На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Русский анархизм

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АНАРХИЗМ  РУССКИЙ
Социалистич. движение, представители к-рого избрали гос-во главной мишенью своих теоретич. и практич. атак.
Неприятие государственности  было в России естеств. реакцией на абсолютизм самодержавия с его претензиями на беспредельное господство над oб-вом и отдельными его членами. Соединяясь с идеей греховности мирского, оно принимало форму благочестивого негодования по поводу деспотизма земной власти, особ. заметного в старообрядчестве, нек-рых сектах, раннем славянофильстве (всего ярче у А.С.Хомякова). Р. а. секуляризовал этот традиционный антиэтатизм, предложив его социально-экономич. обоснование.
Рождением своим  Р.а. обязан М.А.Бакунину, к-рый, разочаровавшись к сер. 1840-х и в гегелевской философии права, кстати познакомился с сочинениями П.Прудона, а потом и с самим провозвестником анархизма, выдумавшим само это слово. Бакунину - русскому, да еще пострадавшему от самодержавия в 1844 постановлением Сената он был лишен прав состояния и заочно осужден на каторжные работы) - нетрудно было согласиться с тем, что главное зло в отечестве от гос-ва, и что именно разрзушение гос. централизации должно быть непосредств. целью социального переворота. В обосновании этого взгляда у Бакунина просматривается его гегельянское прошлое. Он считал, что в об-ве необходимо совершается развитие от "животного начала" к "человеческому". Гл. признак "животности" - подчинение авторитету: духовному (Бог) и социальному (гос-во). Потому утверждение "чел. начала" он предполагает прежде всего освобождение от религ. предрассудков и гнета гос-ва (См.: БОГ И государство. М., 1918). Это означает, что и сама форма социального переворота должна быть вполне антиавторитарной: совершится он не тайным заговором и не работой централизов. политич. партии, а стихийным нар. бунтом, к-рому свободный союз революционеров-анархистов даст лишь первый толчок.
Бакунин не удовлетворился анархизмом умозрительным (что было свойственно Прудону и др. основоположнику  этого учения М.Штирнеру),а занялся подысканием средств для его практич. реализации. Наиб. его успехом было создание в 1868 "Международного альянса социалистич. демократии", вскоре влившегося в I Интернационал. Попытки Бакунина подчинить своему влиянию весь Интернационал кончились неудачей - изгнанием его из этой организации в 1872. В России под влиянием бакунизма возникло бунтарско-анархич. направление в народничестве. К нему принадлежала группа "Черный передел" - одна из двух гл. фракций, на к-рые раскололась в 1879 народнич. партия ,"Земля и воля".
Др. видным теоретиком Р.а. был П.А.Кропоткин. Усвоив анархич. идеи, он старался дать им нов. обоснование, позитивистское (к позитивизму, впрочем, в конце жизни склонялся и Бакунин). У Кропоткина и речи нет об историчности, необходимости, зато он тщательно разбирает жизненные выгоды анархизма. Историю человечества он представляет как последовательность отд. цивилизаций, а государственность - как своего рода болезнь роста", поражающую цивилизацию, притом болезнь смертельную, приводящую общество к застою и краху (См»: Хлеб и воля. Современная наука и анархия» М., I990 С.452). Только избавление от гос-ва поможет человечеству выжить. Победа в борьбе за существование достигается внутривидовой взаимопомощью, что для рода человеческого означает - коммунизмом (Там же, с.274), а коммунизм и анархизм - в сущности» одно и то же ( Там же, с.46,395).
Кропоткин много  занимался "положительным идеалом" анархизма, к-рый должен осуществиться после уничтожения гос-ва и частной собственности. По его мысли, общественное произ-во должно быть децентрализовано и рассредоточено в мн. мелких самоуправляющихся и свободно кооперирующихся трудовых коммун, в к-рые члены об-ва соединяся добровольно, "по интересам". В результате будет немедленно снято разделение труда (умственного и физического во венком случае) и скоро стихийно устроится всеобщее равенство и свободное сотрудничество. По существу, это была программа всеобщего дилетантизма. В кон. 19 в. Кропоткин пытался создать международную анархич. организацию в противовес II Интернационалу.
В России после  февраля ISI7 возникло немало групп, вдохновлявшихся  идеями Р. а. и просто его лозунгами. Использовали их и независимые крестьянские формирования времен гражданской войны (самое крупное - повстанческая армия  Н.И.Махно). После разгрома и уничтожения  ставших нелегальными анархических организаций ("Всероссийская организация  анархистов подполья" и др.) традиция Р.а. прервалась и лишь в самое последнее время наметилось нек-рое ее оживление: в крупных городах стали появляться небольшие кружки анархистов. Лит.: Ярославский_Ем. Анархизм в России. М., 1939. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия 9-19 вв. 2-е изд. Л., 1989. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

 
Развитие  рабочего движения. Распространение  марксизма в России, образование российской социал-демократии

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной жизни пореформенной России.
В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления  рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие  избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые  рабочими, носят экономический характер: основное требование — повышение  заработной платы. В ходе стачек происходили  столкновения с полицией, рабочие  силой освобождали арестованных товарищей.
Начало широкого распространения марксизма в  России связано с именем Г.В. Плеханова  и с группой "Освобождение труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической  организации "Черный передел" П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.
Переход "чернопередельцев" к марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, они вели теоретические поиски не на пути использования особенностей страны, общинных традиций, а на пути признания прогрессивности капиталистического развития России. В это время в Западной Европе марксизм как идеология рабочего класса завоевывал все большее влияние. Целью группы "Освобождение труда" являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.
Г.В. Плеханов и  его группа перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды  народников. В работах "Социализм  и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885) он вскрыл несостоятельность  народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Г.В. Плеханов показал, что вопрос о том, пойдет ли Россия по пути капитализма, уже решен ходом экономического развития страны: капитализм утверждается в стране, а крестьянская община разлагается в условиях капиталистического развития.
Г.В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а  через завоевание пролетариатом  политической власти. Он обосновал  руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции. Политические взгляды группы "Освобождение труда" были сформулированы в ее Программе (1884), в Проекте Программы русских социал-демократов (1887). Группа "Освобождение труда" много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи революционного перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры пролетариата. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX — начала XX вв. Подобные позиции, что и группа "Освобождение труда", занимали и марксистские группы и кружки в России, возникшие в 80-90-х гг. в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но все они, как и группа "Освобождение труда", не были связаны с практическим революционным движением.
Чем можно объяснить  такое быстрое распространение  марксизма в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев писал, что "по сравнению с марксизмом старый русский социализм представлялся  явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом  европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор".
Современный английский ученый советолог Эдвард Карр считает, что быстрое распространение марксизма в России среди интеллигенции было обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и отсутствием традиции или буржуазной политической философии. Зарождающееся в России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и самодержавия.
В то же время "легальные  марксисты" отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали  за реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры  пролетариата.
Н.А. Бердяев  писал, что в данный момент капитализм непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само существование  общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только на основе и  в рамках капитализма, что в истории "социальных катастроф и революций, строго говоря, никогда не было и  не будет, бывает лишь социальная эволюция большей или меньшей интенсивности". Отстаивая идею исторической закономерности и неизбежности победы капитализма, "легальные марксисты" затушевывали его антагонистические противоречия.
"Легальные  марксисты" отвергали идеи  революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе  за изменения в политическом  строе страны необходимо основываться  на принципах права и законности, легальности, легитимности. "Легальные  марксисты", и прежде всего  П.Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы,  чем Э. Бернштейн*, стали развивать  ревизионистские идеи. "Легальные  марксисты" поняли значение  капитализма, необходимость экономической  европеизации России. Вспомним знаменитый  призыв П.Б. Струве пойти на  выучку к капитализму. "Легальные  марксисты" успешно разрабатывали  идеи русского демократического  конституционализма, стояли за переход  от натурального, преимущественно  земледельческого быта к современному  индустриальному денежному хозяйству.
Таким образом, марксизм оказал серьезное влияние  на различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком  для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии.
Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма  и начали первые попытки вести  пропаганду марксизма среди рабочих. В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.
В решении этой задачи большую роль сыграл В.И. Ленин. Одним из первых шагов на пути к  созданию партии было объединение разрозненных социал-демократических кружков  Петербурга в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", состоявший из центральной группы и районных групп. Среди руководителей "Союза  борьбы" были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Союз вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.
Активная деятельность петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и  рост массового рабочего движения столкнулись  с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. были арестованы руководители "Союза борьбы". Однако "Союзы  борьбы", существовавшие в других крупных городах России, продолжали вести политическую агитацию и руководить борьбой пролетариата.
Российская социал-демократическая  партия была основана в Минске в  марте 1898 г. На съезде присутствовали 9 делегатов от петербургского, московского, киевского, екатеринославского "Союза борьбы", группы "Рабочей газеты" и "Общееврейского рабочего союза в России и Польше" (Бунда).
Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После  съезда был выпущен "Манифест Российской социал-демократической рабочей  партии". В "Манифесте" отмечалось, что российский рабочий класс "совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний", подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса "за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм".
В "Манифесте" была ясно выражена мысль о необходимости  двух этапов революции — буржуазно-демократического и социалистического: "Чем дальше на восток Европы, тем большие культурные, политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата — к созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком".
"Манифест" не был программой партии, в  нем не были поставлены конкретные  задачи. Съезд не принял и устава  партии. Создание партии рабочего  класса продолжало оставаться  важнейшей задачей революционного  движения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.