Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность и ее ценностные ориентиры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                      
Введение. 

      Темой данной работы является личность и  её ценностные ориентиры. Эта проблема актуальна, т.к. интерес к ценностным основам отдельной личности и  общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентиров. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. Проблематичность рассматриваемой темы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентиров личности, и недостаточной изученностью факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Объектом данной работы являются ценностные ориентиры, а предметом – ценностные ориентиры личности в современном обществе. Цель моего исследования – это комплексный анализ ценностных ориентиров личности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: изучение понятий личности и ценностных ориентиров, структуры и закономерностей формирования и развития системы ценностных ориентиров личности. В данной работе планируется использование следующих методов: анализ литературы по теме исследования и работ выдающихся ученых в этой области таких, как А.Н. Леонтьев,  Ж. Пиаже, Г. Дюпон, И. С. Кон, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, В. И. Слободчиков; общенаучные методы анализа и синтеза. Научная новизна работы заключается в исследовании понятия «ценностные ориентации» в связи с его философской концептуализацией. 

      I. Личность.
      Говоря  о личности, необходимо уточнить, что  же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
      Таким образом, с самого начала в понятии  «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
      Личностьэто человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкурирующих видов деятельности и общественных отношений. Однако это положение нельзя понимать таким образом, что в личности нет ничего, кроме «совокупности общественных отношений». Нет, личность, будучи сформирована под воздействием среды, становится активным деятелем, субъектом всех общественных отношений. С этих позиций личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
      Личность  представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).
           Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.
            Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентиров данного общества, что называют социализацией.
      Если  нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п.; в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
      Активность личности формирует ее жизненную позицию, состоящую в самоопределении личности, прогнозировано реализует ее во времени как линию жизни и ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни на основе смысла жизни.
      Таким образом, личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей.  

      II. Ценностные ориентиры личности.
      Понятие ценностных ориентиров.
 
      Ценностные  ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни. Профессиональные ценности – это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.  
              Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

      З.И. Файнбург отмечал "чрезвычайную сложность  системы ценностных ориентиров личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре". Большое внимание уделил изучению ценностных ориентиров М. Рокич. Он определил ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях». В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения отдельного человека. Рассматривая направленность личности Б.Г. Ананьев уделял особое внимание ценностным ориентирам: «направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации». А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Система ценностных ориентиров образует направленность личности, регулирует деятельность.
      Таким образом, ценностные ориентиры - элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие  значимое от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
      2. Структура ценностных  ориентиров. 

      При анализе структуры ценностей, представленных в общественном сознании, выделяются три типа ценностных предпочтений: ценности адаптации, отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, к ним отнесены «выживание», «жизнь не хуже, чем сейчас», «сохранение сил и здоровья», «чтобы лекарства стали дешевле», «достойная зарплата и пенсия», «отсутствие нужды», «уверенность в завтрашнем дне», «терпение», «душевное равновесие и покой», «чтобы не было страха», «мир, чтоб без крови», «стабильность в обществе», «порядок в стране» и т. п.; ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, представлены следующими основными позициями: «семья», «нормальные дети и внуки», «хорошая работа», «карьера», «большой круг друзей», «чтобы ценили, любили и понимали» и пр.; ценности индивидуализации, соответствующие направленности на личностный рост и развитие, интерпретированы «самоусовершенствование», «интеллектуальное и духовное развитие», «активность», «реализация себя в работе, приносящей пользу людям», «возможность приложить свои силы на благо России» и т. д.
В целом, ценности адаптации доминируют у 63,92% исследуемых, ценности социализации — у 24,43% и ценности индивидуализации — у 3,13% опрашиваемых. Ценности адаптации, социализации и индивидуализации отражают ориентацию соответственно на прошлое, настоящее и будущее.
       Данными ценностями могут обладать все члены  общества, однако их значимость в индивидуальной иерархии является различной. Система ценностных ориентации личности не является внутренне однородной структурой. При исследовании факторной структуры системы ценностных ориентации выделяются три значимых фактора, которые обозначили как «приверженность традиции» (такие ценности, как счастливая семейная жизнь, воспитанность, исполнительность, аккуратность, честность, здоровье, свобода, развитие, чистоплотность), «альтруистическая направленность» (творчество, чуткость, красота природы и искусства, счастье других, терпимость, общественное признание, материально обеспеченная жизнь ) и «освобождение от ограничений» (развлечения, любовь, познание, продуктивная жизнь, ответственность, жизнерадостность, смелость в отстаивании своего мнения). Выделенные факторы представляют собой уровни системы ценностных ориентации личности, которые находятся в определенной иерархической зависимости. При этом высшим уровнем является «альтруистическая направленность», или ориентация на ценности максимальной самореализации ради счастья всех людей, а низшим — «освобождение от ограничений».
      Доминирование в индивидуальной ценностной системе того или иного описанного уровня определяет формирование соответствующего типа личности.
      Таким образом, система ценностных ориентиров личности представляет собой сложную, многоуровневую и внутренне неоднородную структуру. Ценностные предпочтения представлены ценностями адаптации, социализации и индивидуализации. 

3. Формирование системы ценностных ориентации личности . 

      Достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. Этапность формирования системы ценностных ориентации, занимая важное место в ряде теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития.
      Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентиров личности, по мнению Ж. Пиаже, является определенный уровень интеллектуального развития.
      Г. Дюпон, развивая представления Ж. Пиаже, связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека, отражающими динамику его эмоциональной оценки собственных взаимоотношений с другими людьми. Им выделяется шесть основных стадий развития эмоциональных отношений.
      По  словам И. С. Кона, система ценностей  личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми .
      Наиболее  последовательно роль смены деятельности в формировании ценностных ориентации раскрывается в работах отечественных авторов, прежде всего в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова и др. Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей.
      Таким образом, на формирование ценностных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности, стадии эмоционального развития человека, развитие эмоций и воли. Формирование ценностных ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.
      В данной работе мы изучали понятия  личности и её ценностных ориентиров. Проблема формирования ценностных ориентиров личности остаётся актуальной и в наши дни в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных областях культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.