На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эпоха просвещения - развитие философской мысли

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Основные  идеи философии эпохи  Просвещения.
 
     Эпоха Просвещения - эпоха религиозного упадка европейского общества, отказ от религиозного миропонимания XVI - XVII вв., основой которого стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Как синоним Просвещения иногда употребляется выражение «философия XVIII века» [4, с. 171].
     Интеллектуальное  и философское движение эпохи Просвещения оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.
     Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIVXV вв. как чисто светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, просвещение в разных странах получало местный и национальный характер.
     Сам термин «просвещение» пришёл в русский язык (как и в английский и немецкий) из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII в. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали [3, с. 124-125].
     Одной из важнейших характеристик философии  эпохи Просвещения является рационализм,   основы которого были заложены  ещё в XVII в. Рене Декартом, утверждавшим, что основным инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В XVIII в. разуму придаётся несколько иное значение, чем в XVII в. Он уже не является больше комплексом «врожденных идей»; теперь разум - не столько обладание, сколько завоевание; это движущая сила, порождающая духовное богатство, ведущая к раскрытию истины. Самой важной функцией разума является его способность устанавливать связь одного факта с другими и решать проблемы. Просветители   не сводили человека только к разуму, но утверждали, что все, что имеет к нему отношение, можно исследовать с помощью разума: основы познания, этику, политические институты и структуры, философские системы, религиозные верования (И. Кант, Ф. Вольтер).
     В эпоху Просвещения помимо ценности разума, широкое распространение  получают  идеи  свободы,  равенства  и  братства. Кризис абсолютизма, разразившийся в XVIII в. во многих европейских державах, в философии отразился в усилении внимания к проблемам прав и свобод индивида, к проблемам законности (Ф. Монтескье), популярными стали темы народного суверенитета, общественного договора (Ж-Ж. Руссо) [4, с. 182]. Так,  одним из главных вопросов, обсуждаемых Жан-Жаком Руссо, была проблема неравенства. Среди видов неравенства он выделял три: физическое, политическое и имущественное.  Физическое неравенство неизбежно, так как проистекает из природы, но в естественном, первоначальном состоянии людей не играло большой роли. Политическое неравенство складывалось из сословного положения, юридических привилегий. Имущественное неравенство Руссо соединяет с политическим: горстка аристократов купается в роскоши, а перед бедняком «заперты все двери». Последнее и является неравенством в подлинном смысле слова, но оно не всегда имело место. Руссо придерживается концепции естественного права. Говоря, что в так называемом «естественном состоянии», приходящимся на первоначальный период существования человечества, все люди были равны, не было состояния зависимости друг от друга. Какими могут быть связаны узами ничем не владеющие люди? У первобытных людей, живших совершенно обособленно, не было частной собственности. Характерная черта первобытного равенства – нравственная неиспорченность людей. Там, где нет собственности, нет и обид и почти нет прогресса.
     Согласно  Руссо, ближайшими последствиями возникновения  частной собственности стали: конкуренция, стремление к обогащению за счёт других, столкновение интересов. Возникшее  гражданское общество с его правом частной собственности и расслоением  общества на богатых и бедных Руссо  называет первой ступенью неравенства.
     Возникшее в результате появления общественного  неравенства государство своей  деятельностью приводило к дальнейшему  углублению этого неравенства. К  разделению на богатых и бедных прибавились  еще размежевание на господствующих и подвластных, сильных и слабых. Так Руссо описывает вторую ступень неравенства.
     Для третьей ступени общественного неравенства характерен переход от правомерной власти к деспотической власти, к произволу. Магистраты из выборных стали наследственными. Бывшие первоначально слугами государства правители возомнили себя его собственниками [3, с. 138-139]. 

     Таким образом, основным стремлением мыслителей эпохи Просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей Просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).
     В целом, рассматривая основные идеи философии  Просвещения, можно отметить, что  французские мыслители  направляли свою критику  в основном на вопросы  политического и социального  характера (Д. Дидро, Ф, Вольтер), тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных (Шеллинг, Гегель, Кант) [2, с. 189-190]. 
 
 

    Структура познавательного  процесса.
 
 
      Важнейшей особенностью человеческого отношения  к миру является постоянное его изменение  и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться  в природную и социальную среду  обитания, а также целесообразно  и осмысленно преобразовывать её, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о  ее свойствах, отношениях, законах.
           Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания [1, с. 152].
      В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня:  чувственное познание и  рациональное познание. На уровне чувственного познания  осуществляется отражение внешнего мира  в наглядной образной форме как результат непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств,  нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
           Рациональное  познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий [1, с. 159-160]. 

      Познание  предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является всё социальное целое. В конечном счёте, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество учёных. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения.
      Фрагмент  бытия, оказавшийся в фокусе познания, составляет объект познания, становится в определённом смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. В современной теории познания - гносеологии - принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено внимание субъекта познания. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако, каждая из них рассматривает человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.
      Известно, что человек является творцом, субъектом  истории, сам создает необходимые  условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.
      Проблема  познания признана одной из главных  философских проблем. Человечество всегда стремилось к приобретению новых  знаний. Теория познания исследует  природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о  вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи  с этим рассматривает вопрос о  путях достижения истины, о её критериях.
      Но  человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует  также и то, как человек впадает  в заблуждения и каким образом  преодолевает их. Самым острым вопросом для всей гносеологии был и остаётся вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир? В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
      Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
      Основная  проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет  в процессе его познания неизбежно  преломляется сквозь призму наших органов  чувств и мышления. Мы получаем о  нём сведения лишь в том виде, какой он приобрёл в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.
           Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая  принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности  знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: «Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать». Агностик же утверждает: «Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю». Однако в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный приём скептицизм выступает в форме сомнения, а это – путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.