Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по социодогии организации

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛЕКЦИЯ 3: СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
1.    Сущность организации её типы, виды и формы управления.
2.    Социальная организация: признаки, структура, элементы.
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ  ЕЁ ТИПЫ И ВИДЫ.
  Социология  управления неразрывно связана с  изучением организацийпоскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации.Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организациинеобходим.
  Организация  (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:
    1.  Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого – организация как состояние. Состояние -Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или определенную степень упорядоченности.
    2.   Объединение людей для совместного достижения поставленной цели, действующих в рамках определенной структуры и на основе правил, установленных для этой организации – организация как система. Система - Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций. 

    2.  Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность) – это организация как процесс.Процесс - Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершенствование) каких-либо организационных структур, на подготовку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей. 

    3.        Результат обеспечения функционирования системы управления, отражающий ее состояние, то есть организованность – это организация как метод. Метод изменения сложившихся состояний систем или процессов функционирования
    В своей повседневной жизни люди оказываются  втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - неформальные и формальные.     

                                                   Типы организации:
  Неформальная — система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).Можно выделить три основные черты этого явления:
  а) спонтанность, то есть незапланированность  возникновения;
б) существование  и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;
в) главная  особенность — не служебное, «не  деловое» содержание межличностных отношений.   

  Формальная  структура организации — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означаетсистему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
    С социологической точки зрения социальная структура формальной организации характеризуется следующими чертами:
     а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности,сознательного движения к определенной цели;
    б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
    в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
    4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
    5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналомпостоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности каксоциального целого.  

  Во  многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.
  Две специфические черты отличают организации  от другихвидов социальных групп:
    ·         во-первых, организации — это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
    ·         во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.     

                                                                                                                                       

  Виды  организации:
  Организация часто употребляется в связи  с такими понятиями,как трудовая, производственная и социальная организация.
  I. Трудовая организация — это:
    ·      организационно закрепленная совокупность людей,
    ·      действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели
    ·      и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
  Необходимо  различать и такие понятия, как  трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работниковпроизводственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.  

  II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.
  Трудовые  организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
    1)   по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:
    а) государственная;
    б) кооперативная;
    в) акционерная;
    г) собственность  трудового коллектива;
    д) частная;
    е) совместная с иностранным капиталом;
    ж) иностранная;
2)    по сферам деятельности:
    а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),
    б) организации, функционирующие в непроизводственнойсфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).  

   III. Социальная организация - (от позднелатинского organize— сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. 

   В основе построения любой организации  лежит сочетание двух основных принципов —
иерархического (субординационного, «вертикального»).
По отношению  к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.
координационного (паритетного, «горизонтального»).
Второй  принцип — координационный — является воплощениемфункционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристикисодержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта — «горизонтальная составляющая» — во многом определяет коммуникативное пространство организацииСама же координация является следствием разделения труда по вертикаличто по сути представляет собою само управлениеРуководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.
  Сочетание иерархического и координационного принципа управления в том или  ином виде даёт следующие варианты построения отношений в организации. 

Формы управления. 

    1)   пирамидальная структура (иерархия):
  Это достаточно традиционная структура  организации отношений, которую  называют первой формой управления в  организации: она  делится на  отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали.  

  Дальнейшее  развитие производственной деятельности, появление эффективных методов решения управленческих задач ирост специализации управления привели к появлению новогокласса структур. Так, наряду с традиционными иерархическимиструктурами широкое распространение в настоящее время получили следующие:   

2) линейная организационная структура: в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела,энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга

3)   матричная структура: Матричная организация — это двойное подчинение рабочей группы. Группы подчиняются одновременно и руководителю проекта, и руководителю того функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия.

Схема Матричная структура управления.
4)           организация конгломератного типа: Организация конгломератного типа характеризуется тем, что в пределах одной организации сочетаются две или более рассмотренных выше структур. Например: 

    •     в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная   
    структура,
  •     в другом — линейная,
  •     в третьем — матричная организация.  

 Все рассмотренные классы и типы организационных  структуршироко используются в системе управления, поэтому их необходимо знать, применять и модернизировать в процессе трудовой деятельности.
2. Социальная организация: признаки, структура, элементы.
  Рассматривая  организацию с точки зрения социального  объекта, социальной группы, дадим следующую формулировку.
  Социальная  организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенныхцелей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правилвзаимодействия в процессе функционирования системы управления. В ней взаимодействую различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями,нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.
  Социальная  организация характеризуется обычно следующими основными признаками:
    1.      наличие единой цели (производство продукции или оказаниеуслуг);
    2.      формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации;
    3.      иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
    4.      распределение функций (полномочий и обязанностей) междугруппами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
    5.      наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;  

  Социальная  организация относится к наиболее сложному типуорганизационных систем, поскольку в ее природе заложена известная двойственность:
    ·     во-первых, она создается для решения определенных задач,
    ·     во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей.
  На  заранее созданную социальную организацию  накладывается целая система межличностных отношений.
  Например, перед трудовой социальной организацией, как правило, ставятся две задачи:
    1) повышение  экономической эффективности производства  и качества  выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда;
    2)        социальное развитие коллектива или работника как личности 

Структура организации:
    I.                    Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную:
   Производственный  тип структуры  социальной организацииформируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:
а)    функциональную (содержание труда);
б)    профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);
в)    социально-психологическую (межличностные отношения);
г)    управленческую (система управления).
  Качественными признаками функционирования производственного типа структуры социальной организации выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального роста, к организации труда. Специфическую область явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это моральное и материальное стимулирование и т.д.).
  Непроизводственный  тип структуры  социальной организациивозникает тогда, когда члены, к примеру,  трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы, время работников. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.  

  Общая структура социальной организации  промышленногопредприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходепроизводственного процесса, в процессе труда), так и в свободноеот работы время.  

    II. В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень структуры.
    В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде.
    Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же вобщественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д.
    Внутренняя  среда организации - это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями, ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. 

  Элементы  организации.
 

  Организации — это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Однако их анализ нужно начинать с достаточно простой модели (см. рис.).
    Внешнее окружение

      Рис. Элементы организаци
      Рассмотрим  отдельные элементы этой модели.
1.      Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру группы.
    ·         с одной стороны, нормативная структура
    ·         с другой — фактическая структура
Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания.
Ценности — это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм.
Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила,которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации. Ролиопределяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их поведением. Ценности, нормы и роли организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.  

Что касается фактической структуры, то её можно определить какповеденческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств. В целом же поведенческая структура — это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами.  

  Социальная  структура организации различается  по степени формализации.
  Формальная  социальная структура — это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Но все равно формально он остается директором.Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах.
  В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия. С точки зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный начальник отдела может иметь более высокий престиж и значить больше, чем директор организации. Неформальная структура более изменчива, подвижна и неустойчива, чем формальная, т.к. такие взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, регламентами и нормами и, следовательно, могут быть легко разрушены, например, если выделенный руководитель не оправдал ожиданий.    

2.         Цели. Цели очень важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. При взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
  Цели-задания — это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) задания, которые определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основная деятельность всех без исключения участников организованного процесса. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательских институтах — все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.
  Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к выполнению целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или стремятся выполнить их лишь формально.
  Цели-системы — это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.
  Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы и др.  

  3.   Члены организации, или участники — важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организациидолжны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т.е. все социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий и достижение организационного эффекта.
  4. Технология. Организация с точки зрения технологии — это место, где производится определенного вида работа. Понятию «технология» приписывают обычно три значения.
Во-первых, технология часто представляется как система физических объектов, составляющих организацию (станки, материалы, множительные средства, передающая и принимающая аппаратура и т.д).
Во-вторых, технология понимается в узком, «механическом» смысле: это физические объекты, соединенные с человеческой активностью. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к ним по-разному приложена человеческая энергия — для их изготовления совершаются разные действия.
В-третьих, термин «технология» используется для обозначения совокупности знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать средства, преобразовывать их и реализовывать. Технология в таком понимании (называется ноу-хау) — это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий. Именно эта трактовка технологии употребляется в социологии управления.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.
  Изучая  внешнее окружение организаций, можно выделить основные факторы влияния на них внешней среды:
    1)      роль государства и политической системы;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.