На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные типы организационных структур управления и их особенности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  Казанского Государственного Технического Университета
им. А.Н.Туполева (Елабужский филиал)
  
 
 
 

Курсовая  работа по курсу: «Менеджмент»             на тему : «Основные  типы организационных  структур управления и их особенности». 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            Работу выполнила:
                                                                                            студентка гр.22403
                                                                                            Андерзянова Р.Р.
                                                                                            Проверил: кандидат  
                                                                                            экономических наук, 
                                                                                            доцент Гапсаламов А.Р
                                               
                                               Елабуга 2011

                                               

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛ.1 Теоретические аспекты организации управления
1.1 Основы организации и управления персоналом…………………………..5
1.2 Понятие организационной структуры……………………………………..8
1.3 Факторы, влияющие на выбор организационной структуры
управления …………………………………………………………………….10
Гл 2. Бюрократические  структуры управления

2.1 Линейная и функциональная структуры………………………………….14

2.2 Линейно-функциональная и линейно-штабная структуры……………...18

2.3 Дивизионная  структура………………………………………………….....22

Гл 3. Адаптивные структуры управления

3.1 Проектная  структура……………………………………………………….25

3.2 Матричная структура……………………………………………………....28
Заключение……………………………………………………………………...30
Список  литературы……………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность темы. В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
     Целью курсовой работы является изучить не только основные типы организационных структур управления, но и показать их видимые преимущества и недостатки. В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:
     - изучить теоретические аспекты организации управления;
     - рассмотреть виды структур управления:
     - выявить преимущества и недостатки  структур.
       Объектом курсовой работы являются организационные структуры управления.
     Предметом - изучение и анализ основных видов механических и органических организационных структур.

       На различных этапах теоретическими разработками в данной сфере занимался Травин В.В., который особое внимание уделял кадровым аспектам процессов управления, [18,c.320]; Маслов Е.В., исследовавший процессы управления персоналом, [4,c.379]; Райсс М., изучавший теоретическую основу управленческих систем, [12,c.17]; Петрушин В.И., рассматривавший психологическую составляющую процессов организации управления , [9,c.168]; Ф. У. Тейлор - получил признание, как родоначальник научного управления предприятия менеджмента. В книге Тейлора "Принципы научного менеджмента", на принципах которой построена вся система управления предприятиями в развитых странах, разбираются основные элементы известной "системы Тейлора".[17,c.120]

     Практическая  значимость работы заключается в  возможности применить полученные выводы и заключения в процессах  оптимизации менеджмента производств  и, что немаловажно, усовершенствовать теоретическую подготовку менеджеров.

       В процессе работы использовались методы сопоставительного и сравнительного исследования, анализ, синтез(соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое) и обобщение (прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.).

 
Гл  1. Теоретические аспекты организации управления
     1.1. Основы организации и управления персоналом.
     Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.
     Понятие организации с течением времени  претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация  представлялась как структура любой  системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
     Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
     1)  наличие не менее двух людей,  которые считают себя частью этой группы;
     2) наличие по крайней мере одной  общественно полезной цели (т.е.  желаемого конечного состояния  или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
     3) наличие членов группы, которые  намеренно работают вместе, чтобы  достичь значимой для всех цели.
     Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Кроме этого, организация — это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.[4,c.216-218]
     Все хозяйствующие организации являются открытыми системами. Они не могут существовать автономно, закрыто. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.п. Ресурсы с помощью соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду.Все организации отличаются друг от друга масштабами, организационно-правовыми формами, методами управления, технологиями и т.д..Организация – это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
     Объектами организации производства на предприятии  являются снабжение, производство, сбыт и т.д.
     Субъекты  организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.Управление людьми имеет важное значение для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
     Конкретная  ответственность за общее руководство  трудовыми ресурсами в крупных  организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Важно, особенно в настоящее время, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.
     При описании управления трудовыми ресурсами  М. Мескон подчеркивает важность совершенствования  организации труда. Два наиболее широко применяемых метода реорганизации  труда — расширение объема работы и обогащение ее содержательности. Объем работы — это количество различных операций и частота их повторения, выполняемых рабочим. Содержательность работ — это относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и рабочую среду. Концепция М. Мескона сводится к следующему: ощущение значимости труда можно реализовать предоставлением работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенностью производственных заданий, повышением их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности. Осознание реальных результатов своего труда развивается, если рабочий получает ответную информацию. Люди с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению обычно положительно реагируют на обогащение содержания труда. Когда же люди не столь сильно мотивируются потребностями высокого уровня, обогащение содержания труда зачастую не дает заметных успехов.[6,c.518-519] При должной проработке программы совершенствования организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества труда, снижению числа прогулов и текучести кадров.
     Таким образом, в любой организации  реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду. Организация должна правильно управлять трудовыми ресурсами, так как это является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. 
 
 
 

     1.2 Понятие организационной структуры
     Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности. В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
     К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
     В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.[8,c.17-18]
     Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.

Рис 1.Типовая пирамидальная структура управления организацией 

     В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками  которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение.
     Организационная структура предприятия — средство достижения поставленных целей и  задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии и определяется ею, т.е. первая меняется тогда, когда меняется вторая.
     Структура управления выражает форму разделения труда в сфере управления и  оказывает активное воздействие  на процесс функционирования системы управления. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность бизнеса.
     В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:
    Бюрократические структуры (они относительно стабильны во времени): линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.
    Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.
     Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. Важнейшие из них следующие масштабы бизнеса (малый, средний, большой);производственные и отраслевые особенности бизнеса (производство товаров, услуг, купля-продажа);характер производства (массовый, серийный, единичный);сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);уровень механизации и автоматизации управленческих работ; квалификация работников. 

1.3 Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления.
     На  выбор организационной структуры  влияют различные факторы, наиболее значимыми среди которых являются: размер и характер деятельности организации, ее географическое размещение, цели, стоящие перед организацией, применяемая технология, интенсивность и масштабы нововведений, квалификация персонала, ценности, которых придерживаются руководители и сотрудники организации, динамизм внешней среды, реализуемая стратегия. Размер и характер деятельности организации являются важнейшими факторами, определяющими контуры и параметры структуры управления. Подходы к построению организационных структур различны в организациях крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и т. п. Масштабы деятельности организации влияют на число уровней иерархии управления, количество подразделений, численность работников управления и др.
     Географическое  размещение деятельности организации может привести к необходимости создания региональных подразделений, руководителям которых делегируются определенные права по управлению соответствующими территориями. При этом возможны различные варианты построения организационных структур: региональные отделения могут образовываться в рамках линейно-функциональной структуры либо создается региональная дивизиональная структура или ее модификация - организационная структура на базе СХП. Форма организационного построения зависит от размера организации, количества обслуживаемых ею географических рынков и их удаленности друг от друга, степени сходства или различия условий функционирования организации на различных терри-ториях, проводимой региональной политики и др.
     Технологический фактор (способы изготовления продукции, тип используемого оборудования и т. п.) оказывает непосредственное влияние на выбор организационной структуры. Тип организационной структуры должен соответствовать общим принципам технологии основной производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы она обеспечивала требуемую интенсивность и масштабы нововведений.
     На  выбор организационной структуры  значительное влияние оказывают философия бизнеса и ценности руководителей, их квалификация и опыт работы. Сами работники организации также оказывают воздействие на выбор организационной структуры. Высококвалифицированные работники или работники с большим творческим потенциалом предпочитают структуры, предоставляющие им больше самостоятельности, возможности для самовыражения и развития, малоквалифицированные работники - структуры, обеспечивающие детальное нормирование и регламентацию труда.
     Характеристики  внешней среды - сложность, динамичность, неопределенность оказывают непосредственное влияние на выбор организационной структуры управления. В стабильных условиях функционирования организации успешно применяют механистические организационные структуры (линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная.[9,c.155-159].Однако присущие им жесткость, невозможность с их помощью управлять процессом изменений делают их неэффективными в условиях растущей сложности и изменчивости внешней среды. Если внешняя среда характеризуется высокой динамичностью и неопределенностью, структура организации должна быть гибкой и адаптивной, способной относительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Этими свойствами обладают разновидности органического типа структур - проектные, матричные, др., ориентированные на ускоренную реализацию сложных программ и проектов.
     Таким образом, стратегия и организационная  структура тесно взаимосвязаны: во-первых, стратегия является основным фактором, определяющим организационную  структуру, во-вторых, организационная структура должна создавать необходимые условия для успешной реализации стратегии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл 2. Бюрократические структуры управления.
     Характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью  команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
     Бюрократию часто называют также классической, или традиционной, организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.
     Однако  строгое соблюдение установленных правил может порождать новые проблемы при взаимодействии, обмене информацией и координации деятельности различных частей организации. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются только исходя из прецедентов. Постепенно тщательный поиск альтернатив начинает сокращаться. Клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы будут решаться в соответствии с установленными правилами, процедурами и нормами.

2.1 Линейная и функциональная структуры.

     Можно обеспечить управление двумя способами: руководить подчиненными непосредственно  или ввести промежуточную ступень  управления и руководить коллективом  через своих заместителей :

     Первый  способ управления (линейная структура), когда исполнитель подчиняется  и получает указания только от одного руководителя, прост, понятен каждому и вполне логичен. В этом случае структурное подразделение возглавляет наделенный необходимыми полномочиями начальник и осуществляет единолично все функции управления. Его решения обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек.

     Следует помнить, что реализуемый при  этом принцип единоначалия не только концентрирует всю полноту власти в одних руках, но и налагает персональную ответственность на руководителя (как часто сейчас забывают, что власть подразумевает и ответственность за свои действия!). Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

     Однако  в этом случае руководитель, единолично отвечая за все стороны деятельности коллектива, обязан один выполнять весь комплекс управленческих работ и часто испытывает большую информационную перегрузку. Если исполнителей много и они выполняют работу различного типа, то управлять ими становится сложно. Линейная структура оправданно применяется в небольших двухуровневых организациях или в качестве элемента более сложных, занятых простыми видами деятельности.

     Преимущества линейной структуры управления:
    единство и четкость распорядительства;
    согласованность действий исполнителей;
    четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
           быстрота реакции в ответ на прямые указания;
    получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
    личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
     Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
    высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
    перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
    тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
    отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
     Функциональная структура управления -  Для неё характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации.[1,c.194] При формировании структуры управления организация делится на традиционные функциональные блоки - это отделы производства, маркетинга и финансов. В свою очередь, при необходимости эти отделы подразделяются на мелкие функциональные подразделения.  

     Преимущества  функциональной структуры:
    выcoкaя кoмпeтeнтнocть cпeциaлиcтoв, oтвeчaющиx зa ocyщecтвлeниe кoнкpeтныx функций;
    освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вoпpocoв и pacшиpeниe иx вoзмoжнocтeй пo oпepaтивнoмy yпpaвлeнию пpoизвoдcтвoм;
    coздaниe ocнoвы для иcпoльзoвaния в paбoтe кoнcyльтaций oпытныx cпeциaлиcтoв, yмeньшeниe пoтpeбнocти в cпeциaлиcтax шиpoкoгo пpoфиля.
 
     Недостатки:
    тpyднocти пoддepжaния пocтoянныx взaимocвязeй мeждy paзличными фyнкциoнaльными cлyжбaми;
    длитeльнaя пpoцeдypa пpинятия peшeний;
    oтcyтcтвиe взaимoпoнимaния и eдинcтвa дeйcтвий мeждy фyнкциoнaльными cлyжбaми;
    cнижeниe oтвeтcтвeннocти иcпoлнитeлeй зa paбoтy в peзyльтaтe тoгo, чтo кaждый иcпoлнитeль пoлyчaeт yкaзaния oт нecкoлькиx pyкoвoдитeлeй;
    дyблиpoвaниe и нecoглacoвaннocть yкaзaний и pacпopяжeний, пoлyчaeмыx paбoтникaми, пocкoлькy кaждый фyнкциoнaльный pyкoвoдитeль и cпeциaлизиpoвaннoe пoдpaздeлeниe cтaвят cвoи вoпpocы нa пepвoe мecтo.
     Линейная  структура, таким образом, применяется в условиях функционирования мелких предприятия с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными   и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными не большими цехами, а также не большими фирмами  однородной и несложной технологии. Достоинством линейных структур управления является их простота, четкость построения, явно и недвусмысленно выраженная подчиненность и ответственность структурных элементов, но диапазон их применения ограничен из-за возникающих организационных трудностей при решении многоуровневых неоднозначных задач. Функциональная структура управления обычно применяется на крупных предприятиях. Около четверти крупных предприятий США, например, используют именно эту структуру. 

2.2 Линейно-функциональная и линейно-штабная структуры.
     Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая.При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

   
       Основу  линейно-функциональной структуры  составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.[12,c.10] Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредствомжесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.