На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение
Глава 1. Значение законности и правопорядка в современном  обществе
      Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.
      Признаки, требования и принципы законности.
      Правопорядок: понятие, структура, функции.
Глава2. Правовое государство
     2.1.  Что такое правовое государство?  Принципы и признаки правового  государства.  Три ветви власти.
     2.2. Особенности процесса формирования  правового государства в современной  России.
Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Законность  и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.
     В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
     Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.
     Правопорядок  и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.
     Правовое  государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и  благосостояние. Оно подконтрольно  гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного  спроса и предложения, ответственно за правопорядок,
 который  гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным  фундаментом его является признание  прав человека.
     Правовое  государство – это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимые  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей.
Глава 1. Значение законности и правопорядка в  современном обществе
      Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии.
 
     Законность - основа нормальной жизнедеятельности  цивилизованного общества, всех звеньев  его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.
     Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.  

     Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
     Суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, это объясняет происхождения множества определений законности. В системе все это аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления.
     В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов  посредством категории «законность».
     В связи с этим можно выделить два  аспекта: внутренний и внешний.
     Внешние определяют место и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.
     Внутренние  отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.
     Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.
     Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности.
     Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
     В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
     Сущность  законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
     Данное  требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует  не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс  формирования правового государства  и гражданского общества.  

     1.2. Признаки, требования и принципы законности. 

     Данное  понимание сущности законности позволяет  говорить о ее содержании как системном  образовании со сложной элементарной структурой, посредством которой  в понятии законности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. В своем единстве они  образуют категорию «законность», а  ее анализ позволяет выявить признаки законности.
     К элементам категории «законность» относят: а) совокупность идей, взглядов и принципов, составляющие теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, которые осуществляют объединение смысла и значения данной категории в системе правовых явлений; б) системообразующее требование строго и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития; в) цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности - достигается в процессе реализации точного соблюдения действующего законодательства; г) нормативная основа законности – право; д) мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности является связующим звеном во всей теоретической конструкции, так как именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности; е) средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.
     Законность  характеризуется  следующими основными  признаками:
     1. Причинно-следственная обусловленность  законности политико – правовыми  процессами, происходящими в обществе  и государстве; 2. Всеобщность и  общеобязательность требований  законности, выражающих цели развития  государства и пути их достижения; 3. Высокая степень абстрактности,  которая объясняется собирательным содержании «законности»; 4. Объективный характер законности; 5. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния; 6. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.
     Основные  требования законности заключаются в  следующем:
     1. Верховенство закона по отношению  ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силы. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.
     2. Единство понимания и применения  законов на всей территории их действия. Законы представляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все государственных образования, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.
     3. Равная возможность всех граждан  пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов других граждан.
     4. Осуществление прав и свобод  человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав интересов других граждан государства.
     5. Недопустимость противопоставления  законности и целесообразности. Потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более полезными и нужными для данного случая.
     6. Предотвращение и эффективная  борьба с правонарушениями важное требование законности. Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране.
       Законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.
     В качестве подтверждения сделанных  выводов относительно содержания понятии  законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения  субъектов по поводу необходимости  соблюдения законов. Они обусловлены  закономерностями общественного развития.
     В юридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления отражают следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности.
     Единство  законности – основополагающий принцип. Значение этого принципа состоит  в выравнивании правового регулирования  социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.
     Гарантированность основных прав и свобод граждан это  принцип не только законности, но и  права. Роль данного принципа в повышении  уровня законности заключается в значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.  
 

        Правопорядок: понятие, структура, функции.
 
     Правопорядок  – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне  права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается  их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого  явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».
     Отсюда  следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение  правопорядка в значительной мере зависят  от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет  весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды  или идеи.
     Если  же под правом понимать исходящие  от публичной власти конкретные, формально  определенные и обязательные для  всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.
Установление  твердого правопорядка является одной  из основных задач современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нем, в частности говорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его  наводить. 

     Формирование  правового порядка участвует  все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.
     1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.
     2. Правоотношение - элемент механизма  правового регулирования, обеспечивающий  переход от идеального, предполагаемого  законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
     3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
     Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.
     Структура правопорядка - это единство и одновременное  разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
     Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений,
 урегулированные  с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Правопорядок  не тождественен законности: они соотносятся  между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может  быть обеспечен только правовыми  средствами. Порядок, установленный  при помощи незаконных средств и  методов не может быть назван правовым.
     Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Глава2. Правовое государство
     2.1.  Что такое правовое  государство? Принципы  и признаки правового  государства.  Три  ветви власти. 

     Что такое правовое государство? 

     Правовым  называется такое государство, которое  во всей своей деятельности подчиняется  праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
     Предпосылками создания и функционирования правового  государства являются:
    производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
    режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
    высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
    юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
    важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.
     Принципы  и признаки правового  государства
     В отличие от обычного государства  правовое связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определённых границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.
     Признаки  правового государства является:
    Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
    Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).
    Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную( создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).
    Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).
    Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).
    Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
    Стабильность законности и правопорядка в обществе.
    Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.
    Выработка высокой политико-правовой грамотности.
    Появление действенной способности противостоять произволу.
     10.Разграничение  партийных и государственных  функций.
     11.Установление  парламентской системы управления  государством.
     12.Торжество  политико-правового плюрализма.
     13.Выработка  нового правового мышления и  правовых традиций, в
     том числе:
     а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка  права как продукта властно-принудительного  нормотворчества.
     б. Отказ от догматического комментирования  и апологии сложившегося законодательства.
     в. Преодоление декоративности и декларированности  юридических норм.
     г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого  опыта.
     Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.
     Наряду  с основными признаками права  важное значение для его идентификации  имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения  или ведущие начала процесса его  формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.
     В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд  критериев классификации принципов  права и соответственно разделения их на различные группы.
     Общие принципы правового государства  – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в  процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и  обязанностей, демократизм.
     Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или  более отрасли права, преимущественно  смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).
     Отраслевые  принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются  и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
     Три ветви власти
     Принцип разделения властей – это разделение власти между законодательными, исполнительными  и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов  не принадлежит вся государственная  власть в полном объёме. Каждый из нас  осуществляет только свою, присущую ему  функцию и не имеет права подменять  деятельность другого. Такое разграничение  направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.
     Вместе  с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.
     Во  всех правовых государствах законодательная  власть принадлежит парламенту, представительному  выборному органу. Слово «парламент»  произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.