На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
1.Предмет  экономической теории, ее философские  и методологические  основы 4
1.2 Предмет экономической  теории 9
1.3 Методы экономического  анализа 12
1.4 Функции экономической теории 18
Заключение 20
Список  использованной литературы 22
 


Введение

 
     Выбранная нами тема является актуальной, потому что сегодня человек не может  считать себя приобщенным к образованию  и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного  развития, не овладел знаниями экономической  теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом  ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.
     Современное определение предмета экономической  науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что  предметом экономической теории считается изучение поведения людей  в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.
     Свои  предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями  с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической  теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства  в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных  решений, исследование воздействия  государства на фирмы, а также  анализ интересов индивидов и  конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство  как единое целое, включая хозяйственные  связи между отраслями и сферами  экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу  и занятость и т.д.
     В зависимости от выполнения функций  экономическая теория может быть позитивной и нормативной. Позитивная изучает фактическое состояние  экономики (что было, есть и будет), а нормативная оценивает экономические  прогнозы на будущее (какой должна быть экономика).
     Современная экономическая теория “экономикс” исследует формы организации эффективного производства, постоянно раздвигая рамки исследований, изучая экономические процессы и явления, происходящие в разных пластах общественного организма. При этом используются разнообразные методы и инструменты научного познания. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.
     Целью данной контрольной работы является изучение сущности предмета экономической теории, ее философские и методологические основы.
     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:
     -  рассмотреть экономическую теорию в системе экономических наук;
     - выявить исторические предпосылки возникновения экономической теории;
     - изучить основные функции и  методы исследования экономической теории.
     Объектом  данной контрольной  работы является изучение экономической теории, ее историческое возникновение и развитие.
     Предметом – экономическая теория.
     Источниками информации для написания работы  послужили фундаментальные теоретические  труды крупнейших экономистов, справочная литература, прочие актуальные источники  информации.

1.Предмет  экономической теории, ее философские  и методологические  основы

 
     1.1 Эволюция идей  о предмете экономической  науки
     Зачатки представлений о предмете и методе экономической науки обнаруживают себя в трудах выдающихся мыслителей цивилизаций древнего мира и средневековья, т. е. еще задолго до обособления  ее в самостоятельное звено науки. В них очевидны нескрываемое презрение  к коммерции и неприязнь к  страсти к обогащению простолюдинов, «черни». Отсюда, по их версии, предмет  экономической науки следовало  бы сводить к изучению главным  образом проблематики организации  личного домашнего хозяйства, и  в той части общественного  сектора хозяйства, которая имеет  в основном сельскохозяйственный профиль, а метод – к обоснованию  таких «правил» и «норм», которые  бы «объясняли» правомерность экономического и социального неравенства в  обществе.
     Предмет экономической теории как науки  в современном понимании определился  далеко не сразу и являлся результатом  длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды  на ее предмет, причем здесь с известной  степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):
    Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;
    Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы.
    Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений[3 c. 230].
     Меркантилизм  явился первой школой зарождающейся  экономической науки со сложившейся  системой взглядов и оценок в части  определения сути ее предмета (проблематика сферы обращения), основных методологических принципов (приверженность каузальному  методу анализа и эмпиризму) и  координирующей хозяйственную жизнь  экономической политики (посредством прежде всего протекционистских мер государства). Меркантилисты, как пионеры экономической науки, стали впоследствии ориентиром для многих поколений ученых-экономистов, пытавшихся вслед за ними осмыслить комплекс проблем, связанных с предметом и методом ее изучения.
     Классическая  политическая экономия, вытеснившая  меркантилистское учение, сосредоточила  внимание на экономическом анализе прежде всего в сфере производства (предмет изучения), тенденциозно недооценивая обратное влияние на нее проблематики сферы обращения. Но, несмотря на узость границ предмета изучения, классики были обращены к самым новым достижениям научной методологии той эпохи, включая дедукцию, индукцию, логическую абстракцию и другое, в числе которых, правда, на первый план выдвигали все тот же метод каузального анализа.
     Именно  предпочтение каузального метода другим методам исследования обусловило многие упрощения и упущения классиков  в области теоретических изысканий, и в частности при разработке теории стоимости. Последняя, как известно, трактуется классической политической экономией по однофакторной (затратной) характеристике, базирующейся либо на издержках производства, либо на количестве затраченного труда. Кроме того, каузальный метод в творчестве классиков очевиден в их пристрастии к теориям деления общества на классы и общественного труда – на производительный и непроизводительный; в позиции безоговорочного приоритета в экономике принципов laissez faire и частной собственности.
     Альтернативные  классической политической экономии направления  экономической мысли положили начало существенным позитивным сдвигам во взглядах и оценках по поводу предмета и метода экономической науки. В частности, благодаря научным изысканиям экономистов-романтиков возникли достаточно аргументированные наработки о целесообразности, с одной стороны, расширить границы предмета экономической науки (проблематикой морально-этического и нравственного свойства), а с другой – отказаться от абсолютизации дедуктивного и индуктивного методов анализа и идеи автоматической саморегулируемости экономики и осуществить реформы по делиберализации экономики, руководствуясь при этом методическими принципами экономического экспериментирования.
     В свою очередь представители утопического социализма, ратовавшие, как и классики, за ускорение научно-технического прогресса  и рост производительности общественного  труда, противопоставили им идеи приоритетной роли в экономической политике принципов  социальной справедливости, достижение которых увязывали с научно-методической проработкой и обоснованием реформаторских доктрин, обеспечивающих бескризисное развитие экономики и ликвидацию монопольного положения в общественной жизни института частной собственности.
     Наконец, историческая школа Германии обеспечила все необходимые предпосылки  для значительного расширения аналитического поля (предмет изучения) экономической  науки, включив в него исторический контекст проблематики и экономического, и неэкономического свойства, т. е. всю совокупность общественных отношений. Эта школа доказала мнимый характер изображения действительности классиками, которые придавали решающее значение в экономическом анализе методам дедукции, индукции и логической абстракции. Ее авторы считали необходимым в области методологии экономической науки выдвинуть на первый план «человеческий фактор», выявление взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической и неэкономической среды, определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
     На  протяжении первого этапа «маржинальной  революции» классической политической экономии активно противостояли  представители так называемого  субъективного направления экономической  мысли. Субъективисты в своем  творчестве предмет экономической  науки ограничивали проблематикой  сферы потребления (обмена) и причину  происхождения стоимости увязывали  с предельной полезностью (спросом). Однако в области методологии  исследования им удалось достичь  гораздо больших подвижек и особенно в части методических разработок микроэкономического и математического анализа.
     Лидеры  второго этапа «маржинальной  революции», положившие начало неоклассическому направлению экономической мысли, обосновали необходимость выявления  и познания «законов» и проблем  одновременно обеих сфер – производства и потребления. Но наряду с такого рода расширением «границ» предмета экономической науки им удалось  существенно обновить ее методологические основы и особенно благодаря оказанию предпочтения каузальному методу анализа  функционального, всемерному распространению  средств математического анализа, в том числе математического  моделирования на микро– и макроуровне.
     Заметное  место в методологии неоклассиков занимают также методы анализа статического и динамического состояния экономики, двухкритериальный метод характеристики сущности рыночной цены, методы оптимизации размеров фирм и производственных мощностей.
     Достижения  маржинальной экономической теории в период свершения в экономической  науке «маржинальной революции» обусловили некий теоретико-методологический «вакуум», который в известной  мере заполнили представители альтернативного  неоклассическому направлению социально-институционального направления экономической мысли. Институционалисты в качестве предмета экономического анализа обозначили (подобно авторам немецкой исторической школы) всю совокупность общественных отношений, рассматриваемых в историческом контексте. В области же методологических принципов институционалисты продвинулись несколько дальше авторов родственной им по духу исторической школы Германии, поставив на первый план целесообразность реализации антимонопольных мер и связанных с ними детальных количественных исследований.
     После мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. исследования, затрагивающие проблематику предмета и метода экономической  науки, стали обретать все более  диверсификационные (взаимопроникающие) признаки, способствуя качественному обновлению теоретико-методологических изысканий ученых-экономистов.
     Примерами подобного свойства явились обоснованные опровержения концепции совершенной  конкуренции и вытекающего из нее «закона рынков Сэя», а также кейнсианские и неолиберальные теории государственного регулирования экономики, ознаменовавшие подлинный конец ортодоксальной доктрины laissez faire.
     Таким образом, можно утверждать, что современной  экономической науке присущи  собственная область знания (предмет  изучения) и специализированная техника  поиска и интерпретации фактов объективной  действительности (методологические принципы и методы анализа), обособившиеся  в ходе эволюции мировой экономики  и развития концепций, связанных  со специфической проблематикой  ее предмета и метода. Она не является «застывшей» и тем более «мертвой»  теорией, ибо предмет ее изучения проникает во все новые и новые  сферы жизни общества, достигая качественно  нового уровня, а метод не ограничивается сугубо каузальным (причинно-следственным) рассмотрением экономических факторов, идей и концепций в отрыве от неэкономических  аспектов данной проблематики. Отсюда несомненно то огромное значение, которое имеет экономическая наука в практической деятельности. Поэтому «обязанность» и начинающего и умудренного опытом ученого-экономиста постоянно продолжать кропотливый поиск (ради того, чтобы «дать по возможности простое и в то же время обобщающее изложение проблем предмета и метода экономической теории, которые имеют долгую историю обсуждения»[1 c. 37]), имеет, безусловно, чрезвычайно важное значение для судеб этой науки. Это особенно необходимо учитывать сейчас, когда Россия переживает весьма сложный кризис, выход из которого будет менее продолжительным и разрушительным, если в основе антикризисных мер будут лежать прежде всего достижения экономической науки [8 c. 73].

1.2 Предмет экономической  теории

 
     Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Первоначально  экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности  сельского хозяйства, торговли.
     Во  времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая  наука превратилась в самостоятельную  отрасль знаний, предметом экономической  теории стали считаться экономические  закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении  в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.
     Марксистская  политическая экономия уточнила предмет  экономической теории, с одной  стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения  и экономические законы, управляющие  производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической  теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую отношения собственности на средства производства с классовых позиций.
     Предметом современной экономической теории является теоретическое обоснование  эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего  удовлетворения потребностей людей.
     Для более полного представления  о предмете экономической теории следует рассмотреть такие основополагающие понятия, как: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.
     Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру  и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности  имеют тенденцию к постоянному  росту и приданию импульса развитию производства.
     Редкость  ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся  труд, земля, капитал, а также предпринимательские  способности, интеллектуальный потенциал  и информация. Научно-технический  прогресс благодаря новым технологиям  существенно увеличивает возможности  удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана  не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями  при помощи данных экономических  ресурсов удовлетворить все имеющиеся  потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом  возникает проблема выбора.
     При выборе наилучшего способа использования  ограниченных ресурсов приходится учитывать  разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов  направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор  между сферами использования  ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью [4 c. 624].
     Проблема  выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или  развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что  производить? 2. Как производить? 3. Для  кого производить?
     Вопрос  что производить никогда не снимается  с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить - все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего то отказываться.
     Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать  производство другого. Экономика страны чаще всего находится не на границах своего экономического потенциала, а  внутри него. Это связано с безработицей, остановкой предприятий, структурными изменениями, неэффективным регулированием экономики.
     Полное  использование производственного  потенциала связано с эффективным  использованием всех составляющих его  факторов: природных ресурсов, трудового  потенциала, капитала, достижений научно-технического прогресса, предпринимательских способностей населения. Одновременное решение  долгосрочных целей структурной  перестройки социальных проблем  возможно при экономическом росте, т.е. увеличении экономического потенциала страны.
     Разрешение  проблемы как производить товары связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат, может быть, достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, который зависит от цен на ресурсы и технологий.
     Решение вопроса о том, как производить  продукты, связано не только с технологическим  выбором, но и с особенностью организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут  стать предприятия частные или  государственные, крупные или мелкие.
     Решение третьего фундаментального вопроса для кого производить зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?
     Проблема  распределения общественного продукта -- одна из наиболее важных, поскольку от способа ее решения зависят экономическая динамичность системы и ее социальная стабильность.
     Способы решения трех фундаментальных экономических  проблем являются критериями для  выделения разных типов экономических  организаций.
     Развитие  производства товаров и услуг  невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале использование  накопленного опыта, интуиция. Затем - собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И лишь примерно с XIX в. на первый план выходит теоретическая наука[ 11. 148].

1.3 Методы экономического  анализа

 
     Как известно, метод науки – это  свойственный ей способ проникновения  в содержание своего предмета. Научной  основой метода всех наук о природе  и обществе является материалистическая теория познания, материалистический, диалектический метод исследования, который предполагает изучение реального мира в становлении и развитии; вскрытие диалектических противоречий этого развития, борьбы нового и отмирающего, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений; определение движущих сил и субъективных законов развития. Познание природы и общества достигается путем наблюдения, чувственного восприятия, сравнения, абстракции, измерения взаимосвязей, моделирования и экспериментирования, сочетания анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического подхода к изучению действительности.
     Каждая  наука руководствуется положениями  диалектического материализма при  изучении своего предмета. В то же время  каждая из них вырабатывает свой особый подход к изучению своего предмета.
     Экономический анализ хозяйственной деятельности также выработал свой метод, основанный на материалистической диалектике. С  философской точки зрения анализ – способ изучения предмета путем  расчленения его на части.
     Анализ  по-гречески означает разложение частей предмета на более мелкие части с  целью познания его сущности. При  этом определяются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех частей предмета, обусловливающая их слияние в  единое целое.
     Хотя  разложение является эффективным методом  познания, однако с помощью его  нельзя полностью познать предмет, протекающие внутри его сложные  и противоречивые процессы. Синтетическое  восприятие предмета достигается обобщением знаний, полученных в результате анализа  его частей, т. е. анализ сочетается с синтезом. Таким образом, сначала  производится анализ, а затем –  синтез.
     В анализе применяются дедуктивный  и индуктивный методы исследования. Дедуктивный метод применяется  при анализе обобщающих показателей  всей хозяйственной деятельности, а  индуктивный – когда анализ производится в пределах отдельных подразделений (бригад, цехов и различных видов продукции), а затем материалы обобщаются во всей экономической системе.
     В ходе анализа хозяйственной деятельности дедукция и индукция применяются  в единстве.
     В методе анализа полностью реализуются  все черты материалистической диалектики. Вскрывается и изучается противоречивое влияние на хозяйственную деятельность объективных и субъективных факторов, зависящих от деятельности других объектов или самого объекта анализа. Выявляется скачкообразный переход количества в качество, и наоборот.
     Требование  изучения явлений реального мира в их становлении и развитии также  реализуется в анализе. При изучении деятельности объектов народного хозяйства  следует исходить из объективных  законов развития общества.
     Следовательно, метод анализа хозяйственной  деятельности опирается и на диалектический, и на исторический материализм.
     В экономических работах по анализу  хозяйственной деятельности ряд авторов вообще не считает необходимым давать определение метода анализа.
     Точка зрения, согласно которой анализ хозяйственной  деятельности не имеет самостоятельного метода, преобладала долгие годы. Поэтому  авторы ограничивались перечислением  отдельных приемов.
     Отказ от формулировки определений предмета и метода по существу означает отказ  от самостоятельного развития анализа  хозяйственной деятельности, поскольку  эти определения являются основополагающими  в теории науки.
     Некоторые авторы, определяя предмет анализа, ограничиваются ссылкой на то, что  в анализе применяется материалистическая диалектика. Так, П.И. Савичев указывает, что методом экономического анализа  работы предприятий является материалистическая диалектика, развиваемая и конкретизируемая применительно к его задачам  и специфике отдельных отраслей народного хозяйства [10 c. 94]. По нашему мнению, такое определение абстрактное и не характеризует специфику метода анализа.
     Ряд авторов, в частности В.И. Ганштак, вместо определения метода анализа перечисляет отдельные способы и приемы экономического анализа. Так, характеризуя "методы анализа", он указывает, что "к ним следует отнести: сравнение, последовательное расчленение показателей, группировку, элимирование, балансовый метод и индексы" [6 c. 37].
     Отказавшись от замены определения метода перечислением  способов и приемов, с помощью  которых метод реализуется, ряд  авторов все же настаивает на необходимости  выделения одного приема в качестве основного и тем самым смешивает  метод анализа как особый, свойственный ему общий подход к предмету изучения со специальными приемами, в совокупности образующими его научный аппарат. В частности, М.И. Баканов предложил следующую формулировку: "Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними" [1 c. 172]. В определении, предложенном М.И. Бакановым, отражена позиция ряда авторов по поводу метода анализа хозяйственной деятельности. Однако, как мы видим, делается акцент не на саму деятельность, а на хозяйственные процессы и систему показателей, что весьма спорно.
     Придерживаясь точки зрения С.Б. Барнгольц, высказанной в одной из работ, следует при определении метода анализа ограничиться указанием наиболее характерных особенностей, отличающих его от методов родственных наук [3 c. 254].
     Существенной  особенностью метода анализа хозяйственной  деятельности является системность  и комплексность подхода к  изучению своего предмета, а также  приближение к правильному представлению  о нем путем изучения движущих сил его развития, измерения и  обобщения их противоречивого воздействия  на эффективность хозяйствования. Отсюда формулировка: "Метод анализа  – это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения  влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана учета, отчетности и других источников информации" [3 c. 257].
     Рассмотрим  более подробно сформулированное определение. Системный подход, как известно, предполагает изучение объекта с  учетом всех внутренних и внешних  связей. Поэтому деятельность объекта  анализируется не только с точки  зрения его интересов, но общегосударственных. То есть рассматривается взаимосвязь  цели объекта с общегосударственной  целью.
     Комплексность исследования предполагает изучение итогов деятельности объекта со всех его  сторон и определение влияния  всех внутренних факторов на конечный результат.
     Далее в определении подчеркивается процесс  анализа от общего ознакомления с  предметом к измерению внутренних и внешних его связей, к определению  силы действия хозяйственных факторов и обобщению результатов анализа.
     Анализ  начинается с предварительного изучения предмета, т. е. составления его экономической  модели. Цель построения модели – установить внутренние и внешние связи системы, определить характер происходящих процессов и выявить зависимость их от различных факторов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.