На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государство как основной институт власти

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Кафедра: Философии 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине: Политология
на тему: Государство как основной институт власти 
 
 
 
 
 

                Выполнила:
                студентка  4  курса
                специальность:
                Шифр:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

2011 г.
Оглавление 

1. Сущность и основные типы государства 3
1.1. Теории происхождения и сущности государства 10
1.2. Основные вопросы  типологии государств 12
1.3. Общая характеристика отдельных типов государств 13
2. Правовое государство: идеал и принципы функционирования. 19
2.1. Принципы и признаки  правового государства 20
2.2. Три ветви власти 22
Список  используемой литературы 25 

 


    Сущность  и основные типы государства
 
      Общеизвестно, что государство существовало у  народов не всегда, его образованию  предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.
      Характер  собственности был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.
      Формой  социальной организации в тот  период (после первобытного строя) был  род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.
      Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.
      Стала другой общественная организация –  первобытное стадо преобразовалось  в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который  постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние – в  союз племен. Возникла необходимость  в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства  еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.
      Власть  – древнее и повсеместное, универсальное  свойство любой социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация  есть власть, осуществляемая в интересах  всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых  среди равных», глава рода, вождь  племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и  соплеменников.
      Власть  вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.
      С марксистской точки зрения происхождение  государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним  из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.
      Рост  производительности труда с неизбежностью  ведет к увеличению объёма избыточного  продукта, обусловившему появление  частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
      Постепенный переход от парного брака к  моногамному приводит к экономической  самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.
      Рост  производительности труда, переход  в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение  в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
      На  этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.
      Перерождение  органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
      У разных народов возникновение частной  собственности вызывало различные  формы расслоения на богатых и  бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части – собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.
      С марксистской точки зрения государство  есть продукт развития общества, продукт  непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда  и поскольку, где, когда и поскольку  классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления  возникает и развивается особый институт – государство.
      Общество  создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и  внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность  по отношению к обществу и тем  более преуспевает в этом, чем  более он становится органом одного определенного класса и чем более  явно осуществляет его господство.
      Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
      Если  общественное производство в результате тысячелетней революции пришло к  частной собственности, то для всех других областей организации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится государство.
      Для марксистского понимания происхождения  государства недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности  и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения  сделать выводы о том, что государство  не устраняет борьбы классов. Государство  есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.
      Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной  и защитой государства; государство  возникает для того, чтобы сохранять  его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга  в бесплодной борьбе. Полный мир  между классами невозможен.
      Для того чтобы научно достоверно сделать  вывод, завершился ли переход того или  иного народа от догосударственного к государственно-организованному обществу, специально определяются  признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.
      Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым  принципом организации населения.
      В качестве признака государства рассматривается  не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.
      второе  отличие заключается в наличии  общественной власти, интересы которой  не совпадают с интересами населения. Государственная власть – это  власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.
      Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный аппарат). Первоначально  государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных  людей. Впоследствии складывается все  более сложный аппарат принуждения.
      Аппарат публичной власти коренным образом  отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:
    во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд;
    во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию (полиция, армия);
    в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;
    в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вовне государства;
    в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;
      В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего  в процессе, как возникновения, так  и дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание закономерностей  развития государственно-организованного  общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.
      Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.
      Социалистическое  государство на этапе диктатуры  пролетариата осуществляет ее уже в  интересах гигантского большинства  населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.
      Другой  подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
      Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое  общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.
      Государственный механизм превратился из орудия преимущественно  подавления в средство преимущественно  реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
      В сущности государства в зависимости  от исторических условий на первый план может выходить либо классовое  начало (насилие), что характерно для  эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной.
      Сущность  государства как политической организации  особенно ярко проявляется в его  сопоставлении с гражданским  обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений  за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы  и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание – гражданским обществом.
      Кроме того, что государство есть публичная  власть, отделенная от населения, имеющая  аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и  как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми различными системами  властеотношений и институтов. И. Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К. Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое публично-властными структурами и отношениями.
      Теории  происхождения и  сущности государства
 
      Кроме марксистской теории происхождения  государства существуют и иные теории, в которых связь государства  с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.
      Теологическая теория довольно многоаспектна.
      У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление  о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих  божественное происхождение. В русле  такого понимания и освещаются в  мифах темы земной жизни людей, общественного  и государственного строя, их взаимоотношения  между собой, права и обязанности.
      Основная  идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и  сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную  обязательность и святость.
      Основателями  патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
      Платон  в своем знаменитом труде «Государство»  конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами  его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство – это обруч, скрепляющий  своих членов на основе взаимного  уважения и отеческой любви.
      Идеи  патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.
      Договорная  теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.
      Теория  насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К. Каутский.
      Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а  в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная бабка государства», - заявил Л. Гумплович.

1.2. Основные вопросы  типологии государств

      Первые  попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который  считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих  в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель.
      Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
      Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
      До  последнего времени вопросы типологии  государств рассматривались преимущественно  с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
      Известная триада К. Маркса делит мировую историю  на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно, государственно-организованное общество – элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
      Наряду  с формационным подходом к решению  вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
      В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках.
      Общая характеристика отдельных  типов государств
 
      1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
      Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.
      В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый  посредством внеэкономического  принуждения. Рабовладельческое хозяйство  строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
      Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к  гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
      Основной  экономический закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности  рабовладельцев на средства производства и рабов.
      Рабовладельческое государство представляло собой  орган классового господства и насилия  класса рабовладельцев над рабами и  мелкими производителями – крестьянами  и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры  класса рабовладельцев.
      Классовая сущность государства проявлялась  в его функциях, которые показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции рабовладельческого государства:
    подчинение сопротивления рабов;
    охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства производства;
    идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
    обороны страны и мирного контакта с другими народами;
    захвата чужих территорий;
    по управлению завоеванными территориями.
      2. Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.
      Способом  присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три  её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют  трем периодам в развитии феодального  государства.
      Вся деятельность феодального государства  сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над  крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином.
      В истории Западной Европы феодализм  занял более чем тысячелетнюю эпоху (V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные  порядки и правовые институты  нашли свое отражение в сословно-корпоративной  структуре феодализма. Антагонистические  противоречия между феодалами и  угнетенными массами, борьба между  различными группировками среди  феодалов – вот чем характерно это общество.
      Эволюция  социально-экономических и политических институтов приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя существует раннефеодальное  государство (конец V – середина XI века). Феодализм еще только консолидируется  и упрочняется как новая общественно-экономическая  формация; в рамках данного этапа  государства сначала организуются в большие, но весьма слабые по степени  интеграции монархии. Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные монархии.
      3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.
      В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование  современного западного общества и  его государства закономерно, что  при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении  эволюционным путем появляется новая  социальная система, существующая с  оставшимися социалистическими  государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.