На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, признаки, сущность государства в современных подходах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                         Введение
     Тема  курсовой работы актуальна и знание её необходимо. Ведь государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая политическая организация не способна заменить. Бесспорно, Ф. Энгельс поспешил, заявив, что, как только исчезнет разделение общества на классы, государство будет сдано в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором1.
     Многие  мыслители стремились понять, что  представляет собой государство, почему оно возникло и так необходимо человечеству, какова природа государства, что отличает его от других организаций, созданных людьми. На эти и подобные вопросы было дано много различных ответов; некоторые в чем-то совпадали, другие выглядели абсолютно независимыми, либо были принципиально противоположны друг другу ,и так далее.
     Многообразие  взглядов на государство обусловлено  тем, что само государство - это чрезвычайно  сложное, исторически изменяющееся явление. Познание свойств и признаков  государства затруднено постоянно меняющимися экономическими, социальными, классовыми, духовными, национальными, религиозными и другими факторами, определяющими его сущность и содержание.
     В моей курсовой работе я хотела бы осветить тему «Понятие, признаки, сущность государства  в современных подходах». По моему  глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. На мой взгляд, это очень широкая по своей сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить.
_____________
1Маркс, Энгельс. Ф. соч.2-изд. Том 21 ,с 170 

Государство -это обширное и многогранное понятие, поэтому в своей работе я не раз буду обращаться ко всем его признакам, понятиям и сущности .
     Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной  структурой, выполняет специфические  функции. Понятие государства используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как  общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая  на определенной территории. Отождествляется  по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком  смысле государство понимается как  организация политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в  политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство характеризуется целым  рядом только ему присущих признаков: принудительностью, суверенитетом, всеобщностью и т.д.
     В современной политологи можно выделить два основных подхода к определению  сущности государства. В рамках классового подхода сущность государства заключается  в приоритетном обеспечении интересов  господствующего класса и подавлении протеста других социальных групп. На ранних этапах исторического развития преобладала именно эта сторона деятельности государства. В современных условиях сущность государства чаще всего трактуется с позиций общесоциального подхода. Государство в этом случае определяется как политическая организация, создающая условия для компромисса интересов основных социальных групп населения. Оно выступает в качестве арбитра и активного участника отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать опасного для общества обострения конфликтов.2
___________________
2 Матузова Н.И. ,Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций М.,2000.с.51
                Таким образом, целью моей курсовой работы является изучение понятие, признаков, сущности государства в современных подходах.
 В  рамках данной цели намечены  следующие задачи:
1) изучить  и проанализировать литературу  по данной теме;
2) раскрыть  понятия государства в современных  подходах;
3) выявить  признаки государства;
4) рассмотреть  государство и его сущность в современных подходах;
     Методы  исследования: сравнительный, исторический и обзорно-аналитический.
      Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
      Работа  написана на базе нормативного материала, учебной и дополнительной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Основная  часть.
 
     Свою  работу я начну с рассмотрения понятия государства. В политико-юридической  литературе существует множество дефиниций  понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства"3 и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка"4 ,и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соответствующей ему верховной властью"5 , и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории"6 , и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти"7. Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. Необходимо помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.д., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.
__________________
3 Коркунов Н .М. Лекции по общей теории права. 3-е издание 1894.
4 Гумплович Л.Общее учение о государстве. СПб., 1910. с. 47.
5 Тихомиров. Л.А. Критика демократии М.,1997.с 93
6 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права.СПб.,1998.с 73
7 Ильин И. Путь к очевидности. М.,1993.с 258
                         Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории, также понятие государства можно охарактеризовать как выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой ,понятиями ,признаками и сущностью.
     Попытки дать полное, всеобъемлющее определение  понятия государства предпринимались давно и неоднократно .Однако сам термин "государство" в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин "stato" для обозначения политически организованного общества. Его взгляды изложены в работе "Государь", где раскрыта идея о том, что государство - это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества.
     Все множество определений понятия "государство" можно условно разделить на несколько  групп: 

______________
8 Морозова Н.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 21.
      1) Понимание государства как союза людей, как родина, объединенная правом; множество людей, связанных общностью духовной судьбы, культуры и правосознания.
  2) Как механизма, машины власти с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами.
  3) Как особый аппарат, выделившийся из общества.
     Современный уровень знаний позволяет рассматривать  государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни  людей на определенной территории, и что государство -это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.
     Государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом  управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит  обществом на основе социального  компромисса. Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.
     В моей курсовой работе для раскрытия  темы также необходимо выделить отличительные признаки современного государства, которые дополняются его атрибутами: наличие публичной власти, отделенной от общества. Появление особого разделения труда на управляющих и управляемых приводит к образования особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Политическая элита принудительно навязывает свою волю обществу через определенные институты. Государство есть совокупность организаций и учреждений, система управления общественной жизнью. Государство власть институциональная. Территория (часть суши, воздушного и водного
_________________
9 Кашанина Т.В.Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2005. 

пространства), фиксирующая границы государства. Население, на которое распространяется государственная власть. Монополия на правотворчество.
       Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы, обязательные для всего общества. Право на взимание налогов и сборов с населения. Гражданство характеризует связь индивида с государством. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.
     Теперь  раскрою более подробно признаки государства в современных подходах, к ним относятся:
     1) Публичная власть. При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.В отличие от родового строя для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, "особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны"7 Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армии, гвардии и полиции), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников. Для характеристики публичной власти наиболее часто используют два термина "легальность" и "легитимность". Ввиду того что в переводе оба термина означают "узаконение", в обиходе и в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения. Важнейшим средством легализации власти, будь то власть государственная или власть политическая, выступают нормы права. Лишь закрепление в законе основных институтов государственной власти, принятие конституций, характеризующих новый государственный строй, означает легализацию новой государственной власти
и ее составляющих элементов. Широкое понимание термина "легальность" означает, что с данных позиций можно оценивать происхождение власти, ее организацию, систему органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности. Отступление по этим характеристикам от действующих правовых норм есть отрицание легальности той или иной составляющей государственной власти. Нарушение принципа легальности предполагает вступление в силу как мер юридической (уголовной, административной), так и политической (отставка, отстранение от должности) ответственности. Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства.
  2) Налоги. Система налогов, податей, займов выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых
_________________
10
только  управленческой деятельностью. В современных государствах кроме содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ.
           3)Территория государства представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;
           4) Право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
      5) Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их
_______________
11
в юридические  правила поведения);
     6) Монополия на легальное применение силы
 физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
     7) Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
  8) Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
      9) Монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
  10) Всеобъемлемость. Государство - это организация власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет есть свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание "всеобъемлемости" как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт "гражданства" (подданства), т. е. государство - это всеобъемлющая организация общества.
       11) Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т. ж. ее независимость на международной арене при условии не нарушения суверенитета других государств .Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем: 
а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти; 
в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию.

      12) Наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.
     Теперь  я перехожу к определению сущности государства. В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели функционирование, т. е. власть, ее принадлежность. Государство, как это было показано выше , возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта становится объективно невыгодной, и для дальнейшего развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер в условиях еще крайне низкой производительности труда, появляется хотя бы у части людей возможность освободиться от повседневною тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.
     Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера общинной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Однако характер в Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть государственной власти не всегда одинакова. Так, в древних Афинах или однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогично положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав, и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов; и в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти. Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения . Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии. В восточных государствах власть находилась в руках бюрократическо - чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, в частности, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60 х. гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки. Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы). Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев. В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы станут преобладать над более узкими
классовыми  или групповыми. И наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих-капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в «восточном» государстве является труд общинников и т. д. Поэтому стоящий у власти класс (или социальная группа) всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Значит, любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Обшесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда —мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия: идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым. В Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда. В определенной степени рабы были защищены юридически — как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль и, предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, является необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества.
Итак, для  полного и объективного познания государства, понимания его сущности, недостаточно только классового подхода - следует использовать положения и других теорий государства - технократическая, элитарной, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.
  1) Теория плюрализма. Сторонники этой теории (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того ,что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.
  2) Технократическая теория. Возникла в 20-е гг. XX в. (его часто называют "административным веком") как ответ на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода к пониманию природы государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы. Сторонники данной теории (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид и другие) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. Технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели. Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.
  3) Теория элит. Появилась эта теория в начале XX в. Крупнейшие сторонники: Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето, элита образуется двояким образом: а) элиту образуют все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой "сливки" того или иного социального слоя ;б) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления.
 Таким  образом, элита - особый, достаточно  узкий социальный слой, члены  которого обладают властью и  определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная  борьба между элитами за возможность  определять политику государства.  Победившая элита посредством  собственных членов и ставленников  проводит свои интересы, которые  не всегда совпадают с интересами  большинства.
       4) Патриархальная (Р. Филмер) теория трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности, государства. Государство рассматривается как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями главы и членов семьи.
       5) Теократическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) концепция связывает возникновение государства с волей Бога. Государство – часть порядка, установленного Богом, результат божественного промысла. Теократическая концепция безраздельно господствовала в эпоху средневековья.
  6) Ирригационная (К. Виттфогель) В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата. Абсолютизируется роль географического фактора. Локальный характер.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.