие чувства, что неизбежно  привело к тому, что к бракам стали относиться с легкостью. К 44 году до нашей эры барьеры, запрещающие патрициям жениться на женщинах более низкого социального положения, были сняты.
     К началу эры христианства любой гражданин  Римской империи мог жениться на любой свободной женщине, будь она римлянка или иностранка.
     Такая легализация того, что уже стало  реальностью, даже если и помогла  женщинам, ничего не сделала для  поднятия статуса брака. Брачный  союз был нестрогим соглашением, где партнеры оставались вместе по обоюдному желанию, что на деле означало столько, сколько пожелает муж, за исключением тех браков, где жена была очень высокого социального положения.
     Ювеналий, сановный фельетонист времен Рима, цинично писал о браке Семпоринии, сестры Тиберия Гракха: «Этот брак распался, потому что, как любая женщина, она потеряла свою красоту».
Так испытай  его! И жизнью я клянусь, но ты увидишь,
Что красоту  он любит, не жену.  
Едва лишь на лице заметны станут  
Морщинок слабые следы,  
Едва упругость потеряет кожа  
И время затуманит светлый взор,  
Едва утратят зубы блеск, а щеки будут впалы,  
Тогда мужчина, хоть и муж, но все же  
Произнесет жестокий приговор:  

Ушла твоя краса, спеши и ты в дорогу.  
Не плачь, обид своих не излагай,  
И видом горестным, столь неугодным богу,  
В дальнейшем жизнь мою не осложняй.

     Однако римская матрона была сущностью Империи. Бывшие племена скотоводов-воинов зависели от жен, которые вели хозяйство, пока мужчины воевали, но могли в случае необходимости и взять в руки оружие.
     По  мере расширения территорий Римской  империи мужчины проводили в военных походах все больше и больше времени. Родная земля процветала, потому что женщины сохраняли ее и поддерживали плодородие. Эти женщины не получали похвалы, однако умело вели дела своих мужей, что следует из эпитафий на их могилах. Одна из них гласит: «Поскольку превратности женской судьбы имеют гораздо меньше значения, нежели превратности жизни мужчины, трудно найти что-нибудь новое, чтобы сказать в похвалу женщине».
     Как все огромные военные и торговые империи, Римская издавала законы, направленные исключительно на защиту прав мужчин и собственности. Жены имели мало законодательных привилегий.  Римские женщины были закулисной силой. К тому же все без исключения признавали, что за дверями дома жена была главной. И именно из Рима система моногамных отношений распространилась по всему миру.
     Несмотря  на все эти разговоры о привилегиях, муж мог карать, пороть или поправлять жену по своему усмотрению, отправлять ее на работы как рабыню и забирать предназначавшуюся ей плату, приговаривать  ее к смерти за тяжкое преступление и даже убить ее собственными руками, если поймает ее на прелюбодеянии.
     Таким образом, можно сказать, что античность, идеал всей последующей европейской  культуры, в гендерном аспекте  не может быть названа эталоном. Мужчины в общей массе не считали женщин равноправными гражданами.

     1.2. Образование и воспитание мальчиков

     В Греции уже в очень ранние времена  большое внимание уделялось образованию  детей. Греки стремились воспитать  человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети обучались грамоте, счету и письму, читали поэмы Гомера и басни Эзопа. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.  
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.  
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.

     В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где  воспитание было делом исключительно  государства, учеба и образование  строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность  заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.

     1.3 Образование и воспитание девочек

     В Афинах школ для девочек не было, поэтому воспитание девочек проходило дома.
     Девочки учились читать и писать под наблюдением  матери, постепенно приобщались к  домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо.
     Есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.
     Особой  категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где  они обучались развлечению, ведению  бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных мужчин. Однако эти женщины не считались городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались рабами (мужчины или женщины). Интересен тот факт, что если такие люди получали образование до того, как стать рабами, они имели право на работу и могли получить свою свободу обратно.
     Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали  грамматику, ораторское искусство и диалектику.
Хотя  современные женщины, прочитав об образовательной  системе Древней Греции, могут  подумать, что греки не уделяли  внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными женщинами среди всех остальных культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи и антропологи, культура включает в себя навыки, которые передаются через образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики. 
Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что женщины всегда принимали участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние.

     Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это  право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений. 
Воспитание девочек и девушек –спартанок мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физических и военных упражнений с диском ,копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка [5].

     ГЛАВА 2.  ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РАННИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

     2.1. Гендерная проблематика в античной  натурфилософии

     На  ранних этапах развития философии (в  античной натурфилософии 6-5 веков д.н.э.) гендерная проблематика рассматривалась  исключительно в контексте проблем  натурфилософии, где гендерные характеристики - мужское и женское - являются лишь двумя чередующимися и дополняющими друг друга началами. Их характеристики проявляются в природе основных космических полярностей, посредством которых задается как структура космического целого, так и бытия человека -- день/ночь, светлое/темное, жизнь/смерть, правое/левое, верх/низ и др. Механизмом взаимодействия мужского и женского в натурфилософии являются не отношения господства/ подчинения, а отношения функциональных различий между ними, определяющие смену рождения и смерти, социальные и биологические ритмы в общем процессе космической жизни.
     Затем в логике философского мышления на первый план выходит бинарная оппозиция  разума и тела. Разум ассоциируется  с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело - с серией негативных характеристик, которые представлены женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность). Такая логика, в которой мужское является субъектом, а женское - объектом, является основой патриархальной метафизики в целом. Бесполый приоритет разума-логоса в ней на самом деле неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.
     Если  рассматривать данную бинарную логическую конструкцию в социальный контекст культуры, то можно сказать, что с ее помощью патриархальное мышление находит оправдание угнетения и подавления женщин в обществе. В результате женщины в метафизике репрезентированы как несовершенные, болезненные, нерациональные и, в то же время, непокорные существа, неспособные осуществлять сознательный контроль над своими телами и действиями. Женская сексуальность и репродуктивная способность делают женщин подверженными различным телесным и духовным порокам, поэтому они нуждаются в особом контроле. Женские тела рассматриваются как неспособные к мужским достижениям, поскольку являются физически более слабыми, склонными к непредсказуемости. Другими словами, женское тело в патриархальной философской традиции определяется как стихийное и деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу и должно быть нейтрализовано. Именно поэтому на протяжении длительного исторического периода в интеллектуальной истории человечества господствует установка, которая позже получила название мизогинии (то есть женоненавистничества) - нейтрализация и исключение женского из системы рационального философского мышления и из системы организации общественной жизни

     2.1. Отношение к женщине Демокрита

     Этика Демокрита оптимистична. Он верит  в силы человека: мудрому человеку может принадлежать весь мир, такой  человек, даже окруженный злом со всех сторон, не признает его непобедимым. Человек, обладающий знанием, даже из беспросветного зла всегда извлечет добро. Более того, знание - путь к «эвтюмии» (хорошему расположению духа). Учение Демокрита проникнуто великой мудростью и искренней любовью к человеку, но отношение Демокрита к женщине, к семье поражает своей бескомпромиссностью. Возможно, это следует объяснить тем, что Демокрит все-таки был человеком рабовладельческого общества («рабами пользуйся как частями тела: каждым по своему назначению»). Отношение философа к семье, детям, женщине негативно. Он вообще не советует никому связываться с женщинами, а если это необходимо, то стоит выбрать женщину простую, тихую, забитую.
       «Украшение женщины - молчаливость»
     «Пусть  женщина не рассуждает: это ужасно»
     «Женщина  много искуснее мужчины в злословии»
       Демокрит не только согласен  с большинством, он даже более категоричен. Все связанное с женским началом порочно, женщина - источник практически всех пороков. Привязанность к женщине позорна. Мужчина, соглашающийся с женщиной хоть в чем-то, опозорен навсегда.

     2.3 Пифагор о женщине

       Наиболее ярко демонстрируют  отношение Пифагора к женщинам его лекции в Кротоне. Когда Пифагор приехал в Кротон, чтобы прочитать несколько лекций, он стал учить кротонцев: «жить лишь с законными женами и чтобы женщины не имели внебрачного потомства из-за пренебрежения и порочности своих мужей». Пифагор не пытается свалить всю вину на женщин. Наоборот, он обвиняет мужчин даже в неверности жен. Самое удивительное, что, согласно легенде, речь философа была столь пламенной и убедительной, что кротонцы отказались от своего обычая держать при себе множество наложниц. Более того, мужчины Кротона сами просили Пифагора открыть их женами мудрость. Он отдельно беседовал с женщинами в храме Геры.
     Пифагор учил женщин, открывал им глаза на их собственные достоинства, при этом он часто обращался к мифам. Например, он говорил им о том, что женщины  способны всем делиться, а мужчины - нет. Пифагор также считал, что  женская природа более склонна  к благочестию. Каждый возраст женщины носит имя божества: незамужняя - Кора, невеста - нимфа, бабушка - Майя, мать - Деметра. А раз женщины более благочестивы, они ближе к богам. Оракулы провозглашают волю богов, но делают это всегда через женщин (пифии). Кроме того, Пифагор учил жен Кротона чувствовать себя достойными и сильными, «не противиться мужьям», а, уступая, чувствовать себя победившей. По мнению философа, путь к равноправию полов лежит через благочестие, как мужчин, так и женщин, а также через «неиспорченный дух единения».
     Пифагор не пытается ни принизить женщин, ни полностью сравнять их с мужчинами. Женщины и мужчины не хуже и  не лучше, они просто разны по своей  природе. Может показаться, что Пифагор  даже несколько унижает достоинство  мужчин. Он сравнивает мужчин и женщин, и сравнение оказывается не в пользу сильного пола. Достоинства мужчин подчеркивали все, а в отношении женщин было принято указывать лишь на недостатки. Пифагор просто пытается преодолеть эту несправедливость. Он показывает, что женщины не менее достойны. Пифагор уважал женщин, они даже могли быть приняты в Пифагорейский союз наравне с мужчинами.

     ГЛАВА 3. ПАТРИАРХАТНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АФИНСКОЙ ШКОЛЫ

     3.1. Формирование мизогинистского мышления в философии Платона

     Одними из первых вопросы различий между представителями разного пола осветили в своих сочинениях древнегреческие мыслители в философии которых разум, ассоциирующийся с мужским началом, выступает как высшее совершенство не только в структуре человеческой субъективности, но и мироздания в целом: высший Разум тождественен высшей Добродетели и высшей Красоте. Наоборот, неоформленное тело, которое ассоциируется с женским началом, представляет, с точки зрения философов афинской школы, полюс абсолютного несовершенства, хаоса, небытия. Поэтому принцип подчинения телесного/женского начала разумному /мужскому выступает у философов афинской школы основополагающим принципом философского знания. К первым «гендерным исследователям» этой эпохи традиционно относят Платона Афинского и Аристотеля Стагирита (5-4 в до н.э.)[3].
     Мир идей у Платона есть мужское, т.е. активное начало, материя- начало женское, пассивное. А мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих [8]. Таким образом. Платон является одним из наиболее радикальных патриархатных мыслителей античности. В идеалистической философии Платона телесность получает позитивное значение только тогда, когда ее функционирование полностью определяется требованиями разума и проявляется в чувственном опыте, который совершенно очищен от характеристик случайного, хаотического, индивидуального. В диалоге Пир, в притче о двух Эротах — “небесном” и “пошлом” — Платон квалифицирует “высший” тип чувственности как “духовный” или “небесный” мужской эрос, сферой проявления которого является философия. Если же чувственность не подчинена разуму и в ней доминируют случайные эгоистические влечения, то она, согласно Платону, представляет низкий род чувственности — “пошлый”, женский эрос, сферой проявления которого является повседневная реальность и быт. В результате женский субъект исключается у Платона из сферы философского знания, а в качестве субъекта философствования Платоном признается только мужской субъект — “мудрый муж”, идеализированным воплощением которого выступает знаменитый Сократ, настолько рационализировавший свою чувственность, что, даже умирая, он сохраняет полный контроль над своим телом и способность мыслить здраво и последовательно (отказывается бежать из заточения с помощью своих учеников, даже в смерти демонстрируя доказательство своей философской позиции).
     Распространяя принцип фаллогоцентризма на сферу  общественной жизни, Платон утверждает, что только тот, кто способен в  совершенстве владеть своим собственным  телом и своими чувствами, может  разумно и справедливо управлять  государством и другими людьми. Поэтому в своей знаменитой модели “справедливого государства”, описанной в диалогах Государство и Законы, Платон предоставляет функции государственного управления правителям-философам, которые, пройдя все необходимые стадии образования, освободились от так называемых случайных влечений и возвысились к сфере чистого интеллектуального знания — философии. Только они, по его мнению, способны принимать справедливые решения, так как правление царей-философов — это не персональное, субъективное принятие решений, а действие от лица внеличностной Добродетели, воплощенной в идеальном государстве. Так как женское начало у Платона — это всегда частное, основанное на доминировании эгоистических влечений, а не внеличностной Добродетели, то ни одна социальная функция, связанная с управлением общественными делами, не может быть, согласно Платону, присуща женщине.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.