На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Основные функции психики

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основные функции  психики. 

Можно выделить 3 основные функции психики:
отражение воздействий  окружающего мира
осознание человеком  своего места в окружающем мире
регуляция поведения  и деятельности 

Отражение воздействий  окружающей действительности. 

Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это  не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно  изменяющийся процесс, которому присущи  и противоречия.
Во-вторых, при  психическом отражении объективной  действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое  отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие  образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность  психического отражения, характерное  для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного  отражения окружающего мира.
  

Регуляция поведения  и деятельности. 

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
  

Осознание человеком  своего места в окружающем мире. 

Эта функция  психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к  ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 

Теория  системной локализации  высших психических  функций 

Общепсихологическую основу современной нейропсихологии  составляет положение о системном  строении высших психических функций  и их системной мозговой организации. 

Высшие психические  функции (мышление, память, речь и т.д.) — это сложные формы сознательной произвольной психической деятельности. Этим они качественно отличны  от других психических явлений, которые  имеются и у животных. Высшие психические  функции представляют собой особые "психологические системы", которые создаются "путем надстройки новых образований над старыми", а старые образования становятся соподчиненными новым (Выготский Л.С., 1960 и др.). Например, у животных имеются такие низшие ("натуральные") психофизиологические функции, как моторная, мнемическая и другие. У человека же появляются произвольные, т.е. высшие формы этих функций: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность. 

По мнению Л.С. Выготского, общение в процессе совместного  труда породило у людей речь. Возможно, что первыми словами были слова-приказы  — "возьми это" или "пойди туда", а далее человек научился обращать слова-приказы на самого себя. Человек говорит себе "встань" — и встает; он говорит себе "я должен это сделать" — и делает. Возможность приказывать себе, управлять собой, т.е. произвольность психики, возникла в процессе общественного, культурного развития человека. Таким образом, основной закономерностью формирования высших психических функций является то, что они первоначально существуют как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. 

По мере формирования высших психических функций происходит процесс превращения внешних  средств осуществления функции  во внутренний, психический план. Превращение  интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (отношения с самим собой) Л.С. Выготский назвал процессом интериоризации. Вначале высшие психические функции представляли собой развернутую форму внешней предметной деятельности, которая опиралась на элементарные сенсорные и моторные процессы, а затем эти действия и процессы "свертываются", приобретая характер автоматизированных умственных действий. 
 

. А.Р. Лурия (1962) дополнил понимание высших психических функций представлениями о мозговых функциональных системах. Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа высших психических функций. В их состав входит набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) звеньев. Согласно этим представлениям, психические функции, например речь, обеспечиваются деятельностью в мозге человека единой функциональной системы, отдельные части которой локализованы в различных участках мозга, начиная с корковых отделов и заканчивая стволом. Ограниченное поражение одной из частей такой системы обычно не может полностью вывести ее из строя, так как сохранные части системы продолжают функционировать, компенсируя в известной степени возникшие нарушения.  

Таким образом, высшие психические функции системны по своему психологическому строению и имеют сложную многокомпонентную  психофизиологическую основу. Эти положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций — теоретической основы современной нейропсихологии. Системная локализация высших психических функций предполагает иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции, что вытекает из сложного многокомпонентного состава систем, на которые они опираются. 

Теория системной  динамической локализации высших психических  функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями  в решении проблемы "мозг и психика" — узким локализационизмом (психоморфологическое направление) и антилокализационизмом (концепция эквипотенциальности мозга). 

В психоморфологическом направлении локализация психической  функции непосредственно связана  с определенной мозговой структурой. Кора полушарий рассматривается как совокупность различных "центров", и их поражение ведет к необратимому нарушению (или выпадению) соответствующей функции. 

В антилокализоцианизме мозг (кора больших полушарий) трактуется как однородное (эквипотенциальное) целое, равноценное и равнозначное для психических функций во всех своих отделах. Степень нарушения психической функции не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга. Та же клиническая практика приносит достаточно наблюдений, указывающих на возможность осуществления нарушенных функций другими отделами мозга. Порой обширные повреждения мозга не сопровождались глубокими нарушениями интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие межполушарной асимметрии 

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. 

В настоящее  время считается, что левое полушарие  у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие  выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. 

Также было показано, что левое полушарие в большей  степени ориентировано на прогнозирование  будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. 

В процессе индивидуального  развития выраженность межполушарной  асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного  мозга. Последние исследования свидетельствуют  о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных. 

[править]
Современные представления  о межполушарной асимметрии 

В настоящее  время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего  как проблема функциональной специфичности  полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.) 

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. 

Результаты исследований различных авторов указывают  на то, что между правым и левым  полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская  Е. Д., 2005): 

[править]
Связь 

Способность к  речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. 

Правое полушарие  способно воспринимать информацию в  целом, работать сразу по многим каналам  и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его  частям. С работой правого полушария  принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. 

Ряд исследований показал, что имеются различия функций  полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. 

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных  названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды  названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира. 

Левое полушарие  обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны. 

В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
правое полушарие  формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.
формирование  структуры лексикона человека происходит за счет суммации разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на слова-концепты. 

Таким образом, межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических  функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы. 
 
 

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ  

- одно из основных  понятий "индивидуальной психологии" А. Адлера - выражает гипотезу  о том, что предпосылкой человеческих  неврозов выступает К.Н. - формирующееся  в раннем детстве болезненное  чувство  собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.