На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Античное понимание техники, техническое объяснение природы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  обучения
«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра философии 
 
 

РЕФЕРАТ
по философим  науки и техники
на тему:
«Античное понимание техники, техническое объяснение природы» 

                                    Выполнил: студент 1-го курса
                                    магистратуры гр. 1017
                                    Осипов Никита Николаевич
                                    Проверил: профессор  кафедры философии 
                                    Данилова М. И. 
 

Краснодар — 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________________________________3
    История техники___________________________________________4
    Основные понятия техники__________________________________7
    Понимание техники в античности ____________________________10
  3.1       Основные особенности философского античного мышления____10
  3.2       Школы и философские учения античности___________________11
  3.3       Научная и техническая культура античности _________________18
    Вопрос технического объяснения природы_____________________28
Заключение ____________________________________________________31
Список используемых источников _________________________________32 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Универсальным предметом любой философии, а  следовательно и античной, было отношение  абсолютного к относительному. Специфика античного философского мышления состояла в том, что абсолютной (самой высокой, самой совершенной) формой бытия для него являлось естество, природа. Сущность же самой природы заключалась, по мнению мыслителей, в способности существовать посредством рождения, причем предполагалось, что все связанное с рождением и последующим достижением плодом состояния зрелости должно совершаться само собой, автоматически, но разумно, правильно и точно, без посторонней помощи.
    Многообразие  философских школ античности было обусловлено тем, что мыслители отдавали предпочтение разным сторонам единого природного бытия. Некоторые считали возможным ограничиваться поиском единого для всего сущего вещества и единой всеобщей действующей причины (их называли физиками); иные же настаивали на рассмотрении неизменных и лишь мыслимых законов природного бытия (формальные и целевые причины, т.е. идеи. Впоследствии мыслители такого рода стали называться метафизиками или идеалистами); третьи за пределами всех указанных причин искали объединяющее начало (мистики). Но при любом подходе к делу изучалось по преимуществу естество.
1. История техники
Палеолит Примитивные орудия из камня и кости: топор, нож,рила, скребло, копье, лук и стрелы, овладение  огнем, примитивное жилище
Мезолит Обработка дерева, лучковое сверло, рыболовная сеть, лодка, выдолбленная из ствола дерева (челн)
Неолит (до 3000 г до н.э.) Глиняная посуда, мотыга, серп, веретено, постав, глиняные, бревенчатые и свайные постройки, овладение металлами плуг и использование  тягловой силы животных, кирпич, колесные повозки, гончарное колесо, парусник, мех
1000 г  до н.э. Орудия труда  из железа, а также оружие в Палестине, Сирии, Малой Азии и Греции
XII в Широкое и разностороннее использование водяного колеса, компаса, бумаги, ветряной мельницы в Европе
XII в Применение  пороха в Европе
ок. 1440 г Книгопечатание  при помощи подвижных элементов (литер) и пресса (И.Гутенберг)
1712 г Шахтная паровая  машина (Т.Ньюкомен)
XVIII в Усовершенствование  прядильного и ткацкого оборудования в Великобритании
1797 г Металлический токарно-винторезный станок с механизированным суппортом (Г. Модсли)
1800 г Первый химический источник тока (А. Вольта)
1807 г Первый пароход (Р.Фултон)
1825 г  Первая железная дорога (Дж.Стефенсон)
1834 г  Электродвигатель (М.Г.Якоби)
1839 г  Фотография (Л.Дагер)
1872 г Электрическая лампочка (А.Н. Лодыгин)
1876 г Применение  телефона (А.Г.Белл)
1877 г Звукозаписывающее устройство - фонограф (Т.А.Эдисон)
1882 г Первая электростанция (Т.А.Эдисон)
1884 г Многоступенчатая паровая турбина (Ч.А. Парсонс)
1885-86 гг Автомобиль  с двигателем внутреннего сгорания (К.Бенц, Г.Даймлер)
1895 г  Радиосвязь (А.С.Попов)
1895 г Кино, аппарат  для демонстрации движущихся картин (О.и Л. Люмьер и др.)
1896 г Рентгеновский аппарат (рентгеновское излучение 1895, В.К.Рентген)
1903 г Управляемый самолет  с двигателем внутреннего сгорания (У. и О.Райт)
1920-е Начало регулярных радиопередач
1935 г Радар, создание в Великобритании установок, способных  обнаружить самолеты за 50 миль
1945 г Ядерное оружие, первый ядерный взрыв в США
1946 г Первая ЭВМ, предназначенная для вычисления траектории артиллерийских снарядов
1948 г Транзистор (Дж. Бардин, У. Браттейн, У. Шокли)
1950-е Зарождение  современных телевизионных систем
1954 г Использование ядерной энергии в мирных целях, Обнинская АЭС (под руководством И.В. Курчатова)
1957 г Создание первого  искусственного спутника Земли (под  руководством С.П. Королева)
1960 г Лазер (Н.Г. Басов, А.М. Прохоров)
Начало 1960-х Применение  интегральных микросхем
1961 г Первый человек  в космосе (Ю.А.Гагарин)
1962 г Голография (Ю.Н. Денисюк)
1969 г Первый человек  на Луне (Н.Армстронг)
1971 г Применение  микропроцессоров (Intel)
1970-е Робототехнологии
Начало 1990-х Интернет
 
2. Основные понятия  техники
    Следует отметить характеристики техники, определяющие ее сущность. Эти характеристики достаточно очевидны, они были cформулированы, правда, по отдельности, в разных исследованиях. Главные из них следующие. 

    – Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Через эту характеристику техники естественно вводится и такой план, как организация деятельности (аспект технологии в узком смысле слова). Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития (от трудовых армий Фараона до современных промышленных производств). С точки зрения понимания техники как артефакта даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техникой. Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы и использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, – в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком.
    – Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), что очевидно, так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации). 

    – Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие "технэ", следующее – к Новому времени (формирование представлений об инженерии), но основной этап падает на конец ХIХ–начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники. 

    – Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание "новой природы" (о чем писал Ф. Бэкон), а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных "фюсис" (природ). Все, что можно было – уже было сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество и в древнем мире, и в античности, и в средние века было именно хитростью, непонятно почему получавшимся творением вещей и машин (на самом деле творить мог только Бог). В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность. 

    – Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле. 

    3. Понятие техники  в античности
    3.1 Основные особенности  философского античного  мышления
    Сознательность  выражалась в том, что знание, толкуемое в качестве высшей практической и теоретической ценности, определялось как ВИДЕНИЕ, в котором субъект кажется себе пассивным, зависимым от объекта, и последний рисуется наблюдателю самосущим и первичным во всех отношениях. Созерцающий человек не ощущает в себе творческой силы, дерзания преобразовать объективную реальность в своих интересах.
    Природный характер мышления состоит в умении рассуждать только по аналогии с природой, в которой видели самый совершенный способ бытия и которую неправомерно считали сущностью духовного и абсолютного.
    Техницизм представлял собой ориентацию теоретического мышления на практическую деятельность человека, уподобляющуюся, как казалось, природному бытию. Мыслители часто отождествляли логику своей деятельности при построении какого-либо объекта с логикой появления самого физического (“природного”) предмета.
    Проницательность, – пишет Аристотель, – есть способность быстро найти средний термин. Например, если кто-либо видит, что против солнца луна всегда светится, он сразу же понимает, почему это так, именно вследствие освещения луны солнцем... если опадают листья или наступает затмение, то есть ли причина затмения или опадания листьев. Например, если первый случай имеет место, то причина в том, что дерево имеет широкие листья, а причина затмения – в том, что земля стала между солнцем и луной [1].
    3.2 Школы и философские  учения античности
    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА 

    Первая  из древнегреческих философских  школ – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске материальной причины  всего сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество-- как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.
    ЭЛЕЙСКАЯ  ШКОЛА
    Прежде  всего этим занялась элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс) в лице Парменида. Он выяснил, что сама идея становления, т.е. превращения противоположностей друг в друга (одного во многое и обратно), противоречива, т.к. представляет собой тождество двух простых противоположных категорий : “бытия” и “небытия”. Источником противоречивости являлось, по Пармениду, желание мыслить категорию “небытия”: мыслить мы можем только что-нибудь сущее, а ни о чем мышления быть не может; мысля же “несущее”, мы его представляем сущим, что противоречиво. Чтобы избежать противоречий (неистинности), Парменид запретил мыслить “небытие” и ограничился мышлением только “бытия”. Оставшемуся без противоположности “бытию” стали приписываться безотносительные свойства.
    Оказалось, что если есть что-то “сущее”, то оно вечно, неизменно, цельное, неделимое, единое, завершенное. Такое понимание сущего считалось истинным. Но об этом же сущем можно высказаться и согласно мнению, т.е. используя категорию “небытие”. И тогда оно окажется возникающим и гибнущим, множественным, подвижным, незавершенным и внутренне противоречивым. Демонстрировать эту противоречивость были призваны апории Зенона (“Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий” и др.).
    Элеаты  “наткнулись на факт существования  чистого мышления, т.е. могущего в  своих построениях совершенно не ориентироваться на чувственно воспринимаемую реальность и согласовываться только со своими правилами и нормами. Об одном и том же космосе оказалось возможным высказываться двояко – с помощью чистого логического мышления и с помощью мышления, связанного м чувственностью. Перенос на конкретные чувственные предметы (за неимением других) логических характеристик порождал апории и подрывал доверие к самому логическому осмыслению. Последнее требовало собственного объекта, с которым оно могло соотноситься без всяких апорий. Последующая философия направит свои усилия на отыскание такого предмета.
    СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
    Мегарская школа (Евклид, Евбулид, Стильпон) синтезировала  сократовское учение о добре и  логическом определении с элейским учением о сущем и уверяла, что существует только умозрительное, только роды и виды. Этим она заложила основу для будущего учения об идеях.
    Киренская школа (основатель Аристипп), напротив, полагала существующими лишь чувственно воспринимаемые вещи, а достоверный характер знаний связывала с содержанием наших ощущений. Поэтому ею отрицалась возможность науки о природе и добро усматривалось в наслаждении, правда, отобранном разумом.
    Киническая  школа (Антисфен, Диоген) высшее благо  усматривала в свободе человека по отношению к удовольствиям и страданиям, ко всем внешним целям, невзгодам жизни и разнообразным потребностям. 

    Философские учения:
    ПИФАГОРЕИЗМ
    Пифагорейцы (Пифагор, Архит, Филолай, Диокл и  др.) в отличие от милетцев, кроме  материальной причины, обусловливающей единство всех предметов, стремились уяснить и причину множественности, благодаря которой вещи, созданные из одного материала, обладают обособленностью и спецификой и отличаются от всего иного. Причиной всего специфического в вещах, по мысли пифагорейцев, было число. Ведь любая вещь имеет какие-либо количественные параметры, которые могут быть измерены числом. А именно количественной стороной (величиной, степенью, интенсивностью и т.п.) по их мнению, вещи и отличаются друг от друга.
    Важнейшее место в учении о числе отводилось единице, двойке, тройке, четверке, семерке и десятке. Пифагорейцы, вероятно, впервые заговорили о правильной стереометрической структурированности вещества и поставили перед собой задачу объяснить чувственно воспринимаемые особенности макро-объектов, исходя из структурных особенностей микро-частиц.
    Согласно  пифагорейцам, человеческая душа божественной природы, бессмертна, переселяется в  иные тела, в том числе в тела растений и животных. Управляет переселениями  роковой космический закон справедливости воздаяние за деяния прежней земной жизни. Тело пифагорейцы считают могилой души.
    АТОМИСТИКА
    Атомисты  усмотрели сходство важнейших характеристик  логического мышления со свойствами мельчайших неделимых частиц – атомов. Последние отличаются друг от друга прежде всего своим внешним видом – формой. От особенностей форм атомов и порядка их соединения между собой зависит своеобразие чувственно воспринимаемых макропредметов. Сцепление атомов воспринимается человеком как рождение вещи, а их разъединение – как гибель. Любая качественная характеристика вещи (цвет, запах и т.д.) – субъективной природы, по истине же существуют лишь атомы и пустота. Одушевленность и познавательные действия обусловлены движением шарообразных атомов, постоянный приток которых в организм осуществляется через дыхание.
    Предельная  субъективизация наших ощущений и уравнивание последних с  мышлением в их источнике –  шарообразных атомах души, постепенно стерли границы между ощущениями (их объект – явления) и разумом (его  объект – истина) и утвердили убеждение, что все наши познания субъективны и касаются только явлений. Субъективизм и релятивизм атомистики стимулировали появление в будущем скептицизма.
    СКЕПТИЦИЗМ
    Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Афинна, Секст Эмпирик) возник как реакция на кризис в физике и в первую очередь в демократическом атомизме. Относительность наших представлений о вещах истолковывается скептиками как непреодолимая преграда для познания их сущности. В этом случае скептики считали разумным воздерживаться от каких-либо суждений, ничего не утверждать и ни с чем не соглашаться. Не зная сущности, нельзя достоверно разобраться и в явлениях, поэтому в практической деятельности не следует отдавать предпочтение какому-либо из явлений и быть к ним совершенно равнодушными. Так достигается атараксия – безмятежность, спокойствие и хладнокровие.
    СОФИСТЫ
    Обилие  взаимоисключающих философских  воззрений, сложившихся к сер. V в. до н.э., порождало сомнение в возможности  человека познавать истину. Дело усугублялось еще и тем, что мышление стараниями элейцев обнаружило себя мало связанным с действительной жизнью и показало свой искусственный, игровой характер. Неустойчивость “высокой” теории и социальных процессов (передел власти) способствовала появлению софистики (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Алкидам и др.). Софистов объединяло общее настроение, выразившееся в усилении и субъективизма и абсолютизации относительности. Недоверие разуму подрывает авторитет и в продукты его деятельности -- представления о богах, бессмертии, правовых, нравственных норм и т.д. Все это объявляется искусственно созданным человеком для своих частных корыстных целей. Разумное и всеобщее отбрасывается, а их место занимают ценности относительные, чувственные и индивидуально-корыстные.
    В теории познания субъективизм и относительность простирались от положения “Все истинно” (Протагор) до утверждения “Все ложно” (Горгий). Истина признавалась относительной, а ее критерием был успех.
    СТОИЦИЗМ
    Философские учения, возникавшие на рубеже 4-3 вв. до н.э. стремились соединить ценность обособленного индивидуального человеческого бытия, воспетого софистами, Сократом и сократиками, с достижениями физики и метафизики.
    Учение  стоиков (Зенон Китионский, Клеанф, Хриссин, Панеций, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) состояло из 3 частей: логики, физики и этики. В сфере логики (гносеологии) непреходящее значение имела разработка учения о каталептических представлениях, считавшихся критериями истины. Физика испытала сильное влияние со стороны платоно-аристотелевских положений (в учении о страдательном и деятельном началах, т.е. о материи и уме), и гераклитовских мотивов (в учении о пневме-смеси воздуха и огня, изменение напряжения которой порождает многообразие видимого мира). Космос представлялся стоикам самостоятельным живым существом, управляющим провидением.
    Стоическая  этика ориентировалась на кинизм. То, что основано на разуме, определялось стоиками как добро, а деятельность, на него направленная – как добродетель. Выделялось 4 вида основных добродетелей: рассудительность, мужество, умеренность и справедливость, и столько же пороков: неразумие, трусость, разнузданность и несправедливость. Причина пороков коренится в страстях, возникающих, по мнению стоиков, от заблуждения. Коррекция наших лживых представлений достигалась выработкой правильного знания прежде всего о том, что мое и что находится в моей власти (наши воля, желания), а что чужое (наше тело, имущество, чины и т.д.). Правильное понимание этих вещей делает человека свободным и неподверженным страстям (апатия).
    ЭПИКУРЕИЗМ
    Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций) развивал идеи ранней атомистики, дополнив их элементами киренской  доктрины. О космическом устройстве эпикурейцы говорят почти то же самое, что можно встретить в ранней атомистике, если не считать незначительных изменений (например, идея "самопроизвольного" отклонения атомов в процессе падения в пустоте). Эпикурейская этика своей основной целью имеет обучение человека быть счастливым, для чего надо уметь правильно выбирать объект стремления. Стремиться надо к наслаждениям, а избегать страданий и тех наслаждений, которые ведут к страданиям. Контроль за выбором наслаждения принадлежит разуму. Конечной целью мудреца было достижение блаженной жизни, состоящей в свободе от страданий тела и смятения души.
    НЕОПЛАТОНИЗМ
    Самое последнее и самое систематичное философское учение античной истории, вобравшее в себя из нее наиболее ценное и не эклектически упорядочившее воспринятое.
    Центром неоплатонической (Плотин, Порфирий, Ямвлих и др.) системы понятий было сверхчувственное и сверхумственное "Единое". В нем нет множественности и потому ему нельзя приписывать никаких определений, кроме отрицательных: бесформенно, бесплотно, не бытие, не небытие, не мышление, не идеи и т.п. Прежде всего Ум, предлагающий деление на созерцаемое и созерцающее; затем душа, как посредник между умом и материей, Космос и сама материя, как средоточие недостатка и лишенности: в ней нет качеств величины, формы, сущности, но есть возможность всякой формы.
    Судьба  индивидуальной души интерпретируется в рамках учения о переселении душ. Окончательная победа над склонностью души к материи достигается в экстазисе.
    Неоплатонизм  не только исторически, но и логически  последняя система, закономерно  появившаяся на завершающей ступени  развития родовой сущности мышления. Понятие "Единого" (и сходные с ним представления в других культурах) есть одновременно и высший пункт и граница восхождения человеческого мышления. Дальнейшее же движение философии возможно либо в рамках неоплатонической (или подобной ей) традиции, либо связано с возвращением к исходному пункту и повторением всего пути, но на иных содержательных основаниях [1].
    3.3 Научная и техническая  культура античности
    Цели  и задачи раскрытия темы античности определяются ролью и значением  того, что называют "античной наукой" и "античной техникой" во всем последующем развитии, вплоть до современности. В определенной мере, можно говорить, что "античная наука" - это "детство" современной науки. Ключевые научные понятия, сам язык науки, важнейшие научные проблемы, да, и собственно, новая - научная культура мысли - все из Античности. То, что мы называем наукой никогда не было в античности самостоятельным явлением, по преимуществу она была частью философии. Общепринятыми считаются следующие хронологические рамки: начало IX-VIII вв. до н.э. - окончание - 476 г. н.э., с выделением внутри различных этапов, наиболее общие из которых: архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и довольно неравномерно изученных, происходивших в границах культурного мира того времени, на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д. Рожанского, который выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.
      Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю,  так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.
    В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки. Первый период - период ранней греческой  науки, получивший у древних авторов  наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля. Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени. Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии. Фактором, детерминирующим и концептуальную, и идеологическую модели в античности, была мифология - мощная, сложная, логически внутренне безупречная, поэтически совершенная.
В ее рамках строилась модель мира, описывалась  его история, будущее, смысл и  направление деятельности людей. Обычное для философии разделение идеи и материи (идеального и материального) не существовало для античной мифологии. Не удивительно поэтому, что физический космос ("порядок") назывался Богом, причем абсолютным. Отдельные же боги - суть принципы отдельных сторон чувственно-материальной и единственно возможной действительности Космоса. Становятся понятными особенности новой ("научной") культуры мышления, которая в античности возникала и развивалась внутри мифологической. Само понятие "природа" (греческое "фюсис", откуда потом появились физика и физиология) - довольно многозначное у различных авторов и воспринималось оно как нечто изначально причинное. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека. Две основные "научные программы" античности строились на осознании структуры и природы "видимого" Космоса и структуры и природы "невидимого", но также реального и органичного того же Космоса (того, что получило название атомистика). Четыре дисциплины, названные впоследствии Боэцием квадриум, были основой обучения свободных людей. Арифметика (число само по себе); Геометрия (число на плоскости); Музыка (число в звуке); Астрономия (число в Космосе, в проявленном мире вещей) Система математического знания была иерархически строго организована. Арифметика - высшее; астрономия - низшее.
    Необходимо  отметить такое удивительное явление, как "греческое чудо", несопоставимое с восточными цивилизациями. Греческая  культура не только не стала слепо  копировать достижения древних цивилизаций , но создала новую, научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний в светскую школу. Все это и дает основание говорить об уникальном значении греческой цивилизации. Она "нарушила монополию" сакрального знания, начав вводить вместо традиции знания как посвящения, откровения, постижения, традицию знания как размышления, исследования, научения. Новое, добытое греческой цивилизацией научное знание - заслуга античных мыслителей не в количественном приращении научного знания, а в принципиально ином его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии. Математика (от греч. mathema - значение, наука, знание). Для античности, для понимания становления науки в целом важно рассмотрение истории математики. Этимологически математика происходит от греческого, означавшего "познающий", "восприимчивый", &quo
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.