На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Конъюнктура рынка и 

конкурентоспособность товара

 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ                      
                                                                        Стр.

    Введение………………………………………………………………………5
    Тема. Экономическая сущность понятия конъюнктуры рынка и ее основные виды………………………………………………………………………6
    Вопросы для самоконтроля по теме 1………………………………………8
    Тесты по теме 1……………………………………………………………….8 

    2. Тема. Основные элементы конъюнктуры  рынка и их взаимосвязь…….9
    Вопросы для  самоконтроля по теме…………………………………………10
    Тесты по теме…………………………………………………………………11 

 3. Тема. Классификация и виды конъюнктурообразующих факторов…...11
    Вопросы для  самоконтроля по теме…………………………………………13
    Тесты по теме…………………………………………………………………14 

    4. Тема. Виды, источники и методы сбора и  обработки информации для конъюнктурных  исследований………………………………………………14
    Вопросы для  самоконтроля по теме………………………………………...16
    Тесты по теме…………………………………………………………………17 

    5. Тема. Теоретические основы организации  и проведения конъюнктурных исследований товарных рынков…………………………………………….17
    Вопросы для  самоконтроля по теме………………………………………...19
    Тесты по теме…………………………………………………………………119 

    6. Тема. Конкуренция – движущий механизм  развития рынка……………20
    Вопросы для  самоконтроля по теме…………………………………………22
    Тесты по теме………………………………………………………………….22 

    7. Тема. Конкурентоспособность продукции  – основа эффективного функционирования предприятия………………………………………………....22
    Вопросы для  самоконтроля по теме………………………………………...24
    Тесты по теме……………………………………………………………..….25 

    Решение тренировочных  заданий………………………………………..….26
    Тесты по дисциплине……………………………………………………..….26
    Итоговые вопросы  по курсу…………………………………………………29
    Словарь основных понятий…………………………………………….……30
    Список рекомендуемой  литературы……………………………………..….32 
     

 

      Тема 1. Экономическая сущность конъюнктуры
    рынка и ее основные виды
    Изучение  конъюнктуры товарного рынка и своевременное реагирование на изменения, происходящие на данном рынке, является на сегодняшний день одной из самых важных задач и условий  успешного функционирования предприятий. Прежде всего это определяется переходом нашей страны на качественно новые рыночные отношения.
    Термин "конъюнктура" как  самостоятельная  категория происходит от латинского слова "conjungo" (соединять) и трактуется как "стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела".
    При этом, характерными чертами, присущими  конъюнктуре, являются непостоянство, изменчивость, частые колебания, противоречивость и неравномерность.
      В свою очередь, говоря непосредственно  об экономической конъюнктуре можно  обозначить ее как ситуацию, складывающуюся на рынке в определенный момент времени и характеризующуюся, прежде всего, соотношением спроса и предложения. Другими словами, конъюнктура рынка - это временное, приходящее, своеобразное сочетание конкретных экономических, социальных, погодных и других  факторов, воздействующих на формирование и взаимодействие спроса и предложения.
    При изучении конъюнктуры необходимо охватывать весь процесс воспроизводства, со всеми его стадиями: производство, распределение, обращение и потребление, поскольку все они характеризуют отношения, складывающиеся на рынке.
    Можно выделить основные характеристики конъюнктуры:
    предметом экономической конъюнктуры является рынок;
    экономическая конъюнктура является величиной динамичной и непостоянной, т. е. подвержена изменениям во времени;
    - исследование конъюнктуры охватывает  процесс воспроизводства в целом, а не отдельные его стадии;
    структурными элементами экономической конъюнктуры являются спрос, предложение и динамика цен, которые характеризуют ее состояние.
    Таким образом можно сделать вывод, что конъюнктура рынка представляет собой  временное, своеобразное сочетание конкретных факторов и условий, охватывающих весь процесс воспроизводства и определяющих ситуацию, складывающуюся на рынке, которая характеризуется, в первую очередь, соотношением спроса, предложения и динамикой цен.
    Выделяют  несколько разновидностей экономической  конъюнктуры:
    1) по иерархическому  признаку 
    В соответствии с объектами конъюнктурных  исследований - мировое хозяйство в целом, народное хозяйство и отдельный товарный рынок,  выделяют мировую, общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарного рынка.
    При этом, под общехозяйственной конъюнктурой понимается состояние экономики страны, ее отдельных регионов или районов. А конъюнктура товарного рынка представляет собой соответственно ситуацию, складывающуюся на рынке определенного товара. Вместе с тем общехозяйственную конъюнктуру можно трактовать как некую совокупность конъюнктур товарных рынков с множеством отношений между ними.
    Если  же в качестве объекта исследования выступают условия продажи товаров на мировых рынках, текущее состояние международной торговли, то такую разновидность конъюнктуры определяют как "конъюнктура мирового рынка".
    2) по степени сложности
    Исходя  из этого признака выделяются два вида конъюнктуры - простая и дифференциальная. Простая конъюнктура представляет собой состояние рынка в данный момент по сравнению с предшествующими периодами.  А под дифференциальной  конъюнктурой подразумевается простая конъюнктура отдельной отрасли в сравнении с конъюнктурой других отраслей, с которыми такое сопоставление возможно и целесообразно. Таким образом, если при проведении конъюнктурного исследования текущее состояние рынка сравнивается с предшествующим периодом времени, то речь идет о простой конъюнктуре. Когда же текущее состояние исследуемого рынка сравнивается с конъюнктурой других товарных рынков, имеет место дифференциальная  конъюнктура.
    3) по степени благоприятности
    Поскольку характер конъюнктуры рынка принято  определять соотношением его элементов, а именно спроса, предложения и рыночных цен, складывающимся в определенный момент времени, то исходя из  характера взаимодействия рыночных элементов, предлагается выделить два критерия оценки конъюнктуры рынка: степень благоприятности и степень устойчивости.
    Согласно  первому признаку следует признать благоприятной конъюнктуру, при которой наблюдается превышение спроса над предложением и полная загрузка производственных мощностей, а неблагоприятной такую, которая характеризуется превышением предложения над спросом и низким уровнем загрузки производственных мощностей.
    4) по степени устойчивости
    В зависимости от степени устойчивости выделяется устойчивая (равновесная) конъюнктура, для которой характерно равенство спроса и предложения при стабильном уровне цен, и неустойчивая (неопределенная), представляющая собой снижение или полное отсутствие спроса или предложения на рынке в связи с ожидающимся переломом рыночных цен.
    Рассматривая  конъюнктуру во взаимодействии с  основными элементами рынка необходимо отметить, что при неблагоприятной конъюнктуре предложение на рынках различных товаров превышает величину спроса на аналогичные товары, а снижение и стабилизация цен отвечают интересам покупателей.  Поэтому данные виды конъюнктуры отождествляют с "рынком покупателя".
    В свою очередь, при благоприятной  конъюнктуре наоборот величина спроса превышает объем предложения  на соответствующие виды товаров  и имеет место рост товарных цен. Такое положение соответствует  интересам продавца, поэтому данный вид конъюнктуры отождествляют с " рынком продавца".
Вопросы для самоконтроля по теме 1:
    1) Что представляет собой конъюнктура  рынка как экономическая категория?
    2) Какие основные признаки характерны  для конъюнктуры рынка?
    3) В чем заключается необходимость изучения конъюнктуры рынка?
    4) Какие виды конъюнктуры можно  выделить исходя из степени  благоприятности?
    5) В чем отличие общехозяйственной,  мировой и конъюнктуры товарного  рынка?
    6) Перечислите признаки и виды  конъюнктуры рынка.
    7) Какие элементы характеризуют экономическую конъюнктуру?
Тесты по теме 1.
    1. Конъюнктуру рынка  нельзя определить  как:
    а) Определенное соотношение между  спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом на рынке или в его сегменте;
    б) Складывающиеся в определенный период времени и в конкретном месте  социально-экономические, торгово-организационные  и другие условия реализации товаров;
    в) Наиболее выгодные для производителя  условия продажи товаров определенной группы в конкретном месте и в данный период времени;
    г) Результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса, предложения и цен на товары и услуги;
    2. Благоприятная конъюнктура  товарного рынка   – это:
    а) Высокая рентабельность продукции;
    б) Высокое качество продукции;
    в) Превышение спроса над предложением при высоком уровне загрузки производственной мощности;
    г) Превышение предложения над спросом  при низком уровне загрузки производственной мощности;
    3. Конъюнктура товарного  рынка представляет собой
    а) состояние экономики страны или  ее отдельных регионов;
    б) текущее состояние международной торговли;
    в) ситуация, когда спрос равен предложению  при стабильном уровне цен;
    г) текущая ситуация, складывающаяся на рынке определенного вида товаров;
    4. К характеристикам рыночной конъюнктуры не относится:
    а) предметом изучения является рынок;
    б) конъюнктура является величиной  постоянной;
    в) элементами рыночной конъюнктуры являются спрос, предложение и цены;
    г) конъюнктура рынка охватывает весь процесс воспроизводства;
    5. В каком случае  имеет место «рынок  покупателя»?
    а) спрос на товары выше объемов предложения;
    б) снижение или полное отсутствие спроса на рынке в связи с ожидающимся перелом цен;
    в) спрос совпадает с объемами предложения  на рынке;
    г) предложение товаров превышает  величину спроса на рынке. 
 
 
 

Тема 2. Основные элементы конъюнктуры рынка  и их взаимосвязь.
    Поскольку конъюнктура рынка характеризуется, в первую очередь, состоянием ее основных элементов: спроса, предложения и цены, возникает необходимость их детального рассмотрения. 
    Говоря  о спросе как о самостоятельной  категории, многие экономисты придерживаются точки зрения, что спрос отождествляется  с потребностями населения,  которые удовлетворяются путем приобретения соответствующего товара на рынке. Таким образом, под спросом понимается платежеспособная потребность населения, т. е. желание и возможность приобрести товар, складывающаяся под влиянием множества постоянно меняющихся требований покупателей и других факторов.
    Другая, не менее существенная, сторона экономической конъюнктуры - это предложение товаров на рынке, которое характеризует желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи.
    Немаловажное  значение при исследованиях конъюнктуры  принадлежит изучению "эластичности" ее составляющих. Причем в равной степени должны исследоваться как эластичность спроса, так и эластичность  предложения.
    Под эластичностью спроса понимается интенсивность реакции покупателей на изменение цен. Так, если незначительное изменение цены влияет на объем покупок, то считается, что такой спрос эластичен. Если же  значительное изменение цены лишь немного или вообще не влияет на объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.  Эластичность спроса по ценам определяют соотношением процентного изменения объема спроса к процентному изменению цен. Установлен предельный диапазон колебаний эластичности. Если полученное отношение больше 1, принято считать  спрос эластичным. Термин "неэластичный спрос" применим к значениям от 0 до 1. Когда значение равно 0, то имеет место совершенно неэластичный спрос. И, наконец, если процентное изменение объема покупок в точности равно  процентному изменению цены, т. е. коэффициент эластичности спроса равен 1, то говорят о единичной эластичности.
    Например, товары первой необходимости, такие  как хлеб, картофель, крупы, макароны, молоко, яйца в отличие от других товаров, обладают неэластичным спросом, поэтому удорожание этих продуктов не ведет к существенному сокращению их потребления.
    Напротив, спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения нетрудно отказаться.
    При изучении конъюнктуры товарного  рынка внимания заслуживает не только эластичность спроса, но и эластичность предложения, которая характеризуется изменениями цен товаров относительно динамики их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений, как и в случае эластичности спроса, различна и может принимать несколько положений. Если увеличение цены  товаров на 1% вызывает однопроцентное увеличение их предложения, то есть коэффициент эластичности равен 1, то имеет место единичная эластичность. Если однопроцентное увеличение цены    способно вызвать значительное увеличение предложения, то говорят, что предложение эластично. В ситуации, когда увеличение цены не оказывает никакого влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, то предложение считается неэластичным.
      На практике возможен и такой  вариант, когда увеличение поставок  товаров на рынок происходит при незначительном увеличении цен на эти товары, то есть имеет место "бесконечно эластичное предложение".
      Может иметь место и такая  ситуация, когда увеличение предложения  происходит при параллельном снижении цен. Это чаще всего относится к быстро портящимся товарам,  подлежащим  реализации в строго ограниченные сроки, осуществление которой невозможно без снижения цен. Аналогичная ситуация возникает, когда производители не имеют возможностей для хранения своей продукции или когда стоимость хранения очень велика. В этом случае говорят о низкой эластичности предложения.
    Существует  три основных фактора, влияющих на  характер эластичности.  Одним из таких факторов является "лежкость товара" или возможность его  длительного хранения, с учетом издержек этого хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения, как правило, будет низкой.
    Другим  не менее важным фактором эластичности являются особенности производственного  процесса или технологии производства. Если производитель способен быстро нарастить производство при росте цены на эту продукцию или столь же быстро переключиться на производство другой продукции при понижении цены, то предложение данного товара эластично.
    И, наконец, на эластичность предложения  может оказывать влияние фактор времени. Это связано с тем, что ни один производитель не может мгновенно отреагировать на изменение цены, поскольку требуется определенное время для закупки оборудования, сырья, материалов, подбора соответствующего персонала и наладки производственной линии. Очевидно, что при прочих равных условиях, чем быстрее перестраивается производство, а, следовательно, быстрее реагирует на изменение цены, тем выше степень эластичности предложения, и наоборот.
    При этом важно понимать, что эластичность помогает производителю научно обоснованно и правильно выбирать тактику и стратегию ценообразования на свой товар и гибко лавировать в условиях быстроменяющейся рыночной конъюнктуры.
    Вопросы для самоконтроля по теме 2:
    1) Охарактеризуйте, что представляет  собой спрос и предложение как элементы рынка.
    2) Перечислите, какие существуют  виды спроса.
    3) Что представляет собой понятие  эластичности спроса?
    4) Как определить степень эластичности  спроса на товар?
    5) Какие виды товаров относятся  к товарам неэластичного спроса?
    6) Какие факторы оказывают влияние на эластичность предложения?
    7) Каким образом может осуществляться  регулирование цен?
Тесты по теме 2:
    1. Потенциальный спрос  имеет место, когда:
    а) население испытывает неприязнь  к товару;
    б) потребность населения остается неудовлетворенной из-за дефицита товаров на рынке;
    в) население желает приобрести товар  при выполнении определенных условий;
    г) население желает и имеет возможность  приобрести товар.
    2.  Закон предложения  гласит:
    а) снижение цены ведет к росту объема спроса;
    б) повышение цены ведет к сокращению спроса;
    в) повышение цены ведет к снижению объема предложения;
    г) увеличение цены ведет к росту  объема предложения.
    3. Спрос на товары  является эластичным, если:
    а) рост цены вызывает снижение спроса на товар;
    б) снижение цены вызывает уменьшение спроса;
    в) рост цены не вызывает изменения спроса;
    г) рост цены вызывает увеличение спроса.
    4. Эластичность спроса  по доходам –  это: 
    а) интенсивность реакции покупателей  на изменение цен;
    б) интенсивность реакции спроса на изменение доходов;
    в) интенсивность реакции предложения  на изменение спроса;
    г) интенсивность реакции предложения  на изменение цен.
    5. К основным факторам, оказывающим влияние  на эластичность  предложения относятся:
    а) цена товара, финансовое состояние  предприятия, демографические факторы;
    б) лежкость товара, погодные условия, политическая обстановка в стране;
    в) сроки хранения товаров, технология производства, фактор времени;
    г) природные, демографические, социально-экономические  факторы. 
 

Тема 3. Классификация конъюнктурообразующих факторов
    Анализ  текущего состояния конъюнктуры, а  также его прогнозирование заключается, прежде всего, в изучении факторов, влияющих на нее  и  взаимодействующих между собой. Такие факторы принято называть  конъюнктурообразующими.
    Согласно  определению экономической  конъюнктуры, которая характеризуется, в первую очередь, соотношением спроса и предложения и уровнем цен, все конъюнктурообразующие факторы делятся, в зависимости от принадлежности к рыночным элементам, на факторы спроса, факторы предложения и ценообразующие факторы.
    Факторы спроса можно разделить на ценовые и неценовые. В качестве основных неценовых факторов выделяют следующие: доходы покупателей; число покупателей; наличие и цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; потребительские вкусы (субъективные вкусы, мода); потребительские характеристики товаров (качественные характеристики); изменение в полезности вещи; потребительские ожидания (инфляционные и прочие); гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров.
    В состав группы факторов предложения, оказывающих воздействие на  конъюнктуру, входят следующие составляющие: наличие и цены на ресурсы (себестоимость производства); технология производства; размер производственной мощности; финансовое состояние; погодные условия; государственная политика в области налогообложения и дотирования; цены на другие товары, выпускаемые данным предприятием, т. е. другие источники прибыли; ожидания изменения цен; наличие конкурентов на рынке и емкость рынка; условия продажи, включая рекламу, маркетинг, каналы товародвижения; наличие и цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары.
    К основным ценообразующим факторам относятся: себестоимость продукции, включая издержки, связанные с производством и реализацией; величина платежеспособного спроса (покупательная способность населения); цены конкурентов; качество и уникальность товара; инфляционные процессы; политическая обстановка; государственная политика в области налогообложения  и дотирования; методы ценообразования; каналы товародвижения и число посредников.
    Общепризнанным  является деление факторов конъюнктуры  в зависимости от связи с экономическим циклом воспроизводства на циклические, характеризующиеся сменой фаз цикла, и нециклические, то есть все прочие факторы. В первом случае конъюнктура рынка зависит от стадии цикла, в которой находится экономика - кризис, депрессия, оживление или подъем, то есть от общеэкономической ситуации. Влияние и состав нециклических факторов носит индивидуальный характер для каждого конкретного рынка.
    Поскольку изучение конъюнктуры связано не только с определением ее текущего состояния, но и с прогнозированием рыночной ситуации на ближайшее будущее, большое значение имеет такой классификационный признак, как предсказуемость факторов. Именно в соответствии с   данным признаком все конъюнктурообразующие факторы делятся на детерминированные, стохастические и неопределенные. К первой группе будут относится факторы, влияние которых может быть легко предсказано с заданной точностью. В связи с тем, что смена фаз цикла носит периодический характер, представляется вполне правомерным влияние циклических факторов считать   прогнозируемыми величинами. Также к данной группе факторов можно отнести методы государственного регулирования экономики, сезонность, направления и развитие НТП. Стохастические факторы являются результатом проявления факторов случайной природы и поэтому могут быть предсказаны с той или иной степенью вероятности. В составе этой группы факторов можно выделить погодные условия, стихийные бедствия, открытие новых месторождений полезных ископаемых, политические конфликты и другие. К группе   неопределенных факторов относятся те из них, которые неизвестны исследователю в достаточной степени, и поэтому не могут быть включены ни в одну из перечисленных двух групп.
    По  направленности воздействия все конъюнктурообразующие факторы можно разбить на три группы: факторы, стимулирующие развитие рынка, то есть оказывающие благоприятное воздействие на конъюнктуру рынка; сдерживающие факторы, которые вызывают неблагоприятную ситуацию на рынке, и факторы нейтрального характера, которые в различные периоды времени могут оказывать настолько незначительное влияние, что никаким образом не будет отражаться на рыночной конъюнктуре.
    Определение степени влияния факторов при проведении конъюнктурных исследований имеет также важное  значение. В качестве факторов, относящихся к данному классификационному признаку, относятся такие как: определяющие развитие рынка, и факторы, оказывающие второстепенное воздействие.
    Особое внимание должно уделяться такому признаку, как управляемость, согласно которому предлагается разбить все факторы на 4 группы: регулируемые, частично регулируемые, трудно регулируемые и нерегулируемые (случайные). К первой группе относятся факторы, которыми можно управлять в широких пределах (объем, ассортимент продукции). В качестве частично регулируемых факторов можно выделить виды используемого сырья, а также  механизмы установления цен. К трудно регулируемым можно отнести группы демографических, естественно-географических и социально-психологических факторов, а к нерегулируемым - различные   факторы, природа которых достаточно глубоко не изучена (стихийные бедствия).
    Не  менее значимым при изучении и  прогнозировании конъюнктуры является определение продолжительности действия факторов. Исходя из этого все факторы разделяют на долговременные, действующие более 8-10 лет, среднесрочные (3-8 лет) и краткосрочные (от нескольких недель до 1,5-2 лет). К первой группе можно отнести: влияние НТП, степень монополизации рынка, характер государственного регулирования и структурные изменения; к среднесрочным факторам- все циклические факторы; а к кратковременным - погодные условия, сезонность производства и потребления отдельных товаров, стихийные бедствия, время отпусков и праздников, политические и социальные конфликты, отдельные мероприятия правительства и моду.
    Одновременно  все конъюнктурообразующие факторы  необходимо классифицировать по периодичности их воздействия на постоянные и временные. Так, к постоянно действующим на рынке факторам относятся экономические, государственно-политические, естественно-географические, демографические и социально-психологические факторы, а все временно   действующие факторы делятся на четыре группы, а именно: сезонность, политические конфликты, социальные конфликты и стихийные бедствия.
    При изучении любых явлений, в том  числе конъюнктурных, важно рассматривать не только следствия влияния и взаимодействия факторов, но и причины их возникновения,  без знания которых невозможно устранить негативные последствия, происходящие на рынке. Таким образом, необходимо  рассматривать природу или причину возникновения факторов, согласно которой все их можно разделить на: демографические, экономические, научно-технические,  социально-психологические и географические.
Вопросы для самоконтроля по теме 3:
    Объясните, что представляет собой конъюнктурообразующие факторы?
    Какие факторы влияют на величину спроса на рынке?
    Перечислите факторы, оказывающие влияние на размер предложения товаров.
    Назовите основные ценообразующие факторы.
    В чем заключается проявление циклических факторов конъюнктуры рынка?
    Какие факторы можно выделить в зависимости от уровня их предсказуемости и степени управляемости?
    Перечислите, какие факторы относятся к демографическим?
    Назовите виды конъюнктурообразующих факторов в зависимости от продолжительности их действия на рынке.
Тесты к теме 3:
      Выберите факторы, оказывающие влияние на спрос:
    а) доходы и число покупателей, потребительские  вкусы, цены на товары, качество товаров;
    б) наличие конкурентов на рынке, финансовое состояние производителей товаров, погодные условия;
    в) инфляция, политическая обстановка, размер производственной мощности;
    г) государственная политика в области  налогообложения, наличие и цены сырьевых ресурсов, условия продажи.
    2. К детерминированным  факторам, оказывающим  влияние на конъюнктуру рынка, можно отнести:
    а) циклические факторы;
    б) погодные условия, развитие НТП;
    в) стихийные бедствия, политические конфликты;
    г) демографические, экологические факторы.
    3. К группе трудно регулируемых конъюнктурообразующих факторов можно отнести:
    а) краткосрочные факторы;
    б) стихийные бедствия, сезонные факторы
    в) демографические, географические, социально-психологические факторы;
    г) технологические факторы.
    4. Факторы, имеющие продолжительность воздействия на конъюнктуру рынка 8-10 лет являются:
    а) среднесрочные;
    б) долговременные;
    в) краткосрочные;
    г) сезонные.
    5.Экономические  факторы включают  в себя:
    а) налоговая, денежно-кредитная политика, климатические условия;
    б) уровень доходов населения, уровень образования, климатические условия;
    в) пол, возраст, семейное положение, религиозная  и социальная принадлежность;
    г) налоговая, инвестиционная, бюджетная, денежно-кредитная, внешнеэкономическая политика. 
 

Тема 4. Виды, источники и методы сбора и обработки информации для конъюнктурных исследований
Для того, чтобы наиболее полно и точно  установить влияние каждого параметра на конъюнктуру рынка в целом, требуется проведение специальных исследований, включающих углубленный  анализ протекающих на рынке процессов,  для которого необходимо располагать достаточными объемами коммерческой информации. При исследовании рынка используют два вида информации: первичную и вторичную. Первичной считается информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Исходя из этого ее ценность для исследователя очень велика. Однако процесс ее сбора и последующей обработки считается довольно трудоемким, требует специальных знаний и опыта проведения исследований такого плана и, как правило, производится специализированными исследовательскими структурами. Часто сложность получения первичной информации связана с нежеланием контрагента делиться фирменной информацией с исследователями, а также с необходимостью в длительных командировках. Вторичная - это информация уже собранная и обработанная для более общих целей, ее легче получить в короткие сроки и она часто требует меньше  времени на обработку данных.  Ее недостатком является то, что она собирается и обрабатывается для  других целей, и не всегда объективно отражает сложившуюся конъюнктуру рынка того или иного товара. Еще один недостаток  заключается в отставании вторичной информации от действительности в силу несвоевременности ее получения, длительности сроков ее публикации и редкой периодичности изданий.
          Для сбора и обработки информации  используют два основных метода: метод кабинетных исследований, который заключается в изучении и анализе вторичной информации, публикующейся в различных изданиях, и метод полевых исследований, связанный со сбором и обработкой первичной информации, получаемой напрямую у участников рынка. Оба этих метода важны и должны применяться при проведении конъюнктурного исследования.
    Вместе  с тем, при первом методе необходимые  сведения получают из статистических сборников, обзоров, докладов, журналов и других периодических и разовых изданий. Во втором случае необходимую информацию получают путем проведения опросов экспертов и специалистов в изучаемой области, анкетирования производителей и потребителей исследуемой продукции и обследования определенных групп предприятий для выявления и углубленного изучения конъюнктурообразующих факторов, свойственных данному рынку.
    В качестве основных источников вторичной  информации могут выступать данные, имеющиеся в местных органах  Госкомстата РФ, а именно: данные статистики промышленности, капитальных вложений, научно-технического прогресса, финансов, цен, внешней торговли; материалы областных и местных оптовых ярмарок по продаже различных товаров; библиографические банки данных экономической и технической информации Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН и Российского института научно-технической информации; материалы научно-исследовательских и проектных институтов, патентных служб (о новых и перспективных видах товаров); рекламные материалы; сведения в средствах массовой информации; банки данных по паспортам предприятий.
    Первичные источники информации включают в  себя, в первую очередь, результаты опросов экспертов и работников торгово-посреднических и  производственных предприятий, а также выборочные обследования и анкетирование изготовителей и потребителей исследуемой продукции.
    Информационную  базу для изучения и прогнозирования  конъюнктуры рынка следует формировать  в виде массивов взаимоувязанных  групп показателей, выбор которых зависит от особенностей исследуемого рынка.
    Для того, чтобы грамотно провести конъюнктурное  исследование, необходимо владеть основными методами анализа, обработки и прогнозирования показателей и факторов конъюнктуры рынка.
    Самым распространенным и широко используемым для прогнозирования конъюнктуры на сегодняшний день  является метод экспертных оценок, получивший название  метода "Дельфи". Данный метод основан на использовании способностей высококвалифицированных специалистов, дающих наиболее точные оценки о перспективах развития конъюнктуры. Для проведения такого исследования  требуется группа экспертов в количестве 10-15 человек, для которых разрабатывается круг интересующих вопросов, например, в виде опросных анкет. Обработка полученных результатов заключается в выработке обобщающей групповой экспертной оценки по каждому вопросу и определении степени согласованности оценок, данных специалистами. Конечным результатом этой работы должно стать  определение доминанты по этим показателям.  Основные преимущества данного метода перед другими заключаются в том, что он позволяет восполнять отсутствующую или неполную информацию об изучаемом объекте, а также оценивать труднопредсказуемые, редкие, немассовые явления и процессы, влияющие на конъюнктуру.
    Еще одним методом, применяемым как для анализа текущего, так и для прогнозирования будущего состояния рыночной конъюнктуры, служит метод "динамических временных рядов". Он заключается в построении динамических рядов по различным показателям, отражающим развитие  конъюнктуры за длительный период, и определении тенденций изменения показателей во времени.
    Для прогнозирования конъюнктуры применяется  выравнивание ряда динамики, исходя из основных тенденций развития изучаемого объекта,  на  основе которых продолжают данный ряд и в результате чего получают значения анализируемых показателей на будущий период. Этот прием, имеющий основной целью перенесение темпов, пропорций и динамики, выявленных в прошлом, на будущие периоды, носит название метода экстраполяции.
    Одним из методов определения приоритетности товаров с точки зрения потребителей является анкетирование. Анкетные опросы позволяют выявить мотивы и предпочтения населения при выборе товара, определить требования к качеству продукции, отношение к цене, а также отношения покупателей к различным явлениям, характеризующим конъюнктуру (ожидаемые колебания цен, уровень доходов, своевременность выдачи зарплат, пенсий, стипендий и т. д.).
Вопросы для самоконтроля по теме 4:
    1) Какие существуют виды информации  для исследования конъюнктуры рынка?
    2) Что представляют собой методы  «полевых» и «кабинетных» исследований для сбора и анализа информации?
    3) Какие существуют источники для  получения вторичной информации?
    4) Перечислите, кто может являться  пользователем конъюнктурной информации и  для каких целей использовать ее?
    5) В чем заключается смысл метода  «Дельфи»?
    6) Какие методы используются для  анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка?
    7) Как проводится анкетирование  покупателей? 

    Тесты по теме 4:
    1. Вторичная информация - это:
    а) Перепроверенная информация;
    б) Второстепенная информация;
    в) Информация, полученная из посторонних  источников;
    г) Информация из внешних источников или  собственная информация, первоначально полученная с другими целями.
    2. Какой метод основан  на использовании знаний высококвалифицированных специалистов:
    а) метод анкетирования;
    б) метод «Дельфи»;
    в) метод кабинетных исследований;
    г) метод полевых исследований.
    3. Недостатком первичной  информации является:
    а) трудоемкость получения и обработки;
    б) необъективность данных;
    в) быстрое устаревание;
    г) сложность хранения.
    4. Метод кабинетных  исследований заключается:
    а) в проведении экспертных оценок;
    б) в анализе первичной информации;
    в) в проведении анкетирования;
    г) в обработке вторичной информации.
    5. Для выявления  потребительских  предпочтений населения  используется метод:
    а) динамических временных рядов;
    б) метод «Дельфи»;
    в) метод анкетирования;
    г) метод экстраполяции. 
 

Тема 5. Теоретические  основы организации  и проведения                                                                              конъюнктурных исследований товарных рынков
    Методика  исследования и прогнозирования  конъюнктуры рынка:
    Анализ спроса и факторов влияния на его величину.
    определение емкости товарного рынка исходя из численности проживаемого населения и среднедушевого потребления продукции (норм потребления);
    определение фактических потребителей и их предпочтений к качеству и ассортименту продукции;
    сегментация фактического спроса по ассортименту потребляемой продукции;
    сравнение  величины фактического спроса с потенциальным спросом;
    - определение доходов и покупательной  способности населения;
    -исследование  предпочтений населения при выборе  между импортной и отечественной  продукцией;
    определения размера импорта продукции и его влияния на отечественный рынок;
    - определение фактического размера  и удельного веса отечественной  продукции в общем объеме  потребления;
    2. Анализ предложения  продукции и факторов  влияния на его  величину.
    -определение  основных производителей продукции и их сегментация по географическому признаку;
    -определение  общего размера предложения и   сегментация предприятий по объемам  выпускаемой продукции для установления  доли каждого производителя на данном товарном рынке;
    -анализ  ассортимента и сегментация производителей по видам выпускаемой продукции;
    - анализ удобства расположения  предприятий к сырьевым ресурсам  и рынкам сбыта;
    - анализ качества продукции и  выявление наиболее конкурентоспособных  производителей по данному признаку;
    исследование финансового состояния предприятий и их обеспеченности оборотными средствами;
    - мониторинг цен и выявление  наиболее конкурентоспособных производителей по ценовому признаку;
    3. Анализ цен и  факторов влияния  на ценообразование  продукции:
    -исследование  динамики изменения цен и сравнение максимальных и минимальных цен на данную продукцию;
    - анализ цен на взаимозаменяемые  и взаимодополняемые товары;
    - анализ производства и импорта  сырья, т. е. обеспеченность  производителей необходимыми сырьевыми ресурсами;
    -установление  влияния цен сырьевых ресурсов на себестоимость продукции;
    -анализ  влияния транспортных расходов  на себестоимость продукции;
    -определение  степени влияния уровня загрузки  производственных мощностей на себестоимость продукции;
    анализ политики государства в области бюджетной поддержки и предоставления льготных кредитов и дотаций предприятиям;
    анализ политики государства в области налогообложения.
    4.Оценка  общего состояния  конъюнктуры товарного  рынка.
    Для того, чтобы оценить текущее состояние  конъюнктуры рынка, характеризующееся соотношением его основных элементов, необходимо определить фактические величины спроса и предложения исследуемой продукции и сравнивать их между собой. Если величина спроса превысит предложение, то будет иметь место благоприятная конъюнктура, если размер предложения окажется выше, чем фактическое потребление, то речь пойдет о неблагоприятной конъюнктуре. В случае равенства этих величин мы будем иметь устойчивую (равновесную) конъюнктуру рынка, а при полном отсутствии спроса или предложения на рынке в связи с ожидающимся переломом рыночных цен исследуемая конъюнктура будет характеризоваться как выжидательная.
    Методика  прогнозирования  конъюнктуры товарного  рынка:
    -выбор  наиболее важных факторов влияния  на конъюнктуру рынка из общего их числа;
    -проведение экспертной оценки для установления значимости выбранных факторов;
    определение степени влияния наиболее значимых факторов на конъюнктуру рынка исследуемой продукции;
    -установление  функциональной зависимости конъюнктуры  рынка от воздействия данных факторов, т. е. определение формул, учитывающих влияние факторов на будущее состояние спроса и предложения;
    - расчет прогнозных величин спроса  и предложения, характеризующих  конъюнктуру рынка исследуемой  продукции, в зависимости от  различных условий, и определение на их основе перспективное состояние рыночной конъюнктуры.
    Данная  методика является обобщенной и может  быть принята за основу при проведении конъюнктурного исследования. Однако следует понимать, что не для любого товарного рынка может быть применена  универсальная методика исследования конъюнктуры, даже для получения общей картины его состояния. Поэтому прежде, чем переходить к организации исследования, необходимо, в первую очередь, выяснить особенности функционирования изучаемого рынка.
    Вопросы для самоконтроля по теме 5:
    1) В чем состоит взаимосвязь  организации и проведения маркетингового  и конъюнктурного исследования?
    2) Перечислите основные этапы проведения  конъюнктурного исследования.
     3) Какие принципы необходимо учитывать  при организации конъюнктурного исследования?
    4) В чем заключается комплексный  подход к изучению конъюнктуры  рынка?
    5) Назовите основные этапы прогнозирования  конъюнктуры товарного рынка.
    6) Как проводится анализ спроса  на товары при организации  конъюнктурного исследования?
    7) В чем заключается разница между методикой и методологией?
    8) Опишите, в чем заключается  методика исследования текущего  состояния конъюнктуры рынка.
    9) Как определить состояние конъюнктуры  рынка по степени благоприятности?
    Тесты по теме 5:
    1. Что из перечисленного изучает маркетинг?
    а) Производство предлагаемых к сбыту  изделий;
    б) Общий уровень цен в условиях инфляции;
    в) Технологические возможности обеспечения  уровня качества товаров в соответствии с запросами отдельных групп  потребителей;
    г) Конъюнктуру рынка.
    2. К основным целям  и задачам конъюнктурного  исследования не  относится следующее (укажите лишнее):
    а)  Единовременное получение фирмой прибыли;
    б) Определение нужд и потребностей целевого рынка и наиболее эффективное их удовлетворение;
    в) Прогнозирование изменений рыночной ситуации и управление ею;
    г) Сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.
    3. В каком из перечисленных  определений заложена  опасность неверного понимания роли маркетинга для исследования конъюнктуры рынка?
    а) Маркетинг – это стратегия и тактика поведения и взаимодействия участников рыночных отношений, когда эффективное решение проблем потребителей ведет к рыночному успеху фирм и приносит пользу обществу;
    б) Маркетинг – это система внутрифирменного управления, нацеленная на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы с целью обеспечения намеченного фирмой уровня рентабельности;
    в) Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на сбыт продукции, не пользующейся спросом населения;
    г) Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги посредством обмена.
    4. Конъюнктурное исследование – это:
    а) Исследование конкурентов;
    б) Постоянно действующая система  сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации;
    в) Сбор, анализ и обобщение данных о спросе, предложении, уровне цен  для оценки текущей и прогнозирования рыночной ситуации на ближайшее будущее;
    г) Исследование спроса и предпочтений населения.
    5. Комплексный подход  изучения конъюнктуры  рынка заключается  в:
    а) полноте сбора и обработки  информации;
    б) в изучении всех факторов влияния  на конъюнктуру рынка;
    в) систематизированном сборе данных;
    г) увязывании цели и задач исследования. 

Тема 6. Конкуренция –  движущий механизм развития рынка
    Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой – это легализованная форма экономической борьбы самостоятельно хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию.
    Именно  конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей.
    Таким образом, конкуренция между предприятиями, организациями и предпринимателями  служит одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа. Это сильнейший стимул постоянной заинтересованности экономических субъектов.
    Национальные  рынки различных стран в зависимости  от уровня развития общества в целом  выделяют, прежде всего, совершенную  и несовершенную конкуренцию. Конкуренция совершенная организационная структура рынка, характеризующаяся большим количеством предприятий, свободным вступлением в рынок и выходом из его сферы, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не имеет возможности существенно повлиять на рыночную цену.
    Другими словами, при совершенной конкуренции  участники рынка заняты производством  и продажей однотипного, тождественного товара, не отличающегося по своим качествам, и каждый производитель может продавать любое количество товара и не вызывать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Например, в сельском хозяйстве США существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство картофеля, овощей, зерна и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно влиять на рыночные цены продуктов.
    Несовершенную конкуренцию следовало бы назвать молекулярной, а нередко ее просто именуют монополистической конкуренцией. Отсюда: конкуренция несовершенная – организационная структура рынка, при которой могут быть затруднены вступление в него и выход, ограничен доступ к информации. Продукт, продаваемый на нем, может быть дифференцирован или уникален, в связи с чем предприниматели могут назначить собственную цену.
    На  рынке несовершенной конкуренции  доминирующую роль играют монополии или олигополии. Располагая значительным объемом производства, они могут договориться и назначить цену более высокую, чем та, которая определяется средними или предельными издержками. Однако в связи с этим спрос на товары должен уменьшиться. Такая искусственно завышенная цена будет разорять мелких и даже средних производителей, которые не могут конкурировать с монополиями и олигополиями.
    Таким образом, несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Монополистические объединения формируются с целью завоевания рынка и установления на нем монопольной цены на товары. В результате этого значительно ограничивается свобода конкуренции внутри соответствующей отрасли производства.
    Понятие «монополия» означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.
    Сферой  особого внимания являются следующие  функции конкуренции, которые обеспечивают нормальное развитие рынка:
    1. Регулирующая. Конкуренция воздействует на предложение товара таким образом, чтобы оно отвечало запросам потребителей.
    2. Аллокационная (от англ. allication – размещение). Суть этой функции заключается в том, что ресурсы и продукция концентрируются там, где отдача от них будет максимальной.
    3. Инновационная и адаптационная. Народное хозяйство в целом стремится к максимальной экономической эффективности, т.е. к повышению отдачи от производства и приспособлению к постоянно меняющимся условиям рынка.
    4. Распределительная. Конкуренция распределяет социальный продукт, прежде всего, по критериям степени дефицитности того или иного производственного фактора.
    5. Контрольная. В условиях реальной конкуренции ни один из производителей или потребителей не может добиться полного господства на рынке.
    Для конкуренции на российском рынке  наиболее характерна аллокационная функция.
    Вопросы по теме 6:
    1) Что представляет собой конкуренция  как элемент рынка?
    2) Какую роль играет конкуренция  в рыночной экономике?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.