На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                        Федеральное агентство по образованию
  Красноярский государственный  педагогический университет
                                      им. В.П. Астафьева 

                  Факультет педагогики и психологии  детства 

          Специальность: Дошкольная педагогика и психология 
 
 

                        
                                Курсовая    работа 

      «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
                              в изобразительной  деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: Юстишина
                                                Татьяна Михайловна
                                                4 курс заочного  ФППД (5,5 л.) 
 
 
 
 

                           Г. Красноярск
                                                 2009 г.                               
                                        Оглавление.
Введение  ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников.
      Теория высказывания в трудах отечественных и зарубежных
    психологов  и психо-лингвистов………………………………………6
      Связная речь и её виды………………………………………………..10
      Понятие связной речи и ее характеристика……………………………………………………...…15
      Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
    в изобразительной деятельности……………………………………...21
      Выводы  …………………………………………………………………35
      Библиография………………………………………………………… .36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
    Речь  – это важнейшая творческая психическая  функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими.
    Это – основное условие дальнейшего успешного обучения. Ведь через речь совершается развитие мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Всякая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие понятия и т.п.) создает проблемы общения ребенка с детьми и взрослыми.
    По  мнению ученых (19, 28, 4) развитие связной речи в дошкольном детстве, является процессом многоаспектным по своей природе.
    Основная  её функция коммуникативная, осуществляемая она в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики и формирования.
    Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности.
    Важно и то обстоятельство, что ребенок  в продуктивной деятельности опирается  одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное  влияние на развитие речи.

    Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления  тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. (Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. Губаревич Людмила Изетовна)

    Все вышесказанное и определило актуальность выбранной нами темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
    Цель исследования - способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, используя самостоятельно разработанную систему занятий.
        Задачи исследования:
    Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
    Проанализировать уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
    Разработать и апробировать систему занятий с детьми старшего дошкольного возраста в русле проблемы;
    Выявить динамику изменения уровня развития связной речи у старших дошкольников.
    Объектом исследования является  связная речь детей старшего дошкольного возраста
    Предметом исследования является развитие связной речи в процессе изобразительной деятельности.
    Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста повысится, если в систему занятий будет включена изобразительная деятельность, и процесс изобразительной деятельности будет побуждать детей к воспроизведению в речи образов и оценке результатов своей изобразительной деятельности.
    Эксперимент, реализованный в ходе исследования проводился в несколько этапов: констатирующий эксперимент (изучение уровня развития связной речи), формирующий (проведение занятий в рамках разработанной системы) и контрольный (повторная диагностика уровня развития связной речи у детей). 
 

        Глава 1. Теоретические  основы развития речи дошкольников
      Теория порождения речевого высказывания в трудах отечественных и зарубежных психологов и психо-лингвистов.
    Для понимания процесса формирования связной  речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных учёных.
    Впервые научно обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С. Выготским. В её основу были положены концепции  о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. Процесс перехода от мысли к слову, по Л.С. Выготскому, осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию её во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов, и, наконец, в словах (3. с. 375). Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов (А. А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя и др.)
    А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение  о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемая как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание (19, с. 7).
    Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. А.А. Леонтьевым предложены принципиальная схема порождения речи, включающая этапы мотивации, замысла (программы, плана), осуществления замысла и, наконец, сопоставления реализации с самим замыслом (1969).
    В трудах А.Р. Лурия представлен подробный  анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная  схема высказывания, «семантическая запись»), показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развёрнутого речевого высказывания, А.Р. Лурия выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора необходимых речевых компонентов (28).
    Речь  – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляционные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
    Различают речь сенсорную – понимание, что  говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы очень тесно связаны между собой, но все, же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речь осуществляется разными по преимуществу отделами мозга.
    Все речевые области находятся в  левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может «Научиться» управлять речью, то есть в нём могут сформироваться речевые зоны, это происходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдается при родовых травмах или серьёзном повреждении левого полушария в раннем детстве.
    При нормальной речи работа обоих полушарий  согласована. Ленинградские физиологи В.В. Беляев, И.В. Данилов и И.М. Черепанов изучали, как работают симметричные точки в правом и левом полушариях мозга человека в состоянии покоя и когда он говорит: ученые записывали биотоки мозга и проводили потом математическую обработку этих записей. Они нашли, что у здоровых людей всегда – и в покое, и во время речи деятельность симметричных точек в лобных, височных, затылочных областях в обоих полушариях точно согласована, но протекание нервных процессов в левом полушарии на 3-4 тысячные доли секунды опережает течение процессов в правом. У больных с заиканием эти авторы обнаружили расхождение во времени деятельности симметричных пунктов до 44 миллисекунд, при этом правое полушарие начинало опережать левое!
    Порождение  речевого высказывания представляет собой  сложный  многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.
    По  данным Т.В. Ахутиной, различаются три  уровня программирования речи: внутреннее (смысловое) программирование, грамматическое структурирование и моторная кинетическая организация высказывания. Им соответствует три операции выбора элементов высказывания: выбор семантических единиц, выбор лексических единиц (которые комбинируются в соответствии с правилами грамматического структурирования) и выбор звуков. Автор выделяет программирование, как развернутого высказывания, так и отдельных предложений.
    Процесс грамматического структурирования включает: нахождение грамматической конструкции; определение места  элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и приписывание ему грамматических характеристик; выполнение обязательств, накладываемых грамматической формой первого слова. Приписывание слову («лексеме») грамматических характеристик предполагает выбор нужной словоформы из соответствующего  парадинамического ряда грамматических форм слова(28).
    В психологических трудах анализируются  различные звенья механизма порождения текста, рассматриваемого как продукт  речевой деятельности (функция внутренней речи, создание программы «речевого целого» в виде последовательных «смысловых вех», механизм воплощения замысла в иерархически организованной системе  предикативных связей текста и др.).
    Подчеркивается  роль долговременной и оперативной  памяти в процессе порождения речевого высказывания.
    Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы её целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма порождения речи, как наличие внутреннего замысла, общей смысловой схемы высказывания, выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за использованием языковых средств.
    Теперь  рассмотрим понятие связной речи и её виды.
      Понятие связной речи и её виды.
    Речь – правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции. Речью же называют и конкретные случаи использования знаков языка.(20.с)
    Владение  родным языком – это не только умение правильно произносить звуки, знать много слов и понимать их смысл, правильно строить предложения, хотя бы и сложные. Ребенок должен нау3читься связно рассказывать. (24.с. 93-96)
    Речь  связная – отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части.
    Под связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения понятности её для слушателя или читателя». (27. с. 468)
    Следовательно, основной характеристикой связной  речи является её понятность для собеседника.
    Связная речь – это такая речь, которая  отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи неосознанные, и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
    В методике развития речи дети дошкольного возраста термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывания», «текст». Высказывания – это и речевая деятельность и результат этой деятельности: определённое речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки. (2.с. 245-246).
    Связная речь неотделима от мира мыслей: связность  речи отражается логика мышления человека его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому как человек строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития (25. с. 114).
    Основная  функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. (2. с. 246).
    Диалог  – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или  несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей. К ним относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений – реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особенностей предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстоятельства беседы), свободное от строгих норм книжной речи строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
          В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь также важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчинённое место.
    Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершённость;  синтаксическая оформленность (развёрнутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
    Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (2.с. 246).
    В основном понятие связной речи относится  к монологической.
    Виды  монологической речи в детском саду: по описанию, повествованию, элементарное рассуждение.
    Сообщение о фактах существующих одновременно, называется описанием. Сообщения, в которых факты  следуют один за другим, называются повествованием. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях называются рассуждения.
    Термином  «высказывание» определяется лингвистический  термин от фразы высказывания до текста, заканчивается со стороны содержания, интонации и характеризуется определенной грамматической структурой.
    К важным  характеристикам, отражающим развернутое высказывание (любого вида) относится связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
    Связность – это смысловые связи между частями рассказа; логические связи между предложениями и законченность смыслового выражения мысли говорящего.
    Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста.
    Наиболее  распространённым типом последовательности изложения является последовательность сложных соподчинённых отношений – временных, пространственных, причинно-следственных, качественных и других.
    К числу основных нарушений последовательности изложения относится:
    1) пропуск;
    2) перестановка членов последовательности;
    3) смешение разных рядов последовательности, когда, например, ребёнок, не закончив описание какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему. Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией.
    Логико-смысловая  организация на уровне текста представляет сложное единство; она включает предметно-смысловую  и логическую организацию. Овладение  умениями логико-смысловой организации  высказывания способствуют четкому преднамеренному изложению мысли, то есть произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности, (25.с. 115).
    В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу.
          Пересказ  – это осмысленное воспроизведение литературного образца устной речи. При пересказе ребёнок передаёт готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
          Рассказ – это самостоятельное, развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или констатация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем называть только повествование.
          В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
    1) по игрушкам и предметам; 2) по  картине; 3) из опыта; 4) творческие  рассказы (2.с2258-259).
    Таким образом, под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание, отражающее все существенные стороны своего предметного содержания. Основная её функция – коммуникативная, осуществляется она в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
    В ходе своего развития речь детей тесно  связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
          В раннюю пору детства  язык – нечто нераздельное с человеком  и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.
          Язык развивается  наглядным, действенным путём. Чтобы  давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место – вещь как предмет познания речи. Об этом говорил еще Колинский.
          Вне конкретного  мира язык развиваться не может, а  мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка (с.127).
          Для того чтобы развился язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх, труде и результаты наблюдений отражать в слове.
          Ребёнок черпает  свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при  посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребёнка неразрывно связано с сенсорным.
          Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития.
          Речь-(говорение). Деятельность говорящего, применяющего язык для  взаимодействия с другими членами  данного языкового коллектива; употребление (использование) разнообразных средств языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно  информации, обращение (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию.
          Речь связная - отрезок, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или  менее законченные (самостоятельные) части.
          Связная речь, с точки  зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
          По определению  С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая  может быть понятна на основе её собственного предметного содержания.
          В формировании связной  речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности (с.124).
          Л.С. Выготский считает, что в овладении речью ребёнок  идёт от части к целому: от слова  к соединению двух или трёх слов, далее к простой фразе, ещё  позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развёрнутых предложений!
          Широкую известность  получило исследование А.М. Леушиной, в  котором раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента её возникновения. Она показала, что развитие речи идёт от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм речи протекает параллельно.
          Формирование связной  речи, изменение её функций зависит  от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими.
          Основным в речевом  развитии ребёнка является все перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала общение у ребёнка происходит лишь с его ближайшим непосредственным окружением. Вкрапленные в непосредственный контакт с близкими отдельные высказывания, просьбы вопросы и ответы отливаются в разговорную диалогическую форму. Лишь затем появляется потребность передать, отобразив его в речевом плане, более или менее обширное смысловое целое (описание, объяснение, рассказ), предназначенное и для постороннего слушателя и  ему понятное. Тогда развивается связная речь, умении е раскрыть мысль в связном речевом построении.
          Развитие связной  речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в неё в качестве частных моментов.
          Психологически в  известном смысле, прежде всего для  самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания.
          Связная речь – это  такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы понять связную речь нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится: всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.
          Речь маленького ребёнка сначала отличается в  более или менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого контекста, чтобы на основании только его можно было вполне её понять; для её понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее  наглядную ситуацию, в которой находится ребёнок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуации: это ситуативная речь.
          Ситуативные и контекстные  моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой  из них является в каждом данном случае господствующим 
 
 
 
 

      Особенности развития связной  речи детей дошкольного возраста.
    Основная  линия развития речи ребёнка в  этом наиболее существенном для речи аспекте её заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребенок  переходит к овладению контекстной  речи. Когда у ребёнка развивается  контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет её,  они существуют, причем ребёнок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения.
          Поскольку ребёнок сначала оперирует лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его, естественно носит ситуативный характер. Такой же характер речи соответствует и её содержанию, и её функции.
          В дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые  возможности детей, от правильного использования  которых существенно зависит своевременное овладение связной речью. Современные условия дошкольного образования определяются многообразием вариативных программ в дошкольных учреждениях выявлен ряд психолого-педагогических затруднений воспитателей, препятствующих освоению детьми  связной речи в сезитивном периоде.
    Основными из них являются эмоциональные и коммуникативные барьеры в общении, недостаточное осознание закономерностей речевого развития дошкольников, использование репродуктивных приёмов обучения.
          Развитие связной  речи происходит постепенно вместе с  развитием мышления и связано  с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
          В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно  эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
          На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает  внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого  общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).
          К концу второго  года жизни ребёнка  слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на совершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
          На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются  как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана  с практической деятельностью ребенка  и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности.
          В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной  особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому  о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
          Как было показано в  исследовании А.М. Леушиной, основная линия  развития связной речи состоит в  том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной.
          Переход от ситуативной  речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4 – 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развёрнутыми и связными.
     Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
    В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи.
    В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребёнка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает контекстная речь.
    Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина происходит к 4 – 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развёрнутыми и связными.
    Ситуативная речь не является абсолютной принадлежностью  возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения. Вывод А.М. Леушиной нашёл подтверждение в исследовании М.И. Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнок собеседника. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще  ограничиваются ситуативной речью.
    Наряду  с монологической речью продолжает развиваться диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы  сосуществуют и используются в зависимости от условий общения (2.с. 258).
    На  четвёртом году жизни дети свободно вступают в контакт не только с  близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. (20 с. 20-21).
    Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинам. Вместе с тем их связная речь несовершенна (2. с. 259).
    В этом возрасте ребёнок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Речь всё ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка содержат короткие распространённые предложения, часто лишь отдалённо связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно, ещё нет той развёрнутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребёнок четвёртого года жизни  также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картины. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (20.с. 24-25).
    Дети  этого возраста не умеют правильно  формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами «ещё», «потом») (2.с.259).
    На  пятом году жизни ребёнок постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным и развёрнутым. Детей этого возраста приучают участвовать в беседе: задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать сообщения и высказываться самим.
    В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах. Однако многие все ещё не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа (20.с. 27-28).
    В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, дополнять и поправлять ответы других, подавать устные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
    Совершенствуется  и монологическая речь: дети осваивают  разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчинённых предложений (2.с. 259).
    Ребёнок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы слушателям его высказывание было правильно понятно, ребёнок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и давно прошедших. В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картины, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картине он ещё часто концентрирует своё внимание главным образом на основных деталях, второстепенные, менее важные часто опускает.
    Ребёнок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более  критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать им своё эмоциональное отношение (20.с. 29-35). Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний в их языковом оформлении (2.с. 259).
    На  седьмом году жизни речь ребёнка  становится всё более точной в  структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отличается чёткость изложения, чувствуется завершённость высказывания. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя её, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать  и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.
    В процессе речевого общения дети употребляют  как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложны предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова  (например, существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имён существительных). Однако и в этом возрасте дети ещё не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета, дают, описание его, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу речь ребёнка ещё не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении.
    Итак, к моменту поступления в школу  ребёнок имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.
 

    
    1.4. Обзор методической литературы по проблеме.
          Приёмы развития речи составляют основную специфику  методики. Обоснованный, разумный отбор  нужных приёмов во многом решает дело. Благодаря использованию приёмов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребёнка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.
          Из всех этих методов  и приёмов важным для нас является наглядный метод.
          Использованием наглядности для формирования связной речи занимались различные педагоги и психологи. Однако при обучении детей с общим недоразвитием использовать эти методики в полной мере невозможно. Для детей с указанной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.