На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничной торговле и основные направления ее совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Сущность и содержание коммерческой деятельности в розничной  торговле и основные направления  ее совершенствования» [ ]  08.08.2009, 00:01
ВВЕДЕНИЕ  

Коммерческая работа в розничной торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной  деятельности розничных торговых предприятий, направленной на совершение процессов  купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения  прибыли.
Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли  через удовлетворение покупательского  спроса при высокой культуре обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Эта  цель в развивающейся экономике  достигается на основе эффективной  организации производства с применением  современных достижений научно-технического прогресса, разделения и организации  труда.
Покупать и продавать  товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный  уровень рентабельности; чтобы торговый риск был сведен к минимуму; чтобы  постоянно укреплялось положение  торгового предприятия на рынке  и росло доверие к нему со стороны  деловых партнеров. Эффективная  коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
Актуальной задачей  коммерческих работников торговых организаций  и предприятий является вовлечение в товарооборот продукции отечественных  изготовителей. При рыночной экономике  качество коммерческой работы зависит прежде всего от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продажи, заинтересовать промышленные или сельскохозяйственные предприятия, кооперативы, предпринимателей в изготовлении нужных населению товаров.
Для выполнения этих задач коммерческим работникам необходимо хорошо знать свой экономический  район и его природные богатства, реально оценивать состояние  промышленности, сельского хозяйства, производственные возможности и  ассортимент изделий, вырабатываемых предприятиями региона.
Цель курсовой работы – исследование коммерческой деятельности, определение ее эффективности и  разработка конкретных рекомендаций по ее совершенствованию на материалах Могилевского райпо .
Объект исследования – Могилевского райпо
Задачи курсовой работы:
1. Изучение теоретических  вопросов организации коммерческой  деятельности на торговом предприятии; 
2. Изложение краткой  организационно-экономической характеристики  Могилевского райпо .
3. Оценка формирования  ассортимента в магазинах Могилевского  райпо ;
4. Анализ коммерческой  деятельности по организации  розничной продажи товаров и  обслуживанию покупателей; 
5. Расчеты эффективности  коммерческой деятельности Могилевского райпо.
6. Разработка направлений  совершенствования коммерческой  деятельности в розничной торговле.
При анализе использована бухгалтерская, финансовая отчетность предприятия за 2002 – 2004 годы, а также  юридическая документация.
В учебной литературе данная тема исследована еще не достаточно полно. Использованы учебники Виноградовой С.Н., Панкратова Ф.Г, Серегина Т.К., Дашкова  Л.П., Памбухчиянц В.К., Лебедевой С.Н. и др. «Организация коммерческой деятельности», «Коммерция и технология торговли», «Технология розничной торговли», «Коммерческая деятельность», «Экономика торгового предприятия» и другие учебники. Кроме учебной литературы, при написании курсовой работы была использована нормативно-справочная база торговой деятельности РБ, основные правила ведения розничной торговли, закон о защите прав потребителей и др.
Данная курсовая работа состоит из 49 страниц машинописного  текста, содержит 22 таблиц, 23 источников и 10 приложений.  

1. СОДЕРЖАНИЕ И  ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ  В УСЛОВИЯХ РЫНКА  

1.1. Содержание коммерческой  деятельности в розничной торговле  

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших  в результате разделения труда. Она  заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В качестве субъектов  коммерческой деятельности выступают  как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения.
Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке  являются товары и услуги.
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
  соблюдение действующего законодательства;
  высокая культура обслуживания покупателей;
  оптимальность коммерческих решений;
  доходность, прибыльность [7, c.26].
Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.
Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.
Переход от административно-командной  системы к рыночной экономике  потребовал коренной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. При этом существенно расширился круг коммер-ческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
Все это ставит перед  коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать  свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию  предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу дого-ворных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками.
Большое значение имеет  повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.
Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров и др. С той целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.
Коммерческая работа по розничной продаже товаров  складывается из следующих этапов:
• изучение и прогнозирование  покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары;
• формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
•рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
• выбор наиболее эффективных методов розничной  продажи товаров;
• организация оказания торговых услуг покупателям [18, c. 203-204].
Коммерческая работа по продаже товаров в розничных  торговых предприятиях в отличие  от оптовых предприятий имеет особенности.
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, т. е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса. Согласно установленным критериям численности работающих в предприятиях розничной торговли большая часть предприятий в торговле отнесена к малым предприятиям. От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.
В рыночных условиях розничная торговля в Беларуси ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства, широко внедряются достижения науки и техники.
Доля торговли (оптовой  и розничной) в этих странах в  общем числе занятых превышает 20 % общего числа работающего населения [18, c.205]. Для западных стран характерен постоянный приток рабочей силы в сферу торговли при уже достигнутых значительных масштабах ее использования. Такое положение объясняется тем, что внутри сферы торговли возникла потребность в новых видах коммерческой (деятельности, обеспечивающих наибольшую эффективность процесса продажи товаров. Создаются специальные службы по изучению и прогнозированию потребительского спроса, контролю за деятельностью магазинов, анализу и определению эффективности тех или иных форм и методов торговли, разработке и конструированию новых видов изделий на основе прогнозов вероятного спроса, внедрению стандартизации и маркированию, информации покупателей о потребительских качествах и свойствах новых товаров, организации выставок и т. д.
Важным коммерческим условием успешной продажи товаров  в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского  спроса населения. В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена главным образом на изучение объема спроса по крупным территориальным образованиям, изучение и прогнозирование спроса в розничной торговле направлены на определение ассортиментной структуры спроса. Спрос в розничной торговле изучают специалисты — маркетологи, экономисты, коммерсанты торговых фирм, объединений или крупных магазинов.
Ассортиментную и  внутригрупповую структуру спроса отражают данные о продаже и запасах  товаров, а также сведения о неудовлетворенном  спросе. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить только на розничных торговых предприятиях. Для этого следует организовать учет продажи товаров и запасов по широкой номенклатуре товарного ассортимента, регистрацию неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров.
Организация сбора, обработки и анализа информации о внутригрупповой структуре  ассортимента продажи и запасов  товаров — сложная и трудоемкая задача. Это обусловлено прежде всего тем, что во внутригрупповом ассортименте товаров каждого магазина насчитываются тысячи и десятки тысяч разновидностей. Учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники. В развитых странах по значительной части продовольственных товаров на каждой товарной единице нанесен единый универсальный товарный штриховой шифр (код), служащий идентификатором товара. По непродовольственным товарам используются специальные этикетки, приспособленные для автоматического считывания. С помощью кассовых терминалов в магазине обеспечивается автоматическое считывание шифра и запись полной характеристики товаров.
Сведения о продаже  товаров в магазинах по телефонным (телетайпным, телефаксным) каналам связи передаются в вычислительный центр распределительного склада и центральный вычислительный центр торговой компании (объединения). Такая система сбора и обработки информации обеспечивает полное и оперативное изучение реализованного спроса и позволяет специалистам по закупкам торговой фирмы давать поставщикам товаров разовые заказы высокого качества на поставку товаров в полном соответствии с размерами продажи товаров и имеющимися запасами.
В небольших розничных  торговых предприятиях могут использоваться неавтоматизированные (немеханизированные) методы учета внутригрупповой структуры реализованного спроса. Для такого учета используются оперативные данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризаций, на основе которых определяются фактическая продажа отдельных товаров за большие периоды и среднедневные обороты по продаже. В качестве таких методов используют и учет продажи по товарным чекам или товарным ярлыкам и некоторые другие методы.
Наряду с учетом реализованного спроса в магазинах  для изучения спроса организуется сбор информации по анализу товарных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров. Подробно эти способы изучения спроса рассматриваются в курсе мар-кетинга.
Важным элементом  коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия. В отечественной розничной торговле, как и за рубежом, наблюдаются процессы концентрации торговых предприятий, особенно в крупных городах Беларуси, которые происходят одновременно с процессами универсализации и специализации торговых предприятий, созданием небольших смешанных магазинов (палаток) по торговле продовольствием.
Выбор эффективных  методов розничной продажи товаров — важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Метод продажи –  это совокупность приемов осуществления  основных операций по реализации товаров  покупателям.
Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи  товаров.
В настоящее время  получили развитие следующие магазинные методы розничной продажи:
  самообслуживание;
  продажа товаров по предварительным заказам;
  продажа товаров по образцам;
  с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой.
Таким образом, по результатам  исследования теоретических вопросов сущности и содержания коммерческой деятельности в розничной торговле сделаем соответствующие выводы.
В настоящее время  принципами коммерческой деятельности в розничной торговле должны стать  марктеинговые подходы. Розничный торговые предприятия должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину, повышать уровень работы своих коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков развитию и совершенствованию рекламно-информационной де-ятельности. и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях имеет особенности. От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умению хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль. Такое положение объясняется тем, что внутри сферы торговли возникла потребность в новых видах коммерческой (деятельности, обеспечивающих наибольшую эффективность процесса продажи товаров. Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. Важным элементом коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента то-варов в магазине. Метод продажи – это совокупность приемов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям. С переходом на самообслуживание меняется состав занятых в розничной торговле: сокращается численность традиционных продавцов. Расширяется и совершенствуется послепродажное обслуживание. В условиях рынка реклама не только двигатель торговли, но и двигатель бизнеса, коммерции. Увеличению объемов продажи и повышению эффективности работы торгового предприятия способствуют различные формы активизации и стимулирования сбыта.  

1.2 Проблемы организации  коммерческой деятельности в  розничной торговле  
 

Основные проблемы торгово-экономических отношений  на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее время можно  характеризовать следующим образом.
1. Усиление нерационального  характера потребления и розничного  товарооборота. В структуре розничных  продаж ежегодно увеличивается  доля продовольственных товаров.  В 2004 году розничный товарооборот  продовольственных товаров составил 59,5%, тогда как в развитых в  экономическом отношении странах  этот показатель равен 15-20%. Эта  проблема может быть решена  только в результате принятия  мер по повышению уровня жизни  населения, его покупательной  способности. Эта проблема относится  к области государственного управления. Как мы уже отметили, в последние  годы государственные органы  достигли определенных успехов  в данном направлении, что является  весьма положительным фактором, как на потреблении и на развитии розничной торговли, так и для экономики республики в целом.
2. Образование множества  торгующих структур на потребительском  рынке, имеющих особенности в  целях, задачах, функциях, ресурсном  обеспечении и т.д. Из 31,1 тысяч магазинов и 8,7 тысяч предприятий общественного питания 2,5 тысячи находятся в ведении местных органов государственного управления (исполкомов) [26, c.287]. 17,8 тысяч входят в структуру Белкоопсоюза, 4,3 тысячи – Министерства обороны, 1,2 тысячи – Минсельхозпрода, почти 700 – белорусской железной дороги, 650 – Минпрома и т.д. [20, c. 11] Торговую сеть имеют 57 министерств, ведомств, концернов и других организаций. В этой связи чрезвычайно актуальной является проблема оптимального сочетания централизации и децентрализации управления торговой сферой.
3. Урегулирование  экономико-правовых взаимоотношений  торговли и промышленности. Неурегулированность торгово-промышленных связей прежде всего из-за отсутствия современной правовой базы и хозяйственно-договорной дисциплины приводит к значительным экономическим и социальным издержкам. Это – неупорядоченность и хаотичный характер формирования товарного предложения, низкое качество товаров, неритмичность поставок, рост товарных запасов, медленное обновление ассортимента на производстве и в торговле, «вымывание» из торгового и производственного ассортимента дешевых и нужных большинству населения товаров.
4. Деятельность оптового  звена в системе товародвижения, снижение роли «большого» опта  в формировании товарных ресурсов  на потребительском рынке. Имеющееся  огромное количество оптовых  посредников вносит хаос в  систему товародвижения, увеличивает  издержки обращения, что в итоге  сказывается на цене товара. Разработанная  в начале перестройки концепция  развития оптовой торговли реализована  не полностью. 
5. Политика формирования  и размещения розничной торговой  сети, внедрение адекватных форм  обслуживания.
На начало 2005 г  обеспеченность торговыми площадями  составляла в расчете на 1 жителя города – 0,260 кв.м [26]. Для сравнения отметим, что в развитых странах этот показатель составляет 1,5-2 кв м на одного жителя [25].
В Республике Беларусь наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий  являются: специализированный магазин, универсам, супермаркет, розничный  рынок (колхозный), торговый центр, посылочная и мелкорозничная торговля (киоски, ларьки, лотки).
6. Культура торгового  обслуживания. Темпы прироста товарооборота  торговли в магазинах самообслуживания  за 2004 год в 2-3 раза выше, чем  в среднем по торговым организациям. Вместе с тем, удельный вес  магазинов самообслуживания в общем их количестве уменьшился с 79.9% в 1990 г до 79,4% в 2000 году [26]. Торговая площадь магазинов, работающих по методу самообслуживания, составляет 55% от общих торговых площадей. Министерством торговли в административном порядке доводятся показатели перевода магазинов на самообслуживание.
Требует расширения и практика торговли в кредит, использование  всех форм взаимодействия с банковскими  учреждениями по предоставлению населению  потребительского кредита. Назрела  также необходимость увеличения объемов комиссионной торговли, расширения сети магазинов и отделов продаж по сниженным ценам.
7. Финансовое положение  торговли. Еще недавно данный  вопрос аналитики оценивали негативно,  однако за 2004 год удельный вес  убыточных организаций снизился  и составил 20,9% [26]. За этот период  уровень рентабельности торговли  повысился на 3,4%. Однако проблема  торговой отрасли все еще кроется  в недостатке оборотных средств,  особенно собственных; высоких  кредитных ставках за пользование  заемными средствами; опережающем  росте услуг, формирующих издержки  обращения; несовершенный механизм  ценообразования и налогообложения. 
8. Увеличение в  розничном товарообороте доли  неорганизованного рынка. В органах  управления торговлей это рассматривается  как серьёзная помеха развитию  товарооборота официально учитываемой  розничной торговли. Под неорганизованными  формами торговли понимается  деятельность частных торговых  структур и индивидуальных предпринимателей (продажа через киоски, на продовольственных  и вещевых рынках и др.). Хотя  эти структуры регистрируются, лицензируются,  реализуемая продукция контролируется и результаты их деятельности облагаются налогами все-таки данный сектор торговли с большой долей условности можно отнести к неорганизованному, то есть неконтролируемому соответствующими государственными институтами.
9. Недостаточное  научное и информационное обслуживание  торгово-экономических отношений.  Экономические, правовые, финансовые, коммерческие, технико-технологические  отношения в сфере торговли  не имеют сколь-нибудь серьезного  научно-иметодологического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии, учета мирового опыта. Действующие информационные источники крайне ограничены, противоречивы, имеют выборочный несопоставимый характер, непрезантативны. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности торговли в товарах, и, как следствие – к большим экономическим и социальным издержкам, неупорядоченности нормативного хозяйства в области материально-технического, технологического, кадрового и правового обеспечения процессов торговли.
Таким образом, на основании  проведенного исследования о проблемах  организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных  условиях сделаем соответствующие  выводы.
Основные проблемы торгово-экономических отношений  на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее следующие: усиление нерационального характера  потребления и розничного товарооборота, (в структуре розничных продаж ежегодно увеличивается доля продовольственных  товаров); образование множества  торгующих структур на потребительском  рынке, имеющих особенности в  целях, задачах, функциях, ресурсном  обеспечении и т.д; урегулирование экономико-правовых взаимоотношений торговли и промышленности; деятельность оптового звена в системе товародвижения, снижение роли «большого» опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке; политика формирования и размещения розничной торговой сети, внедрение адекватных форм обслуживания; культура торгового обслуживания; финансовое положение торговли; увеличение в розничном товарообороте доли неорганизованного рынка; недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений.  

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МОГИЛЕВСКОГО РАЙПО  И РАЙОНА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Могилевское районное потребительское общество, добровольное объединение граждан, проживающих  на территории Могилевского района, создано  в 1995 году в соответствии с решением Собрания уполномоченных, по территориальному признаку на основе объединения его  членами, в дальнейшем именуемыми пайщиками, имущественных паевых взносов для  торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его  членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме  потребительского кооператива, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях  банков, печать с его полным наименованием, штампы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.