На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Защита государственной тайны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Содержание  

     Введение  …………………………………………………………………….3
     1. Государственная тайна и ее  содержание
     1.1. Виды сведений составляющих государственную тайну……………..5
     1.2. Допуск к государственной тайне………………………………………9
     2. Защита государственной тайны
     2.1. Законодательство о государственной  тайне………………………….12
     2.2. Утечка информации и несанкционированный  допуск……………….14
     2.3. Система защиты государственной  тайны……………………………..16
     2.4. Ответственность за нарушение  законодательства о государственной тайне ………………………………………………………………………………..19
     Заключение  ………………………………………………………………….22
     Список  используемой литературы…………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда  появились первые государства. Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.

     Государственная тайна касается всех аспектов жизни  государства, а в случае с нашей  страной, которая занимает одно из ведущих мест в мире в области военной и оборонной промышленности, экономике и других сферах развития, государственная тайна принимает характер мирового масштаба.  Для достижения имеющихся результатов развития наша страна обладает некоторыми секретными сведениями, обнародование которых может привести к потере престижа на мировой арене.

     Актуальность  выбранной темы в том, что защита интересов страны и важнейших  сведений, касающихся ее безопасности, является главной задачей власти. В виду сложившейся обстановки в мире, когда существует угроза со стороны терроризма, действия разведывательных организаций других стран, возникновения ранее не известных болезней, утеря сведений, составляющих государственную тайну, может привести не только к угрозе безопасности страны, но и поставить под удар жизнь граждан. Следовательно, нужно особое внимание обращать на то, кому можно доверить государственную тайну, кто может быть допущен к разработке, хранению секретных сведений. Необходимость организации допуска как защиты информации обладает особой важностью, так как эта сфера связана не с техническими каналами или накопителями и средствами обработки информации, а непосредственно с «источниками» информации - живыми людьми от которых и зависит поддержание уровня защиты, обеспечения технических средств, циркуляции информации в глобальном смысле.

     Цель  работы – рассмотреть процедуру  защиты государственной тайны

     Объект  работы – государственная тайна.

     В этой работе будет рассмотрено понятие  государственной тайны, основные положения, касающиеся системы её защиты, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, система защиты и ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.

     1. Государственная тайна и ее содержание

     1.1. Виды сведений составляющих государственную тайну

     Вначале необходимо дать ответ на вопрос что же все-таки такое Государственная тайна.

     Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

     Отнесение тех или иных сведений к государственной  тайне продиктовано необходимостью обеспечения безопасности государства, что влечет за собой законодательное ограничение права граждан, закрепленного в ст. 29 (ч.ч. 1, 4) Конституции Российской Федерации о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.1 При этом эта же статья содержит указание на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Понятие обеспечения безопасности государства весьма широко. Имеется в виду обеспечение безопасности в военной сфере, в сфере науки и техники, экономической безопасности, безопасности во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, безопасности в разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Государство призвано защищать своих граждан, себя, свой конституционно-правовой строй от каких-либо посягательств как внешних, так и внутренних врагов. При этом реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, должна определять содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Поэтому главным при решении вопроса об отнесении сведений к государственной тайне и их защите, является правильная оценка возможной угрозы объекта безопасности и принятие адекватных мер.

     Тайной  может стать определенная информация, которая может передаваться как  в устной, письменной, так и цифровой электронной форме.

     Перечень  сведений составляющих государственную тайну:

     1) сведения в военной области  (о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию ВС РФ, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для их объектов и др.);

     2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства и др.)

     3) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности государства, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств и др.);

     4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о защите государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и др).2 Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

     Необходимость отнесения сведений к государственной  тайне, в соответствии с принципами засекречивания сведений, должны обосновать органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены либо разработаны.

     Не  могут быть засекречены следующие  сведения:

     - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

     - о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

     - о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

     - о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

     - о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

     - о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

     - о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами 3.

     Государственные служащие, принявшие решения по засекречиванию выше перечисленных сведений, несут  уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости  от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба.

     Органы  государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, обязаны не реже, чем каждые пять лет, пересматривать перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, но в исключительных случаях он может быть продлен по заключению межведомственной комиссии. Рассекречивание сведений осуществляется не позднее установленных сроков.

     Руководители  органов государственной власти наделяются полномочиями по рассекречиванию  носителей сведений, необоснованно  засекреченных подчиненными им должностными лицами.

     1.2. Допуск к государственной тайне

     Одним из главных методов государственной защиты является отнесение сведений из той или иной указанной сферы к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. Отнесение сведений к государственной тайне влечет обязанность должностных лиц, государственных органов, имеющих к ним доступ, граждан, получивших к ним доступ, не разглашать эти сведения неопределенному кругу лиц.

     Главной и определяющей целью законодательства о государственной тайне является задача - избежать возникновения угрозы для безопасности РФ, а также для лиц, проживающих на ее территории.

     Допуск  государственных служащих к государственной  тайне осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих  обязательств:

     - неразглашение доверенных им  сведений; согласие на частичные  временные ограничения в правах;

     - ознакомление с нормами законодательства  о государственной тайне;

     - письменное согласие на проведение  проверочных мероприятий в отношении  допускаемого к государственной  тайне. 

     Для допущенных к государственной тайне  на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий.

     Существуют  три формы допуска к государственной тайне: «сведения особой важности», «совершенно секретные» и «секретные». Допуск государственного служащего к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

     Основаниями для отказа государственному служащему  в допуске к государственной тайне являются следующие показатели:

     - признание его недееспособным  или ограниченно дееспособным, а  также опасным рецидивистом;

     - нахождение его под судом или  следствием за государственные  или тяжкие преступления, или  не снятая судимость за такие преступления;

     - медицинские противопоказания (согласно  перечню, утвержденному Министерством  здравоохранения РФ);

     - постоянное место жительства  его самого или близких родственников  за границей или оформление  указанными лицами документов  на выезд на постоянное проживание в другие государства;

     - выявление в результате проверочных  мероприятий действий, создающих  угрозу безопасности России или  уклонение от проверочных мероприятий.

     Прекращение допуска государственного служащего  к государственной тайне может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к государственной тайне. При этом прекращение допуска к государственной тайне не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. 
В связи с допуском (настоящим или бывшим) к государственной тайне государственные служащие могут подвергаться ограничениям в плане выезда за границу, распространения сведений, составляющих государственную тайну и неприкосновенности частной жизни.

     Законом определяется, что руководители структур государственной службы несут персональную ответственность за создание условий, при которых государственный служащий, допущенный к государственной тайне, знакомится только с теми сведениями и в том объеме, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей. Руководители структур государственной службы осуществляют отнесение сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ, причем лица, указанные в Перечне, несут персональную ответственность за принятые ими решения.

      

      

     2. Защита государственной  тайны

     2.1. Законодательство  о государственной  тайне

     Законодательство  Российской Федерации о государственной  тайне основывается на Конституции  Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает нормы этого Закона, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

     К этим законодательным актам относятся  в первую очередь

     Федеральный закон:

     - кодифицированные – Уголовный  Кодекс РФ 1996 года, устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж; Кодекс РФ об административной ответственности 2002 года.

     - специализированные законы –  «Об архивном деле», «О федеральной  службе безопасности», «О внешней  разведке», «Об оперативно – розыскной деятельности», «О гражданстве» и прочие.

     Подзаконные акты:

     Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 №1050 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных  лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

     Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 №333 (ред. от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций  по проведению работ, связанных с  использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;

     Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 №1003 «Об  утверждении положения о порядке  допуска лиц, имеющих двойное  гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;

     Приказ  Минюста РФ от 04.02.2005 №10 «Об утверждении  инструкции по организации работ  по оформлению допуска к государственной  тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2005 №6339)

     Всего отношения в этой сфере регламентируют около 30 нормативных актов федерального значения. Термин Государственная тайна встречает однако же и в нормативных актах субъектов РФ, например, Уставах.

     Итак, можно сделать вывод о том, что существуют такого рода сведения, разглашение которых не отвечает интересам безопасности государства  в первую очередь, его институтов, поскольку ущерб от их распространения может привести к существенным потерям и стать препятствием в сохранении прогрессивном развитии личности, общества и государства.

     2.2 Утечка информации  и несанкционированный  доступ

     Утечку  информации в общем виде можно рассматривать как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена.

     Перечень  источников утечки информации довольно разнообразен, однако их можно разделить  на три основные группы:

     персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации;

     документы, содержащие эту информацию;

     3) технические средства и системы  обработки информации,

     Несанкционированный доступ подразумевает получение, накопление, хранение, обработку и использование  разнообразных информационных потоков. Поскольку информация представляет определенную цену, то факт ее получения  злоумышленником приносит ему определенный доход. Следовательно, главная цель противоправных действий – получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта охраняемой информации для удовлетворения своих информационных потребностей в корыстных целях и внесение изменений в состав информации. Это может привести к дезинформации в определенных сферах деятельности, в учетных данных, отрицательно сказаться на результатах решения управленческих задач. Более опасной угрозой является уничтожение такой информации.

     Целями  законодательства о государственной тайне являются фиксирование критериев отнесения к ней тех или иных сведений, критериев рассекречивания, а также детальное регулирование обращения таких сведений.

     В целом, нынешняя конструкция законодательства о государственной тайне, не противоречит заявленным целям, при этом фактическое исполнение не совсем удачно.

     Прежде  всего, законодательство о государственной  тайне все более превращается в вотчину административного  права. При этом регуляторы обращения  государственной тайны, имеющиеся  в других отраслях права, расцениваются как соподчиненные праву административному.  Такой подход в корне неверен, поскольку занижает уровень общественных отношений, связанных с обращением государственной тайны. Например, закон «О государственной тайне» предусматривает ограничения конституционных прав граждан (право на свободу перемещения, право на неприкосновенность личной жизни и др.). В этом законе содержатся нормы трудового права (доплаты лицам, допущенным к государственной тайне, и пр.), очертания норм уголовного права (ответственность за наиболее грубые нарушения правил обращения). Таким образом, законодательство о государственной тайне объективно носит межотраслевой характер и вправе называться государственным (общеправовым), а не административно-правовым. Вместе с тем административное право и соответствующий административно-правовой режим играют наиболее заметную роль в регулировании обращения государственной тайны.

     Во-вторых, законодательство о государственной  тайне превратилось в громоздкую конструкцию: более 120 законов и нормативных актов федерального уровня регламентируют обращение тайны.

     В-третьих, существенные сегменты законодательства о государственной тайне написаны «под ведомство», т.е. не отражают общенациональные интересы.

     2.3. Система защиты государственной тайны

     Существо  государственной тайны, необходимость  сохранения ее в тайне, потребовало  принятия целого комплекса мер, названного в Законе «система защиты государственной  тайны» и включающее не только собственно меры (к примеру, такую процедуру как допуск). Официально оно звучит следующим образом: система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

     Отношения по защите государственной тайны, будучи сопряженными с необходимостью сохранения её в тайне, принятия соответствующих  мер, могут быть отнесены к административному  праву, метод же их регулирования  также в первую очередь связан с обязательностью, императивностью, не допускающей отступления от нормы закона, законной возможности нескольких вариантов развития ситуации.

     Итак, на кого распространяется это режим. Закон относит к ним:

     межведомственную  комиссию по защите государственной тайны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

     Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

     Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

     Органы  государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную  тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей  компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

     Контроль  за обеспечением защиты государственной  тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по общим правилам.

     Другими мероприятиями, помимо организации доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну стали:

     Определение порядка сертификации средств защиты информации. Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности, установление лицензирования на проведение работ со сведениями соответствующие степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы, по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

     2.4. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.

     Предусмотрено, что защита прав и законных интересов  граждан, органов государственной  власти, предприятий, учреждений и организаций  в сфере действия Закона о государственной  тайне осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном  Законом.

     Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.