На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы операционного анализа в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Для разумного применения законов рынка, повышения своей конкурентоспособности, постоянного совершенствования в рыночной системе, в современных условиях необходимо улучшать традиционные подходы к проведению анализа и разрабатывать новые методики и приемы анализа. Одним из таких методов, на мой взгляд, является операционный анализ.
     Операционный  анализ является неотъемлемой частью управленческого учета, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
     Операционный  анализ дает возможность решить широкий  спектр задач, связанных с оценкой  эффективности и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д.
     Анализ  соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного левериджа.
     В общем виде леверидж (рычаг) трактуется как фактор, изменение которого приводит к существенному изменению ряда результативных показателей. Операционный (производственный) леверидж показывает потенциальную возможность изменения прибыли при изменении объема производства. Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в составе операционных затрат приводит к тому, что при любом изменении объема производства прибыль всегда изменяется еще более быстрыми темпами.
     Целью исследования курсового проекта  является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Для решения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
     - рассмотреть основные принципы и задачи операционного анализа;
     - дать классификацию затрат в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат;
     - изучить вопросы, касающиеся проведения факторного анализа безубыточности; разработки ассортиментной политики предприятия; выбора оптимальных решений из имеющихся альтернатив;
     - повести анализ операционного рычага на примере ОАО «Виктория»;
     - рассмотреть резервы увеличения  прибыли от реализации за счет  изменения затрат и объема  производства продукции.
     Объектом  исследования в работе является ОАО «Виктория».
     Предмет изучения – процесс управления издержками производства продукции.
     При написании работы использованы следующие  методы исследования: горизонтальный, вертикальный и факторный анализы. Материалом для исследования послужили: годовые бухгалтерские отчеты, финансовые планы, справочная литература. Представленный комплекс материала сформирован в результате обобщения и переработки отечественного и зарубежного опыта в области финансового менеджмента.
 

      1 Теоретические основы операционного анализа в рыночной экономике

     1.1 Основные направления операционного анализа

 
     Операционный  анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий  влияние структуры затрат и выручки  на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
     Исходя  из содержания понятия «управление» основными элементами управления затратами  и себестоимостью продукции промышленного  фирмы является прогнозирование  и планирование, организация их учета  и калькулирование себестоимости  продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
      Действие  операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.
     По  показателю выпуска продукции фирмы имеют возможность определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков. С этой целью следует рассчитать безубыточный объем продаж (порог рентабельности, точку безубыточности), т.е. сумму выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов фирмы.
      Порог рентабельности определяют по формуле: 

  =  

      Запас финансовой устойчивости определяется по формуле: 

          

      Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при  этом убытков. Превышение реального  производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы.
      Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.
      Факторную модель зоны безопасности фирмы можно  представить следующим образом: 

      ЗФУ= =1- : , 

      где В - выручка от продажи продукции;
      Т - безубыточный объем продаж,
      Спост - сумма постоянных затрат;
      Дi - доля i-гo вида продукции в общей сумме выручки;
      Qобщ - общий объем проданной продукции;
      Удi; - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж;
      pi - цена единицы продукции;
      Спер - переменные расходы на единицу продукции.
       Запас финансовой устойчивости можно  представить графически рис. 1.
Рис. 1 - Расчет точки безубыточности. 

      На  оси абсцисс откладывается объем  продаж продукции, на оси ординат - постоянные, переменные затраты и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже зона убытков. Отрезок линии выручки от точки до верхней точки и есть запас финансовой устойчивости.
      Из  приведенного графика видно, что  порог рентабельности (точка безубыточности) отделяет объем производства, при  котором могут быть получены убытки (треугольник ОАТ), от объема производства, приносящего прибыль (треугольник  ТВС).
      Таким образом, безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
      При таком уровне цена будет равна  себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для фирмы, так как в результате будет получен убыток.
      В условиях спада производства на многих фирмах объем продаж находится ниже уровня безубыточности. Поэтому расчет объема продаж в натуральном выражении  имеет актуальное значение. Каждое предприятие может определить для себя, какое количество продукции необходимо произвести для достижения уровня, при котором оно сможет покрыть все свои затраты.
      Разные  соотношения доли переменных и постоянных затрат в их общей величине сильно влияют на положение точки безубыточности. Поэтому очень важно улучшать управление отдельно постоянными и отдельно переменными издержками. Нужно иметь в виду, что рост доли постоянных затрат, даже при снижении переменных издержек на единицу продукции, всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объема продаж.
      Общую формулу прибыли от продажи продукции  можно представить в виде: 

      Ппрод=P*Q-(Cпост + Спер*Q), 

      где Ппрод - прибыль от продажи продукции;
      Q - количество проданной продукции;
      Р - цена изделия;
      Спер - удельные переменные затраты;
      Спост - совокупные постоянные затраты.
      Каждое  предприятие должно постоянно проверять  обоснованность деления затрат на постоянные и переменные и при необходимости  вносить коррективы в свои планы.
      Основанием  для принятия решения по инвестированию в производство, освоение новых рынков и новых видов продукции и т.д. может служить наличие надежного (достаточного) запаса финансовой прочности. Если такого запаса нет, то предприятие обязано осуществлять жесткий контроль за затратами и оптимизацией всей деятельности.
      Создание  и функционирование любого фирмы  упрощено представляют собой процесс  инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа. Кроме того, он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках.
      Логика  взаимосвязи между выручкой и  прибылью заключается в следующем. Прибыль можно рассматривать  как разницу между выручкой и  расходами двух типов - производственного  и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является важным в условиях рыночной экономике и свободы в финансировании фирмы с помощью предметов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
      Величина  чистой (нераспределенной) прибыли  зависит от многих факторов. С позиции  финансового управления деятельностью  фирмы на нее оказывают влияние:
      а) то, насколько рационально использованы представленные предприятию финансовые ресурсы;
      б) структура источников средств. 

     1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа

 
     Основными допущениями операционного анализа являются:
     - объем производства равен объему продаж (нет товарных остатков);
     - все затраты классифицируются как переменные и постоянные;
     - все зависимости описываются линейными уравнениями;
     - поведение затрат рассматривается применительно к определенному периоду времени, в течение которого затраты не меняются (релевантный период).
     Для выполнения аналитических расчетов все затраты, имеющие отношение  к производству продукции классифицируются как:
     - переменные и постоянные
     - прямые и косвенные
     Переменные  меняются вместе с объемом производства, постоянные остаются неизменными.
     Прямые  включаются в себестоимость конкретного  вида продукции. Косвенные имеют  отношение ко всем видам продукции.
     Поэтому в регистрах бухгалтерского учета  отражается накопление косвенных затрат, которые затем распределяются каким-то методом по видам продукции.
     В качестве базы можно использовать базу основных производственных рабочих, тогда  косвенные расходы будут включены в себестоимость конкретного  вида расходов пропорционально доле зарплаты рабочих, материальные затраты в себестоимости продукции, доля объема продукции в общем объеме продаж.
     В себестоимость включают прямые переменные затраты + распределенные косвенные  затраты производственного характера.
     Современные учетные системы предполагают, что в себестоимость включается не полная себестоимость, в нее включаются прямые переменные затраты (материальные и трудовые) + распределенные косвенные расходы производственного характера (расходы по содержанию оборудования и цеховые расходы).
     Формирование  прибыли от продаж осуществляется по схеме:
     Выручка (цена * количество продукции)       -
     Общие прямые переменные затраты (затраты на 1 * количество)          =
     Маржинальный  доход (брутто прибыль)       -
     Постоянные  затраты                                                                               =
     Прибыль от продаж (нетто прибыль)
     На  первой стадии формируется маржинальный доход (валовая прибыль, брутто прибыль, сумма покрытия, сумма поглощения).
     Маржинальный  доход покрывает постоянные затраты, которые не распределяется по отдельным видам продукции, а списываются с финансового результата.
     Это упрощенная схема, которая на практике применяется в более сложном варианте, как основа управленческого учета. Ее содержание зависит от величины, состава косвенных расходов.
     Операционный  анализ может быть применен только при соответствующих изменениях в аналитическом учете.
     В основе логических взаимосвязей и формул лежит операционная зависимость, которая  связана со структурой себестоимости  при данном объеме продаж.
     Если  объем продаж увеличивается, то затраты ведут себя так:
     - общие переменные затраты растут, но на ед. продукции они не  меняются;
     - общая сумма постоянных расходов не меняется, но в расчете на единицу продукции постоянные затраты снижаются.
     Себестоимость единицы изделия снижается, и  прибыль увеличивается за счет двух факторов:
     - увеличение объема продаж;
     - за счет сокращения доли постоянных расходов в себестоимости продукции.

     1.3. Эффект операционного рычага

 
      Операционный  рычаг – сила  влияния  производственных факторов на изменение прибыли от продаж.
     Эффект  операционного рычага – это изменение  прибыли под воздействием операционных факторов, рассчитывается в %.
     Эффект  равен % изменения фактора x на силу операционного рычага.
     Производственный  леверидж, представляет собой взаимосвязь  между совокупной выручкой фирмы, его  прибылью до налогообложения и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы фирмы, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой (нераспределенной) прибылью и величиной прибыли до налогообложения. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая (нераспределенная) прибыль.
     Соотношение постоянных и переменных затрат фирмы позволяющее «включать» механизм производственного левериджа с различной интенсивностью воздействия на прибыль до налогообложения, характеризуется «коэффициентом производственного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле: 

      Кпр.л  = , 

      где Кпр.л - коэффициент производственного левериджа;
      Спост - сумма постоянных затрат;
      Sпол - полная себестоимость.
      Чем выше значение коэффициента производственного  левериджа на предприятии, тем в  большей степени оно способно ускорять темпы прироста прибыли до налогообложения по отношению к темпам прироста объема продажи продукции.
      Конкретное  соотношение прироста прибыли до налогообложения и выручки от продажи, достигаемое при определенном коэффициенте производственного левериджа, характеризуется показателем «эффект производственного левериджа», который исчисляется отношением темпов прироста прибыли до налогообложения к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении. Принципиальная формула расчета этого показания имеет вид: 

      Эпр.л = , 

      где Эпрл - эффект производственного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;
      донал - темп прироста прибыли до налогообложения, в %,
      ?В - темп прироста объема продажи продукции, %.
      Задавая тот или иной темп прироста объема продажи продукции всегда имеется  возможность, используя указанную  формулу, определить, в каких размерах возрастает прибыль до налогообложения  при сложившемся на предприятии коэффициенте производственного левериджа.
      В конкретных ситуациях хозяйственной  деятельности фирмы проявление механизма  производственного левериджа имеет  ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования  для управления прибылью. Сформируем основные из этих особенностей:
      1. Положительное воздействие производственного  левериджа начинает проявляться  лишь после того, как предприятие  преодолело точку безубыточности  своей хозяйственной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные расходы (т.е. обеспечить равенство МД = Спост)
      2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент производственного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем продажи продукции.
      3. Наибольшее положительное воздействие  производственного левериджа достигается  в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращивания объема продажи продукции и удаления от точки безубыточности (т.е. при наращивании придела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Таким образом, каждый последующий процент прироста объема продажи продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли до налогообложения (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими чем темпы прироста объема продажи продукции).
      4. Механизм операционного левериджа  имеет и обратную направленность - при любом снижении объема  продажи продукции в еще большей  степени будет уменьшаться размер  выручки. При этом пропорции  такого снижения зависят от  значения коэффициента производственного левериджа. чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма выручки по отношению к темпам снижения объема продажи продукции.
      5. Эффект операционного левериджа  проявляется только в коротком  периоде. Это определяется только тем, что постоянные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращивания объема продажи продукции происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.
      Понимание механизма проявления производственного  левериджа позволяет целенаправленно  управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях  повышения результативности хозяйственной деятельности. Это проявление сводится к изменению значения коэффициента производственного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла фирмы при наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены - в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
      Управление  производственным левериджем может  осуществляться путем воздействия  как на постоянные, так и на переменные производственные затраты.
      При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления хозяйственной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятие имеющее высокий коэффициент производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.
      При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и продажи продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрое преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост выручки.
      Целенаправленное  управление постоянными и переменными  затратами, оперативное изменение  их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования прибыли до налогообложения.
      В заключение приведем основные понятия  операционного анализа.
      Операционный  анализ - анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения  объемов производства, прибыли и  затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства.
      Применение  операционного анализа позволяет  обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность  деятельности:
      - безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
      - наиболее выгодный ассортимент при ограниченных ресурсах;
      - влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия;
      - принятие заказа по ценам ниже себестоимости;
      - принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
      - решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты».
      Применение  операционного анализа позволяет  также определять минимальную величину заказа.
      Операционный  анализ помогает определить наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства
      Предельная выручка - дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных издержек. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функции прибыли.
      Предельные  затраты - это дополнительные затраты, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Их определяют как разность общих издержек при выпуске дополнительной единицы продукции.
      Предельные  затраты можно также определить как разность переменных затрат на производство каждой дополнительной единицы  продукции, так как постоянные затраты  представляют собой фиксированную величину при любом объеме производимой продукции. Понятие предельных затрат имеет большое практическое значение, так как показывает затраты, необходимые для производства дополнительной единицы продукции, или «экономию» затрат при отказе от производства дополнительной единицы продукции.
      Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных  договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные  сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.
      2 Операционный анализ деятельности ОАО «Виктория»

     2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Виктория»

 
     Свою  историю ОАО «Виктория» ведет  с 1967 года. Тогда государственной  комиссией были приняты в эксплуатацию мощности по производству чулочно-носочных и трикотажных изделий. Предприятие называлось чулочно-трикотажной фабрикой, затем промышленно-торговым трикотажным объединением.
     В 1993 году предприятие было преобразовано  в акционерное общество открытого типа Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория» (с 2001 года открытое акционерное общество Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория»).
     Организационно-правовая форма ОАО «Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория» - акционерное общество открытого типа.
     Учредительным документом ОАО «Виктория» является устав, утвержденный учредителями.
     Высшим  органом управления ОАО «Виктория» является общее собрание акционеров. Руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров (наблюдательный совет) из 7 человек. Исполнительным коллегиальным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью ОАО, является правление, состоящее из 12 человек.
     Предприятие включает в себя два основных производства: по выпуску чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий. В состав производств входят следующие цеха: два мотально-вязальных, два красильно-отделочных, кеттельно-стачечный, закройный, швейный.
     Основной  деятельностью предприятия является производство чулочно-носочных, бельевых и верхних трикотажных изделий, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления.
     Ассортимент изделий, выпускаемых предприятием, охватывает все возрастные группы и  размеры роста и насчитывает более 40 наименований, широкой цветовой гаммы: чулки женские и детские, носки, колготки детские и женские; нижнее белье, сорочки и пижамы, ползунки и распашонки; джемпера, брюки детские и мужские и т.д.
     Популярны и пользуются спросом мужские, женские  и детские носки; женские и детские чулки, получулки, колготки; женские подследники; детское, женское и мужское белье (майки, трусы, комплекты, ползунки); верхний трикотаж для детей и взрослых (джемперы, брюки, комплекты, халаты) и другие изделия, разработанных переплетений и рисунков в широкой цветовой гамме.
     Для изготовления этих изделий используются различные виды пряжи и нитей. Это хлопчатобумажная и полушерстяная  пряжа, полиамидные и полиэфирные  нити, а также их различные сочетания, эластановые нити, такие как лайкра и дорластан, которые применяются в производстве женских колготок. Особой популярностью у покупателей пользуются изделия из набивного трикотажного полотна. Ежегодно разрабатываются и внедряются в производство новые модели и рисунки изделий.
     В 2002 году освоен выпуск женских колготок из х\бумажной пряжи с вложением лайкры, носков женских из аэротекса; детских ажурных колготок; мужских и детских носков из предварительно окрашенной на предприятии пряжи, с сухой формировкой: костюмов детских спортивных.
     Продукция предприятия реализуется в Бурятии, Читинской, Амурской. Магаданской, Сахалинской, Камчатской, Иркутской, Кемеровской  областях, в Хабаровском и Приморском краях, в Республике Саха.
     Численность работающих в ОАО «Виктория» по состоянию  на 01.12.2010 года составила 507 человек, из них промышленно-производственный персонал - 487 человек. Схема структуры управления представлена в Приложении А
     Структура управления ОАО «Виктория» является линейно-функциональной. Это сочетание  линейной структуры, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена высшему и функциональной структуры, построенной на основе группировки персонала по широким задачам, которые они выполняют.
     Основными показателями деятельности предприятия являются выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, уровень затрат на производство и полученная прибыль.
     Анализ  основных показателей проведем в  таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ основных экономических  показателей ОАО «Виктория», тыс. руб.
Показатели 2009 г 2010 г Отклонение 
абсолют. относит., %
Объем реализации, тыс. шт. 2078 2095 17 100,8
Выручки от реализации продукции 157244 171576 14332 109,1
Себестоимость товарной продукции 147722 168109 20387 113,8
Прибыль от продаж 9522 3467 -6055 36,4
Рентабельность  продукции, % 6,45 2,06 -4,39 31,9
Численность персонала, чел. 498 507 9 101,8
Фонд  оплаты труда 50746 55567 4821 109,5
Среднегодовая заработная плата 101,9 109,6 7,7 107,6
Стоимость основных фондов 38910 38350 -560 98,6
Стоимость оборотных средств 66287 78768 12481 118,8
Фондоотдача, руб. 4,04 4,47 0,43 110,6
Оборачиваемость оборотных средств, обороты 2,37 2,18 -0,19 92,0
Собственные средства предприятия 79251 87363 8112 110,2
Заемные средства предприятия 25946 29755 3809 114,7
Коэффициент автономии 0,753 0,746 -0,007 99,1
 
      Анализируя  данные таблицы 2.1 можно сделать вывод об увеличении объемов производства предприятия. Так по сравнению с 2009 годом выручка от реализации увеличилась на 14332 тыс. рублей или 9,1%. Настораживающим является факт роста себестоимости большими темпами, чем выручка от реализации. За аналогичный период себестоимость продукции возросла на 13,8%.
      Это стало одной из причин снижения прибыли  от реализации предприятия. Темп снижения прибыли от продаж составил 36,4% к уровню 2009 года.
      Следует отметить, что выпуск продукции в  натуральном выражении вырос в меньшей степени, чем в стоимостном, что говорит о росте цен на продукцию.
      Величина  активов предприятия за отчетный период увеличилась: при этом стоимость  основных средств сократилась на 1,4%, оборотных активов возросла на 18,8%.
      При росте выручки от реализации эффективность  использования основных фондов возросла на 10,6%, оборачиваемость оборотных средств сократилась на 8,0%.
     Структуру пассивов характеризует коэффициент  автономии, его значения говорят, что  собственникам предприятия принадлежит 74,6 – 75,3% имущества.
      Следует также отметить, что темп роста фонда оплаты выше темпа роста выпуска продукции, что говорит об относительном снижении производительности труда персонала.

     2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия

 
     В последнее время все больше внимания уделяется проведению анализа прибыли, которая базируется на делении затрат на постоянные и переменные и (исчислении) маржинального дохода от продаж. Такой подход позволяет выявить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов, а на основе этого - управлять процессом формирования ее величины. Кроме того, можно проследить взаимосвязь объема производства (реализации) услуг и их себестоимости.
     В целях изучения зависимости между  изменениями объема производства, совокупного  дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое влияние уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определить критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков.
     Анализ  безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени.
     Проведем  расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом  по предприятию. Для этого построим таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Исходные данные для расчета порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом по предприятию
     
Показатель 2009 год 2010 год Отклонение 
абсолют. Т роста, %
Выручка (нетто) от продаж 157244 171576 14332 109,11
Прибыль от продажи продукции 9522 3467 -6055 36,41
Полная  себестоимость 147722 168109 20387 113,80
Переменные  затраты 114483 121385 6902 106,03
Маржинальный  доход  42761 50191 7430 117,38
Постоянные  затраты 33239 46724 13485 140,57
Доля  маржинального дохода в выручке 0,272 0,293 0,021 107,72
Порог рентабельности 122202,2 159467,5 37265,3 130,49
Запас финансовой устойчивости: тыс. рублей %
 
35041,8 22,3
 
12108,5 7,1
 
-22933,3 -15,2
 
34,55 31,84
Безубыточный  объем, тыс. шт. 1614 1947 333 120,63
 
      Из  таблицы 2.2 видно, что в 2010 году порог рентабельности увеличился на 37265,3 тыс. рублей. Это значит, что в 2009 году нужно было продать продукции на сумму 122202,2 тыс. рублей, чтобы покрыть все затраты, в 2010 году размер минимальной выручки возрос до 159467,5 тыс. рублей. При такой выручке рентабельность равна нулю. Увеличился и безубыточный объем реализации продукции в натуральном выражении на 333 тыс. штук или на 20,63%.
      По  данным таблицы видно, что фактическая  выручка 2010 года составила 171576 тыс. рублей, что выше пороговой на 12108,5 тыс. рублей или на 7,1 %. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности фирмы. В 2010 году запас финансовой устойчивости сократился на 22933,3 тыс. рулей. В процентном выражении сокращение запаса финансовой устойчивости сократилось на 15,2%. Если выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным, будет проедать собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка фирмы. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости фирмы.
     Сила  воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага) рассчитывается по формуле:
     ЭОР = Валовая маржа / Прибыль
     Рассчитаем  эффект операционного рычага ОАО  «Виктория» в 2009 – 2010 гг..
Таблица 2.3 - Расчет эффекта операционного рычага
     
Показатель 2009 год 2010 год Отклонение 
абсолют. Т роста, %
Выручка (нетто) от продаж 157244 171576 14332 109,11
Маржинальный  доход  42761 50191 7430
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.