На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие социального страхования в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СодержАние 

 

Введение

 
     Актуальность  темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
     Социальная  защита населения - одна из важнейших  составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.).
     Социальные  реформы занимали подчиненное место  в деятельности государства, что  привело к росту бедности и  нищеты, значительной дифференциации доходов населения и социальной нестабильности в стране. Однако с переходом к рыночным отношениям реформы в сфере социальной политики РФ начали постепенно осуществляться. Целью реформирования системы социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии защиты от социальных и профессиональных рисков, а так же более эффективное использование страховых средств.
     Целью курсовой работы является исследование деятельности фонда социального страхования.
     Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
    определить сущность понятия и проблематику социального страхования,
    провести анализ источников формирования и направлений использования средств ФФС,
    выявить направления совершенствования системы социального страхования в России.
     Объект  исследования – социальное страхование, предмет – фонд социального страхования в РФ.
     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
 

Глава 1. Развитие социального страхования в России

      Место и роль социального  страхования в  системе социальной защиты населения.
 
     Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения, которая является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
     Сформировать  эффективную систему социальной защиты можно на основе сочетания  различных её видов и многосубъектных  организационно-правовых форм, активного и ответственного участия в её функционировании работников, работодателей и граждан (организованных в самоуправляемые структуры гражданского общества), а также государственных органов власти1.
     Анализ  мирового опыта позволяет вычленить  пять базовых институтов социальной защиты.
     1. Государственная социальная помощь  лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить своё материальное существование. Объём представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.
     Социальная  помощь имеет в значительной степени  благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным  законодательством категориям граждан. Определяющая характеристика данного института защиты – социально-алиментарные внедоговорные отношения государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественной полезной трудовой деятельности. Выплаты в рамках этот системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход.
     В системе социальной помощи размеры  пенсий, пособий устанавливаются с учётом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объём достигал установленного прожиточного минимума. Правовая основа института социальной помощи проистекает из природы прав человека в области социального обеспечения и базируется на конституционном праве людей на жизнь.
     Финансовыми источниками данного института  социальной защиты служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счёт общей налоговой системы или/и за счёт особого целевого социального налога.
     2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан с учётом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства2.
     Предоставление  государственного социального обеспечения  не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме.
     Финансовые  источники данного института  социальной защиты – прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счёт общих и, в некоторых случаях, специальных налогов.
     3. Обязательное (по закону) социальное  страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счёт взносов работодателей.
     Пенсии  и пособия в рамках систем социального  страхования предоставляются по праву застрахованного, обусловленному самим фактором и степенью участия каждого застрахованного и его работодателя в финансировании данных систем. Определяющие характеристики социально-правовых отношений: принцип замещения утраченной заработной платы (дохода для самозанятого населения), а значит размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими заработками и взносами, что в свою очередь обуславливает наличие определённого страхового периода, без всякой проверки нуждаемости.
     4. Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наёмных работников в рамках отдельных отраслей экономики или отдельных компаний, на основе долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений3.
     Характер  добровольных дополнительных систем социального  страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, предусматривающим социальные гарантии для застрахованных: минимальный период занятости у одного работодателя, после которого возникает право на дополнительные виды защиты, например, пенсионное обеспечение; сохранение приобретённых прав застрахованного при перемене места работы; формы контроля за состоянием актуарного баланса страховой организации. Организационно-правовыми формами данного института социальной защиты служат пенсионные системы отдельных предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и страховыми компаниями [14, C. 143].
     В целях гарантии реализации приобретённых  пенсионных прав имеется резервный  пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатёжеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании).
     5. Добровольное личное (частное) страхование  граждан, организовано на контрактной  основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определёнными видами времени, определёнными видами риска и финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно организовано на принципах и с помощью механизмов личного страхования (эквивалентности страховых взносов и выплат, а также увязки страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан в течение определённого периода времени). Определяющие характеристики – наличие страхового договора, самоответственность граждан.
     Таким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения, при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.
      Сущность  и методологические основы социального  страхования
 
     Сущность любого вида страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь с помощью распределения его (риска) между большим числом субъектов (юридических и физических лиц), которые подвержены определённым видам риска. Данные лица формируют денежные (материальные) ресурсы для целевого их использования при наступлении страховых случаев, приводящих к потере материальных средств.
     Объектом  страховой защиты различных видов  социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением. Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:
      - утраты самой способности к  труду (в результате болезни,  несчастного случая, рождения ребёнка и ухода за ним, старости и т.д.);
      - отсутствия спроса на труд (безработицы).
     Виды  социального риска имеют объективный, массовый (а потом и социальный) характер – риск безработицы, утраты трудоспособности из-за несчастного случая на производстве и профессиональной заболеваемости и т.д., то есть не зависят или мало зависят от воли и возможностей отдельных граждан и значительных групп трудящихся. Поэтому и формы защиты от социальных рисков также должны иметь механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты – работодатели и работники4.
     В этом проявляется дух коллективной ответственности за социальную защиту людей труда. Доля финансового участия  социальных партнёров может быть разной, но каждая страна стремится найти оптимальные для неё пропорции финансовой ответственности, с учётом конкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.
     Необходимо  отметить, что социальный риск существовал  и в советском социалистическом обществе, но был по своей природе и структуре иным, а также в целом меньшим. Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, но сохраняла (в значительной степени благодаря этому) стабильные условия общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства, обеспечивало определённые гарантии экономической и социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за экономический и социальный риск. С развитием новых форм собственности и хозяйствования сфера государственного социального обеспечения и его возможности неизбежно сокращаются. Возрастание степени риска в экономической и социальной сфере можно рассматривать как закономерный, естественный в наших условиях процесс, как «обратную сторону» повышения экономической свободы.
     В этих условиях роль и возможность  государства по социальной защите имеют другой характер. Вектор усилий государства переносится на уязвимые слои населения – инвалидов, детей, престарелых5.
     Что касается трудозанятого населения, то его социальная защита считается больше обязанностью самих работников и работодателей. Это достигается путём участия работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов, передачи функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, а также путём установления прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объёма) страховых взносов.
     Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитыми формами рыночной экономики, которая формируется на следующих принципах:
    самоответственность людей наёмного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;
    солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищённых работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами);
    оптимальная поддержка (принцип субсидиарности): определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует её размер.
     Мировой, более чем столетний, опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального  риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:
    пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);
    медицинское страхование (оплата медицинской помощи, включая оплату временной нетрудоспособности);
    страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);
    страхование в связи с безработицей (пособие по безработице, переобучение и трудоустройство).
     Таким образом, круг социальных рисков, защита от которых признана общественно-приоритетным делом, нельзя произвольно сузить или расширить. Социальные риски – это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – вследствие утраты источника дохода в случае потери кормильца.
     Социальный  риск можно измерять, используя следующие  показатели:
    частота наступления рисковой ситуации;
    уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;
    объём материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработанной платы всех застрахованных;
    средняя продолжительность рисковой ситуации – период между её наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.
     Социальные  риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоёв трудящихся. Если степень опасности низкая, -  то организационно-правовая форма имеет добровольный характер, если – высокая, то она, как правило, имеет обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеется ряд переходных форм, обычно называемых факультативно-обязательными или условно-обязательными.
     При определении природы риска важное значение имеет нозология утраты трудоспособности (качественные и количественные характеристики видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценка, основанная на накопленных эмпирических данных). Так, если вредный фактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, то нужно определить вероятность заболевания людей разного возраста и пола, продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а также длительность болезни и объективные показатели её тяжести. Если опасный фактор приводит к гибели людей, то нужно знать распределение количества погибших во времени и по категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся на стандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. человек).
     Результирующие  показатели риска группируют по двум видам:
      -социальные - ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.;
      -экономические  – затраты на компенсацию утраты  доходов в связи с потерей  трудоспособности и дополнительные  расходы на лечение, реабилитацию6.
      Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищённости людей и вероятности (необходимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические – позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объёмы денежных средств.
      Следует отметить принципиальное отличие социального страхования от личного страхования: в нём органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, которые призваны обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов,     связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной переподготовкой). Направленность института обязательного социального страхования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных, и в этом проявляется функция воспроизводства рабочей силы для застрахованного.
      Принципиальные  моменты, которые отличают социальное страхование от других форм социальной защиты (социальной помощи или личного страхования) состоят в следующем:
    застрахованные защищаются от утраты заработной платы, т.е. размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой; (для сравнения отметим, что социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают);
        получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (при этом размер выплат учитывает наличие у них иждивенцев – членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в из пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты.
     Других  условий не выдвигается.
      Специфика построения механизма социального  страхования заключается в том, что в связи с неотвратимым и массовым характером риска данный институт защиты изначально предусматривает массовый характер охвата страхованием подавляющего большинства трудозанятого населения. Поэтому для оценки вероятности и величины риска используется инструментарий учёта «совокупной опасности» утраты заработков для профессиональных групп и для всего трудозанятого населения страны.
      Что касается вероятности события для  отдельного застрахованного, то тут  могут быть две типичные ситуации7.
      1. Событие является неопределенным: для отдельного застрахованного оно может произойти (и даже неоднократно), а может и не произойти. Например, страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, медицинское страхование. Если страховое событие происходит, то застрахованное лицо получает право на страховую выплату, и при этом общая сумма для отдельных застрахованных может значительно (многократно) превышать уплаченную (им и за него его работодателем) сумму страховых взносов. В случае, если страховое событие не происходит на протяжении страхового периода, то права застрахованного на уплаченные в его пользу суммы страховых взносов теряются. Таким образов, те кто не реализовал своих прав (из-за отсутствия страхового события) оказывают солидарную поддержку тем застрахованным, для которых страховое событие наступило. В этом проявляется функция перераспределения доходов между застрахованными.
      2. Наступление страхового события непременно произойдет (пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного периода, например, до общеустановленного законом возраста выхода на пенсию. И те из них, которые проживут больше среднестатистического периода, получат больший объём страховых выплат (пенсий).
      Эквивалентность страховых взносов и выплат поддерживается как в первом, так и втором случае в целом по страховой организации, но для отдельных застрахованных она не выдерживается.
 

Глава 2. Анализ деятельности фонда социального страхования

2.1. Роль ФСС в системе социальной защиты

 
    На  нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве.
    Социальное  страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.
    На  смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.
    Социальное  страхование существует в различных  видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
    “Но, несмотря на наличие разнообразных  форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся, прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка.” К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др.
    Одним из важных принципов, обеспечивающих существование  и развитие системы социального страхования, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.
    Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже.
    Социальное  страхование — это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
    Цель  социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
    С развитием рыночной экономики переход  к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
    Государство перестает быть единственным собственником  средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
    Его основными функциями становятся:
    формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
    гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.