Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подведомственность и подсудность гражданских дел

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Юридический институт 

Кафедра гражданского права и гражданского процесса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 по  дисциплине «Гражданское процессуальное  право» 

На тему: «Подведомственность и подсудность  гражданских дел» 
 
 
 
 
 
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Чита 2011
       Содержание 

       Введение                                                                                                      3
       1 Подведомственность                                                                               5
       1.1 Понятие и виды судебной подведомственности                               5
       1.2 Круг дел, относимых к судебной подведомственности                  12
       2 Подсудность                                                                                           17
       2.1 Понятие и виды подсудности                                                            17
       2.2 Порядок разрешения вопросов о подсудности. Изменение подсудности                                                                                                           23
       Заключение                                                                                                27
       Список  использованных источников                                                      28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.
       Одним из важнейших направлений правовой политики является правовая политика в сфере гражданского судопроизводства.
       Конституционное право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел  должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно. Поэтому статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
       Кроме того, в последние годы существенно  изменяется представление о соотношении  различных органов власти в государстве  и радикально обновляется законодательство (от ведомственных нормативных актив до конституционных положений), вводятся в действие новые положения процессуальных кодексов, расширяется судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций. С этих позиций особую актуальность приобретает применение института подведомственности гражданских дел.
       Обращение к данной теме курсовой работы объясняется следующим, во-первых, в действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии определения подведомственности и подсудности по некоторым категориям гражданских дел; во-вторых, многочисленные споры о подведомственности и подсудности гражданских дел, развернувшиеся в последнее время в юридическом сообществе, прежде всего между высшими судами Российской Федерации и их судьями, требуют теоретического осмысления.
       Предмет работы – институт подведомственности и подсудности гражданских дел.
       Объектом  работы – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере правового  регулирования института подведомственности и подсудности.
       Цель курсовой работы: на основе изученных нормативных и теоретических источников, рассмотреть институт подведомственности и подсудности гражданских дел, выявить проблемы, встречающиеся при определении подведомственности и подсудности гражданских дел.
       Задачи  работы:
       1. Рассмотреть понятие подведомственности и ее виды;
       2. Определить круг дел относящихся к подведомственности;
       3. Рассмотреть понятие и виды подсудности;
       4.Определить каким образом решаются споры о подсудности и изменении подведомственности.
       Методологической  основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него методы: системный, логический. 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Подведомственность 

       1.1 Понятие и виды судебной подведомственности 

       Институт  подведомственности в гражданском  процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры.
       Сам термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». Подведомственность означает отнесение вопроса к  рассмотрению определенного органа, к его ведению.
       Можно выделить три смысловых оттенка термина «подведомственность»:
       1) межотраслевой правовой институт;
       2) механизм распределения компетенции  государственных органов;
       3) основное условие обращения за  разрешением дела в конкретный  орган.
       Правом  на разрешение юридических дел обладают различные органы. Законом закрепляется прежде всего преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров.
       Статья 118 Конституции РФ закрепляет осуществление  судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Законом о судебной системе, не допускается.1
       Судебную  систему России составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации.
       К федеральным судам относятся:
       • Конституционный Суд РФ;
       • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
       • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов (арбитражные  кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
       К судам субъектов Федерации относятся  конституционные (уставные) суды субъектов  Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
       Основные  органы судебной защиты гражданских  прав закреплены в п. 1 ст. 11 ГК. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских  прав осуществляет в соответствии с  подведомственностью дел, установленной  процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
       Третейский  суд обладает определенными особенностями  в судебной системе. Он может создаваться  для разрешения одного конкретного  дела (ad hoc) либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может  по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
       В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах  в Российской Федерации» для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением2.
       Защита  прав граждан в административном порядке, т.е. органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях, предусмотренных  законодательством. Так, прокуратура определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (ч. 1 ст. 2 Закона о прокуратуре).
       Целями  деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
       Среди государственных органов, полномочных  разрешать юридические дела, особое место занимает Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации.
       В соответствии с Федеральным конституционным  законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ  «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ3.
       Уполномоченный  способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
       Уполномоченный  при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным  лицам. Уполномоченный рассматривает  жалобы граждан России и находящихся  на территории России иностранных граждан  и лиц без гражданства.
       Деятельность  уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
       Стороны в некоторых случаях могут сами избрать, создать или назначить орган, разрешающий их спор. К таким органам относятся различные примирительные комиссии, комиссии по трудовым спорам. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.
       Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективногоn трудового спора в трудовом арбитраже.
       По  соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора  может быть приглашен посредник  независимо от службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по рекомендации этой службы.
       Трудовой  арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
       Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в  суд.
       Граждане  также вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека (Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств).
       Среди видов судебной подведомственности выделяют исключительную, альтернативную, условную и смешанную.
       Исключительная  судебная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом. Большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.
       Альтернативная  подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения  в этот орган не закреплена. Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав
       Отнесение дела к рассмотрению конкретного  органа обычно предусматривается в  договоре или ином документе. Стороны  могут передать дело на рассмотрение третейского суда.
       Соглашение  о размере алиментов или разделе  имущества подлежит заверению нотариуса  и имеет силу исполнительного  лица. Но стороны также могут обратиться в суд, чтобы определить размер материальных притязаний в судебном порядке.
       Под условной подведомственностью (ее иногда называют императивной) понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности. Так, трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам4.
       Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение  в вышестоящий по отношению к  принявшему решение орган или  к должностному лицу. По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.
       Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закона об обжаловании в суд действий и решений гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему5.
       Этот  выбор свойствен и альтернативной подведомственности, однако в отличие  от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился  в административный орган, для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.
       Таким образом, можно выделить следующие  критерии, устанавливающие подведомственность дела определенным органам:
       • характер спорного правоотношения, т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК закрепляет круг дел, относящихся к компетенции  суда;
       • субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
       • спорность или бесспорность спора  определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность  непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина;
       • наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном  досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора  на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права;
       • характер оспариваемого акта (нормативный  или ненормативный) определяет необходимость  обращения в конституционные, арбитражные  суды либо суды общей юрисдикции;
       • уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен. 

       1.2 Круг дел, относимых к судебной подведомственности 

       Общий круг дел, относимых к судебной подведомственности, закреплен в ч. 1 ст. 22 ГПК.
       К категориям дел, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся:
       • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
       • дела по требованиям, разрешаемым в  порядке приказного производства;
       • дела, возникающие из публичных правоотношений;
       • дела особого производства;
       • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
       • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных  судов и иностранных арбитражных  решений6.
       Исковые дела составляют большинство дел, рассматриваемых  в судах. Исковое производство — это производство, направленное на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей.
       Круг  исковых дел ограничивается определенными  требованиями: одним из участников спорного правоотношения должен быть гражданин, и законом, международным договором или соглашением между сторонами не был предусмотрен иной порядок разрешения споров (например, третейское соглашение).
       В порядке приказного производства разрешаются  дела, основанные на бесспорных доказательствах. Статья 122 ГПК регламентирует круг требований, по которым выдается судебный приказ:
       • требование основано на нотариально  удостоверенной сделке;
       • требование основано на сделке, совершенной  в простой письменной форме;
       • требование основано на совершенном  нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
       • заявлено требование о взыскании  алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением  отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения  других заинтересованных лиц;
       • заявлено требование о взыскании  с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
       • заявлено требование о взыскании  начисленной, но не выплаченной работнику  заработной платы;
       • заявлено органом внутренних дел, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения7.
       Суд рассматривает дела, возникающие  из публичных правоотношений:
       • по заявлениям граждан, организаций, прокурора  об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
       • по заявлениям об оспаривании решений  и действий (бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных и муниципальных служащих;
       • по заявлениям о защите избирательных  прав или права на участие в  референдуме граждан России;
       • иные дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные федеральным  законом к ведению суда.
       Дела, рассматриваемые в порядке особого производства, объединяет один общий признак — отсутствие спора о праве. Статья 262 ГПК закрепляет следующие 11 категорий дел особого производства, отнесенных к судебной подведомственности:
       1) об установлении фактов, имеющих  юридическое значение;
       2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
       3) о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении  гражданина умершим;
       4) об ограничении дееспособности  гражданина, о признании гражданина  недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
       5) об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипации);
       6) о признании движимой вещи  бесхозяйной и признании права  муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
       7) о восстановлении прав по утраченным  ценным бумагам на предъявителя  или ордерным ценным бумагам  (вызывное производство);
       8) о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический  стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
       9) о внесении исправлений или  изменений в записи актов гражданского  состояния;
       10) по заявлениям о совершенных  нотариальных действиях или об  отказе в их совершении;
       11) по заявлениям о восстановлении  утраченного судебного производства8.
       Следующая категория дел регламентирует возможность  оспаривания гражданами решений  третейских судов, а также обращения  за принудительным исполнением.
       Решение третейского суда, принятое на территории России, может быть оспорено сторонами  третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором России, федеральным законом (ч. 1, 2 ст. 418 ГПК).
       Вопрос  о выдаче исполнительного листа  на принудительное исполнение решения  третейского суда рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда (ч. 1 ст. 423 ГПК).
       Поскольку на территории России проживают и  работают также иностранные граждане, действует множество организаций  с участием иностранного капитала, многие отечественные организации имеют экономические связи с зарубежными фирмами, государство должно обеспечить защиту их прав и свобод. В этих целях ст. 398 ГПК закрепляет право иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций обращаться в суды в России для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
       Кроме того, решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении  мировых соглашений, признаются и  исполняются в России, если это предусмотрено международным договором России.
       Наибольшую  сложность при определении подведомственности гражданских дел может вызвать  разграничение компетенции суда общей юрисдикции и арбитражного суда. В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ приняли совместное постановление «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».
       Согласно  ч. 3 постановления гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
       Если  заявление гражданина, с которым  он обращается в суд, содержит в себе несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть — арбитражному суду, и разделение исковых требований невозможно, то рассмотрение и разрешение дела происходит в суде общей юрисдикции.
       В случае если требования можно разделить, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. 
 

       2 Подсудность 

       2.1 Понятие и виды подсудности 

       При предъявлении искового заявления в  суд необходимо учитывать не только подведомственность дела суду, но и соблюдать правила о подсудности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.