На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Показатели и критерии эффективности библиотечных технологий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
 Челябинская  государственная академия культуры  и искусств
Институт  документальных коммуникаций
Кафедра библиотечно-информационной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 

Информационные технологии
 
реферат 
 

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
БИБЛИОТЕЧНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Немчинова О.М.
группа   Е 350
Проверила: Матвеева И.Ю. 
 
 
 

Челябинск
2011
Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3   
1. Оценка эффективности библиотечной деятельности………………………..6 
2. Определение социальной эффективности библиотечной деятельности……9     3. Определение экономической эффективности

      библиотечной  деятельности……………………………………………...11
4. Система показателей эффективности библиотечной технологии…………13
Заключение……………………………………………………………………….16 
Список литературы……………………………………………………………....17  
 
 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      В рамках библиотековедения сформировалось новое научное 
направление – технологическое. Библиотечная технология как наука и учебная дисциплина еще только создается. Это – составная часть производственного процесса. В настоящее время происходит не только технологизация разных сторон производственной деятельности, но и глубокие изменения самой технологии. Современный уровень производства вкладывает и новое содержание в понятие технологии. Поэтому технология – это наука об экономических способах и процессах производства материалов и изделий. А библиотечная технология – практическая деятельность по производству и предоставлению пользователям библиотеки информационных продуктов и услуг; прикладное научное знание и учебная дисциплина о технологических процессах, нормах и правилах библиотечного производства [5]. В каждой библиотеке технология привязывается к конкретным условиям и возможностям, но в организации технологических процессов всегда можно выявить резерв для их совершенствования и изменения.
       Библиотечная технология как  научное направление в структуре  библиотековедения, ориентированное  на системное осмысление библиотечного производства, в качестве теоретической платформы использует методологический потенциал общей технологии. Теоретическое и практическое значение имеют выработанные технологией научные принципы, законы структуры и методология, цели, задачи, функции, взаимосвязи. Технологическое сопровождение должно рассматриваться как форма управления библиотекой, а технологическая подсистема – как составная часть библиотеки. Основные процессы библиотечной производственной деятельности: технологические циклы, процессы, операции. Качество выполнения технологических процессов работы библиотеки во многом зависит от ресурсного и регламентирующего обеспечения библиотечной технологии. К ним относятся документальные ресурсы, технические, лингвистические и программные средства, кадровые ресурсы, регламентирующие документы, нормативная, организационно-распорядительная, технологическая, научно-методическая документация. Конечным результатом технологической деятельности библиотеки выступают ее информационные продукты и услуги.
      Библиотеки  являются одним из производителей информационных продуктов и услуг, обеспечивающих общественное использование социально  значимой документальной информации.
Ю. Н. Столяров определил  стандартный спектр библиотечных услуг:
    предоставление абоненту в пользование библиотечного фонда, справочно-поискового аппарата, библиотечных помещений, оборудования и мебели;
    помощь в разыскании необходимых сведений о документах;
    поиск и доставка требуемых документов читателю,
    информирование о соответствующих потребности абонента документах и рекомендация их,
    обеспечение общения пользователей в области интересующих их источников между собой и со специалистами,
    воспитание библиотечно-библиографической грамотности,
    культуры чтения [8] .
      В настоящее время наиболее актуальны вопросы эффективности библиотечной технологии. Сохраняя традиционные функции социальных и культурных центров, библиотеки во многом отличаются от информационных центров и систем, работающих только с применением электронных технологий. Эти различия осложняют или делают невозможным применение в библиотеках сложившихся в компьютерных системах способов оценки эффективности процессов и систем в целом, требуя особого подхода ввиду множественности факторов, обычно игнорируемых при оценке работы электронных информационных систем. Эффективность библиотечной технологии во многом определяется особенностями информационных потребностей, формирующихся в различных географических, социально-культурных, национальных, экономических условиях. В конечном счете, именно эти факторы определяют взаимодействие библиотек с культурной средой, в которой они работают, т.к. воздействие библиотеки на общество сопровождается обратной связью — воздействием общества на библиотеку.
Если  есть возможность количественной оценки  эффективности, статистической обработки результатов измерений, то можно оценивать  библиотечную продукцию, говорить об эффективности применяемой технологии, принимать обоснованные управленческие решения. Таким образом, библиотечные технологии нуждаются в системе функциональных критериев и показателей, позволяющих объективно оценивать их работу и осуществлять эффективное управление текущей деятельностью и развитием.
Несовершенство  или отсутствие способов и систем прямых измерений в библиотеках,  ставит проблему разработки и применения систем функциональных критериев и базирующихся на них показателей, специфичных для библиотечной технологии.  Исследования эффективности библиотечной технологии начались не так давно.
После длительной паузы в конце семидесятых годов прошлого века наблюдался рост интереса к вопросу оценки эффективности. Теоретические исследования качественных аспектов библиотечной деятельности  затруднялись отсутствием однозначного подхода. Делались попытки поиска методик на базе статистического подхода (Ю.Н.Столяров, В.М.Мотылев,  и др.), вместе с тем, формировалось понимание того, что статистический подход к явлениям культуры не в состоянии определить те культурные реальности, которые находятся вне пределов экономических показателей. Последние также не всегда являются определяющими, например, при оценке взаимовлияния между обществом и библиотекой, изменений в свете этого взаимовлияния социально-этических, эстетических и моральных норм. Поэтому до сих пор трудно оценивать хотя бы основные компоненты культуры, реализуемые при посредстве библиотек — образование, коммуникации, информацию, творчество, культурное наследие и т.п. Таким образом, анализ разработанности исследуемой проблемы показывает, что вопросы измерения  эффективности библиотечной деятельности еще не нашли окончательного решения.
До сих  пор нет единой точки зрения не только на способ получения критериев  и показателей оценки, но и на их содержание. В результате, в практической деятельности библиотек для анализа  и контроля библиотечно-информационных процессов и систем применяются формальные критерии библиотечной статистики, слабо учитывающие специфику этих систем.
Вопросы оценки библиотечной деятельности, и  в частности обслуживания читателей, пока не имеют однозначной трактовки. Существует система оценки обслуживания, основные показатели которой - количество читателей, количество книговыдач и т.п., не ориентирует на достижение конечных результатов: оказание помощи абоненту, удовлетворение его потребностей, их развитие. Это обусловливает необходимость поиска более адекватных показателей.  
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Оценка эффективности библиотечной деятельности
      В повседневной работе при оценке эффективности библиотечной деятельности как руководство библиотеки, так и каждый сотрудник должны использовать показатели и критерии эффективности библиотечной технологии. Технологическая составляющая менеджмента – оценка эффективности управления качеством технологических процессов. Многоплановая и содержательная работа по управлению качеством продуктов и услуг осуществляется при активном участии технологической службы библиотеки.
Управление качеством  включает три этапа:
    планирование качества;
    контроль качества;
    повышение качества.
Для  библиотеки управление качеством обслуживания означает:
    определение миссии библиотеки и основной группы её пользователей;
    выявление их существующих и предполагаемых потребностей;
    установление долгосрочных  целей и краткосрочных задач;
    создание адекватных потребностям услуг на максимально высоком уровне;
    измерение эффективности работы и её сопоставление с поставленными целями;
    создание условий для постоянного повышения эффективности работы;
    формирование атмосферы внимания к потребностям и запросам пользователя и обеспечению высокого качества обслуживания.
 
      Определение эффективности библиотечной деятельности всегда было одним из ведущих и непростых направлений в теории и практике библиотечного дела.  В недалеком прошлом основным результатом в деятельности библиотек являлось расширение их функций и повышение их социальной роли в решении идейно-воспитательных, производственных и экономических задач.
Согласно этим постулатам Ю.Н. Столяров предложил  понятие «эффективность» рассматривать  в разных смыслах:  
    1) как степень влияния библиотеки на внешнюю среду общества, выражающуюся в удовлетворении прогрессивных духовных потребностей читателей;  
    2) как превышение доходов над расходами;  
    3) как отношение выгод к величине расходов;  
    4) как сумму выгоды от какой-либо деятельности.  
        Столяров Ю.Н. ввел понятие «критерий эффективности», имея в виду количественные и качественные показатели библиотечного обслуживания.  
       

      Другие  библиотековеды (например, А.С. Арзуханов, Е.А. Фенелонов), говоря об эффективности, выделяли экономическую эффективность  как соотношение результата и затрат и функциональную – как соотношение цели и   результата. 
      В отечественном библиотековедении  понятие «эффективность» до сих  пор не получило однозначного определения. В условиях внедрения новых информационных технологий и распространения современных рыночных отношений принять за основу определения эффективности только апробированные годами методы и критерии представляется недостаточным. Не восполнят данное определение и известные категории, такие, как «размер фонда», «количество читателей», «книговыдача», «читаемость», «обращаемость» и т.д. Исказят понятие эффективности и чисто арифметические подсчёты материальных затрат.  
 Для определения эффективности деятельности и выбора приоритетов в работе некоторые зарубежные библиотеки используют экономико-математические методы, позволяющие решить, какие виды услуг, в каком объеме будет предоставлять библиотека различным категориям читателей, показывающие как распределить вводимые ресурсы, денежные средства, фонды, оборудование между отдельными видами услуг. Экономико-математические методы дают возможность установить зависимость между экономическим эффектом, предоставляемыми услугами и вводимыми ресурсами. Их использование при определении эффективности работы библиотек позволяет достичь максимального экономического эффекта в рамках бюджетных ограничений и имеющихся в наличии технологий. Некоторые из методов можно использовать и в отечественной практике.  
        Следует учитывать, что под эффективностью  понимается уровень соответствия решаемых библиотекой задач поставленным целям, а качество – комфортность обслуживания и степень удовлетворения запросов пользователей. В связи с этим  логично будет определить не только и не столько экономическую эффективность, сколько функциональную и особенно социальную. Экономическая эффективность выражается в доходах библиотек, снижении себестоимости продукции, уменьшении стоимости и сроков доведения информации до пользователей.                  

      В настоящее время существует множество  характеристик, употребляемых в  качестве оценочных критериев и показателей процессов и результатов библиотечной технологии. В.М. Мотылёв предлагает определение понятий «показатель» как «некоторое измеряемое свойство объекта, используемое для количественной характеристики другого, непосредственно не измеряемого свойства» и «критерий» как «оценочный показатель, величина которого принимается как соотношение «лучше» – «хуже» при выработке управляющих решений».[4]
Сбор данных для вычисления количественных показателей  ведётся следующими методами:
    статистическими (результаты библиотечной статистики);
    экспертными ( оценки ведущих специалистов);
    органолептические (анализ признаков с помощью органов чувств);
    социологические (анализ мнений пользователей);
    экспериментальные (создание искусственных условий).
Разнообразие  ассортимента производимых продуктов  и услуг требует дифференцированного  подхода к оценке качества библиотечного  сервиса. Сложность совмещения в одной оценке всех сформулированных требований определяет проблематичность формирования единого критерия эффективности или качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Определение социальной эффективности
библиотечной  деятельности 

      Социальная  сторона эффективности библиотечного  обслуживания выражает соответствие целей  по удовлетворению потребностей читателей и фактически предоставленных читателям библиотечных услуг (по содержанию, качеству, форме, количеству). Назовем это соотношение результативностью, она отражает степень удовлетворения и развития потребностей читателей. При осуществлении функции библиотечного обслуживания проявляется социальная эффективность работы библиотек. Появляются новые критерии, оценивающие ее социальную значимость библиотеки.   
 Наряду с библиотечным обслуживанием появилось понятие «библиотечное ориентирование», главной задачей которого является содействие адаптации пользователя к новым условиям библиотеки, привитие ему навыков самостоятельного поиска информации и получения новых знаний. При выполнении этой функции зарождается новый вид эффективности, связанный с процессом гуманизации библиотеки как социального образования. Данная эффективность определяется следующими оценочными терминами: «социальная ценность библиотечной услуги», «библиотечное общение», «библиотечная среда», «комфортность обслуживания», «доброрасположение к читателю», «дружелюбие» и т.д.[2].Экономическую сторону эффективности библиотечного обслуживания составляет соотношение предоставленных услуг (по номенклатуре, качеству, количеству) и затрат (трудовых, материальных и т.п.) на получение конечных результатов. Важным компонентом эффективности является качество. Качество конкретной услуги определим как совокупность ее свойств, обеспечивающих удовлетворение и развитие конкретных потребностей читателей. Как измерить качество библиотечных услуг, результативность и эффективность библиотечного обслуживания?

      Для их оценки используются критерий и показатели. Некоторые авторы выдвигали в качестве критериев эффективности отдельные элементы или совокупности элементов, включенных в статистическую отчетность библиотек (число читателей, книговыдач, и др.) или относительные показатели (читаемость, обращаемость, посещаемость, книгообеспеченность, процент охвата и т.д.); другие пытались составить сводный индекс, отражающий результативность работы библиотеки на основе некоторых из названных выше показателей; ряд библиотековедов выделяли в качестве критерия полноту удовлетворения запросов читателей при наименьших затратах труда работников библиотек.
Критерием эффективности библиотечного обслуживания предлагаем считать полноту удовлетворения и развития общественных, индивидуальных потребностей в библиотечных услугах, исходя из имеющихся ресурсов. Полнота зависит от того, насколько библиотекари в соответствии с полями обслуживания выполняют такие виды услуг, такого качества и в таком количестве, которые отвечают потребностям пользователей. Но полнота удовлетворения потребностей читателей ограничивается теми материалами, финансовыми и другими возможностями, которыми располагает библиотека.
Невозможно оценить результативность библиотеки без учета так называемых субъективных данных, описывающих разные направления и виды ее деятельности, без анализа и сопоставления того, что библиотека делает, с тем, что она должна делать (функциями) и чего хочет достичь (целями). 
Например, достоверно оценить соответствие формируемого фонда потребностям пользователей библиотеки можно лишь на основании данных об этих потребностях и о средствах на приобретение соответствующей литературы. Оценить качество и степень удовлетворенности пользователя справочно-библиографическим или информационным обслуживанием можно в том случае, если в библиотеке имеется хорошо скомплектованный фонд, справочный аппарат, достаточно технических средств для получения и передачи информации, специально обученный персонал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Определение экономической эффективности
библиотечной  деятельности 

      Экономическая эффективность – достижение максимальных результатов при зафиксированных  затратах всех видов ресурсов или  оптимизация (снижение) затрат на достижение планируемого уровня удовлетворения информационных потребностей.[6]
      В библиотечной сфере разработаны  несколько подходов к определению  экономической эффективности библиотечной технологии.
      1. Определение затрат на единицу  продукции или услуг (процесс  производства продукта или услуги, который при заданном уровне качества является менее затратным).
Применение  этого подхода требует чёткого  определения какие результаты, затраты  и показатели будут использованы при определении эффективности.
Можно использовать базовые показатели (книговыдача, справки, посещения) или показатели объёмов производимой в библиотеке продукции и предоставленных услуг. 
      Показатели  ресурсного обеспечения:
-площадь библиотеки,
-объём фонда,
-штатная численность персонала,
-годовой объём рабочего времени,
-количество единиц компьютерной техники.
      Стоимостные показатели:
-годовой бюджет библиотеки,
-отдельные статьи расходов на оплату труда,
-комплектование фонда,
-приобретение технических средств и оборудования,
-расходных материалов и т.п.,
-внебюджетные поступления.
  Показатели затрат на единицу продукции (услуг):
-обращаемость книжного фонда, удельная трудоёмкость, удельный расход материалов;
-нагрузка на библиотекаря (по видам работ);
-коэффициент интенсивности использования технических средств и оборудования и др.
 Себестоимость и рентабельность выступают в качестве базовых стоимостных показателей для платных услуг. Себестоимость – денежный эквивалент всех видов затрат на производство продукта или услуги. Рентабельность – соотношение между доходами от платных услуг и расходами на их подготовку и предоставление.
      2. Сопоставление затрат на информационное  обслуживание с характеристиками  эффекта от использования предоставленной  обслуживающей системой информации. Использование этого подхода применяется в сфере информационного обеспечения научно-технических разработок специальными библиотеками, органами и службами НТИ.
      3. Определение общественно необходимых  затрат на производство информационных  продуктов и услуг. Измерение  эффективности представляет собой  сопоставление общественной нормы с реальной величиной затрат. Принцип расчёта общественно необходимых затрат применим для оценки эффективности различных видов  библиотечной деятельности при наличии нормативной системы показателей. Внедрение этого подхода сдерживается отсутствием надёжного нормативного обеспечения библиотечной технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Система показателей эффективности
библиотечной  технологии 

      Появляются новые виды работ и услуг, корректируются привычные функции, в производство вовлекаются новые ресурсы, в т. ч. современное оборудование, телекоммуникационные и электронные средства, персонал требует дополнительного обучения и т. д. Следовательно, возникает потребность и более адекватно оценивать результаты деятельности. 
Для этого требуются не один, а система показателей, которые в совокупности обеспечивали бы более полное представление о месте и роли библиотеки, эффективности использования ею ресурсов, соответствии ее деятельности общественным потребностям, т. е. о социальном эффекте.  
Например, если библиотека функционирует как общественный информационно-культурный центр, то наиболее важно будет оценить ее востребованность среди населения, заинтересованного в справочно-информационной поддержке различных вопросов жизнедеятельности.

 Оценка деятельности должна включать и результаты по таким специфическим (производственным) показателям, как: 
• объем справочной литературы и общедоступных документов местного    

   значения; 
• полнота проблемно-ориентировочных баз данных; 
• условия доступности услуг - наличие интерактивных средств информации,   

   телефонных линий связи, просторных помещений для публичных  
   мероприятий; 
• количество персонала, имеющего навыки справочного обслуживания,    

   хорошо осведомленного о местных проблемах, и т. д.
 
 Социальный эффект от деятельности такой профилированной библиотеки должен определяться количеством посещений  на душу населения (посещаемостью), количеством выполненных на душу населения справок, в т. ч. на основе использования телекоммуникаций (количеством услуг). 
В среде управляющих структур сложилось мнение, что автоматизация библиотечных процессов, а также внедрение библиотечных услуг на основе современного оборудования (копирование, электронная доставка и др.) ведут к сокращению объема работы библиотекарей и, следовательно, к необходимости сокращения библиотечного персонала. 
Однако новые технологии, изменяя характер и содержание работы, вовсе не ведут к сокращению ее объема. Например, удовлетворение читательского запроса, поступившего в библиотеку извне (виртуальное обращение), требует оценки, по крайней мере, по двум показателям, т. к. по трудозатратам он сравним с обслуживанием традиционного посещения библиотеки и одновременно с удовлетворением конкретной библиотечно-информационной услуги (выполнением справки или предоставлением в режиме электронной доставки копии документа).

Расширение  показателей работы библиотек, использующих автоматизированные технологии в обслуживании (количество обращений к базам данных, часы работы с базами данных или в Интернете, количество запросов через электронную почту и т. д.) следует рассматривать как следствие более высокого уровня библиотечного производства и библиотечного сервиса.
         
 Вообще на величину любого показателя, в т. ч. и традиционных – «книговыдачи» или «посещаемости», влияет множество факторов. Для библиотеки с функцией хранения или с ориентацией на коллекцию специальной направленности, содержащей документы, не пользующиеся повышенным спросом, показатель использования фонда (книговыдача) может зависеть и от целевого использования документов, и от предпочтений пользователей при работе с документами, и от условий, созданных в библиотеке (оборудования читательских мест, часов работы, наличия открытого доступа к документам), и т. д.

 
 Значения показателей даже самой  небольшой библиотеки должны интерпретироваться только в контексте ее целей, задач  и функций, направления работы, состава  и качества ресурсов. Именно эти факторы приводят к различным результатам работы библиотек. 
Показатели, определяющие особенности библиотеки, должны включать и такие характеристики, как:

      • ее место в иерархии библиотечной сети (ЦБ, подразделение или  филиал библиотеки, библиотечный пункт и др.);  
 •особенности территории обслуживания; 
 • участие в корпоративных системах, режим работы и др.[3, с.28].
 

        По мнению Куликовой Л.В., сбалансированная система показателей деятельности библиотеки должна иметь следующий набор характеристик: 

Показатели, связанные с ресурсами (показатели затрат) 

• общий объем  фонда документов на душу населения (книгообеспеченность); 
• ежегодные темпы роста фондов (обновляемость); 
• количество электронных документов в составе фондов (объем электронной 
   библиотеки); 
• число компьютерных терминалов на душу населения; 
• количество проблемно-ориентированных баз данных (сайтов), доступных 
   пользователям; 
• электронный каталог библиотеки (количество библиографических записей); 
• совокупные ресурсы библиотеки (участие в корпоративных сетях); 
• помещения (кв. м) на душу населения; 
• соотношение числа сотрудников и численности населения.  

Показатели, связанные с пользователями и услугами
 
• охват жителей (или определенных категорий) библиотечным       

   обслуживанием; 
• количество книговыдач на душу населения; 
• количество выдач на единицу фонда (обращаемость); 
• количество справок на душу населения (в т. ч. виртуальных); 
• количество книговыдач, справок за час работы библиотеки; 
• количество обращений в библиотеку (физически и виртуально); 
• количество обращений к электронным ресурсам; 
• количество культурно-просветительных мероприятий; 
• количество наиболее значимых выставок.

 
Показатели, связанные с расходами

 
• расходы на текущую деятельность; 
• расходы на конкретные услуги, мероприятия; 
• расходы на содержание библиотеки; 
• расходы на персонал (с учетом функциональных обязанностей).

 
Показатели оценки результатов деятельности библиотеки
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.