На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности стратегического управления в малых и средних фирмах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
НОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ  ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Кафедра МЕНЕДЖМЕНТА
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине  «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 

на  тему 

«Особенности стратегического управления в малых и средних фирмах» 

                      студента 3 курса
ЗАОЧНОГО  отделения специальности  менеджмент
Бардиной  Анастасии Ивановны
контакт.тел  +79025074799
преподаватель Коновалов И. В.
Регистр.№______________
Дата  сдачи работы___________ 

РЕЦЕНЗИЯ_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

«20»сентября 2011г.             Подпись___________________________________ 

АРХАНГЕЛЬСК 2011
    СОДЕРЖАНИЕ
    
   

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3   
1.Анализ теоретическиой основы  стратегического  менеджмента………...5  
1.1. Сущность  стратегического менеджмента……………………………….5  
1.2. Задачи стратегического менеджмента …………………………………..7
2.Рассмотрение  особенностей стратегического управления
 в  малых и средних фирмах……………………………………….……..……. 11
 2.1 Сущность малого бизнеса и его управления……………………………..11  
2.2. Выбор стратегического управления
 в малых и средних        фирмах…………………………………...…….……..15
   3. Анализ стратегической деятельности ООО «Актай»……………………..22
   Заключение……………………………………………………………………..34  
Список литературы ……………………………………………………………36 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

   
 

 ВВЕДЕНИЕ

     Сейчас  многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин этого - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей. Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.
      В настоящее время  малые и средние предприятия функционируют в условиях постоянного роста нестабильности внешней среды. При этом скорость изменений во внешней среде увеличилась настолько, что малые и средние предприятия не успевают отреагировать и приспособиться к окружающей обстановке. Проблемы вызывает не только неожиданность изменений, но и то, что они становятся все более непривычными и неожиданными, повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятий. В этих условиях чрезвычайно важной становится способность предприятия планировать и организовать свое будущее развитие (прогнозировать перспективы развития своей деятельности, оценить внутренние возможности фирмы, координировать действия всех подсистем предприятия для достижения поставленных целей). Для малых и средних предприятий это особенно важно, так как их ресурсы ограничены.
    Цель работы состоит в рассмотрении особенностей организации стратегического менеджмента  на малых и средних предприятиях.
    Объектом  исследования являются малые и средние предприятия  (на примере ООО «Актай»).
      Предмет исследования – особенности организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях.
       Задачи  работы следующие:  
- раскрыть сущность и значение  стратегического менеджмента;  
- изучить принципы организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях;  
- рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО «Актай».
    
    
  
  
  
  
  
  
  
   
 

 

1.Анализ  теоретическиой основы  стратегического  менеджмента.   

1.1. Сущность  стратегического  менеджмента.  
  
   В настоящее время стратегическое управление, является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях.
     Термин «стратегическое управление» был введен в научный оборот в начале 1970-х гг. для обозначения различий между управлением текущими производственными процессами и управлением на высшем уровне, в центре внимания которого должно быть внешнее окружение объекта управления. В этом отношении, как отмечает профессор О.С. Виханский, зарубежные специалисты рассматривали стратегическое управление как процесс взаимосвязи организации и окружения, проявляющийся в реализации миссии и целей организации посредством умелого распределения ресурсов.
    Новизна подхода заключалась в том, что если при оперативном управлении организация рассматривалась как структура, извлекающая прибыль от своей деятельности, то при стратегическом управлении организация обеспечивала свое развитие за счет сбалансированного взаимодействия с внешней средой. 
    Стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, постановки фундаментальных целей или задач организации, который направляется руководству. Высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных задач или целей, в то же время, обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы. Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации.  
Содержанием стратегического менеджмента являются:   
- определение назначения  главных  целей бизнеса фирмы;  
- анализ внешней среды фирмы;   
- анализ ее внутренней обстановки;  
- выбор и разработка стратегии  фирмы;  
- проектирование  организационной структуры фирмы;  
- выбор степени интеграции  систем управления;  
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
  - определение нормативов поведения политики фирмы в    отдельных сферах ее деятельности;  
- обеспечение обратной связи результатов  и стратегии компании;  
- совершенствование стратегии, структуры,  управления.  
Основные  особенности стратегического менеджмента:   
1.Ориентирован  на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).
  2.Предполагает взаимодействие различных хозяйственных  подразделений, осуществляющих единую  хозяйственную политику.  
3.Основные принципы стратегического менеджмента  определяются состоянием и изменениями внешней среды.   
 

 

  1.2. Задачи стратегического менеджмента.  
Основные задачи стратегического менеджмента можно определить так:
- распределение  ресурсов наиболее эффективным  образом для развития организации;  
- осуществление  функций планирования и контроля  за реализацией поставленной стратегической цели;  
- определение наиболее перспективных  направлений развития организации.  
  Цель  для стратегического менеджмента  сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь  максимальное развитие через определенный промежуток времени.
  Существует ряд ограничений наиспользование стратегического управления, которые  указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач.
      Во-первых, стратегическое управление уже в  силу своей сущности не дает, да и  не может дать точной и детальной  картины будущего. Вырабатываемое в  стратегическом управлении описание желаемого будущего организации — это совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе.  
   Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии.   
 В-третьих, резко усиливаются негативные последствия  ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки  создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, которая не поддается принципиальной корректировке.  
  Любая организация функционирует и  находится в среде. Каждое действие без исключения организаций возможно только в том случае, если она  допускает его осуществление. Внешняя  среда является источником, который питает организацию ресурсами и который необходим для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивает тем самым себе возможность выживания. 
  Задача  стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.   
В стратегическом управлении анализ среды  предполагает изучение трех элементов: макроокружения, непосредственного  окружения и внутренней среды.  
    Рассмотрим  то, по каким компонентам анализируется  каждая из сред. Макроокружение создает  общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применяемого к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций. 
   Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет  работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.  
  Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. 
  Анализ  внутренней среды вскрывает возможности, потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в  процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше  узнать цели организации, более подробно сформулировать миссию, то есть определить направления деятельности фирмы и смысл и направления деятельности фирмы. 
   Исключительно всегда важно помнить, что организация  не только производит продукцию для  окружения, но и обеспечивает возможность  существовать своим членам по работе, давая им работу, предоставляя возможность получения в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы; их потенциал; квалификация; интересы и тому подобное; организация управления; производственная система; финансы фирмы; организационная культура; маркетинг.    

 

2.Рассмотрение  особенностей стратегического  управления в малых  и средних фирмах.
2.1 Сущность малого  бизнеса и его  управления.
     Малое предпринимательство или малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет таким предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
     В определении термина «малое предпринимательство» у теоретиков нет пока единого мнения. В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров бизнеса.
     Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого предпринимательства. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малого бизнеса не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но и в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.
     Правильное понимание сути этого вида бизнеса имеет большое теоретическое и практическое значение по следующим причинам:
1)  процесс его функционирования тесно связан с государственной поддержкой, в том числе в сфере финансово-кредитной, налоговой политики, а поэтому необходим контроль со стороны государства;
2)  он особенно уязвим при неблагоприятных изменениях в макро- и микросреде фирмы, недостаточно устойчив в кризисных ситуациях;
3)  выполняет важные социальные функции: содействует росту занятости трудоспособного населения и является мобильным поставщиком на рынок новых товаров и услуг;
4)  для экономики в целом деятельность малых предприятий становится важным фактором повышения ее конкурентоспособности и стабильности.
     Исследование деятельности предприятий малого бизнеса как сложной экономической системы показало, что современное его место в обществе выражается в имманентных функциях: экономической и социальной. Полноценная реализация этих функций во многом зависит от степени привлекательности бизнес-среды для субъектов малого бизнеса.
     Экономическая функция малого предприятия проявляется в самом факте функционирования этой деятельности и выражается выходом товара на рынок, получении выручки от продаж и увеличении поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.
     Социальную роль малого предпринимательства можно оценить снижением уровня безработицы, созданием условий для реализации потенциальных возможностей граждан.
     Привлекательность бизнес-среды для малого бизнеса можно оценить следующей системой показателей: количеством малого бизнеса на 1000 чел населения, всего и по видам экономической деятельности; величиной инвестиций в предприятия малого бизнеса.
     В юридической и экономической литературе дается множество определений малого предпринимательства или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина "малое предпринимательство", данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия - небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая  независимость – предприятие  управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;
- управление  предприятием, предполагающее, что  собственник или партнеры-собственники  сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления;
- персонифицированное  управление, предполагающее, что собственник  или партнеры-собственники сами  участвуют во всех аспектах  управления бизнесом и в процессе  принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.
     Становление малого бизнеса в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д. О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
     Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое  предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
- более  высокая оборачиваемость капитала;
- малые  предприятия часто проявляют  себя как новаторы.
     В условиях рынка устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает вложенные в активы предприятия средства, и расплачивается по своим обязательствам.
     В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции состояние предприятия переходит из одного типа устойчивости в другой. Зная предельные границы изменения источников средств, можно управлять устойчивым развитием, что предполагает определение критических значений состояния предприятия и ориентация на эти значения.
     Очевидно, что степень устойчивости изменяется под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Основными являются:
1)  положение предприятия на товаром рынке;
2)  производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции:
3)  его потенциал в деловом сотрудничестве;
4)  степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
5)  наличие платежеспособных дебиторов;
6)  эффективность хозяйственных и финансовых операций.
     Развитие деловой активности фирмы (предприятия) определяется следующими обстоятельствами: на каком рынке она действует, т.е. освоенный ли это рынок или он является для нее новым, и с каким товаром или видами услуг она выходит на рынок (товары, которые являются новыми для данного рынка, или нет).
     

2.2. Выбор стратегического  управления в малых и средних        фирмах.
Практикой рыночных отношений разработано  несколько базовых направлений, формирующих активность поведения  фирм.
1.  Расширение активности фирмы (предприятия) «вглубь», т.е. сегментация существующих рынков с целью захвата своей продукцией новых групп потребителей.
2.  Расширение активности фирмы (предприятия) «вширь», т.е. диверсификация производства путем выпуска новых видов товаров (изделий) как связанных с основным профилем предприятия, так и не связанных с ним.
3.  Расширение активности фирмы «количественно» — рост объемов реализации продукции за счет, наращивания объемов производства неизменной номенклатуры товаров для действующего рынка.
4.  Расширение активности фирмы «через границы», т.е. обеспечение увеличения выпуска продукции за счет выхода на новые рынки.
   Как правило, эти стратегии представляются в виде матрицы, построенной в зависимости от товара и рынка (табл. 1.4). 
 

Таблица 1.4
Матрица базовых  стратегий
  Рынок старый Рынок новый
Товар старый Поле А: Исчерпывание возможностей рынка и товара Поле B: Освоение новых рынков. Новая сегментация рынка
Товар новый Поле C: Проникновение в незаполненные ниши с новыми или усовершенствованными изделиями Поле D: Диверсификация рынков и изделий
Для поля А характерна стратегия глубокого проникновения («старый» товар — «старый» рынок). Эта стратегия успешна тогда, когда рынок еще не насыщен. Конкурентного преимущества фирма может достигнуть за счет снижения издержек производства и цен реализации услуг.
Для поля B характерна стратегия расширения рынка («старый» товар — «новый» рынок). При использовании этой стратегии фирма пытается увеличить объемы реализации своих товаров (услуг) на новых рынках или на новых сегментах имеющегося рынка.
Для поля C характерна стратегия разработки товара («новый» товар» — «старый» рынок). Эта стратегия эффективна при создании новых модификаций товара для существующих рынков.
Для поля D характерна стратегия диверсификации («новый» товар — «новый» рынок). Эта стратегия применяется для устранения зависимости фирмы от производства какого-либо определенного товара (услуги) или от какого-то рынка.
Базовые стратегии роста фирмы предопределяют и основные виды стратегии хозяйственных подразделений, из которых можно выделить три основных вида.
1.  Стратегия наступления (атакующая) — стратегия завоевания и расширения рыночной доли.
2.  Стратегия обороны — стратегия удержания существующей рыночной доли.
3.  Стратегия отступления — стратегия сокращения рыночной доли с целью роста прибыли в результате постепенного ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса.
    Применение фирмой того или иного вида стратегии определяется положением фирмы на рынке, которое характеризуется его рыночной долей (в процентах). В зависимости от доли рынка различают следующие положения фирмы и ее стратегии:
1. Лидер (доля на рынке — 40%) чувствует себя уверенно, первым проявляет инициативу в области цен на новые товары. В защиту лидер прибегает к различным действиям:
2. Претендент на  лидерство (доля рынка — 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым. Возможны различные варианты атак:
3. Последователь или  ведомый (доля на рынке — 20%) — эта роль заключается в следовании за лидером на значительном расстоянии, экономя силы и средства.
4. Новичок (окопавшийся в рыночной нише) (доля на рынке — 10%) — с этой роли начинают новички. Это поиск рыночной «ниши» достаточно удовлетворительных размеров и прибыльности.
Стратегии роста могут быть реализованы при помощи:
·  расширения объема продаж продукции с целью более полного использования потенциала рынка;
·  выхода с новыми продуктами на уже освоенные рынки;
·  выхода с уже производимыми продуктами на новые, еще не освоенные рынки;
·  диверсификации;
·  приобретения новых предприятий;
·  выхода с новыми продуктами на новые рынки.
    Необходимо отметить, что наименее рискованным является расширение объема продаж уже производимых товаров. Затем идет выход с новыми продуктами на старые рынки и выход со старыми продуктами на новые рынки. Наиболее рискованным является выход с новой продукцией на новый рынок.
     Стратегия роста нацелена на использование предоставляемых рынком возможностей. Работа со старым продуктом на старом рынке не требует новых знаний и умений ни в области маркетинга, ни в области технологий. Поэтому стратегия расширения объемов продаж выпускаемого продукта на уже задействованных рынках подвержена минимальному риску.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.