На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние спортивных упражнений на развитие основных физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Курсовая  работа на тему:
Влияние спортивных упражнений на развитие основных физических качеств  детей старшего дошкольного  возраста 

 

Содержание 
 

 

Введение.
     Дошкольный  возраст обоснованно считается  наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развитии психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
     Естественно, для того чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств.
     Высокий уровень развития физических качеств позволяет в значительной степени повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка и, таким образом, заложить фундамент крепкого здоровья.
     Актуальность темы определяется тем, что дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
     Исходя  из вышеизложенного, объектом исследования является процесс физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования – развитие физических качеств старших дошкольников на физкультурных занятиях.
     Цель  исследования: определить влияние спортивных упражнений на развитие основных физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи  исследования:
     – изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
     –  выявить особенности физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;
     Методологической  основой исследования явились труды  таких авторов как В.Г. Алямовская, Л.Д. Глазырина, Н.Н. Ефименко, Ю.Ф. Змановский, Л.И. Латохина, М.Л. Лазарев, М.Д. Маханева, Т.И. Осокина, Л.Н. Пустынникова, В.П. Щербаков, Р.А. Юдина, Л.В. Яковлева и др. Многие исследователи (Г.Г. Попов, В.П.Стрельцов, Т.А. Банникова, Э.Я Степаненкова) и др.
     Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
 

1. Место и роль физической культуры в общей системе развития детей дошкольного возраста.
     Правильное  физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка
    Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
    Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста учитывает возможности  работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания [1].
    Осуществлять  физическое воспитание детей, это значит:
    1.Уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей;
    2.Формулировать  задачи физического воспитания  на определенный период (на пример, на учебный год) и определять  первостепенные из них с учетом  особенностей каждого из детей;
    3.Организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;
    4.Проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;
    5.Сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;
    6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его[2].
    Уже достаточно давно установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
    Ребенок по своей природе готов постоянно  двигаться, в движении он познает  мир[3].
    Таким образом, воздействия физического  воспитания занимает важное место среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей.
    Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности  учебно-познавательной деятельности гармоническое  развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
    Адаптивная  функция физкультурных занятий  проявляется в создании зоны эмоционального комфорта; повышении интенсивности  разных видов активности; укреплении адаптационных возможностей в процессе физкультурных занятий[4].
    Учеными доказано, что средства физической культуры могут быть использованы для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. Результативность данного процесса определяется комплексом педагогических условий [5]:
    обогащение основных форм физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр и др.), и вариативность их использования;
    обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости при реализации экспериментальной методики;
    осуществление специальной подготовки педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.
    Физическое  развитие детей должно быть направлено на укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В дошкольном возрасте движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.
    В системе физического воспитания используются следующие организационные формы двигательной активности детей в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные праздники.
    В структуру занятий включаются упражнения по коррекции осанки, мелкой и общей  моторики, развитие пластичности, равновесия и координации. Для укрепления свода стопы используется оздоровительная тропа с различными раздражителями.
    Для стимуляции развития двигательных функций  важное значение имеет широкое использование  комплексных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится по образцу), тактильных (игровой массаж), слуховых (инструкция дается в вербальной форме), звуковых (упражнения проводятся под музыку).
    Физическое  воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в процессе игровой деятельности, в результате ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются нравственные формы поведения, становится разнообразнее спектр общения. Большое внимание концентрируется на сенсомоторном развитии, ритмической организации произвольных движений, формировании пространственно-временных представлений.
    Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то все они отмечают подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Это подтверждает, что физкультура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение.
    Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях.
    Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. Таким образом, в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду успешно может решаться главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
    Двигательная  деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.
    Из  вышесказанного следует, что занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника[2]. 

 

2. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
    Под физическими качествами и способностями  необходимо понимать такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это – прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция организма и его физиологические функции.
    К числу признаков, характеризующих  конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств[6].
    Теория  физического воспитания учитывает  психофизиологические особенности  детей дошкольного возраста: возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [7]. 
    Так, физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств[8].
    Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях.
    Одно  и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазаньи, при метании предметов.
    Физические  качества у детей проявляются  через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
    Для выполнения ряда движений детям дошкольного  возраста необходим определенный уровень  развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
    Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
    Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей  развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств. 
     К числу основных физических качеств  относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростносиловые качества), ловкость, а также координационные способности.[9]
     Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.
     Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.
     Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардио-респираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности.
     Различают два вида выносливости: общую и специальную.
     Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп.
     Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.
     Сила – взаимодействие психикофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей.
     Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростносиловые способности.
     Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым  двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.
     Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.
 

2.1 Критерии и методы оценки физической подготовленности детей
     Оценку  физической подготовленности следует  рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный  процесс, органически сочетающий в  себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и  занятий по физической культуре, хронометраж  основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.
     Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп  и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы, объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития [10].
     Особенно  важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ может дать достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.
     Текущие педагогические наблюдения – это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.
     Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений.
     Об  уровне развития скоростносиловых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.
     В практике работы с дошкольниками  для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с).
     Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).
     Из  всех двигательных заданий, характеризующих  динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.
     Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м), и бега змейкой между предметами (дистанция бега – 10 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.
     Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др.
     Двигательное  задание на определение подвижности  суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как  подвижность в одном суставе  не всегда коррелирует с подвижностью в другом.
     Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении «носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед». Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.
     Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на носках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
     Во  многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная  система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Диагностика физической подготовленности
     Умение  контролировать уровень достигнутых  ребенком результатов – необходимое  условие грамотного процесса физического  воспитания[11].
     Тестирование  позволяет выявить реальный уровень подготовленности ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.
     Предлагаемые  ниже приемы и методы диагностики, с одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки.
     Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой  или соревновательной форме.
     В качестве тестового упражнения на определение быстроты можно предложить бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта (таблица 1).
  Таблица 1
Средние показатели скорости бега на 10 и 30 м
возраст, лет пол 5 6 7
10 м с хода (сек) М 2,5-2,1 2,4-1,9 2,2-1,8
Д 2,7-2,2 2,5-2,0 2,4-1,8
30м  со старта (сек) М 9,2-7,9 8,4-7,6 8,0-7,4
Д 9,8-8,3 8,9-7,7 8,7-7,3
     Как уже отмечалось выше[12], гибкость является монофункциональным свойством опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах (таблица 7, № 6). При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя. 
     Таким образом, повышая у детей физическую активность и развивая у них основные физические качества, формируются жизненно-необходимые  свойства организма. Повышаются показатели здоровья. Так в процессе улучшения физической подготовленности повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы и системы вентиляции, увеличивается мощность аэробных и анаэробных процессов энергообразования, происходят становление произвольной двигательной функции, оптимизация метаболизма и увеличение силы мышц. Происходит улучшение системы кровообращения у детей. Так же повышается физическая работоспособность что опять же является показателем высокого уровня здоровья.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.