На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности детско-родительских отношений в семьях алкоголиков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ. 

     Актуальность  данной работы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации  детей, родители которых употребляют  спиртное, тем самым мешая собственным  детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, помощь в  их реабилитации, успешном эмоциональном  и умственном развитии заключается  в непрерывном создании совокупности методик, методов, средств, форм и контроля социально педагогической деятельности.
         Под термином “алкоголизм” объединяются все формы злоупотребления  спиртными напитками, оказывающие  отрицательное влияние на здоровье пьющего, его поведение, профессионально-трудовые установки и взаимоотношения  с окружающими.
         Проблема детско-родительских отношений в семье алкоголиков  в настоящее время вызывает особую тревогу. Данной проблемой занимались и продолжают заниматься как отечественные (Алипов В. И., Корхов В. В., Аккерман Н., Баринова И.Г., Бодалева А.А., Столина В.В. , Борисов Е. В., Василевская Л. П., Висневская Л. Я., Данилова Е. А., Грибанова Г. В., Ковалев С.В Копыт Н. Я., Скворцова Е.И, Лебедев Б. А., Дунаевский В. В. , Личко Е. А., Таболин В. А., Жданова С. А. и др.) так и зарубежные (Адлер А. , Бернс Р. Сатир В. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.  С.Конн, и др.) учёные.
     Семейный  алкоголизм формирует комплекс отрицательных  макросоциальных влияний на ребенка. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.
     Основу  воспитания дети получают в семье. Семья  формирует личность человека. Детские  дошкольные учреждения, школа, которую  посещает ребёнок, дают только дополнительные штрихи к основному – семейному  воспитанию.
     Наметившийся  в нашей стране процесс гуманизации  общественных отношений  должен определить новые, самостоятельные  направления  социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся  в трудном положении, опасном  в первую очередь для детей, рожденных  или воспитывающихся в столь  сложных условиях, а также для  самой семьи и для общества в целом. Однако, сегодня проявляется  четко выраженная тенденция к  «исключению» неблагополучных семей  из общего приспособительного контекста , приобретающему особое содержание в  условиях экономической нестабильности, дезинтеграции социальных институтов и систем. Объяснить такую ситуацию можно ростом числа таких семей, неудовлетворительным функционированием  системы их социальной защиты и поддержки. К семьям алкоголиков предпочитают применять меры административного  воздействия, или полагаются на правоохранительные органы, журналистов или общественность, работа с этими семьями и их детьми которых носит в лучшем случае эпизодический, но не систематический характер и выражается  в виде рейдов, проверок,  показательных благотворительных акций.
Алкоголизм  в семье сказывается и на детско-родительских отношениях. Среди детей алкоголиков чаще встречаются ярко выраженные акцентуации характера и психопатии. Для них в большей степени свойственны аддиктивные формы поведения. Кроме этого в семье химически зависимого существуют жестко фиксированные, закрепленные за каждым членом роли и дисфункциональные правила, которые переносятся детьми алкоголиков в свои молодые семьи.
     Искажение семейных отношений и воспитательного  влияния в семьях алкоголиков  на детей, проявляющиеся в утрате ими родительской заботы и помощи при живых родителях, нередко  семейной «семейной жестокости», включающей наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, нарушение  условий ранней социализации, вследствие материнской и социально-эмоцианольной  депревации, приводит как к психическим  и личностным отклонениям в развитии, так и к возникновению высокого уровня тревожности, агрессивности  или подавленности, апатии, а также  нервно-психических расстройств  и разнообразных девиаций поведения.
     Для освещения более полной картины  здоровья членов семьи алкоголика в  данной работе мы считаем необходимым, в данном контексте, рассмотреть последствия детско-родительких отношений в семье алкоголика на формирование Я-развития ребёнка.
     Поэтому представляется необходимым более  детальное изучение характерных  нарушений психического и личностного  развития детей алкоголиков, с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.
         Учитывая массовый характер такого явления, как семья  алкогольно-зависящих, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в такой семье устойчивые и  закономерные последствия для развития личности ребенка.
    В соответствии с этим целью данного исследования является изучение особенностей взаимоотношений «родители-дети» в семьях алкоголиков.
         Исходя из цели исследования, поставлены следующие  задачи исследования:
         1. Рассмотреть понятие «семья»;
         2. Выявить специфику детско-родительских отношений в семьях страдающих алкогольной зависимостью;
         3.     Определить психофизические особенности формирования детей, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью.
         4. Выявить влияние  детско-родительских взаимоотношений  семьи алкоголиков на формирование  «Я» ребёнка.
         Предмет исследования - специфика взаимоотношений родителей и детей в семьях алкоголиков.
         Объект  – детско-родительские отношения. 

         Гипотезой исследования выступает предположение о том, что ситуация в семьях алкоголиков  и взаимоотношения родителей и детей, оказывают влияние на формирование «Я» ребёнка.
         Методологической  основой исследования послужили основные принципы отечественной и зарубежной психологии; труды, отражающие характер влияния семьи на личностное развитие ребенка таких авторов как Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также работы, посвященные изучению личностных особенностей детей из семей алкоголиков, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, B.C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и других.
         Практическая  значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе школьных практических психологов, а также психологов дошкольных учреждений и психологических служб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.
РАССМОТРЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ  

      Понятие семья и ее основные характеристики.
 
       Семья является важнейшим источником социального  и экономического развития общества, она производит самое главное  общественное богатство - человека. Самой  важной функцией семьи является воспитание детей.
       Семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание,  т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям [12].
       В человеческой культуре фиксируется, какой  должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень  условно. Нормальной можно считать  семью, которая обеспечивает требуемый  минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает  условия для социализации детей  до достижения ими психологической  и физической зрелости [8].
       М. Мид считает, что таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными.
       Э.Арутюнянц отмечает, что существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8].
       В традиционной семье воспитывается  уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка  в такой семье - способность легко  вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают  традиционные нормы, но испытывают трудности  в создании собственных семей; они  неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления  о должности [16].
       В детоцентрической семье главной  задачей родителей считается  обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для  ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх».  В  результате такого «симбиоза» у ребенка  формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта  с социальным окружением за пределами  семьи. Поэтому ребенок из такой  семьи может оценивать мир  как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации[10].
       Супружеская (демократическая) семья - это идеальная  семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог  равных - родителей и ребенка. В  семейной жизни всегда учитываются  взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и  обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям [27].
       Е.А. Личко, предложил подробную схему анализа семьи [19].
       Его описание семьи включает следующие  характеристики и их варианты:
       1.  Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
       2. Функциональные особенности: гармоничная  семья, дисгармоничная семья.
         Дисгармоничные семьи бывают  разными. Выделяют следующие причины  дисгармонии: 
       - нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой  только подчиняется);
       - деструктурированная семья (нет  взаимопонимания между членами  семьи, нет эмоциональной привязанности  и солидарности между членами  семьи в решении жизненных  проблем);
       - распадающаяся семья (доминирование  одного члена семьи с чрезмерной  зависимостью других, жесткая регламентация  семейной жизни, отсутствие эмоциональной  теплоты; все это ведет к  автономизации духовного мира  членов семьи от вторжения  властного лидера).
       Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и  детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может  возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты  являются основной причиной неблагополучной  семейной жизни и распада семьи [16].
       Семья - это уникальная психологическая  ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность  дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому  семья может быть источником гуманизма [3].
       Социологи различают такие основные формы  семьи, как:
       1. нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от  них зависят;
       2. расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).
         Семья, как и любой другой  социальный институт, скрепляется  системой власти. Различают 3 типа  властных структур: патриархальная  семья, где власть принадлежит  мужу, матриархальная семья - власть  принадлежит жене, эгалитарная семья  - власть равномерно распределяется между мужем и женой [27].
       В обществе семья выполняет ряд  функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение);  экономическая (распределение  в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус  и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений [27].
       Воспитание  и психологический климат в семье  играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения  в семье продолжают оказывать  свое влияние, как на протяжении всего  детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени  функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно  высокой, особенно для детей и  подростков. Семья для взрослых и  детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный  выбор, их решение, совершаемое в  зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее.           А для ребенка все это - предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания [27].
       Дети  любят любых родителей - холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков [3].
       Родители  в проблемных семьях заняты тем, что  без конца диктуют детям, что  им не надо делать. Естественно, у них  не  остается возможности для  радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они  перестают радоваться ему как  близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для  таких семей чаще всего сомнительно  даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения  друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются  настолько сильно вовлеченными в  свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими [3].
       Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная  или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских  отношений, разводам и неврозам [12].
       В. Д. Дружинин, считает основной причиной нарушения семейных отношений проявление у одного или  обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье» [12].
       Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. Семья разными авторами определяется по-разному, но так или иначе функции  семьи и ее виды рассматриваются  в литературе однозначно.
       При этом характеристика детско-родительских отношений позволяет выявить  специфику семейного воспитания.  
 
 

2. Основные признаки неблагополучия семьи. 

         Мы привыкли рассматривать  семью как очаг мира и любви, где  человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так.  Семья  все  чаще  напоминает  театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений  и  угроз,  нередко доходит  и  до  применения физической силы [9].  
         Число детей, живущих  в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико[1].
         Ответить на вопрос «что такое неблагополучная семья», односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын-трава, ничем их не проймёшь. Стало быть, говорить о ребенке из неблагополучной семьи - значит говорить: какие бывают неблагополучные семьи, какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, поверженные чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие; как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы; как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость  и  т.д.; что должны - предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку – ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье [25].
         Неблагополучная семья  для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная [25].
              Семья  может быть неполной. Может быть  полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием,  подавляющим  ребенка,  или  с оранпиренными  условиями и т.д.  Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная  (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир)[18].
         Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека [18].
         Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью [18].
         Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат  их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми.
         Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку [1].
         Неблагополучие в  семье в том или иной степени  практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. В-первую очередь мы говорим о дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека, который в влияет на взаимоотношение в семье [9].
         Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих  не только семью, но и душевное равновесие ребенка является алкогольная зависимость. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка [11].
           Какой бы аспект  проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о  тлетворном  влиянии пьянства родителей.
         Из-за этого зловещего  явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д. [25].
          Подавляющее большинство  отрицательных примеров, имеют своей  причиной пьянство взрослых людей. Родители страдающие алкогольной зависимостью не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям [17].
         Алкоголизм - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы  или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью [25].
       Алкоголизм – это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств [25].
       Хроническая, травмирующая психику ситуация в  семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких  семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это  ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей [11].
         Недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. В тот период развития центральной нервной системы, а  именно её высшего отдела – коры головного мозга, когда формируется  сознательная и целенаправленная умственная деятельность, дети не получают в семье  того запаса знаний, который им нужен. Недостатки воспитания детей в семье  алкоголиков обуславливаются характерными для таких родителей изменениями  личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. Их мало волнует  развитие личности подростка, и они  не ставят перед собой правильных воспитательных задач, таких как  развитие креативности, любознательности, самостоятельности и независимости [11].
         Узкий круг интересов  родителей, очень кратковременное  общение с детьми, невнимание к  ним не позволяют ребёнку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный  опыт, элементарные знания, необходимые  для правильного формирования сознания, умственной деятельности [10].
         Если не говорить о случаях выраженного, запущенного  алкоголизма, когда у больного отчётливо  определяются признаки алкогольной  деградации, препятствующие осмысленному отношению к вопросам воспитания детей, то следует отметить, что недостатки воспитательных воздействий со стороны  родителей-алкоголиков обусловливаются  не их непониманием этой проблемы, а  теми характерными для алкоголизма  изменениями личности, которые резко  ограничивая круг интересов, делают их безразличными к вопросам воспитания и будущего детей.  
 
 
 
 

             
3. Психолого-физиологические  особенности детей  в семьях алкоголиков. 

       Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.
     Табохлин  В.И. и Жданова С.В. отмечают, что алкоголизм родителей влияет на репродуктивную функцию мужчин и женщин, о путях проникновения алкоголя к плоду и о тех нарушениях, к которым он приводит [2].
     Алипов B.И. и доктор медицинских наук Корхов В.В. указывают на действие алкоголя на женский организм, и потомство. Они подсчитали, что при регулярном приеме алкоголя риск возникновения алкогольной эмбриопатии (повреждений) плода увеличивается до 30 %, а у матерей- алкоголиков значительно возрастает вероятность гибели ребенка при родах, риск позднего выкидыша, гипоксии плода [3].
       Несмотря  на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического  развития детей в условиях семейного  алкоголизма, выявляются и его общие  закономерности [1].
       Алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития [1].
         Г.И. Шурыгиным выявлено, что 40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально – волевой [28].
       Дети  плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение  исходя из ее особенностей. Многие из них  не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении  находится в прямой зависимости  от выраженности патологии, возможности  социальной адаптации такого ребенка  в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания [5].
       Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В  этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу  своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников [13].
       Эта группа детей в отечественной  литературе обозначается как дети с  задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез [13].
         Задержка психического развития,  олигофрения различной  степени - обычные диагнозы. Практически  все без исключения педагогически  запущены, у них ограничен словарный  запас, потому что с ними никто  не занимался. Среди двенадцати - тринадцати летних нередко встречаются токсикоманы, наркоманы.
     Лебедев Б.Л., Дунаевский В.В. так же изучали  проблему алкоголизма.                В своих работах основной упор они делали на взаимодействие алкоголизма и семьи, изучали его влияние на развитие ребенка. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении и умственной отсталости, но и к другим психическим заболеваниям детей. Например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией [12].
       Наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
       Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков  в плане становления их характера  как сочетания врожденных и внешних  влияний [12].
       Прежде  всего, дети из семей алкоголиков  очень впечатлительны. Впечатлительность  близко примыкает к эмоциональности  как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и  не может так легко как другие, отталкиваться в своих действиях  и поступках от настоящего.
       Не могут идентифицировать или выразить свои чувства [11].
       Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что  «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать  на чувства других, свои переживания  старается держать в себе [11].
       Импрессивность (склонность к внутренней переработке  чувств и переживаний) - качество, также  присущее большинству детей из алкогольных  семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые  в состоянии алкогольного опьянения  оскорбляют, угрожают побоями или  даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда  не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей  гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи  невыгодно отличаются от других, все равно начинают защищать свою семью.
       Дети  лучше пережинают все в душе, они  убеждены, то о чем не высказано  вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о  своих чувствах [11].
       Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной  наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и  волнениям [11].
       Л.И. Захаров считает, что последнее  детерминируется повышенной эмоциональной  чувствительностью, потрясениям и  испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства [13].
       Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. [25]
       Протест. Такие реакции чаще всего возникают  при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать  назло [25].
       Пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают  невротические расстройства: нарушения  сна, неустойчивость настроения. Могут  наблюдаться тики, заиками, энурез [25].
       Попытки самоубийства, в основе которых лежит  чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых  случаях эти попытки носят  демонстративный характер [25].
       Имитационное  поведение. У детей в силу их обшей  невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к  возникновению социально отрицательных  форм имитационного поведения, как  сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти  данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений  поведения и патологии характера  у детей алкоголиков [25].
       В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности  поведения постепенно нарастают  и приобретают для ребенка  характер привычного поведенческого стереотипа. Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию [25].
     Борисов Е.В. основной упор делает не на то, как сказывается на развитие ребенка алкоголизм родителей, а на изучение употребления спиртных напитков среди детей. Эта проблема также актуальна, так как в пьющих семьях зачастую и дети идут по стопам родителей. Поэтому важно, вовремя и со знанием дела начинать профилактику алкоголизма среди подрастающего поколения [9].
     Д.В. Колосов большое место в своих работах он отводил вопросам антиалкогольного воспитания. Он подробно рассматривает вопросы предупреждения пьянства и алкоголизма в подростковой и юношеской среде, дает рекомендации, с чего следует начинать антиалкогольную работу и как работать с так называемым «угрожаемым контингентом» [9].
     Е.М. Мастюкова отмечает, что характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы [25].
     Жалобы, с которыми обращаются педагоги и  родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п. [25].
     При обследовании этих детей отчетливо  обнаруживаются при знаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и  сведений об окружающем мире, недостаточной  усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили  элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении  понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.
     Личностные  особенности детей 9 - 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах [25].
     Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают  существенного влияния на мотивационную  и интеллектуальную сферы, а, следовательно, и на поведение в целом. Это  связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая  в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков  и не планируют их [25].
     Отставание  в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие  требования со стороны школы с  другой, приводят к возникновению  конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома [13].
     Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее активный характер к подростковому возрасту [13].
     Цели  у нормально развивающихся детей  на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к  асоциальным действиям [13].
     Нарушения психического развития детей при  семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха [7].
         Проведенные Е.М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в психическом развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме [25].
         Е.М. Мастюкова  отмечает, что детей из семей алкоголиков  характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие  реакции. Замедленно развитие произвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальной дезадаптации в более старшем возрасте. Для  этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов.
         Будучи свидетелями  пьяных и сексуальных эксцессов  у себя дома, они сами проявляют  ранний повышенный интерес к противоположному полу, склонны к ранним сексуальным  контактам в неприглядной обстановке [28].
         Одной из отличительных  особенностей их поведения является также частое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения  в компании на более слабых с целью  забрать деньги или предметы, представляющие ценность; случаи воровства вещей  и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляется интерес  к веществам, изменяющим психическое  состояние. Большое значение при  этом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти от действительности [28].
         Нарушения поведения  детей при семейном алкоголизме  наблюдаются чрезвычайно часто  и отличаются большой стойкостью и большим разнообразием.
         В.В. Ковалев на основе своего опыта и наблюдении за поведением детей из семей алкоголиков выделяет три группы расстройств:
1) непатологические  формы нарушений поведения, связанные  с психической депривацией и  бедностью жизненного опыта детей;
2) патологические, связанные с нарушением деятельности  центральной нервной системы  под влиянием сочетания биологической  ее недостаточности и неправильных  форм воспитания;
3) компенсаторные  и гиперкомпенсаторные нарушения  поведения, имеющие вторичный  характер и определяющие стремление  ребенка приспособиться к своей  несостоятельности [16].
     Непатологические  формы нарушений поведения имеют  ситуационный характер, т. е. возникают  в отпет на ту или иную ситуацию. и отличаются кратковременностью и  неустойчивостью проявлений, отсутствием  нарушений социальной адаптации  и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности. учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений  окраски кожных покровов и т. д.) [16].
     Особенностью  этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное  переживание, которое проявляется  в виде грубости, стремления досадить определенному лицу [16].
     Иногда  эти непатологические формы поведения  при отсутствии правильных воспитательных мероприятий могут принимать затяжное течение, что приводит к нарушениям социальной адаптации. В этих случаях их структура усложняется, и к ним присоединяются различные соматовегетативные нарушения в виде сердцебиений, усиленной потливости, насильственного кашля, рвоты и т. д.; тогда реакции протеста приобретают уже патологический характер [16].
     В основе патологических форм нарушений  поведения лежат органические расстройства центральной нервной системы. Они  носят диффузный характер, т. е. проявляются  не только в той микросоциальной  среде, в которой возникли переживания, но и за се пределами. Отмечается их нечеткая направленность на определенное лицо или на определенную ситуацию, в связи с чем даже при изменении  ситуации поведение носит патологический стереотипный характер. При патологических формах нарушений поведения всегда наблюдаются невротические расстройства в виде нарушений настроения, сна, сердечной деятельности, дыхания  и т. п. и обычно имеют место  проявления социальной дезадаптации [16].
     Так, при патологических реакциях пассивного протеста ребенок не только отказывается посещать школу или отдельные  уроки, но даже при напоминании о  необходимости их посещения у  него возникают различные невротические  реакции: тики, насильственный кашель, рвота, сердцебиение, повышенная потливость. Настроение у такого ребенка обычно подавленное, сон нарушен [16].
     При патологических реакциях активного  протеста у ребенка часто устанавливается  привычное агрессивное поведение  в отношении окружающих. Ребенок  становится грубым, непослушным, упрямым  в отношениях с взрослыми, старается  все делать назло. Это также сопровождается пониженным настроением, нарушениями сна аппетита и другими невротическими расстройствами [16].
     Наиболее  частыми патологическими формами  поведения у детей родителей, страдающих алкоголизмом, являются двигательная расторможенность и повышенная аффективная  возбудимость, а также склонность к истерическим реакциям [16].
     Компенсаторные  и гиперкомпенсаторные формы  подведения направлены на то, чтобы  скрыть от окружающих некоторые слабые стороны своей личности. Кроме  того, они могут быть средством  «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности. Например, дети-сироты часто представляют себе, что они нашли своих родителей, или кто-либо из воспитателей, проявляющих  наибольшее внимание к ним, является их матерью или родственницей [16].
     В случае выраженности внутренних конфликтных  переживаний компенсаторные формы  поведения могут проявляться  в пиле показной бравады, нарушений  школьной дисциплины. Девочки и этих ситуациях могут утверждать, что  они «давно живут половой жизнью», мальчики - «что они курят, пьют, употребляют  наркотики, связаны с различными группировками» и т. д. Эти реакции  проявляются чаще в подростковом возрасте, когда возрастает стремление к завоеванию недостающего авторитета 16]. 

     Отклонения  в психическом развитии детей  при семейном алкоголизме часто  нарушают их адаптацию к школе, учеба  большинству из них дается с большим  трудом. Дети тяготятся пребыванием  в школе, надоедают товарищам  своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детей формируется  дисгармонично у них нет цельности  переживаний, внутренняя неуверенность  в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнее безразличие  к окружающим - с чрезмерной ранимостью. У мальчиков наблюдается стремление к онанизму [16].
     Лица  с указанными формами нарушения  поведения составляют «группу риска» в отношении алкоголизации и  токсикомании [5].
     Начальный период алкоголизации у них часто  сопровождается проявлениям бравады  в сочетании с некритичностью, отсутствием полевого контроля и  в ряде случаев - с расторможением влечений. Подобные сочетания приводят к более выраженной личностной патологии, к социальной дезадаптации. Углубление социальной дезадаптации усиливает  тяготение к алкоголю, с помощью  которого подросток ищет «выход»  из постоянно возникающих конфликтных  ситуации [17].
     Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе работы в качестве нарколога она обследовала  много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков [8].
       Во-первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке  эмоционального пренебрежения или,  в лучшем случае, противоречивого  воспитания, обрести достаточную  уверенность в себе. Появление  низкой самооценки детей алкоголиков  зависит в основном от роли, которую они играли и своих  семьях.
     Э. Смит выделяет 4 группы:
     1) «герой семьи» - постоянное стремление  «героя» нравится и заслужить  одобрение других, особенно в  семье, мотивируется крайне низкой  оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на  том, чтобы все делать идеально  и нести ответственность за  происходящее [8].
     2) «козел отпущения» - внешне проявляют  низкую самооценку деструктивным  поведением. Они готовы оскорбить,  обидеть других, порождая в своей  душе внутренние конфликты и  недовольство собой. Несмотря  на -их желание быть другими,  дети становятся очень похожими  на своих родителей, которых  они ненавидят [8].
     3) «потерянный ребенок» - страдает  от постоянного одиночества, ощущения  неадекватности в сравнении с  другими. Их низкая самооценка  мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми [8].
     4) «фамильный талисман» - постоянно  стремится привлечь к себе  пни манне своим юмором, нежностью,  болезненностью [8].
        Специалисты по детской  психиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими  в формировании здоровой и положительной  концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше.
     Во-вторых, это фокусировка на внешнее окружение [7].
     Алкогольные семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все  встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь  в атмосфере стресса, когда превалирует  чувство беспомощности, приводит к  мысли о том, что не стоит что-либо изменять, т.к. ни к чему хорошему это  не приведет. Каждый день дети алкоголиков  оценивают по поступкам, мыслям, чувствам других. Эта способность развивается  в силу необходимости и семье  алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что  алкоголик делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в  таких семьях приводит к тому, что  дети живут реакциями на окружающий мир, они искренне заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тоже все будет хорошо [11].
     Третья  характерная черта-это неспособность  идентифицировать или выразить свои чувства. У детей алкогольных  семей отсутствует возможность  учитывать в качестве примера  для выражения чувств отношения  своих родителей. Они могут точно  знать, что должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в полном смысле этого слова [8].
     Взрослые  дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии  справиться со своими переживаниями [16].
     Четвертая отличительная черта - неспособность  попросить о помощи поскольку  отрицание является главным симптомом  алкоголизма, то в самой природе  заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и связанных  с этим семейных трудностей. Поэтому  как бы ни было тяжело детям, они  не попросят о помощи, скроют обстановку в себе. То ли по необходимости. то ли из страха довериться, дети алкоголиков  учатся заботиться сами о себе. И  став взрослыми, дети не могут надеяться  на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными, сам и  попросить помощи у других. В тоже время они обязательны в отношении  помощи другим, даже когда нет необходимости  или люди не заслуживают этого [8].
     И последняя характерная черта - экстремальное  мышление. Наша способность принимать  решения рассматривать альтернативы и соответственно действовать в  трудных ситуациях зависит в  большей степени от примеров, преподанных  нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли не постоянно живут  под стрессам, имеют уникальные способы  уживаться со стрессом. А когда  признанная ситуация неизбежна, то процесс  принятия решения и последующих  действий, главным образом, сводится к поиску виновного, а затем наблюдается  или чрезмерная активность, или почти  полная пассивность [16].
     Итак, по результатам наблюдений Э. Смит были выделены эти основные черты, присущие детям из семей алкоголиков. Взрослея, дети не могут избавиться от этих недостатков, и их искаженно сформировавшаяся эмоциональная сфера накладывает  сноп отпечаток на появление круга  проблем, обусловленных трудностями  во взаимоотношениях, незнанием языка  чувств, низкой самооценкой и большой раздражительностью. Все это и комплексе препятствуют нормальному вхождению, во взрослую жизнь.
     Изучению  влияния семейного алкоголизма  на психическое и личностное развитие посвящено сравнительно немного  литературы, так как этим вопросом занялись основательно лишь недавно. По этой причине на настоящий день существуют только несколько фундаментальных  исследований психики ребенка, искаженной алкоголизмом родителей.
       Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический.
       В итоге дети вырастают: нервными, эмоционально неустойчивыми с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.
         Личностные особенности  детей из алкогольных семей можно  охарактеризовать следующим образом. Эти дети замкнутые, они не любят  говорить о своих проблемах. Они  скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям.
         Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны.          Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между  людьми (в силу отсутствия альтернативного  образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими  во взрослом возрасте [13].
         Такие дети привыкают  ждать одобрения. Став взрослыми, они  не умеют наслаждаться жизнью, так  как они привыкли нести ответственность  и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно  чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных  ситуациях. Самооценка понижена. Дети склонны воспринимать себя некомпетентными  во многих областях жизни.
         Приведенные нами данные убедительно показывают роль окружения и воспитания в предупреждении нарушений поведения и патологии  развития характера и личности у  детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом. 
 
 
 
 
 
 

 

         
4. Проблема детско-родительских  отношений в семьях  алкоголиков. 

         Влияние алкоголизма  на семью в целом заключается  в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для  здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и  границ [9].
         Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой  теряется чувство надежности, безопасности.
         Дети могут брать  на себя несвойственные им ролевые  функции, например роль родителя, а  в таком случае они не могут  обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия [9].
         Границы каждого  члена семьи размыты или слишком  регидны. В последнем случае члены  семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено [9].
         Алкоголь, даже если оставить в стороне медицинские  аспекты, вызывает массу проблем. Основная доля всех случаев насилия, вандализма, нанесения телесных повреждений  в семье связана с пьянством [9].
         Можно отметить, что  каких-то универсальных правил поведения, в семьях злоупотребляющих алкоголем не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Все зависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-то философии домашнего воспитания [25].
          Отношения между  взрослыми и детьми также носят  весьма неопределенный характер. То они могут быть непринужденными  и открытыми, так что ребенок  чувствует себя очень хорошо  в семье, с ним играют, его  балуют. То с ребенком начинают  говорить менторским тоном, и  тогда превалирует авторитарный  стиль общения [25].
         Жизнь в семье, злоупотребляющей алкоголем, непредсказуема. Данные родителями обещания часто не выполняются. Сказанное ранее отрицается, ребенка могут обвинить в том, что он врет, если делает попытку  напомнить об обещанном [28].
         Если отец что-то обещает и затем не обращает на это внимание или просто забывает о сказанном, у ребенка могут  зародиться сомнения в своей памяти.
         У детей развивается  недоверие, в результате чего, они  никому не рассказывают, что испытывают чувство стыда, страха, вины, неловкости и зависти к "нормальным" сверстникам. Клиницисты считают таких подростков группой высокого риска развития эмоциональных проблем [28].
         Часто родители не могут сойтись во мнениях относительно какого-либо решения, сделанного или  сказанного. Ссоры, сопутствующие расхождению  во мнениях, делают ситуацию еще хуже. Ребенок думает, что он является причиной ссоры и боится последствий, которые могут заключаться в  том, что кто-то будет оскорблен  физически или на словах, или что  еще хуже, родители могут разойтись. Все это вызывает чувство неуверенности  и страха, от которого некуда скрыться и не у кого найти утешения. Столь же тягостным как гнев может быть родительское безразличие [28].
         Успехи ребенка  могут восприниматься как нечто  само собой разумеющееся, его попытки  вызвать на этом основании родительское внимание и ласку отвергаются. Подобное поведение родителей в данной ситуации воспринимается ребенком как  крайне негативное. Кроме того, деформируется  самооценка. Если о тебе не заботятся  и не ценят, то поневоле закрадывается  сомнение, а существуешь ли ты на самом деле? В этом случае, пожалуй, основным способом заставить родителей  обратить на себя внимание становится плохое поведение, вызывающее родительский гнев. Гнев, который, во всяком случае, означает хоть какое- то внимание. Это  лучше, чем ничего [21].
         Эмоциональная неразвитость, присущая человеку, злоупотребляющему  алкоголем, может причинить непоправимый вред психике ребенка, его заставляют сидеть на коленях нетрезвого и пахнущего  спиртным отца и выслушивать разглагольствования  о том, как сильно он любит своего ребенка и как трудно ему от того, что его не понимают и ему  не доверяют. Часто настроение родителей  подобно маятнику колеблется от выражения  жалости к самому себе до преувеличенной агрессивности к кому-то или чему-то. Ребенок, по-видимому, чувствует, что  каким-то непостижимым образом сцена  эта может закончиться тем, что  гнев отца обратится против него самого [21].
         Поэтому ребенок  не отваживается уйти из-за боязни наказания, вынужден переживать состояние испуга, "нечистой совести" по поводу своего неприятия отца и его поведения. Потребность захмелевшего взрослого  в нежности и близости с ребенком не всегда оказывается в ладах  с рассудком. Ласка может перерасти  в сексуальное заигрывание, тем  более, что допустимая грань общения  в алкогольных парах видится совсем по-иному [21].
         Ларс Сэдерлинг  отмечает, что в действительности, можно говорить о наличии нескольких ступеней на пути к инцесту, как наиболее болезненному проявлению эмоциональной недифференцированности присущей человеку, злоупотребляющему алкоголем. Во всяком случае принято считать, что в 50 случаев инцест происходит по изложенной выше схеме.
         Психика ребенка, естественно, в подобной ситуации оказывается  надломленной, он испытывает чувство  стыда и вины. Изнасилованию могут  подвергнуться и друзья ребенка, оказавшиеся у него дома. Они также  могут стать объектом неприличных  шуток или других неприятных для  них действий. Или же родитель может  выставить себя на посмешище в  глазах детей, если ведет себя глупо  и недостойно. Ребенок постепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у них  дома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобные встречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей  подворотне.
         Реакция родителей, злоупотребляющих алкоголем, на те или  иные поступки или высказывания детей  отличаются (из-за особенностей алкоголизма  как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может  быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие - осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей.
         Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего  грубого и несдержанного, пагубно  отражается и на формировании личности ребенка. Дети обычно стыдятся таких  родителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное "потаенное горе" бесследно  не проходящее для здоровья [7].
         Результаты исследований показывают, что злоупотребление  родителей спиртными напитками, ведет к развитию неврозов у детей. Неврозы у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов из-за которых  ночной сон часто прерывается. Замечено, что расстройство сна - это реакция  на частые семейные скандалы. Неврозы  у детей могут проявляться  и в виде нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого  пояса. Известно, что заикание может  возникнуть у ребенка после тяжелых  сцен (ссоры, драки, и пр.) между родителями. После сильного испуга у детей  из таких семей наблюдался энурез. Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся стремятся скрыть от сверстников, в особенности, когда их недомогание  обнаруживается в детском коллективе, который они посещают или куда временно попали. Все это глубоко  травмирует психику ребенка [7].
         Дети, злоупотребляющих алкоголем родителей вынуждены  приспосабливаться к условиям постоянного  эмоционального стресса и тем  чувствам, которые он испытывает в  данных ситуациях. Путями такой адаптации  служат:
         1. Имитирование  модели поведения взрослых (на  пример в выражении чувств и т.д.) [7].
         2. Приятие определённых  ролей, для привлечения необходимого  внимания со стороны взрослых (герой семьи, козёл отпущения и т.д.) [7].
         Поведенческие реакции, к которым прибегает ребёнок  дома, распространяются и на все  другие сферы его жизнедеятельности, что приводит к проблемам в  общении с окружающими его  людьми. Обычно такие типы реакции  носят девиантный характер, причём степень выражения девиации зависит  от возраста, черт характера и т.д. [7].
         Ребенок в семье, злоупотребляющей алкоголем, постепенно научается, что обычным путем (т.е. когда отношение к тебе отца или  матери определяется, прежде всего, твоими поступками) невозможно управлять и  контролировать отношения с пьющими  родителями. Взамен следует выучиться  верно истолковывать тревожные  признаки, чтобы, по крайней мере, суметь вовремя скрыться. [7]
         Так как дети алкоголиков  привыкают к постоянным разочарованиям, они приучаются не полагаться на обещания. Они учатся прятать свои истинные чувства, рационализируя их. Поведение  ребенка может определяться тем, какую стратегию выживания он избрал. Это может быть роль юного  бунтаря, который своим вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Подобная тактика преследует также цель отвлечь родителей от семейной проблемы, подменить ее своей собственной, дать выход агрессии.
         В то же время в  относительной безопасности оказываются  братья и сестры, поскольку внимание родителей поглощено в это  время проблемой "гадкого утенка".
         Некоторые дети часто  берут на себя функции своего рода экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Эти "семейный герои", возможно, ходят в магазин  и готовят еду, убирают и стирают  и ко всему прочему оплачивают счета в попытках уберечь семью  от развала. Как бы много не напрягались  эти дети, они делают это, чтобы  преодолеть неудачи и чувство  вины. На удовлетворение собственных  потребностей сил и времени не остается. Все силы и внимание отданы заботе о других. Часто это качество остается на всю жизнь, проявляясь в  поисках тех "других", чтобы  о них заботиться, даже в ущерб  собственному развитию. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой. [9]
         Другой способ для ребенка из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности - это высмеивать и вышучивать все  окружающее, чтобы таким путем  снять стрессовые нагрузки. Они все  время зациклены на шалостях и  все время паясничают с тем, чтобы  переключить внимание с серьезного (убогое и невыносимое окружение) на смешное. Они шутят и говорят  глупости по всякому поводу, так, что  с ними становится трудно общаться. Со временем такое поведение надоедает  окружающим, и ребенка перестают  воспринимать всерьез, в силу чего они  испытывают трудности как в отношениях с другими, так и по отношению  к самому себе. [9]
         Часть детей выбирают вариант "исчезновения", стараясь никогда не привлекать к себе внимание. Они тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх и погрузившись в фантазии, никогда не мешают взрослым и поэтому их оставляют в покое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований. Для таких детей высока вероятность заболевания, такого как анарексия (отказ от еды), а девочки со временем рискуют быть изнасилованными.
         В данном контексте  анарексия может рассматриваться  как средство исчезнуть, сделать  себя непривлекательным, например, в  глазах отца, чтобы избежать инцеста. [9]
         В роли больного ребенок  оказывается двояким способом: либо на нервной почве, - и тогда заболевание  проявляется в головной боли, болях  в животе, плохом самочувствии, ребенок  может страдать энурезом, иметь нервный  тик, всего бояться и т.д.,- либо это может быть обычное заболевание, например, диабет, и тогда внимание всего семейства сосредоточиться  вокруг больного. [9]
         В первом случае симптомы заболевания становятся своего рода защитными функциями, поскольку  на так-то просто что-то требовать от больного человека и ссориться с  ним. К тому же ребенок в этом случае может претендовать на большее внимание матери или избежать опостылевших занятий  в школе.
         Во втором случае бывает сложно лечить заболевание должным  образом, так как его отвлекающая  функция в алкогольном окружении  проявляется тем эффективнее, чем  сильнее болеет ребенок. Следовательно, семья в целом ничего не выигрывает, когда ребенок выздоравливает. Здоровые дети, поэтому могут быть еще более  неухожены. [28]
         Ребенок с заболеванием, либо органически обусловленным, либо функциональным, может неосознанно  стать жертвой в попытке сохранить  такую семью. Есть примеры того, что  ребенка изображают больным, приписывая ему те или иные симптомы болезни, в то время как в действительности он здоров.           Такой ребенок в итоге становится объектом бесконечных выяснений  и процедур, пока, наконец, не откроется  истинное положение вещей, которое  заключается в том, что на самом  деле неотложная помощь требуется матери и семье в целом. [28]
         В зависимости  от времени продолжения "игры" может наступить некоторое улучшение  в семье, злоупотребляющей алкоголем, но плата за такого рода улучшение  ложиться тяжким грузом вины на ребенка. [28]
         Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто  сталкивается с серьезными трудностями  в учебе и отношениях с другими  детьми. Недостаточно развитое чувство  собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой  ребенок становится чем-то вроде  шута, которого либо пинают, либо выталкивают  из игр, компаний и т.д. Вместе с тем  у такого ребенка может появиться  потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими  людьми. В последнем случае ребенок  становится тем задирой, который  пинает. Он также становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, в результате никто из детей  не хочет с ним дружить.
         Школа все больше становится утомительным занятием для  такого ребенка, независимо от выбранной  им роли. Часть детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, предпочитают всячески отлынивать от занятий.
         Развивающееся с  годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми  и податливыми в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться  среди "избранных" они подчиняют  свою волю более сильного лидера и  рискуют быть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и просто преступного характера. Иногда они слишком некритически воспринимают любого, кто высказывает  какое-то понимание или доверие, опять-таки рискуя оказаться обманутыми и подвергнуться оскорбления  из-за своей зависимости от "доброго  друга". [9]
         Они также могут  оказаться в разного рода группах  с отклоняющимися поведением с различными физическими и социальными последствиями. Не встречая поддержки и понимания  в семье, сталкиваясь с неудачами  в попытке установить связи в  школьном окружении, ребенок оказывается  всвоего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому ненужным. Один из родителей  целиком сосредоточен на спиртном, другой на спивающейся половине, либо оба родителя поглощены своими алкогольными проблемами. Ребенок и его проблемы просто не имеют шансов быть замеченными  в таком окружении. Подобное положение переживается ребенком, как если бы он оказался сиротой при живых родителях. Он не просит от окружающих помощи в разрешении действительной проблемы, отчасти из-за опасения новых разочарований и наказаний. К тому же таким детям свойственно оберегать своих родителей, демонстрируя при этом почти не поддающуюся объяснению преданность пьющим папе и маме. Отрицание проблемы - это защитный механизм от травмирующей действительности. И в то же время - это уступка неписанным законам, запрещающим выносить на публичное обсуждение проблемы своей семьи. Ребенок, напротив, ищет помощи и внимания по отношению ко всякого рода другим действительным и мнимым проблемам, часто не будучи в состоянии их сформулировать и в них разобраться. Даже если на детей возлагается вина за поступки родителей, лишь единицы чувствуют по-настоящему себя виноватыми в пьянстве отца или матери. [12]
         Несмотря на это  многие дети, фактически берут ответственность  на себя, лишь бы ослабить семейные проблемы. Это ответственность за родительское поведение, которое они хотят  изменить. Нельзя рассматривать такую  ответственность в качестве благоприятного фактора с точки зрения развития ребенка. Если бы это было так, ответственность  должна была бы возрастать по мере роста  возможностей для ребенка воздействовать на реальность. Но у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, все обстоит  наоборот: ответственность возрастает, а средств воздействовать на реальность у них нет. Из-за необходимости  решать проблемы, неподдающиеся их контролю, дети начинают воспринимать чувство ответственности как  бремя и испытывают бессилие перед  решением каких бы то ни было жизненных  задач [12].
         Если развитие ребенка совершается в нормальных условиях, у него возрастает чувство  ответственности по мере того, как  он видит последствия своих поступков  через взаимодействие с окружающими, видит и принимает к сведению, какое значение эти поступки имеют  для других людей. Отношения между  взрослым и ребенком становятся более  тесными, когда ребенок в состоянии  совершенствовать навыки воздействия  на реальность, а взрослый контролирует уровень этих навыков. Такое взаимодействие позволяет ребенку развиваться, опираясь на возможности, существующие внутри его социума. Что касается детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, то их поступки и переживания никогда  не встречают адекватной реакции, а  рассматриваются взрослыми через  призму их сиюминутных потребностей и состояний [16].
         Повседневная жизнь  детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно окрашена эмоциональным  стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как стрессовое. Беспрерывное состояние стресса  может иметь опасные последствия  для ребенка 
         По теории Каплана, тяжесть последствии, вызванных такими состояниями зависит от того, насколько человек сумел осмыслить и эмоционально переработать происходившее. Если он не сумел этого сделать, все его душевные силы будут тратиться на то, чтобы преодолеть боль непереработанного прошлого.
         Тот факт, что родители отдают предпочтение спиртному, отражается на ребенке хуже, чем сами по себе эпизоды пьянства или количество выпитого. Люди, для которых их пагубная страсть является приоритетом, нарушают основополагающие представления о  том какими должны быть родители, при  том, что у детей эти представления  есть. Пьянство ведет к сужению  родительской ответственности, что  непосредственно затрагивает детей. Поведение взрослых и детей в  семьях, злоупотребляющих алкоголем ,рассматриваются  и трактуются через призму их представлений  о том, какой должна быть семейная жизнь и что она должна нести  человеку [6].
         Если в семьях с нормальными непьющими родителями требования последних к своим  детям основываются на твердых жизненных  взглядах, и потому имеют постоянный характер по отношению к тем или  иным эмоциональным и поведенческим  проявлениям, то трагедия детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, состоит  в искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений [3].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.