На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные методы психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
   Введение…………………………………………………………………..3
   1.Нюблюдение  как основной метод психологии………………………4
   2.Эксперемент  как основной метод психологии……………………….8
   Заключение…………………………………………………………...….12
   Список  используемой литературы………………………………..……14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Методы  психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи  получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
   Метод - это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого «methodos» означает «путь».
   В зависимости от того, кто и с  какими целями пользуется методами психологии, целесообразно различать методы собственно научного исследования и  методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование. В современной психологии  для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, моделирования.
   Основными методами психологии, как и большинства  других наук, являются наблюдение и эксперимент, которые будут описаны в данной контрольной работе.
   Цель  работы: рассмотреть и усвоить  комплекс теоретических знаний, таких  методов психологии, как наблюдение и эксперимент.
   В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
   - расширить теоретические знания  о методах психологии;
   - проанализировать метод наблюдения  и эксперимент;
   - сделать обобщающие выводы
   1.НАБЛЮДЕНИЕ  КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД  ПСИХОЛОГИИ
   Наблюдение  является одним из наиболее часто  используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
   Наблюдение  - это наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.1
   При использовании метода наблюдения необходимо соблюдать следующие требования:
   Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
   Проводимые  наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
   Наблюдение  одного и того же психического явления  целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
   Наблюдение  должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы  оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
   Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской  работы. Они должны учитываться и  в практической деятельности современного руководителя.
   Наблюдение  может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб  и т. д.)
   Наблюдение  имеет несколько вариантов. Внешне наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
  Свободное наблюдение не имеет заранее установленных  рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
  При включенном наблюдении (оно чаще всего  используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
  Каждый  из названных видов наблюдения имеет  свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. 2
  Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать  тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, признаков, относимых к изучаемому феномену. Стандартизированное наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио, фото и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
  Включенное  наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
   Результаты  наблюдений обычно систематизируются  в виде индивидуальных(или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые  описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым  результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.
   Таким образом, наблюдение является незаменимым  методом, если необходимо исследовать  естественное поведение без вмешательства  извне в ситуацию, когда нужно  получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), Вильгельм Гумбольт (1767-1835),
   Иван  Петрович Павлов (1849-1936), Конрад Лоренц (1903), и многие другие считали метод наблюдения главным источником научных фактов. 
 
 
 
 

   2. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК  ОСНОВНОЙ МЕТОД  ПСИХОЛОГИИ
   Экспериментальный метод представляет собой активное вмешательство исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий, в которых выявляется психологический факт. Основными достоинствами всех видов экспериментов является то, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.3
   Метод эксперимента направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и предполагает активную позицию экспериментатора по отношению к испытуемому. При эксперименте меняется сама психика человека, он может измениться внешне и внутренне.
   Эксперимент - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает, что  экспериментатор сам вызывает изучаемое  им явление и активно воздействует на него, изменяя условия, при которых  протекает явление. Эксперимент позволяет неоднократно воспроизводить результаты, устанавливать количественные закономерности. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса
   В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
   1. естественный (полевой) эксперимент;
   2. моделирующий эксперимент;
   3. лабораторный эксперимент.
   Лабораторный  и естественный эксперимент отличается по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах.4
   1. Естественный (полевой) эксперимент,  как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.
   Условия используемые при проведении естественного  эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном  заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
   Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность  целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и  т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
   2. Моделирующий эксперимент. При  проведении моделирующего эксперимента  испытуемый действует по инструкции  экспериментатора и знает, что  участвует в эксперименте в  качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.
   Моделирующий  эксперимент позволяет решать самые  разнообразные исследовательские  задачи.
   3. Лабораторный эксперимент - особый  тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).
   Лабораторный  эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.
   Все описанные выше исследовательские  методы  отличаются констатирующим характером: описанию измерению и  объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем  случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.