Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Применение круговой тренировки для развития общей выносливрсти лыжников, гонщиков 2-3 разрядов в подготовительном периоде

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ  

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 
 
 

Кафедра теории и методики
                                                                      лыжного спорта      
 
 
 

ПРИМЕНЕНИЕ  КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ  ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ II-III РАЗРЯДОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 
 
 
 
 

                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великие Луки -  
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 
 

Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……..5 

      1.1  Развитие общей выносливости лыжников-гонщиков…………...…….5 

      1.2 Круговая тренировка……………………………………………..……...13 
 

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

      2.1 Цель исследования………………………………………………..……..22 

      2.2 Задачи исследования……………………………………………...……..22 

      2.3 Методы исследования………………………………………...…………22 

      2.4 Организация исследования……………………………………...………24 
 

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………...26 
 

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………...…...36 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...………...…………..37 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность. Эффективность тренировочного процесса определяется результативностью выступления в избранном виде спорта.
    Специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Так, в видах спорта на выносливость основными лимитирующими моментами являются возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества участника.
    Повышение эффективности и качества физического  воспитания находится в центре внимания педагогов.
    В последнее время, широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них - так называемая круговая тренировка. «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействие, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействие. Основу «Kpyговой тренировки» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбирают хорошо знакомые упражнения.
    Добиться  высокой работоспособности организма - одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное - моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.
    Под специальной выносливостью следует  понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности, а общая выносливость -способность к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной мощности (аэробного характера), в которой участвует значительная   часть   мышечного   аппарата   [43].   На   станциях   «круговой
 

    
тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной.
    В условиях учебно-тренировочного процесса студентов круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
    В доступной нам литературе ограничено число работ анализирующих эффективность  применения круговой тренировки в подготовке лыжников-гонщиков И-Ш разрядов в подготовительном периоде, что подтверждает обоснованность выбора направления нашего исследования.
Объект  исследования: лыжники-гонщики II—III разряда ВЛГАФК. Гипотеза: предполагаем, что круговая тренировка является одним из эффективных   способов   для   развития   общей   выносливости   лыжников-гонщиков.
 


Глава 1. ОБЗОР  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Развитие общей выносливости лыжников-гонщиков.
    В настоящее время, как в общей  теории спорта, так и в теории его отдельных видов сложились определенные противоречия в трактовке и терминологии важнейшего физического качества - выносливости. Большинство специалистов поддерживают формулировку этого качества, данную известным отечественным физиологом B.C. Фарфелем [40], что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.
    На  Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. «Педагогические  и биологические аспекты выносливости»  выносливость охарактеризовали как  способность к продолжению заданной работы во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей: общей (неспецифической) выносливости как способности продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию; специальной (специфической) выносливости как способности обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта [2].
    Анализ  литературных источников показывает, что большинство авторов пользуются приведенной формулировкой специальной выносливости. Что касается понятия общей выносливости, то в специальной литературе наблюдается иная картина.
    B.C. Фарфель писал, что выносливость всегда специфична, и критиковал разъясняющие ее термины: общую и специальную, скоростную и силовую, аэробную и анаэробную и т.д. Мнение B.C. Фарфеля о специфичности выносливости разделяют авторы учебника «Спортивная физиология» [17]. Они   пишут,   что   выносливость   человека   всегда   относительна,   так   как
 

    
относится к определенному виду деятельности. Она специфична, так как проявляется у каждого человека при выполнении определенного специфического вида деятельности.
    Такое мнение поддерживается и в настоящее  время. Так, в учебнике «Плавание» для ИФК под редакцией Н.Ж. Булгаковой (1996 г.) вообще отсутствует термин «общая выносливость». То же наблюдается и в ряде других изданий [16, 38].
    Если  подытожить вышеприведенные мнения, то в современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый отдельный вид спорта или спортивная дисциплина имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности.
    Выносливость - комплексное качество, большинство  составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна и т.д.) [4, 24, 45].
    Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности. Так, в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами будут являться максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах - абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. В сложнокоординационных видах спорта - резистентность организма, личностные качества. В видах спорта на выносливость - возможности всех энергосистем, экономизация и личностные
 

    
качества.    В    спортивных    играх    и    единоборствах    -    энергетические возможности, резистентность и экономичность [10, 25, 41].
    Большинство авторов считают, что общая выносливость - это способность спортсмена выполнять продолжительную работу умеренной мощности [1, 8, 13, 14, 22, 25]. Отдельные специалисты дополняют это определение требованием вовлечения в работу большей части мышечного аппарата [6, 8, 23, 29, 30], функционирующего в режиме аэробного энергообеспечения [6, 14, 23, 28], что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. [8, 19, 29, 30]. Ряд авторов связывают сущность общей выносливости с возможностями ее переноса с неспецифических видов деятельности на специфические [2, 6, 21, 23,29,30,33].
    В основных учебниках - по теории ФК и  теории спорта общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [23] или как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [33].
    Большинство авторов относят проявление общей  выносливости к работе в зоне умеренной мощности, что, по классификации B.C. Фарфеля, соответствует продолжительности двигательной деятельности свыше 30 мин. Отдельные авторы распространяют ее проявление на зону большой мощности [23, 30], в которой двигательная деятельность происходит в пределах 5-30 минут. Некоторые авторы, понимая несовершенность вышеприведенной классификации, особенно на современном этапе развития спорта, относят общую выносливость к менее интенсивной работе - зоне средней мощности, не существующей в классификации B.C. Фарфеля [8, 39].
 

    
    Исследования  кривой рекордов, послужившей основой  классификации B.C. Фарфеля, проводившиеся в последние годы в связи с расширением программы соревнований и увеличением длины дистанций, выявили б зон относительной мощности [18], а затем в работах М.Р. Смирнова - уже 20 зон, выделенных по принципу длины дистанции (времени работы), обеспечения их основными и переходными энергетическими процессами и использованием определенных субстратов [34].
    Становится  понятным, что, для того чтобы определить зону проявления общей выносливости и выделить ее основные критерии, классификация B.C. Фарфеля устарела, так как не содержит конкретных физиологических и биохимических показателей и не учитывает более широкий спектр зон мощности (интенсивности).
    Поэтому для определения зон мощности нагрузки, соответствующих различным проявлениям выносливости, следует использовать другую классификацию [33, 38], в основе которой лежат 5 зон, связанных с понятиями критической мощности скорости [5], скорости анаэробного порога [46], скорости аэробного порога [38]. Эти скорости имеют определенные объективные критерии, а сама классификация уже продолжительное время используется в системе подготовки в циклических и некоторых других видах спорта в нашей и других европейских странах. Первыми предложили определять верхнюю границу проявления общей выносливости как способности выдерживать продолжительную нагрузку специалисты ГДР, связав ее с уровнем скорости (мощности) анаэробного порога [28].
    В 3-й зоне, ограниченной скоростями «критической»  и анаэробного 
порога, характеризующейся смешанным аэробно-анаэробным

энергообеспечением, доля аэробных источников составляет 70-80%, остальная энергия приходится за счет гликолитического и частично алактатного источников. Основными энергетическими субстратами являются
 


гликоген  мышц, запасы которого ограничены, и  глюкоза крови, концентрация лактата в крови достигает 8-10 ммоль/с, ЧСС - до 190 уд/мин. Общая выносливость в этих условиях проявляться не может, хотя некоторые авторы допускают ее проявление вплоть до критической скорости [23], а ведь на уровне МПК доля аэробного обеспечения падает ниже 50% [17].
    Во 2-й зоне, ограниченной скоростями анаэробного  и аэробного порогов (нижняя граница лактата в крови - до 2 ммоль/л, ЧСС - до 145-150 уд/мин), получившей название аэробной развивающей, доля аэробного энергообмена повышается до 95%, а субстратами окисления являются мышечный гликоген, глюкоза крови и жиры. В этой зоне у нижней границы с определенными ограничениями уже может проявляться общая выносливость. В 1-й, аэробной (восстановительной), зоне, показатели нагрузки в которой ниже аэробного порога, доля аэробного обеспечения достигает 98-100%, а лактат в крови не поднимается выше уровня покоя (2 ммоль/л), основным субстратом окисления являются жиры, запасы которых в организме практически неограниченны. Общая выносливость обеспечивается аэробным энергообменом преимущественно за счет жиров. В этой зоне как раз и проявляется и воспитывается общая выносливость [7, 27, 37].
    Одним из показателей общей выносливости, на который ссылаются многие авторы, является перенос выносливости, полученной в одних упражнениях, на другие. В зоне аэробно-анаэробного энергообеспечения проходит соревновательная деятельность в беге на 5 и 10 км, в лыжных гонках - от 5 до 20 км, в плавании - на 1500 м, в коньках - на 10 км, а также во многих спортивных играх [3, 11, 42]. Специалисты понимают, что никакого переноса выносливости между этими дисциплинами в режиме соревновательной деятельности не происходит. Во 2-й, аэробно-развивающей, зоне проходит соревновательная деятельность в марафонском беге, спортивной ходьбе на 50 км, велогонках на дистанциях свыше 100 км, лыжных      гонках      на     50      км,     триатлоне,      спортивных      играх     с
 

    
продолжительностью  матча свыше 2 часов. Перенос выносливости между этими дисциплинами также весьма сомнителен из-за их специфичности.
    Рассуждения,         приведенные         выше, подтверждаются         и
экспериментальными  данными [44]. Финские ученые обследовали  мужчин среднего возраста, принимавших регулярное участие в соревнованиях по четырем видам спорта (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и академическая гребля). Работоспособность на уровне МПК у этих спортсменов, определяемая на разных типах эргометров. У мужчин, занимающихся четырьмя видами спорта, работоспособность на уровне МГЖ на разных эргометрах при выполнении привычной работы значительно различается, что указывает на отсутствие переноса выносливости в 3-й зоне относительной мощности.
    В другом эксперименте изучалось накопление лактата в плазме крови и потребление кислорода на уровне анаэробного порога [43]: в трех группах -контрольной (у 9 студентов ИФК), у 9 бегунов на средние дистанции и у 8 велогонщиков - спортсменах высокого класса (средний возраст всех групп был от 22,3 до 23,5 лет). Анализ показателей потребления кислорода на уровне анаэробного порога, особенно в контрольной группе, наглядно показывает отсутствие переноса выносливости и во 2-й зоне мощности.
    Отсутствие  переноса выносливости в этой зоне подтверждается и отечественными данными [32]. При измерении мощности анаэробного порога у сильнейших гребцов-академистов па протяжении тестирования были зафиксированы следующие показатели: на гребном эргометре 2200-2400 кГм/мин, а в процессе велоэргометрической пробы или в беге на тредбане - только 1300-1500 кГм/мин.
    Толковый  словарь русского языка (СМ. Ожегов, 1985) дает следующее объяснение слову  «общий-ая»: а) принадлежащий, свойственный всем, касающийся всех (общее мнение, общее правило), б) касающееся основ чего-то   (общие   вопросы   науки   и   т.д.).   Такое   толкование   слова   «общая»   в
 

    
конкретном  случае можно трактовать как касающееся основ чего-то, т.е. определенного компонента, лежащего в основе подготовленности, свойственного всем видам спорта и спортивным дисциплинам.
    В теории физической культуры и спорта существует понятие «общая физическая подготовка» (ОФП), которая предусматривает  всестороннее воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим особенностям, проявляемым в избранном виде спорта, но, так или иначе обусловливают общий успех спортивной деятельности [23]. Так как ОФП обусловливает общий уровень функциональных возможностей организма, не лишена смысла формулировка общей выносливости как составной части ОФП спортсмена, которая развивается с помощью всех физических упражнений, включенных в тренировку [19, 20].
    В этом качестве общая выносливость должна обеспечить следующее: способности спортсмена к продолжительной и эффективной тренировочной деятельности; быстрое восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок повышенной интенсивности; активизацию жирового обмена как наиболее функционально экономичного; определенный оздоровительный эффект, связанный с активизацией аэробных процессов в организме.
    Все эти способности, как и другие составляющие содержание ОФП, лишь опосредованно влияют на уровень ОФП в каждом конкретном виде спорта. Поэтому основными средствами общей выносливости должны стать: упражнения избранного вида спорта, выполняемые в продолжительном экстенсивном режиме работы; продолжительные упражнения циклического xapfiKTepa, аэробным энергообеспечением (при потреблении кислорода на уровне не более 60-70% от МПК); спортивные игры для представителей неигровых дисциплин; экстенсивная круговая тренировка, проводящаяся методами непрерывного упражнения [9, 22, 51].
 

    
    Для воспитания общей выносливости следует  применять методы непрерывного экстенсивного  упражнения, как в равномерном, так и в вариативном режиме, игровой метод и круговую тренировку. Не следует использовать интервальную тренировку, особенно анаэробной направленности, рекомендуемую отдельными авторами [8, 23] как метод повышения аэробных возможностей организма в связи с их временной активизацией в интервалах отдыха между упражнениями, с целью повышения общей выносливости.
    Вся история развития методики тренировки в циклических дисциплинах, связанных с проявлением выносливости, опровергает такие рекомендации. На протяжении многих десятков лет для повышения аэробных возможностей спортсмены использовали повышенные объемы нагрузок аэробной направленности, которые достигли в этих видах спорта очень больших величин. В то же время абсолютные показатели нагрузок анаэробной направленности за последние 40 лет изменились незначительно (а в некоторых видах спорта и уменьшились), что подтверждает вывод о неэффективности повышения общей выносливости за счет использования нагрузок анаэробной гликолитической направленности [12, 36].
    Параметры, характеризующие общую выносливость: ЧСС - до 150 уд/мин; концентрация лактата в крови - не свыше 2 ммоль/л; основные субстраты окисления - жиры (более 50%) и углеводы. Такая работа должна выполняться преимущественно медленными мышечным и волокнами, что создает условия для своевременной утилизации лактата в мышцах. Более высокие функциональные показатели тренировочной нагрузки будут связаны уже с воспитанием (совершенствованием) специальной выносливости спортсмена [15, 53].
 

    
    1.2. Круговая тренировка.
    Повышение эффективности и качества физического  воспитания находится в центре внимания педагогов. Желание сделать многое за минимальный промежуток времени на деле приводит к низкому качеству учебно-тренировочного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий [9].
    Основная  из них - так называемая круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при высокой загруженности материально-технической базы моторную плотность занятия помогает увеличить «круговая тренировка». «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия [24].
    Основу  «круговой тренировки» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбирают хорошо знакомые упражнения. Если занятия проводятся в чале, то станции располагаются по кругу. Каждое упражнение на станции дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (15-40 сек.).
    Важное  место в «круговой тренировке»  занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода. Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений [27]. После 3-6 недель этим способом уточняем последующую дозировку. Для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно   приобретать   знания,   формировать   физические   качества.
 

    
Добиться  высокой работоспособности организма  одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное - моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств [45].
    Рассмотрим  развитие физических качеств методом  «круговой тренировки». Для различных моделей физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях [25].
    Необходимо  строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переход от одной станции к другой, а также интервал между кругами при прохождении комплекса повторно.
    Подбирая  и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.
    Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки» используются упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки), с сопротивлением (амортизаторы, эспандеры). Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, особенно при занятиях девочек, девушек [41, 45].
    При занятиях с юношами эффективно подходит работа с отягощениями околопредельного и предельного веса. Но здесь следует отметить, что максимальные усилия можно развивать в течение короткого промежутка времени [41, 45].
 

    
    Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем  темпе и большим повторением  упражнений. Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц [4, 15, 37]. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами занятия. Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включают в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на уроках.
    Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15-20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20-25 раз - силовая выносливость по рекомендациям М. Шолихина [54]. Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления, растягивания. Станций может быть больше, меньше в зависимости от количества групп и физической подготовленности занимающихся [52].
    Основным  методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью [9]. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.
    В выполнении упражнений на скорость большую  роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым [12, 36].   Чтобы   увеличить   скорость   движений,   необходимо   развивать   как
 

    
мышечную  силу, так и быстроту движений. Это  достигается включением в «круговую тренировку» упражнений с малыми отягощениями.
    Воспитание  быстроты в «круговой тренировке»  достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д. С психологической точки зрения проявление быстроты во многом зависит от мотиваций, которыми руководствуются занимающиеся. Поэтому применяется соревновательный или игровой метод выполнения упражнения.
    Ловкость  - это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях. Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность [31].
    На  учебно-тренировочных занятиях можно  выделить три этапа в воспитании ловкости. Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное - точность движений. Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени. Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.
    Ловкость можно  воспитать по-разному:
а) Ловкость,   проявляемая   в   упражнениях,   связанных   со   сменой   позы. Например:   быстро  сесть,  лечь,   встать,   наклониться,   повернуться  и  т. д.
 


б) Ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных 
условиях    меняющейся    обстановки.     Например:    полоса    препятствий, 
различные лазанья, перелезания.

в) Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением. 
Например:        перетягивание       и       упражнения       типа       единоборства.

г) Ловкость,    проявляемая    в    упражнениях    с    манипуляцией    предметов. 
Например:    броски   и   ловля   мяча,   целевые   метания,   жонглирование.

д) Ловкость,      проявляемая      в      игровых      упражнениях,      требующих 
взаимодействия и противодействия. Например: обводка предметов, перехват 
передачи и т. д. [42]

    Воспитывать равновесие также можно на занятиях «круговой тренировки». Упражнения могут быть следующими: прыжки, ходьба по бревну, скамейке, кувырки, перевороты и т. д. Ловкость - это сложное комплексное качество, поэтому ему надо уделять время на каждом уроке.
    Гибкость - это способность выполнять упражнения с наибольшей амплитудой. При сдаче тестов по физической подготовке наибольшая трудность возникает именно с тестом на гибкость, если девочки и девушки до 70% успешно сдают этот тест, то мальчики и юноши лишь 40-50%. Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, что является важным фактором предупреждения травм. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки, что особенно важно сейчас. При развитии гибкости особое внимание стоит уделять предварительной подготовке мышц (разминка, бег).
    Упражнения  на гибкость могут быть активные и  пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера, отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели,
 

    
набивные   мячи),   без   отягощений.   Воспитание   гибкости   почти   всегда взаимосвязаны с упражнениями на развитие силы.
    Выносливость - это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней сферы [24]. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата, характеризует общую выносливость. При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости [27].
    Под специальной выносливостью следует  понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности [11]. На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной.
    При развитии силовой выносливости перед  учеником ставится задача добиться как  можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза.
    Наиболее  эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты. Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях «круговой тренировки» путем постепенного увеличения времени работы за счет большего количества упражнений, выполняемых на станциях
 

    
в   комплексе,   а  затем  путем  увеличения  ее  интенсивности,   повышения скорости.
    В условиях учебно-тренировочных занятий  круговая форма приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству занимающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
    Время, планируемое на занятиях для проведения «круговой тренировки», определяется из расчета всего общего времени, выделенного планом для проведения ОФП и СФП, исходя из учебно-тренировочного занятия и колеблется от 10 до 25 минут. «Круговая тренировка» в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно.
    В зависимости от задач «круговую  тренировку» можно планировать  как в подготовительной, основной, так и в заключительной части занятия. Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части [32]. Применение «круговой тренировки» в основной части занятия связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений [21] .
    В заключительной части занятия комплексы  «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на тренировке недостаточна. Цель таких комплексов - совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части занятия.
    «Круговая тренировка» хорошо увязывается  с программным материалом по лыжной подготовке. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в
 

    
кратчайший  срок успешно развивать общую  и специальную физическую подготовку [42].
    Интересно и разнообразно строятся занятия  по лыжной подготовке методом «круговой тренировки». Важно умело расположить станции, учитывая при этом рельеф и конкретные задачи. «Круговая тренировка» на учебной лыжне предусматривает: наличие участка для учебной лыжни, изучение рельефа местности и подбор станций для проведения занятий, предварительный разбор и изучение станций перед практическим занятием.
    Система круговой тренировки представляет собой еще одну замечательную систему для начинающего атлета, стремящегося улучшить общую физическую подготовку, Главной целью выполнения всех заданий в круге является сокращение времени, отводимого на каждую «станцию». Атлет включает в круг упражнения наиболее важные для его (ее) вида спорта, или, как в случае с троеборцами, - те упражнения, которые лучше всего помогут справиться с обнаруженными слабыми местами. Наиболее важные упражнения располагаются в начале круга, а наименее важные в конце. Затем атлет работает с каждым упражнением, стараясь, всякий раз улучшить «контрольное» время. Основная идея, которая кроется за этим -совершенствование сердечно-сосудистой системы и метаболизма мышц. С достижением «контрольного времени» обнаруживаются новые слабости, соответственно вносятся изменение в круг [51].
    Это очень хорошая и надежная система  с точки зрения общей физической готовности, но в нее следует вносить изменения в зависимости от индивидуальных нужд спортсмена низкой квалификации. Круг может повторяться с таким числом подходов, какой вам желателен, при этом можно отдыхать между подходами на каждой «станции» или проходить по кругу несколько раз без передышек. Величина сопротивления на каждый «станции» будет варьироваться в зависимости от индивидуальных отличий.
 

    
    Каждая  «станция» в последовательности имеет тенденцию вовлекать в  работу удаленные друг от друга зоны тела. Это позволяет избегать преждевременной усталости в любой мышце или группе мышц и тем самым добиваться максимальной нагрузки [36].
    Таким образом, анализ научно-методической литературы показал высокий интерес специалистов к круговой тренировке как одному из средств, адаптированных в первую очередь к начинающим спортсменам, или атлетам, имеющим низкую спортивную квалификацию. В условиях учебно-тренировочных занятий круговая форма приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству занимающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Это очень хорошая и надежная система с точки зрения общей физической готовности, но в нее следует вносить изменения в зависимости от индивидуальных нужд спортсмена низкой квалификации «Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по лыжной подготовке. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку. Большое количество работ, посвященных круговой тренировке, как одному из наиболее эффективных средств развития физических качеств, ограничивается описанием положительных моментов и перечислением упражнений, рекомендуемых для применения. 

 

    
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель исследования.
       Исходя  из анализа литературных источников мы поставили целью исследования - определение эффективности применения круговой тренировки для развития общей выносливости в подготовительном периоде у лыжников-гонщиков И-Ш разряда.
2.2.Задачи и методы исследования.
    Для достижения  поставленной  цели  были  определены  следующие задачи исследования:
    Изучить   по   данным   научно-методической   литературы   состояние 
    вопроса по развития общей выносливости лыжников-гонщиков.

    Выявить    исходный    уровень    развития    общей    выносливости    у 
    лыжников-гонщиков    2-3    разрядов    в    начале    подготовительного 
    периода.

    Определить    влияние    круговой    тренировки    на    развитие    общей 
    выносливости у лыжников-гонщиков 2-3 разряда в подготовительном 
    периоде.

    Разработать  практические  рекомендации  по  применению  круговой 
    тренировки    в   тренировочном    процессе   лыжников-гонщиков   2-3 
    разряда.

            2.3 Методы  исследования
Для    решения    поставленных   задач    применялись    следующие    методы исследования:
    Анализ научно-методической литературы;
    Педагогический эксперимент;
    Метод контрольных испытаний;
    Методы математической статистики.
     

       Анализ  научно-методической литературы - представляет собой изучение специальной литературы с выделением главного материала в состоянии рассматриваемых вопросов, выявление закономерностей, тенденций.
       Полученная  информация необходима для определения  актуальности исследования, сбора информации об уже имеющихся методиках, направленных на повышения внимания и на подбор методик, позволяющих оценить параметры внимания. При анализе изучено 57 литературных первоисточников, 3 из которых иностранных.
       Педагогический  эксперимент был организован на базе Великолукской государственной академии физической культуры. В эксперименте принимали участие лыжники-гонщики 2-3 разрядов. Педэксперимент организован для определения влияния круговой тренировки на развитие общей выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
       Метод контрольных испытаний подразумевает использование стандартизированных кратковременных испытаний. Хорошо обоснованный тест является результатом большой предварительной экспериментальной проверки. Тестирование проводили для подтверждения собственной гипотезы ' исследования и получения объективной информации об изменениях показателей внимания. В своей работе мы применили следующие тестовые упражнения: подтягивание, тридцатискок, кросс 1 500 м и 5 000 м.
    Математическая      обработка осуществлялась      с      помощью
компьютерной  программы Microsoft Excel 2003. Рассчитывались суммы, средние и стандартное отклонение, ошибка средней по исследуемым показателям. Достоверность результатов рассчитывалась по Т-критерию Стьюдента. Изменения при р<0,05 принимались как существенные. Для сравнения-исследуемых параметров изменения этих величин рассчитывались в процентах.
 


            2.4 Организация  исследования
    Исследование  проводилось в три этапа:
       1 этап - 2003-2004 учебный год. Проводилось  изучение состояния вопроса по данным научно-методической литературы. Выбор литературных источников по теме исследования проводился на базе библиотеки ВЛГАФК и сети Интернет.
    Работа над  литературными источниками включала в себя 2 этапа:
       1. Подбор необходимой литературы и предварительное знакомство с 
ней. На этом этапе составили представление о месте и значении нашей темы 
среди проблем и вопросов, выясняли смысл исследования и его направление.

       2. Систематизация    и    использование    литературы    в    процессе 
исследования.    В   ходе   работы   было   проанализировано   и   изучено   57 
источников.

       Формировались экспериментальная и контрольная  группы, в которые включались студенты 2-3 курсов, имеющие 2-3 разряд по 8 человек в каждой. Определялись цели, задачи и методы исследования.
       2 этап - 2004-2005 учебный год. Для проведения  педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование, куда вошли: подтягивание, тридцатискок, бег на 1 500 и 5 000 метров. Тестирование проводилось в два дня.
       В первый день 24 сентября 2004 года на легкоатлетическом  стадионе ВЛГАФК:
       1. Проводилось подтягивание на высокой перекладине: из виса на прямых руках необходимо было согнуть руки, чтобы подбородок оказался выше перекладины. При этом нельзя было раскачиваться и делать рывки. При опускании - руки выпрямлялись полностью. Засчитывалось количество (раз) правильно выполненных упражнений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.