На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологическая диагностика как основное направление деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Цели, содержание

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Реферат на тему:
     «Психологическая  диагностика как  основное направление  деятельности педагога-психолога  в образовательном  учреждении. Цели, содержание деятельности, особенности  организации» 
 
 

                       Выполнила: 
             
             
             
             

                       Проверил:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Челябинск
     2010
Оглавление
Введение 3
Назначение  психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях 4
Особенности организации психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях 7
Содержание  психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях 10
Заключение 22
Библиографический список 23 
 

 


Введение

       Психологическая диагностика в самом общем виде понимается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей. Если же говорить о психологической диагностике как направлении деятельности психолога в образовательном учреждении, то, на мой взгляд, это основная деятельность психолога, которая обладает своими особенностями.
       Основной  она является потому, что дает основную информацию и материал для выработки  рекомендаций и коррекционных программ. Без психологической диагностики  психолог не имеет законных оснований  для выработки рекомендаций и  коррекционных программ. Особую актуальность данный факт приобретает в государственных  учреждениях.
       Так же многие диагностические процедуры  значительно облегчают работу психолога, что является актуальной проблемой  для школьных психологов, поскольку  их работа затрагивает многие аспекты  психологической работы с людьми (просвещение, информирование, диагностика, консультирование, психопрофилактика и психокоррекция и т.д.), а также различные возрастные группы (школьники от первоклашек до старшеклассников, родителей, преподавателей).
       Еще одной особенностью психологической  диагностики в ОУ является использование  так называемого диагностико-развивающего обучения. То есть психолог обязан не просто провести тест и дать его интерпретацию, но собрать целостную психологическую характеристику ребенка и выработать коррекционную программу вместе с педагогическим коллективом.
       Таким образом, психологическая диагностика  в образовательных учреждениях  имеет ряд особенностей, позволяющих  назвать её основной деятельностью  психолога. 

 

       

Назначение  психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях

     В компетенцию и обязанности детского психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.
     Задача  психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.
     Особенности диагностической работы в практической психологии
     Психодиагностика  в системе психологической службы образования имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отечественных и зарубежных психологов отмечается необходимость различать психодиагностику научно-исследовательскую и научно-практическую.
     Научно-практическая психодиагностика ориентируется на различные задачи общественной практики, в нашем случае – на задачу психического развития и укрепления психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
     Следует особо подчеркнуть различие в  самих задачах диагностической  работы психологов-исследователей, то есть научных работников и детских психологов-практиков. Так, Й. Шванцара утверждает, что основной задачей психологов, занимающихся практическими проблемами в различных детских учреждениях, является не накопление любых психологических данных, а «обнаружение искомого, то есть ответа на вопросы, вызвавшие исследование, и на дальнейшие, которые из него вытекают. Последнее задание, несомненно, бывает зачастую гораздо более затруднительным, чем собирание результатов для целей исследования».
     Иными словами, если задача первых – установить определенные закономерности психического развития, то цель вторых – ответить на конкретный вопрос, выявить причину определенного психологического явления. При этом диагностика причин – не самоцель для практического психолога, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодолению трудностей и нарушений в развитии и т. п.
     Психодиагностика  в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл. Она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий.
     Учитывая  специфику диагностики в системе  психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику  и основными ее задачами считают  следующие:
      во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;
      во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
     Специфика психодиагностики в психологической  службе образования заключается  и в том, что мы не можем ее принять  в традиционном понимании как  «дисциплину о методах классификации  и ранжирования людей по психологическим  и психофизиологическим признакам». Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л. С. Выготский. Он предупреждал, что мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. п., без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс. Всякое развитие в настоящем базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем. То есть, измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога [4].
     Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:
     —  получению своевременной информации об индивидуально-психологических  особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой  для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
     —  выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей  для обеспечения наиболее полного  личностного и профессионального  самоопределения;
     —  определению причин нарушений в  обучении, поведении и развитии несовершеннолетних [5].
     Таким образом, назначением  психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях является многостороннее и  многогранное изучение индивидуальных, личностных, характерологических  и других особенностей ребенка с целью  разработки рекомендаций, облегчающих развитие и обучение ребенка.
 

Особенности организации психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях

     Научный анализ проблем и обобщение опыта  работы практических психологов показывает, что в рамках психологической  службы образования речь не может  идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции. Здесь  должно существовать диагностика-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление работы, единое по самой своей сути. Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше. Более того, детский психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционноц, воспитательной (развивающей) работы.
     Диагностико-коррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
     Психологический тест является средством, которое может  привести к положительному результату только тогда, когда оно находится  в руках человека, обладающего  специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и  соблюдающего этические принципы психологической  работы с людьми.
     В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно  задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий  не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л. С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».
     Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана. Впервые такая процедура у нас была предложена Л. С. Выготским в виде схемы педологического исследования в применении к трудновоспитуемому и ненормальному ребенку. На основе этой схемы Й. Шванцара разработал свой довольно интересный экспериментально-психологический подход в диагностике развития личности, выражающей в ряде шагов или этапов. В американской литературе также представлены пошаговые описания диагностической работы школьных психологов:
     1) изучение практического запроса (проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос; беседа имеет и дополнительное значение – она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает прояснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога);
       2) формулировка психологической проблемы (запрос или требование, предъявляемые практикой, психолог переводит и преобразует в психологическую проблему, которая формулируется на основании изучения всей информации о ребенке. Очень важно, чтобы психолог имел данные об истории развития ребенка, которая должна стать основным источником всех дальнейших сведений, фоном исследования);
     3) выдвижение гипотез о причинах  наблюдаемых явлений;
     4) выбор метода исследования;
     5) использование метода;
     6) формулировка психологического  диагноза, которая должна обязательно  содержать и прогноз дальнейшего  развития ребенка, причем прогноз  как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком  будет своевременно проведена  необходимая работа, и при условии,  если такой работы с ним  своевременно проведено не будет;
     7) разработка рекомендаций, программы  психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
     8) осуществление этой программы,  контроль за ее выполнением.
     Хотелось  бы обратить внимание на то, что, конечно, это не жесткая схема. В реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-развивающей, диагностико-кор-рекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на прохождение им того или иного этапа. Но ориентироваться на их совокупность и последовательность необходимо всегда.
     Итак, диагностико-развивающее (коррекционное) направление в работе детского психолога занимает одно из ведущих мест. Психолог практически постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять психологические причины, основания того или иного поведения детей и школьников, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов или неуспехов в какой-либо Деятельности, осуществлять коррекцию выявленных недостатков, составлять перспективную программу развития каждого ребенка и многое другое. Можно сказать, что психологическая служба – это постоянный процесс решения проблем. Не случайно специальные принципы и техники решения проблем в работе школьного психолога обсуждаются и разрабатываются очень многими авторами [4].

Содержание  психологической  диагностики в  образовательных  учреждениях

     Диагностическая деятельность школьного психолога, работающего в рамках модели сопровождения, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения  и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. То есть на изучение их психолого-педагогического статуса и опирается на диагностический минимум.
     В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения предусмотрено проведение диагностических минимумов в четырех ученических параллелях. Их выбор, как мы уже говорили, не случаен, он обусловлен теми объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение детей и подростков в эти школьные периоды. Более того, некоторые из них настолько важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей и опасностей развития и обучения школьников, что они включают в себя два диагностических обследования по данной схеме. Конкретно это касается периодов поступления в школу и перехода в среднее звено.
     Перед психологом и педагогами последовательно  встают две важные задачи сопровождения, которые не могут быть решены одновременно. Первая – это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях, будь то начало школьной жизни вообще, либо переход к предметному обучению. Сопровождающая деятельность на этом этапе ориентирована, с одной стороны, на оказание необходимой помощи детям с низким уровнем такой готовности, а с другой стороны, на модификацию учебного процесса с учетом реальных психологических особенностей и возможностей первоклассников. Вторая – это адаптация школьников в новой социально-педагогической среде; создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации и помощь школьникам, испытывающим различные трудности в выработке приспособительного стиля поведения и отношения.
     В целом система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник в период десятилетнего обучения, может быть представлена в следующем виде:
     • обследование дошкольников на этапе приема в школу;
     • обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
     • обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы;
     • обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
     • обследование подростков в период острого возрастного кризиса;
     • обследование старшеклассников.
     В основе всех диагностических минимумов  лежит психоло-го-педагогическая карта школьника и составляющие ее параметры. Вместе с тем роль и «удельный вес» различных факторов меняется и зависит от возраста школьников, целей и задач обследования на данной ступени обучения. Остановимся на этом подробнее.
     1. Прием   в   школу.
     Целью диагностики является определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы.
Соответственно, в процессе анализа диагностические  результаты конкретного ребенка  будут сравниваться с определенными  параметрами психолого-педагогических требований к содержанию статуса  первоклассника. Чем больше уровень  развития дошкольника на момент обследования соответствует содержанию статуса первоклассника (по определенным параметрам), тем выше будет оцениваться степень готовности ребенка к обучению, приобретению тех или иных психологических и социальных навыков, формированию тех или иных психологических новообразований.
     2. Адаптация   в   школьной   среде.
     Целью диагностики является изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. В рамках нашего подхода, на операциональном уровне, мы рассматриваем адаптацию с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По всем основным для данного возраста параметрам статуса результаты обследования будут сравниваться с содержанием конкретных требований и их близость будет свидетельствовать об адаптированности ребенка, частичные несоответствия (ситуации, когда отдельные особенности поведения, обучения или эмоционального состояния не соответствуют предъявляемым требованиям) – о потенциальной дезадаптации и частичной неприспособленности ребенка, значительные несоответствия – о дезадаптации.
     3. Окончание   третьего   класса.
     Основная  диагностическая  задача – выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене. Работа с результатами обследования разворачивается по той же схеме, что и в первом диагностическом минимуме: результаты сравниваются с содержанием системы психолого-педагогических требований, предъявляемых к пятиклассникам, и т. д.
     Различие  состоит в выборе конкретных параметров статуса, по которым осуществляется оценка уровня и особенностей готовности. Если при приеме в школу это в основном когнитивные и мотивационные параметры, то при переходе в среднее звено важную роль начинают играть характеристики общения, отношения к значимой деятельности.
     4. Адаптация   школьников   в   среднем   звене.
     Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения.
     5. Период   острого   подросткового   кризиса.
     Цель  диагностического минимума – получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте. Необходимость такого обследования очевидна. Педагогический диагноз, выставляемый подростку на основании плохой успеваемости или отклоняющегося поведения, часто бывает ошибочным. Иногда в силу приписывания школьнику злого асоциального умысла, психической неполноценности и др.
     Чаще  – из-за объективной невозможности найти причины различных проблем подростка без серьезных психологических обследований. В процессе сравнения полученных результатов с системой психолого-педагогических требований могут быть определены сферы преимущественной локализации проблем подростка и, что очень важно, сделаны обоснованные предположения об их источниках. При необходимости выдвинутые гипотезы проверяются в углубленном обследовании.
     6. Обследование   старшеклассников.
     В отношении данного, последнего диагностического минимума мы не беремся однозначно определить цели и задачи не всегда возможно, ввиду большой загруженности психолога. Поэтому проведения данного этапа оставляется на усмотрение школьного психолога и педагогического коллектива.
     Классный  журнал служит источником информации об объективных  педагогических показателях  школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.
     Анализ  ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).
     Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.
     Выше  уже отмечалось, что в диагностическом  минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического  статуса. К обследованиям самих школьников прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. Но и в такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (скрининговыми методами), ориентированными на групповое проведение. В наиболее полной форме этот принцип реализовывается в минимумах 1-го и 3-5-го классов. У детей этих возрастов исследование поведения и реальных результатов деятельности (учебной прежде всего) может многое сказать о внутреннем психическом состоянии ребенка, его эмоциональном отношении к миру, значимой деятельности и самому себе. То есть внутренние психологические проблемы в той или иной форме отражаются в поведении и эффективности учебной деятельности. Правда, при этом возникает другая проблема – определить основную причину изменения поведения и ухудшения обучения. Скажем, хроническая неуспешность может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной тревожности. Эта проблема решается в углубленном обследовании.
     Минимумы 8 и 10 классов значительно  расширяются за счет тестовых методик, направленных на обследование самих  детей (выявление системы отношений, эмоционального состояния). Связано это с тем, что серьезные психологические проблемы подростка могут непосредственно не отражаться во внешнем поведенческом плане достаточно долгое время. При этом они подтачивают психическое и соматическое здоровье школьника, уменьшают его потенциальные возможности, создают ситуацию скрытого кризиса.
     Диагностический минимум на этапе  приема в первый класс полностью реализуется в индивидуальном обследовании детей. Связано это с тем, что организационно очень трудно провести сбор необходимой экспертной информации от педагогов дошкольных учреждений, еще сложнее получить достоверную информацию об особенностях когнитивного, волевого и социального развития ребенка от родителей. Прием в первый класс предполагает опрос родителей, но его целью является выяснение возможных причин тех трудностей, которые выявлены в обследовании самих школьников.
     Одна  из наиболее серьезных  проблем диагностического минимума – подбор методических процедур. Для многих школьных психологов эта проблема стоит настолько остро, что при построении диагностической работы они исходят не из целей и задач своей профессиональной деятельности, а из возможностей найденных методик. Несмотря на это, Битянова М.Р. предлагает общий принцип отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований, который состоит в следующем:
    Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития
    Разработка системы психолого-педагогических требований к содержанию выделенных параметров статуса
    Описание конкретных психолого-педагогических характеристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики
    Подбор конкретных диагностических приемов
     Например, важнейшим интеллектуальным параметром статуса практически на всех ступенях обучения является «произвольность психических процессов». В период обучения в начальном звене школы к этому параметру предъявляются следующие психолого-педагогические требования:
     1.        Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
     2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий.
     3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым.
     4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
     5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.
     В соответствии с ними в конкретном психодиагностическом обследовании необходимо исследовать: проявляет ли ребенок  интерес к интеллектуальной деятельности, настроен ли самостоятельно решить поставленные психологом задачи, может ли освоить образец или правило, предложенные взрослым, и на их примере осуществить самостоятельные действия, способен ли работать сосредоточенно, целенаправленно.
       Эти особенности могут быть  выявлены в процессе выполнения  ребенком графического диктанта  либо субтестов методики Кеэса в сочетании со специально организованным наблюдением.
     Описанный нами подход к подбору диагностического инструментария лежит в основе всех 6-ти диагностических минимумов.
     Пример  психологической диагностики: психолого-педагогическая карта первоклассника.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.