На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности финансов организаций малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     В последние два года в российской политике и экономике наметились положительные тенденции, внушающие  надежду на улучшение общей среды  деятельности субъектов малого бизнеса. Курс Президента Российской Федерации на создание условий для нормального бизнеса в стране, концепция государственной поддержки малого бизнеса, принятая Государственным Советом, а также пакет мер правительства РФ по дебюрократизации экономики, внушают надежду на изменение ситуации к лучшему.
     Однако  имеют место и отрицательные  явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие новые трудности. К их числу следует отнести, прежде всего, недостаточную эффективность государственной политики в отношении малого предпринимательства, продолжающуюся – под флагом «облегчение налоговой нагрузки» на малый бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов.
     Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.
     Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более  высокий и стабильный доход, чем  фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых  фирм более удачливы в бизнесе, чем  мужчины. Для России, находящейся  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
     Актуальность  рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент малые предприятия вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.
     Объектом курсовой работы являются особенности финансов организаций малого бизнеса.
     Предметом исследования – сущность, критерии и особенности финансов организаций малого бизнеса.
     Основной  целью настоящей  курсовой работы является рассмотрение особенностей финансов организаций малого бизнеса.
     Цель  работы позволила сформулировать следующие  задачи, которые решались в данной работе:
     1. Сущность и критерии малого бизнеса.
     2. Особенности финансов организаций малого бизнеса.
     3. Способы государственной поддержки малого бизнеса.
     При написании данной курсовой работы были использованы методы и инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической литературы, метод наблюдения, метод экспертных оценок.
     В качестве базы для анализа были использованы данные бухгалтерского баланса и другие формы отчетности ООО «ЭКОСТОФ».  

 


Глава 1. Сущность и критерии малого бизнеса 

     Финансы - система экономических отношений, в процессе которых происходят формирование, распределение и использование централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач хозяйствующего субъекта и обеспечения условий расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей персонала. Упрощая вышесказанное, можно сказать, финансы субъектов хозяйствования, в частности малых предприятий, представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких источников, как: собственные и приравненные к ним средства; мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами; поступающие в порядке перераспределения.
     Финансы - это не сами деньги, а денежные отношения, посредством которых происходит распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта. В результате формируются денежные доходы и накопления у предприятий и государства, которые используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение социальных и иных потребностей общества. 

§ 1.1. Критерии малого предприятия 

     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся:
     1. Коммерческие организации, для  которых установлены рамки по  доле участия различных лиц  в уставном капитале по численности  работников. Так, коммерческая организация  является малым предприятием, если:
     а) в ее уставном капитале доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся cyбъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
     б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
     2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, также являются  субъектами малого предпринимательства.
     Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое  развитие. 

§ 1.2. Сущность малых предприятий 

     Сущность  финансов как экономической категории отражается в их функциях. В финансовой литературе сложились две основные позиции по этому вопросу.
     1.Финансы  предприятий выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.
     2. Финансы имеют 3 функции: образование доходов (накопление капитала; осуществление расходов (распределительная); контроль эффективности.
     Вторая  позиция более широко толкует  распределительную функцию.
     Посредством финансового механизма происходит распределение финансов, то есть формирование фондов денежных средств и их использование по целевому назначению (уставный фонд, фонд развития производства, фонд материального поощрения, резервный фонд и т.д.).
     Контролирующая  функция финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в соответствующие фонды, эффективно ли они используются. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключается в финансовых показателях, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности предприятия. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.
     Таким образом, по экономической сущности финансы предприятий представляют собой денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов и фондов предприятий.
     Материальным  носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Финансовые ресурсы представлены в форме прибыли, налогов, взносов на социальное страхование, резервных и страховых фондов.
     Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство или малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
     Все мелкие и средние предприятия  можно условно разделить на две  группы.
     Первая  группа – предприятия, прямо или  косвенно связанные с крупным  бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий  характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей  и узлов (что избавляет крупные  предприятия от их производства в  своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
     Ко  второй группе относятся предприятия  малого бизнеса, непосредственно конкурирующие  на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
     Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
     К экономическим условиям относятся:
     ? предложение товаров и спрос на них;
      виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
      объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
      избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
     На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов  на инвестированный капитал, а также  величина заемных средств, необходимых  предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые  готовы предоставить им кредитные учреждения.
     Всем  этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с  помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
      банки, оказывающие финансовые услуги;
      поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
      оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
      специализированные фирм и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
      агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
      учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;
      прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
      средства связи и передачи информации.
     Социальные  условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
     От  своей деятельности предприниматель  должен получать удовлетворение. Он участвует  в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.). 

     § 1.3. Малый бизнес в развитии экономики 

     Важную  роль в формировании малого бизнеса  играют подготовка, переподготовка и  повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для  обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и  т.п.
     Правовые  условия. Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий, к которым относятся  наличие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:
      упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
      защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
      совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательский деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.
     Сюда  входят также создание региональных центров поддержки предприятий  малого бизнеса, усовершенствование методов  учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
     Законодательство  о малом предпринимательстве (малом  бизнесе) должно регулировать общие  вопросы деятельности предприятий  этой сферы независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и  средних предприятий, вопросы государственной  поддержки малого бизнеса, налогообложения  и др.
     В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса  включен в качестве одного из важнейших  в программу демонополизации1 национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
      выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
      выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
      создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
     Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.
     Предприятия малого бизнеса могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и  частными лицами, а также организациями  других форм собственности. 

 


Глава 2. Особенности финансов организаций малого бизнеса 

§ 2.1 Управление финансами на малых предприятиях 

     Управление  финансами представляет собой процесс, цель которого — улучшение финансового  состояния предприятия и получение  определенных финансовых результатов.
     Любое предприятие представляет собой  элемент экономической системы  и вступает в определенные взаимоотношения  с партнерами по бизнесу, бюджетами  различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В  процессе формирования и использования  финансовых ресурсов у предприятия  возникают финансовые отношения  с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия.
     Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
     В таблице 1 показаны укрупненные группы финансовых отношений предприятия и сопровождающие их денежные фонды.
     Главные направления финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта —  формирование и использование денежных фондов, через которые обеспечивается денежными средствами производственно-хозяйственная  деятельность предприятия, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.
     В соответствии с законодательством  РФ формирование денежных фондов предприятия  начинается с момента его организации.
     Уставный  капитал — первый и основной источник собственных средств предприятия. Название «уставный капитал» говорит о том, что его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируется основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных средств.
     Добавочный  капитал — это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года по следующим каналам:
      прирост стоимости основных фондов в результате их переоценки;
      доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход);
      безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели.
 
     Таблица. 1. Финансовые отношения и денежные фонды предприятия малого бизнеса
Финансы предприятия
Финансовые  отношения Денежные фонды
    С другими предприятиями и организациями
    С поставщиками сырья, материалов и т.п.
    С покупателями готовой продукции
    Со строительными организациями
    С транспортными организациями
    С аудиторскими фирмами
    С юридическими фирмами
    Внутри предприятия
    С работниками предприятия
    С филиалами, цехами, бригадами
    С финансово-кредитной системой
    С бюджетами разных уровней
    С внебюджетными фондами
    С коммерческими банками
    С другими рыночными институтами
    С биржами
    С инвестиционными фондами
    Со страховыми организациями
    Уставной капитал фондовых средств
    Фонд оборотных средств
    Добавочный капитал
    Резервный капитал
    Инвестиционный фонд
    Фонд накопления
    Амортизационный фонд
    Фонд потребления
    Фонд для выплаты заработной платы
    Валютный фонд
    Фонд для платежей в бюджет
 
     Добавочный  капитал может быть использован  предприятием на увеличение уставного капитала и на погашение убытков (от деятельности в зачетный год, от снижения стоимости имущества, выявленного по результатам переоценки).
     Резервный капитал — денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ в размере, определенном уставом, но не менее 15% уставного капитала. Для его формирования из чистой прибыли предприятия ежегодно отчисляется не менее 5% до достижения установленных размеров. Наличие резервного капитала в рыночной экономике — важнейшее условие поддержания устойчивого финансового положения предприятия.
     Он  используется для покрытия убытков  предприятия, а также выплаты  дивидендов при отсутствии необходимой  прибыли.
     Фонд  накопления предназначен для развития производства, он образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Он также служит источником увеличения уставного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.
     Фонд  потребления — денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера.
     Валютный  фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции и покупающих валюту для импортных операций. 

§ 2.2. Финансовые ресурсы предприятия 

     Осуществление финансовых отношений требует наличия  у предприятия финансовых ресурсов. Однако предприятие функционирует  в условиях ограниченности всех ресурсов, в том числе и финансовых, по отношению к возможности их использования. Поэтому в управлении финансами обеспечение финансовых потребностей предприятия рассматривается как первоочередная задача. От того, насколько эффективно осуществляется управление финансовыми ресурсами на предприятии, зависит его финансовое благополучие, а также благосостояние его владельцев и работников.
     Финансовые  ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений.
     В условиях рыночной экономики финансисты оперируют понятием «капитал»; капитал — реальный объект воздействия для получения прибыли. Капитал и финансовые ресурсы имеют одну природу — денежные средства. Однако капитал — это стоимость финансовых ресурсов, пущенных предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В этом смысле капитал становится превращенной формой финансовых ресурсов, так как он не может долгое время оставаться в виде денежных средств.
     Формирование  финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно  подразделить на внутренние и внешние. Внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования. Внешние — поступления ресурсов на предприятие извне.
     Состав  финансовых ресурсов, поступающих из внутренних и внешних источников, приведен в таблице 2: 

 


     Таблица. 2.Состав финансовых ресурсов предприятия малого бизнеса
     
Финансовые  ресурсы предприятия
Внутренние  источники Внешние источники
Образуемые за счет собственных средств Образуемые за счет приравненных к ним средств Мобилизуемые на финансовом рынке Поступающие в  порядке перераспределения
    прибыль от основной деятельности
    прибыль от выполняемых НИР и другие целевые доходы
    прибыль от финансовых операций
    прибыль от строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом
    внереализационные доходы, финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур
    бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции
    амортизационные отчисления
    выручка от реализации выбывшего имущества
    устойчивые пассивы
    накопление нераспределенной прибыли
    целевые поступления
    резервный фонд
    паевые и иные взносы членов трудового коллектива
    средства от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.)
    кредиты и займы
    страховые возмещения по рискам
    реализация страховых полисов и залоговых свидетельств
    финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей инвестиционной деятельности)
    дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов
 
     Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления.
     Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она служит источником роста производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, — чистая прибыль. Она используется для формирования фондов накопления и потребления, резервного фонда.
     Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления.
     В условиях рыночной экономики большое  значение приобретают внешние источники  финансовых ресурсов. Среди них в  последние годы появились относительно новые виды, а также изменилась структура их формирования.
     Финансовые  ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных  акций, облигаций и других видов  ценных бумаг, а также заемными средствами. Они состоят из правовых хозяйственных  обязательств перед третьими лицами: долгосрочные и краткосрочные кредиты  банков, облигационные займы, а также  средства других предприятий в виде кредиторской задолженности. Эти средства, как правило, передаются предприятию  во временное пользование на условиях платности и возвратности. Исключение составляет лишь кредиторская задолженность  предприятия перед контрагентами  или работниками предприятия.
     В составе финансовых ресурсов, формируемых  в порядке перераспределения, в  последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию  страховые возмещения по рискам. Прошедшая  в стране приватизация государственной  собственности вызвала к жизни  новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также  доходов по ценным бумагам, эмитируемым  другими предприятиями. Особо следует  остановиться на заметно снизившейся  роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место  в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной  основе.
     С формированием в России рынка  средств производства, капиталов и труда, становлением многоукладной экономики и рыночного ценообразования коренным образом изменяется механизм управления финансами на предприятии.
     Организация эффективного управления финансовыми  ресурсами с учетом методов, адекватных рыночной экономике, осуществляется в  рамках финансового менеджмента.
     Финансовый  менеджмент — это управление финансами и финансовой деятельностью предприятия, направленное на реализацию его стратегических, тактических и текущих целей.
     Финансовый  менеджмент представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения текущих и стратегических целей. Другими словами, финансовый менеджмент связан с оптимизацией финансовых средств предприятия для достижения собственниками максимального дохода.
     Как любая система управления, финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляемой (объекта управления, т.к. источников финансовых ресурсов, самих  финансовых ресурсов и финансовых отношений) и управляющей (субъекта управления, т.е. финансовой службы предприятия  и финансовых менеджеров).
     Малый бизнес функционирует в рамках правового, нормативного и информационного обеспечения, посредством которого проявляется влияние, внешней среды на деятельность предприятия. Законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и другие акты центральных и местных органов власти образуют нормативно-правовое обеспечение. В основе информационного обеспечения системы управления финансами малого предприятия лежит любая информация финансового характера. Она включает:
      бухгалтерскую отчетность;
      сообщения финансовых органов;
      информацию банковской системы;
      данные о конъюнктуре рынка;
      прочую информацию.
     Объектом  управления в финансовом менеджменте  являются финансовые ресурсы в виде денежного оборота хозяйствующего субъекта, представляющего собой  постоянный поток денежных поступлений  и выплат. Каждому направлению  расходования денежных фондов должны соответствовать определенные источники. На малом предприятии к источникам можно отнести собственный капитал  и пассивы, которые инвестируются  в производство и приобретают  форму активов.
     Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании  на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его  влияния на финансовое состояние  предприятия. Управлять денежным оборотом — значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса верно рассчитать объем и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу.
     В условиях рыночной экономики в процессе управления финансами любой хозяйствующий  субъект выступает на финансовых рынках в различных ролях: инвестора  и эмитента ценных бумаг, заемщика и  кредитора. Все возникающие при  этом связи обслуживаются с помощью  различных финансовых инструментов, которые делятся на три группы:
      денежные средства в кассе, на расчетном и других счетах;
      кредитные инструменты (облигации, договоры, форвардные контракты);
      различные способы участия в уставном капитале малого предприятия (акции, паи, доли и др.).
     Субъектом, управления в финансовом менеджменте  является финансовая служба предприятия  малого бизнеса, которая вырабатывает и реализует стратегию и тактику  финансового менеджмента в целях  повышения ликвидности и платежеспособности предприятия, посредством получения  и эффективного использования прибыли.
     К должностным обязанностям финансового  менеджера, как правило, разрабатывается  приложение — квалификационные требования. В нем определен круг необходимых  знаний и навыков. Финансовый менеджер обычно привлекается к работе в качестве наемного работника по контракту, в  котором строго определены его функциональные обязанности, порядок и размер оплаты труда. [8, с.203]
     Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах  деятельности, формировании финансовых резервов.
     1. Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли.
     2. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности , обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.
     3. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятий. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
     4. Принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельностью деятельности предприятия.
     5. Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском не возврата вложенных денежных средств. 2
     Финансовые  резервы могут формироваться  предприятиями всех форм организационно – правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     Вместе  с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно  хранить в ликвидной форме, чтобы  они приносили доход и при  необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал. 

§ 2.3. Финансовое планирование 

     Эффективное управление финансами предприятия  возможно лишь при планировании всех финансовых потоков. Это утверждение  особенно важно именно для предприятий  малого бизнеса, так как в ходе планирования предприниматель всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов и направления их наиболее эффективного использования.
     Планирование  финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики  пятилетний план государственного предприятия  определялся заданиями отраслевого  министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных  цифр, которые доводились до предприятий  вышестоящими организациями.
     Рыночная  экономика, как более сложная  и организованная социально-экономическая  система, требует качественно иного  финансового планирования, поскольку  за все негативные последствия и  просчеты, допускаемые в планах, ответственность несет само предприятие  ухудшением своего финансового состояния.
     Однако  наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:
      высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
      незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
      отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
     Больше  возможностей осуществлять эффективное  финансовое планирование имеют крупные  компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения  высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
     Финансовое  планирование на предприятиях малого бизнеса позволяет:
      перевести достигнутые цели в конкретные финансовые показатели;
      обеспечить финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
      определить жизнеспособность проекта предприятия в условиях конкуренции;
      получать финансовую поддержку от внешних инвесторов.
     Планирование  связано, с одной стороны, с предотвращением  ошибочных действий в области  финансов, а с другой — с уменьшением  числа неиспользованных возможностей.
     К основным задачам финансового планирования на предприятии относятся:
      обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
      определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
      выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
      установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами3;
      соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
      контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
     В практике финансового планирования применяются следующие методы: нормативные, балансовых расчетов, экономического анализа денежных потоков, метод  многовариантности, экономико-математического моделирования.
     В зависимости от содержания, назначения и задач финансовое планирование можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
     Перспективное финансовое планирование связано с  разработкой трех основных финансовых документов:
      проекта отчета о прибылях и убытках;
      прогноза движения денежных средств;
      прогноза бухгалтерского баланса.
     Основная  цель построения этих документов заключается  в оценке финансового положения  предприятия на конец планируемого периода. Пример построения данных документов приведен в практической части данной работы.
     На  предприятиях малого бизнеса главное  внимание уделяется текущему финансовому  планированию, или планированию осуществления. Оно рассматривается как составная  часть перспективного плана и  представляет собой конкретизацию  его показателей.
     Текущий финансовый план составляется на один год, Это объясняется тем, что  за год в основном выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры  рынка. К тому же такой период соответствует  законодательным требованиям к  отчетному периоду. [14, с.140]
     Финансовое  состояние предприятия характеризуется  размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Для недопущения неудовлетворительной структуры баланса необходимо следить  за изменением структуры имущества  и источников его формирования и  проводить мероприятия, направленные на улучшение структуры: оптимальное  соотношение собственных и заемных  средств предприятия, снижение долей дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение неоправданных запасов материальных ресурсов и т. д. [16, c.38]
     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них  являются показатели прибыли, которая  в условиях перехода к рыночной экономике  составляет основу экономического развития предприятия. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для  оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют  степень его деловой активности и финансового благополучия.
     Конечный  финансовый результат  деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
     Основная  цель финансового  анализа – получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. 

     § 2.4. Финансовой анализ деятельности ООО «ЭКОСТОФ» 

§2.4.1.Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «ЭКОСТОФ» 

     Объектом  исследования данной курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «ЭКОСТОФ».
     Общество  с ограниченной ответственностью «ЭКОСТОФ» (далее по тексту ООО «ЭКОСТОФ») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.
     ООО «ЭКОСТОФ» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано в Межрайонной ИМН РФ № 5 по Тверской  области за регистрационным номером 4033521185679 в Едином государственном реестре юридических лиц 20 сентября 2005 года. ООО «ЭКОСТОФ» имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
     Расположено по адресу: 172520, Россия, Тверская область, г. Нелидово, ул. Чайковского, д. 10.
     Главной задачей предприятия, отраженной в  Уставе, является создание необходимых  условий для удовлетворения потребности  предприятий и населения в  получении качественных услуг по ремонту автомашин, промышленной и  сельскохозяйственной техники
     На  текущий момент предприятие осуществляет следующий вид деятельности: сварка и сборка каминов различной необходимости. 

     2.4.2 Оценка имущественного положения ООО «ЭКОСТОФ» 

     Критериями  качественных изменений в имущественном  положении предприятия и степени  их прогрессивности выступают такие  показатели, как:
    сумма хозяйственных средств предприятия;
    доля активной части основных средств;
    коэффициент износа;
    удельный вес быстрореализуемых активов;
    доля арендованных основных средств;
    удельный вес дебиторской задолженности и т.д. [24, с.47]
Расчет  данных показателей для ООО «ЭКОСТОФ» приведен в таблице 3.
     Первый  показатель дает обобщенную стоимостную  оценку активов, числящихся на балансе  предприятия. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой его активов.
     В нашем случае сумма хозяйственных  средств предприятия, равная итогу баланса нетто на начало 2010 года составила 92 393 руб., на конец 2010 года 382 272 руб., на конец 2011 года 733 071 руб. Рост этого показатели расценивается положительно.
     Для расчета доли активной части основных средств необходимо определиться с  определением активной части основных средств. По нормативным документам под активной частью основных средств  понимаются машины, оборудование и  транспортные средства. Рост этого  показатели расценивается положительно.
     Коэффициент износа обычно используется в анализе  как характеристика состояния основных фондов. В нашем случае, учитывая короткий срок существование фирмы  на рынке и приобретение основных средств на втором году осуществления  деятельности предприятия условно  можно считать этот показатель равным 0.
     Коэффициент обновления – показывает какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. На конец 2010 года 100 % основных средств составляют новые основные средства.
     Коэффициент выбытия - показывает какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам. В нашем случае выбыть еще ничего не успевает. [32, с.28]
     В 2011 году в имущественном состоянии предприятий существенных изменений не произошло, кроме снижения доли основных средств в активах предприятия (табл.4).
     В целом оценка имущественного состояния  ООО «ЭКОСТОФ» может быть следующей: за прошедший период имущественное состояние предприятия относительно стабильно.
Таблица. 3. Свод аналитических показателей группы имущественного положения за 2010г.
Показатель Значение Норм. значение
На  начало На конец
1.1 Сумма хозяйственных средств,  находящихся в распоряжении организации 92393 382272 Рост
1.2 Доля основных средств в активах 0 0.04 -
1.3 Доля активной части основных  средств 0 0.99 -
1.4 Коэффициент износа основных  средств 0 0 -
1.5 Коэффициент износа активной  части основных средств 0 0 -
1.6 Коэффициент обновления 100 -
1.7 Коэффициент выбытия 0 -
 
     Таблица 4 Свод аналитических показателей группы имущественного положения за 2011г.
Показатель Значение Норм. значение
На  начало На конец
1 2 3 4
1.1 Сумма хозяйственных средств,  находящихся в распоряжении организации 382272 733071 Снижение
1.2 Доля основных средств в активах 0,04 0.02 -
1.3 Доля активной части основных  средств 0,99 0.99 -
1.4 Коэффициент износа основных  средств 0 0 -
1.5 Коэффициент износа активной  части основных средств 0 0 -
1.6 Коэффициент обновления 0  
1.7 Коэффициент выбытия 0  
 
§ 2.4.2. Оценка имущественного положения ООО «ЭКОСТОФ» 

     Финансовое  положение предприятия можно  оценивать с точки зрения краткосрочной  и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового  положения – ликвидность и  платежеспособность предприятия, то есть, способность своевременно и в  полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
     Одна  из важнейших характеристик финансового  состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей  финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Таким образом, во втором случае критерием оценки финансового состояния будет являться финансовая устойчивость предприятия.
     Оценку  финансового положения предприятия  можно производить двояко:
     Во-первых, с точки зрения определения платежеспособности предприятия как способности  предприятия расплачиваться по своим  обязательствам. Тогда показатели финансовой устойчивости определят способность  предприятия расплачиваться по своим  долгосрочным обязательствам (в перспективе), а показатели ликвидности – способность  предприятия расплачиваться по своим  краткосрочным (текущим) обязательствам.
     Во-вторых, можно избрать традиционный подход, который не меняет существа вопроса. То есть мы анализируем финансовое положение предприятия, оценка которого строится на анализе ликвидности  и платежеспособности (текущие обязательства) и финансовой устойчивости (перспективы).
     Для определения ликвидности баланса  следует сопоставить итоги приведенных  групп по активу и пассиву. Для  этого рассмотрим аналитические  таблицы 5 и 6.
     Баланс  считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А-1 > П-1; А-2 > П-2; А-3 > П-3; А-4 < П-4 

     Таблица. 5. Анализ ликвидности за 2010 год
АКТИВ На начало года На конец  года отклонения ПАССИВ На начало года На конец  года отклонения
1.Наиболее ликвидные активы 4000 204000 +200000 1.Наиболее срочные обязательства 61829 171584 +109755
2.Быстро реализуемые активы 34545 43445 +8900 2. Краткосрочные пассивы 0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.