На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ безналичных расчетов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание

 
  Введение…………………………………………………………..……………3 

 
    Виды  и экономическая сущность безналичных  расчетов: состояние и перспективы  развития.
    Задачи, источники информационного обеспечения и методика анализа расчетов с покупателями и поставщиками
    Краткая экономическая характеристика Наровлянского райпо
    Анализ структуры и динамики расчетов субъектов хозяйствования с покупателями и поставщиками
    Анализ эффективности использования средств в расчетах по товарным операциям
    Анализ влияния состояния средств в расчетах с поставщиками и покупателями на платежеспособность организации
 
  Заключение………………………………………………………….……… 

  Список  использованных источников…………………………………… 

  Приложения………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     На  сегодняшний день тема, рассматриваемая в курсовой работе, остается актуальной.  Множество вопросов, касающихся анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основных принципов организации безналичных расчетов, выбора формы и способа платежей, использования в деятельности отечественных организаций неденежных форм прекращения обязательств и некоторых других сегодня продолжают быть в центре внимания специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, анализа, экономики.
     В рыночных условиях особо актуальна  четкая организация денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль в хозяйственной жизни организации любой формы собственности.
     Переход от административно-командной системы  управления экономикой к рыночным отношениям, в основе которых лежит инициатива, предприимчивость, способность быстро перестроиться к новым условиям конъюнктуры рынка,  вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков.
     Качественные  изменения в организационных  формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов,  внедрение и использования новых форм и способов осуществления платежей.
     Четко организованная система безналичных  расчетов имеет огромное значение в  условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности.
     Совершенствование безналичных расчетов способствует лучшему использованию финансовых ресурсов организаций и одновременно укрепляет хозяйственный расчет. Более полно отвечают этому такие методы расчетов, которые обеспечивают в самые короткие сроки завершение последней стадии кругооборота оборотных фондов - реализации - и создают условия поставщику и покупателю для систематического взаимного контроля рублем.
     Таким образом, каждая  организация должна для себя четко определить принципы организации безналичных расчетов,  осуществить выбор той или  иной конкретной формы расчетов с поставщиками и покупателями в зависимости от сложившейся ситуации с целью избежание возникновения просроченной задолженности, замедления оборачиваемости средств, уменьшения доходов и, в конечном счете, прибыли.
     Важная  роль в решении всех вышесказанных  проблем отводится анализу хозяйственной деятельности организации. С его помощью вырисовываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности работы организации, оцениваются результаты деятельности.
     Анализ  хозяйственной деятельности должен быть объективным, точным, конкретным, действенным, оперативным и эффективным. Связь анализа с бухгалтерским учетом имеет обратную взаимосвязь. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при проведении анализа деятельности субъекта хозяйствования. С другой стороны, результаты анализа влияют на организацию бухгалтерского учета, на возможные перспективы ее развития в дальнейшем.
     Целью курсовой работы является изучение принципов организации и ведения безналичных расчетов между субъектами хозяйствования Республики Беларусь, изучение методики учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями и разработка рекомендаций по  их совершенствованию.
     Из  цели работы вытекают задачи:
     изучение теоретического материала, действующих в настоящее время нормативных актов в сфере организации и  учета расчетных операций;
     - рассмотрение основных принципов организации и классификации безналичных расчетов;
     -  проведение анализ дебиторской и кредиторской задолженности  по товарным операциям и эффективность использования средств в расчетах.
     Предметом изучения являются расчетные взаимоотношения  между поставщиками и покупателями по товарным операциям.
     Объектом  исследования курсовой работы являются анализ расчетов с поставщиками и покупателями в целом и непосредственно по Наровлянскому рйпо,
   Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и  зарубежных экономистов, действующее законодательство по исследуемой проблеме, материалы, научно-практических конференций и периодической печати, постановления Правительства Республики Беларусь по экономическим вопросам.
  Различными  аспектами анализа расчетов с  поставщиками и покупателями посвящены исследования ученых Республики Беларусь и стран СНГ:
В.Ф Бабына.  Д. А. Высоцкого, В.Б. Ивашкевич, А. В. Медведев, П.Я. Панковского и других.
   В ходе исследования и анализа расчетов с поставщиками и покупателями  использованы различные методы, выражаемые через такие приемы и способы, как  наблюдение, сравнение, группировка, детализация,  средние и относительные величины (темп роста и т.д.), прием скорректированных разниц (при расчете факторов, влияющих на эффективность расчетов) и другие. Кроме того, использованы методы индукции (изучение процессов от частных показателей к общим) и дедукции (исследование от общего к частному).
     Данная  курсовая работа  состоит из введения, шести глав основной части и заключения. Введение отражает доводы в пользу важности и необходимости исследования в данной области. В первой главе курсовой работы рассматривается экономическая сущность, принципы организации и классификация безналичных расчетов, а также рассматриваются основные формы и способы платежа, применяемые в Республики Беларусь. Во второй главе рассмотрены задачи и источники информационного обеспечения и  методика анализа расчетов поставщиками и покупателями.
       В заключении кратко рассмотрены  проблемы, связанные с использованием различных форм расчетов, сделаны выводы об эффективности их применения в современных условиях, изложены существующие недостатки в организации и  учете расчетов с поставщиками и покупателями и сделаны предложения по возможному их устранения.
     В приложении представлены формы бухгалтерской отчетности, необходимых для анализа исследуемого объекта, и  другие необходимые материалы, которые были использованы в процессе написания курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  и экономическая  сущность безналичных  расчетов: состояние  и перспективы развития.
 
 
 
     Экономическая природа и сущность расчетов обусловлена  характерам товарно-денежных отношений  и кругооборотом средств. Кругооборот  средств совершается эластично  лишь до тех пор, пока его различные  фазы непрерывно переходят одна в  другую. Каждый цикл оборота средств заканчивается реализацией продукции (товаров) и поступлением денежной выручки, которая возмещает средства, вложенные в реализованную продукцию (товары), обеспечивая тем самым источники средств для очередных затрат и инвестирования.
     Расчеты являются начальным и завершающим  этапом кругооборота средств. Следовательно, непрерывное возобновление циклов оборота средств организации  обеспечивается  своевременными расчетами  и платежами, как с поставщиками, так и с покупателями. Время кругооборота зависит от организации расчетных операций, применяемых форм и процедуры расчетов.
     Немаловажным  является и то, что количественные и качественные характеристики многих оценочных показателей деятельности организации (объем реализации товаров, прибыль, платежеспособности и ликвидность, оборачиваемость средств и другие) обусловливаются состоянием расчетов. Поэтому рациональная организация расчетов, наиболее полно отвечающая интересам всех участников, - необходимое условие для обеспечения нормальной работы.
     Расчеты совершаются в двух формах: путем  безналичных перечислений через  систему банка или в виде платежей наличными деньгами (безналичные и наличные расчеты).
       Расчеты между субъектами хозяйствования  за товары, работы, услуги производятся  в основном в безналичном порядке через банки путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Применение безналичных расчетов позволяет государству контролировать кругооборот денежных средств. Кроме того, безналичные расчеты способствуют ускорению процесса реализации товаров, распределению и перераспределению совокупного продукта и национального дохода, сокращению потребности в наличных деньгах, обеспечивают накопление в банках ресурсов для кредитования, ускоряют денежный оборот.
     Выделяют  следующие виды безналичных расчетов.
    в зависимости от экономического содержания делятся на две группы – по товарным операциям – около 75% и по финансовым обязательствам – около 25%.
     К первой группе относятся расчеты  между организациями за товарно-материальные ценности (работы, услуги).
     Ко  второй – платежи в бюджет (налог  на добавленную стоимость, налог  на прибыль, налог на недвижимость, экономические санкции и другие платежи), погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты  с нижестоящими и вышестоящими организациями по внутрисистемному заимствованию средств.
    безналичные расчеты по товарным операциям в свою очередь подразделяются на иногородние и одногородние (внутригородские).
     Под иногородними понимают расчеты между  поставщиками и покупателями, обслуживаемыми кредитными учреждениями, находящимися в разных населенных пунктах.
     Внутригородскими  называются расчеты между поставщиками и покупателями, обслуживаемыми одним  и тем же кредитным учреждением, (или разными кредитными учреждениями, но находящимся в пределах одного и того же города), а также в разных населенных пунктах, но обслуживаемыми одним вычислительным центром.
    в зависимости от мест платежа иногородние расчеты подразделяются на расчеты, производимые по месту нахождения покупателя, и расчеты, производимые по месту нахождения поставщика [49. c.147].
     Основные  правила организации безналичных  расчетов между организациями состоят  в следующем:
    банк хранит денежные средства организаций на счетах, а также выполняет распоряжения их владельцев о перечислении безналичных и выдачи наличных денег со счетов;
    средства со счетов организации списываются по распоряжению и с согласия владельца счета, за исключением списания денежных средств по исполнительным документам судебных органов;
    все платежи со счетов организации осуществляются в очередности, предусмотренной в законодательном порядке;
    формы и условия расчетов между плательщиком и получателем средств определяется  договором;
    взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;
    претензии по выполненным банковским операциям организация направляет в банк, допустивший нарушение;
    подача жалобы и предъявление иска не приостанавливают операции по счету, за исключением распоряжений инспекции Министерства по налогам и сборам;
    расчетно-платежные документы на списание средств должны соответствовать требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь [32. с.348].
     Что касается принципов организации безналичных расчетов, то в экономической литературе нет их однозначного толкования. Однако, при всей неоднородности определения принципов организации расчетов, а так же на основании Банковского кодекса РБ и Инструкции о банковском переводе, где хотя и не четко, но прослеживаются основные принципы, дадим их толкование (таблица 1.1). 
 
 

     Основные  принципы функционирования системы безналичных  расчетов и особенности  их реализации
     Таблица 1.1
ПРИНЦИПЫ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ      ОСОБЕННОСТИ      РЕАЛИЗАЦИИ
     ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.Правовое обеспечение расчетов и платежей Обусловлен  необходимостью  государственного регулирования и обеспечения единообразия расчетных взаимоотношений Нормативно-правовая база расчетов. Главный регулирующий орган - Национальный банк Республики Беларусь
2.Повышение эффективности затрат на ведение расчетов Использование документов, изготовление и обработка  которых связаны с наименьшими  затратами, сокращение их количества, автоматизация труда Расчет  отношения затрат на ведение безналичных расчетов к сумме доходов от услуг, оказываемых клиентам по их расчетным операциям
3.Преимущественное осуществление расчетов через банковские счета Отношения с банком строятся на основе договора на расчетно-кассовое обслуживание Наличие счетов у плательщика и получателя - как необходимая предпосылка проведения расчетов
4.Наличие акцепта плательщика на списание средств со счета Основан на применении платежного инструмента  подтверждающего согласие. В отдельных  случаях платежные документы  оплачиваются без согласия плательщика. В порядке  очередности в пределах остатка  средств на счете, за счет собственных  средств или кредитов банка
5.Контроль всех участников за правильностью проведения расчетов Наличие предварительного, текущего и последующего контроля со стороны банка, как за клиентами, так и между самими банками. Публичность бухгалтерской отчетности. Обеспечение  банками комплекса дополнительных услуг для клиентов
6.Имущественная ответственность участников за несоблюдение правил расчетов Нарушение условий расчетов ведет к гражданско-правовой ответственности ее участников Четко налаженная схема возмещения убытка от несоблюдения договорных обязательств
7.Оптимальная скорость платежей Сочетание срочности оплаты, обработки, передачи документа и зачисления средств на счет получателя Использование электронной техники. Необходимо точное толкование срока платежа, его начала и окончания
 
     Материальным  воплощением сущности, функций и  основных принципов организации  безналичных расчетов являются "способы  платежа" и "формы расчетов". В экономической литературе мнения ученых расходятся и относительно понятия "способы платежа", которое иногда подменяется понятием способа безналичных расчетов. Однако тот или иной способ безналичных расчетов - это способ существования целой системы, включающей принципы организации, формы расчетов, порядок акцепта объектов платежа, сроки и очередность платежа, способы платежа и ответственность за своевременное совершение расчетов.
     Каждому виду безналичных средств платежа  свойственна определенная форма движения. Поэтому А. М. Косой определяет способ платежа, как специфическую форму движения, присущую каждому средству платежа в безналичном платежном обороте, и, в зависимости от этого выделяет "платежи деньгами, передачей кредитных обязательств (долгов), зачетом взаимных требований и факторинговыми операциями".
     В. С. Захаров под способом платежа  понимает «способ списания со счетов»  и выделяет пять способов платежей: с расчетных и текущих счетов организаций; со ссудных и специальных  ссудных счетов; посредством зачета взаимных требований: за счет бронирования средств: путем зачисления средств на счет поставщика до их списания со счета плательщика.
     А. И. Казанцев различает шесть способов платежей, прибавляя к перечисленным  зачет, осуществляемый банками и финансовыми организациями (направление выдаваемых ссуд на погашение кредита по другим объектам: сокращение текущих платежей в бюджет на суммы, подлежащие возврату из бюджета).
     Основная  методологическая ошибка перечисленных  концепций заключается в смешении понятий способа платежа и источника платежа. Но можно согласиться с мнением тех экономистов, которые под способом платежа понимают «порядок, применяемый при осуществлении безналичных расчетов». Ведь для плательщика не безразлично, будут ли денежные средства, предназначенные для платежа, предварительно депонированы не отдельном счете или нет; будет ли платеж осуществлен за счет собственных средств или за счет ссуд банка; будут ли деньги списаны со счета до зачисления их на счет получателя или платеж будет совершен с последующим списанием средств со счета.
     Расчеты субъектов всех форм собственности  по своим обязательствам с другими  организациями, а также между  юридическими и физическими лицами за товарно-материальные ценности должны производиться, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков. В исключительных случаях с разрешения обслуживаемого банка расчеты могут производиться наличными в пределах разрешенных законодательством сумм.
     Платежи осуществляются разными способами: с расчетных или текущих счетов без непосредственного участия кредита; за счет кредитов со специальных счетов; посредствам зачета взаимной задолженности; за счет специально бронированных средств (аккредитивов) и т. д.
     Переход к рыночной экономике вносит существенные изменения в систему расчетных отношений. Полностью отменены существовавшие прежде ограничения в выборе отдельных форм расчетов между поставщиками и покупателями. Порядок и формы расчетов определяются в хозяйственных договорах (соглашениях) между сторонами.
     При выборе наиболее целесообразной формы расчетов необходимо учитывать, насколько она способствует реализации продукции, своевременному получению поставщиком денежных средств за нее, содействует максимальному сокращению сроков получения товарно-материальных ценностей и услуг покупателем, создает условия для взаимного контроля участников расчетов, обеспечивает ускорение документооборота, минимальную трудоемкость расчетных операций.
     Развитие  и интеграция банковской системы  вызвали необходимость обновления нормативной базы, связанной с регулированием безналичных расчетов. С принятием Банковского кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2001г., Национальным банком Республики Беларусь  утверждена Инструкция о банковском переводе (Постановление правления Национального банка Республики Беларусь № 66 от 29 марта 2001г., с последующими изменениями и дополнениями) [20,с. 2-20].
     Банковский  перевод означает последовательность операций, начинающуюся с выдачи инициатором  платежа платежных инструкций, в  соответствии с которыми один банк (отправитель) осуществляет перевод денежных средств в другой банк (получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях.
     В  зависимости от того, кто является инициатором платежа, выделяют дебетовый  и кредитовый банковские переводы.
     Кредитовый  перевод – банковский перевод, инициатором  которого является плательщик.
     Кредитовый  банковский оборот производится по следующей  схеме (рисунок 1.1.). 

                 
      1.Основной договор   
 
           
     

      2. Платежное поручение
4. Сообщение о списании
средств со счета
                                                                                                                                                                   5. Сообщение о зачисление
                                                                                                                                                            средств на счет 

  
 3. Платежное поручение
                                                                                  
 

     Рисунок 1.1 – Схема кредитового  оборота 

         
      Бенефициар (получатель денег) и плательщик заключают  договор (купли-продажи, договор оказания услуг и т.п.), на основании которого осуществляются расчеты.
      Плательщик представляет в банк-отправитель платежный документ, оформленный в соответствии с законодательством.  На всех экземплярах принятого к исполнению платежного документа ответственный исполнитель банка проставляет дату его приема, свою подпись, на втором экземпляре дополнительно – штамп банка-отправителя. Первый экземпляр является основанием для списания денежных средств со счета клиента. Второй экземпляр выдается плательщику.
      Банк-отправитель осуществляет банковский перевод банку-получателю, обслуживающему бенефициара. При наличии договора банка с клиентом на прием к исполнению платежных инструкций в случае отсутствия (недостаточности) средств на текущем счете плательщика платежный документ в неоплаченной сумме помещается в картотеку. Для частичной оплаты оформляется мемориальный ордер.
      Банк-отправитель высылает плательщику дебетовые авизо – сообщение о перечислении денежных средств, т. е. представляет выписку со сета клиента.
      Банк-получатель представляет бенефициару кредитовое авизо об оплате, т. е. зачислении денежных средств в его пользу [32, с.431].
     Кредитовый  перевод осуществляется на основании  представляемых в банк-отправитель  платежных инструкций. Платежные  инструкции при осуществлении кредитового  перевода могут оформляться расчетными документами:
    платежным поручением,
    платежным требованием-поручением,
    мемориальным ордером, иными документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
     Платежное поручение представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получателя или лицу, указанному в поручении (бенефициару).
     Платежное поручение представляется в банк-отправителя  в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати  и подписями должностных лиц плательщика.
     Платежные поручения предоставляются в  банк-отправителя в течение десяти календарных дней со дня их выписки.
     Ответственный исполнитель банка при приеме от клиента платежного поручения обязан проверить: правильность заполнения платежного поручения; соответствие данных платежного поручения данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях; наличие на счете у плательщика суммы средств, необходимой для осуществления перевода.
     На  основании представленного клиентом платежного поручения и принятого  к исполнению банк-отправитель  осуществляет списание средств со счета плательщика  на счет бенефициара и направляет платежное поручение банку-корреспонденту.
     Если  иное не установлено законодательством  или договором между клиентом и банком-отправителем платежное  поручение:
    поступившее по окончанию банковского дня принимается к исполнению не позднее следующего банковского дня;
    принятое к исполнению в течение банковского дня, исполняется в этот же день [19, с.14].
     Достоинствами  расчетов платежными поручениями заключаются  в следующем. Во-первых, они представляют собой  универсальную форму, применяющуюся  как при одногородних, так и  при иногородних расчетах, по товарным операциям и финансовым обязательствам, при оплате полученного товара и предварительной оплате, выдачи авансов. Во-вторых, упрощается оформление операций у организаций и банков. В-третьих, имеется возможность максимального сближения сроков отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг и их оплаты при условии своевременной сдачи платежного поручения в банк для перечисления средств. 
     Однако  при расчетах платежными поручениями  нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности плательщика, но и от своевременности выписки и предоставления им  в банк платежного поручения; относительно длительный срок действия платежного поручения может замедлить расчеты.
     Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить товара, провести платежи по другим операциям на основании направленного ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.
       Об отказе полностью или частично  оплатить платежное требование-поручение  плательщик уведомляет непосредственно  бенефициара в порядке и сроки,  определяемые договором, заключенным  между ними.
     Плательщик, при согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение, указывает в поле «Сумма к оплате и валюта» сумму, подлежащую оплате и акцептованную плательщиком.
     Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение  предоставляется в банк-отправителя  в количестве экземпляров, определенных данным банком, но не менее двух и  применяется к исполнению банком-отправителем в порядке, аналогичном как для платежного поручения.
     Само  название указывает на его промежуточный  характер между платежным требованием  и платежным поручением. С одной стороны, как и платежное требование, изначально составляется бенефициаром (получателем) и, минуя банковскую систему, направляется плательщику. С другой стороны, как и платежное поручение, с целью осуществления платежа предоставляется в банк плательщикам. Таким образом, данная платежная  инструкция отражает двойственность инициаторов платежа.
     Дебетовый перевод – банковской перевод, инициатором  которого является бенефициар. Дебетовый  оборот может именоваться «инкассо».
     Дебетовые  переводы осуществляются на основании: платежных требований, чеков или другими документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
     Для проведения дебетового перевода по средствам  платежного требования используется акцептная и безакцептная форма инкассо.
     Акцептная форма используется:
    при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги);
    при расчетах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций;
    при расчетах в иных случаях.
     Т. е. при списании средств со счета  плательщика с его согласия.
     Безакцептная  форма используется при списании средств со счета плательщика  в бесспорном порядке, т. е. без его  согласия на основании исполнительных документов.
     Дебетовый банковский перевод производится по следующей схеме (рисунок 1.2).
                 
 1.Основной договор   
 
           
    
      5. Акцепт
                                               2. Платежное
                                                                                                                                     требование
4. Платежное
требование
                                                                                                                                                                   7. Сообщение о зачисление
                                                                                                                                                            средств на счет 

                                                  3. Платежное требование
                                                                                
        
                                                                        6. Платежное требование
                                                                     на акцептованную сумму 

     Рисунок 1.2 – Схема дебетового оборота 

             
    Бенефициар (получатель денег) и плательщик заключают  договор (купли-продажи, договор оказания услуг и т.п.), на основании которого осуществляются расчеты.
    Бенефициар представляет в банк-получатель платежное требование, оформленное в соответствии с законодательством. При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность  его оформления.
    Банк-получатель направляет платежные требования банку-отправителю, обслуживающему плательщика. При поступлении платежного требования  ответственный исполнитель банка-отправителя также  проверяет правильность оформления платежного требования. Платежные требования, не принятые банком-отправителем, направляются в банк-получатель для возврата бенефициару.
    Банк-отправитель направляет платежное требование плательщику  для акцепта.
    Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика. Первый экземпляр хранится в банке-отправителе, второй прилагается к платежному требованию.
    Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Банк-отправитель осуществляет банковский перевод банку-получателю, обслуживающему бенефициара.
    Банк-получатель выставляет бенефициару кредитовые авизо – сообщение о зачислении денежных средств на его счет [32, с.436].
     Основным  преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используется при этом система инкассо, которая обеспечивает четкий порядок адресной доставки платежного требования плательщику для акцепта. Также поставщик имеет возможность отгрузить продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что позволяет ему ускорить отгрузку товаров, освободить складское помещение, а, следовательно, сократить расходы на хранение. Кроме того, плательщик может проверить выполнение поставщиком договорных обязательств, особенно при последующем акцепте и акцепте с возможностью отказа.
     В тоже время данная форма расчетов не обеспечивает поставщику товаров  своевременную оплату; она трудоемка, т. к. проводятся операции по инкассо  и из-за необходимости предоставления заявления на акцепт. Недостатком расчетов платежными требованиями является также разрыв во времени между получением товарно-материальных ценностей и их оплатой покупателем, возникающий даже при условии своевременной оплаты платежных требований.
     Другой  разновидность  дебетового перевода является перевод средств по чеку, предъявленному бенефициаром к оплате.   
     Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем  суммы чекодержателю.
     Чекодержатель - лицо, в пользу которого производится выплата средств по чеку.
     Чекодатель - лицо, за счет которого осуществляется выплата средств по чеку. 
     Чеки  бывают из лимитированных и нелимитированных книжек. В настоящее время в Республике Беларусь применяются чеки из лимитированных чековых книжек.
     Бланки  чеков изготовляются Национальным банком Республики Беларусь и брошюруются в книжки. Операции по выдаче чековых книжек совершаются всеми банками Республики Беларусь.
     Владелец  чековой книжки должен вести строгий  учет остатка свободного лимита по данной книжке и не имеет права выписывать чеки в сумме, превышающей его остаток.
     Получив счет поставщика на товар, покупатель выписывает и вручает поставщику чек с указанием на нем номера и даты оплачиваемого счета.
     Чеки  выписываются в момент установления суммы платежа лицам, имеющим право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иным счетам, и должны иметь оттиск печати владельца книжки. Исключение допускается в тех случаях, когда чеки подписываются должностным лицом покупателя на основании доверенности. При выписке чека покупатель-чекодатель переносит остаток лимита из корешка предыдущего чека на корешок выписанного чека и выводит новый остаток лимита. Этот остаток заверяется лицами, подписывающими чек.
     Если  чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, поручение-реестр представляется в банк в двух экземплярах. Первый экземпляр поручения-реестра заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. В тех случаях, когда чекодержатель и чекодатель обслуживаются в разных банках, поручение-реестр составляется в четырех экземплярах.
     После тщательной проверки полученного поручения-реестра  банк-плательщик при наличии средств  на счете чекодателя оплачивает чеки.
     Затем после зачисления средств банк от своего имени составляет поручения-реестры  и вместе с чеками направляет их в банки плательщиков для списания средств со счетов чекодателей.
     Неиспользованные  чеки после истечения срока действия книжки или исчерпания лимита должны быть погашены владельцем книжки. Неиспользованный лимит, образовавшийся к моменту окончания действия чековой книжки или прекращения расчетов, по поручению владельца книжки зачисляется на тот счет, с которого средства депонировались. Лимит чековой книжки по просьбе клиента может быть дополнен. Ответственность за неправильное использование чеков, убытки, утери либо хищения, а также злоупотребления в расчетах несет организация, которая владеет чековой книжкой. Об утере чековой книжки организация должно немедленно сообщить в банк с указанием номеров неиспользованных чеков [22, с.7-10].
     Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек имеют следующие достоинства: максимальное сближение срока платежа и  момента получения товара, оказания услуг; уменьшение потребности поставщиков в кредите под товары отгруженные; гарантия своевременного получения платежа чекодержателем либо за счет забронированных средств в сумме лимита, либо за счет кредита; ускорение оборачиваемости средств в расчетах в результате сокращения просроченных платежей, более быстрого оформления расчетов и поступления платежа; простота расчетов.
     Вместе  с тем, чеки не достаточно широко применяются  в Республики Беларусь. Причиной этому  является то, что депонирование денежных средств и длительный срок действия чека ведут к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Кроме того, данная форма расчетов ограниченная возможность использования ее  в иногородних расчетах.
     Кроме выше названых форм расчетов, которые  регулируются Инструкцией о банковском переводе,  на практике имеют место и такие способы платежа как расчеты по средствам аккредитива и банковских пластиковых карточек.
     Аккредитив  применяется в иногородних разовых  сделках, а также в виде санкции  для «неаккуратных плательщиков».
     Расчеты по аккредитивам предусматривают совершение платежей по месту нахождения поставщика за счет специально забронированных для этой цели средств покупателя или банковского кредита, что гарантирует платежи немедленно после отгрузки материальных ценностей. 
 

     Расчеты по средствам аккредитива производятся по следующей схеме (рисунок 1.3). 
 
 
 

                        1. сообщение о готовности 
                               товара к отгрузке
 
 6. 6. отгрузка товара
 
                 2. заявление на открытие
      7. выписка реестра                     аккредитива
5. Извещение о                                    счетов                                                                                                     11. сообщение об исполнении
 получении аккредитива        аккредитива 
 
 
 

 4. сообщение об открытии
                                                                                                  аккредитива                                  

                                                                                
                                                                                                                                                              3. депонирование средств
                         8.  проверка реестра счетов                                                                                          на отдельном счете                                                                                                                                                                 
      9. пересылка реестра и
  12. зачисление средств на счет  товарных документов 10. списание сумм по аккредитиву и отправка
                                                                                                    в банк поставщика оплаченных счетов 

    Рисунок 1.3 Схема расчета  по средствам аккредитива. 
     

     Аккредитивная форма расчетов гарантирует своевременность  и полноту платежа поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги, дает возможность уполномоченному покупателя осуществлять предварительную проверку соблюдения условий поставки товаров, их качества. Однако данная форма расчетов не достаточно широко применяется в хозяйственном обороте из-за необходимости резервирования денежных средств на оплату товаров, работ и услуг еще задолго до того, как они отгружены (оказаны) поставщиком. Это приводит к отвлечению средств из оборота покупателя и замедлению оборачиваемости. На  практике выставление аккредитивов часто задерживается из-за отсутствия средств на расчетном счете покупателя и невозможности получения кредита. В ожидании открытия аккредитива поставщик вынужден задерживать отгрузку продукции, что приводит к замедлению оборота материальных ценностей, перегрузке складских помещений, недоиспользованию выделенных транспортных средств и непроизводительным расходам по уплате штрафов транспортным организациям.
     В последнее время в нашей стране все больше распространение получает новая для юридических и физических лиц форма расчетов - расчеты с  использованием  банковских пластиковых карточек. На территории Республике Беларусь функционирует как внутриреспубликанская система «БелКарт» и другие, так и международные системы (VISA, EUROCARD/MASTERCARD и др.) и системы иных государств (Union Card, Золотая корона и др.).
     Банковская  пластиковая карточка представляет собой персонифицированное платежное  средство, предназначенное для оплаты товаров, работ, услуг, а также получения  наличных денег в банковских учреждениях  и банкоматах. Все расчеты по операциям  с использованием карточек на территории Республики Беларусь осуществляются в национальной валюте, а также в иностранной валюте в случаях и порядке, предусмотренных Национальным банком Республики Беларусь.
     Для того, чтобы стать держателем банковской карточки, юридическое или физическое лицо должны представить заявление на ее приобретение. Все условия пользования карточкой затем оговариваются в договоре между банком и держателем карточки.
     В зависимости от функциональных характеристик  банковские карточки подразделяются на следующие:
    кредитная карточка, предназначенная для оплаты товаров за счет предоставляемого кредита или получения наличных денежных средств при условии принятия банком решения о возможности использования кредита ссудозаемщиком в налично-денежной форме;
    дебетовая карточка, предназначенная для расчета за товары, получения наличных денежных средств путем прямого списания с карт - счета владельца в банке. Карт - счет - специальный счет, на котором учитываются операции с использованием пластиковых карточек.
     По  усмотрению банка допускается совмещение функций кредитовой и дебетовой карточки [47, с.71-76] .
     Расчеты банковскими пластиковыми карточками позволяют существенно уменьшить  объем используемой в расчетах наличности, обеспечить удобные расчеты для  клиентов банка, когда товары либо услуги можно получить до поступления денег на счет поставщика.
     В современных условиях часто возникают трудности в  расчетных взаимоотношениях субъектов хозяйствования, вызванные ростом их неплатежеспособности,  невозможностью приобретения иностранной валюты для внешнеэкономических расчетов и  другими причинами. В этом случае законодательством Республики Беларусь предусматриваются иные способы прекращения обязательств,  не связанные с перечислением  денежных средств: зачет взаимной задолженности, уступка требований и перевод долга, товарообменные операции.
     Зачет взаимной задолженности отражает прекращение  обязательств полностью или частично путем зачета встречного однородного  требования, срок которого наступил или  не указан либо определен моментом востребования.
     Проведение  взаимозачета носит временный характер и является односторонней сделкой. Основанием для проведения зачета взаимной задолженности служит составленный  акт-заявление, подписанный всеми  участниками взаимозачета, после  чего обязательство считается прекращенным. При этом необходимо соблюдение  следующих условий:
    требование должно быть однородным, т.е. должен совпадать предмет исполнения;
    предъявляемые к зачету требования должны быть встречными, т.е. должник в одном обязательстве должен быть кредитором во встречном обязательстве;
    по данным обязательствам должен наступить срок исполнения, кроме тех случаев, когда срок не указан или определен моментом востребования.
    При расчетах, на основании зачета взаимной задолженности, взаимные требования и обязательства погашаются в равновеликих суммах, а платежи производятся на разницу между суммой этих требований и обязательств.
     Уступка требований и перевод долга означает переход права первоначального  кредитора к новому кредитору  и перевод первоначальным должником своего долга на нового должника.
     Данный  способ погашения обязательств представляет собой взаимозачет между несколькими  организациями, имеющими взаимную задолженность  друг перед другом. Для проведения расчетов с организациями, между  которыми производиться взаимозачеты, составляется договор уступки требования или договор перевода долга. При этом в платежных документах должны быть указаны следующие реквизиты: дата, номер, название договора уступки требования или перевода долга, наименование первоначального должника при переводе долга или первоначального кредитора при уступке требования, сведения по поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг первоначальным кредитором должнику (в случае уступки требования)  либо кредитором первоначальному должнику (в случаи перевода долга) [32, с. 456].
     Товарообменными являются операции, осуществляемые в  пределах исполнения договоров, в том  числе внешнеэкономических, предусматривающих  обмен продукции, товара, за исключением работ, услуг, на эквивалентное по стоимости количество другого товара по товарообменным (бартерным) договорам, предусматривающим расчет в товарной форме.
     В основе товарообменных операций лежат соглашения о взаимной поставке товаров в строго установленном количестве, что обеспечивает сбалансированный и эквивалентный товарообмен.
     Порядок проведения товарообменных операций регламентирован  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №  405 от 24 марта 1999г. О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций (с изменениями и дополнениями)[8,с.2].
     При совершении товарообменных операций субъекты хозяйствования обязаны заключить договор товарообмена, а по внешнеторговым сделкам дополнительно к нему оформить экономическое обоснование, в котором отражаются сведения по экспортируемым и импортируемым товарам. С целью исключения искажения рыночных цен и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению товарообменных операций, утвержденными Приказам Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства промышленности Республики Беларусь № 105/300/640 от 22 октября 1999г., цены должны быть подтверждены сведениями информационных бюллетеней, тендерных торгов, прайс-листов организаций-изготовителей, прейскурантами цен, статистической информацией и др. Исходя из того, что рыночной ценой при совершении товарообменных операций является средняя цена, сложившаяся на аналогичные товары на рынке, для ее подтверждения следует приводить несколько источников информации. 
     Отсутствие  экономического обоснование или  использования необоснованных, недостоверных  сведений при его формировании является нарушением дисциплины цен и влечет применение к субъектам хозяйствования органами контроля штрафных санкций  в размере до 10% от стоимости фактически исполненной товарообменной операции.
     Проведение  бартера способствовало на практике быстрейшей реализации   товаров,  сокращению потребности в денежном кредите. Между тем, стали проявляться  такие негативные факты, как недостаток оборотных средств у  организаций, возникновение просроченной задолженности перед бюджетом по налогам, развитие деятельности теневого сектора экономики. Наблюдалось искажение реальной картины процессов, происходящих в экономике, так как цены бартерных контрактов завышались в пользу того,  кто забирает ненужный товар за нужное сырье или комплектующие материалы. Некоторые эксперты считают, что бартер часто используется не только по необходимости, но и сознательно. Ведь если цены определялись не рынком, а участниками бартерной сделки, то у отдающей стороны появляется большой соблазн получить «черную наличность», т. е. бартер ко всему прочему стимулирует коррупцию.  Поэтому Правительство Республики Беларусь намерено принять меры к запрещению бартера.
     Меры, направленные на ограничение бартера, вызывают потребность в использовании альтернативных неденежных форм прекращения обязательств. К  ним относятся расчеты векселями.
     Гражданским кодексом Республики Беларусь вексель определяется как документ, подтверждающий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить при поступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю, т. е. вексель удостоверяет собой такое имущественное право векселедержателя, как право денежного требования.
     Вексельное  обращение в Республики Беларусь регламентировано следующими нормативными документами: Закон Республики Беларусь № 341-З от 13 декабря 1999г. Об обращении переводных и простых векселей; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 729 от 19 мая 1999г. Об утверждении порядка выпуска, учета и аннулирования векселей субъектами хозяйствования; Правилами проведения банками Республики Беларусь операций с использованием векселей, утвержденными Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь  № 25 от 31 января 2002г.
     Вексель выполняет различные функции. Он может быть и как безусловное  денежное обязательство вексельных должников перед кредиторами, и как имущество, являющееся как вещью, так и ценной бумагой. Когда вексель из обязательств переходит в статус ценной бумаги, он становиться вещью или товаром. Он может выступать и как объект сделки, становясь товаром; может передаваться в целях исполнения, прекращения или обновления обязательства, в залог, в качестве обеспечения обязательств.  Субъекты хозяйствования, продавая свои векселя через Белорусскую валютно-фондовую биржу, привлекают свободные денежные средства для целей инвестирования.
     В настоящее время наибольшее применение векселя находят для расчетов при неденежных формах прекращения обязательств по торговым сделкам. Субъекты хозяйствования используют как векселя банков, номинированные в белорусских рублях и иностранной валюте, так и собственные векселя.
     Субъекты  хозяйствования вправе выпускать переводные и простые векселя, что позволяет  решить проблему расчетов за товары, выполненные  работы и оказанные услуги с отсрочкой  платежа.
     Выпуск  переводных и простых векселя  позволяет решить проблему расчетов за товары, выполненные работы и оказанные услуги с отсрочкой платежа.  При принятии решении о выпуске векселей субъектом хозяйствования должны быть утверждены условия выпуска векселей в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 729 от 19 мая 1999г. Об утверждении порядка выпуска, учета и аннулирования векселей субъектами хозяйствования и Рекомендация по условиям выпуска векселей юридическими лицами, являющимися коммерчески
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.