На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная монополия в России, ее зарождение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…..3
    ГЛАВА 1. МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ…………..……6
      Характеристика монополии как типа рыночной структуры…………….6
      Поведение монополиста на рынке……………………………………….13
      Ценообразование в условиях монопольной власти и цена монополии…………………………………………………………………23
      Противоречия порожденные монополизацией рынков……………………………………………………………………..40
     ГЛАВА  2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА………43 

     2.1 История возникновения и развитие  монополий в России……………..43 

     2.2 Особенности российского монополизма………………………………..46 

     2.3 Антимонопольное регулирование………………………………………51 

     2.4 Роль монополии в условиях  России………………………………….…57 

     ГЛАВА  3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 
       ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИИ………......63 

     2.1 Крупнейший российский монополист – Газпром………………....…...63
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….72
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………….......…....…..75
    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….77 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен. 

     Проблема  монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для  экономики в настоящее время.
     Монополизм  представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия  – монополисты обладают существенными  рыночными преимуществами перед  другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
     С начала 90-х годов эти проблемы остро встают перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
     Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Антимонопльное регулирование в  сочетании с поддержкой предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития.
     Изучение  монопольных рынков особенно актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
     Целью данной работы является изучение современной монополии в России, ее зарождение. Выявление особенностей монополизма в России.
     В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
    Дать характеристику монополии как типу рыночной структуры;
    Изучить поведение монополиста на рынке;
    Изучить ценообразование в условиях монопольной власти;
    Выявить особенности российского монополизма.
Объект исследования данной работы – монополия.
Предмет исследования – монополизм в экономике России.
     Тема  регулирования монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
     Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования монополий в России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
      В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением  необходимости экономических реформ в данной сфере.
       В процессе написания курсовой  работы были использованы следующие методы:
    Метод сбора данных,
    Метод анализа информации,
    Метод сопоставления данных.
     Также рассмотрены основные причины возникновения  монополий; особенности современной  монополизации экономики;  действующее  антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1.
    МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ  ВЛАСТЬ
      Характеристика монополии как типа рыночной структуры
    Монополией называют такой тип  строения рынка, при котором  существует один и только один  продавец определенного товара, не имеющего близких аналогов[3, стр.74]. Такое положение позволяет монополисту контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты[1,стр. 212]. Обращаясь к  монополии  как виду экономической структуры рынка,  ее следует рассматривать как определенный тип экономических  отношений,  который  дает  возможность  одному  из участников этих отношений диктовать свои  условия  на  рынке определенного товара. Еще Адам Смит  писал: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить». Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка. Это предопределяет отличия поведения монополиста  от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Монополия представляет собой структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции[1, стр. 212].
    Монополия есть  исключительное  право деятельности в какой-либо  сфере. По владельцу этого права  различают монополии государственные  и капиталистические. Государственными  монополиями называются монополии,  принадлежащие государству.  Они  возникают в результате строительства государственных предприятий (военной  промышленности,  новых или  капиталоемких  отраслей)  или  национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта. Капиталистические монополии - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли.   Они устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе  концентрации производства и капитала. Основными формами капиталистических  монополий являются картели,  синдикаты,  тресты, концерны.
    Для того чтобы монополия, как  рыночная структура могла существовать, должен соблюдаться ряд условий. Во-первых, у реализуемого монополистом продукта (однородного или дифференцированного) не должно быть близких заменителей. Во-вторых, вхождение на данный рынок других фирм должно быть, по тем и ли иным причинам, невозможным, должны существовать барьеры вхождения в данную отрасль.
    Именно барьеры вхождения являются  условием существования монополии  – ведь при возможности вхождения  на рынок других фирм он (рынок)  перестает быть монополией[2, стр. 294]. Барьеры вхождения можно разделить на два основных типа: юридические – те барьеры, которые установлены законодательством страны, и технологические. К числу юридических барьеров вхождения относятся:
    Патентная монополия, предоставляющая изобретателю продукта или производственного процесса исключительное право распоряжения изобретением и реализации монопольной прибыли в течение определенного периода времени;
    Выдача правительственных лицензий на ведение бизнеса в той или иной отрасли;
    Введение правительством внешнеторговых барьеров (квот или импортных пошлин), исключающих иностранную конкуренцию.
    Главным технологическим барьером  вхождения является технология  производства, характеризующаяся достижением  значительной экономии на масштабах  лишь при больших объемах выпуска,  так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой. Технологическим барьером вхождения служит и обладание какими-либо исключительными знаниями в области технологий производства (ноу-хау). К числу технологических барьеров можно отнести и наличие высококлассных менеджеров, чьи управленческие таланты и опыт уникальны.
    В то же время подобная классификация  барьеров вхождения достаточно  условна. Во-первых, некоторые разновидности  барьеров вхождения носят, с  этой точки зрения, явно «промежуточный» характер. Так, исключительный контроль над важными факторами производства является барьером скорее с точки зрения экономических условий производства, сочетая в себе юридический и технологический аспекты. Во-вторых, юридические барьеры вхождения по большей части лишь законодательно закрепляют технологические. Так, патентная монополия закрепляет обладание исключительными знаниями в области производства, а правительственное лицензирование (например в отраслях общественной инфраструктуры – энерго-, газо-, водоснабжении) имеет своей основой существование в указанных отраслях естественной монополии.
    В долгосрочном плане наиболее  важную роль в объяснении существования  монополии играет именно технологический  фактор экономии на масштабах, ибо остальные барьеры вхождения носят временный характер. Изменение производственных процессов во времени обуславливает лишь переходящее значение такого барьера, как контроль над факторами производства. Патентная монополия временна по самой своей природе. Правительственные лицензии более долговечны, но они используются в отраслях, монополизация которых так или иначе предопределена технологически.
    Существуют и такие барьеры,  которые возникают независимо  от желания и деятельности  фирм-монополистов и создаются самими этими фирмами: монополисты проводят политику лимитирующего ценообразования, препятствующую вхождению в отрасль. Поведение монополиста, направленное на сознательное создание им барьеров вхождения, сопряжено с дополнительными издержками.
    Важным условием существования  монополии является совершенная  информированность монополиста  и покупателей. И  покупатели, и единственный поставщик обладают  совершенным знанием о ценах,  физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Совершенная информированность имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия.  Манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т.е. все возможные соотношения между  ценами спроса и его объемами.

Формы и виды монополий

    Существуют разные виды монополий,  которые можно классифицировать  по области влияния на три  основных:
      естественная,
      административная,
      экономическая.

Естественная монополия

    Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энерго-, водо- и газоснабжение. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, они занимают монопольное положение на рынке.
    Существуют два типа естественных  монополий: 
      а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может  стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
      б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры.

Административная  монополия

    Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями

    Другой причиной возникновения  и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
    Контроль фирмы над знаниями  в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени.

Экономическая монополия

    Экономическая монополия является  наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления  и развития монополистических  тенденций?
    Существует точка зрения, с которой  монополизм трактуется как случайный,  не свойственный рыночному хозяйству.  Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные, а «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения.
    Иной движущей  силой действий  предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Поведение монополиста  на рынке
    Монополия представляет собой  такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара[1, стр. 212]. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.
    По мере роста выпуска растут (или, по крайней мере, неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку, когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.
    Пусть ? - прибыль монополиста ( ? = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества ? = f(Q). Условия максимизации прибыли:
Первое  условие: MR = MC, где MR – предельная выручка,
MR = ?TR/?Q и MC – предельные издержки, MC = ?TC/?Q.
Второе  условие: ?MR/?Q = ?MC/?Q [3, стр. 84].
 
 
 
 

                 Прибыль 
 

Рис. 1.2.1 Максимизация прибыли
    Прибыль максимальна, если при  равенстве предельной выручки  предельным издержкам предельная  выручка с увеличением выпуска  сокращается в большей степени, чем предельные издержки [3, стр. 85]. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии.
    Найдем цену, которую установит  монополист, максимизирующий прибыль.  Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:
MR = Q*(?P/?Q) + P                                                                                       (1.2.1)
    Домножив первое слагаемое на  Р/Р и Q/Q, поскольку ?Q/ ?P * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде: 
MR = P (1+1/ Ed)
    Из условия максимума прибыли  следует, что цена монополиста  и предельные издержки производства  связаны зависимостью:
P = MC/(1+1/ Ed);                                                                                            (1.2.2)
    Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет  больше его предельных издержек[3, стр. 88]. Процентное превышение цены над предельными издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти.
    Означает ли это, что монополист  не может нести убытков? Будет  ли монополист иметь прибыль  или нести убытки, зависит от  соотношения максимальной готовности  покупателей платить и средних  издержек производства при оптимальном  объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (рис. 1.2.3) [3, стр. 84]. 
 


                                  
          Убытки 
 
 
 

Рис. 1.2.2 Убытки в условиях монополии
    Qm - величина убытков
    Основное различие между рынком  совершенной конкуренции и рынком  несовершенной конкуренции состоит  в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями. Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью[4, стр. 447].
    Такой рынок, как монополия  – это рынок с несовершенной  конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие  на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.
    Фирма обладает рыночной властью,  когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон [3, стр. 77]. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.
    Фирма обладает монопольной властью,  если цена, по которой она продаёт  оптимальное количество продукции,  превышает предельные издержки  производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она, всё же, существует.
    В связи с этим возникают  два вопроса:
    Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения?
    Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?
    Вспомним важное различие между  совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.
    В частности, мы можем использовать  коэффициент превышения цены  над предельными издержками. Данный  способ определения был предложен  в 1934 г. экономистом Абба Лернером  и получил название индекса монопольной власти Лернера:
                                                                                      (1.2.3)

                                                                                                              (1.2.4)
    Численное значение коэффициента  Лернера всегда находится между  0 и 1. Для совершенно конкурентной  фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы[2, стр. 310].
    Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования:
                                                                                           (1.2.5)
    Данная формула представляет  собой универсальное правило  ценообразования для любой фирмы  с монопольной властью, если  учитывать, что Edp  является коэффициентом эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса.
    Определить эластичность спроса  для фирмы легче, чем для  рынка, потому что фирма должна  принять в расчёт реакцию своих  конкурентов на изменение цены. В основном руководитель должен  рассчитывать процентное изменение  в сбыте продукции фирмы на 1%.
    Рассчитав эластичность спроса  для своей фирмы, руководитель  может определить соответствующую  накидку. Если эластичность спроса  для фирмы велика, данная накидка  будет минимальной (можно сказать,  что у фирмы небольшая монопольная  власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).                                                                          
                                                                               (1.2.6)
Теперь  подставим (1.2.6) в формулу (1.2.3):
                                                                   (1.2.7)
    Теперь  коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.
    Значительная монопольная власть  не гарантирует высокие прибыли.  Прибыль зависит от отношения  средних издержек и цены.
    Выражение (1.2.7) показывает, что чем  менее эластичен спрос для  фирмы, тем большей монопольной властью она обладает[2, стр. 312]. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы.
    Почему некоторые фирмы сталкиваются  с более эластичной кривой  спроса, тогда как другие –  с менее эластичной кривой спроса?
    По меньшей мере, три фактора  определяют эластичность спроса  для фирмы. Первый из них  – наличие товаров-заменителей.  Чем больше у продукта некоторой  фирмы товаров-заменителей и чем  ближе они по своим качественным  характеристикам к продукту фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Но у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие.
    Вторым определяющим фактором  монопольной власти является  количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации.
    Конечно, имеет значение не  просто общее число фирм, а  число так называемых «основных  игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную  долю на рынке). Например, если  на две крупные фирмы приходится 90% объёма реализации на рынке,  а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных фирм будет большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывает значительную часть рынка, называется концентрацией.
    Существует специальный индекс  Герфиндаля (IHH), характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике. Подсчитывается он следующим образом:
   при  , где количество фирм в отрасли;
% объём продаж  ой фирмы в общем объёме продаж отрасли.                                                                                    (1.2.8)
 
         
 
 
    Индекс Герфиндаля используется  правительственными органами регулирования  экономики в качестве легального  ориентира антимонопольной политики. Этот индекс (и его изменение) используются для классификации слияний в три широких класса.
    Если IHH < 1000 рынок оценивается как неконцентрированный («достаточно многочисленный») и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
    При 1000 < IHH <1800  рынок считается умеренно концентрированным, но если IHH > 1400 его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции.
    При IHH > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным». В этом случае действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается на 50 пунктов, оно, как правило, разрешается. Если же после слияния IHH увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается. Рост IHH на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния.
Монопольное равновесие
    Наиболее благоприятным  на  рынке чистой монополии является  положение равновесия монополиста.  Этот крайний случай, как бы редко он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу.
    Для того чтобы проследить за состоянием монопольного равновесия,  рассмотрим графическое изображение рынка чистой монополии:
 
 
 
 
 
 

                                      
                                        P                                                   
                                  Рис.1.2.3 Равновесие монополиста
G - цена на основе предельных издержек,
F - регулируемая цена,
Е - монопольная  цена,
    В условиях монополии цена  устанавливается на слишком высоком  уровне. Положения равновесия максимальной  прибыли для монополиста определяется  точкой Е, находящейся выше  точки пересечения кривых MR и  МС длительного периода и на  одной вертикали с ней. При этом Р превышает МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах общества снизит цену до уровня F, где линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более или менее уравновешиваются[3, стр.94].
    На рис. 1.2.3 показано длительное  равновесие монополиста. Его оптимальная цена превышает средние издержки, и поэтому он постоянно получает «монопольную прибыль». Его Р также выше его МС. Почему? Потому, что понижающаяся кривая его спроса (источник его контроля над ценами) равносильна тому, что его предельный доход будет ниже цены. Максимальная прибыль, когда MR=MC, предполагает, что Р выше МС. Эта разница между ценой, в которую вещи обходятся обществу, и предельными издержками их производства означает, что общественные ресурсы распределяются не наилучшим образом.
    Общество, признавая, что монополия  нарушает процесс ценообразования,  относясь враждебно к монопольной  прибыли, или же по другим  причинам, может объявить монополию  «общественно полезным предприятием»  и установить контроль над  ее ценами [3, стр.94]. Положение равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется на рис. 1.2.3 точкой Р. Здесь Р и АС равны. При равновесии в условиях  контроля  в точке Р разница между ценой   и предельными издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке О.
    Положение на монопольном рынке зависит от эластичности спроса. Если спрос на продукцию на рынке эластичен, то при росте цены доходы сокращаются. Если же спрос неэластичен, то при росте цены растёт доход монополиста. Поэтому монополии часто фигурируют на рынках, которым присущ неэластичный спрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Ценообразование в условиях монопольной власти и цена монополии
Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация  цен.
    Особого внимания требует вопрос  ценовой политики монополистических образований. Последние, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. Эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей[3, стр. 80]. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.
    Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует - монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную «дань», которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
    Монопольная цена осуществляет  перераспределение продукта между  хозяйственными субъектами, но такое  перераспределение, которое основывается  на внеэкономических факторах. Она  отражает экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
    Структура монопольной цены может  быть представлена формулой:
Рмон.= Р1 + Р2+РЗ, где                                                                                     (1.3.1)                                                                                           
Р1 —  средняя прибыль, получаемая предпринимателями  в условиях свободного перемещения  капитала в результате действия межотраслевой  конкуренции;
Р2 -обычная  сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;
РЗ - монопольная  сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
    Монопольная цена — это верхняя  цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную РЗ. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате «ломают» монополию.
    Монополия может регулировать  производство, но не спрос. Даже  она вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен.  Монополизировать можно только  товар, на который существует  неэластичный спрос. Но и в  такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
    Рассмотрим долгосрочное равновесие, в случае открытой монополии. Пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов, ни теми относящимися к издержкам преимуществами, которые есть у естественной монополии, ни законодательными барьерами, делающими невозможным вход в отрасль - вотчину закрытой монополии.
    Как защищаться ей от возможных соперников?
    Какие варианты оптимального поведения находятся в ее распоряжении?
    Во-первых, она может взвинтить  цену до уровня, обеспечивающего   прибыль до тех пор, пока   цены    вновь  не упадут.    Заодно на рынке появятся конкуренты, и часть прибыли будет доставаться им. Очень часто фирмы именно так и поступают. Много примеров подобного рода можно найти в отраслях, производящих бытовую электронику.
    Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор. Вместо того чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получения краткосрочной максимальной прибыли, фирма может установить несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам, но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования, поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов.
    Совершенно не обязательно, чтобы  перед фирмой стоял абсолютно  жесткий выбор: либо максимизация  краткосрочной прибыли, либо лимитирующее  ценообразование [3,стр. 95]. Фирма   вполне   может  установить  некую промежуточную цену, которая  будет усложнять и тормозить процесс появления новых фирм в отрасли (не исключая саму возможность такого появления). Фирма может вывести свою продукцию на рынок по высокой цене, а затем «скользить вниз вдоль кривой спроса» по мере того, как новые фирмы будут появляться на рынке (число вариаций такого рода бесконечно).
    Принимая решения об установлении  объема выпуска и цены на  свою продукцию, ориентирующаяся  на максимизацию прибыли фирма-монополист  действует следующим образом:  уравнивая свои предельные издержки  и предельную выручку, она определяет количество товара Qm, которое будет производить, а затем через обратную функцию рыночного спроса P(Q) определяет цену Pm (см. рис. 1.3.1). 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3.1Максимизация прибыли
    В данном случае монополист  продает однородный товар по единой для всех покупателей цене Pm. Хотя при господстве на рынке монополии благосостояние покупателей и ухудшается по сравнению с рынком совершенной конкуренции (Pm > Pc,  Qm < Qc), им все же остаётся некий потребительский излишек. Обладающая монопольной властью (Pm > MC(Qm)) фирма-монополист может при помощи различных способов попытаться захватить часть потребительского излишка (или даже его целиком) и, тем самым, еще больше увеличить собственный выигрыш. При этом она, возможно, не будет устанавливать единую цену, и товар перестанет быть однородным. Фирма – производитель может назначить разным покупателям различные цены на идентичные товары или услуги, и в этом случае говорят, что она применяет ценовую дискриминацию [3, стр. 106]. Также при осуществлении ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар. В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.
    Для того чтобы фирма имела  возможность, и ей было выгодно,  осуществлять ценовую дискриминацию,  необходимо выполнение следующих  условий.
    Фирма должна являться price-maker, т.е.  обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию (обладать монопольной властью).    Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, а, значит, являющиеся price-takers, не имеют возможности продавать какие-либо единицы своей продукции по цене, отклоняющейся от рыночной, т.к. в случае отклонения от нее они сокращают свою прибыль. Выгодное осуществление ценовой дискриминации невозможно для конкурентной фирмы, монопольной властью не обладающей.
    Если производитель собирается  осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).
    Реализация ценовой дискриминации  связана с невозможностью осуществления  покупателями арбитражных операций (арбитража), т.е. передаваемости  продукта между потребителями.
    Действительно, если транзакционные (арбитражные) издержки при осуществлении сделок между потребителями низки, то попытки продавца продать свой товар по различным ценам приведут к тому, что покупатели, приобретающие товар по более низкой цене будут перепродавать его тем, кто готов заплатить более высокую цену. Если такой арбитраж (первого типа) является совершенным, то весь продукт покупается (по минимальной цене) только одним потребителем для перепродажи остальным. В этом случае ситуация для продавца складывается почти как в случае установления единой цены. Однако, совершенный арбитраж - это теоретический случай, а на практике может существовать лишь ограниченный арбитраж.
    Возможности вступления в арбитраж  гораздо более широки в сфере  товарного производства по сравнению  со сферой услуг. Поэтому возможности осуществления ценовой дискриминации шире в различных отраслях сферы услуг.
    Хотя в реальной жизни ценовая  дискриминация может проявляться  в огромном разнообразии форм, выделяют три основных типа. Ценовая  дискриминация может быть первой, второй и третьей степени.
    Ценовая дискриминация первой  степени, или совершенная ценовая  дискриминация, означает, что монополист  продает различные единицы выпуска  по разным ценам, и эти цены  могут быть различными для  разных индивидов [3, стр. 108]. Совершенная  ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации. Возможностей для существования совершенной ценовой дискриминации в реальной жизни практически нет. Так как в реальности вряд ли возможно, что отсутствует арбитраж, и производитель обладает полной информацией о каждом из потребителей своей продукции, ему известны кривые спроса каждого потребителя (т. е. он знает их готовность платить), то ценовая дискриминация первой степени является по большей части теоретической ситуацией.
    Если производитель устанавливает  единую цену на свою продукцию,  то он использует линейную  схему ценообразования, т.е. линейный  тариф  
 

T1(q) = PQ. 
T1(q) - это общая сумма денег, которую должен уплатить потребитель в зависимости от покупаемого количества.
Прибыль монополии будет равна  П = PmQm – C(Qm)
    Если же монополист имеет возможность  проводить ценовую дискриминацию,  то он увеличивает свою прибыль  еще больше за счёт потребителей, захватывая потребительский излишек целиком или частично. При ценовой дискриминации первой степени он будет получать весь тот излишек, который существовал бы на совершенно конкурентном рынке. Каждую единицу продукта при этом он будет каждому покупателю продавать по той максимальной цене, которую тот готов заплатить за данную единицу. На рис. 1.3.2 представлено графическое изображение совершенной ценовой дискриминации. Монополист достигает максимума своей прибыли, если присваивает весь потребительский излишек, обозначенный площадью CS. При этом он будет, как и конкурентная фирма, производить до тех пор, пока предельные издержки последней единицы не сравняются с ценой. Таким образом, производимое количество будет равно qc. 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3.2 - Совершенная ценовая дискриминация
    При осуществлении ценовой дискриминации  второй степени  монополист  продает различные единицы выпуска  по разным ценам, но при этом  каждый покупатель, покупающий одинаковое  количество единиц товара или  одинаковые по качество товар или услугу, платит одну и ту же цену [3, стр. 109]. Этот вид ценовой дискриминации похож на совершенную ценовую дискриминацию, но грубее. Практикующему ценовую дискриминацию второй степени монополисту удается присвоить не весь потребительский излишек, а только какую-то его часть. Ценовая дискриминация второй степени – не просто теория, а способ ценообразования, который в том или ином виде часто применяется на практике. Например, может осуществляться количественная (двухставочные и нелинейные тарифы), качественная, временная ценовая дискриминация, а также другие ее формы.
    Для того чтобы осуществить  ценовую дискриминацию второй  степени, монополист должен суметь  разделить спрос, предъявляемый  на рынке неоднородными потребителями,  на n частей (n ? 2) Предположим, что прямые сигналы о предпочтениях потребителей отсутствуют, поэтому рассортировать покупателей по группам он сразу не сможет. Однако неоднородные потребители обладают все же некоторыми скрытыми характеристиками, которые и может использовать производитель. Он может предложить всем покупателям ценовой прейскурант, в котором цена зависит от какого-либо параметра (количество, качество, время и т. д.), предоставляя им возможность выбора наиболее приемлемого для них набора (цена – количество, цена – качество и т. д.). Таким образом, он принуждает потребителей к самоотбору, пытаясь рассортировать их косвенно через их выбор в зависимости от готовности платить. В этом и состоит основная идея ценовой дискриминации второй степени. Осуществляя ее, производитель вводит некоторый механизм просеивания, который ограничивает возможности того, что потребитель, которому предназначен определенный набор, выберет набор, предназначенный другому потребителю.
    При ценовой дискриминации второй  степени монополисту хотя и не удается присвоить весь потребительский излишек, но достаточно большую долю его он все же получает и за счёт этого максимизирует собственную прибыль.
    При ценовой дискриминации третьей  степени монополист изначально  может разделить потребителей на группы, а цена единицы товара будет различаться для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке им разного количества товаров или услуг [3, стр. 113]. Такая ценовая дискриминация также приводит к лишь частичному захвату потребительского излишка производителем. Главное отличие ценовой дискриминации третьей степени от ценовой дискриминации второй степени состоит в том, что продавец изначально может разделить рынок на n сегментов, т.е. выделить n групп покупателей, используя прямые сигналы. Такими прямыми сигналами могут служить пол, возраст, род занятий покупателей, их местоположение, национальность и.т.д.
    Зная предпочтения каждой группы  потребителей, монополист может  выделить n сегментов рынка сбыта своей продукции. Все сегменты будут характеризоваться разной эластичностью спроса. В зависимости от эластичности спроса на каждом из этих n рынков производитель будет устанавливать различные цены.
    Ценовая дискриминация третьей степени также предполагает, что, хотя монополисту и известны предпочтения каждой группы потребителей, информации о том, каковы предпочтения конкретных потребителей, и как предпочтения распределяются внутри групп, у него нет. Производитель не может осуществлять дополнительно среди покупателей на каком-либо рыночном сегменте ценовую дискриминацию ни первой, ни второй степени. Поэтому на каждом отдельно взятом сегменте он будет устанавливать единую для всех потребителей из данной группы цену. При этом на рынках с большей эластичностью спроса будет установлена более низкая цена и, наоборот, на рынках с меньшей эластичностью цена будет выше.
Общественные  издержки монопольной  власти
    Монополия, формируя рыночное  равновесие, ведет к перераспределению  ресурсов в отрасли и в экономике в целом (по сравнению с совершенной конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния.  
 
 

 
 
 
 
 

Рис 1.3.3 - Чистые потери общества от монополии: случай нелинейного спроса и убывающей отдачи от масштаба
     Предельная выручка монополиста  при любом объеме продаж ниже  цены, следовательно, цена, назначаемая  им, превышает ту цену, которая  возникла бы на рынке совершенной  конкуренции при условии, что  предельные издержки растут с  ростом выпуска. От того, что  отрасль стала монополией, в первую очередь, пострадают потребители: теперь им приходится платить дороже за меньшее количество товара; потребительский излишек сократился на величину, равную площади фигуры РmРсСМ на рис. 1.3.3. Величина РmРсСМ представляет собой совокупные потери потребителей от монополии. При этом часть потребительского излишка (величина РmРсЕМ) трансформировалась в монопольную прибыль, а другая часть (величина МЕС) представляет собой чистые потери потребителей от монополии, возникающие из-за разницы между потенциальной и реальной величиной рынка. Аналогично чистые потери производителей в результате монополизации отражаются площадью ЕОС.
    Таким образом, совокупные чистые  потери от монополии составляют  величину МОС и складываются  из сумм, которые не достались производителям и потребителям в результате сокращения выпуска монополистом. Эта величина носит название «чистых потерь», поскольку она не достается никому: ни монополии, ни государству в случае регулирования, ни потребителям, ни производителям.
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3.4 Чистые потери от монопольной власти при условии постоянной отдачи от масштаба в долгосрочном периоде и равенства долгосрочных средних издержек монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции.
    Более простая модель потерь от монополии основана на предположении о том, что мы рассматриваем рынок в долгосрочном периоде, при условии постоянной отдачи от масштаба производства монополиста и фирм на рынке совершенной конкуренции и равенства долгосрочных средних издержек (рис 1.3.4). В этом случае величина чистых потерь зависит от эластичности рыночного спроса.
    Величина мертвого груза монополии  (DWL) в рамках представленной модели зависит от того, насколько действия монополиста повышают цену и сокращают объем продаж по сравнению с рынком совершенной конкуренции:
DWL = 0,5(Qc - Qm)(Pm - Рс)= 0.5?Q?P                                                        (1.3.2)                                               
    Определим ценовую эластичность  спроса как Ed= -(?Q/Qm)(Pm/?P), откуда получим зависимость сокращения объема продаж в результате решения монополиста от ценовой эластичности спроса ?Q = -EdQm(?P/Pm). Тогда мертвый груз монополии зависит от эластичности спроса как:
DWL = -0,5 EdQm(?P/Pm) ?Р. Домножив выражение на Pm/Pm, получим зависимость мертвых потерь от общей выручки монополии и индекса Лернера монопольной власти:
DWL = -0,5EdTRL2                                                                                                                                         (1.3.3)
    Итак, чистые потери от монопольной  власти тем выше:
      1)чем выше эластичность спроса  при цене, которую назначает монополист;
      2)чем выше общая выручка монополиста;
      3)чем выше индекс Лернера монопольной  власти, отражающий долю прибыли  в цене.
    Потери общества от монопольной власти можно определить, используя и другой показатель положения продавца - сумму экономической прибыли. Поскольку известно, что индекс Лернера равен величине, обратной ценовой эластичности спроса на товар монополиста L= -I/Ed, величину чистых потерь можно выразить как:
DWL = -0,5 Qm?P                                                                      (1.3.4)
    Чистые потери общества от  монополии находятся в прямой  зависимости от суммы экономической прибыли, которую получает монополист.
    Анализируя результаты эмпирических  исследований величины чистых  потерь от монополии, следует иметь в виду, что базовая модель, послужившая основой эмпирических исследований, отражает влияние монополии на общественное благосостояние далеко не полностью. Она не в состоянии учесть следующие факторы:
• Межотраслевое   взаимодействие.   При   анализе   мертвого   груза   монополии исследователи отталкивались от модели частичного равновесия на товарном рынке, то есть учитывали только непосредственное влияние монополии на том рынке, где она господствует. Однако в экономике отрасли взаимозависимы, товары, производимые монополией, являются субститутами и комплементами для многих других товаров. 
Влияние монопольного ценообразования при учете межотраслевого взаимодействия оказывается гораздо шире, чем это предполагает простая модель.

    Эффект дохода. Простая модель адекватно отражает потери потребителей только в том случае, если эластичность спроса по доходу на товар, выпускаемый монополией, равна нулю. В действительности при повышении цен монополистом возникает эффект дохода для потребителей. Реальные доходы покупателей сокращаются. Этот эффект также необходимо учитывать при оценке последствий монополии
    Изменение предельной полезности денег. Величина чистых потерь может быть измерена как потери потребительского излишка в простой модели, только если считать, что предельная полезность денег постоянна для всех индивидов при всех уровнях дохода. Если же предельная полезность денег растет по мере сокращения максимальной    готовности    покупателей    платить    за   товар    (если    считать,    что максимальная  готовность  платить  обусловлена, прежде  всего, уровнем дохода),  то потери потребителей следует измерять в единицах полезности, корректируя денежную величину потерь на коэффициент, отражающий предельную полезность денег. Кроме того,  часть потребительского излишка,  который существовал бы в отрасли в условиях свободной конкуренции, достается монополии в виде монопольной прибыли. Поскольку, как правило, совокупный доход монополии выше, чем отдельных потребителей, можно считать, что денежная единица приносит монополии меньшую предельную   полезность,   чем  эта  же   денежная   единица   в  руках  у   потребителя. 
    Следовательно, потребитель теряет большую полезность, чем приобретает монополист. Потеря полезности в результате перераспределения благосостояния также должна быть добавлена к чистым потерям от монополии.

• Поведение   монополиста.   Монополист обладает большими возможностями для влияния на рынок. Монополист 
может проводить совершенную  дискриминацию  по цене.  В таком случае выпуск монополии будет равен выпуску отрасли в условиях свободной конкуренции, а чистые потери  -  нулю,  хотя  потребители  не  смогут получать  потребительский  излишек. Монополист    может    тратить    огромные    суммы    на    рекламу    или    излишнюю дифференциацию   продукции,   что   также   надо  учитывать   как   чистые   потери   от монополии (в качестве растраты ресурсов, имеющих альтернативное производительное применение). С другой стороны, монополизация может сопровождаться улучшением качества   продукции,   так   как   монополист   обладает  лучшими   возможностями   по совершенствованию    товара.    Повышение    качества    товара    способствует    росту общественного   благосостояния   и   должно   рассматриваться   в   качестве   чистого 
выигрыша от монополии.

    Монополист может проводить политику  создания стратегических барьеров  входа. Цена, препятствующая входу  потенциальных конкурентов, должна быть ниже той цены монополиста, которая обеспечивает максимум текущей прибыли (если преимущества монополиста в издержках по отношению к потенциальным конкурентам невелики). Стратегическая ценовая политика снижает потери потребителей от монополии.
• Естественная   монополия.   В   отдельных   отраслях  технология   производства такова, что средние издержки убывают с ростом выпуска, так что эффективность обеспечивается    только    большим    масштабом    производства.    В    этом    случае ценообразование по предельным издержкам невозможно - так как оно вело бы к убыткам фирмы. Поэтому сопоставление монополии и условий свободной конкуренции не является корректным.
• Длительность монопольной власти. Простая модель рассматривает статичный рынок. Очевидно, что если монопольная власть носит временный характер - например, благодаря существенному преимуществу в издержках по сравнению с потенциальными конкурентами путем лидерства в инновациях, - то ее отрицательное воздействие на общественное  благосостояние  весьма  сомнительно.  При  прочих  равных  условиях 
потери   от  монопольной   власти  тем  меньше,   чем  быстрее   проникают  на  рынок потенциальные    конкуренты,    привлеченные    экономической    прибылью.    Общую формулу,   отражающую   потери   общественного   благосостояния   в   зависимости   от длительности монопольной власти, предложил Шмалензи:

 DWL = DWL sr + DWL Lr / r(r + g),  где                                                     (1.3.5)
 DWL SR- чистые потери благосостояния в краткосрочном периоде;
DWL LR- чистые потери благосостояния в долгосрочном периоде;
r   -   ставка   дисконтирования, используемая   для   капитализации   будущих потерь;
g -  ежегодное сокращение разрыва между DWLSR и DWLLR  ( в долях ), показывающее степень ослабления монопольной власти на рынке с течением времени.
    Эта модель показывает, что чистые  потери будут существовать тогда,  когда монополия продолжительна во времени, то есть монопольная власть является не случайным совпадением обстоятельств на рынке, а закономерным следствием действий самой   фирмы.   Если   монопольная,   власть   возникает   на   рынке   лишь   на   очень непродолжительное время, а в долгосрочном периоде потери от монопольной власти сокращаются до нуля, то чистые потери равны нулю. Если монопольная власть устойчива во времени  и потери в долгосрочном периоде не отличаются от потерь в краткосрочном периоде, то чистые потери, напротив выше, нежели это предусматривает простая модель монополии, и равны дисконтированной сегодняшней ценности потока чистых потерь:
PV(DWL) = DWL / r                                                                                 (1.3.6)
Альтернативные  издержки монополизации
    Возможность монополизации отрасли порождает конкуренцию за будущую экономическую прибыль, что отвлекает ресурсы от других видов использования, так что альтернативную ценность этих ресурсов надо учитывать в качестве издержек монополии.
    Монополист осуществляет затраты на сохранение монопольной позиции. Такими затратами следует считать издержки на создание барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов.
    Предприниматели будут конкурировать  за возможность монопольного  положения в отрасли до тех  пор, пока издержки такой конкуренции не окажутся равными ожидаемым от монополизации выгодам. Иначе говоря, в долгосрочном периоде монопольная прибыль целиком расходуется на поддержание монопольной позиции. Поэтому величина монопольной прибыли в отрасли может служить показателем альтернативных издержек монополизации, следовательно, она должна быть включена в величину чистых потерь от монополии. Тогда сумма чистых потерь от монополии с учетом альтернативной ценности ресурсов составляет:

    DWLS - мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек состоит из чистых потерь монополии и монопольной прибыли, характеризующей альтернативные издержки монополизации.
    Доля собственно мертвого груза  монополии в альтернативных издержках  монополизации равна:
(1.4)
если  ценовая эластичность спроса в условиях совершенной конкуренции равна , то можно выразить   подставив в (1.4) получим   т.к. то получим

     

    Таким образом, доля чистых  потерь в альтернативных издержках  монополии при прочих равных  условиях тем ниже:
• чем  ниже ценовая эластичность спроса в  равновесии конкурентного рынка;
• чем  ниже коэффициент Лернера монопольной  власти.
    Также существует еще одна  формула для вычисления совокупных  потерь от монополии:

    Таким образом, совокупные потери от монополии тем выше:
• чем  больше совокупная выручка производителей в конкурентной отрасли;
• чем  выше индекс Лернера монопольной  власти;
• чем  выше ценовая эластичность спроса в  условиях совершенной конкуренции.
    Величина монопольной прибыли не всегда может точно указать величину альтернативных издержек монополизации. Некоторые издержки монополизации непосредственно затрагивают непроизводительные издержки монополии (например, расходы на адвокатов или на рекламу, на встречи с представителями государственной власти). В этих случаях они включаются не в прибыль монополии, а в ее издержки, хотя на их величину должны быть увеличены и чистые потери от монополии. Если монополия является регулируемой, ее прибыли могут быть значительно меньше прибылей нерегулируемой монополии. Но поскольку часть получаемого государством с монополии налога тратится на регулирование этой самой монополии, то величину затрат на проведение регулирования (контроль за поведением монополии, сбор налога и т. д.) также следует относить к альтернативным издержкам монополизации.
    Нельзя рассматривать альтернативные  издержки монополизации только  как негативный фактор экономики.  Монопольная прибыль может возникать  за счет более эффективного  использования ресурсов данной  фирмой по сравнению с мелкими фирмами-конкурентами, или монополия может быть создана за счет инноваций. К тому же, склонность к инвестированию у крупной фирмы-монополиста может оказаться выше, чем у мелкой фирмы-конкурента, что тоже ведет к получению излишней прибыли. В данных случаях монопольная прибыль будет служить стимулом к динамизму рынка, а конкуренция за достижение монопольной власти на рынке будет способствовать развитию производства в данной отрасли.

1.4. Противоречия порожденные монополизацией рынков

 
       Отношение общества и государства к различным  формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.
       Монополии ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.
       Суммируя  все выше сказанное, можно сказать, что распространение монополий снижает эффективность по трем следующим причинам:
      Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками;
      Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания.
      Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своего положения на рынке, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практически невозможно.
       С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке. Монополизация приводит к повышению эффективности производства. Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
       Шумпетер утверждал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - желательное явление в экономике поскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, он обеспечивает выгоды как себе, так и обществу. И наоборот, конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.