На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность фирмы и факторы, влияющие на нее

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 
 
 
 
 

 

     Введение 

     Основной  целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
     Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда — в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм- конкурентов.
     Конкуренция способна формировать в системе  рыночных отношений важные рычаги экономики: качество производства и товаров, цену, мотивацию к труду. Под ее влиянием изменяется цена, выявляются и вытесняются с рынка товары низкого качества, вовлекаются в оборот товары, пользующиеся спросом. Если в экономике конкурентный механизм не ослаблен, рыночная среда способствует росту эффективности производства.
     Конкурентная  борьба между организациями, формирующими предпринимательскую среду, принимает разнообразные формы под влиянием как макроэкономических факторов, так и действия самих организаций. Такого рода соперничество развивается, прежде всего, в двух основных направлениях: внутри- и межотраслевой конкуренции, причем общими для них является географическая среда деятельности самой организации.
     Таким образом, видно, что обеспечение  конкурентоспособности предпринимательских структур — это очень сложный социально-экономический процесс, а сама конкурентоспособная среда, в которой функционируют соответствующие предпринимательские структуры, — сложная социально-экономическая система.
     Конкурентоспособность предприятия - один из основных критериев  оценки эффективности его деятельности и развития. Время, когда главным было произвести как можно больше товаров любыми способами, не замечая имеющихся качественных недостатков, осталось в прошлом. В современных условиях развития экономики важно не просто «что-то» производить, а стремиться к качеству и конкурентоспособности производимой продукции. С этой целью необходимо осуществлять определенные организационные преобразования, способствующие решению поставленных задач.
     Цель  курсовой работы изучить конкурентную среду фирм, понять, чем характеризуется конкурентоспособность фирмы, изучить систему показателей, раскрывающих  конкурентоспособность продукции, понять процесс и особенности оценки конкурентоспособности фирмы.
     В соответствии с поставленной целью  выделим перечень решаемых в работе задач:
     - раскрыть понятие конкурентоспособности  фирмы, определить факторы, влияющие  на нее;
     - изучить методы определения конкурентоспособности  фирмы;
     - рассмотреть направления повышения  конкурентоспособности фирмы.
 

     1 Понятие конкурентоспособности фирмы, факторы влияющие на нее 

    Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена  только путем сравнения фирм, выпускающих  аналогичную продукцию или оказывающих  одинаковые услуги применительно к  территории, в пределах которой эти  фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом [19, с. 464].
    Теория  конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей [20, с. 400].
    Существует  множество определений конкурентоспособности. И во многом оно зависит от автора, например, Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. определяют конкурентоспособность как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей [8, с. 362].
    По  Маршалу конкурентоспособность- это  состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо [9, с. 26].
    По  мнению Фатхутдинова Р.А., конкурентоспособность- это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [15, c. 312].
    Перцовский  Н.И. характеризует конкурентоспособность как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [10, с. 239].
    По  Киперману Г.Я. конкурентоспособностью является способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [12, с. 524].
    Определений конкурентоспособности много, но заключающаяся в них суть- одна. Так что же такое конкурентоспособность?
    Конкурентоспособность – это свойство объекта и его  сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность определяется по конкретному объекту на конкретном рынке [6, с. 304].
     Конкурентоспособность – сравнительная характеристика конкретных продуктов, стратегических коммерческих (хозяйственных) подразделений, предприятий по принципу «лучше –  хуже» с позиций потребителей [14, с. 892].   Конкурентоспособность как экономическая категория означает степень преимущества продукта на рынке по сравнению с другими, конкурирующими продуктами аналогичного назначения. Такое понимание конкурентоспособности является практически общепринятым [6, с.304].
     Конкурентоспособность является сложной экономической категорией, которая подразделяется на конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей (т.е. фирм), отраслей и страны [16, с. 544].
       Все эти уровни взаимосвязаны  и оценка их состояния определяется  в первую очередь способностью  конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. В дальнейшем под влиянием состояния дел на первом уровне складывается конкурентоспособность на всех других уровнях: предприятий, отраслей и страны.
     Различают два понятия – конкурентоспособность  предприятия и конкурентоспособность товара. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы [13, с. 576].
     Понятие конкурентоспособность предприятия является относительно новым по сравнению с понятием конкурентоспособность продукции.
     С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью обеспечения конкурентоспособности.
     Конкурентоспособность организации — это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу, это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции.
     Не  выделяются виды конкурентоспособности  фирмы, но можно выделить факторы, влияющие на нее. Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Внешние факторы конкурентного преимущества организации характеризуются следующими показателями [7, с. 325]:
     - уровнем конкурентоспособности страны;
     - уровнем конкурентоспособности региона;
     - уровнем конкурентоспособности отрасли;
     - государственной поддержкой малого и среднего бизнеса в стране и регионах;
     - правовым регулированием функционирования экономики страны и регионов;
     - открытостью общества и рынков;
     - научным уровнем управления экономикой страны и другими системами;
     - национальной системой стандартизации и сертификации;
     - государственной поддержкой науки и инновационной деятельности;
     - качеством информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
     - уровнем интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
     - налоговыми ставками в стране и регионах;
     - процентными ставками в стране  и регионах;
     - наличием доступных и дешевых природных ресурсов;
     - системой подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;
     - климатическими условиями и географическим положением страны или региона;
     - уровнем конкуренции во всех областях деятельности в стране.
     Значение  каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать  все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления и наращивать новые конкурентные преимущества.
     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
     - технико-экономические;
     - коммерческие;
     - нормативно-правовые.
     Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции.
     Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они  включают:
     - конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
     - предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
     - рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
     - имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
     Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования  товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
     Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли  в рыночных условиях. При этом фирма  имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях [6, с. 304].
     Управление  конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению  сервиса, рекламы.
     Основой конкурентоспособности предприятия  является конкурентоспособность его  продукции. 

 

     2 Методы определения  конкурентоспособности фирмы 

     Одной из важнейших целей оценки конкурентоспособности  является повышение эффективности  деятельности фирмы.
     Наиболее распространенное направление анализа конкурентоспособности — это сравнительная оценка конкурентоспособности продукта данной фирмы. Такую оценку на практике провести наиболее легко, так как информация о потребительских свойствах и эксплуатационных характеристиках продуктов является доступной. Проводя исследование потребителей, торговых организаций, можно получить информацию, например, о престижности торговых марок, предпочтениях потребителей, рыночной доле [2, с. 795].
     Оценка  конкурентоспособности фирмы — гораздо более сложная задача. Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов [11, с. 496].
     Безусловно, создание универсальной методики оценки конкурентоспособности, применимой для любых фирм, представляет собой невыполнимую задачу. Фирмы характеризуются разными сферами деятельности, различиями в производстве и сбыте, разными продуктами, имеющими несравнимые параметры. Речь, скорее, может идти только о неких общих методических подходах, которые в различных случаях могут воплощаться во множество конкретных методик оценки конкурентоспособности.
     Существует  несколько подходов к оценке конкурентоспособности фирмы [17, с. 113]:
     - метод сравнительных преимуществ;
     - метод равновесия фирм и отрасли;
     - структурно-функциональный метод;
     - метод «профилей» и качества;
     - матричный метод.
     В соответствии с законом сравнительных  преимуществ, страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые ей обходятся относительно дешевле, и импорте тех, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри страны. Размещение производства между странами должно следовать закону сравнительных издержек - каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее издержки более низкие, хотя по абсолютной величине они могут быть иногда и несколько больше, чем у конкурентов. Обладание страной преимуществами, позволяющими обеспечить относительно более низкие издержки производства в какой-либо отрасли, является предпосылкой для завоевания данной отраслью сильных рыночных позиций, то есть для ее конкурентоспособности.
     Метод сравнительных преимуществ сравнивает фирмы по таким показателям, как  продукт, цена, ассортимент, маркетинг, производство, имидж, результаты деятельности, инновационная деятельность (среднее время между предложениями новых продуктов), возможность немедленного выполнения заказа, степень многопрофильности предприятия.
     Метод равновесия фирм и отрасли. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, то есть для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке). В условиях равновесия производителя (при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Методы оценки конкурентоспособности производителя на основе теории равновесия и факторов производства, хотя и могут использоваться в отношении фирм и отраслей экономики, все же имеют существенные ограничения в своем применении. Во-первых, теория равновесия производителя была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции. Во-вторых, данный метод строится на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия.
     Структурно-функциональный метод. Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана исходя из знания уровня монополизации отрасли, концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний. Теория международного маркетинга позволила изучить влияние внешних условий на конкурентоспособность фирмы. Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем самым влияют на уровень конкурентоспособности компаний:
     - потенциал рынка (возможная емкость);
     - легкость доступа;
     - вид товара;
     - входные барьеры (необходимые инвестиции);
     - однородность рынка;
     - структура отрасли или конкурентные позиции фирм;
     - степень вовлечения фирм в  данную отрасль;
     - возможность технологических нововведений;
     - экономия на масштабе;
     - диверсификация фирм.
     Вторым  методом определения критерия эффективной  конкуренции служит функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска  продукции, норма прибыли.
     Метод "профилей" и качества. Он базируется на положениях теории маркетинга и используется консультационными фирмами Западной Европы. Выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии заметить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами.
     Матричный метод основан на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла. В середине 70-х годов маркетинговая организация "Бостон консалтинг групп" разработала матричную методику оценки конкурентоспособности различных товаров, которая впоследствии применялась не только для анализа характеристик товаров, но и при изучении конкурентоспособности "стратегических единиц бизнеса" - товаров, сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. О конкурентоспособности можно также судить по ряду экономических показателей, содержащихся в финансовой отчетности фирм:
     - если стоимость реализованной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, значит, спрос на нее растет (при этом необходимо учитывать фактор инфляционного роста цен);
     - отношение прибыли к объему  продаж (в случае увеличения может  означать повышение конкурентоспособности);
     - отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов;
     - отношение объема продаж и  стоимости нереализованной продукции  дополняет два предыдущих и  в случае уменьшения означает  снижение спроса или перепроизводство  продукции;
     - загрузка производственных мощностей;
     - портфель заказов;
     - объем и направления капиталовложений.
     Цели  будут определять выбор тех или  иных показателей, характеризующих  фирму, которые ставит перед собой  предприятие при выборе иностранного партнера. Но наиболее важными факторами, которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и качество ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, достаточный производственный и научно-технический потенциал.
     Все методы этой группы не содержат простых и однозначных критериев, которые позволяли бы дать полную оценку конкурентоспособности фирмы-производителя. В случае диверсифицированного производства расчеты сравнительных показателей становятся технически и экономически нецелесообразными. Поэтому при использовании методов оценки конкурентоспособности фирм на основе характеристик качества продукции применяются косвенные обобщенные показатели или система показателей.
     Разновидностью  такого подхода служит сравнение  фирм по векторам компетентности, с помощью построения секторограмм — многоугольников конкурентоспособности (рис. 2.1) [18, с.795]. 


Рис.2.1 Прерывистая линия – фирма 1; сплошная линия – фирма 2 

     

     Рис. 2.2 Многоугольник конкурентоспособности
     На  рисунке 2.2 показано как будет выглядеть многоугольник конкурентоспособности при сравнении двух фирм по таким показателям, как концепция, качество, цены, финансы, торговля, послепродажное обслуживание, внешняя политика, предпродажная подготовка. По нему можно определить какие показатели нужно исправить, в каких его конкурент отстает, а в каких доминирует.
     Особое  место занимают матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Они основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии «жизненного цикла», которые включают в себя внедрение, рост, насыщение и спад. Иногда выделяются дополнительные этапы жизненного цикла, являющиеся по сути уточнением основной градации. На каждом этапе фирма может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается в занимаемой ею доле на рынке и в динамике продаж.
     Матрицами бизнес-портфеля, или портфельными матрицами, называются стратегические матрицы, служащие для формирования диверсифицированного портфеля продукции предприятия. Под портфелем понимается вся совокупность продукции предприятия. Термин «портфель» широко используется в экономике для обозначения некоторого набора объектов, который изменяется по желанию владельца портфеля.
     Конкурентоспособность фирмы (отрасли), таким образом, является относительной характеристикой, позволяющей отличать конкретную фирму от фирм-конкурентов как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. В этом смысле конкурентоспособность фирмы заключается в том, что она характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
 

      3 Направления повышения конкурентоспособности фирмы 

     Повышение конкурентоспособности - верный шаг  к успеху предприятия в сфере  его деятельности. Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, то есть совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода [4, с. 33].
     Возможным подходом к оценке уровня конкурентоспособности  предприятия является применение аналитического способа, который требует построения матрицы конкурентоспособности (таблица  3.1).
     Таблица 3.1
Матрица конкурентоспособности предприятий

     В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности  руководители предприятий могут  выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности фирмы.
     К тому же, одним из главных направлений  повышения конкурентоспособности  предприятия будет стратегическое управление. Хотя, появившийся подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции, позволяет провести только общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки - поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
     Ни  одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
     Управление  маркетингом обеспечивает целевую  ориентацию рыночной деятельности предприятия, комплексность этой деятельности [15, с. 312].
     Существующие  методики комплексной оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия позволяют  охарактеризовать конкурентоспособности  предприятия на тактическом уровне. Стандартов оценки, как и единой методики, не существует. Так уж повелось, что каждое предприятие обладает собственными «индивидуальными» методиками [5, с. 38].
     Приведем  пример оценки конкурентоспособности  предприятия на примере фирмы  ООО «Каскад».
     Фирма ООО «Каскад» является обществом с ограниченной ответственностью, ведет свою деятельность в сфере аренды недвижимости. Оценка эффективности деятельности проводилась в динамике за три года: 2005, 2006 и 2007 гг. Продуктами фирмы являются различные виды помещений, сдаваемые в аренду [1, с. 109-120].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.