На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность кооперирования, формы и показатели ее уровня. Экономическая эффективность кооперирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Реферат на тему: «Сущность кооперирования, формы и показатели ее уровня. Экономическая эффективность кооперирования»
     
          Отличительной особенностью предприятий промышленного производства является не только высокий технический  уровень развития, но и постоянно развивающиеся формы организации, которые оказывают большое влияние на экономику.
          Основными формами  организации промышленного производства являются: концентрация, комбинирование, специализация и кооперирование.
          Концентрация  производства – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
          Комбинирование представляет собой процесс соединения труда определенных органически связанных между собой специализированных производств в единый хозяйственный комплекс.
          Специализация – это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций[1, с.427 - 431].
          Неизбежным следствием развития специализации отраслей и  предприятий при изготовлении отдельных  заготовок, деталей и агрегатов  для машин и оборудования является производственное кооперирование. Разделение труда и его кооперация в практике неразрывно связаны, так как специализация и кооперирование являются двумя сторонами процесса производства. Поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.
          Кооперирование — это установление длительных и устойчивых производственных связей между специализированными предприятиями с целью совместного изготовления, как правило, сложной продукции.
          Кооперирование, наряду с концентрацией и специализацией - одна из прогрессивных форм организации производства, основанная на общественном разделении труда.  Специализация и кооперирование - две стороны  единого  процесса: специализация обеспечивает целесообразное расчленение и обособление предприятий,  а кооперирование - связи между ними. Под кооперированием понимается лишь часть производственных связей.
          При кооперировании одно административно самостоятельное  предприятие (поставщик) поставляет другому (получателю) части готовой продукции, которые представляют собой заготовки, узлы и т.д. В порядке материально-технического снабжения - сырье, топливо, основные и вспомогательные материалы, детали широкого применения (подшипники, запчасти к изделиям массового производства и т.п.). Те части готовой продукции, которые требуют на промышленном предприятии - получателе дополнительной обработки, носят название полуфабрикаты. А те части готовой продукции, которые непосредственно включаются в готовое изделие без дополнительной обработки, называются комплектующими изделиями.
          В соответствии с  формами специализации различают  три формы кооперирования:
          -  предметное (агрегатное) кооперирование  —  кооперирование, когда ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головному предприятию, выпускающему законченную продукцию — машины и оборудование;
          - подетальное кооперирование — кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.) для выпуска готовой продукции;
          - технологическое (стадийное) кооперирование — кооперирование, которое выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головному предприятию (пряжи - ткацким фабрикам; поковок, отливки -машиностроительным заводам).
          Основным показателем уровня кооперирования производства является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
           Определим на примере уровень кооперации, если стоимость (цена) покупных полуфабрикатов составляет 63 млн. р., а общий объем производства продукции  составляет 210 млн. р.
          Для того чтобы найти уровень кооперации, стоимость (цену) покупных полуфабрикатов разделим на общий объем производства продукции (63 млн. р./ 210 млн. р.) и получим 0,30 или 30%.
       Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми головные предприятия находятся в кооперационных связях.
          Относительно отраслевой принадлежности и территориального расположения предприятий различают следующие виды связей по кооперированию:
          - внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
          - межрайонные, когда в кооперацию вступают предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
          - внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании предприятий разных отраслей [2, с. 25-256].
        Кооперирование между  предприятиями разных стран получило наибольшее развитие во второй половине XX в. Для ведущих промышленных стран такая кооперация проявилась через создание транснациональных корпораций. Эти корпорации осуществляют кооперацию между своими предприятиями по всему миру.
        Как правило, в ведущих  промышленных странах размещаются научные центры, производство наиболее сложных деталей и узлов, а предприятия, расположенные в развивающихся странах, в основном занимаются сборочными работами и изготовлением простых деталей и узлов. В результате такой кооперации за счет более низкой оплаты труда в развивающихся странах по сравнению с ведущими промышленными странами обеспечивается снижение издержек на производство продукции.
        Уровень кооперирования определяется следующими основными  показателями:
              - удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;
              - удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;
              - числом предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
          - удельным весом различных форм кооперирования в общем объеме поставок;
              - долей  продукции, получаемой по кооперации из-за границы в себестоимости выпуска и в объеме кооперированных поставок [3, с.246-247].
              Одним из основных показателей кооперирования является радиус кооперации, при котором суммарные затраты по производству и транспортным расходам по доставке продукции должны быть минимальными.
              При определении  открытия нового предприятия можно использовать оценку центра тяжести по минимуму издержек обращения, анализ объемов выпуска продукции и общих затрат, а также основных факторов. При открытии нового филиала компании необходимо учитывать так называемый его центр тяжести по отношению к другим филиалам, получающим от него детали, узлы и другую продукцию.
              Например, определим центры тяжести по открытию нового филиала компании, если известны координаты месторасположения получателей ее продукции. Исходные данные представлены в таблице 1. 

Таблица 1 – Исходные данные 

Получатели Параметры координат Отгрузки  за неделю
Х У
С1 3 5 120
С2 6 4 200
С3 5 8 300
Итого 14 17 620
 
      Решение: 
          Ситуация 1. Отгрузки ко всем получателям равны. X сред. = 14 / 3 = = 4,67; У сред. = 17/3 = 5,67.
    Ситуация 2. Отгрузки не равны. X сред. = (3 х 120 + 6 х 200 + 5 х х 300) / 620 = 4,93; У сред. = (5 х 120 + 4 х 200 + 8 х 300) / 620 = 6,13.
          Анализ затрат объема выпуска продукции и общих  затрат должен учитывать переменные и постоянные расходы по каждому  варианту размещения, расчет удельных расходов по отношению к единице продукции.
    Например, менеджер по продажам слесарных инструментов решает открыть четвертое складское  помещение дополнительно к трем существующим. В проекте рассчитываются 3 варианта места открытия склада: первый — месячные постоянные расходы 300 долл. Переменные расходы—5 долл. На единицу инструмента и транспортные расходы 500долл.; второй вариант 420, 3 и 600 долл.; третий вариант — 480, 4 и 350 долл. Необходимо определить самый экономичный вариант расположения склада по минимуму общих затрат по хранению 1000 инструментов.
    Решение: 
    Суммарные затраты в месяц по 1-му варианту = 300 + 5* 1000 + + 500 = 5800;  по 2-му варианту = 420 + 3 * 1000 + 600 = 4020 и по 3-му варианту = 480 + 4 * 1000 + 350 = 4830. Самый экономичный вариант 2, где и необходимо построить склад [4, с.74-75] .
    Кооперирование  способствует лучшему использованию производственных возможностей каждого предприятия, повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции.
    Производственное кооперирование требует стандартизации технологических процессов и отдельных видов поставляемой продукции. Стандартизация обеспечивает получение изделий со строго определенными свойствами, качеством и размером, обеспечивает взаимозаменяемость деталей и узлов. Предприятия обязаны выпускать продукцию в строгом соответствии с утвержденными стандартами (ГОСТ).
    Стандартизация  неразрывно связана с унификацией продукции. Унификация означает использование при производстве машины и других изделий однотипных деталей, узлов, однородных сортов материалов.
    Важное  направление  совершенствования  стандартов  —  комплексность   их разработки  и  внедрения.  Она  предполагает  единые  требования  к  сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, к  методам  контроля  и испытания готовых изделий  и  продуктов,  к  условиям  их  транспортировки, хранения и потребления.
    Чем больше промышленных изделий охвачено унификацией  и  стандартизацией, тем легче  организовать кооперированные производства  по  изготовлению конструктивно и технологически подобной продукции.
    На  основе   унификации   и   стандартизации   достигается   концентрация производства однородных изделий на предприятиях оптимальных  размеров,  что обеспечивает  рост  производства   и   производительности   труда,   лучшее использование производственного аппарата,  сырьевых  и  трудовых  ресурсов, повышение качества продукции и, как следствие, рост прибыли.
    Сокращение  числа применяемых типов и  размеров деталей, узлов, механизмов упрощает и удешевляет конструирование машин, их производство и эксплуатацию.
    План  кооперирования  производства  является  составной частью плана развития промышленности.  Он тесно связан с планами развития производства продукции в  натуральном  выражении, развития  и  внедрения  новой  техники  и   прогрессивных   технологических процессов,   производственных   мощностей,    капитальных    вложений,    с мероприятиями по совершенствованию управления промышленностью, оказывающими большое влияние на изменение уровня кооперации.
      Планирование кооперирования  в  промышленности  ставит своей задачей:
    - углубление и повышение уровня предметной, технологической и подетальной форм кооперации;  
    - освобождение  предприятий,  объединений  и  отраслей  от  производства непрофильной продукции;
    - удовлетворение потребностей промышленности и других отраслей  народного хозяйства в запасных частях, инструменте, технологической оснастке;
    - обеспечение     потребностей     промышленности     в      изделиях общемашиностроительного применения;
    расширение  производства предметов народного потребления на предприятиях отраслей тяжелой индустрии.
      Исходной базой разработки плана  кооперирования  является глубокий  и  всесторонний  анализ  достигнутого   уровня   названных   форм общественной организации производства и задачи  развития  промышленности  в планируемом периоде. 
    В современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда используются многие виды кооперированных связей. Выбор оптимального варианта кооперирования осуществляется на основе проведения соответствующей экономической оценки [5, с.69].
    Экономическая эффективность кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность организационно-плановых мероприятий проявляется главным образом в снижении себестоимости за счет повышения производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная же часть экономического эффекта кооперирования - следствие повышения технического уровня производства и качества продукции. Оба этих направления повышения эффективности производства действуют одновременно.
    Кооперирование  оказывает воздействие на эффективность общественного производства и отдельного предприятия в силу следующих обстоятельств:
     - кооперирование является основой для механизации и автоматизации производства;
    - на кооперированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели на некооперированных;
    - на кооперированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования;
     - кооперирование позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
    - развитие кооперации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства.
    Кооперирования производства имеет и отрицательный эффект, если при этом наблюдается:
    - рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования, который превышает экономию на себестоимости;
    - монотонность в работе, что вызывает необходимость осуществления определенных мер по снижению отрицательного воздействия этого явления на работников.
    Экономический эффект (Э) от развития кооперирования, по мнению А.С. Головачева, можно определить по формуле:
                       Э =[(С1 –С2) – (Зтр2- Зтр1)] *V2 – 1/Т*?К,                               (1) 

    где С1, С2 — себестоимость единицы продукции до и после кооперирования;
    1 –С2) — экономия по себестоимости, p.;
    Зтр1,  Зтр2— транспортные затраты по доставке единицы готовой продукции потребителю до и после специализации (или кооперирования), р.;
    тр2- Зтр1)] — превышение транспортных затрат, p.;
    V2 — объем выпуска продукции после кооперирования в натуральном выражении;
    Т — экономически обоснованный срок окупаемости капитальных вложений, годы;
    ?К — капитальные вложения, необходимые для осуществления кооперирования производства, р.
    Производственная  ситуация: определить экономический  эффект от кооперирования производства (Экооп ), если в расчете на единицу продукции С1 =1500 р., С2 =1200 р.,  3тр1 = 300 р.,  Зтр2 = 500 р.,  V2= 10 млн шт.изделий, Т = 3 года, К = 800 млн. р.
    Решение:
      Экооп =[(1500 -1200 ) -(500-300)]*10-1/3*800 = 1000-267= 733 млн. руб.
    Экономический эффект от кооперирования имеет место тогда, когда экономия на себестоимости будет выше суммы увеличение транспортных расходов и приведенных капитальных вложений к одному году по осуществлении кооперирования [2, с. 261-262].
    Для определения экономической эффективности кооперирования производства, по мнению В.П. Волкова,  используется показатель условно-годовой (сравнительной) экономической эффективности кооперирования (Эг), который определяется по формуле приведенных затрат с учетом изменения себестоимости и транспортных расходов:
                                           Эг = [(С1 + Тр1)-(С2 + Тр2)]*А2,                          (2)
    где А2 - годовой объем выпуска продукции (фактический) после проведения кооперации;
          Тр1 и Тр2 - транспортные расходы по доставке готовой продукции до и после специализации;
    С1, С2- себестоимость единицы продукции до и после специализации.
    Если  инвестиции неодинаково распределяются во времени или текущие издержки производства существенно меняются по годам эксплуатации, при расчетах годового экономического эффекта учитывается фактор времени путем применения дисконтирования или компаудинга.
    Если  проведение мероприятий по кооперированию связано с вложениями инвестиций, то экономический эффект этих мероприятий определяется в соответствии с методикой оценки инвестиционных проектов.
    С целью более достоверного обоснования  эффективности кооперирования могут приниматься в расчет и другие частные показатели эффективности: среднегодовая выработка на одного работающего, трудоемкость, материалоемкость, фондоотдача, рентабельность и др            [2, с. 451].
    Учет  положительных и отрицательных  сторон кооперирования позволяет найти  оптимальный вариант их сочетания. 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

    Волков, В.П. Экономика предприятия: учебное пособие/В.П.Волков, А.И.Ильин. – М.: Новое знание, 2003. – 677с.
    Головачев, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие/ А.С.Головочев. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 447 с.
    Горфиннель, В.Я. Экономика предприятия: учебное пособие/ В.Я.Горфинель. – М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2006. – 670 с.
    Масютов, А.А. Экономика предприятия: учебное пособие / А.А.Максютов. – М.:Альфа -пресс, 2005. – 528 с.
    Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / И.Н.Чуев. – М.: Данников и К, 2008. – 416 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Практическая  часть (Вариант 19) 

     Задача 1.
     Сметная стоимость строительства завода мощность 81,7 тысяч изделий в год равна 81,7 тысяч рублей. Текущие затраты на производство продукции –  163,3 тысяч рублей в год. Удельный вес условно-постоянной части составляет в капитальных затратах –32,7 %, в текущих – 21,3 %.
     Определить: снижение приведенных затрат на единицу изделия (в %) и годовой эффект от увеличения объема производства в 2, 4 и 8 раз.
     Решение
     1.Определяем объем капитальных вложений (К) для  каждого варианта увеличения объема производства  по формуле:
        ,
     где  - удельный вес условно-постоянной части в капитальных затратах;
       - переменная часть капитальных затрат по базовому варианту строительства;
       Ni – величина капитальных затрат базового варианта.
       - коэффициент роста мощности завода (задан в условии задачи: и 8).
     а) для варианта увеличение объема производства в 2 раза
     K = 81,7 *32,7/100 + 2* (81,7 - 81,7 *32,7/100  ) = 136,68  тыс .руб.
     б) для варианта увеличение объема производства в 4 раза
     K = 81,7 *32,7/100 + 4* (81,7 - 81,7 *32,7/100  ) = 246,65  тыс .руб.
     в) для варианта увеличение объема производства в 8 раз
     K = 81,7 *32,7/100 + 8* (81,7 - 81,7 *32,7/100  ) = 466,58  тыс .руб
   2. Вычислим текущие затраты (С) на производство для каждого варианта увеличения объема производства  по формуле:
                                                     ,
       где – удельный вес условно-постоянной части в текущих затратах.
       а) для варианта увеличение объема производства в 2 раза
       С = 163,3*21,3/100 + 2* (163,3 -163,3*21,3/100  ) = 219,81 тыс.руб.
       б) для варианта увеличение объема производства в 4 раза
       С = 163,3*21,3/100 + * (163,3 -163,3*21,3/100 ) = 548,85 тыс.руб.
       в) для варианта увеличение объема производства в 8 раз
       С = 163,3*21,3/100 + 8* (163,3 -163,3*21,3/100 ) = 1062,91 тыс. руб.
       3. Вычислим удельные приведенные затраты на производство для каждого варианта увеличения объема производства  по формуле:
        ,
        - нормативный коэффициент эффективности (0,2).
       а) для варианта увеличение объема производства в 2 раза
       Зпр = (219,1 + 0,2*136,68) / 81,7*2 = 1,5 руб.
       б) для варианта увеличение объема производства в 4 раза
       Зпр = (548,85 + 0,2*246,65 ) / 81,7*4 = 1,83 руб.
       в) для варианта увеличение объема производства в 8 раз
       Зпр = (1062,91 + 0,2*466,58 ) / 81,7*8 = 1,76 руб.
       г) для базового варианта объема производства
       Зпр = (163,3 + 0,2* 81,7) / 81,7 = 2,19 руб.
       4. Определим снижение приведенных затрат на ед. изделия (в %)
       а) для варианта увеличение объема производства в 2 раза
       100 - 1,5/2,19*100 = 31,5 %
       б) для варианта увеличение объема производства в 4 раза
       100 - 1,83/2,19*100 = 16,43 %
       в) для варианта увеличение объема производства в 8 раз
       100 – 1,76/2,19*100 = 19,63 %
       5.Рассчитаем годовой эффект (Э) от увеличения объема производства для каждого варианта по формуле:
      .
     а) для варианта увеличение объема производства в 2 раза
     Э= (2,19 – 1,5)*2*81,7 =112,75
     б) для варианта увеличение объема производства в 4 раза
     Э= (2,19 – 1,83)*4*81,7 =117,65
     в) для варианта увеличение объема производства в 8 раз
     Э= (2,19 – 1,76)*8*81,7 =140,52
     Задача 3.
     Выяснить уровень специализации предприятия на основе данных таблицы 3.2.
     Таблица 3.2
     Продукция      Выпуск, тысяч рублей
     завод 1      завод 2      завод 3
     Пленка      2633,3      1380,0      7340,0
     Трубы      4366,7      3683,3      1073,3
     Изделия ширпотреба      2683,3      8656,7      1530,0
     ИТОГО:      9683,3      13720      9943,3
 
     Решение
     Определим  уровень специализации производства по каждому из выпускаемых на заводах изделий для каждого завода по формуле:
              ,
     где – объем выпуска рассматриваемого изделия на i-том предприятии в стоимостном выражении;
           - суммарный объем производства изделий в стоимостном выражении.
         а) для завода 1:
       kсп (плёнка) = 2633,3 /9683,3 = 0,27  
       kсп (трубы) = 4366,7 /9683,3 =  0,45  
       kсп (изделия ширпотреба) = 2683,3 /9683,3 =  0,28  
       б) для завода 2:
       kсп (плёнка) = 1380,0/13720=0,10  
       kсп (трубы) =3683,3 /13720=  0,27  
       kсп (изделия ширпотреба) = 8656,7/13720=0,63  
       в) для завода 3:
       kсп (плёнка) = 7340,0/9943,3= 0,74  
       kсп (трубы) =1073,3/9943,3= 0,11  
       kсп (изделия ширпотреба) = 1530,0/9943,3= 0,15  
       Задача 5.
       Заводу на первый квартал установлен план выпуска изделий по кооперации: муфты – 9000 штук, редукторы – 6000 штук, крестовины – 4 штуки. Отпускная цена этих изделий соответственно 100, 200 и 5000 рублей. Плановые и фактические сроки и объемы поставок представлены в таблице 4.
       Таблица 3.4
                Муфты        Редукторы        Крестовины
план
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.