На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антитрестовское регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
      Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

      АМУРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ
      (ГОУВПО  «АмГУ») 

      Факультет__________________________________________________________ 

      Кафедра ____________________________________________________________ 
 

      З А Д А Н И  Е 

К курсовой работе студента _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

1. Тема курсовой  работы:________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Срок сдачи  студентом законченной работы ______________________________________ 

3. Исходные данные  к курсовой работе:___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

4. Содержание  курсовой работы (перечень подлежащих  разработке  вопросов):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

5. Перечень  материалов приложения: (наличие  чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.) ____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 

6 Дата  выдачи задания__________________________________________________________ 

Руководитель  курсовой работы _________________________________
                                                                                                           (фамилия, имя,  отчество, должность,  ученая степень,  ученое звание)
_____________________________________________________________________________
Задание принял к исполнению:___________________________________________________
                                 _________________                                               (подпись студента)
 

РЕФЕРАТ
      Курсовая  работа содержит 27 ст., 20 источников. 

      Российская  Федерация, антитрестовское законодательство, экономика, государство, рынок, предпринимательство, конкуренция, контроль, монополизация, закон. 

      В нашей стране, вмешательство государства в экономику преследует определенные  функции. Как  правило,  оно  корректирует  те   "несовершенства",   которые   присущи рыночному механизму и с которыми он сам  либо  справиться  не  в  состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества предпринимателей. В данной работе объектом исследования выступает экономика Российской Федерации, и опыт зарубежных стран. Предметом исследования является антитрестовское законодательство, как одна из сфер права, оказывающая значительное влияние на экономику.
      Целью работы является исследование антимонопольного законодательства, выявление его влияния на экономику, анализ мирового опыта.
      Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
           В первой главе – изучить  роль государства в экономике.
           Во второй  - изучить антитрестовское  законодательство.
           В третьей - выявить влияние  антитрестовского законодательства  на экономику.
      В четвертой – изучить мировой  опыт антитрестовского законодательства.
 

СОДЕРЖАНИЕ

   
ВВЕДЕНИЕ

      Здоровая  рыночная экономика основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и повышение цен. Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство. В ходе экономической реформы у нас в стране дискутируется вопрос: нужно ли государственное управление экономикой при переходе к рынку. Но ни одна рыночная экономика не обходится без него. Этот вопрос состоит в том, какими методами осуществляется это регулирование, какие сферы оно затрагивает. В данных условиях чрезвычайно актуальной задачей становится  анализировать зарубежный опыт в данной области.
      В нашей стране, вмешательство государства в экономику преследует определенные  функции. Как правило,  оно корректирует  те   "несовершенства",   которые   присущи рыночному механизму и с которыми он сам  либо  справиться  не  в  состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для  эффективной конкуренции,  за  ограничение  власти  монополий. 
          Антимонопольная деятельность государства  является  одной  из важнейших  областей   приложения    государственного    вмешательства. Другим  видом  контроля  являются  антитрестовские  законы. 
      Данная  тема, мне показалась актуальной, так  как в настоящее время, государство  активно пытается контролировать рыночную экономику. В целом, данная работа составлена на основе материалов периодической печати и справочной литературы.
 

        1 Функции государства в экономики

          Вмешательство государства в  экономику преследует определенные  функции. Как  правило,  оно  корректирует  те   "несовершенства",   которые   присущи рыночному механизму и с которыми он сам  либо  справиться  не  в  состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для  эффективной конкуренции,  за  ограничение  власти  монополий.  Оно  также  заботится   о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг,  так  как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни  диктуется  еще и тем,  что  рынок  не  обеспечивает  социально  справедливое  распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,  стариках. Ему  также  принадлежит  сфера  фундаментальных научных   разработок.   Это необходимо,  потому  что   для   предпринимателей   это   очень   рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит  быстрых  доходов.  Поскольку рынок не гарантирует право  на  труд,  государству  приходится  регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
        В целом государство реализует   политические  и  социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно  участвует  в  формировании макроэкономических рыночных процессов.
        Роль государства  в  рыночной  экономике  проявляется  через  следующие важнейшие функции:1
    создание  правовой  основы  для  принятия  экономических   решений. Государство    разрабатывает    и     принимает     законы,     регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
    стабилизация экономики. Правительство использует  бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную  политику  для  преодоления  спада  производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания  стабильного  уровня цен и национальной валюты;
    социально-ориентированное   распределение   ресурсов.  Государство организует производство товаров  и  услуг,  которым  не  занимается  частный сектор.  Оно  создает  условия  для  развития  сельского  хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  на  науку,  формирует  программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
    обеспечение социальной защиты  и  социальной  гарантии.  Государство гарантирует минимум заработной  платы,  пенсии  по  старости,  инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим.
  1.1 Антитрестовское регулирование
          Антимонопольная деятельность государства является  одной  из важнейших областей   приложения    государственного    вмешательства.    Регулирование развивается в  двух  направлениях.  На  тех  немногих  рынках,  где  условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то  есть в  так  называемых естественных   монополиях, государством   создаются общественные  регулирующие  органы  для   контроля   за   их   экономическим поведением.  На  большинстве  других  рынков,   где   монополия   не   стала необходимостью,  общественный   контроль   принял   форму   антимонопольного законодательства.2 Далее   будут   рассмотрены   особенности   регулирования деятельности естественных монополий.
      Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки  на  единицу  продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для  предприятий  общественного пользования, где для  достижения  низкой  цены  необходима  крупномасштабная деятельность. Для   обеспечения   приемлемого   поведения   таких   монополий   могут использоваться    два    варианта:    государственная   собственность     и государственное регулирование.
      Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет  за  собой  отсутствие стимула предприятия  к снижению издержек.3
      Таким образом, цель отраслевого  регулирования  состоит  в  том,  чтобы защитить  общество  от  рыночной   власти   естественных   монополий   путем регулирования  цен  и  качества  обслуживания.  Но  необходимо  использовать прямое  регулирование  только  там,  где  это   не   приводит   к   снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться  в  случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
      Другим  видом  контроля  являются  антитрестовские  законы.  Эта форма контроля имеет богатую историю.  В 1890г.  был принят  знаменитый  закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо  отрасли.  Однако  эта  формулировка  была  довольно  размыта,  что  не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон  Клейтона от 1914г. В принципе он был  продолжением  закона  Шермана  и  лишь  уточнял некоторые его пункты.4
      В том  же  году  была  создана  Федеральная  торговая  комиссия.  В  ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных  законов,  а  также расследовать нечестные действия по своей  инициативе.  Закон  о  Федеральной торговой комиссии расширил  диапазон  незаконного  поведения  и  предоставил независимому   антитрестовскому    органу    полномочия    для    проведения расследований.
      Большое количество антимонопольных законов  и различных уточнений к  ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для  общества.  Действительно, бесконтрольная  монопольная  власть  может  принести   существенные   убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет  банкротства  мелких производителей, недовольства  потребителей  высокими  ценами,  а  нередко  и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и  много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные  законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных  методов конкурентной  борьбы.  Если  это  условие   не   будет   выполнено,   то   у предпринимателей значительно  сократятся  стимулы  делать  свое  предприятие более сильным и выпускать больше продукции.
      Таким образом, государство выступает  в роли арбитра,  который  избирает оптимальное  (и  наиболее  эффективное)  соотношение  между  монополиями   и конкурентными отраслями. В различные периоды  истории  для  различных  стран это  соотношение  было  разным,  корректируемым  под  особенности   развития экономики,  и  государство  должно  умело  и  эффективно  использовать  этот механизм.
 

        2 Антитрестовское законодательство

      Антитрестовское законодательство, законы ряда буржуазных государств, принятые формально в целях ограничения деятельности трестов, картелей и других форм монополий. Первым таким законом был закон Шермана, изданный в США в 1890. В конце 60-х гг. 20 в. антитрестовском законодательстве, имелось в большинстве капиталистических стран Европы, в Японии, Израиле, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии. Антитрестовские положения содержатся также в Римском договоре 1957 о создании Европейского экономического сообщества.5
      Появление антитрестовского законодательства и  его развитие связаны с ростом недовольства мелких и средних предпринимателей, а также широких слоев населения всё усиливающимся гнётом крупного капитала и монополий. С помощью этих законов буржуазного государства стремятся ослабить накал антимонополистической борьбы и посеять в массах реформистские представления о том, что государственный контроль устраняет якобы господство монополий в современном капиталистическом обществе. Антитрестовские законы, принятые в последние десятилетия, тесно связаны с общей системой мер, с помощью которых буржуазное государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Антитрестовское законодательство широко рекламируется в буржуазной экономии, и правовой литературе как доказательство борьбы буржуазного государства с монополиями, как одно из проявлений "регулируемого" или "народного" капитализма. На самом деле антитрестовское законодательство — одно из специфических проявлений государственного вмешательства в экономику, характерного для эпохи государственно-монополистического капитализма. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на характер конкурентной борьбы, но никогда не задевает важнейших интересов крупных монополий.
      Наиболее "строгим" и разработанным принято считать антитрестовское законодательство США, т.к. в нём содержится немало запретительных положений. Ещё закон Шермана формально поставил вне закона тресты, пулы и иные объединения предпринимателей, если они ограничивали торговлю между штатами или с другими государствами, запрещал "монополизацию" такой торговли. Рядом более поздних законов (Акт о федеральной торговой комиссии 1914, Акт Клейтона 1914 и др.) 6были запрещены "нечестная торговая практика", дискриминация в ценах, слияние компаний и другие формы объединения, если они вели к "существенному ослаблению конкуренции". Была предусмотрена уголовная ответственность предпринимателей за нарушение антитрестовских законов (штраф или тюремное заключение на срок до 1 г.), а также роспуск по приказу судов незаконных объединений. Однако монополистический капитал США без труда приспособился к антитрестовскому законодательству прежде всего благодаря тому, что само это законодательство содержит ряд прямых исключений, не распространяя свои нормы на капиталистов, занятых в экспортной торговле, в транспортной системе, в банковском деле, а также на целый ряд отраслей производства (военная промышленность, атомная энергия и т.д.).
      Крупные корпорации используют легальные с  точки зрения антитрестовского законодательства формы объединений и монополистической деятельности — держательские компании (холдинг-компани), "конгломеративные слияния" (т. е. объединения компаний, относящихся к разным отраслям торговли или промышленности), а также скрытые приёмы установления монополистического господства — "джентльменские соглашения", "лидерство в ценах" и т.д. Большую помощь монополиям оказывают суды США, которые своими постановлениями (например, по делу сахарного, табачного, стального трестов и т.д.) значительно сузили рамки применения антитрестовского законодательства. Но и судебные решения о штрафах и реорганизациях незаконных объединений (например, по делу "Дженерал моторс" 1957, алюминиевой компании "Алкоа" 1964) ведут лишь к перестройке структуры монополий, а не к их подрыву или уничтожению. Практически за всю историю антитрестовского законодательства капиталисты лишь один раз были осуждены за нарушение антитрестовского законодательства (по делу электротехнических корпораций в 1961), но и то к месячному тюремному заключению были приговорены не хозяева монополии, а семеро её служащих. Зато (вплоть до 30-х гг. 20 в.) антитрестовское законодательство неоднократно использовалось для судебных расправ над организаторами рабочих забастовок, приравненных к "незаконному тресту".
      В большинстве капиталистических  стран антитрестовское законодательство не содержит даже формального запрещения монополий, а предусматривает лишь частичный государственный контроль за некоторыми нежелательными, с точки зрения буржуазного государства, приёмами предпринимательской деятельности (т. н. ограничительная деловая практика, нечестная торговля и т.п.). Так, Акт о монополиях 1965 в Англии предусматривает возможность расследования отдельных слияний компаний, закон 1957 в ФРГ признаёт недействительными (с многочисленными изъятиями) картельные соглашения предпринимателей и т.д. С целью стабилизации рыночных отношений административные органы капиталистических стран наделены определёнными правами по регулированию конкурентной борьбы, однако такое "антимонополистическое" регулирование не подрывает позиций монополий.
 

    3 Роль антитрестовского законодательства в экономике

      Эффективно развивающаяся  рыночная экономика основывается, прежде всего, на свободном предпринимательстве. Рынок появляется везде и всюду, где люди покупают или продают свои товары или услуги. В системе свободной рыночной экономики продавцы и потребители обмениваются товарами и услугами на многих конкурирующих рынках, и обмен обеспечивает им возможность честно и эффективно заниматься бизнесом. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество товаров, постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг, а потребитель имеет возможность выбрать из всего многообразия товаров и услуг то, что удовлетворяет его требованиям. В конечном результате растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Предоставляя потребителю право выбора, конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя работать неэффективным предприятиям.       Но  любой предприниматель, приобретая рыночную власть, стремится установить контроль над ценами и условиями, которые определяют деятельность предприятия на рынке. Чтобы сохранить свою рыночную власть и контроль за ситуацией на рынке, предприниматели могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, приобретать акции или активы своих конкурентов. На этом этапе на первый план выходит "арбитр" в лице государства.7
      В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на основе цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будет заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону как завышения, так и в занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.8
      Подобный  подход восходит своими корнями к  истокам политической экономии. В  общем виде он был сформулирован  А. Смитом, писавшем в своей знаменитой работе "Богатство народов", что индивид (или компания), "преследующий исключительно собственную выгоду, невидимой рукой направляется к тому, чтобы способствовать результату, не входившему в его намерения. Преследуя собственные интересы, он, как правило, способствует реализации интересов общества в большей мере, чем сам намеревается". И далее: "Усилия каждого человека по улучшению своего благосостояния являются источником, из которого черпается общественное, национальное, а также индивидуальное благосостояние".
      В ряде работ западных экономистов  теоретически доказано, а хозяйственной практикой эмпирически подтверждено, что в условиях конкуренции создается большее национальное богатство, причем цена каждого отдельного вида продукции меньше, чем в условиях монополии - централизованного управления производством, скажем, в масштабах отрасли. Концепция конкурентного рынка как регулятора общественного производства, обеспечивающего количественную максимизацию и качественную оптимизацию потребляемых гражданами государства благ, будучи многократно преломлена сквозь призму теоретической и идейно-политической борьбы, воплощается в антимонопольной политике федерального правительства и местных властей, работе конгресса и органов судебной власти США.
3.1 Принципы и цели антимонопольной политики
      Важнейшие принципы и цели антимонопольной  политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права Соединенных Штатов, под названием "Антитрестовское законодательство".
      Объектом  антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам, должна быть "эффективной", т.е. при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Институциональная организация экономики и конкуренция соотносятся, таким образом, как структура и функция. Воздействие же антритрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.
      Подобное  понимание эффективности институциональной  структуры экономики предопределяет цель антитрестовского законодательства. Последняя заключается в поддержании конкуренции как основы хозяйственного механизма, обеспечивающего эффективность производства, соответствие между интересами развития отдельных компаний и экономики страны в целом, предотвращение дискриминации потребителя. Антимонопольная деятельность обеспечивает реализацию двух важнейших функций конкуренции - сопоставительной и селективной.
      Сопоставительная  функция влияет на хозяйственное  развитие по двум основным направлениям.
      Во-первых, конкуренция представляет собой  универсальный инструмент сравнения эффективности различных корпораций, выявления и стимулирования (в результате извлечения прибыли от реализации продукции) наиболее экономически дееспособных из них.
      Во-вторых, подобная соревновательность отвечает интересам потребителя, который из всех поставщиков выбирает предоставляющего ему наиболее выгодные условия приобретения товара.
      Осознание компаниями-производителями того факта, что потребитель выбирает, у какой из них купить нужный ему товар, заставляет каждую из них предпринимать меры, чтобы выбор пал именно на нее. При условии примерно одинакового качества продукции решающим фактором выбора выступает именно ее цена. Компании снижают цены по мере возможности. В результате в целом по экономике кривая безразличия стороны обмена "общество" приближается к бюджетной линии.
      Селективная функция обеспечивает вымывание  с рынка корпораций, неспособных  обеспечить не худший, чем у соперников, уровень цены и качества продукции продуцентов. Ее реализация в результате повышает общий уровень эффективности производства.
      Решение задачи антитрестовского законодательства по поддержанию конкуренции одновременно предполагает предотвращение такого состояния  рынка, при котором ее функции перестают действовать - установления на нем монополии. Причем под монополистом понимается не обязательно очень крупная корпорация, а компания любого размера, оградившая себя от действия названных выше функций конкуренции посредством ограничительной практики, т.е. мерами, не дающими соперничающим компаниям возможности внедриться на рынок, где она действует. К подобным мерам относятся: захват источников сырья и каналов сбыта, а также различного рода соглашения (картели) между двумя или несколькими компаниями, направленные на вытеснение остальных с рынка и препятствование проникновению на него новых конкурентов, его раздел между собой и ряд других. Предотвращение ограничительной практики, реализуемой в той или иной форме, и составляет непосредственную цель системы антимонопольной защиты общества.
      Монополизация же представляет собой гегемонию  в отрасли (подотрасли), основанную на внеэкономических методах. Подобная искусственная изоляция сферы деятельности компании от конкурентов исключает сопоставление эффективности производства различных корпораций через рыночный механизм, лишает компанию-монополиста (или группу охваченных монополистическим соглашением компаний) стимулов к совершенствованию производства, создает предпосылки развития в ней застойных явлений, бюрократии, искусственного завышения цен.
      Однако  следует особо подчеркнуть, что  в практике антитрестовского законодательства его нарушителем, "монополией" считается исключительно компания, захватившая рынок путем ограничительной практики. Компания же, добившаяся значительной доли на рынке вследствие более высокой, чем у конкурентов, хозяйственной эффективности, снижения издержек производства, повышения качества продукции или создания уникального, не воспроизведенного конкурентами товара, под антитрестовские санкции не подпадает. Общество также допускает временное существование монополии на новых рынках с помощью патентного законодательства, так как в этом случае стоит вопрос: быть ли рынку монополизированным, или ему не быть вовсе.
      
 

        4 Антитрестовское законодательство. Мировой опыт

      Антимонопольное законодательство в разных странах  мира имеет свои особенности. Страной антимонопольного антитрестовского законодательства является США. Здесь в 1890 году был принят первый антимонопольный закон в мире - закон Шермана.
      Картельные  соглашения антимонопольного законодательством  США запрещены. При этом достаточно доказать, что тайное соглашение имело  место и не обязательно доказывать наличие убытка, нанесённого в результате его.
      Что касается деятельности монополий, которые базируются на патентах, то антимонопольное законодательство в США признает патентное право, но ограничивает практику «злоупотребления патентом», то есть действия, не связанные с основной целью патента и которые отрицательно влияют на конкуренцию.
      Принципиальной  особенностью антитрестовского законодательства США является существование двух путей его реализации - судебно-законодательный  и административный. Законодательное  регулирование предусматривает судебное преследование и наказание за нарушение антитрестовского законодательства.
      В странах мира существуют различные  источники правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: в Австрии, Испании, Канаде, ФРГ, Швейцарии - отдельные антимонопольные законы; в Италии, Франции - антимонопольные законы и общие нормы гражданского права, в Великобритании и США - антимонопольные, антитрестовские и судебные законы.
      На  общеевропейском уровне наблюдения за выполнением антимонопольного законодательства ЕС возложено на Комиссию ЕС, Европейский Совет Министров (Совет ЕС), Суд ЕС.9
      В разных странах мира рассмотрение дел  осуществляется в административном или судебном порядке. В Германии, Франции, Бельгии рассмотрение споров и принятие решений находится в компетенции административных органов (в Германии - это Федеральное руководство по управлению картелей, во Франции - Совет по делам конкуренции). В странах преобладающего значения судебной процедуры - Великобритании, Швеции, Испании принятие решений в делах возлагается на гражданский суд (Суд по делам ограничительной практики в Великобритании, Суд по рыночным делам в Швеции, Суд по защите конкуренции в Испании).
      Правовой  формой государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений  в Украине является антимонопольное законодательство: «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», «Об Антимонопольном Комитете Украины», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О природных монополиях».10 На современном этапе формирование системы антимонопольного законодательства в Украине идёт к завершению. Приняты все ключевые законы и положения, которые регулируют деятельность монополий. Хотя некоторые из них приняты с опозданием, другие требуют серьёзной доработки, но, в целом, база антимонопольного законодательства в Украине заложена.
      Антимонопольное европейское право базируется на двух принципах - запрет монополий и  регулирование их деятельности. При  использовании первого принципа монополия запрещается, если стремится занять монопольное положение на рынке. В соответствии со вторым принципом  создание монополии не запрещено, если их деятельность не противоречит антимонопольному законодательству.
      В законодательстве Франции доминирующим считается предприятие, которое занимает 25% рынка определенного товара, в Германии - 1/3 или  не менее 2/3 общего объема товарооборота на рынке, в Великобритании - 25%, а в Японии - предприятие, объем продажи которого превышает 50% или два предприятия с объемом продажи 75%.11
      Деятельность  природных монополий в Японии регулируются государством. В соответствии с отраслевой спецификой оно регламентирует процесс ценообразования и условия доступа на рынок, где существуют природные монополии. В Коммерческом кодексе Японии определены нормы и стандарты отношений между главной фирмы и филиалами в зависимости от степени участия в капитале. Ещё одна уникальность японского антимонопольного законодательства состоит в том, что на территории этого государства запрещаются холдинговые компании, в т.ч. и иностранные, кроме компаний, которые ведут производственную деятельность, имеют сеть дочерних предприятий.
      В японском опыте регулирование деятельности картелей тоже есть своя специфика: наряду с запретом картелей в законодательстве, существует практика легальных. Они  действуют открыто, оформляются  законами на льготных условиях, подлежат контролю и реорганизуются при выполнении задач в рыночных условиях.
      Таким образом, антимонопольное законодательство США, Японии и стран Европы имеют  свои особенности, являются продуманными, экономически обоснованными, что обуславливает возможность частичного использования их в антимонопольной политике Украины.
4.1 Антитрестовское  законодательство  в США
      В США появившееся в конце XIX века антитрестовское законодательство было направлено против создания картелей, удержания цен и заключения разного рода соглашений.
      Основными органами власти в США, призванными осуществлять контроль за соблюдением антитрестовского законодательства, являются бюро федерального правительства - Антитрестовский отдел Министерства юстиции США, Федеральная торговая комиссия США. Судопроизводство в области разрешения споров, возникающих при применении антитрестовского законодательства, осуществляет Верховный суд США. Некоторые штаты имеют свои антитрестовские управления и, соответственно, собственное законодательство. Стоит отметить, что хотя большинство принимаемых в штатах законов аналогично по содержанию основным федеральным антитрестовским правовым актам, тем не менее, деятельность некоторых штатов по применению антитрестовских законов идет вразрез с практикой применения данного законодательства Министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией.
      Например, в большинстве штатов приняты  нормы законов, аналогичные статьям закона Шермана, и суды штатов основываются на федеральной антитрестовской судебной практике при толковании этих положений. Так, в середине 90-х годов около 20 штатов ввели в действие постановления, запрещающие слияние компаний, и данные нормы существенно отличались от федеральных.12
      В чем же главное отличие между  органами власти, осуществляющими контроль за соблюдением антитрестовского законодательства, которые, на первый взгляд, занимаются одними и теми же вопросами - предотвращением появления на рынке занимающей доминирующее положение компании и пресечением недобросовестной конкуренцией?
      Министерство  юстиции имеет полномочия для  осуществления контроля за исполнением законов Шермана и Клейтона, но не вправе обеспечивать применение Закона о Федеральной торговой комиссии. Антитрестовское управление возглавляет заместитель министра юстиции, которого назначает президент и утверждает в должности Сенат. Общая численность управления составляет около 500 человек. Министерство юстиции осуществляет деятельность по проведению в жизнь законов посредством возбуждения гражданских и уголовных исков. Все судебные дела оно передает на рассмотрение федеральных судов. Только Министерство юстиции имеет полномочия, позволяющие осуществлять контроль за соблюдением положений об уголовной ответственности, содержащихся в федеральном антитрестовском законодательстве. Министерство юстиции может потребовать применения санкций по уголовному праву, когда существует прямое доказательство того, что компании вследствие своих действий ущемляют конкуренцию. В данном случае существует срок исковой давности. Министерству следует начать проведение уголовных антитрестовских мероприятий в течение пяти лет с момента совершения преступления, за исключением некоторых оговоренных в законе случаев (например, незаконный сговор). Интересен факт, что министерством принята политика так называемой "снисходительности", которая позволяет компаниям, сообщившим о нарушениях антитрестовского законодательства и сотрудничавшим при расследовании уголовных дел, получить так называемую "амнистию".
      Федеральная торговая комиссия разделяет с Министерством  юстиции деятельность по применению закона Клейтона согласно гражданскому праву. Функции и полномочия Федеральной торговой компании, созданной как экспертный орган, оговорены в Законе о Федеральной торговой комиссии. Данный орган занимается антитрестовским законодательством в обеспечении политики по отношению к справедливой конкуренции и защите прав потребителей. Во главе него стоят пять членов комиссии, назначенные президентом по согласованию с сенатом сроком на семь лет, причем в одной и той же политической партии могут состоять не более трех членов комиссии. Рассмотрение антитрестовских дел происходит совместно с Управлением экономики. ФТК осуществляет свое право применять законы, в основном посредством вынесения судебных решений в административном порядке. По отношению к компаниям-нарушителям норм антитрестовского законодательства комиссия может применять санкции в виде, например, штрафов. Также комиссия использует свое право для подачи гражданских исков в федеральные окружные суды.
      Для избежания дублирования в расследовании  дел и судебном производстве Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции взаимодействуют между собой, уведомляя друг друга о начале расследования и распределяя при необходимости вопросы, которыми будет заниматься каждый орган.
      Деятельность  ФТК и Министерства юстиции заключается  не только в проведении расследований и привлечении нарушителей к административной и уголовной ответственности, а также и в подготовке юридических заключений по той или иной экономической ситуации, вынесении приговоров и в распространении административных директив. Например, Министерство юстиции и ФТК в ответ на значительные структурные изменения в секторе здравоохранения опубликовали ряд совместно разработанных заявлений по вопросам, связанным с процессами слияний в данном секторе экономики, и тем самым дали возможность предпринимателям сориентироваться относительно возможных последствий некорректного поведения при применении норм антитрестовского законодательства. Данные ведомства также консультируют правительственные организации, законодательные органы власти, комиссии по контролю в целях предотвращения издания нормативно-правовых актов, которые своим действием ограничивают конкуренцию. Таково основное поле деятельности двух федеральных структур, которые реализуют политику пресечения ограничения конкуренции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.