На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Пе?рвая мирова?я война?

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Пе?рвая мирова?я война? (28 июля 1914 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Непосредственным поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.
Германская империя, образованная после франко-прусской войны 1870 года, стремилась к политическому и экономическому господству на Европейском континенте. Включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, Германия желала передела колониальных владений Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии в свою пользу.
Россия, Франция  и Великобритания стремились противодействовать гегемонистским устремлениям Германии. Для чего была образована Антанта.
Австро-Венгрия, будучи многонациональной империей, из-за внутренних межнациональных противоречий была постоянным очагом нестабильности в Европе. Стремилась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину (см.: Боснийский кризис). Противодействовала России, взявшей на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии, претендовавшей на роль объединительного центра южных славян. В результате страны-участницы потеряли около 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн были ранены
Блок Антанта (оформился к 1907 году после заключения русско-французского, англо-французского и англо-русского союзных договоров):
    Российская империя;
    Великобритания;
    Франция.
Блок Тройственный союз:
    Германия;
    Австро-Венгрия;
    Италия.
Италия, однако, вступила в войну в 1915 году на стороне Антанты — зато к Германии и Австро-Венгрии в ходе войны присоединились Турция и Болгария, образовав Четверной союз (или блок Центральных держав).
Сильным ударом по германской армии было сокращение её численности: причиной этого считают  недальновидную политику социал-демократов. На период 1912—1916 годов в Германии было запланировано сокращение армии, что никак не способствовало увеличению её боеспособности. Эта разрушительная по отношению к армии политика привела к тому, что к началу 1914 года в Германии безработица возросла на 8 % (сравнивая с показателями 1910 года). Армия испытывала хронический недостаток необходимого военного имущества. Не хватало современного вооружения. Не хватало средств, чтобы в достаточной мере оснастить армию пулеметами — Германия отстала в этой области.
В 1914 году все  участники войны собирались закончить  войну за несколько месяцев путём  решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
К концу 1914 года Бельгия была почти полностью  завоевана Германией. За Антантой осталась только небольшая западная часть Фландрии с городом Ипр. Далее, на юг до Нанси, фронт проходил по территории Франции (потерянная французами территория имела форму веретена протяженностью вдоль фронта 380—400 км, глубиной в самом широком месте 100—130 км от довоенной границы Франции в сторону Парижа). Лилль был отдан германцам, Аррас и Лан остались за французами; ближе всего к Парижу (около 70 км) фронт подходил в районе Нуайона (за германцами) и Суассона (за французами). Фронт затем поворачивал на восток (Реймс остался за французами) и переходил в Верденский укрепленный район. После этого, в районе Нанси (за французами), заканчивалась зона активных боевых действий 1914 года, фронт далее в целом шел по границе Франции и Германии. Нейтральные Швейцария и Италия в войне не участвовали.
Весальский мирный договор. По окончания первой мировой войны режим отношений в западном мире определила серия договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. Среди них: Компьенское перемирие между капитулировавшей Германией и главными союзными державами (1918 г.). Парижская мирная конференция (1919— 1920 гг.). Подготовившая Сен –Жерменский  мирный договор главных союзных и объединившихся держав, с одной стороны , и Австрией, с другой, Нейнский мирный договор с Болгарией, Трианонский мирный договор с Венгрией, а также Севрский мирный договор с султанским правительством Турции, замененный Лозаннским договором (1923 г.). В Свою очередь Вашингтонская конференция (1321—1922 гг.) разработала договоры, регулировавшие отношения капиталистических стран в области военно-морских проблем и вопросов, связанных с Дальним Востоком и бассейном Тихого океана.
Центральное место  Версальско-Вашингтонской системе занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 нюня 1919г. державами-победительницами /США. Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгии и Др.), с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. Основные статьи договора свелись к территориальным. военным и репарационным проблемам.
По Версальскому мирному договору территория Германии сократилась по сравнению с 1914 г. на 1/8, а население — на 1/10.
По ' версальскому мирному договору Германия отказывалась  от заморских владений площадью и 3 млн.кв км. с населением 13 млн. человек. Эти территории были поделены между главными державами-победительницами .
Согласно Версальскому мирному договору Германия обязана  была возместить убытки,понесённые державами победительницами в виде репараций.Размер был определён примернов 132 млрд. золотых марок.Кроме того на Германию возлагалисьэк-кие и финасовые обязательства:платежи в золоте и товарах,поставки различного рода оборудоания,угля,строительных материалов и т.д.Была подорвана финансовая ситема.Снижение объёма промышленного производства (по сравнению с 1913 г на 43%),сужение внутренного рынка,рост цен, массовая безработица.
Однако версальская  система,новый передел мира не сумел преодолеть международные разногласия и конфликты.Это предшествовало новым воинам в будущем.
Германия вступила в послевоенную эпоху возрождения.Нужны были меры как внутреннего так и международного порядка.
Среди Первых, пожалуй, наиболее радикальной стала денежная реформа (1923 г.), проведенная а целях прекращения инфляции. В ее основу был положен проект по организации предпринимательскими кругами автономного Эмиссионного банка.
Отражая во многом интересы аграриев и поэтому столкнувшись с резким сопротивлением ряда руководящих промышленных групп, этот проект потребовал определенной корректировки и стал основой деятельности Рентного банка, учрежденного в октябре 1923 г. Его главная идея восторжествовала, ибо капитал нового эмиссионного байка состоял не из золота а из долговых обязательств его учредителей — собственников сельскохозяйственных зеиепль, промышленников, торговцев и владельцев банков. Обеспечением этих обязательств служили закладные листы и облигации в 4%-й стоимости их предприятий. Однако обязательства учредителей банка, как и банкноты, исчислялись в золотых марках.
В ноябре 1923г.стали выпускать рентные марки,вскоре стабилизированные(1 марка = 1 триллиону бум.марок). Стабилизация валюты позволила достаточно быстро упорядочить бюджет в течение 1924г.
Среди др.стабилизационных мер германской эк-ки:модернизация оборуд-я, повышение эксплуатации трудящихся и интенсификации труда при более низкой реальной з.п.,чем у французских рабочих на 20%, чем у англ.на 40 %.
В 1924 г. На Лондонской конференции странами победительницами принимается решение о ослаблении условий репараций.Разработанный международным комитетом экспертов под председательством директора одного из банков генерала Ч.Дауэса – план дауэса вступил в силу с 1 сентября 1924г.Он предусматривал 3 основных источника репарационных платежей:
1)Поступления  за счёт пошлин и косв.налогов,главным образом на предметы массового потребления. Выпускались спец.облигации.
2)Доходы германских ж/д.
3)Налогообложение  промышленности.
Германии предоставлен американскими кредиторами заем 800 млн.марок, способствующий укреплению бюджета.
За период реализации плана Дауэса( 1924- 1929) значительно усилилось проникновение западных капиталов в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего Германия подучила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд.марок. 70% кредитов были американскими.
Во второй половине 20-х годов промышленное производство страны оживилось. И к концу этого десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного производства.
Расширение производства на новой технической основе заметно  продвинуло электротехническую и машиностроительную индустрию. Осваивалось производство искусственного шелка и бензина.
В июне 1929 г. План Дауэса был заменён планом Юнга.В германии назревал репарационный кризис.,были введены новые льготы для Германии.
О.Юнг-президент электротехнического треста Моргана.В отличие от плана Дауэса,план Юнга ограничивал общий объём репараций суммой в 113,9 млрд.марок.Размер ежегодных платежей на ближайшие 37 лет(с января 1929г) определялся в 2 млрд.марок.
Единственными источниками платежей для Германии остался гос.бюджет и прибыль от ж/д дорог.
Для получения  и распределения репараций был  создан Банк международных расчётов,но обострение эк-ких проблем в кризисной ситуации свело на нет реализацию плана Юнга. Германская эк-ка подверглась новым испытаниям,вызванным Великой депрессией 1929 – 1933 г.Причины:
1)Значительная  зависимость от иностранного  капитала. Кризис в стране достиг  кульминации к 1932 г.
Промышленное  производство в Германий упало в 1932 г- на 40% по сравнению с 1929 г. Масштабы сокращенна промышленного производства оказались катастрофическими. 68 тыс. предприятие потерпели крах. Особенно пострадали отрасли' тяжелой промышленности.
Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции – фашизм.
Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить своё господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из  кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен дли немецких промышленников. Г.Стиннес, Ф Тиссен. выдавали огромные денежные суммы фашистской партии.
Гитлер приходил к власти,обещая спасти и избавить немецкий народ от страданий в годы кризиса(Безработица,падение з.п.сокращались обороты мелких торговцев и ремесленников,росло число самоубийсв,увелич.заболеваемость).
Гитлер требовал вести эк-кую подготовку к войне  решительно и беспощадно: самыми ускоренными  темпами развивать произ-во горючего, увелич.произ-во железа.  И т.д.
Главным содержанием  эк-кой политики фашизма стала  всеобщая милитаризация страны.Страна была в короткие сроки переведена на военные рельсы.Военные расходы в 1933-1939 возросли в 10 раз.Построены новейгие заводы по выпуску натков,самолётов,пушек.
Всё было напралено на сосредоточение эк-кой мощи в руках фашистского гос-ва с целью ликвидации демократических сил в стране и подготовки к войне.Все решения принимало гос-во,предложения отдельных предаринимателей по вопросам цен на товары не принимались во внимание.
Германское правительство  стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширять экспорт чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья.
Посколько одной из труднейших хоз. Задач гитлеровской Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов то принимались меры по налаждиванию произ-ва синтетических материалов — искусственного каучука, пластмасс, химического волокна и.т.д..
Эк-кую подготовку к войне возглавил осенью 1936г  Г.Геринг,ставший уполномоченным по осущ-ю 4-х летнего плана мобилизации эк-ких ресорсов,накопления дифицитных материалов и расширения произ-ва военного снаряжения.Преимущественное развитие получили отрасли тяжёлой и военной пром-ти.Самые большие инвестиции шли на военные цели.С 1932г по 1938г. Военные расходы увеличились в 25 раз,расходы по транспорту увелич. Более чем в 4 раза,расходы на жилищное строительство увелич. почти в 1.7 раза.
С приходом к  власти фашистов удельный вес государственной  собственности продолжал возрастать.В 1932г. Гос.акционерный капитал составлял 13,2 млрд.,а в 1939- 17,0 млрд рейхс марок.
Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства.  Каждый крестьянин прекращался в «солдата фронта питания», обязан был есть не то. что ему было выгодно и Желательно, а то. что диктовали руководители имперского продовольственного сословия Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую часть ее крестьянин должен был сдавать по чрезвычайно низким пенам. Крупное капиталистическое хозяйство являлось основным источником поступления товарной продукция. Особую роль сыграл закон О наследственных дворах» (принятый в сентябре 1933 г.). которыми признавалась хозяйства зажиточных крестьян, имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов: поземельного, на наследство и могли нас наследоваться только старшим из сыновей.
С установлением фашистской диктатуры в Германии стала складываться система внешнеэкономического принуждения. Постепенно вводились некоторые вилы трудовой повинности. Сначала как средство сокращения безработицы,а с 1935г. для юношей и девушек в возрасте 18—23 лет была введена принудительная трудовая повинность.
Происходила резкая активизация государственного вмешательства во все сферы экономической жизни. Фашистская Германия безнаказанно воссоздала свою военную промышленность и развязала вторую мировую войну. 

См уч 

Полный хаос царил в организации хоз.жизни в Германии после войны..
В руках государства находилась значительная часть предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности. Германия д.б.выплатить репарации к тому же 20 млрд долл. В том числе в виде оборудования. Оздоровление эк-ки Германии требовало решительных мер.
Людвиг Эрхард директор Управления хоз-вом объединённых западных зон оккупации в 1948 г.,министр народного хоз-ва ФРГ(1949-1963),канцлер республики в 1963-1966г.Цель реформ видел в создании социального рыночного хоз-ва, повышении покупательной способности слоев населения. Сосредоточение всех усилий народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода Рычаги эк-кого возрождение страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.
Денежная реформа:21 июня 1948 г.рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним подавили ещё по 20. 

Другого способа  покончить с  инфляцией Л.Эрхард не видел. Фактически в один день, используя «военную диктатуру» весьма авторитетной оккупационной власти, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.
Черед 3 дня после денежной последовала реформа цен Разрегулирование цен и заработной платы провозилось постепенно, но быстрыми темпами, зачастую вопреки советам не только оккупационных властей, опасавшихся поспешного перехода к рыночным отношениям, но и значительным просоциалистическим настроениям в обществе. Между тем, правильность политики Л. Эрхарда была вскоре подтверждена на практике.
Магазины пополнились  товарами. Вместо поиска продуктов  люди стали заботиться об их произ-ве.Инфляция поти не ощущалась. Цены выросли не в 2-4 раза а лишь на несколько процентов, причём в той же примерно пропорции что и з.п.,кот.
 В свою  очередь росла в основном за  счёт повышения производительности  труда,увеличивающейся за год на одну треть.    
Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен.
Периодически  публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.
На свободу  предпринимательства, но без указания прав
потребителя была направлена кредитная и налоговая: поли-тика. По словам Л.Эрхарда. покупатель снова стал «королём», определявшим лицо рынка.
Оппонентов социального  рыночного хозяйства оказалось немало: профсоюзы, левые партии, картели. Причем Л.Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, душивших свободную конкуренцию производителей и стремившихся к господству на рынка. И основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере.
Анализируя ход  и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации^
Так. первый период восстановления хозяйства (1948-1949ГГ.) Прошел под знаком денежной (валютной) ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства.
1950 г. стад»  пожалуй, периодом наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. В 1951 г. перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился ещё отчетливей. Поднялся среднегодовой уровень занятости. Завершилась вторая фаза.
В 1952 г. прекращение  роста цен ознаменовало третью фазу развития социального рыночного  хозяйства — фазу испытания создаваемой  экономической системы на прочность и пригодность..
На след. 4-той  фазе(1953 – 1954) удалось осущ-ть тройное сочетание.При растущей производительности труда,росте объёма выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим з.п.цены не только не росли но и стабилизировались,или даже упали что вело к благосостоянию для всех.В 1954г. Был вдвоё превышен уровень произ-ва 1936г.
В середине 50-х  годов ФРГ вышло на 2-е место  после США по объёму золотых запасов, что явилось подлинным доказат-вом нетолько внутр.силы немецкого хоз-ва и динамичной эк-кой политики, но и неустанной работоспособности всех слоёв немецкого народа.
1954г- фаза  высокой конъюнктуры.Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюктуры. С середины 1956 г.удалось совладать с угрозой хоз.деградации. После заторможения эк-кого подъёма переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.
ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Германия фактически выступила одним  из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. К началу 1960 г.на её долю приходилось более 60% добычи угля, около половины прози-ва стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС(Общего рынка).
Германию называют «немецкое чудо».По словам Эрхарда, главное чудо заключается в том что пройдя за 10 лет чистилище эк-ких реформ, немецкий народ вышел из него новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной.
«Экономическое  чудо» и его причины. Довоенный  уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен несколько  позже, чем в других европейских  странах — только в 1951 г. И не только из-за больших военных разрушений. Восстановление хозяйства задерживали  проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению  монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.
Но затем промышленность ФРГ стала ускоренно развиваться, что особенно отразилось на среднегодовых  темпах роста промышленного производства ФРГ в 1950-1966 гг. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло  в 12 раз, тогда как производство развитых капиталистических стран в целом  — в 5,7 раза. В Германии производится более 9% промышленной продукции развитых капиталистических стран.
Ускоренный экономический  рост разгромленной в войне Германии и ее выдвижение в 50-х гг. на 2-е место в мире журналисты назвали «экономическим чудом». Чем это «чудо» объяснялось?
Обновлением основного  капитала при усиленном участии  государства и низких военных  расходах. Поскольку довоенный уровень  производства был восстановлен несколько  позже, чем в других странах, то, следовательно, несколько позже было завершено  и обновление основного капитала. А позже — значит на более высокой  технической основе, потому что за эти несколько лет производственная техника успела сделать значительный шаг вперед.
Проводилось обновление капитала в значительной степени  силами государства, потому что провести техническое перевооружение ослабленные  корпорации оказались не в состоянии. По мере того, как развивалась промышленность и насыщался накопленный спрос, по мере того, как заканчивали реконструкцию промышленности, а другие страны усиливали конструкцию своих предприятий, внутренний рынок Германии стал снова узким.
По мере сужения  внутреннего рынка стал увеличиваться  экспорт промышленной продукции. Занимая 3-е место среди развитых капиталистических  стран по промышленному производству, Германия занимает 2-е место по экспорту. Она вывозит товаров намного  больше, чем Япония и почти столько  же, сколько вывозят США.1
Вопрос государственного регулирования предусматривает  определение действий государства, гарантирующих совпадение интересов  всех экономических субъектов. Данное совпадение является условием проверки достоверности выводов отдельных  исследователей относительно уровня государственного регулирования в капиталистических  системах.
Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование  в Германии. После окончания войны  на Потсдамской конференции было принято решение ликвидировать  монополии, которые работали за спиной Гитлера. В Западной Германии это  решение было проведено в жизнь  в форме разукрупнения: гигантский трест делился на ряд
самостоятельных компаний. «Стальной трест» был разбит на 10 частей, концерн Круппа — на 7. Однако это не препятствовало им через некоторое время путем слияний восстанавливаться в прежнем объеме, и в настоящее время у них ведущие места в списке.
К началу 80-х  годов среди 10 крупнейших банков мира не было ни одного германского. Из 20 крупнейших промышленных корпораций мира лишь одна германская, «Сименс», да и та занимает предпоследнее место.
В 80-х годах  в хозяйстве ФРГ господствовало несколько финансовых групп. Крупнейшая из них, которую возглавляют немецкий банк и электротехническая корпорация «Сименс», контролируют 1/3 акционерного капитала страны. В ее состав вошли  концерн «Тиссен», до этого составляющий самостоятельную группу, АЭГ, прежде входивший в состав группы Дрезденского банка, «Даймлер-Бенц». Группа контролирует предприятия черной металлургии, электротехнические, автомобильные и др.
На втором месте —- группа, возглавляемая Дрезденским банком и концерном Круппа. В ее составе предприятия черной металлургии, машиностроения, некоторых отраслей легкой промышленности.
Третье место  занимает группа Коммерческого банка, контролирующая торговые компании, машиностроительные и строительные концерны.
Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых группах Германии занимают рядом  с банками промышленные корпорации. Более того, еще недавно некоторые  промышленные корпорации «Тиссен», «Флик», химические компании — наследницы «Фарбениндустри» составляли самостоятельные группы, без банков. Это было следствием относительного ослабления власти банков над промышленностью после мировых войн. После войны «большую тройку» германских банков пришлось даже спасать от банкротства, потому что их капитал к этому времени в основном составляли долговые обязательства фашистского государства, которые, конечно, теперь ничего не стоили. Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ — далеко зашедший процесс диверсификации. Отрасли разрезаны между разными группами и в составе разных групп — одни и те же отрасли. Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на «самообслуживание» («Крупп», «Стальной трест»); «разукрупнение» монополий после войны: разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации.
Государственный сектор Германии сравнительно невелик  — меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь  не проводилась национализация. В  руки боннского правительства перешла  собственность фашистского государства  и военных преступников, а в  дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства. Впрочем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% автомобилей. В руках государства находится почти вся инфраструктура. В кредитной системе страны также господствует государственный сектор. Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.